Что значит элективные курсы по физической культуре. «Элективные курсы по физической культуре» для студентов в неспециализированном (творческом) высшем учебном заведении

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Программа элективного курса по физической культуре “ОФП” разработана для учащихся 9 классов профильного уровня с учетом физического развития учащихся, возможностей спортивной базы и исходя из требований, предъявляемых к учащимся оканчивающим основное общее образование и рассчитана на 34 часа или 1 час в неделю.

Цель: повышение двигательной активности учащихся, формирование основ здорового образа жизни, общее оздоровление организма.

  • научить школьника способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, совершенствовать сформированные компетентности;
  • совершенствование конкретных двигательных действий, развитие двигательных способностей, формирование умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность; ?
  • дать возможность ученику реализовать свой интерес к предмету;.
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  • создать условия для подготовки к экзамену по выбору по предмету “Физическая культура”;
  • дать возможность учащимся использовать полученные знания в своей будущей жизни и практической деятельности.

Методологической основой данной программы элективного курса являются Образовательные стандарты основного общего образования по физическому воспитанию (базовый и профильный уровень).

Система расположения материала, полнота изложения сведений, характер отбора материала направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте: на укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию, приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Материально-техническая база школы позволяет включить в обозначенный курс занятия по следующим видам спорта: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, гимнастика с элементами акробатики, шейпинг.

Данная рабочая программа является программой 2 типа, так как количество часов, отведенных на освоение учебного материала, существенно отличается от такового в программе авторов В.И. Лях и А.А. Зданевич. Кроме того в предлагаемой программе учебный материал дополнен такими разделами как “Настольный теннис” и “Шейпинг”, а материал раздела “Основы знаний о физической культуре” изучается в контексте конкретного вида спорта и имеет ведущее значение в прикладном характере данного элективного курса.

1. Основы знаний

  • особенности развития избранного вида спорта;
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
  • психофункциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

2. Легкая атлетика

  • Бег в равномерном темпе: 20–25 мин. (юноши), 15–20 мин. (девушки);
  • Бег в переменном темпе: 10–15 мин.

3. Спортивные игры:

Волейбол

  • стойки и передвижения игрока;
  • передачи мяча;
  • нижняя подача;
  • прием мяча после подачи;
  • двусторонняя игра;
  • прямой нападающий удар;
  • одиночное блокирование.

Баскетбол

  • стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча;
  • ведение мяча правой и левой рукой;
  • бросок мяча одной и двумя с места и в движении.

4. Гимнастика с элементами акробатики

  • опорный прыжок согнув ноги;
  • акробатика: перекаты назад; стойка на лопатках, повороты в сторону; два кувырка вперед; прыжок вверх прогнувшись.

5. Настольный теннис

  • передвижения;
  • удары и подача слева и справа;
  • удары прямые с вращением;
  • одиночная игра.

6. Шейпинг

  • упражнения общего воздействия;
  • упражнения для мышц живота;
  • упражнения для мышц спины;
  • упражнения для ягодичных мышц;
  • упражнения для отводящих мышц бедра;
  • мышц разгибателей бедра;
  • упражнения для мышц верхнего плечевого пояса;
  • развитие различных групп мышц с изменением дозировки по времени, количеству и интенсивности выполнения упражнений.

Требования к подготовке учащихся:

По окончании изучения программы курса “ОФП” учащиеся должны демонстрировать следующие знания :

Особенности индивидуальных занятий физической культурой и спортом;

Основные понятия здорового образа жизни;

Основы спортивной гигиены;

Дозировка индивидуальных занятий физической культурой и спортом.

Двигательные умения и навыки:

Технически правильно выполнять основные движения в предложенных видах спорта;

Демонстрировать выполнение индивидуально разработанного комплекса упражнений общей физической подготовки.

Вводная лекция
по дисциплине
«Элективные курсы
по физической культуре»

http://www.kspu.ru/division/97/

В соответствии с ФГОС ВО дисциплины
физической культуре и спорту реализуются:
по
- «Физическая культура» в объеме не менее 72
академических часов (2 зачетные единицы);
- Элективные курсы по физической культуре в
объеме не менее 328 часов (0 зачетных единиц).
Указанные
академические
часы
являются
обязательными.

«Физическая культура» проводится
в виде лекций.
Элективные курсы по физической
культуре проводятся в виде
физической подготовки по видам
спорта: легкая атлетика, волейбол,
настольный теннис, бадминтон,
лыжная подготовка, гимнастика и пр.

Учебные группы формируются после медосмотра
в соответствии с приказом КГПУ им. В.П.
Астафьева, с учетом состояния здоровья
занимающихся.
Численность основной группы составляет 15
человек;
специальной медицинской группы – 8-12 человек.
Обучающиеся, освобожденные по состоянию
здоровья от физической нагрузки, готовят и
защищают реферативную работу по темам,
предложенным кафедрой физической культуры и
здоровья, в начале каждого семестра.

Обучающийся, регулярно занимающийся в спортивной
секции и, имеющий результаты тестирования по
физической подготовке на отлично, или отлично и
хорошо, или хорошо, может свободно посещать занятия
дисциплины Элективные курсы по физической культуре.
Основанием для свободного посещения занятий
Элективных курсов по физической культуре является
личное заявление обучающегося, к которому прилагаются:
справки о регулярном посещении спортивной секции
КГПУ им. В.П. Астафьева или образовательных
организациях спортивной направленности субъекта РФ в
текущем учебном году,
результаты тестирования по физической подготовке на
отлично, или отлично и хорошо, или хорошо.

У кафедры имеется:
2 спортзала и теннисный зал на Взлетной 20;
2 на Маркса 100;
лыжная база.
Условия получения зачета
а) посещение всех занятий (или отработка
пропущенных);
б) сдача тестов: бег 100м, 2/3км, отжимания,
скакалка, подтягивания, пресс, прыжок в длину с
места;
г) реферат (требования к написанию на сайте
кафедры)
в) занятия в секциях (по согласованию).

Все спорные ситуации решаются в
следующей последовательности:
ведущий преподаватель – зав. кафедрой
(Попованова Н.А., ауд.1-33; вт., чт. 14:0018:00).

Сотовые телефоны, плееры во
время занятий убирать.
Студент, опоздавший или не
допущенный – отрабатывает
пропуск.

Медосмотр проводится по приказу по
факультетам и по группам;
студенты, не прошедшие медосмотр, к
занятиям не будут допущены.
Справки для СМГ (специальной
медицинской группы) передаются ведущему
преподавателю.
После медосмотра (октябрь) окончательное
комплектование СМГ.
При переходе к другому преподавателю
долги передаются.

Физическая культура проводится только на
1-2-3 курсах (зачеты во 2, 4 и 5 семестрах),
далее только самостоятельно;
Если студент заболел, то, справку
ведущему преподавателю заверить в
медпункте (Лебедевой, 80) – занятия не
отрабатываются
После длительной болезни вопрос с
рефератом решает ведущий преподаватель.
Тестирование проводится на стадионе 2
раза в год – осенью (с середины сентября) и
весной (с середины мая).

Все занятия только в спортивной форме,
обуви.
Звонок на занятия для студентов; с занятия
для преподавателя 60 мин.
Никаких самостоятельных уходов с занятий,
только с разрешения преподавателя
Разминка – обязательна.
Опоздавшие не допускаются!

Не следует оставлять в
раздевалках ценные вещи или
деньги, можно отдать на хранение
преподавателю.
Есть проблема с сохранностью
вещей!
Забытые вещи забирать из короба в
преподавательской!)

А. А. Сомкин, С. А. Константинов

«Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ

Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и культивирование так называемой «моды на активный и здоровый образ жизни» являются важнейшими задачами таких учебных дисциплин, как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в высших учебных заведениях Российской Федерации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «3 плюс» (ФГОС ВО 3+) студенты очной формы обучения в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) по базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата по физической культуре проходят следующие учебные дисциплины:

- «Физическая культура» в объёме 72 акад. ч (16 ч - лекции; 16 ч - практические, семинарские занятия; 20 ч - самостоятельные занятия) на первом курсе;

- «Элективные курсы по физической культуре» в объёме 328 акад. ч (практических занятий) на первом-третьем курсах.

«Элективные курсы по физической культуре» предполагают постепенный переход в СПбГИКиТ от обязательных форм учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами. В качестве элективных курсов на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ студентам предлагаются:

Во-первых, стандартные учебные занятия в соответствии с расписанием (два раза в неделю по два академических часа);

Во-вторых, различные формы секционных занятий, которые ориентированы на некоммерческий спорт высших достижений, физ-культурно-кондиционный спорт, прикладные дисциплины, рекреаци-онно-реабилитационные формы двигательной активности, интеллектуальные виды спорта.

На первый план при организации учебных и секционных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» выходит так называемый мотивационно-ценностный компонент, который должен формировать у молодых людей положительное эмоциональное отношение к занятиям и устойчивое желание прикладывать при этом вполне осознанные волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности . Рассмотрим основные формы секционных занятий на кафедре,

ориентированные, в том числе, на студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе.

1. Некоммерческий спорт высших достижений подразумевает успешное выступление на соревнованиях высокого уровня, но без получения существенного финансового вознаграждения . Для студентов СПбГИКиТ, специализирующихся в единоборстве ушу саньда, - это чемпионаты России, крупные и престижные международные турниры, в том числе и в Китае, на «родине» этого вида спорта. Ушу саньда является комбинированным видом единоборства, вобравшим в себя лучшие технические приёмы из китайских боевых искусств . При высоком уровне подготовки ведущих спортсменов-студентов института по ушу саньда (технической, функциональной, физической, тактической) они способны при определённой адаптации учебно-тренировочного процесса представлять сборную команду института по различным «смежным» дисциплинам - ударным, борцовским и смешанным единоборствам.

2. Физкультурно-кондиционный (или так называемый «массовый») спорт - это тип общедоступного (ординарного) спорта, направленный главным образом на физкультурно-спортивные тренировки, которые способствуют сохранению приобретённой ранее (в школьном возрасте) физической формы со строго регламентированным участием в соревнованиях. Здесь целевой итог деятельности ориентирован не на максимально возможный результат, а на необходимый каждому человеку уровень физического и духовного развития для поддержания его дееспособности и адекватного состояния здоровья. При этом затраты времени на занятия оптимально минимизированы и не мешают основному социально необходимому виду деятельности студента, получающего высшее образование . В СПбГИКиТ организованы на регулярной основе секционные занятия по следующим видам спорта:

Спортивные игры - волейбол, баскетбол, настольный теннис;

Единоборства - кикбоксинг, тхэквондо, самбо, дзюдо;

Атлетические виды спорта - армрестлинг и гиревой спорт;

Черлидинг.

Из лучших студентов, посещающих данные секции, сформированы сборные команды института, для которых основными соревнованиями является спартакиада высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

3. Прикладные дисциплины. Проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Поэтому не случайным является тот факт, что в СПбГИКиТ большой популярностью у студентов (как юношей, так и девушек), которые не имеют желания ре-

гулярно тренироваться для участия в соревнованиях, пользуются секции по прикладным дисциплинам:

Самозащита - на основе техники школ традиционного ушу;

КЭНПО - реальный рукопашный бой;

Айкидо, в том числе и с использованием оружия;

СгоббРИ - система так называемой функциональной круговой тренировки с использованием упражнений из различных единоборств (бокс, тхэквондо, дзюдо, спортивно-боевое самбо).

Занятия в таких секциях, как самозащита и айкидо, как правило, не требуют от студентов высокого уровня развития их физических способностей и освоения сложных технических приёмов.

4. Следующая группа секций условно объединена рекреацион-но-реабилитационными формами двигательной активности студентов. В процессе занятий в данных секциях физические упражнения и какие-то элементы спорта используются в доступных и упрощённых формах для решения следующих задач: поддержания и укрепления здоровья; активного, здорового отдыха; переключения на другой вид деятельности; восстановления работоспособности; организации эмоционально насыщенного досуга; оздоровления студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.

На студентов, не имеющих отклонений в состоянии своего здоровья, ориентирована секция фитнеса. Занятия по фитнесу проводятся в форме так называемых «смешанных классов» - имеется в виду наличие как аэробных, так и силовых упражнений, присутствующих в программе занятий. Для студентов, отнесённых по результатам углублённого медицинского обследования (УМО) к подготовительной и специальной медицинским группам, организована секция йоги. Первый день недели - это занятие для начинающих (в основном студентов первого курса) и относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе. Второй день недели - занятие для студентов (М-М курсы), имеющих предыдущий опыт занятий йогой, например на первом курсе.

5. Секции по интеллектуальным видам спорта - шахматам и шашкам, - на посещение которых ориентируются студенты, имеющие отклонения в состоянии своего здоровья или освобождённые от практических занятий. Из лучших игроков, по результатам контрольных тренировок, формируются сборные команды института по этим видам спорта, которые регулярно участвуют в районных и городских турнирах, а также в Спартакиаде высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

Таким образом, введение в высших учебных заведениях Российской Федерации нового ФГОС ВО 3+ и выделение в блоке 1 -

базовая часть «Дисциплины (модули)» - предмета «Элективные курсы по физической культуре» в СПбГИКиТ позволило перейти от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно ориентированной оздоровительной программе; от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами.

Список литературы

1. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: моногр. - Белгород: ЛитКараВан, 2013. - 454 с.

2. Матвеев Л.П. Размышления о спорте // Спортивный менеджмент. -2004. - № 1. - С. 16-21.

3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.

4. Сомкин А.А., Макаров О.Р. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. статей Международной науч.-практ. конф. (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.

В. Г. Сотник

Модернизация педагогического образования в Российской Федерации

В XXI веке российская система образования претерпевает кардинальные изменения.

В Российской Федерации принят ряд нормативных документов (новый закон об образовании, федеральные государственные образовательные стандарты) , в связи с чем возникла необходимость перехода от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной. Следовательно, от учащихся требуется значительная самостоятельность в осуществлении активной познавательной деятельности.

Каким будет образование в XXI в., зависит от учителя, его жизненной позиции, профессионализма, компетентности. Исследовательская компетентность в образовании рассматривается как основная составляющая профессиональной компетентности учителя биологии.

Компетентностный подход рассматривается некоторыми авторами как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью

Программа курса « Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями »

Тавгазов Скандарбек Георгиевич,

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №23» п. Айхал

Пояснительная записка

Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Для изучения влияния физических упражнений на людей, занимающихся физической культурой и спортом людей, проводятся исследования функционального состояния организма или отдельных ее систем. С этой целью применяются функциональные пробы и тесты, с помощью которых определяются адаптация спортсмена к той или иной физической нагрузке, период восстановления, уровень работоспособности и тренировочного эффекта. Показателями функционального состояния являются такие физиологические параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем, как частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), артериальное давление (АД), максимальное потребление кислорода (МПК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.

Элективный курс «Познай себя» позволяет учащимся получить необходимые знания расширения кругозора в области физической культуры и спорта.

Элективный курс рассчитан на 17 часов . Достаточно внимания уделяется самостоятельной и практической работе детей с использованием технических средств обучения. В программе рассматриваются вопросы углубленного исследования физического развития и оценки функционального состояния человека.

Цель обучения – формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

В соответствии с целью, формируются задачи элективного курса:

Воспитание у школьника ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, формировании у обучающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни, формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих психолого-педагогические и медико-биологические основы;

Знать: основные требования по проведения самоконтроля во время физической нагрузки

Уметь: самостоятельно проводить, корректировать и контролировать основные методы самоконтроля

Владеть: основными методами самоконтроля

  1. Обеспечение содержания курсов

Литература: О-1; О-2; Н-1;Д-3; Д-7; Д-13.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения курсов используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

  • Лекции;
  • Практические занятия;
  • Компьютерное тестирование;
  • Тренировка в избранном виде спорта (для студентов, включенных в состав сборных команд университета);
  • Обсуждение рефератов;
  • Культурно-просветительская работа в студенческих исследовательских группах;
  • Самостоятельная работа студентов;
  • Консультации преподавателей.

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • интерактивные лекции;
  • компьютерные симуляции;
  • групповые дискуссии и проекты;
  • обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЧНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ;

Интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.

Включённый в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, и содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие практическую ценность для определения комплексной оценки здоровья индивида.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Лекции

Практичес-

кие занятия

Форма контроля

Введение. Современные методы исследования человека (краткий обзор)

Методы исследования и оценки функционального состояния человека

Тестовый контроль

Функциональные пробы

Лаб. работа

Методы исследования физического развития человека

Лаб. работа

Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников

Лаб. работа

Итоговое занятие

зачёт

Всего часов

  1. 1. Введение. Современные методы исследования

Общенаучные методы исследования. Теоретические методы исследования. Эмпирические методы исследования. Физиометрические методы исследования.

  1. 2. Методы исследования и оценки функционального состояния человека

Влияние физических упражнений на человека. Функциональные пробы и тесты. Показатели функционального состояния человека.

  1. 3. Функциональные пробы

Функциональные пробы: цели, задачи. Характеристика функциональных проб. Проба Мартинэ. Проба Котова – Дёшина. Проба С.П. Летунова. Гарвардский степ-тест. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Проба Рюффье. Индивидуальный тренировочный пульс (ИТП).

  1. 4. Методы исследования физического развития человека

Способы измерения показателей физического развития. Методы наружного обследования человека. Соматоскопия. Методы инструментального исследования физического развития человека. Антропометрия. Физиометрия.

5. Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников

Тестирование. Способы выполнения тестов. Физическая подготовленность. Уровень физической подготовленности. Двигательная активность. Двигательный возраст. Показатели физической подготовленности. Возрастные оценочные нормативы. Протокол тестирования двигательной подготовленности

Данный элективный курс рекомендуется включать в учебный план школы для учащихся 10-11 классов в рамках как оборонно-спортивного так и универсального профилей. Можно также использовать элективный курс в рамках химико-биологического профиля, увеличив при этом тему «Методы исследования физического развития человека» до 5 часов за счёт темы «Оценка индивидуального уровня физической подготовленности и определение двигательного возраста школьников».

Для качественного проведения элективного курса «Познай себя» рекомендуется в лекционную часть (8 часов) включать интерактивное обучение, активно используя мультимедийное оборудование и видеотехнику.

Для проведения практической части (9 часов) рекомендуется использовать информационно-тренажёрные, медицинское оборудование и технические средства обучения.

Контрольные вопросы и задания.

1.Что является целью самоконтроля?

2.Укажите субъективные данные самоконтроля

3. Укажите объективные данные самоконтроля

4. Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?

5. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?

6. Какую величину пульса не следует превышать при занятиях физическими упражнениями в возрасте 18 лет?

7. Назовите основные общенаучные методы исследования?

8. Что означает «физиометрические методы исследования»?

9. По каким показателям определяется функциональное состояния человека?

10. Что означает термин «функциональная проба»?

11.Функциональные пробы: цели, задачи?

12 .Назовите методы исследования физического развития человека?

13. Перечислите основные способы измерения показателей физического развития?

14. Что относится к методам инструментального исследования физического развития человека?

15. Что такое «двигательная активность»?

16. Что означает термин «Физическая подготовленность»?

17. Как определяется двигательный возраст человека?

18. Опишите методику проведения Гарвардского степ-теста?

19. Опишите методику пробы С. П. Летунова?

20. Перечислите наиболее распространённые функциональные пробы и тесты?

Практические задания

Задание 1. Частота пульса у нетренированного взрослого человека колеблется в норме от 60 до 90 ударов в минуту.

Измерьте свой пульс в состоянии покоя. Если частота его 41-60 уд/мин - отличный результат; 61-74 - хороший; 75- 90 - удовлетворительный; более 90 уд/мин- неудовлетворительный (следует посоветоваться с врачом).

Задание 2. Выполните пробу с приседаниями.

Стоя (ноги вместе), сосчитайте пульс за 30 с. Затем в медленном темпе сделайте 20 приседаний, поднимая руки вперед и сохраняя туловище прямым, а колени разводя в стороны. После приседаний снова подсчитайте пульс.

Увеличение пульса свидетельствует о состоянии организма: меньше чем на 25% - отличное; на 25-50% - удовлетворительное; на 75% и выше - неудовлетворительное.

Задание 3. Поднимитесь на 4-й этаж по лестнице.

Если после подъема легко дышится, нет неприятных ощущений, то можете считать степень своей физической подготовленности хорошей. Появление одышки (учащенность и затрудненность дыхания) на 4-м этаже свидетельствует о средней степени физической подготовленности, на 3-м этаже - плохой. Более точные данные этой пробы можно получить, если измерить пульс в состоянии покоя, а затем сразу после подъема на 4-й этаж. Если после подъема пульс 100 уд/мин и ниже - отлично; 101 -120 - хорошо; 121-140 - удовлетворительно; выше 140 уд/мин - плохо.

Задание 4. Определите состояние своей осанки. Для этого измерьте ширину плеч и дугу спины. Инструкция измерения следующая. Нащупайте выступающие костные точки над плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижмите ее к левой точке. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к правой точке. Полученное число показывает ширину плеч. Затем переведите ленту за голову и протяните ее по линии верхнего края лопатки от левой точки к правой. Полученное число указывает величину дуги спины. Сделайте расчет по формуле:

ширина плеч, см

Х 100%

величина дуги спины, см

Норма: 100-110%.

Показатель 90% свидетельствует о серьезном нарушении осанки. При снижении этого показателя до 85-90% или увеличении до 125-130% надо обратиться к врачу-ортопеду.

Задание 5. (для юношей). Выявите свой уровень физической подготовленности, сравните его со средней нормой и выполните упражнения для повышения уровня.

а) Сила. Исходное положение - упор руками лежа на полу. Выполнить максимально возможное сгибание и разгибание рук (отжимание от пола), при этом тело необходимо держать прямо. Средний показатель для юношей 16-17 лет - 15 раз отжаться от пола.

б) Быстрота. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Быстро присесть и вытянуть руки вперед. Затем встать, приподняться на носки, руки опустить.

Исходное положение - стоя, ноги врозь, правая рука вверху, левая внизу. Быстро менять положение рук.

Учитывается количество повторений за 6 с. Среднее значение для юношей 16 лет: приседания - 6 раз, смена положения рук-16 раз; для юношей 17 лет; приседания - 7 раз, смена положения рук- 17 раз.

в) Ловкость . Возьмите два небольших предмета, удобных для захвата рукой (теннисные шарики, гладкие камешки), и подбрасывайте их один за другим вначале левой, а затем правой рукой.

Учитывается продолжительность непрерывности выполнения упражнения каждой рукой. Средние показатели ловкости для юношей: 16 лет - 45 с. левой и 75 с. правой рукой; 17 лет - 60 с. левой и 90 с. правой.

г ) Гибкость . Исходное положение - основная стойка. Сделайте максимальный наклон вперед, при этом ноги прямые. Если вы смогли коснуться пола ладонями обеих рук, то у вас хорошая гибкость, если нет, то ее следует развивать.

Задание 6. Осуществляйте самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития. Наблюдения фиксируйте в дневнике не менее 1-3 раз в неделю. В дневник вносятся объективные данные, фиксируемые приборами (длина и масса тела, частота пульса, артериальное давление и др.), и субъективные ощущения (настроение, самочувствие, снижение работоспособности, ухудшение сна, аппетита, неприятные ощущения и боли и др.). Желательно также отмечать содержание занятий.

Задание 7. Самоконтроль работоспособности объективно можно осуществить по пробе Руфье-Диксона, которая проводится

следующим образом.

Лежа на спине подсчитайте за 15 с пульс (P1)- Затем встаньте и сделайте 30 приседаний за 45 с. Снова лягте и сразу же подсчитайте пульс за 15 с. в течение первой минуты (Р2)и за последние 15 с. с этой же первой минуты (Р3). Расчет работоспособности (А) производится по формуле:

А = (Р1 + Р2 +Р3) х 4 -200

Результаты оцениваются так: 0-3 - хороший; 4-6 - средний; 7-8 - удовлетворительный; свыше 8 - плохой

Задание 8. Определите частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое?

Задание 9. Определите свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП)?

Для того чтобы занятия физической культурой приносили пользу, каждый должен знать, как правильно выбирать нагрузку и контролировать ее. Это можно сделать, воспользовавшись формулой Кервонена, которая позволяет определить индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) путем несложных математических расчетов. Для этого необходимо сесть на стул, посчитать свой пульс в состоянии покоя в течение одной минуты и после ряда вычислений получить цифровое выражение ИТП.

1. От цифры 220 нужно отнять сумму (свой возраст в годах плюс ЧСС в покое за 1 мин.)

2. Умножить полученную цифру на 0,6 и прибавить к ней величину пульса в покое.

Пример: Если тебе 16 лет и пульс в покое равен 66 уд/мин, расчёты покажут, что твой ИТП равен (220-(16+66) х 0,6 +66 = 148 уд/мин

Задания 10. Проведитеизмерение артериального давления (АД) дважды в положении сидя и назовите показатель максимального (систолического) артериального давления и показатель минимального (диастолического) артериального давления?

Основная литература:

  1. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.
  2. "Теория и методика физического воспитания: учебник" Андрей Васильков , 2008 г.
  3. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С.В.Алексеев и др.- Москва.- «Теория и практика физической культуры и спорта.- 2013.-780с.

Дополнительная литература:

  1. Баранов В. А., Венглинский Г. П., Столяр К. Э. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2004.
  2. Баранов В. А., Цедилин Ю. В., Якушев В. А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. – М.: РГТЭУ, 2005.
  3. Баранов В. А. Социальные проблемы физической культуры и спорта в современном обществе: монография. – М.: РГТЭУ, 2006.
  4. Баранов В. А. Физическая культура как институт качества жизни в условиях российской социальной реальности: монография. – М.: РГТЭУ, 2009.
  5. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
  6. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:АО "Аспект Пресс", 1995г.
  7. Самостоятельные занятия физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие. Лутченко Н.Г., Щеголев В.А., Волков В.Ю., и др.: – СПб.: СПбГТУ, 1999.
  8. Родиченко В.С. и др. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных высших учебных заведениях – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2009.
  9. Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/ В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд. испр. и доп. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  10. Журналы: Теория и практика ФК, преподаватель вуза и инновационные технологии. Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации;
  11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта М.: Советский спорт, 2007.
  12. Физиологические основы двигательной активности /Фомин.-М.-1991.
  13. Физиология человека/ Шмидт, Тевс и др. 3- тома – М.- 2001.
  14. Теория и методика физической культуры/ Матвеев. – 1991.

15. Ахундов Р.А. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.

16. Курамшин Ю.Ф. Теория физической культуры: Учебник. – 2 – изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004.

17. Бутин И.М., Бутина И.А. и др. Физическая культура: 9-11 кл.: Учеб. Пособие для учащихся общеобраз. учрежд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

18. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978.

19. Вавилов Ю.Н. Оценка индивидуального уровня физической кондиции // Физкультура в школе. – 1997. - №7.

20. Железняк Ю.Д. Смирнов Ю.И. основы научно-педагогической деятельности. Просвещение. М.: 1996ю

211. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков: Учеб. Пособие / Берзинь В.И., Слепушкина И.И., Глущенко А.Г. и др. – К. Выща школа. Головное изд-во, 1989.

Нормативно-правовые документы:

2. Стратегия развития физической культуры и спорта и спорта в Российской Федерации на

Период до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ №1101-Р от 07.08.2009 г.

  1. www.reu-sport.ru – Центр «Спортивный клуб РЭУ имени Г.В. Плеханова
  2. http://www.minsport.gov.ru/

    Элективные курсы по физической культуре обеспечены УМК - лекционным курсом, тематическими планами реализации физической культуры по различным направлениям подготовки, 5 спортивными сооружениями с соответствующим спортивным оборудованием (бассейн, 2 тренажерных зала, 2 зала общефизической подготовки)

ABOUT THE INTRODUCTION OF THE AII-RUSSIA PHYSICAL CULTURE

AND SPORTS COMPLEX TRP

N.N. Kalmykov, A.V. Yudkin, A.G. Nosov

Various alternative variants of the TRP system development in the Russian Federation, its features, goals, tasks and main functions are considered on the basis of the analysis of the legislative base of the WUSC TRP, normative and legal acts of federal and regional significance. The main proposals and recommendations for improving the organization and quality of implementing this system in educational institutions are formulated. A statistical observation of the organization and implementation of the TRP has been carried out. The main problems connected with informing the population about this complex are revealed.

Key words: sport, health, GTO, legislative framework of the GTO, statistical observation, GTO standards.

Kalmykov Nikolai Nikolaevich, candidate of sociological sciences, director, [email protected], Russia, Moscow, Expert-Analytical Center of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Yudkin Artem Vladimirovich, advisor to the chairman of the board, [email protected], Russia, Novosibirsk, Siberian Expert Center "Modernization",

Nosov Alexander Georgievich, candidate of pedagogical sciences, teacher, [email protected], Russia, Saratov, Povolzhsky Institute of Management named after Stolypin of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

УДК 796.011.1:378.14

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Л.Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова

Выявлены проблемы в содержании элективного курса по физической культуре с целью формирования общекультурных компетенций у студентов. Представлена методика организации занятий элективного курса по физической культуры в вузе с использованием физкультурно-оздоровительных технологий, которая учитывает уровень физической подготовленности и эмоционального состояния занимающихся и способствует формированию специально направленных компетенций у студенток.

Ключевые слова: компетенции, элективный курс по физической культуре, физкультурно-оздоровительные технологии, физическое развитие, физическая подготовленность.

Модернизация высшего образования, в частности введение профильного обучения, открывает принципиально новые возможности в осуществлении инновационной деятельности в вузе. В условиях профильного обучения помимо базовых вводятся новые компоненты

обучения - элективные курсы. Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый студент может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Именно элективные дисциплины по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждого студента содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы в наибольшей мере способствуют решению индивидуальных задач при формировании компетенций образовательного стандарта.

Говоря о качестве подготовки специалистов в вузе, следует учитывать не только приобретенные знания, умения и опыт в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность. Нет сомнения в том, что трудовые резервы нашей страны должны быть не только высококвалифицированными, но и обладать хорошим здоровьем. В связи с этим, как неоспоримое положение, в каждом образовательном стандарте прописаны общекультурные компетенции, направленные на формирование готовности применять средства физической культуры для повышения своего физического совершенствования при обеспечении полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Во ФГОС ВО по различным направлениям подготовки бакалавров и специалистов общекультурные компетенции, направленные на физическое совершенствование, сформулированы по-разному: студент должен обладать «способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний»; «способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»; «готовностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»; «умением применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования»; «владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»; «готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность»; «способностью применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего

интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования» и т. д., но суть их остается единой.

Физическое совершенство, по мнению Н.В. Решетникова , это исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в различных сферах общественного труда, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека. В данном контексте физическое совершенство отражает такую степень физического развития молодежи, студентов, их уровня здоровья, которые позволяют им наиболее полно реализовать свои творческие возможности. Поэтому физическое совершенство является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Именно физической культуре отводится ведущая роль при решении вопросов развития физических способностей студентов. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижению установленного уровня физической подготовленности.

В настоящее время требования федеральных стандартов к процессу обучения предусматривают по дисциплине «Физическая культура» выделение часов в базовой части (72 часа) и элективных курсов с обязательными академическими часами (328 часов), но без конкретизации средств и методов их реализации.

Это ставит перед спортивно-педагогической наукой проблему, требующую теоретического обоснования и практического решения. Пути реализации кроются в поиске эффективных, привлекательных и доступных для студенческой молодежи средств, а также в совершенствовании самого процесса по физическому воспитанию. Ведь именно элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых дисциплин в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей студентов, формировании их индивидуальной образовательной траектории.

Для преподавателей по физической культуре в вузе появляется возможность в элективные курсы вносить научно обоснованные изменения и дополнения в формы организации, содержания учебного материала, подведения итогов его освоения с учетом региональных, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.

Использоваться могут не только традиционные средства физической культуры: упражнения легкой атлетики, борьбы, спортивных игр, лыжного спорта, плавания, но и новейшие современные физкультурно-оздоровительные технологии.

В настоящий момент в практике физической культуры сформировалось значительное количество различных физкультурно-оздоровительных систем, призванных содействовать сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе учащейся молодежи. При использовании этого многообразия систем необходимо учитывать ценностные ориентации современной молодежи, чтобы не ослабевала ориентация на физкультурно-спортивную деятельность .

Кроме того, используемые средства физической культуры должны учитывать половозрастные особенности студентов и быть направлены на развитие у них в процессе обучения определенных профессионально-значимых физиологических, физических и психологических функций и качеств, состояния здоровья и их соответствия характеру профессиональных требований избранной профессии для формирования соответствующих компетенций.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда и общественно-политической деятельности. В этом возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности. В то же время, многочисленные исследования указывают на низкий уровень физической подготовленности, здоровья у большинства выпускников школ. Кроме того, у многих отсутствуют элементарная культура движений, умения в быту проявлять жизненно необходимые двигательные качества и навыки . Часто именно с таким уровнем подготовленности по физической культуре вчерашние школьники становятся сегодняшними студентами, не говоря уже о том, что все отклонения в здоровье, появившиеся в детстве, с годами чаще усугубляются.

Учитывая все вышесказанное, мы провели исследования в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура (элективная дисциплина)». В нашем эксперименте приняли участие девушки-студентки первого курса СПБГЭУ.

Предварительный опрос студенток показал, что ведущими положительными мотивами посещения занятий по физической культуре для них являются: желание улучшить фигуру - 87 %, желание поддержать здоровье - 10 %, необходимость получить зачет - 3 %. Регулярно посещать учебные занятия по физической культуре пожелали 60,1 % респондентов, в

то же время 39,9 % первокурсниц указывают на отсутствие интереса к физической культуре.

Выбор большинства студенток предполагает использование на занятиях физической культурой современных фитнес-технологий: предпочтение отдано фитнесу - 41,2 %, калланетике - 40,5 %, аэробике -32,4 %; аква-аэробике - 25 %.

При формировании двигательных программ в рамках элективных курсов по физической культуре мы использовали современные физкультурно-оздоровительные технологии, учитывая, что девушки-студентки предпочитают упражнения, связанные с музыкой, пластикой, артистичностью. Применение упражнений танцевального характера в оздоровительной тренировке играет большую роль в предотвращении и снятии стрессового состояния, психокомплексов, в общем психическом оздоровлении, что так необходимо при напряженном умственном труде студентов. Разнообразие упражнений, постоянное обновление логически выстроенных программ, высокий эмоциональный фон занятий позволяют эффективно решать большинство задач физического воспитания при формировании соответствующих общекультурных компетенций.

В наших исследованиях в рамках элективного курса по физической культуре студентки первого курса СПБГЭУ занимались с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий: в контрольной группе (КГ) в основном использовались упражнения базовой аэробики; студентки экспериментальной группы (ЭГ) занимались с включением упражнений танцевальных видов аэробики, калланетики, стретчинга, пилатеса, йоги. Эксперимент проводился в течение семестра (четыре месяца). Занятия в группах проводились два раза в неделю в рамках часов занятий по «Физической культуре (элективная дисциплина)». Завершался цикл занятий участием в фестивале по аэробике.

Для оценивания сформированности компетенций по дисциплине создается фонд оценочных средств, который представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов (оценочных средств) и методов их использования, предназначенных для определения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

При создании фонда оценочных средств при занятиях физическими упражнениями необходима эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья студентов, результаты которой позволяют студенту определить свой уровень физической подготовленности и разработать индивидуальные программы, направленные на коррекцию и формирование здорового образа жизни. Для оценивания уровня физической подготовленности студентов используются упражнения на проявление основных физических способностей: скоростно-силовой выносливости, статической и динамической силы, координации, гибкости. Данные упражнения не должны значительно отличаться от

используемых в практике образовательных учреждений для оценивания уровня физической подготовленности выпускников средней школы, а также нормативов комплекса ГТО 5-й и 6-й ступеней (согласно возрастной группе).

На первом этапе наших исследований осуществлялся сбор информации о физическом состоянии студенток, где было выявлено, что показатели проявления физических качеств не соответствуют возрастно-половой норме; жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) ниже на 51,8 % должной величины; показатели уровня физической работоспособности и физического состояния соответствуют низкому уровню .

Показатели изменения уровня физической подготовленности в результате проведенного педагогического эксперимента представлены в таблице.

Показатели изменения физической подготовленности студенток в ходе педагогического эксперимента

Показатель Этапы Группы Достоверность

экспери- Х±т межгрупповых

мента различии

ЭГ п=26 КГ п=28 1 Р

Аэробная выносливость - «степ-тест» (раз/мин) Начало 83,51±3,6 79,5±3,6 1,713 >0,05

Конец 86,1±2,0 81,5±2,4 0,651 >0,05

1=2,54; p>0,05 1=0,68; р>0,05

Силовая выносливость Начало 32,0±1,9 31,7±1,9 0,102 >0,05

- «подъем туловища» Конец 37,3±1,7 36,3±1,6 0,414 >0,05

(раз/мин) 1=8,78; р<0,001 1=5,64; р<0,001

Силовая выносливость Начало 21,7±1,7 20,5±2,3 0,420 >0,05

- «сгибание рук в Конец 27,3±1,9 26,1±2,3 0,391 >0,05

упоре лежа» (раз/мин) 1=2,22; р<0,001 1=5,57; р<0,001

Гибкость «наклон вперед» (см) Начало 12,3±1,4 13,7±1,6 0,643 >0,05

Конец 15,1±1,25 16,1±1,6 0,512 >0,05

1=12,88; р<0,001 1=4,16; р<0,001

В экспериментальной группе улучшилась силовая выносливость мышц рук на 28 % (р<0,001) и мышц брюшного пресса на 16 % (р<0,001), гибкость увеличилась на 22,2 % (р<0,001). Показатели аэробной выносливости улучшились на 5,6 % (р>0,05).

В контрольной группе улучшилась силовая выносливость мышц рук на 27,6 % (р<0,001) и мышц брюшного пресса на 14,5 % (р<0,001), гибкость увеличилась на 18 % (р<0,001). Незначительно изменились показатели аэробной выносливости (р>0,05), что объясняется, на наш взгляд, небольшой продолжительностью эксперимента.

В результате проведения занятий элективного курса по физической культуре с использованием физкультурно-оздоровительных технологий в течение одного семестра в контрольной и экспериментальной группах

уровень физической подготовленности изменился в положительную сторону.

Для изучения влияния экспериментальных занятий на эмоциональный фон студенток до и после занятий в начале и по окончании эксперимента заполнялись бланки ответов определения самооценки реактивной и личностной тревожности .

Средний показатель личностной тревожности в группах испытуемых находился в зоне средних значений (36-37 баллов). Реактивная тревожность студенток в начале и конце педагогического эксперимента до начала урока в наших исследованиях находилась также в диапазоне средних значений (36,9 и 37,1 балла). Это можно объяснить положительным эмоциональным настроем на предстоящие занятия оздоровительной аэробикой.

Показатели реактивной тревожности в контрольной и экспериментальной группах в нашем эксперименте имеют тенденцию к снижению как в процессе урока, так и в течение эксперимента. В экспериментальной группе эти улучшения более выражены. Статистически достоверных изменений между двумя группами нами не обнаружено, что мы объясняем содержательной частью занятий, очень близких по воздействию на эмоциональную и двигательную сферы занимающихся.

По мнению Ю.Л. Ханина , лишь при делении групп на высоко- и низкотревожных могут быть выявлены достоверные изменения, когда средствами физического воспитания удается оптимизировать эмоциональное состояние у высокотревожных студентов.

Опрос студенток по окончании эксперимента показал, что у 90 % респондентов в результате проводимых занятий с использованием физкультурно-оздоровительных технологий улучшалось настроение, 78 % -указали на улучшение общего самочувствия, 63 % субъективно указали на коррекцию фигуры; на умение красиво двигаться повлияли занятия у 56 % респондентов; приобрели новые знания об основах здорового образа жизни и способах поддержания здоровья 41 %, умение составлять комплексы для самостоятельных занятий приобрели 12 % респондентов. Большинство студенток с удовольствием участвовали в фестивале по аэробике с зачетной комбинацией, что доказывает целесообразность проведения итогового контроля по дисциплине «Физическая культура (элективная дисциплина)» в конкурсной форме.

Студенты, освоившие элективный курс, единодушно высказались за целесообразность его внедрения в образовательный процесс университета.

Таким образом, можно утверждать, что студенты благодаря элективному курсу по физической культуре с использованием физкультурно-оздоровительных технологий повысили свой уровень физической подготовленности, улучшили эмоциональное состояние, сформировав специально направленные компетенции в сфере физической культуры.

Список литературы

1. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. М.: Мастерство, 2002. 152 с.

2. Арвисто М.А. О роли и характере ценностных ориентаций в спортивной деятельности // Общество и спорт: сб. науч. тр. М.: ГЦОЛИФК, 1976. С. 6-14.

3. Венгерова, Н.Н., Кудашова Л.Т. Кинезиологический конструкт элективного курса по физической культуре в высшей школе // European Social Science Journal (Европейс. журн. социал. наук). 2016. №4. С. 238-243.

4. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. С. 44-49.

5. Ханин Ю.Л., Буланова Г.В. Эмоциональное самочувствие студентов в спортивных и учебных группах // Теория и практика физ. культуры. 1979. № 4.

Кудашова Людмила Тимофеевна, канд. пед. наук, доц., worldlucy@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Венгерова Наталья Николаевна, канд. пед. наук, проф., natalyavengerova@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

FORMATION OF COMPETENCE OF STUDENTS WITHIN THE ELECTIVE COURSES

FOR PHYSICAL CULTURE

L.T. Kudashova, N.N. Vengerova

Problems in the content of the elective course on physical culture with the aim of forming the general cultural competencies of students are revealed. The method of organization of the elective course on physical culture in the university with the use of physical culture and health technologies is presented. It takes into account the level of physical preparedness and emotional state of the students involved and promotes the formation of specially directed competencies among female students.

Key words: competence, elective course for physical education, sports and health technology, physical development, physical fitness.

Kudashova Lyudmila Timofeevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Saint Petersburg State University of Economics,

Vengerova Natalia Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Saint Petersburg State University of Economics