Экранно-звуковые пособия. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений — Российская газета Минимальные требования к оснащенности учебного процесса

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по информатике и информационным технологиям. Они содержат перечни средств компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (включая компьютеры, операционные системы и другие цифровые ресурсы), книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий и демонстрационных ресурсов в цифровом формате представления, технических средств. Требования к материально-техническому обеспечению учитывают интегративные возможности использования информационных технологий в процессе обучения и предполагают возможность преподавания в кабинете информационных технологий не только предмета «Информатика и информационные технологии», но и ряда других предметов на уроках, предполагающих активное использование информационных технологий а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в различных помещениях школы (предметные кабинеты, библиотека, комната для самостоятельных занятий учащихся и др.) и вне школы (в поисковой деятельности).

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции, в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объектов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решамых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом.Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

базовая

профильная

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт по информатике,
примерные программы,
авторские рабочие программы
входят в состав обязательного
программно-методического
обеспечения кабинета информатики.

1.2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень)

1.3.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень)

1.4.

Примерная программа основного общего образования по информатике

1.5.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике

1.6.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике

1.7.

1.8.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

1.9.

Учебник по информатике для основной школы

В библиотечный фонд входят комплекты учебников,
рекомендованных или допущенных МОН РФ.
При комплектации библиотечного фонда
полными комплектами учебников
целесообразно включить в состав
книгопечатной продукции,
имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе,
но и по несколько экземпляров учебников из других УМК.
Эти учебники могут быть использованы учащимися
для выполнения практических работ,
а также учителем
как часть методического обеспечения кабинета.

1.10.

Стандарт основного общего образования по информатике

1.11.

Учебник для базового обучения

1.12.

Учебник для профильного обучения

1.13.

Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно-научный, технологический)

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

1.14.

Научная, научно-популярная литература, периодические издания

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

1.15.

Справочные пособия (энциклопедии и т.п.)

1.16.

Дидактические материалы по всем курсам

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Плакаты

Таблицы, схемы, диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).

2.1.

Организация рабочего места и техника безопасности

2.2.

Архитектура компьютера

2.3.

Архитектура компьютерных сетей

2.4.

Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)

2.5.

Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

2.6.

История информатики

Схемы

2.7.

Графический пользовательский интерфейс

2.8.

Информация, арифметика информационных процессов

2.9.

Виды информационных ресурсов

2.10.

Виды информационных процессов

2.11.

Представление информации (дискретизация)

2.12.

Моделирование, формализация, алгоритмизация

2.13.

Основные этапы разработки программ

2.14.

Системы счисления

2.15.

Логические операции

2.16.

Блок-схемы

2.17.

Алгоритмические конструкции

2.18.

Структуры баз данных

2.19.

Структуры веб-ресурсов

Таблицы

2.20.

Программа информатизации школы

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Программные средства

3.1.

Операционная система

3.2.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

3.3.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

3.4.

Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей.

3.5.

Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами

3.6.

Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер.

3.7.

Антивирусная программа

Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

3.8.

Программа-архиватор

3.9.

Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков

3.10.

Программа для записи CD и DVD дисков

3.11.

Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.

3.12.

Звуковой редактор.

3.13.

Программа для организации аудиоархивов

3.14.

Редакторы векторной и растровой графики.

3.15.

Программа для просмотра статических изображений.

3.16.

Мультимедиа проигрыватель

3.17.

Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов

3.18.

Редактор Web-страниц.

3.19.

Браузер

Входящий в состав операционных систем или другой

3.20.

Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.

3.21.

Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал.

3.22.

Система автоматизированного проектирования.

3.23.

Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук.

3.24.

Интегрированные творческие среды.

3.25.

Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь.

3.26.

Система программирования.

3.27.

Клавиатурный тренажер.

3.28.

Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных.

3.29.

Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники

Для получения и обработки данных, передачи результатов на стационарный компьютер

3.30.

Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа

Дает возможность редактировать изображение, сохранять фото и видеоизображений в стандартных форматах

3.31.

Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам

Предназначены для реализации интегративного подхода, позволяющего изучать информационные технологии в ходе решения задач различных предметов, например, осваивать геоинформационные системы в ходе их использования в курсе географии

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1.

Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе «Печатные пособия».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1.

Экран (на штативе или настенный)

Минимальный размер 1,25 х 1,25 м

5.2.

Мультимедиа проектор

В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео и аудио источникам

5.3.

Персональный компьютер – рабочее место учителя

Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

5.4.

Персональный компьютер – рабочее место ученика

Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

5.5.

Принтер лазерный

Формат А4 Быстродействие не ниже 15 стр./мин, разрешение не ниже 600 х 600 dpi

5.6.

Принтер цветной

Формат А4 Ч/б печать: 10 стр./мин. (А4), цветная печать: 6 стр./мин.

5.7.

Принтер лазерный сетевой

Формат А4 Быстродействие не ниже 25 стр./мин, разрешение не ниже 600х600 dpi; входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения

5.8.

Сервер

Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения

5.9.

Источник бесперебойного питания

Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства.

5.10.

Комплект сетевого оборудования

Должен обеспечивать соединение всех компьютеров, установленных в школе в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет.

5.11.

Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретной школы. Оптимальной скоростью передачи является 2,4 Мбит/сек.

5.12.

Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения

Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП

5.13.

Копировальный аппарат

Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

5.14.

Устройства создания графической информации (графический планшет)

Рабочая зона – не менее формата А6; чувствительность на нажим; ручка без элементов питания.

5.15.

Сканер

Оптическое разрешение не менее 1200х2400 dpi

5.16.

Цифровой фотоаппарат

5.17.

Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер)

5.18.

Цифровая видеокамера

С интерфейсом IEEE 1394; штатив для работы с видеокамерой

5.19.

Web-камера

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

5.20.

Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники

В комплекте к каждому рабочему месту

5.21.

Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники

В комплекте к рабочему месту учителя

5.22.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры)

П

П

П

5.23.

Внешний накопитель информации

Д

Д

Д

Емкость не менее 120 Гб

5.24.

Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)

Д

Д

Д

Интерфейс USB; емкость не менее 128 Мб

Расходные материалы

5.25.

Бумага

Количество расходных материалов должно определяться запросами образовательным учреждением и зависит от количества классов и должно полностью обеспечивать потребности учебного процесса

5.26.

Картриджи для лазерного принтера

5.27.

Картриджи для струйного цветного принтера

5.28.

Картриджи для копировального аппарата

5.29.

Дискеты

5.30.

Диск для записи (CD-R или CD-RW)

5.31.

Спирт для протирки оборудования

Ориентировочно – из расчета 20 г на одно устройство в год

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1.

Конструктор для изучения логических схем

П

П

П

6.2.

Комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории на базе стационарного и/или карманного компьютеров

П

П

П

Включает набор из нескольких (но не менее 7) цифровых датчиков (расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции и пр.), обеспечивающих возможность измерений методически обусловленных комплексов физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный и стационарный компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем.

6.3.

Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники

П

П

П

В комплекте – набор конструктивных элементов для создания программно управляемых моделей, программируемый микропроцессорный блок, набор датчиков (освещенности, температуры, угла поворота и др.), регистрирующих информацию об окружающей среде и обеспечивающих обратную связь, программное обеспечение для управления созданными моделями.*
* необходим компьютер

6.4.

Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры.

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Подключаемый к компьютеру микроскоп, обеспечивающий изменяемую кратность увеличения; верхняя и нижняя подсветка предметного столика; прилагаемое программное обеспечение должно обеспечивать возможность сохранения статических и динамических изображений в стандартных форматах с разрешением, достаточным для учебного процесса.

7.

МОДЕЛИ

7.1.

Устройство персонального компьютера

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Модели могут быть представлены в цифровом формате для демонстрации на компьютере

7.2.

Преобразование информации в компьютере

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

7.3.

Информационные сети и передача информации

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

7.4.

Модели основных устройств ИКТ

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

8.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

8.1.

В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах «Технические средства обучения» и «Учебно-практическое оборудование»

8.2.

Микропрепараты для изучения с помощью цифрового микроскопа

П

П

9.

МЕБЕЛЬ

9.1.

Компьютерный стол

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

9.2.

Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью

Д

Д

Д

9.3.

Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ

Д

Д

Д

9.4.

Запирающиеся шкафы для хранения оборудования

Д

Д

Д

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (для основной школы, базового и профильного уровней средней (полной) общеобразовательной школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по основам безопасности жизнедеятельности настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета основ безопасности жизнедеяятельности (далее-кабинет ОБЖ) рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Стандарт основного общего образования по ОБЖ

Стандарт по ОБЖ, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ОБЖ

Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень)

Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (профильный уровень)

Примерная программа основного общего образования по ОБЖ

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по ОБЖ

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по ОБЖ

Учебник по ОБЖ для 8 класса

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете ОБЖ, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу ОБЖ. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Учебник по ОБЖ для 10 класса (базовый уровень)

1.10

Учебник по ОБЖ для 10 класса (профильный уровень)

1.11

Учебник по ОБЖ для 11 класса (профильный уровень)

1.12

Учебник «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для обучающихся–девушек 10-11 классов

1.13

Учебник «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов (профильный уровень)

1.14

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

1.15

Наставление по стрелковому делу:

Основы стрельбы из стрелкового оружия

1.16

Наставление по стрелковому делу: 7,6 2-мм модернизированный автомат Калашникова

1.17

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»

1.18

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне»

1.19

Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

1.20

Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»

1.21

Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение знаний по ОБЖ как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.

1.22

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.23

Хрестоматия по ОБЖ

1.24

Практикумы по ОБЖ

Ф/П

Ф/П

Ф/П

1.25

Научная, научно-популярная литература

Литература для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ. Содержаться

1.26

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари)

1.27

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Ордена России

Текст Военной присяги

Воинские звания и знаки

Различия

Д /Ф

Д /Ф

Военная форма одежды

Д /Ф

Д /Ф

Мероприятия обязательной подготовки

граждан к военной службе

2..8

Военно-прикладные виды спорта

Военно-учетные специальности РОСТО

2.10

Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации

2.11

Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет

2.12

Нормативы по прикладной физической подготовке

2.13

Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке

2.14

Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова

2.15

Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки

2.16

Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия

2.17

Приемы и правила метания ручных гранат

2.18

Мины российской армии

2.19

Фортификационные

сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия, минно-взрывные заграждения)

2.20

Индивидуальные средства защиты

2.21

Приборы радиационной

разведки

2.22

Приборы химической разведки

2.23

Организация и несение внутренней службы

2.24

Строевая подготовка

2.25

Оказание первой медицинской помощи

Д /Ф

Д /Ф

Д /Ф

2.26

Гражданская оборона

2.27

Диаграммы и графики,

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Электронные библиотеки по ОБЖ

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий,

Фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Игровые компьютерные программы (по тематике курса ОБЖ)

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Видеофильмы по разделам курса ОБЖ

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Телевизор с универсальной подставкой

Телевизор не менее 72 см диагональ

Видеомагнитофон (видеоплейер)

Аудио-центр.

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

Мультимедийный компьютер

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер

Принтер лазерный

Копировальный аппарат

Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор

могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Цифровая видеокамера

Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Цифровая фотокамера

5.10

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.11

Мультимедиапроектор

5.12

Экран (на штативе или навесной)

Минимальные размеры 1,25Х1,25 м

5.13

Средства телекоммуникации

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Штатив для карт и таблиц

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

Бытовой дозиметр

Компас

6..9

Визирная линейка

6.10

Транспортир

6.11

Бинт марлевый 10х15

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.12

Вата гигроскопическая

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

нестерильная (пачка по 50 г.)

6.13

Вата компрессная (пачка по 50 г.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.14

Воронка стеклянная

6.15

Грелка

6.16

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.17

Индивидуальный перевязочный пакет

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.18

Косынка перевязочная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.19

Клеенка компрессорная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.19

Клеенка подкладочная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.20

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.21

Повязка малая стерильная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.22

6.23

6.24

Повязка большая

стерильная

Шприц-тюбик

одноразового пользования

Шинный материал

(плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.25

Противогаз

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.26

Общезащитный комплект

Д/Ф

6.26

Респиратор

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.27

Аптечка индивидуальная (АИ-2)

Д/Ф

Д/Ф

6.27

Противохимический пакет

Д/Ф

Д/Ф

6.28

Носилки санитарные

6.29

Противопыльные

тканевые маски

6.30

Ватно-марлевая повязка

7. МОДЕЛИ

Макет простейшего укрытия в разрезе

Макет убежища в разрезе

Тренажер для оказания первой помощи

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Компьютерный стол

Шкаф (ящик) для хранения карт

Ящики для хранения таблиц


Регистрационный N 19682

В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Министр А. Фурсенко

Приложение

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений

1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (далее - Требования) представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.

2. Требования включают вопросы по:

комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений;

учебно-методическому обеспечению учебного процесса;

материально-техническому оснащению учебного процесса;

информационному обеспечению учебного процесса.

3. Требования к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений включают создание условий, обеспечивающих возможность:

выявления и развития способностей обучающихся и воспитанников в любых формах организации учебного процесса, организации общественно-полезной деятельности, в том числе учебной и производственной практики;

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в формах, адекватных возрасту обучающихся и воспитанников, и с учетом особенностей реализуемых в образовательном учреждении основных и дополнительных образовательных программ;

освоения обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

участия обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии образовательной среды образовательного учреждения, а также в формировании и реализации индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов обучающихся и воспитанников;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс;

использования современных образовательных технологий;

активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);

эффективной самостоятельной работы обучающихся и воспитанников;

физического развития обучающихся и воспитанников;

обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей), а также с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс.

4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают:

параметры комплектности оснащения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

параметры качества обеспечения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания;

безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов. При этом должно быть обеспечено ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников;

укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).

5. Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса включают создание условий, обеспечивающих возможность:

создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях и др.);

получения информации различными способами (поиск информации в локальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, работа в библиотеке и др.);

проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

исполнения, сочинения (аранжировки) музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий (для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; для профильных образовательных учреждений);

физического развития обучающихся и воспитанников, участия в спортивных соревнованиях и играх;

управления учебным процессом (в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов), осуществление мониторинга и корректировки);

размещения, систематизирования и хранения (накапливания) учебных материалов и работ обучающихся, воспитанников и педагогических работников (в том числе создание резервных копий);

проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

организации отдыха, досуга и питания обучающихся и воспитанников, а также работников образовательного учреждения.

6. Требования к информационному обеспечению учебного процесса включают возможность в электронной форме:

управлять учебным процессом;

создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

создавать, обрабатывать и редактировать звук;

создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;

индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);

проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

в соответствии с содержательным наполнением

учебных предметов федерального компонента

Государственного стандарта общего образования физика

Основания и цели разработки требований .

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике. Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.

Настоящие требования содержат 3 раздела.

В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.

Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.

Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.

В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.

Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование .

Обследование школ показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем значительно ниже нормы. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии, а его номенклатура еще ниже, чем лабораторного. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления материально-технической базы. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ .

Новизна требований .

Анализ стандарта и примерных программ показал, что Перечень позволяет отобрать оборудование, необходимое для их экспериментальной поддержки. Вместе с тем, при подготовке настоящих рекомендаций учитывался целый ряд новых факторов, связанных с содержанием требований стандарта и экспериментальной компоненты примерных программ. Отметим их.

Оборудование в Перечне дифференцировано по ступеням обучения и уровням образовательных программ старшей школы, но эти уровни (А – 2 ч/нед, В – 4 ч/нед, С – 6 ч/нед) не соответствуют уровням, принятым в Стандарте. При этом уровень А Перечня не предусматривал наличия фронтального оборудования в отличие от базового уровня старшей школы, определенного Стандартом. При подготовке рекомендаций это противоречие ликвидировано.

Перечень разрабатывался с учетом отечественных и зарубежных передовых тенденций учебного приборостроения и содержит значительную по объему перспективную номенклатуру, которая разрабатывается или только ставится на серийное производство. В настоящие рекомендации включены разработанные объекты, необходимые для экспериментальной поддержки стандарта. Они имеют индекс (Н).

Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

Рекомендации учитывают, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В настоящее время в школах параллельно сосуществуют обе системы.

Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.

В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности . Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Отбор оборудования осуществлялся с учетом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте.

Второй принцип – преемственность систем оборудования между ступенями и уровнями старшей школы – проявляется в том, фронтальное оборудование является общим для обеих ступеней обучения. В системе демонстрационного оборудования имеются базовые элементы, общие для первой и второй ступеней, а также дополнительные элементы для профильного обучения в старшей школе.

Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Соблюдение этого принципа имеет особое значение для основной школы. Именно этот принцип требует включения в перечень оборудования для основной школы таких приборов, как жидкостный термометр, тележки демонстрационные, теплоприемники и др.

Расчет количественных показателей.

Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

    Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

    К – полный комплект (для каждого ученика)

    Ф – комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)

    П – комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 - 4 экз.).

    Б – библиотечные комплекты (5 экз).

Характеристика учебного кабинета.

Необходимым условием эффективного использования оборудования и реализации экспериментального характера физики как учебного предмета является наличие в образовательном учреждении кабинета физики.

С одной стороны, при организации кабинета физики учитываются требования общего характера – техника безопасности, санитарно-эпидимиологические нормы (СанПин 2.4.2 № 178-02). С другой стороны, в приведенных рекомендациях указан ряд особенностей именно кабинета физики, которые необходимо учитывать не только при создании новых кабинетов, но и при реализации указанных выше региональных, районных, школьных программ обновления их материально-технической базы.

Для кабинета физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным напряжением не выше 36  42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников тока, используемых в кабинете. В частности, в качестве лабораторного источника тока питания необходим источник с выходом не только постоянного, но и переменного тока.

Разработаны лабораторные столы, позволяющие хранить в них тематические фронтальные наборы, что радикально уменьшает трудовые затраты учителя при организации фронтального эксперимента.

Значительно изменяется оборудование рабочей зоны учителя физики. Кроме традиционного демонстрационного стола, в нее включается аудиторная доска с металлическим покрытием, которая позволяет закреплять на ней в вертикальной плоскости оборудование по механике, электродинамике, оптике.

Графопроектор в кабинете физики – не только средство проекции фолий и транспорантов. С его использованием проектируется некоторое оборудование, он является источником света для комплектов по волновой оптике. Компьютер интегрирован в измерительную систему кабинета: целый ряд комплектов демонстрационного оборудования используется на базе компьютерного измерительного блока.

Стремление учителя к использованию современных средств измерения позволяет сделать кабинет физики ядром естественнонаучной образовательной среды школы.

Это имеет важнейшее значение в реализации практической направленности школьного курса физики в современных условиях, т.к. большинство школьников только в кабинетах естественнонаучных предметов, и главным образом в кабинете физики, могут ознакомиться с технологическими применениями компьютера.