Использование деятельностного подхода в логопедической работе с детьми с онр старшего школьного возраста. Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ Подход логопеда к работе с детьми

Основной логопедический диагноз учащихся в группах «Особый ребенок» – общее недоразвитие речи разного уровня. Имеются и неговорящие дети. Есть дети, имеющие нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи. Все учащиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа логопеда в таких группах имеет определенную специфику.

Логопедическая работа базируется на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование – ориентация на ребенка, его психоэмоциональные особенности.
  • Эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями, воспитателем и педагогом-дефектологом.
  • Игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.

Можно выделить специфические особенности логопедической работы с «особыми» детьми.

1. Постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку.

В работе невозможно ориентироваться на «среднего» ученика. Каждый ребенок в полном смысле «особый»; у него разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Все психические проявления у «особых» детей выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными детьми. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает один на один, когда ничто не мешает сосредоточиться, не отвлекают ни шум, ни другие дети. С таким ребенком наиболее продуктивными будут занятия в логопедическом кабинете. А кто-то лучше раскрывается в привычной обстановке группы. В этом случае логопед приходит в класс и подключается к работе дефектолога и воспитателя.

Например, Катя Ч., тяжелый дизартрик, имела практически неподвижный язык, слюнотечение. В начале логопедической работы боялась зеркала и не давала до себя дотронуться. Казалось, что ничто не сможет ее научить артикуляционным упражнениям. Логопед заметила, что девочка очень чувствительна к похвале и любым хорошим добрым словам, и начала ее хвалить и даже перехваливать. За любую мелочь, даже просто за попытку что-то сделать перед зеркалом. Кате это настолько понравилось, что после каждого занятия она радостно стремилась показать дефектологу, воспитателю и бабушке чему она «научилась». Вскоре Катя стала заниматься у зеркала уже 15-20 минут, проделывая весь комплекс упражнений. Язык ее стал подвижнее и создались предпосылки для постановки звуков. Девочка больше не боится зеркала и ходит на занятия с удовольствием.

2. Логопедические занятия в классах «Особый ребенок» носят комбинированный и игровой характер.

Занятие включает в себя работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Все занятия проходят в игровой форме. Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки, для старших детей – компьютер. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

3. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому логопед начинает работу с развития подражательной способности ребенка, учит его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

4. Организация контекста занятий.

Известно, что удержать произвольное внимание у таких детей чрезвычайно сложно.

Здесь важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение логопеда.

Например, Валя Ж. – уже взрослый мальчик отказывался делать артикуляционные упражнения, стеснялся, вел себя дурашливо, все это время логопед сидел за столом напротив него. Он решил попробовать изменить свое местоположение и сел за парту рядом с ним. Мальчика словно подменили. Он настроился на рабочий лад и проделал все, что его просили. Оказалось, что он привык так заниматься дома и в классе, и первоначальное дистанцированное местоположение логопеда тревожило его.

Важно отметить, что «особые» дети очень ригидны. То, к чему они привыкают влияет на успешность занятий. Поэтому важно знать их привычки, предпочтения, и использовать это в организации контекста занятий.

5. Наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

На занятиях важна динамика внимания ребенка. Чтобы не довести внимание ребенка до истощения, необходимо хотя бы на один шаг «опережать» его внутренние события. Важно во время заметить, когда и как переключить внимание ребенка. Когда ребенок начинает отвлекаться – уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается.

6. Моделирование ситуаций достижения.

«Особый» ребенок привыкает к тому, что все взрослые – от родителей до педагогов стремятся его понять как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, с другой стороны, у него может утрачиваться мотив, желание научиться (насколько это возможно для его уровня развития) говорить правильно. Именно поэтому на занятиях нужно создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить.

Например, ребенок самостоятельно не может достать понравившуюся игрушку и ему нужна помощь. В этом случае нужно сделать вид, что его не понимают, когда он использует невербальные сигналы (жесты, гримасы, звуки и пр.), а понимают лишь слова.

Мотивация достижения игрушки настолько сильна, что ребенок начинает произносить слова. Правда, для того, чтобы вербальная коммуникация стала для него привычной и необходимой потребуется очень много времени.

7. Медленный темп формирования новых навыков.

Может показаться, что работа логопеда ни к чему не приводит, идет впустую. Это может повергнуть (особенно начинающего) логопеда в отчаянье. От «особых» детей невозможно ожидать быстрого результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время «поглощают» информацию, как будто «записывая» ее на свой внутренний магнитофон. Иногда результат работы может проявиться через 2-3 года. Эта особенность восприятия и обратной связи детей не должна пугать педагогов.

8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями, воспитателем и дефектологом. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие изменения в поведении ребенка, логопед просит родителей дома, а педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. От педагогов логопед получает обратную связь о состоянии ребенка после занятий и, с учетом этого, планирует стратегию занятий. Особенно это важно при работе с безречевыми детьми. Если же ребенок владеет речью, то здесь сотрудничество с педагогами заключается в работе над автоматизацией звуков, развитием лексико-грамматического строя речи. У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, в которые включен ребенок в школе и дома, результат логопедической работы обесценится. То, что не может отследить логопед, могут контролировать педагоги и родители. И в этом тоже заключается их огромная помощь. Следует вести логопедические тетради, по которым родители могут заниматься с детьми дома, закрепляя материал в иной обстановке. В этом смысл перенесения опыта, полученного на логопедическом занятии, домой – в реальную жизнь.

Наталья Попова

Слайд № 1

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед , детский сад № 40 «Бригантина» , г. о. Балашиха.

Слайд № 2

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Инновационные методы и приемы в работе учителя - логопеда ».

Слайд № 3

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы .

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

Логопедический массаж;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике.

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми . Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах , методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны , так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель - создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель - создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями - активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:

Системный подход к построению работы специалиста в дошкольном образовательном учреждении

Е.Н.Германовичене, учитель-логопед

Системный подход к построению работы специалиста в ДОУ предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

Перед началом коррекционно-логопедических занятий специалист проводит диагностическое обследование детей : оно длится в течение 2- х недель со дня открытия ГКН и логопункта (сентябрь). Учитель - логопед вместе с воспитателями осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группах и на занятиях, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей и заполняет речевые карты с различными речевыми патологиями.

Основная задача этого периода в группе компенсирующей направленности и в общеразвивающей подготовительной к школе группе, где наибольшее количество детей, нуждающихся в коррекции - создание дружного детского коллектива. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в специализированной группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей, специфические проявления их характера. Если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию , где крайне важен вопрос ее рационального ведения.

Для реализации права каждого воспитанника детского сада на получение помощи в коррекции имеющихся отклонений необходимо активизировать деятельность педагогов и разработать план мероприятий , направленных на повышение качества диагностико - профилактической работы по развитию речи.

По результатам обследования по программе ДОУ проводится собеседование с воспитателями групп, направленное на сбор информации о тех воспитанниках, у которых выявлен низкий уровень усвоения разделов программы. Внесение результатов в журнал мониторинга речевого развития воспитанников МБДОУ позволяет планировать индивидуальную работу с каждым воспитанником с учетом его речевых нарушений.

При необходимости в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.

В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников и в мае итоговое обследование.

Систематическое планирование работы по развитию речи педагогами всех возрастных групп в календарных планах позволяет им вести работу по формированию лексики, грамматического строя речи, развитию связной речи, уделять внимание формированию звуковой культуры речи детей и многому

Программно-методическое обеспечение коррекционно - логопедической работы

Содержание коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи, в условиях логопедического пункта осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой, строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей, имеющих нарушение речи, учитывающими возрастные и психофизические особенности детей дошкольного возраста.

С этих позиций, например, вполне логична некоторая модернизация действующих программ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а также создание и апробация новых программ (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, Г.А. Ванюхина, Н.В. Нищева, Н.В. Серебрякова и др.). Очень важно и то, что трансформируются и создаются не только коррекционные, но диагностико - профилактические программы (Л.А. Боровских, Л.В. Лопатина, Т.А. Ткаченко, С.П. Хабарова и др.)

В число обязательных условий конструирования и успешной реализации той или иной коррекционно - образовательной программы должны войти ее индивидуально-дифференцированной характер, комплексность и систематичность.

После обследования проводится организационное родительское собрание , на котором дается логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание, этапность и перспектива коррекционно-развивающей логопедической работы. Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год : в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в ДОУ уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Собрания выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.

Учитель - логопед проводит коррекционно-логопедические занятия по исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению речевых функций ежедневно в утренние часы 2 раза в неделю во вторник и пятницу. Эти занятия могут быть фронтальными (максимум 12 детей) и подгрупповыми (2-4-6 детей). Кроме того в ДОУ проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков на логопедическом пункте. В период каникул учитель - логопед ведет только индивидуальную работу. Первыми на такие занятия рекомендуется приглашать детей с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностью. На этапе автоматизации и дифференциации звуков, а также в целях организации общения детей эффективнее проводить занятие с 2-3 детьми с однородным нарушением.

Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы специалисту при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Организация и реализация в ДОУ системного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности и детей, зачисленных на логопедический пункт;

- планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, воспитателей ГКН, воспитателей общеразвивающих групп, дети которых посещают коррекционные занятия на логопедическом пункте, осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-воспитательное;

2) общеобразовательное .

Воспитатель совместно с учителем - логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционно-логопедическая работа не ограничивается только упражнениями в плановой речи. В связи с этим основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий специалиста ГКН и логопедического пункта. Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Воспитатель активный участник коррекционно - образовательно процесса, поэтому он проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На фронтальных занятиях , предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью. Во вторую половину дня индивидуальные занятия по тетрадям детей и рекомендациям учителя - логопеда. Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут. Логопедическая практика располагает примерами оптимизации коррекционно - педагогического процесса в ДОУ, анализ которых позволяет отметить, что в утреннее время педагог может позаниматься с 2- 3 детьми, в вечернее от 4 до 6 детей. Допускается объединять детей по дефектным звукам.

На коррекционно-логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует программу, разработанную логопедом специально для каждого ребенка, которая обычно включает:

1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3)упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Схемы индивидуальных занятий по постановке звука отличаются от занятий по автоматизации и дифференциации звука. Педагог при тщательном контроле специалиста планирует данные занятия, учитывая и речевые заключения детей.

Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель выстраивает свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка группы. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком (пусть и минимально) во все общеобразовательные занятия. Например, ребенку предлагается на занятии по формированию элементарных математических представлений посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с учителем - логопедом шипящие звуки).

На занятии по приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда.

Воспитатель совместно со специалистом отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагоги предлагают ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. Учитель - логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

Немаловажная роль в коррекционно-логопедической работе отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрией).

Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного ребенком на коррекционно-логопедических занятиях. Это дает возможность педагогу лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме (лото «Зоопарк», игра «Подбери пару» - антонимы).

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях специалист, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-логопедической работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других . Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение в теме «Осень», а темы «Птицы» и « Животные» - в блоках «Перелетные, дикие, зимующие, домашние птицы», «Дикие, домашние, животные жарких стран, животные Севера». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении темы «Мой дом», а на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по теме «Мебель». К каждой лексической теме специалист подбирает речевой материал, определяет коррекционно-развивающие задачи и намечает возможные пути их реализации. Отработанные учителем - логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный учителем - логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Совершенствование связного высказывания осуществляется в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках.

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционно-логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка).

Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе

Медицинский персонал ДОУ участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов;

Инструктор по физической культуре не только работает над развитием общей моторики детей и координации движений, но использует разработанный по просьбе учителя - логопеда комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звуков.

Дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников, обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций, способствует формированию общей культуры личности, социализации;

Музыкальный руководитель развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи, формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.

Трудно переоценить также значимость деятельности педагога - психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность логопедических занятий. Кроме того психолог помогает детям преодолевать негативное отношение к занятиям, которое, хоть и редко, но встречается.

Ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат учителю-логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно - педагогическую, организационно - методическую, консультативную, координирующую, контрольно - оценочную и другие функции. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефициту других и снижению качества коррекционной работы в целом.

Большое значение для совершенствования средств логопедической работы имеет предметно-пространственная организация помещения логопедической группы, а также логопедического кабинета. К последнему предъявляются серьезные требования к его утилитарности и обеспечения комфорта ребенку (подгруппе детей).

Системный подход к построению работы специалиста в ДОУ требует внедрения в логопедическую практику комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для всестороннего развития, формирования полноценной личности, получения им должного образования.

Литература:

Йощенко В.О. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: сборник примерных документов и методических материалов.- М.: АРКТИ, 2010;

Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010;

Пятница Т.В., Солоухина - Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда.- Ростов н/д: феникс, 2009;

Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: Издательство «Просвещение», 2008.

Детского сада

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.»

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

В логопедические группы направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Основные направления коррекционной работы логопеда:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Подготовка руки к письму.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие зрительной памяти и внимания;

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие представлений о времени;

Развитие слухового внимания и памяти;

3. Развитие основных мыслительных операций:

Формирование навыков соотносительного анализа;

Развитие навыков группировки и классификации;

Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Формирование умения планировать свою деятельность;

Развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

5. Развитие различных видов мышления:

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно – логического мышления (уметь видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролями).

7. Развитие речи, владение техникой речи.

8. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

9. Формирование слоговой структуры слова

10. Развитие связной речи

11.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Связь с родителями

Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. По мере возможности родители должны присутствовать на занятиях, если не на всех, то обязательно на установочных. Логопед знакомит их с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.

Основные задачи логопеда в коррекционно-развивающем обучении:

1) Укрепление и развитие здоровья детей.

2) Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей.

3) Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств, применительно к каждому конкретному ребенку.

4) Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.

5) Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.

6) Развитие мелкой моторики руки.

7) Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредования деятельности и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения.

«Комплексный подход к работе учителя – логопеда и

педагога – психолога с детьми, имеющими речевые нарушения»

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У некоторых детей обнаруживаются те или иные негативные черты характера, отрицательные личностные проявления, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, сензитивность, замкнутость, негативизм, неспособность к волевым усилиям, склонность к аффективным реакциям и т.д.). Нередко отмечаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Практика показывает, что некоторые дети с речевыми нарушениями (даже по достижению возраста 5 – 5,5 лет) оказываются психологически не готовы к активному участию в логопедических занятиях.

В литературе довольно широко освещен вопрос о взаимодействии в работе учителя – логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем. О совместной работе логопеда и психолога материала очень мало, хотя эта работа очень важна и актуальна. Предлагаем свой подход к данной проблеме.

Комплексный подход основывается на следующих положениях:

Распознание ранних признаков речевых нарушений и их влияние на общее психическое развитие;

Своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности;

Учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;

Учет закономерностей развития детской речи в норме;

Дифференцированный подход к коррекционной работе с детьми;

Единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;

Одновременное коррекционно – воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и аффективно–волевую сферу.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

Прикладная психодиагностика;

Развивающая и психокоррекционная деятельность;

Консультирование и просвещение педагогов и родителей;

Взаимодействие со специалистами.

Работа с детьми начинается с младшего возраста. Психолог наблюдает за детьми, затем родителями заполняются специальные анкеты и мини-опросники. На их основе выявляются дети с нарушением речевых коммуникаций и познавательных интересов. Эти дети вместе с родителями направляются на консультацию к логопеду, где ребенок обследуется, записываются амнестические данные (со слов родителей). Если нужно, ребенок направляется на консультацию к невропатологу, сурдологу. Родители получают рекомендации по развитию речи.

В средней группе дети углубленно обследуются учителем-логопедом и педагогом-психологом. На основании этих данных, совместно с педагогами групп составляются индивидуальные психолого – педагогические характеристики для предоставления их на МПК. Психолог обязательно присутствует на заседании МПК с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребенку) и диагностической (наблюдая за ребенком в новой ситуации, диагностируется эмоционально-волевая сфера, что дает полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребенка одновременно). Таким образом, еще до поступления в логопедические группы, мы имеем необходимую информацию на детей – логопатов для определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста начинаем с плановой диагностики. После чего проводится совместное совещание (воспитатель, логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Полученные данные позволяют установить степень нарушения речевых, психологических особенностей, состояния здоровья, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребенка.

Работа с родителями продолжается в средних и старших группах. Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы по ознакомлению с диагностикой, планом работы с ребенком проводятся в виде индивидуальных консультаций. Для эффективности коррекционной работы с родителями проводятся обучающие тренинги: «Развитие мелкой моторики», «Развитие артикуляционного аппарата», «Развитие произвольного внимания». Профилактико – просветительская работа с родителями организуется через оформление информационных стендов. В консультациях содержатся конкретные рекомендации, которые могут быть успешно использованы родителями в воспитании и обучении детей.

Остановимся непосредственно на организации коррекционной работы и распределении функций между специалистами. Практически все дети логопедических групп требуют к себе повышенного внимания в силу вышеперечисленных особенностей. Дело в том, что результат коррекционной работы зависит не от количества отработанных часов, а от систематичности занятий. Вести коррекционную работу в этих группах ежедневно и с каждым ребенком не представляется возможным. Поэтому психолог работает с детьми, имеющими наиболее серьезные нарушения. Наиболее «легкие» варианты развития вторичных дефектов по рекомендациям психолога корректируются самими педагогами и учителем-логопедом. Форма проведения коррекционных занятий психологом, в зависимости от вида коррекции и особенностей ребенка может быть как групповой, так и индивидуальной. Подбор коррекционных программ и методик для детей осуществляется по результатам диагностики. Частота занятий составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от потребности ребенка. Часто занятия строятся «блочно», т.е. каждый день в течение месяца, а затем продолжаются через некоторое время, если в этом есть необходимость. Преемственность в работе педагога – психолога и учителя – логопеда заключается еще и в единстве тематического планирования коррекционных занятий.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений, познавательной сферы. Дети быстро и безболезненно проходят период адаптации в школе. Мы полагаем, что предложенный комплексный подход в работе логопеда и психолога повышает эффективность коррекционной работы и способствует успешной социализации ребенка.

Комплексный подход к работе учителя – логопеда и педагога – психолога

Педагог – психолог Учитель – логопед

Литература

1.Болотова Н.В. Работа психологической службы с детьми логопедических групп // Логопед в детском саду.2004.№2(2)

2.Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой. М.: «Просвещение», 1989.

3.Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: «Академия развития», 1998.