Физическая рекреация для лиц различных профессий. Виды и формы физической рекреации (доклад)
Двигательной деятельности
Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта), и, благодаря своей специфике, пользуется симпатией у людей разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности. Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения, продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат индивидуальные вкусы, интересы, наклонности и потребности.
Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:
· удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности;
· потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения;
· переключение с одного на другой вид деятельности;
· активизация деятельности организма с помощью движения;
· профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей;
· восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.
Разновидности физической рекреации и досуга,
Их классификация
Виды рекреационной деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации.
Виды и формы физической рекреации и досуга трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений.
Разновидности досуга постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. По этой причине свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых занятий не представляется возможным. Основные направления досуга представлены на рис.1.2. Важнейшие типы досуга, виды досуговой деятельности и разновидности наиболее освоенных досуговых занятий представлены на рис.1.3.
Формы организации рекреационной деятельности можно условно поделить на формы активного отдыха в режиме рабочего дня, внеклассные формы работы, формы организации физического воспитания во внешкольных учреждениях: летних, загородных и оздоровительных лагерях; формы физического воспитания в семье: мероприятия в режиме дня, игры, прогулки, соревнования семей в дни отдыха и др., а также на формы пассивного отдыха (рис. 1.4).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям «свободное время», «отдых», «досуг», «рекреация», «физическая рекреация». Укажите их общие и отличительные особенности.
2. Какова связь между рекреацией, отдыхом и досугом?
3. Перечислите основные категории физической рекреации.
5. В чём заключается суть рекреационного эффекта?
6. Перечислите аспекты рекреационного эффекта.
7. Назовите признаки физической рекреации.
8. Перечислите основные функции физической рекреации.
9. Какие средства физической рекреации Вы знаете?
10.Назовите аспекты двигательной деятельности.
11. Перечислите основные направления досуга.
12. Дайте классификацию досуговой деятельности.
Страница 1
Проблема структурирования физической культуры, ее видов (частей) пока еще не решена. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями (рекреационные коридоры), в других физическая рекреация находит свое выражение в таких терминах и понятиях, как «массовая физическая культура», «массово-оздоровительная», «оздоровительная», «производственная гимнастика», «массовый спорт», «массово-оздоровительный», «активный отдых» и т.д. Другими словами, цели, задачи, содержание физической рекреации, ее статус как вида физической культуры пока еще точно не обозначены и мало исследованы. В то же время она - такая область двигательной деятельности, которая удовлетворяет индивидуальные и групповые потребности людей в нерегламентированной двигательной активности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям.
Наличие различных взглядов, терминов и понятий в определении сущности физической рекреации требует специального и более детального исследования. Поэтому в настоящей статье предпринимается попытка дать общую характеристику физической рекреации как виду физической культуры.
В ряде работ освещаются некоторые аспекты и формы ее проявления, содержание, назначение, специфика, исследованы исторические аспекты рекреации, дан сравнительный анализ ее развития, показана физическая рекреация школьников, а также теория и методика таких ее разновидностей, как производственная, массово-оздоровительная физическая культура, активный отдых и т.п.
К физической рекреации относят также такие формы занятий физическими упражнениями, как утренняя зарядка, вводная гимнастика, паузы и физкультминутки в учебных заведениях, учреждениях, на производстве, подвижные игры детей, подростков и взрослых, различные виды прогулок пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, катание на коньках и т.п.).
Слово «рекреация» - производное от латинского слова, имеющего несколько вариантов и, следовательно, несколько значений: rесrео (рекрео) - воссоздавать, воспроизводить, обновлять; recreatum (рекреатум) - восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять; rесrеаrе (рекреарэ) выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать, приходить в себя; recreatio (рекреатио) - восстановление (сил), выздоровление.
Добавление слова «физическая» означает, что в этих процессах (восстановление, отдых, освежение, выздоровление и т.п.) преобладает двигательная деятельность, используются физические упражнения, игры, развлечения. Они направлены на содействие нормальному функционированию организма людей путем создания оптимального физического состояния.
Сущность физической рекреации как деятельности неизбежно сужается, если она рассматривается только в одном аспекте - либо как развлечение, либо как восстановление сил, либо переключение с одного на другой вид деятельности и т.п. Поэтому ее следует рассматривать как совокупность различных аспектов двигательной деятельности, взаимодействие которых ведет к получению полезного результата.
Для объективного определения наличия компонентов и их связей в данной системе необходимо исходить из основных характеристик метасистемы, которая, с одной стороны, не есть сумма ее составляющих, с другой - неизбежно отражается в характеристиках каждого компонента.
По отношению к физической рекреации как системе метасистемой будет являться физическая культура, поскольку она - область социально необходимой деятельности, удовлетворяющая потребности личности и общества в разностороннем и оптимальном развитии физических способностей и двигательных качеств в интересах жизнедеятельности.
Используя традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха быта), физическая рекреация привлекает своей спецификой внимание и симпатии людей разноге возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности.
Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации заключается и в том, что она имеет огромное количество разновидностей, предоставляет широкие возможности для контактов с естественной средой. Несложные и разнообразные средства делают ее доступной для людей всех возрастов. Сочетание в занятиях элементов игры и соревнования создает неограниченные возможности для расширения ее привлекательности (развлечения, игры, состязания и т.п.). Физическая рекреация зачастую не нуждается в организационно-учрежденческой надстройке, типичной для других компонентов физической культуры (физического воспитания, спорта), ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды, группы людей, внешним условиям и субъективным потребностям занимающихся.
Прочие статьи:
Компетенция как результат обучения
В настоящее время эффективность работы учащихся зависит от того, насколько успешно они владеют идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка. Учитель должен понимать, что модернизировать нужно научно-технический по...
Анализ программ по изобразительному искусству
Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, о...
Специфика развития математических способностей
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей челове...
Принципы рекреационной тренировки
Для достижения наилучшего результата в рекреационной тренировке следует придерживаться следующих принципов
Доступность
«не навреди»
Биологическая целесообразность
Программно-целевой
Интеграция
Индивидуализация
Учет половых различий
Учет возрастных изменений в организме
Красота и эстетическая целесообразность
Биоритмическаяструктура
Цель и задачи физической рекреации
Общая цель физической рекреации -- укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:
Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5--15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.
- 2. Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом -- смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник -- в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).
- 3. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины -- быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им также помогают физические упражнения.
- 4. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.
Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.
5. Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни -- «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи -- выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них -- гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п. В последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный характер -- дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.
Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды -- одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.
Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) - использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей, в связи с этим - полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и продолжительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это как раз и является одним из критериев и показателей его общей и физической культуры.
Общая цель Физической рекоеаиии - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:
активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5-15 минут в процессе труда ("физкультпаузы", "физкультминутки", активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.
267
Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную, или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом - смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник в - баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.), либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях ("производственная гимнастика").
Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важными задачами людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания "идеалу", образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, "убрать" живот и т.п. Женщины -быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, легкую непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как "подручных" средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены «сгонкой» веса, в чем им так же помогают физические упражнения.
Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта задача людьми зрелого и старшего возраста решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.
Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения является возможность общения. которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве.
Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.); их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.
Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни - "качают" силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи - выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них - гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.
За последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный
___________________
характер - дельтоплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются физические упражнения, игры, развлечения, рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Он организуется в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.
Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды - одиночек или группы людей, их пола, возраста, внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов, один из критериев культуры личности.
В официальных документах, в сообщениях средств массовой информации эту область деятельности называют "массовой физкультурой". Это неверно. Во-первых, самой массовой является та деятельность по физической культуре, которая осуществляется в учебных заведениях и армии, именно там присутствует "масса". Во-вторых, она должна ориентироваться не на массу, а на каждого человека, исходя из его вкусов, интересов, наклонностей, и именно он лично определяет виды, формы, продолжительность занятий физическими упражнениями.
Можно согласиться с тем, что существуют массовые формы физической культуры, которые ориентированы на привлечение большого количества людей как в качестве участников, так и зрителей (спартакиады, забеги, праздники и т.п.). Они выполняют важную агитационно-пропагандистскую функцию, способствуют вовлечению в занятия двигательной деятельностью многих людей.
В сфере физической рекреации используются общие методы, однако, с акцентом на индивидуальные особенности (пола, возраста, наклонностей, вкусов, состояния здоровья и степени физического развития занимающихся), и строгим дозированием нагрузки. Особое значение при индивидуальных занятиях физическими упражнениями и в группах старшего и пожилого возраста, в специальных медицинских группах в местах общественного отдыха и лечения приобретает постоянный самоконтроль и регулярный медицинский контроль.
Основными Формами занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации являются: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, теннис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п.
Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, саунах, клубах, местах отдыха, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.
Людям старшего и пожилого возраста следует уделить больше внимания дыхательным упражнениям, локомоциям, быть предельно осторожными с упражнениями, связанными с наклонами, резкими движениями, вращениями. Продолжительность бега может быть от 5 до 30 минут, расстояние от 1 до 5 км. При появлении
269 Теория и методика физической культуры
одышки упражнения следует немедленно прекратить и восстановить нормальное дыхание или обратиться к врачу.
В группах здоровья целесообразно использовать комплексно различные виды упражнений (гимнастика - легкая атлетика - игры).
Одна из главных задач физической культуры в пожилом и старческом возрасте -сдерживание старения, процессов инволюции в организме, создать основы для нормальной, активной по возрасту деятельности человека.
Для пожилых людей весьма важно сохранить и проявлять доброжелательность, положительные эмоции, "держать себя в руках", не поддаваясь пессимизму, который возникает из-за недугов, частичной потери общения, неустроенности жизни. Необходимо беречь родственные связи и друзей, коллег, бороться с чувством одиночества, отчужденности.
В решении многих из этих проблем огромное значение имеет физическая рекреация, ибо она связана с положительными эмоциями, с удовольствием от движений, с общением, радостью бытия несмотря на трудности и проблемы. Это не означает, что она в полной мере решает их, но она помогает в значительной степени снизить их негативное воздействие на пожилого человека, не замыкаться в себе, на своих бедах и неприятностях.
Важное значение для пожилых людей имеет уровень их фактического неспециального физкультурного образования, т.е. совершенствования их физических способностей, двигательных навыков как бытовых (ходьба, бег, плавание), так и более сложных (езда на велосипеде, гребля и т.п.), знание элементарных, простейших основ теории и методики физической рекреации, гигиены, режима труда, питания, отдыха. Двигательная деятельность, посильный бытовой труд (уборка снега, заготовка дров, работа на садоводческом участке) имеют важнейшее значение для сохранения здоровья и борьбы со старением.
Физические упражнения и двигательная деятельность в целом благотворно влияют на психику, на все вегетативные функции - газообмен, пищеварение, сердечнососудистую и выделительную системы, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками и увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням.
Наиболее общими положениями методики физических упражнений, которыми совершенно необходимо руководствоваться пожилым людям являются следующие.
Перед началом занятий гигиенической гимнастикой необходимо настроиться, расслабить мускулатуру, провести несколько дыхательных движений и потягиваний. Чередование упражнений для рук, ног, туловища, начиная с мелких и постепенно вовлекая крупные группы мышц (например, начиная с упражнений для шеи, кистей рук, а позднее - для рук, ног, туловища). Повышать и снижать нагрузку следует постепенно, пик ее должен быть в середине или в самом начале последней трети занятий.
Недопустимы максимальные нагрузки, появления глубокого чувства усталости, изнурения ("ноги-руки дрожат"), чрезмерные эмоциональные нагрузки, натужива-ния, быстрые изменения позы, повороты, наклоны, ускорения. Драматизм старости заключается в том, что желания сохраняются, а возможности угасают, поэтому нельзя увлекаться, переоценивать свои возможности, ибо это ведет порой к трагическим последствиям (инсульты, инфаркты, разрывы мышц и связок, переломы).
Физические упражнения, любые виды двигательной деятельности следует соче-
Лекция 20 Особенности фихической культуры взрослых
тать с водными и закаливающими процедурами (душ, ванна, купание), массажем, тепловыми процедурами (сауна, русская баня).
Недопустимо активное занятие пожилых людей физическими упражнениями без постоянного врачебного контроля и самоконтроля, их грамотного, сознательного отношения к состоянию своего здоровья. В содержание самоконтроля входят общеизвестные положения - наблюдение за самочувствием, сном, аппетитом, весом, частотой сердечных сокращений (пульс). В покое он составляет 60-80, а при пике нагрузки 100-120 ударов в минуту. Весьма интересно и полезно вести дневник самоконтроля, в котором следует фиксировать динамику функционирования организма, необычность субъективных ощущений.
Большую популярность имеют у людей зрелого возраста и молодых индивидуальные, самостоятельные занятия физическими упражнениями (аэробика, шейпинг, бег «трусцой», атлетическая гимнастика). Они проводятся в домашних условиях, в учреждениях и на предприятиях, в тренажерных залах и бассейнах. Их содержание и форма подбираются по вкусу самих занимающихся и проводятся в удобное для них время.
Особенно важное значение здесь приобретает умение контролировать нагрузку, "слушать" свой организм, постоянно осуществлять самоконтроль и вовремя обращаться за консультацией к специалисту или врачу. Элементарной формой самоконтроля является наблюдение за пульсом, его нормальными (в покое) и максимальными величинами. У человека среднего возраста и среднего физического развития они составляют от 63 ударов в минуту в покое до 140-160 (у пожилых до 130-140) ударов после нагрузки. Кроме этого, весьма информативной является методика подсчета пульса спустя 1,3,5 минут после окончания занятий физическими упражнениями. При нормальной, не болезненной реакции частота пульса постепенно снижается и после 3-5 минут покоя приходит в норму.
Индивидуальные занятия проводятся в полном соответствии с состоянием здоровья, степенью физического развития, полом, возрастом занимающихся. В настоящее время во многих литературных источниках излагаются вопросы содержания, методики самостоятельных занятий.
В занятиях, в которых преследуется цель увеличения мышечной массы, используются средние отягощения (50-60 % от максимально возможных), позволяющие выполнить упражнение 5-7 раз. Для увеличения силы мышц целесообразно использовать отягощения 75-85 % от максимально возможного и выполнять движения 2-3 раза. Для снижения объема жировой ткани в теле целесообразно использовать небольшое отягощение (20-40 % от максимума) и выполнять в быстром темпе 10-12 движений. Каждое упражнение выполнять в 2-4-х подходах.
Для женщин целесообразно использовать упражнения на "растягивание", ритмические под музыку, с предметами на голове, у балетного станка (стула, стола, стенки), по возможности перед зеркалом. Это позволяет совершенствовать осанку, увеличивать гибкость, подвижность в суставах, гармоничность и пластичность движений.
Каждому занимающемуся целесообразно и интересно вести дневник самоконтроля, в котором он отмечает свое самочувствие, динамику развития физических способностей (силы, гибкости, выносливости), сон, аппетит, объемы частей тела (рук, ног, талии, груди). В дневник можно записывать самозадания (план) на занятия физическими упражнениями и подводить итоги за неделю, месяц, год.
Одной из важных проблем, которые решает человек в течение рабочего дня, является сохранение физической и умственной работоспособности, противодействие психическому утомлению. Одним из важнейших средств ее решения является сме-
271 Теория и методика физической культуры
на характера деятельности, отвлечение от ее профессиональных видов и форм, переключение на другие виды. Поэтому существуют различные виды занятий физическими упражнениями, имеющие сугубо рекреационный характер. К ним относятся вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв и после работы.
В достаточно богатых учреждениях, на предприятиях существуют специальные места для таких занятий, оборудованные инвентарем и оборудованием (площадки для игры в волейбол, столы для настольного тенниса, тренажеры, велоэргометры).
Вводная гимнастика проводится в течение 5-10 минут перед началом работы. При подборе упражнений в ней ориентируются на характер труда и биомеханику трудовых действий и движений, характер рабочих поз. Поэтому включаются упражнения, способствующие быстрейшей адаптации, врабатываемости, повышающие физиологические функции организма.
Физкультпаузы и физкультминутки вводятся для предупреждения развития утомления и действуют по механизму смены вида деятельности. Они проводятся за час-два до обеденного перерыва или окончания рабочего дня и способствуют улучшению функционального состояния организма, поддерживания внимания, позволяют снизить неблагоприятное влияние рабочей позы ("расправиться, потянуться"), снизить влияние гиподинамии, обездвиженности. Необходимо заранее определить время рабочего дня, когда выполнение движений даст наилучший эффект. Влияние упражнений усилится, если они будут сопровождаться музыкой.
Необходимо учитывать пол, возраст и степень физической подготовленности занимающихся.
Упражнения выполняются в медленном или умеренном темпе, с глубоким и акцентированном на выдохе дыхании. Их комплексы целесообразно менять один раз в месяц.
В ряде профессий невозможно сделать перерыв даже на 3-5 мин. (диспетчеры, машинисты). В таких случаях целесообразно провести два-три упражнения в течение 1-2 мин., направленных на те группы мышц, которые требуют смены характера их функционирования. Целесообразно использовать, с учетом рабочей позы и характера функционирования групп мышц, упражнения в потягивании, наклонах, поворотах, маховые движения с широкой амплитудой.
В обеденный перерыв предпочтительно организовать активный отдых. В его содержание можно включить упражнения и игры. Комплекс может состоять из 5-7 упражнений, выполняемых в медленном или умеренном темпе вместе с глубоким и акцентированным дыханием и ходьбы в течение 10-20 минут. В качестве игр можно использовать бадминтон, настольный теннис, бильярд. Игры заканчивать за 5-10 минут до конца обеденного перерыва. В содержание активного отдыха можно включать водные процедуры, самомассаж, аутотренинг.
После работы также в целях перемены вида деятельности и рекреации в широком смысле слова, либо на рабочем месте, либо в специально отведенных помещениях (площадках, бассейнах, тренажерных залах, в профилакториях) полезно заняться физическими упражнениями, играми, развлечениями в свое удовольствие и по своему вкусу. Это могут быть как организованные, так и самостоятельные занятия, групповые или индивидуальные. Они могут с достаточной эффективностью проводиться и дома, тем более, если есть видео или магнитофонные записи упражнений (шейпинг, аэробика, цигун) ритмической и привлекательной музыки.
Большие возможности для физической рекреации имеются в домах и базах отдыха и санаториях. Там индивидуально или группами проводятся все указанные выше виды и формы занятий физическими упражнениями, играми, развлечения-
Лекция 20 Особенности фихической культуры взрослых
ми. Преимущество заключается в том, что там больше свободного времени и реальных возможностей для этого, включая плавание, терренкуры, пешие и лыжные походы, возможность заниматься в группах здоровья.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Общие основы теории и методики физической культуры введение в теорию и методику физической культуры. Основные понятия теории и методики физической культуры
Общие основы теории и методики.. Физической культуры.. ВВедение в теорию и методику физической культуры..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
Какнаучная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования
Методы исследования в теории и методике физической культуры
Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие сомнения безосновательны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а те
Физическая культура как вид культуры
2.1. Определение понятия "культура".
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зар
Структура физической культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того и
Функции физической культуры
Специальные функции того или иного явления - это способ его бытия, способность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции физической к
Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
В теории физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации анализ системы принципов и их унификация по праву занимает одно из ведущих мест, поскольку он тесно связан с оптимиза
Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности
Физическая культура, как отмечалось ранее, структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты материального и духовного труда в сфере физической
Физкультурное образование как педагогический процесс
Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенаправленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой
Высшее физкультурное образование
Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф
Общие принципы формирования физической культуры человека
Принципы формирования физической культуры человека - это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. В своей
Принцип гармонического развития личности
Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, - с потребностями общества, а с другой, - с интересами самой л
Принцип связи с жизнедеятельностью
Высвечивает прикладную функцию физической культуры в обществе, - подготавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости, - к участию в военно-боевых действиях.
Принцип оздоровительной направленности
Отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья.
Требо
Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство -это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совер
Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается це
Естественные силы природы и гигиенические факторы
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формиро
Понятие о технике физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. В
Пространственные характеристики
Включают: положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определе
Силовые характеристики
В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения.
Сила движения - это мера физического воздействия движущейся части тела (или вс
Ритмическая характеристика
Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм явля
Методы формирования физической культуры личности
Рис. 5.7. Пример соотношений между категориями "методический подход", "методическое направление", "метод", "методический прием" при совершенствовании быст
Методы, направленные на приобретение знаний
Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепле
Принципы сознательности и активности
Эти принципы предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в
Принцип наглядности
Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа
Принципы доступности и индивидуализации
Предусматривают определение стимулирующей меры трудности педагогического задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленнос
Принцип непрерывности
Является одним из важнейших принципов построения занятий фи-зическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению дост
Принцип прогрессирования воздействий
Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного прин
Принцип цикличности
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, м
Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенств
Обучение двигательным действиям
Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называет
Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в прос
U знания
Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, практической деятельности. Их сочетание обеспечивае
Взаимодействие (перенос) навыков
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделя
Структура процесса обучения двигательным действиям
Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидакт
Управление процессом обучения
Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям требует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (проверки),
Предупреждение и исправление ошибок
На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могу
Общая характеристика физических способностей
8.1 Понятие о физических способностях, основные формы их проявления.
В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных
Движения - ведущий фактор развития физических способностей
В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и сре-довые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических способностей играет двигательная активность, нап
Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима её выполнения. Под режимом подразумевается точно установленный порядок черед
Этапность развития физических способностей
В динамике развития физических способностей при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выде-лить три относительно самостоятельных этапа:
Лекция 8 О
Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей физических способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на других. Это справедливо как для небольших периодо
Перенос физических способностей
Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровн
Принципы развития физических способностей
Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиня-110
Лекция 8 Общая характеристика физических способностей
ются разным закономерностям, несмотря на то
Принцип регулярности педагогических воздействий
Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку последние развиваются и совершенствуются прежде всего в
Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
Данный принцип базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Согласно этому принципу, необходимо сочетать в процессе совершенствования физических спос
Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельно
Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий
В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности. Полезность адаптивных изменений
Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза. Конечно,
Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
Суть его состоит в том, что используемые педагогические воздействия (средства, методы и формы) должны соответствовать степени развития этих способностей у индивида. Но это соответствие не должно
Принцип соразмерности в развитии способностей
Предполагает соблюдение оптимального соотношения (пропорциональности) в уровне развития способностей у человека на каждом этапе возрастного развития. Лучшая соразмерность в развитии тех или иных сп
Силовые способности и методика их развития
9.1 Понятие о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей.
Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела челове
Средства развития силовых способностей
При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением - силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:
Методы развития силовых способностей
Направленное развитие силовых способностей происходит лишьтогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы
Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин "быстрота". Учитывая множественность фо
Методика развития быстроты двигательных реакций
Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.
Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно по
Реакции выбора
Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0.18-1.00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и мо
Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений
Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копь
Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Комплексное проявление скоростных способностей определяется содержанием основной двиг
Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей
В качестве исходного пункта при определении понятия "координационные способности" может служить термин "координация". Слово "координация" латинского происхождения. Он
Методика развития координационных способностей
При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления
Времени
Лекция II Координационные способности и методика их развития
Большое значение при формировании "чувства времени" в последнее время придается использованию в физическом во
Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости
ВЫНОСЛИВОСТЬ - способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
Так как длительность работы ограничивается в конечном итоге насту
Специальная
Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное в
Методика развития выносливости
Развитие скоростной выносливости.О скоростной выносливости принято говорить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плавание, гребля, ходьба н
Компоненты нагрузки
I | ч Вариант Цель « | | ^
° метода применения | а 5 I i I
® Ss5^e=5x?5
s »ь 11 I: g 1111 i
&po
Задачи, средства и методы развития гибкости
В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их "разболтанности"
Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств.
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраже
Патриотическое и нравственное воспитание
Эти два вида воспитания целесообразно рассмотреть в едином контексте. Любовь к своему Отечеству; готовность встать на его защиту, не жалея жизни; высокие патриотические чувства сопровождаем
Правовое воспитание
Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого, с целью передачи значимого комплекта сведений о правовых нормах, упрочения п
Эстетическое воспитание в сфере физической культуры
Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разностороннего гармонического развития современного человека, способного овладевать культурными ценностями, строить жизнь по законам крас
Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству
Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их професси
Общая характеристика форм построения занятий
Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно
Общая характеристика занятий неурочного типа
В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные формы организации занятий:
утренняя гимнастика;
вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);
Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету
Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаютс
Документы контроля и учета
Основными документами контроля, учета и отчетности являются: журнал учета учебной работы группы, медицинская карточка, журнал учета травм, журнал учета наличия и состояния оборудования, книга учета
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
17.1 Социально-педагогическое значение физического воспитания. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физич
Особенности методики занятий физическими упражнениями
1. Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоническое физическое развитие детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровен
Формы занятий физическими упражнениями
В детских садах получили распространение следующие достаточно разнообразные формы физкультурных занятий с детьми:
1. Занятия физическими упражнениями в форме урока.
2. Зан
Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования, этот возрастной период подразделяетс
К совершенствованию
рассчитана, по существу, на формирование отдельных двигательных умений и навыков. В практике же, особенно в сфере общего физического воспитания, занятия носят преимущественно (в наибольшей мере в
Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте
Заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях
Особенности развития координационных способностей
Определяются в первую очередь их значительной ролью в современной двигательной практике школьников. Их планомерному развитию должно уделяться пристальное внимание на протяжении всего школьного пе
Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей
В школьном возрасте, особенно о 8-9 до 13-14 лет, усиленно прогрессируют под влиянием естественных факторов развития все проявления скоростных способностей. К ним примыкают и скоростно-силовые спо
Особенности развития собственно-силовых способностей
У мальчиков выделяют два периода интенсивного прироста мышечной силы - с 9 до 12, и от 14 до 17 лет. У девочек же сила мышц интенсивно растете 8-9 до 13-14 лет. Большой прирост силы у юношей старше
Особенности развития выносливости
Развитие выносливости обязательно, начиная с младшего школьного возраста. Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах двигательной деятельно
Годовой план прохождения программного материала
Составляется для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует наметить количество часов, которое буде
Четвертной план
Представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана прохождения программного материала с учетом реального хода учеб
Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие)
На следующем этапе работы требуется правильно распределить частные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой операции будет зависеть от умения педагога точно
Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры
В каждом уроке обычно решаются 3-4 плановых учебно-воспитательных задачи и, помимо этого, постоянно действующие задачи гармонического развития, укрепления здоровья и нравственного воспитания школь
Конспект урока
Общие задачи ур
ока
Дата
Система проверки успеваемости
Проверка успеваемости осуществляется планомерно, в определенной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процесса, но и его улучшение. На уроках физической ку
Учет учебной работы
Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются в классный журнал, который является основным документом учета учебной работы. Помимо успеваемости в нем отмечаются посещаемость каждого ур
Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Физическая культура в средних специальных учебных заведениях по своей структуре и функционированию во многом сходна с системой физического воспитания в общеобразовательной школе. Вместе с тем, име
Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий
Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являю
Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых
В категорию взрослого населения включаются все люди от достижения совершеннолетия до их глубокой старости. Существуют различные подходы к взрослой периодизации людей. Все они носят более или менее
Неспециальное физкультурное образование взрослых
Предполагает формирование каждым человеком своего собственного представления об уровне своего физического развития, о степени владения двигательными навыками, знание методики своего физического со
Двигательная реабилитация
Двигательная реабилитация (реабилитация - восстановление) удовлетворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний
Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах
Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в соответствие с определенной концепцией - комплексом взглядов на сущность процесса физического совершенствования военнослужащ
Учебные занятия по физической подготовке
Они занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужащих. Они направлены на развитие и постоянное совершенствование физических способностей, формирование и совершенствование воен
Утренняя физическая зарядка
Является обязательным элементом распорядка дня. Она проводится в целях:
систематической тренировки военнослужащих и направлена на быстрое приведение организма после сна в активное состо
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и боевую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, связывает физическую подготовку с конкретными зада
Спортивно-массовая работа
Занимает важное место в системе физического совершенствования военнослужащих. Она характеризуется следующими особенностями:
сочетание обязательности занятий спортом с добровольностью в
Возникновение и состояние современного спорта
Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе.
В рабовладельческом обществе максимального разви
Ами деятельности
Рис. 23.1. Общая сфера спорта (по С. В. Брянкину)
В широком понимании спорт включает в себя собственно соревнов
Общество -как социальная система
рис. 23. 2. Место спорта в обществе 300
Лекция 23 Спорт в системе физической культуры
В настоящее
Религиозные факторы
Рис. 23.3. Факторы, влияющие на формирование спорта, как социальной подсистемы общества
Зрелищная
Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спорт
Заключение
Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физичес
Объемные требования по теории и методике физической культуры
1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина.
2. Сравнительная характеристика понятий "физическая культура", "физическое воспитание", "с
ДГИФКиС
Кафедра ТМФВ
Реферат
по дисциплине: «Введение в специальность»
на тему: « Основные функции и особенности деятельности специалистов по физической рекреации »
Выполнила: студентка гр.
Пинчук С. И.
Проверил:
Днепропетровск 2010
1. Понятие о рекреации.
2. Классификация рекреационной деятельности.
3. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту.
4. Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту.
5. Содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.
6. Рекреационные потребности.
7. Заключение.
8.
1. Понятие о рекреации.
Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.
Основными признаками рекреации, определяющими ее сущность, являются следующие: она осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе.
Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания – географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.
Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.
В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию.
Рекреация – это:
Расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
Любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;
Наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
Перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;
Цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.
2. Классификация рекреационной деятельности.
В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия; характер организации; правовой статус; продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте; сезонность; характер передвижения рекреанта; его возраст; активность занятий и т. д.
По общественной функции и технологии выделяются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность.
Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны соответствовать медико-биологическим нормам.
Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых . Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает: прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров, и т. д.
Маршрутный туризм может быть спортивным, может оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан с познавательным краеведческим туризмом . По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т. д. Различен и радиус его действий: местный, региональный, государственный.
Большое развитие получил водный туризм , как прогулочный, так и спортивный. Эти виды туризма сочетаются с пляжно-купальным туризмом. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Сюда включены и элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Известна также популярность рыболовного и охотничьего туризма . Особенно широкое распространение получают фото и кино-охота, преследующие своей целью не материальное обогащение, а отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм – один и самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горнолыжный туризм и альпинизм.
Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой.
Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки.
Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основой при изучении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассмотреть рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку. Использование ежедневного свободного времени непосредственно связано с жилищем и городской средой. Еженедельная рекреация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов и дач. Использование ежегодного свободного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа. Соответственно выделяют рекреацию внутри населенного пункта; местную еженедельную (пригородную – уик-энд); ежегодную региональную, государственную или международную.
По характеру организации рекреация делится на регламентированную (спланированную по путевке) и самодеятельную (дикий отдых).
По числу участников различают индивидуальный (включая семейный) и групповой туризм. Большое значение имеет такой показатель как плотность социальных контактов , выражаемая числом рекреантов на единицу площади. Стремление к максимальному уединению может быть названо центробежностью , а к максимальным контактам – центростремительностью.
По признаку подвижности туризм делится на стационарный и кочевой. Это довольно условное деление. При выделении стационарного туризма подчеркивается, что в данном случае путешествие осуществляется ради пребывания на каком-то курорте. К стационарным формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровительно-спортивного туризма. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение, изменение места пребывания. В связи с этим материально-техническая база туризма все больше тяготеет к дорогам. Происходит развитие рекреационного хозяйства вширь наряду с одновременным углублением территориального разделения труда в рекреационной отрасли.
Многие виды рекреации имеют сезонный характер . Сезонность порождает много социально-экономических проблем (пики и провалы). Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности. Сезонность еще зависит от стереотипов людей. Отпуска предприятия дают в основном летом, каникулы в образовательных учреждениях тоже летом, люди стремятся поехать отдыхать в период с июня по сентябрь. Лишь санаторно-курортные учреждения имеют круглогодичный характер обслуживания, но и здесь сезонность (хотя и в меньшей степени) тоже имеет место.
По характеру используемых транспортных услуг туризм делится на автомобильный, автобусный, авиационный, железнодорожный, теплоходный (морской, речной и озерный).
По правовому статусу туризм делится на национальный (внутренний) и международный (иностранный). Международный туризм подразделяется на активный и пассивный в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для каждой страны путешествие ее граждан в другие государства называется пассивным туризмом , а приезд иностранцев – активным туризмом.
По продолжительности пребывания международный туризм делится на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путешествия составляет не более 3 суток, то его относят к краткосрочному туризму, а более 3 суток – к длительному.
3. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту.
На основе анализа исследований структурных элементов профессиональной компетентности педагога (отражены в работах С.Г. Вершловского, Ю.В. Варданяна, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Т.А. Каплуновича, К.М. Левитана, В.А. Сластенина, Р.М. Шерайзиной) В.Н. Введенский выделяет компоненты ключевых (базовых) компетентностей (компетенций) для педагога. Это:
· - коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи,
· - информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,
· - регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия,
· - интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально-эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),
· - операциональная компетентность: набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути, педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия.
4.Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту .
Структура и содержание компетенций управленческой деятельности были определены на основании анализа и обобщения мнений таких ученых, как М.Н. Арцев (компетенции управленческой деятельности), В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов, И.И. Переверзин, Э.П. Теплов (содержание когнитивно-операциональной сферы спортивного менеджера) и др., в соответствии с содержанием общих и специальных функций спортивного менеджера и принципов управления.
Компетенции |
||
Общепрофессиональные компетенции |
||
Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах на уровне, соответствующем требованиям высшего образования. |
Знание основных философских категорий и концепций, Знание концептуального аппарата и основных методов социологии, Понимание условий и особенностей формирования культуры, инкультурации и социализации личности, Понимание взаимосвязей между отдельными областями научного знания, способность обсуждать научные проблемы из междисциплинарной области Знание основных тенденций и концепций современного естествознания, Знание теоретических основ и методов математики, теории вероятности, математической статистики, основ естественных наук (физика, химия и др.), Знание основ экономики и менеджмента, основ экономического поведения и управления социальными системами, Знание основ государства и права, правового поведения, Умение логично и последовательно представлять освоенное знание, Умение использовать современные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации, способность самостоятельно расширять кругозор, Способность интерпретировать теоретические знания, экстраполировать их в профессиональную сферу. |
|
Исследовательские - связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности |
Знание концептуального аппарата и основных познавательных подходов и методов современней науки, Понимание сущности научно-исследовательской деятельности и области применения ее результатов, Знание методологии научного исследования, эвристических методов решения познавательных задач, форм представления научно-исследовательских результатов, Владение приемами информационно-описательной деятельности: систематизации данных, структурирования описания предметной области (выделение ключевых категорий и понятий, систематизация концепций, технологий и методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление рефератов, обзоров, методических пособий), Умение формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения, Способность анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, Умения работать с литературными источниками, проводить практическое экспериментальное исследование, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, знаково оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику; успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, Способность к самостоятельному целеполаганию, планированию, организации собственной работы, реализации и корректировке плана, Знание особенностей и методологии исследовательской деятельности в области образования, физической культуры и спорта, Умение критически использовать методы современной науки в практической деятельности, умение оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности. |
|
Специальные компетенции |
||
Рекреационные |
||
Диагностические: предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации, о ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности, о способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности и т.п. |
Знания в области: информационных технологий, технологий саморазвития, тенденций развития общества, различных областей научного знания (рекреалогии, педагогики, психологии, физиологии, медицины, социологии и т.д.), физической культуры и спорта; Умения: использовать информационные технологии для саморазвития и повышения эффективности собственной физкультурно-рекреационной деятельности, формулировать проблемы и искать новые теоретические способы их решения. |
|
Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно-рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху, организация взаимодействия между различными ФК-С организациями. |
Знания и умения в области: Психологии межличностных отношений, Мотивации деятельности (в том числе, физкультурно-спортивной) и поведения, Психолого-педагогических методов создания благоприятного микроклимата, Педагогических методов мотивирующего воздействия, педагогики сотрудничества, Педагогики и психологии физической культуры и спорта. |
|
Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы, организацией активного отдыха разных групп населения, организацией массовых физкультурно-спортивных мероприятий и т.п., а также определение способов решения задач. |
Знания и умения в области целеполагания и целепостроения (в т.ч., педагогических), текущего, оперативного и стратегического планирования (в т.ч., педагогического), Знания в области теории принятия управленческих решений, основ воспитательной деятельности, рекреалогии, Умение актуализировать знания из смежных научных дисциплин, подбирать оптимальные средства и методы решения задач на основе всестороннего анализа их позитивного и негативного влияния на участников активного отдыха. |
|
Конструктивные: предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения (в зависимости от пола, возраста, интересов, места жительства, состояния здоровья и т.д.), способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха. |
Знания в области: основ рекреалогии и теории физической рекреации, теории и методики ФК и С, влияния активного отдыха на состояние функциональных систем организма, социологии, психологии, маркетинга, Умения: по организации и проведению анкетирования, психологического тестирования, педагогического наблюдения и социологического опроса; по выбору и комбинированию форм и видов физкультурно-рекреационной деятельности, способов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха |
|
Организаторские: непосредственная реализация физкультурно-рекреационных замыслов |
Знания в области менеджмента (в т.ч., педагогического менеджмента), По включению населения в физкультурно-рекреационную деятельность, По пропаганде ЗОЖ и активного отдыха среди населения, По организации совместной физкультурно-рекреационной деятельности, организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий, По определению основных потребителей физкультурно-рекреационных услуг и их типологии, По выявлению физкультурно-рекреационных предпочтений населения |
Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта). Для эффективного осуществления физкультурно-рекреационной деятельности специалист по физической культуре и спорту должен уметь решать следующие задачи:
· 1. Организация физкультурно-рекреационной деятельности (создание соответствующих организационных структур, фирм по производству физкультурно-рекреационных услуг).
· 2. Управление физкультурно-рекреационной деятельностью (организовывание, планирование, обеспечение ресурсами, контроль и координация деятельности).
· 3. Предоставление физкультурно-рекреационных услуг (в качестве инструктора по виду спорта, организатора массовых физкультурно-спортивных мероприятий и туристических слетов и т.п.).
· 4. Пропаганда различных форм физической рекреации (рекламная деятельность в области досуга населения).
Для решения первой задачи специалисты должны обладать знаниями и умениями в области экономики и юриспруденции; вторая задача предполагает управленческую подготовку, то есть компетентность в области менеджмента; для решения третьей задачи необходимо овладение знаниями, умениями, навыками и опытом из области собственно теории и методики физической культуры и спорта, теории и методики спортивной тренировки, педагогики физической культуры и спорта; четвертая задача носит характер маркетинговой деятельности и требует соответствующей подготовки.
6. Рекреационные потребности.
Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.
Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.
В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:
· -восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);
· -развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;
· -формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.
Пространственно-временную динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности определяют общественные , групповые и индивидуальные рекреационные потребности. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на территориальных формах организации рекреационной деятельности.
Рекреационные потребности проявляются
на трех уровнях организации людей: общество – группа – индивид.
· Общественные рекреационные потребности являются ведущими. Их можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
· Групповые рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных и возрастных групп населения.
· Индивидуальные рекреационные потребности включают в себя множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности в смене привычной обстановки, в восстановлении здоровья, в снятии утомления, в познании окружающего мира, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей, в духовном обогащении, бегстве от повседневности и т. д.
Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями. При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.
Систематическое изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должно проводиться в экономическом, медико-биологическом, демографическом, социологическом, социально-психологическом и природоведческом аспектах. Такая широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Социально-экономические факторы : уровень развития производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.
2. Демографические факторы : урбанизация; половозрастная структура населения; состав и размер семьи; особенности расселения.
3. Социально-психологические факторы : коммуникабельность; тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.
4. Медико-биологические факторы : состояние здоровья населения.
5. Природные факторы : природная зона, в которой проживает человек, особенности географического положения по отношению к морям, горам.
Один из важнейших вопросов экономической оценки рекреационных потребностей – определение степени удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе экономического развития. Экономическая оценка рекреационных потребностей опосредует другие аспекты оценок – медико-биологический, социологический и социально-психологический.
Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. Мало изучены с медико-биологической точки зрения потребности оздоровления. В литературе встречаются самые общие сведения о медико-биологических функциях рекреационной деятельности. Это, прежде всего активные виды рекреационной деятельности (мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной деятельности (переключение с одного вида деятельности на другой).
Слабо изученным остается вопрос влияния места и времени отдыха на организм человека в зависимости от места его проживания, возраста, социальной принадлежности, типа нервной системы и т. д. Социологические и социально-психологические исследования рекреационных потребностей направлены на изучение взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп и индивидов с окружающей средой.
7.Заключение
Благополучие и процветание общества в определяющей степени зависит от профессионализма самых разных специалистов, поскольку эффективность их труда обеспечивает прогрессивное развитие профессиональной сферы (содержания, средств деятельности, трудовых операций и т.д.), повышение качества результатов деятельности и т.д.
Ясно, что профессионалом можно стать только в процессе профессиональной деятельности, с обретением профессионального опыта. Чтобы этот опыт сформировался, изначально необходимо найти работу, наиболее соответствующую стремлениям и способностям и, далее, оставаться в своей профессиональной сфере (в наиболее широком смысле), строя горизонтальную либо вертикальную карьеру, расширяя сферу своей деятельности и т.п. Можно сказать, что повышение профессионализма пропорционально опыту профессиональной деятельности; чтобы накопить профессиональный опыт, субъект специалист должен быть востребован на рынке труда.
Востребованность специалиста - наличие спроса на его труд - наиболее яркое внешнее проявление конкурентоспособности работника, ее зримый результат. Таким образом, важнейшим условием, обеспечивающим возможность становления профессионализма специалистов, является их конкурентоспособность.
Поскольку важнейшим качеством, обусловливающим конкурентоспособность работника, является его компетентность, то формирование социальной и профессиональной компетентности у будущих специалистов - наиболее актуальная задача современной высшей школы.
8. Список использованной литературы.
1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития: учебное пособие // Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1994. 246 с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности /. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1988.
3. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10.
4. Жолдак В.И., Квартальнов В.А Менеджмент спорта и туризма // – М.: Советский спорт, 2001. 416 с.
5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справ. //– М.: Финансы и статистика, 2000. – 368 с.
6. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: учебное пособие // – М.: СпортАкадемПресс, 2002.