Здоровьесберегающее образовательное пространство школы. Современные проблемы науки и образования

"Формирование здоровьесберегающего пространства школы"

Уразакова Гульнар Галихановна,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора школы по УВР

(из опыта работы)

Актуальность темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Не всегда уделялось должное внимание сохранению, укреплению и развитию здоровья, оценке влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, образовательные технологии не рассматривались с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Сегодня каждый педагог должен осознавать, что слагаемыми здоровья ребёнка являются его физическое, психическое состояние и уровень сформированности моральных и нравственных принципов.

Таким образом выделяется 3 вида здоровья:

    Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Основной задачей здоровьесберегающих педагогики является такая организация режима обучения, которая бы обеспечила высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Школьные факторы риска:

Стресс.

Несоответствие методик и технологий обучения.

Интенсификация учебного процесса.

Нерациональная организация учебного процесса.

Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей.

Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Сверхраннее начало образования

Не всегда обоснованное и адекватное использование так называемых здоровьесберегающих технологий .

Работа педагогического коллектива нашей школы над данной проблемой сложилась в систему, которую можно представить в виде модели:

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

    Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков.

    Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс снижается. И происходит это именно в школьные годы.

    В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

    Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.

    Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕНТ, ростом требований к уровню подготовки выпускников.

    Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель:

    Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

    Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

    Реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников.

    Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.

    Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Информационное и нормативно-правовое обеспечение

2. Программное обеспечение (типовые, авторские программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов секционных занятий и др.).

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

5. Мониторинг деятельности

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

    Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

    Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.

    Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.

    Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ.

Эффективность программы оценивается по количественным и качественным показателям:

    количество прошедших обучение волонтеров;

    количество повысивших квалификацию педагогов;

    оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;

    уровень санитарно-гигиенического состояния школы;

    итоги диспансеризации учащихся школы.

    отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Результативность может быть достигнута в результате согласованной и целенаправленной работы не только педагогов, психологической службы школы и других её структурных подразделений, но и в результате положительного влияния социума, людей, окружающих ребёнка вне школы. Таким образом происходит расширение педагогического пространства школы, что обеспечивается только тесным взаимодействием с родителями.

И утомление, и переутомление у детей возникают быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями нервной системы. Решение этой задачи - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников - возможно только при правильной организации их деятельности.

Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микропеременой и отодвигает развитие утомления .

При рассмотрении урока в данном аспекте я в своей практике руководствуюсь методическими рекомендациями « Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения» , составленными по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».

Опираясь на его работу можно выделить следующие критерии:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете):

    чистота,

    температура и свежесть воздуха,

    рациональность освещения класса и доски,

    наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

    Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

    опрос учащихся,

    письмо,

    чтение,

    слушание,

    рассказ,

    рассматривание наглядных пособий,

    ответы на вопросы,

    решение примеров, задач,

    практические занятия и т. д.

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности:

    Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Число использованных учителем видов преподавания:

    словесный,

    наглядный,

    аудиовизуальный,

    самостоятельная работа и др.

Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут

    Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

    методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

    активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

    методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

взаимооценки) и др.

    Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

    Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы .:

    Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

    Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

    Физкультминутки и физкультпаузы

    Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

    Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

    Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

    Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:

    интерес к занятиям,

    стремление больше узнать,

    радость от активности,

    интерес к изучаемому материалу и т.п.

Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

    Благоприятный психологический климат на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

    Преобладающее выражение лица учителя.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

    улыбок,

    уместных остроумных шуток,

    использования поговорок,

    афоризмов с комментариями,

    музыкальных минуток и т.д.

    Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности

    Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.

    Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока

    Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

    учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

    учитель мог прокомментировать задание на дом,

    попрощаться со школьниками.

    Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

    Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

    Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Речь идёт о психическом состоянии и психическом здоровье участников процесса обучения: учитель-ученик.

В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « Я - Концепцию». Для этого необходимо:

Видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё -создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству

Помогать детям реализовать себя в деятельности.

Формированию положительной Я- Концепции на уроке способствуют нехитрые приёмы педагогической техники, применяемые мной на уроках. Эти приёмы универсальны для любого урока или воспитательного мероприятия, для любой жизненной ситуации, в любых интерпретациях их эффективность проверена опытом работы:

    прием “Лестница”

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

    прием « Даю шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

    прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

    прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

    прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

    прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”

    прием “Эврика”.

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

    успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

    ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

    ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

    прием « Линия горизонта»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит учеников к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

    «Цветные карточки».

В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют» их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.

    Методика «Настроение».

Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат

    Апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

    Создание проблемной ситуации.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

    Ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

    Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

    Прием авансирования.

Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Акцент внимания каждого учителя на проблеме здоровьесбережения школьников актуален сегодня не только на уровне организаций образования, но и на государственном уровне. Огромная ответственность за здоровье будущего поколения ложится именно на нас, работников сферы образования.

Обучаем воспитывая или воспитываем обучая? – этот философский вопрос будет ещё долго обсуждаться в педагогике. Бесспорно во все времена одно: и обучая, и воспитывая учитель обязан заботиться о здоровье своих учеников.

Обобщение и распространение опыта работы учителей в данном направлении – это уже большой вклад в беспрерывный процесс здоровьесбережения людей целого поколения.

Опыт работы по теме "Построение модели здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательном учреждении как условие повышения качества образования", нкопленный за 3 года работы с пояснениями, графиками, таблицами

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса.

Слайд 17 . В школе уделяют внимание созданию спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков создает предпосылки благоприятного психологического климата.

Воздушно-тепловой режим в школе обеспечивает местная котельная. Отопительные приборы располагаются под оконными проемами. Температура воздуха в классе поддерживается в пределах 17 - 20 0 С. Во внеучебное время в помещениях поддерживается температура не ниже 15 0 С. До начала занятий и после окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.

Все учебные помещения школы имеют естественное боковое левостороннее освещение. Для создания светового комфорта нормируются уровни естественной и искусственной освещенности в школе. В классах уровень освещенности соответствует 300лк. Оконные проемы в классах оборудуются регулярными солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами световых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

При оформлении интерьера школы используются такие цвета как светло-зелёный, коричневый, абрикосовый, розовый, оранжевый – всё спокойных тонов.

Для отделки классов используются материалы и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого. Приобретается мебель цвета натурального дерева.

Гигиенические требования использования учащимися персональных компьютеров приобретают день ото дня все большую актуальность: компьютеризация стремительно входит в нашу жизнь, растет число компьютеров в школах, все большей популярностью пользуются они у подростков.

В помещении с персональными компьютерами в школе (кабинет информатики)обеспечиваются оптимальные параметры микроклимата, т.е. при температуре 18 – 20 0 С относительная влажность воздуха должна быть соответственно 32-55% Компьютерный класс перед началом и после каждого урока проветриваются. При выполнении работы на компьютере уровень шума не превышает 75дБА.

Для защиты от излучения применяются специальные антибликовые покрытия экранов и различные фильтры. Экран видеомонитора находится от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50см.

Для учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в компьютерных классах не более 4 часов в день. Продолжительность не прерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часа.

Для учащихся 2-4 классов для ведения предмета «Информатика» отводится 0,5 часа в неделю (25 минут), а в 5-9 классах – 1 час в неделю (45 минут)Непрерывная длительность занятий с компьютером не превышает: для учащихся 1 классов (6 лет) – 10 минут, для учащихся 2 - 5 классов – 15 минут, для учащихся 6 - 7 классов – 20 минут, для учащихся 8 - 9 классов – 25 минут.

Отдельная проблема–питание учащихся в школе. В школе стараются, чтобы эта проблема решалась полноценно. Правильное, рациональное питание – важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте, но особенно в детском и подростковом.

В образовательном учреждении организовано 2 - разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей, но при возможности в школе стремятся к тому, чтобы все дети получали 2 - разовое питание.

Питание организовано в раздаточном пункте приёма пищи на 80 посадочных мест (расположен в подвале). При входе в него установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, с подводкой горячей и холодной воды и устройством смесителей. Раковины обеспечены мылом и электрополотенцами.

Питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемым 10 - дневными меню. Подсчет ингредиентов и калорийности пищи должен проводится медицинской сестрой 1 раз в месяц по накопительной бухгалтерской ведомости. Готовые первые и вторые блюда могут находится на мармите не более 3-х часов.

Рацион блюд, витаминизация, калорийность соответствует нормам. Уборка обеденных столов проводится после каждого приема пищи. Администрация школы строго следит за ассортиментом продуктов. Столы с гигиеническим покрытием протираются с применением раствора моющих средств.

Ежегодно к началу учебного года, для поддержания должного санитарно-гигиенического режима в школьной столовой проводится необходимый ремонт во всех помещениях.

В школе организованы баки с кипяченой водой, обеспеченные одноразовыми пластмассовыми стаканчиками. Действенным оказывается привлечение классными руководителями для решения этой задачи возможностей родителей учащихся.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья.

В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально использование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих. Работа над формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в начальной школе нашего образовательного учреждения ведётся по следующим направлениям.

Оно регулярно проветривается, окна хорошо и удобно открываются, оснащены москитными сетками и жалюзи, звуконепроницаемы. В классах хорошее освещение, соответствующее санитарным требованиям, доска оснащена дополнительным освещением. Соблюдается температурный режим.

Компонент здоровьесбережения персонала школы реализуется по направлениям:

1. Диспансеризация персонала школы.

2. Плановые медицинские осмотры.

3. Санаторно-курортное лечение.

4. Обеспечение здоровьесберегающих условий труда.

5. Организация оздоровительного досуга для персонала школы.

6. Организация физкультурно-спортивных мероприятий.

Предварительный просмотр:

Как показало исследование социологической службы РГСУ, в отношении своего здоровья наши сограждане придерживаются умеренно-позитивных оценок. Большинство (65,3%) оценивают его со знаком «плюс» («хорошее», «скорее хорошее») при 28,8% тех, кто считает его «плохим» или «очень плохим» Эти параметры близки к оценкам частоты заболеваемости: 71,2% опрошенных можно отнести к группе людей с неплохим здоровьем (по частоте заболеваемости), что близко к доле положительных самооценок здоровья (63,5%). В группу с плохим здоровьем попадают 23,1% опрошенных, которые на протяжении года болели 4 и более раз (при 28,8% негативных самооценок здоровья).

Однако общий положительный баланс самооценок здоровья не должен вводить в заблуждение. Обратим внимание, что среди всех положительных самооценок насчитывается только 20,9% уверенных заявлений «состояние здоровья хорошее», тогда как вдвое большее число (44,4%) выбирают осторожную оценку «скорее хорошее». Причем за период 2009 - 2012 гг. доля безусловно положительных оценок здоровья сократилась (с 34,7 до 20,9%), уступив место осторожным, умеренно-позитивным оценкам, выросшим с 33,8 до 44,4%

Проблему сохранения и укрепления здоровья необходимо решать в детском возрасте. Ухудшение здоровья детей в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Известно, что образ жизни, стиль, как и характер, закладывается в детстве. Способность к здоровью нуждается в своем формировании и развитии так же, как и другие способности человека. Проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все ее аспекты только к детскому саду или школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушения осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

Ежегодно проводится целая система профилактической работы по здоровьесбережению учащихся школы, которая состоит из следующих параметров:

1 Изучение медицинских карт учащихся.

2 Контроль за санитарно – гигиеническом состоянием школы в течении года, и особенно в период наступления вирусных инфекций.

3 Контроль за качеством приготовления пищи и бракераж готовой продукции школьной столовой.

4 Организация зимнего и летнего оздоровительных лагерей.

5 С - витаминизация школьных обедов (витамин С в течении учебного года и добавка к чаю ломтика лимона в период наступления вирусных инфекций.

6 Иммунопрофилактика.

7 Углубленные медицинские осмотры.

8 Дератизация.

Анализ основных параметров состояния здоровья школьников.

Анализ основных параметров состояния здоровья школьников является неотъемлемой работы школы.

Диагностика состояния учащихся МБОУ «Болоховская ООШ №3» выявила результаты, которые можно представить нижеследующей таблицей Слайд 19.

Таблица. Инфекционные и другого рода заболевания

Вид заболевания

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

ОРВИ

Грипп

Кишечные инфекции

Скарлатина

Чесотка

Острый тонзиллит

Бронхит

Ангина

Ветряная оспа

Коревая краснуха

Пневмония

Коклюш

Травмы (бытовые)

Диабет

ВСД

ДЖВП

дерматит

Бронхиальная астма

ВСЕГО:

Т.о уровень инфекционных заболеваний остаётся стабильным, однако данные показатели имеют тенденцию снижаться. Однако, появились заболевания, которых раньше не было. Эти заболевания выявлены в ходе диспансеризации у детей переходного возраста. Большой процент детей, имеющих ДЖВП объясняется тем, что со стороны родителей слабый контроль за питанием детей (они не завтракают, нерегулярно и не вовремя ужинают). Динамику заболеваний можно проследить по таблицам и диаграмме (диаграмма). Слайд 20.

Диаграмма: Инфекционные и другого рода заболевания

Таблица. Пропуск одним ребенком в год /в среднем/ Слайд 21.

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

7 дней

8 дней

8 дней

7 дней

Таблица. Анализ заболеваемости и посещаемости детьми школьного учреждения Слайд 22.

Показатели

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

2011-2012

Всего

1 ступень

2 ступень.

Всего

1 ступень.

2 ступень

Всего

1 ступень

2 ступень.

Всего

1 ступень

2 ступень.

Среднесписочный

состав

Число пропусков по

болезни

1750

1300

1149

1625

1250

1400

1040

Число пропусков на

одного ребёнка

8,21

4,41

11,71

6,14

9,84

4,44

Средняя продолжительность одного заболевания

Количество случаев

заболевания на одного ребёнка

0,33

0,39

0,28

0,39

0,19

0,31

0,11

0,75

0,25

Количество случаев

заболевания (общее)

Количество часто и

длительно болеющих

детей ЧТД

Индекс здоровья

12,2

17,9

18,3

19,1

Перемещения детей из одной группы здоровья в другую, более низкую, не было, наоборот, наблюдается тенденция увеличения числа детей основной группы здоровья.

Изменение группы здоровья на более высокую отмечается благодаря проводимой в МБОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа №3» работы по укреплению здоровья детей(табл. 12,) (диаграмма 2)

Таблица. Оценка физического развития детей. Распределение учащихся по группам здоровья Слайд 23.

Учебный год

Всего детей

Возрастные группы

Группы здоровья

Основная(чел)

подготовительная (чел)

Основная (%)

подготовительная (%)

2008-2009

10,1%

9,2%

9-10

15,4%

11-12

18,2%

15,4%

13-14

22,3%

27,7%

15-16

18,9%

26,2%

16-17

3,4%

6,2%

ВСЕГО:

2009-2010

9,9%

9,2%

9-10

26,8%

15,4%

11-12

18,3%

15,4%

13-14

21,8%

27,7%

15-16

19,7%

26,2%

16-17

3,5%

6,2%

ВСЕГО:

2010-2011

6,5%

1,6%

9-10

20,9%

11-12

10,3%

4,8%

13-14

15,2%

7,6%

15-16

9,2%

10,8%

16-17

ВСЕГО:

65,7%

32,6%

2011-2012

11,2%

5,3%

9-10

23,5%

6,4%

11-12

19,8%

4,8%

13-14

8,6%

6,4%

15-16

8,6%

7,5%

16-17

0,5%

ВСЕГО:

72,2%

30,5%

Диаграмма. Оценка физического развития детей. Распределение учащихся по

группам здоровья Слайд 24.

Анализ за последние четыре года показал постепенное, хотя и медленное, снижение заболеваемости и увеличение индекса здоровья (диаграмма 3).

Диаграмма: Динамика индекса здоровья.

Показатели достигаются соблюдением санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей, организацией рационального двигательного режима, осуществлением оздоровительных и закаливающих мероприятий, организацией полноценного питания, пропаганды здорового образа жизни, осуществления внеклассной и внеурочной работы, работы спортивных секций, кружка танцевальной аэробики.

Однако, в течение учебного года наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость). Таким образом, проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна.

На основании приведённых выше цифр, можно сделать вывод: если значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением в школе, то внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся, формирование здоровьесберегающего пространства позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Эти результаты будут способствовать воспитанию у ребёнка потребности быть здоровым, научить его этому, организовать помощь в сохранении и формировании здоровья. Выпускник школы должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.

Предварительный просмотр:

Школьная политика в отношении потребления психоактивных веществ обеспечивает основу для планирования, осуществления и оценки эффективности усилий по профилактике и снижению уровня наркомании. Такая политика способствует выработке четко сформулированных правил, касающихся охраны здоровья в целом и усилий по борьбе с наркотиками в частности. Поскольку злоупотребление наркотиками среди молодежи имеет серьезные медицинские и юридические последствия, важную роль играет привлечение родителей, местных служб, оказывающих услуги в области здравоохранения и контролирующих оборот наркотиков, органов правопорядка и самих учащихся к выработке школьной политики по борьбе с наркоманией.

Такая политика должна касаться как конкретной деятельности школ по профилактике и снижению уровня злоупотребления наркотиками, так и мер, принятие которых необходимо в конкретных случаях, связанных с наркоманией. Как минимум политика должна создать нетерпимую обстановку к злоупотреблению наркотиками, их хранению и продаже на школьной территории и в школьных зданиях.

Среда обучения в школе может помочь или помешать усилиям по улучшению охраны здоровья учащихся и качества их образования. Школа старается обеспечить учащихся чистой водой для питья, мытья рук и приготовления пищи, а также построить соответствующие санитарно-технические сооружения для предотвращения распространения заболеваний. Кроме того, территория и здания школы содержатся в чистоте и безопасны, в противном случае родители могут просто не отпустить детей в школу. Пребывание в школе стало преградой на пути распространения наркомании: школьники, оставляющие школы, становятся более уязвимыми не только по отношению к наркотикам, но и для ряда других угроз, таких как ВИЧ-инфекция, случайная беременность и преступная деятельность.

Кроме того, обстановка в школе способствует защите и укреплению здоровья учащихся и школьного персонала самыми разными путями. Что касается профилактики наркомании, то она, как минимум, включает в себя запрет на продажу или употребление наркотиков на школьной территории или во время проведения организуемых школой мероприятий. Защита от вредного воздействия табачного дыма является одной из главных мер, которые систематически предпринимает школа. В школе создаются условия, при которых на учащихся в школе исключено давление с целью побуждения их к покупке или к употреблению наркотиков.

Цель профилактической работы в школе - показать насколько опасны наркотические вещества, всеми имеющимися средствами содействовать организации интересного досуга школьников младшего и подросткового возраста; использовать различные формы культурно- просветительной работы: акции, встречи за круглым столом, беседы, дискуссионные вечера, тематические кинопоказы, дискотеки, конкурсно - игровые программы, способствовать развитию кружков, особенно технического творчества, а также спортивных секций.

Систематическая работа по профилактике наркомании ведётся в школе по следующим направлениям:

Укрепление системы в деятельности школы и учреждений культуры по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и курением (школа и филиал ГУК ТО «Тульская областная библиотека» разработали совместный план мероприятий по данной проблеме, который реализуется на протяжении 7 лет);

Осуществление медико – биологической работы совместно с работниками Болоховской поликлиники (осуществляется систематически разъяснения: почему вредно употреблять наркотики, механизм влияния наркотических средств на организм человека, матери, потомства);

Морально – нравственная пропаганда (обращается внимание на безнравственность и моральный урон, который наносит пристрастие к одурманивающим средствам, окружающим людям, аргументировано опровергается представление подростков о том, что употребление наркотиков – признак взрослости и возмужания, учат подростков проводить свой досуг так, чтобы исключить возможность времяпровождения с употреблением наркотиков) - работа лекториев и кинолекториев правовых и медицинских знаний; лекции о наркомании, токсикомании, алкоголизме, курении, правонарушений среди подростков с привлечением специалистов (инспекторов по делам несовершеннолетних, наркологов, психологов, врачей центра планировании семьи и реабилитации и др.;

Правовая работа (систематически ведётся разъяснения подросткам сущности действующего антинаркоманического законодательства статей уголовного кодекса Российской Федерации, знакомство с видами и мерами правовой ответственности).

Элементы школьной политики в области наркотиков, связанные с обеспечением своевременной помощи учащимся, включают в себя:

Составление списка нарушений, связанных с наркотиками, путем определения:

Перечня запрещенных веществ и принадлежностей;

Области школьной юрисдикции (например, школьного имущества, территория и все организуемые школой мероприятия); и видов нарушений (хранение, употребление и продажа наркотиков). Всё вышеперечисленное можно найти на стендах в школьной рекреации и в кабинете биологии.

Экстренные и долгосрочные меры по реагированию на различные случаи, связанные с наркотиками:

Защита здоровья всех учащихся и школьного сообщества;

Изучение условий жизни школьников, ситуации в семье, психического и эмоционального здоровья, уровня интеллектуального развития и способности контролировать собственные действия и решения (это реализуется на основе анкетирования);

Элементы школьной политики в области наркотиков, касающиеся мер борьбы с наркоманией, включают в себя:

Меры, обеспечивающие понимание родителями, учителями, школьниками и членами сообщества школьной политики и способа ее реализации.

Меры по вытеснению наркотиков со школьной территории и из школьных зданий, например:

* запрет доступа для посторонних лиц;

* контроль за школьным зданием и площадками, а особенно за участками, известными в качестве мест продажи и употребления наркотиков;

* получение помощи со стороны работников органов правопорядка по прекращению торговли наркотиками или контролю за прилегающими к школе участками, известными в качестве мест продажи и употребления наркотиков;

Ежегодно в школе проводятся исследования, в ходе которых выясняются пристрастия подростков к пагубным привычкам, степень осведомлённости о последствиях применения наркотических веществ;

Усилия по созданию позитивной альтернативы употреблению наркотиков с целью удовлетворения потребностей учащихся в развлечениях, самовыражении и общественном признании (например, физическое воспитание, спорт, творчество, музыка и танцы, общественная работа, общественные мероприятия и т.д.);

Поощрение участия школьников в мероприятиях, организуемых школой и педагогическим сообществом, с целью оказания влияния на общественные нормы и традиции, имеющие отношение к употреблению наркотиков.

Одним из главных средств отвлечения подростков в школе от употребления наркотических веществ является максимальное вовлечение их в сферу досуговой деятельности. В школе постоянно осуществляется организация внеурочной работы в виде кружков и других дополнительных образовательных услуг. Они развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определённого направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учёбы, рационально распределить своё свободное время и просто найти занятие по интересам.

Изучив, исследовав и обработав всю информацию по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у учащихся школы я выяснила, что 50% подростков в возрасте от 12-16 лет курят, что ещё раз подтверждает актуальность этой темы в наше время, так как курение пагубно влияет на все органы человека, а это приводит к различным болезням (как видно из работы – на первом месте увеличиваются случаи лёгочных заболеваний, далее болезни желудка, сердечно-сосудистой системы, почек, печени и т.д.). Курение замедляет физическое и интеллектуальное здоровье подростков (при физических нагрузках они быстро устают, у них слабая память, они нервные, неуравновешенные, подвержены депрессиям). Изучая причины курения в раннем возрасте, педагоги моей школы стараются устранить их. Благодаря систематической профилактической работе, проводимой в школе, 7 человек бросило курить, многие подростки стали более ответственно относиться к своему здоровью.

Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагогов и подростков с учетом принципов: комплексности, опережающего обучения, социализации, адекватности, субъект-субъектного отношения

В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп

Исходя из вышеизложенного я делаю вывод, что эффективность профилактической работы по формированию среди подростков здорового образа жизни повышается в связи с тем, что в нашей школе грамотно осуществляется профилактическая работа в учебное и внеучебное время с привлечением учащихся школы для участия в различных конкурсах и акциях, организуется досуговая деятельность; систематические ведётся просвещение учащихся по вопросам вредного влияние ПАВ, табака и алкоголя на организм человека; ведутся встречи, беседы, организуются занятия, где можно получить помощь-ответы на интересующие подростков вопросы.


Выборнова Анна Михайловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
государственного казенного общеобразовательного оздоровительного учреждения для детей,
нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа-интернат №21» ,
преподаватель высшей квалификационной категории
с.Подлужное,
Изобильненский район, Ставропольский край

С самого рождения дети XXI века окружены всевозможной электроникой и компьютерной техникой: компьютеры, смартфоны, планшеты, электронные книги и другие гаджеты. Гаджеты - слово-то какое неприятное! И они-таки привлекают внимание детей больше, чем игрушки и книги, лишают подрастающее поколение радости живого общения. Не так часто, а порой и вовсе не встретишь на улице детвору, гоняющую мяч, играющую в «жмурки» или «салки». Наши дети практически «обездвижены». Сидя у монитора компьютера, дети погружаются в виртуальное пространство. В результате им трудно отличить реальный мир от виртуального. Электроника активно используется в школах. И, казалось бы, здесь, в школе, должны быть созданы благоприятные условия для формирования современной, здоровой личности как физически, так и психологически.

Информатизация российского образования, расширение инновационной деятельности, создание технологичной среды в школе приводят к необходимости решения проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания школьников, их психологической адаптации. Помочь решить эту проблему в условиях образовательного учреждения, коим является ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21», может формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате. Для детей школы-интерната образовательная среда является некоторым домом, заменяющим семью, и успехи в учебной деятельности влияют на их эмоциональные переживания, некоторым образом «сглаживая» и повышая уровень психологической адаптации.

Организационная культура школы-интерната является одним из ведущих факторов, который может, как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Ее основными компонентами являются: особенности устава школы-интерната и норм школьной жизни; стиль управления администрации, характер отношений по вертикали; психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали; организационно-педагогические условия учебно -воспитательного процесса; внешняя коммуникационная среда и место школы-интерната в ней; наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Проблемы здоровья традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. При этом на практике медицинские работники давно занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. А как же профилактика? Но именно в образовательном учреждении использование профилактических программ является обязательным. В учебно-воспитательном процессе ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» действует профилактическая система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, уменьшения их неблагоприятных последствий.

Все обучающиеся ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» осваивают общеобразовательные программы Министерства образования и науки РФ. В школе-интернате созданы условия для обеспечения базового образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, позволяющие продолжать работу по совершенствованию воспитания, оздоровления, адаптации воспитанников в современном социуме. Важным фактором в сохранении здоровья ребенка является профессиональный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Неотъемлемой частью учебного процесса является использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, - реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. Педагогический коллектив школы-интерната активно использует время уроков различные приемы и методы, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования и основного общего образования. Функционируют кружки и секции:

  1. «Юный художник».
  2. «Техническое творчество».
  3. «Умелые ручки».
  4. «Хореографический».
  5. «Юный лингвист».
  6. «Я и мой мир» (психология)
  7. «Сенсорная комната».
  8. «Болтунишки» (коррекция речи у младших школьников).
  9. «Тренажерный».
  10. Секции «Баскетбол», «Волейбол»
  11. «Мир музыкальных образов» (вокальный)

Вся работа учителей и воспитателей школы направлена на повышение качества учебно-воспитательного процесса, внедрение активных форм, методов и приемов обучения, творческую реализацию программ обучения и воспитания, оптимизацию учебной, психической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьника. В школе-интернате трудятся 39 педагогов: 22 учителя и 15 воспитателей. (высшей категории - 12, первой - 10, соответствие занимаемой должности - 17) Моложе 25 лет - 5 человек, 25-35 лет - 8 человек, 35 и старше - 26 человек (из них пенсионеров - 10 человек.)

Наряду с решением учебно-воспитательных задач санаторная школа-интернат выполняет функции оздоровительного учреждения. На базе школы-интерната функционирует «Центр профилактики социально-значимых заболеваний». В зависимости от диагноза дети получают профилактическое оздоровительное или медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры. Усиленное шестиразовое питание, щадящий оздоровительный режим, чистый лесной воздух в климатически оздоровительной зоне, расположенной на территории природного государственного Заказника «Подлужный» - основные оздоровительные факторы.

Главной целью пребывания детей является физическая и социальная реабилитация, которая включает следующие разделы:

  • организация и контроль санитарно-гигиенического режима (это правильное чередование учебного труда с отдыхом и пребыванием на воздухе, щадящий режим);
  • полноценное, калорийное, витаминизированное, рациональное шестиразовое питание;
  • психологическое сопровождение (сенсорная комната, индивидуальные и групповые тренингы, беседы и консультации с педагогом-психологом);
  • индивидуальный подход к физическим нагрузкам (группы здоровья, ЛФК);
  • физиотерапевтическое лечение (ингаляции, УВЧ, УФО, электрофорез, постдуральный дренаж, массажные процедуры);
  • галотерапевтический оздоровительный комплекс (лечение светом, запахом, парами NaCl, релаксационными упражнениями и музыкой);
  • два раза в год проводятся углубленные врачебные осмотры (диспансеризация) узкими специалистами ЦРБ, выявляется патология;
  • лечение соматических заболеваний, выявленных врачами;
  • химиопрофилактическое лечение: ежегодно после оценки реакции Манту - осенью и весной;
  • использование природно-климатических факторов;
  • своевременное оказание медицинской помощи при обращении, включая необходимые консультации в районных и краевых больницах, тубдиспансере.

Медицинская служба значительно шире по объёму и содержанию по сравнению с другими школами-интернатами, так как включает в себя все основные разделы лечебно-профилактической и оздоровительной работы общеобразовательных учреждений.

Администрация и медико-педагогический коллектив санаторной школы-интерната постоянно уделяют особое внимание заботе о здоровье воспитанников. Ежегодно на заседаниях медико-педагогического совета рассматриваются вопросы анализа результатов лечебно-оздоровительной работы в течение учебного года. Так как более 70 % детей из малообеспеченных, асоциальных семей, то первоочередной задачей медико-педагогического коллектива является задача научить ребенка бережному отношению к своему здоровью, понимать, что здоровье - это дар, который надо бережно хранить как любое творение природы.

Наряду с учебной деятельностью воспитанники активно отдыхают, участвуют в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различных направлений и уровней. Ежегодно участвуют в краевой Спартакиаде.

Важную роль играет инфраструктура образовательного учреждения. Несколько слов о школе-интернате…

ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» представляет собой трехэтажное здание с учебным корпусом и спальным корпусом. В учебном корпусе расположены соответственно учебные кабинеты. В спальных корпусах имеются гигиенические комнаты (душевые кабины, биде). Также функционирует банно-прачечная, где дети купаются, сдают одежду для стирки и т.д. Там же работает швейная мастерская по ремонту одежды.

В школе-интернате есть актовый зал, спортивный зал, два оборудованных тренажерных зала (один в помещении, второй на специальной площадке, расположенной на улице), велопарк, сенсорная комната, летний парковый класс, в котором дети имеют возможность заниматься на открытом воздухе в соответствии с сезоном и погодными условиями (в саду оборудованы из природного материала посадочные места и зона для педагога, где дети рисуют, читают, пишут, наблюдают за природой)

В школе-интернате круглосуточная охрана (ЧОП «Кавказ»). Ведется внешнее видеонаблюдение и внутреннее видеонаблюдение по периметру территории школы-интерната. Вся информация поступает на пульт охраны. Въезд и выезд на территорию учреждения осуществляется по приказу директора согласно заявке сотрудников (служебный транспорт, службы доставки продукции и т.д.) Все визиты посетителей фиксируются в Журнале посещений (предъявляется паспорт посетителя и озвучивается цель визита).

Родители могут беспрепятственно навещать своих детей, забирать на выходные дни (если есть возможность). Однако в каникулярный период школа-интернат не работает. В связи с этим родители заблаговременно информируются воспитателями и классными руководителями о сроках окончания четверти и необходимости забрать ребенка на сезонные каникулы (осенние, зимние, весенние, летние). Дополнительные каникулы для первоклассников в феврале предусмотрены, как в других школах, но если у родителей нет возможности забрать ребенка на неделю домой в связи с территориальной отдаленностью, финансовыми трудностями или по другим причинам, то дети остаются в школе-интернате под присмотром учителя и воспитателя. С ними проводятся спортивно-оздоровительные, интеллектуально-развивающие и другие мероприятия. Могут быть организованы экскурсии (по погодным условиям).

На мой взгляд, идеальная школа - школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство, процесс, кстати, бесконечный.

Литература:

  1. Петрова Н.Ф., Четникова А.Н. Роль психологической адаптации в жизни школьников, воспитывающихся в школе-интернате / Материалы III-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых СКФУ «Университетская наука - региону». - 14 апреля 2015. - С.205-209
  2. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - №6 (43). - 2013. - С. 139-140
Чевелева С.А., учитель

МБОУ Домодедовской сельской ООШ

Для и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее – ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегабщих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение. Воздействие этого пространства на учащихся и педагогов происходит непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеет дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь запуском процессов дальнейших изменений как педагогического пространства, так и субъектов в нем действующих.

Главные особенности ЗПШ, отличающие его, в том числе, и от общеизвестных гигиенических норм и рекомендаций, соответствуют принципам здоровьесберегающих образовательных технологий и кратко могут быть представлены тремя положениями.

Если гигиенические факторы, перечисленные СанПиНах, по определению несут явный или потенциальный вред для здоровья, то сутью ЗПШ является его позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность ЗПШ.

Другой особенностью ЗПШ является инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Наконец, третья особенность - направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.

Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах.

Эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы – также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

    уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

    характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;

    стиль поведения учащихся и учителя на уроке;

    формы и характер поведения учащихся на переменах;

    забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

Усилиями педагогов и психологов изученность этих сторон работы школы находится на хорошем уровне, чего нельзя сказать о достигнутых результатах, которые устраивали учителей. Отметим здесь лишь несколько моментов, отражающих взаимосвязь этих сторон школьной культуры со здоровьем учащихся и педагогов.

Существуют и специальные упражнения для кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа. Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности, хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.

Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Точная стенограмма (магнитофонная запись) речи учителя на уроке может быть проанализирована на предмет оценки его вербального воздействия на состояние и здоровье учащихся. Критериев при этом насчитывается более 20. наряду с такими обобщёнными, как «культура речи», «чёткость формулировок», «последовательность и ясность изложения мысли» и т.п.,

Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерапия» и т.п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление школы – всё это не лечебные, а образовательные формы работы. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать возможность их использования в образовательных учреждениях.

Если внеурочная воспитательная работа часто включает занятия сценических студий, секций изобразительного искусства, музыкально-хоровых кружков и т.п., то на уроках, кроме пения, такие формы учебной работы – исключение. Вместе с тем, определённую часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, можно трансформировать в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов – самый часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства, ролевых игр в уроки литературы. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими, литературными или вымышленными героями – вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков. Использование здоровьесберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве.

Разделы: Администрирование школы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  • Федеральный закон “О санитарно-гигиеническом благополучии населения” от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
  • Федеральный закон “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992.
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002.
  • Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков СанПиН 2.4.6.664-97 от 04.04.1997.
  • Закон РМЭ “О республиканской целевой программе “Здоровый образ жизни” на 2002-2005 годы № 37-3 от 04.12.2002.
  • Целевая программа города Волжска “Здоровый образ жизни” на 2003-2005 г.г. от 04.12.2002.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Сейчас, когда в нашей происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.

Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в РМЭ, как и в целом по России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. Особенно остро проблема сохранения здоровья детей стоит в городе Волжске, поскольку наш город является одним из самых экологически неблагополучных городов РМЭ.

На протяжении трех лет в школе проводился сравнительный анализ состояния здоровья учащихся.

Итоги обследования показали:

Начальная школа

Уч.год Кол-во уч-ся Дефицит массы тела Избыток массы тела Нарушение осанки Нарушение зрения Хронич. заболев. Часто болеющие
2001-2002 181 16 4 37 24 10 2
2002-2003 176 11 3 40 29 11 2
2003-2004 197 17 4 45 23 42

Средняя школа

Уч.год Кол-во уч-ся Дефицит массы тела Избыток массы тела Нарушение осанки Нарушение зрения Хронич. заболев. Часто болеющие
2001-2002 398 56 15 127 66 62
2002-2003 364 114 28 204 53 40 4

Старшая школа

Уч.год Кол-во уч-ся Дефицит массы тела Избыток массы тела Нарушение осанки Нарушение зрения Хронич. заболев. Часто болеющие
2001-2002 213 42 26 75 54 23 5
2002-2003 227 92 26 119 55 29
2003-2004 196 42 4 102 61 43

Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс резко снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.

В процессе взросления проявляется еще один фактор негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.

Кол-во семей Мало-
обеспеч
Обеспеч. Социальный состав семьи
Рабоч. Инж-тех Служащ. Интелл. Предпр Пенсион. В/служ.
514 – полных

188 - неполных

450 252 269 32 156 113 62 23 63

Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников.

Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

Растет число учащихся, входящих в группу риска по итогам диагностики по профилактике ПАВ:

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.
  • Реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников.
  • Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.
  • Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.

Распределение объектов и сфер управления.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение коррективов

Директор школы

Зам.директора по УВР

Консультативная научно-методическая Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность

Зам.директора по ВР

Зам.директора по НМР

Педагог-психолог

Медсестра школы

Педагоги школы Проведение КТД.

Организация работы волонтеров.

Осуществление программы в воспитательной работе с классом.

Организация здоровьесберегающей деятельности в системе самоуправления школы (ДО “КОРИНД”, объединение СМИД).

Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Кл.руководители

Социальные педагоги

Учителя-предметники

Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам.

Проведение консультаций, тренингов.

Участие в мероприятиях школы

Врачи детской поликлинники

Психологи ПМПЦ и центра АлНар-информ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Направление деятельности Содержание
Информационное обеспечение 1. Нормативно-правовое обеспечение

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов

Организационно-методическое обеспечение 1. Создание целевого методического объединения классных руководителей по проблеме изучения и применения здоровьесбеегающих технологий.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, курсы повышения квалификации МИО.

3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

5. Мониторинг деятельности

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап: 2004–2005 учебный год

  • Создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.
  • Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
  • Проведение тематического семинара для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.
  • Обучение и начало деятельности волонтеров из числа учащихся.
  • Обеспечение работы спортзала во внеурочное время.
  • Организация работы классных руководителей по программе.

II этап: 2005–2006 учебный год

  • Формирование здоровьесберегающей среды школы.
  • Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.
  • Организация и проведение профилактической работы с родителями.
  • Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.
  • Развитие волонтерского движения учащихся.

III этап: 2006–2007 учебный год

Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.

  • Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
  • Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
  • Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.

Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.

Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество прошедших обучение волонтеров;
  • количество повысивших квалификацию педагогов;
  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
  • уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
  • итоги диспансеризации учащихся школы.

Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации и учителей.

Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация учебно-воспитательного процесса

Организация питания учащихся.

Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.

Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.

Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.

Организация волонтерских групп учащихся

Волонтерские группы организуются из числа взрослых и подростков от 14 лет для проведения первичной профилактики среди сверстников и младших школьников.

Работа организуется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу “подросток – подростку”.

Этапы работы:

  1. Организационный.
  2. Обучающий.
  3. Развивающий
  4. Творческий.

Обучающий этап состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:

  • “Познай и усовершенствуй себя”.
  • “Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим”.
  • “Наши знания об алкоголе и наркотиках”.

Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: прецедентное обучение (участники сами делают выводы из создаваемых ситуаций), использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнен6ия, “живые” анкеты и другие формы.

Развивающий этап – это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях по свободному выбору.

Творческий этап включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.

Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами

Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами детской поликлинники, психологами ПМПЦ и центра “АлНар-информ”.

Формы взаимодействия:

  • ежегодные профилактические медицинские обследования учащихся;
  • “круглые столы”, диспуты, беседы, классные часы;
  • консультации;
  • тренинги;
  • информационно-методическое обеспечение.

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен нахродить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Предстоит организовать работу по следующим направлениям:

  • формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
  • организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
  • организация деятельности Родительского клуба;
  • индивидуальные беседы и консультации.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Классные часы “Культура питания”

“Уход за телом и одеждой”

“Режим дня”

“Роль зарядки в жизни человека”

“Культура чтения”

“Что необходимо помнить, оставаясь дома один”

Кл.руководители

Медсестра

Праздники “Мой друг – Мойдодыр” ДО КОРИНД
Конкурсы Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения”

Рисунки “Осторожно дети!”

Отряд ЮИД
“Адаптация в школе”

“Режим дня первоклассника”

“Рабочее место первоклассника”

Психолог

Кл. руководители

Классные часы “Режим дня “Каждому делу – свое время”

“Роль прогулки, ее сущность”

“Закаливание”

“Роль физических занятий в жизни ребенка”

Кл.руководители
Праздники “Сильнее, выше и быстрее”

Знатоки ПДД

ДО КОРИНД

Отряд ЮИД

Конкурсы Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни”

“Меню второклассника, здоровое и любимое”

СИНН

Медсестра

Родительские собрания, лекции, встречи Встреча с инспектором ГИБДД Отряд ЮИД

3-4 классы

Классные часы “Утренняя гимнастика”

“Режим работы”

“Красиво одеваться значит опрятно”

“Рабочий стол”

“Лекарственные растения”

“Профилактика простудных заболеваний”

Медсестра

Кл.руководители

Кл.руководители

Кл.руководители

Кружок “Эколог”

Медсестра

Праздники “Дорога к победе над собой” ДО КОРИНД
Конкурсы Рисунки “Зеленая аптека”

Знатоки ПДД “Осторожно движение!”

Кружок “Эколог”

Отряд ЮИД

Родительские собрания, лекции, встречи “Режим питания ребенка. Школьные завтраки”

“Возрастные особенности”

“Организация досуга детей”

Встреча родителей с психоневрологом “Как

избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника”

Медсестра

Психолог

Врач-психоневролог

5-6 классы

Классные часы “Режим дня. Режим работы и отдых”

“Гигиена мальчиков и девочек”

“Спорт в жизни человека”

“О полезных и вредных привычках”

Кл.руководители

Медсестра

Учителя физ-ры

Соц.педагоги

КТД День здоровья в школе Учителя физ-ры
Конкурсы, викторины МО СМИД

Отряд ЮИД

Кружок “Эколог”

Родительские собрания “Об особенностях физического развития младших школьников” Врач физдиспансера

7-8 классы

Классные часы “Я и мое здоровье”

“Эмоции и стресс”

“Рациональное питание”

“Гигиена тела и одежды”

Кл.руководители

Медсестра

Учителя физ-ры

Соц.педагоги

КТД День здоровья в школе

“Зарница” (осень, зима, лето)

Учителя физ-ры
Конкурсы, викторины Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

МО СМИД

Отряд ЮИД

Кружок “Эколог”

Родительские собрания “Особенности физического развития подростков” Врач физдиспансера

9-10 классы

Классные часы “Режим труда и отдыха”

“Профилактика переутомления”

“Семья в современном обществе”

“Дружба и любовь”

“Курение”

“Алкоголь”

“Профилактика зависимостей”

Кл.руководители

Медсестра

Учителя физ-ры

Соц.педагоги

КТД День здоровья в школе Учителя физ-ры
Конкурсы, викторины Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

МО СМИД

Отряд ЮИД

Кружок “Эколог”

Родительские собрания “Особенности физиологии ранней юности” Врач физдиспансера

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА В 2004–2005 учебном году

Тема: “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя”

Цель: Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.

Тема занятия Срок Ответственные
1 Школьная дезадаптация. Здоровьесберегающая педагогика ноябрь Зам. директора по НМР, зам. директора по ВР, педагог-психолог
2 Гигиенические условия обеспечения учебного процесса декабрь Директор школы, зам. директора по УВР, зам. директора по НМР
3 Сохранение здоровья учащихся во внеурочное время февраль Зам. директора по ВР, зам. директора по НМР
4 Педсовет “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы” март Директор школы, зам. директора по НМР, зам. директора по НМР, зам. директора по ВР