Информация о Солнце. Интересные факты о Солнце

Слайд 2

С каких пор известно, что Солнце Звезда?

«Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни как вода кипят,
Горящи там дожди шумят»
М.В. Ломоносов

Слайд 3

Древний Египет

Бога Солнца Ра изображали в виде огненного диска на корабле. Египтяне верили, что за день корабль с диском пересекает небо, а за ночь переплывает огромную реку, окружающую всю Землю…

Слайд 4

Анаксагор Афинский

Солнце – раскаленный железный шар, величиной не более полуострова Пелопонес (160 км!), удаленный от земли на 30 тысяч километров…

Слайд 5

Аристотель

Солнце – твердый шар, а темные пятна – тени, отбрасываемые горловинами огромных отверстий …

Слайд 6

XVI век.

Солнце – центр вселенной. Земля, планеты и остальные звезды вращаются вокруг Солнца…

И. Кеплер

Слайд 7

XIX век

Солнце – одна из многих звезд…

Слайд 8

  • Слайд 9

    Из чего оно состоит?

    В натоящее время известно, что Солнце состоит в основном из водорода и гелия

    В меньших количествах содержатся более тяжелые элементы – кислород, углерод, железо… (всего около 30)

    Слайд 10

    Такое ли оно в самом деле горячее?

    • 15,5 млн градусов – в центре.
    • 5500градусов – в фотосфере
    • 100 тыс градусов – хромосфера
    • 1-2 млн градусов – Солнечная корона.
  • Слайд 11

    Каков источник его яркого сияния?

    Гипотезы:

    1. Нагрев газа в результате его сжатия
    2. Экзотермическая химическая реакция

    Противоречия: Эти процессы не могут поддерживать выделение энергии в течение более 30 млн лет.

  • Слайд 12

    Решение:

    • Термоядерная реакция слияния 4 ядер водорода в одно ядро гелия.
    • Ежесекундно более 500млн тонн водорода превращается в гелий.
  • Слайд 13

    Солнечные пятна, что это такое?

    • Пятна – самое яркое проявление активной жизни светила.Своим происхождением они обязаны магнитному полю Солнца.
    • Движение пятен доказывает вращение солнца вокруг своей оси.
  • Слайд 14

    Что происходит на поверхности Солнца?

    • Вспышки – извержения, во время которых всего за несколько минут локально выделяется энергия, соответствующая взрыву сразу нескольких бомб, мощностью 2 млрд т тротилового эквивалента каждая
    • Протуберанцы – крупные плазменные образования, имеющие размеры порядка сотен тысяч километров.
  • Слайд 15

    Испускает ли Солнце что-нибудь кроме света?

    • Солнечный ветер – поток очень быстрых частиц, изотропно истекающих из Солнечной атмосферы. Будучи сильно ионизированным – увлекает за собой магнитное поле.
    • Нейтрино – испускаются при ядерных реакциях и за несколько секунд беспрепятственно достигают поверхности Солнца. Позволяют изучать процессы, происходящие в Солнечном «термоядерном реакторе»
  • МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»

    Ход проекта

    Урок - путешествие на тему: «Свет – наш, солнышко»

    Приложение 1 (презентация)

    1. Организационно-подготовительный этап.

    Цель этапа: приветствие, организация внимания и раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

    Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем корабле, а вы будете его пилотами.

    Внимание! Всем пилотам занять свои места! Слайд 0

    Игра «Старт»

    Учитель: Пристегнуть ремни!

    Ученики: Есть пристегнуть ремни!

    Учитель: Включить зажигание! Включить мотор!

    Ученики: Есть включить мотор!

    10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0, СТАРТ!

    2. Постановка учебных целей.

    Цель этапа: обеспечить мотивацию учения.

    Учитель: Командир корабля, доложите, как идёт полёт?

    Командир: Две минуты, полёт нормальный. Но мы получили сообщение на головной компьютер с планеты Земля. (чтение текста)

    Слайд 1

    Учитель: Пилоты, вам понятна наша задача?

    Ученики: Да!

    Учитель: Тогда я предлагаю собрать совет и действовать по плану. Ваши предложения.

    3. Усвоение новых знаний.

    Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков и понятий о Солнце.

    1) Учитель: Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала выяснить, к каким объектам природы относится Солнце?


    Ученики: Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.

    Учитель: Какие ещё объекты относятся к неживой природе? А какие объекты мы относим к живой природе? (дети дают варианты ответов)

    Слайд 2

    Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы.

    Специалист по словарям: Я, как специалист по словарям нашла в словаре значение слова «Солнце»,

    Слайд 3 (читает с компьютера)

    «СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G 2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т. Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К. Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.»

    Учитель: Пилоты, всё ли вам понятно в этом тексте? (нет) В каком стиле написан текст?

    Ученики: В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.

    Учитель: Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация).

    2) Работа по учебнику

    Учитель: Ещё можно найти информацию и в странице учебника (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию)

    Учитель: Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли?

    Слайд 4

    Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

    Специалист по истории: Слайд 5

    Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком . Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступление темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца.

    3) Задание для пилотов: рассмотреть и раскрасить солнечные узоры.

    Специалист литературовед: Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.

    Слайд 6 (дети делают физ. минутку)

    Учитель: А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу. Кто ещё знает и расскажет?

    4) Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!»

    4. Формирование навыков научной организации труда.

    Цель этапа: максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способами действий через практическую опытную деятельность.


    Учитель: Пилоты, но мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.

    1специалист исследователь: Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года. Слайд 7

    2 специалист исследователь: Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.

    3 специалист исследователь: Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах. Слайд 8

    Учитель: А я знаю, что солнечный луч может преломляться. В 1666 году Исаак Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет, который прошёл через призму, распался на все цвета радуги. Так Ньютон открыл, что обычный белый цвет состоит из многих цветов, смешанных друг с другом. Слайд 9-10

    5. Обобщение знаний.

    Цели этапа: Обеспечить у учеников обобщённых понятий и умений выделять главное из потока информации.

    Учитель: Пилоты, мы достаточно собрали информации о Солнце? Тогда давайте подведём итог по плану:

    Слайд 11

    v Солнце это – плазменная звезда

    v Солнце предмет неживой природы

    v Оно даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле

    v Почитается людьми и находит отражение в творчестве

    v Лучи солнца отражаются и преломляются через предметы

    Учитель: Пилоты, вы согласны с этим выводом? Есть дополнения? Тогда нам необходимо вернуться домой на Землю.

    Игра «Пуск»

    6. Рефлексия.

    Цель этапа: осмысление своих действий и самооценка.

    Учитель: Ребята, вот и подошёл к концу наш полёт. Понравился он вам? Мы смогли выполнить поставленную нам задачу. Оцените своё участие в данном проекте (карточки самооценки учащихся)

    7. Итог урока:

    Оценивание детей учителем.

    8. Домашнее задание:

    Слайд 12

    Итог реализации проекта

    На уроке изобразительного искусства нарисовали стенгазету на тему: «Солнце источник света и тепла»

    Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Если сравнить массу Солнца с массой всей Солнечной системы, то она составит порядка 99,866 процентов.

    Солнце является одной из 100 000 000 000 звезд нашей Галактики и по величине стоит среди них на четвертом месте. Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра располагается на расстоянии четырех световых лет от Земли. От Солнца до планеты Земля 149,6 млн км, свет от звезды доходит за восемь минут. От центра Млечного пути звезда находится на расстоянии 26 тысяч световых лет, при этом она производит вращение вокруг него со скоростью 1 оборот в 200 миллионов лет.

    Презентация: Солнце

    По спектральной классификации звезда относится к типу «желтый карлик», по приблизительным расчетам ее возраст составляет чуть более 4,5 миллиардов лет, она находится в середине своего жизненного цикла.

    Солнце, состоящее на 92% из водорода и на 7% из гелия, имеет очень сложное строение. В его центре находится ядро с радиусом примерно 150 000-175 000 км, что составляет до 25% от общего радиуса звезды, в его центре температура приближается к 14 000 000 К.

    Ядро с большой скоростью производит вращение вокруг оси, причем эта скорость существенно превышает показатели внешних оболочек звезды. Здесь происходит реакция образования гелия из четырех протонов, вследствие чего получается большой объем энергии, проходящий через все слои и излучающийся с фотосферы в виде кинетической энергии и света. Над ядром находится зона лучистого переноса, где температуры находятся в диапазоне 2-7 миллионов К. Затем следует конвективная зона толщиной примерно 200 000 км, где наблюдается уже не переизлучение для переноса энергии, а перемешивание плазмы. На поверхности слоя температура составляет примерно 5800 К.

    Атмосфера Солнца состоит из фотосферы, образующей видимую поверхность звезды, хромосферы толщиной порядка 2000 км и короны, последней внешней солнечной оболочки, температура которой находится в диапазоне 1 000 000-20 000 000 К. Из внешней части короны происходит выход ионизированных частиц, называемых солнечным ветром.

    Когда Солнце достигнет возраста примерно в 7,5 - 8 миллиардов лет (то есть через 4-5 млрд лет) звезда превратится в «красного гиганта», ее внешние оболочки расширятся и достигнут орбиты Земли, возможно, отодвинув планету на более дальнее расстояние.

    Под воздействием высоких температур жизнь в сегодняшнем понимании станет просто невозможна. Заключительный цикл своей жизни Солнце проведет в состоянии «белого карлика».

    Солнце - источник жизни на Земле

    Солнце самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому при содействии других благоприятных факторов на Земле есть жизнь. Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат, а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.

    Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Солнечная активность меняется в сторону уменьшения или усиления примерно раз в 11 лет.

    С начала космической эры исследователей интересовало Солнце. Для профессионального наблюдения используются специальные телескопы с двумя зеркалами, разработаны международные программы, но самые точные данные можно получить вне слоев атмосферы Земли, поэтому чаще всего исследования проводятся со спутников, космических кораблей. Первые такие исследования были проведены еще в 1957 году в нескольких спектральных диапазонах.

    Сегодня на орбиты выводятся спутники, представляющие собой обсерватории в миниатюре, позволяющие получить очень интересные материалы для изучения звезды. Еще в годы первого освоения космоса человеком были разработаны и запущены несколько космических аппаратов, направленных на изучение Солнца. Первыми из них была серия американских спутников, запуск которых стартовал в 1962 году. В 1976 году запущен западногерманский аппарат Гелиос-2, который впервые в истории приблизился к светилу на минимальное расстояние в 0,29 а.е. При этом были зафиксированы появление ядер легкого гелия при вспышках солнца, а также магнитные ударные волны, охватывающие диапазон 100 Гц-2,2 кГц.

    Еще один интересный аппарат - солнечный зонд Ulysses, запущенный в 1990 году. Он выведен на околосолнечную орбиту и движется перпендикулярно полосе эклиптики. Через 8 лет после запуска аппарат завершил первый виток вокруг Солнца. Он зарегистрировал спиральную форму магнитного поля светила, а также постоянное его увеличение.

    На 2018 год НАСА планирует запуск аппарата Solar Probe+, который приблизится к Солнцу на максимально приближенное расстояние - 6 млн. км (это в 7 раз меньше дистанции, достигнутой Гелиусом-2) и займет круговую орбиту. Для защиты от высочайшей температуры он оснащен щитом из углеродистого волокна.

    Яркий солнечный свет — источник отличного настроения и бодрости. В пасмурную погоду многие люди чувствуют себя подавленно, поддаются депрессии. Несмотря на это, все знают, что ненастье скоро закончится, и в небе появится солнце. Оно привычно людям с самого детства, и мало кто задумывается о том, что это светило собой представляет. Самая известная информация о Солнце — это то, что оно является звездой. Однако есть еще много любопытных фактов, которые могут быть интересны и детям, и взрослым.

    Что такое Солнце?

    Сейчас уже всем известно, что Солнце — это звезда, а не огромный напоминающий планету. Оно представляет собой облако газов с имеющимся внутри ядром. Основная составляющая этой звезды — водород, который занимает около 92% всего ее объема. Примерно 7% приходится на гелий, а оставшийся процент делят между собой прочие элементы. К ним относят железо, кислород, никель, кремний, серу и другие.

    Большая часть энергии звезды вырабатывается в результате термоядерного синтеза гелия из водорода. Информация о Солнце, собранная учеными, позволяет отнести его к типу G2V по спектральной классификации. Этот тип называют «желтый карлик». При этом солнце, вопреки распространенному мнению, светит белым светом. Желтое свечение появляется в результате рассеивания и поглощения атмосферой нашей планеты коротковолновой части спектра его лучей. Наше светило - Солнце - является составной частью галактики От ее центра звезда находится на расстоянии 26000 световых лет, а один оборот вокруг него занимает 225-250 миллионов лет.

    Солнечное излучение

    Солнце и Земля разделены расстоянием в 149600 тыс. км. Несмотря на это, солнечное излучение является главным источником энергии на планете. Через атмосферу Земли проходит не весь его объем. Энергия Солнца используется растениями в процессах фотосинтеза. Таким путем образуются различные органические соединения и выделяется кислород. Солнечное излучение используется также для производства электроэнергии. Даже энергия запасов торфа и прочих полезных ископаемых появилась в давние времена под воздействием лучей этой яркой звезды. Особого внимания заслуживает ультрафиолетовое излучение Солнца. Оно обладает свойствами антисептика, может использоваться для обеззараживания воды. Влияет ультрафиолетовое излучение и на биологические процессы в организме человека, вызывая появление на коже загара, а также выработку витамина D.

    Жизненный цикл Солнца

    Наше светило - Солнце - это молодая звезда, относящаяся к третьему поколению. Она содержит большое количество металлов, что свидетельствует об образовании ее из других звезд предыдущих поколений. По данным ученых, Солнце насчитывает около 4,57 миллиардов лет. С учетом того, что составляет 10 миллиардов лет, сейчас она находится в его середине. На этом этапе в ядре Солнца происходит термоядерный синтез гелия из водорода. Постепенно количество водорода будет уменьшаться, звезда будет все более горячей, а ее светимость - более высокой. Затем запасы водорода в ядре закончатся полностью, часть его перейдет во внешнюю оболочку Солнца, а гелий начнет уплотняться. Процессы угасания звезды будут продолжаться в течение миллиардов лет, но все же приведут к превращению ее сначала в красного гиганта, потом в белого карлика.

    Солнце и Земля

    От степени солнечного излучения будет зависеть и жизнь на нашей планете. Примерно через 1 миллиард лет оно будет настолько сильным, что поверхность Земли значительно нагреется и станет непригодной для большинства форм жизни, они смогут остаться лишь в глубинах океанов и в полярных широтах. К возрасту Солнца примерно в 8 миллиардов лет условия на планете будут приближены к таким, которые сейчас имеются на Венере. Воды совсем не останется, она вся испарится в космос. Это приведет к полному исчезновению разных форм жизни. По мере того как ядро Солнца будет сжиматься, а его внешняя оболочка увеличиваться, будет возрастать вероятность поглощения нашей планеты внешними слоями плазмы звезды. Этого не произойдет лишь в том случае, если Земля вокруг Солнца будет вращаться на более дальнем расстоянии в результате перехода на другую орбиту.

    Магнитное поле

    Информация о Солнце, собранная исследователями, свидетельствует о том, что оно - магнитоактивная звезда. создаваемое им, изменяет свою направленность каждые 11 лет. Его напряженность также варьируется с течением времени. Все эти трансформации называют солнечной активностью, которая характеризуется особыми явлениями, например ветром, вспышками. Они являются причиной и которые отрицательно влияют на работу некоторых приборов на Земле, самочувствие людей.

    Солнечные затмения

    Информация о Солнце, собранная предками и дошедшая до наших дней, содержит упоминания о его затмениях еще с античности. Большое их количество описано также в период Средневековья. Солнечное затмение - это результат закрытия звезды Луной от наблюдателя, находящегося на Земле. Оно может быть полным, когда хотя бы с одной точки нашей планеты солнечный диск скрыт полностью, и частичным. В году обычно насчитывается от двух до пяти затмений. В определенной точке Земли они возникают с разницей во времени в течение 200-300 лет. Любители рассматривать небо, Солнце могут увидеть также кольцеобразное затмение. Луна закрывает диск звезды, но из-за меньших по диаметру размеров не может затмить ее полностью. В результате остается заметным «огненное» кольцо.

    Стоит помнить, что наблюдать за Солнцем невооруженным взглядом, особенно в бинокль или телескоп, очень опасно. Это может привести к необратимым нарушениям зрения. Солнце находится относительно близко к поверхности нашей планеты и светит очень ярко. Без угрозы для здоровья глаз на него можно смотреть лишь во время восходов и закатов. В остальное время нужно использовать специальные затемняющие светофильтры или проецировать на белый экран изображение, полученное при помощи телескопа. Такой способ является наиболее приемлемым.

    Номинация «Юный исследователь»

    Меня привлекает давно тема звезд, их мелкое мерцания на ночном небе. Мне очень нравится любоваться звездами и смотреть на них.Солнце - это тоже звезда, причем самая близкая к нашей планете и самое важное из всех светил для жителей Земли. Я заинтересовалась таким вопросом: что такое Солнце, его удивительность и значение для нашей планеты?

    Перед началом своей работы, я поставила перед собой задачи: Узнать, что такое Солнце, его удивительность и значение для всего живого на Земле?

    Объект моего исследования: космическое тело.

    Предмет исследования: звезда Солнце.

    Цель проекта: изучить звезду Солнце - как космическое тело, выяснить его удивительность и узнать, почему Солнце источник жизни на Земле?

    Гипотеза моего проекта заключается в том, что без Солнца не возможна жизнь на нашей планете.

    Для себя я определила этапы проектной деятельности:

    Изучение литературы о Солнце.

    • Проведение наблюдений за Солнцем.
    • Обобщение наблюдений, выводы.
    • Составление презентации.
    • Выступление с проектом в классе, на конференции в школе.

    Солнце - самое значительное из тел Солнечной системы. По своей природе это звезда, такая же, как те многочисленные звезды, которые мы видим на ночном небе. Просто она близко к нам, поэтому такая большая и яркая.

    Как образуются звезды? Звезда начинает образовываться, когда большое количество газообразных частиц собираются вместе.

    Состав Солнечной системы. Солнце очень большое, оно огромно. В нем сосредоточено 99,87% массы солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются девять больших планет. Древние славяне также почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярлов день праздновали в апреле - как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. У греков солнце также было предметом поклонения.

    Использование солнечной энергии человеком. Световой колодец — оборудование для освещения помещений при помощи естественного солнечного света. А что уж и говорить про солнечные ванны. Благодаря солнечным лучам можно и улучшить свое здоровье, и продлить свою жизнь. Солнечные лучи сами по себе, без всяких дополнительных средств, уничтожают многие болезнетворные микроорганизмы.

    Практическая работа. Я провела опыты и наблюдения:

    • Как происходит смена дня и ночи на Земле?
    • Роль Солнца для развития живого на нашей планете.
    • Почему светится луна?
    • Почему небо имеет голубой цвет?
    • Почему заходящее солнце становится красным?
    • Почему происходит преломление солнечного света.

    Выводы:

    • Вся энергия, испускаемая Солнцем, больше той ее части, которую получает Земля, в 5000000000 раз.
    • Согласно исследованиям, пасмурная погода в течение трех дней снижает активность мозга, а в течение недели - общую активность нервной системы. Количество заболевших депрессией в пасмурную погоду увеличивается в четыре раза.
    • Если бы не было Солнца, воздух бы на Земле не образовался и выглядел бы как жидкий океан из азота вокруг замершей воды и ледяной суши. Вот такое наше Солнце.
    • Все мы думаем, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое.

    Приложение 1. Проект Звезда по имени Солнце

    Приложение 2. Презентация проекта