Творческая группа логопедов по разработке сборника. План работы творческой группы учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

Образовательная деятельность «Коммуникация. Обучение грамоте»

в подготовительной к школе группе на тему: «Звук [т]. Буква Т»

Программное содержание:

Закрепить навыки четкого произношения звука [т] в слогах, словах, фразах;

Развивать фонематический слух;

Познакомить с буквой Т;

- учить писать печатнуюбукву;

Развивать мелкую моторику и познавательные процессы;

Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: плакаты№1,2; «чудесный мешочек», игрушки(туфля, тарелка, топор),картинки (танк,заяц, тарелка, индюк, топор, арбуз, туфли, табурет);картон (размером9х12), пластилин(на каждого ребенка); карточкидля печатания буквы (на каждого ребенка).

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(А, у, и, п, п, э)

II. Актуализация знаний.

1) Вопросы на повторение пройденного.

1. «Назовите гласные звуки».

2. « Почему эти звуки называютгласными?»

3. «Назовите согласный твердый звук. Согласный мягкий звук».

4. « Почему эти звуки называютсогласными?»

2) Работас плакатом.

Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё подучиться и почему? (Гласные и согласные)

Плакат №1

III . Знакомство с новым материалом.

1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель упражнения : развитие тактильных ощущений, звукового анализа.

Ребята, отгадайте на ощупь, что есть сегодня в чудесном мешочке? (тарелка, туфля, топор) Назовите предметы ещё раз. Какой звук есть во всех этих словах, и какой звук мы будем сегодня изучать? (звук [т])

2. Артикуляция звука.

Языком, передним краем,

В верхнюю десну ударим,

Т!- и выдохнем сильнее.

Чтобы было всем слышнее!

3. Проговаривание звука хором и по одному.

4. Характеристика звука (согласный, твёрдый)

5.Речевая зарядка.

Та- то- ту- тыат- от- ут- ыт

Ту- то- ты- таут- ит- ат- от

6.Проговаривание чистоговорок (физкультминутка).

Та-та-та, та-та-та- у нас в доме чистота.(дети маршируют на месте)

Ты-ты-ты, ты-ты-ты- развели уже мосты.(указание рукой на сверстников)

Ту-ту-ту, ту-ту-ту- дайте молока коту.(постукивание руками как «молоточком»)

То-то-то, то-то-то- стали мы играть в лото.(сжимание и разжимание пальцев рук)

7.Дидактическая игра «Какое слово я загадала?»

Словарный материал: …арелка, …апочки, …анцы,…аракан, …учи, …ыква, …аблетка.

8.Узнавание звука [т] в словах.

Ребята, я вам показываю картинки, если в слове есть звук [т] – хлопните в ладоши, если нет – топните ножкой.

IV . Физкультминутка.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

V . Знакомство с буквой.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в алфавите.

3. «Из скольких элементов состоит буква т?»

4. Прорисовываниетв воздухе.

5. Лепка буквыт из пластилина.

Ребята, попробуйте вылепить буквут из пластилина на картон. Возьмите кусочек пластилина и разделите его на две части. Раскатайте две тонкие «колбаски» и изобразите букву.

6. Печатание буквы.

Перед вами листочки. Обведите букву т сначала по точкам, а затем попробуйте написать её самостоятельно.

7. Чтение слогов.(работа с плакатом №2)

Игра «Кто быстрее доберётся до приза».

Ребята, давайте подойдем к плакату и поможем добраться животным до призов, прочитав слоги.

Плакат №2

VI. Подведение итогов занятия.

1. «С каким звуком мы сегодня познакомились?» (со звуком [ т ] )

2. «Кто запомнил его характеристику? Какой он?»(согласный, твёрдый)

3. «Какая буква обозначает этот звук?» (букват («тэ»))

Конспект НОД

Тема: «Звуки Т-Ть, буква Т»

Занятие: «Путешествие в страну знаний»

Цель занятия: создание условий для закрепления навыка четкого произношения звуков [Т-Ть], продолжать учить выделять звук в начале, середине и конце слова; познакомить с буквой Т; совершенствование грамматического строя речи, совершенствования навыка звукового анализа и синтеза, чтение слогов,слов, предложений; совершенствование навыка печатания.

Задачи занятия:

Создать условия для обучения:

Детей самостоятельно давать характеристику звука Т-Ть с опорой на различные виды контроля;

Звуковому анализу и синтезу обратного слога;

Умения составлять предложения;

Уточнять и расширять словарный запас по теме «Дикие животные».

Создать условия для развития:

Зрительного и слухового восприятия;

Зрительного анализа и синтеза;

Внимания, памяти;

Общей и мелкой моторики.

Создать условия для воспитания:

Взаимопонимания, самостоятельности, активности, ответственности, аккуратности.

Оборудование: картинки со звуком Т-Ть (в начале, середине и конце), звуковые карандаши, карандаши простые, тетради, разрезная азбука, пифокарты, картинки ребусы, часовой циферблат, паровозик с тремя вагонами, картинки с изображением диких животных.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Игра «Угадай, что за буква»

Логопед: - Напечатайте пальцем у соседа на спине следующую букву, пускай он угадает, как только он угадал, меняемся.

  1. Объявление темы

Логопед: - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну знаний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке Т-Ть и буквеТ.

  1. Характеристика звука

Т- согласный, твердый, глухой

Ть – согласный, мягкий, глухой.

  1. Введение в тему

Логопед: - А в путешествие мы отправимся не одни, позовем с собой Незнайку. Он любит путешествовать, да и нам с ним веселее будет.

Логопед: - Не забыли, какой нам сегодня звук понадобится? (Нет, Т-Ть). Даже Незнайка подготовился, прочитал интересную книгу, из которой узнал много слов со звуками Т-Ть, эта книга о тропическом лесе, по-другому она называется джунгли, и его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А вот как называется книга он забыл. У него даже картинки были с героями этой книги, но последний раз Незнайка брал их на Луну, а там на них упал лунный камень и картинки рассыпались на кусочки.

Логопед: - Но я ему пообещала, что ребята группы «Теремок», помогут сложить картинки и вспомнить название книги. Для этого им надо правильно выполнять все задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите по одной части этой картинки. Когда все задания будут выполнены, верно, вы соберете все части картинок в одно целое и поможете Незнайке вспомнить название книги. А чтобы мы не устали в Путешествии, Незнайка приготовил нам разные игра и задания.

Игра «Телеграфист»

Логопед: - Прыгните на месте столь раз, сколько слогов в словах: кот, тапочки, бегемот, туча, конфеты, кит, футболка, тарелка, табуретка, петух, автобус.

Игра «Пассажиры»

Логопед: - Картинки спешат на поезд, посадите их в соответствующие вагоны:

1-ый вагон – звук Т в начале слова: тушканчик, таракан, трактор.

2-ой вагон – звук Т в середине слова: утка, петух, питон.

3-ий вагон – звук Т в конце слова: кот, енот, бегемот.

Игра «Самый ловкий»

Логопед: - Игра проводится парами. Один стул, дети хотят вокруг него, а я произношу звуки. Стульчик надо занять, если услышите звук Т.

А, у, м, т, к, п, т,д, ть, ль,мь, пь, кь, т, у, с, э, т

  1. Физкультминутка

«Запретное движение» (повтор)

  1. Знакомство с буквой

Логопед: - На что похожа буква Т?

Молоток стучит: Тук-тук!

Букве Т я старый друг.

В. Степанов

7. Пальчиковая гимнастика

О.Крупенчук

8. Работа в тетрадях

Игра «Отгадай слово»

Логопед: - По первым звукам в названии каждой картинки (кошка, игла, топор – кит);

Расставьте буквы по росту (утка);

Добавить к слогу букву К в начало слога (уст - куст)

Игра «Волшебные часы»

Логопед: - Прочитайте слоги, на которых остановилась стрелка: ат, ут, от, уат, та, ту, то; слова: тут, том, там, тот, пот, Тома.

Игра «Умницы и умники»

Логопед: - Отгадайте пословицы и поговорки о труде по опорным картинкам.

Иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка);

Пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда);

Линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один раз отрежь).

Игра «Пазлы»

Логопед: - Вот и подошло к концу наше путешествие, восемь пазлов у вас в руках. Соберите картинку и скажите Незнайке, что за книгу он прочитал. (Маугли)

  1. Итог занятия

Логопед: - Вы ребята молодцы. Отлично сегодня провели время, а самое главное с пользой, с каким звуком познакомились на занятии? На, что похожа буква?


Степанова Е.В.
учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1285

Коррекционные

1. Уточнить произношение звуков [т], [т’].

2. Учить выделять звуки из состава слова.

3. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.

4. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.

5. Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.

6. Знакомство с графическим обозначением буквы.

7. Обучение звуко – буквенному анализу слогов и слов, чтение закрытых слогов и слов.

Воспитательные:

1. Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе.

2. Производить анализ, сравнение и сопоставление.

Оборудование:

Предметные картинки:

Танк, тыква, тарелка, туфли, телефон, утюг, тигр, бант, самолет, утка, танк, тюлень, Буратино и т.д.

Сигнальные фонарики: синий и зеленый;

Кармашки для букв;

Касса букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот, мышь, глаз, дуб.

2. Молодцы! А сейчас, назовите мне, пожалуйста, четвертый лишний предмет среди слов:

Корабль, катер, лодка, танк

Лимон, тыква, виноград, яблоко

Стол, диван, тарелка, шкаф

Шорты, платье, туфли, сарафан

Логопед: «Молодцы! А теперь, назовите мне все слова, которые были лишними!»

Дети: «Танк – тыква – тарелка - туфли»

Логопед: «Как вы думаете, что общего в этих словах?» (все слова начинаются со звука [т])

3. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук [т] – согласный, глухой, твердый

Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий.

4. Различение звуков [т], [т’] (зеленый и синий фонарики)

В слогах: та, тя, ут, оть, ты, ти.

В словах: тыква, телефон, гитара, утюг, кот, тюлень.

5. Работа с картинным материалом:

На доску выставляется картинный материал: телефон, утюг, тигр, самолет, танк, утка.

Логопед: «Назовите, сначала, слова с твердым звуком [т], а затем с мягким звуком [т’]»

6. Игра: «Что Тане, а что Тёме»

Каждому ребенку раздаются по две картинки, в названии которых есть звуки [т] и [т’]. Дети выходят поочерёдно к доске и раскладывают картинки:

телефон, тюлень, Буратино, бант, пальто, тюльпан, тапки, телевизор и т.д.

Логопед: «А теперь, скажите, что вы отдали Тане, а что Тёме?»

Физкультминутка:

Ели на опушке

До небес макушки

Слушают, молчат

Смотрят на внучат.

А внучата елочки

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Различение на слух [т], [т’] – игра «Наоборот»: логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.

Та – тя ат – ать Тома – Тёма

То - … от - … тук - тюк

Ту - … ут - …

Ты - … ыт - …

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилось

И на крыше очутилась.

2. Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.

2. Отыскать букву Т среди других букв разрезной азбуки, выложенных перед ребенком.

4. Определив первый звук в словах по картинкам – составить слово:

Например: кот – танк - облако = кто

Танк – облако – пальто = топ

Итог: 1. Чем мы сегодня занимались на занятии?

2. Дать характеристику звукам [т], [т’]

3. Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.

Лилия Борисенко
Конспект НОД «Звуки [Т] - [Т’]. Буква Т»

Цель :

Закрепить согласные звуки [т] - [т’] , познакомить с буквой Т .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить и закрепить произношение звуков [т] , [т’];

Закрепить знание о понятии согласный звук , согласная буква ;

Учить выделять звуки из состава слова ;

Дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Продолжать формирование навыка звукового анализа ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать фонематические процессы;

Развивать зрительное внимание, память, мышление;

Совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;

Продолжать развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование :

предметные картинки, конверты с фишками, схемы, пазлы-буквы , карандаши, кукла

Ход НОД:

Организационный момент :

Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

Мы большие, послушные, добрые.

Давайте поделимся добром друг с другом!

Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети "делятся")

Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

Отгадывание загадок.

- Отгадайте загадки :

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

Во всех словах встречается звук [т] .

Правильно!Какой это звук ? (характеристика звука ) .

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков :

Звук [т] – согласный , глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.

Звук [т’] – согласный , глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков [т] , [т’]

Игра "Расставь по полочкам"

Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.

Назовите слова с твердым звуком [т]

Назовите слова с мягким звуком [т"]

Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!

Тоня, а почему ты такая грустная?

Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.

Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.

-Послушайте как я говорю :

У меня есть друг. оля.

Ты хотела сказать Толя?

Да. (кукла называет слова без звука [т] , потом за детьми повторяет правильно).

Арелка. анцы

Аблица. апки

Уча. уман

Умба. анки

Умба. урист

Ачки. урник

Спасибо, что научили меня правильно говорить.

Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

Какой звук повторяется в этих словах?

Повторяется звук [т] . Где он находится?

-Звук [т] находится в начале слова.

Какой это звук ?

Во всех словах встречается твердый звук .

Игра закончи звуком [т’] .

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть) .

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть) .

Собака : хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул :"Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!"

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть) .

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти :

"Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"

Какой звук вы добавляли ? Какой это звук ? Где он находится?

Пальчикова гимнастика "Дятел".

Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)

Эй, приятель (грозим пальцем)

Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)

Я не жук!

Тогда пока, (машем)

Но похож ты на жука!

Звуковой анализ .

Какой звук у нас в гостях ? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО : Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем !

Показать образ буквы :

На что похожа буква Т ? (дети отвечают)

Выложите букву из карандашей из 2 , из 3.

Молодцы!

Чтение слогов, слов :

ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

Подведение итогов

Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Звуки [K], , буква К» Конспект фронтальной НОД с использованием информационно - коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов в подготовительной.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С». НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С» Составила: учитель-логопед Тарасова И. Г. Цель: - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.