Бакалавриат и магистратура - что это такое и чем они отличаются? Полезная информация Что дает человеку магистратура.

Содержание

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Российская система образования дает возможность жителям страны обучаться по магистерским программам. Какова их специфика? Что дает магистратура?

Изучить данный вопрос мы можем в таких аспектах:

Сущность магистратуры, ее соотнесение с другими формами образования в РФ

Магистратура - достаточно новое явление для нашей страны. В вузах СССР, а затем - постсоветской России студенты приобретали квалификацию специалиста по итогам 5-летнего непрерывного обучения.

Со временем в РФ стало наблюдаться влияние западных образовательных стандартов, предполагающих двухступенчатую систему получения высшего образования. Так, в вузах Западной Европы и США студенты сначала обучаются на бакалавра (англ. Bachelor) - обычно в течение 4 лет, а при желании затем могут отучиться на магистра (Master) - как правило, подобные программы идут 2 года.

Сотрудничество между вузами России и западных стран, а также активные интеграционные процессы в бизнесе и политике предопределили постепенное внедрение соответствующих стандартов в образовательной системе РФ. Официально магистратура была утверждена как признанная государством форма обучения в вузах в 2011 году. Как и во многих странах, где подобная система функционирует уже долго, российские студенты получили возможность учиться по соответствующим программам (их длительность, как и на Западе, обычно 2 года) после завершения бакалавриата (4 года).

Вместе с тем во многих вузах РФ есть факультеты, на которых продолжается подготовка специалистов - по традиционной 5-летней схеме. Таким образом, в России сейчас практикуются три формы получения высшего образования:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • специалитет.

При этом бакалавриат и магистратура часто рассматриваются в единой связке - как альтернатива специалитету.

Касательно определения лучшей из отмеченных выше трех форм получения высшего образования (либо при сопоставлении связки из первых двух и третьей) идут самые активные дискуссии. Есть доводы за и против прохождения обучения в рамках каждой из них. Изучим теперь то, какие преимущества дает магистратура как самостоятельная форма получения высшего образования.

Преимущества обучения по соответствующим программам

Главное, что характеризует данный вариант обучения в вузе, - возможность получить более высокий уровень квалификации по выбранной профессии или специализации. Эксперты отмечают, что магистерские программы составляются с акцентом не только на фундаментальные знания - как при бакалавриате, но также и с учетом необходимой детализации учебных курсов. Многие вузы уделяют внимание организации производственной практики, участию студента в реальной деятельности предприятий при составлении соответствующих алгоритмов обучения.

Выпускник вуза с дипломом магистра, как правило, имеет больше шансов на успешное трудоустройство, чем человек, прошедший обучение только по программе бакалавриата, а во многих случаях - и специалитета.

Так, например, если говорить о перспективах работы на госслужбе, то для того, чтобы претендовать на руководящую должность в соответствующих учреждениях, человек должен окончить магистратуру или специалитет. С дипломом бакалавра перерасти уровень рядового сотрудника во многих организациях может быть очень сложно.

Отметим, что продолжить обучение в аспирантуре - следующей ступени получения образования - человеку можно только в том случае, если у него есть диплом магистра или специалиста. Таковы положения пункта 4 статьи 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». После бакалавриата продолжить учебу с целью получения кандидатской степени нельзя.

Особенность магистратуры в том, что программа обучения, выбранная студентом, может совершенно не совпадать со специализацией, освоенной в бакалавриате. Однако перед тем как поступать на магистра, человеку в любом случае следует успешно отучиться на бакалавра. На руках должен быть соответствующий диплом. Разумеется, подойдет и документ, свидетельствующий об успешном прохождении программ в вузе в форме специалитета.

Итак, что дает магистратура бакалавру прежде всего, мы уже знаем - это более высокий уровень профессиональной подготовки, а также перспективы карьерного роста. Изучим теперь некоторые особенности прохождения учебы в магистратуре. Дело в том, что они тоже во многом предопределяют привлекательность соответствующей формы получения высшего образования.

Учебный процесс в магистратуре

Процесс обучения на магистра в целом не слишком отличается от того, что характеризует бакалавриат и традиционный, 5-летний формат учебы. Человек вправе претендовать на бюджетное место в вузе, на получение стипендии. Образ жизни и быт молодых людей, которые учатся на магистра, - типично «студенческий». Они ходят на лекции, сидят в библиотеках, развлекаются. Иногородним обучающимся может предоставляться место в общежитии. Поэтому многие люди, получившие диплом бакалавра, охотно идут учиться дальше, чтобы подольше чувствовать себя студентом.

Во многих вузах магистерские программы предполагают посещение лекций преимущественно вечером, в то время как, например, бакалавриат и специалитет - это традиционно дневные занятия. Студенты получают возможность днем работать или готовиться к учебе. Данное обстоятельство для многих людей становится дополнительным фактором привлекательности магистратуры. Как раз к тому времени студенты могут начинать делать первые шаги в карьере, и для них важно, чтобы работа не мешала учебе.

Магистратура для специалиста

Что дает магистратура специалисту, то есть человеку, отучившемуся в вузе в рамках традиционного курса, не считая интересных перспектив продолжить студенческий образ жизни? Прежде всего, это возможность освоить совершенно новую специализацию за 2 года. Человек может не найти хорошей работы по профессии, которую он получил изначально, или понять, что хочет развиваться в другом направлении. До того как магистратура была принята в России, для переквалификации в вузе ему пришлось бы вновь учиться 5 лет или находить подходящую специализацию в аспирантуре.

Многие эксперты отмечают, что диплом специалиста, полученный в РФ, часто не слишком котируется в западных странах (хотя эта точка зрения не всегда подтверждается). В свою очередь, иностранные работодатели могут быть вполне лояльны к выпускникам российских вузов, отучившимся по магистерским программам, а также в бакалавриате. Желательно, конечно, чтобы диплом был должным образом переведен на язык страны, в которой хочет трудоустроиться его обладатель, а также заверен.

Одна из частей высшего образования сегодня - магистратура. Канули в прошлое те времена, когда отучился 5 лет и считаешься дипломированным специалистом, перед которым все двери открыты в мир современных профессий и карьерного роста. Теперь нужно намного больше трудиться, чтобы получить признание и почет работодателя. В между прочим, большая часть работодателей не торопятся брать на работу только что окончивших ВУЗ «специалистов».

С чего все началось? С 2011 года в нашей стране стартовала Болонская система образования, которая заключается в том, что вы проходите обучение по ступеням. Так вот, магистратура - это вторая ступень. Безусловно, заставлять вас идти в магистратуру никто не будет.

Можно дать краткое описание тому, чем по сути является магистратура.

Магистратура - это продление учебы еще как минимум на 2 года;

Магистратура - это шанс получить дополнительные знания, квалификация.

Основное преимущество данного вида обучения в том, что оно попадается под бюджетную основу. Конечно, для этого придется попотеть, но результат того стоит. Если вы окончили бакалавриат или если вы являетесь дипломированным специалистом, получившим образование до 20011 года на бюджете, то в магистратуру вам двери открыты.

Разница между бакалаврами и магистрами

С бакалавриата начинается обучение любого студента, который предпочел укоротить свой срок на учебу, но при этом получить диплом. Далее, по его желанию, он может пойти в магистратуру. Но можно выбрать обходной путь - специалитет. Но при этом в магистратуре учиться бесплатно потом уже не получится.

Как учатся магистры

Сравнивать бакалавриат с магистратурой не приходится. Если на этапе обучения на бакалавра студент осваивает больше теории и привыкает к своей профессиональной деятельности, то в магистратуре со студентов более серьезный спрос. Уже не получится отлынивать от занятий или скачивать курсовые из интернета. Все придется делать самостоятельно, ведь работы будут подвергаться доскональной оценке.

Также обратите внимание на преподавательский состав в магистратуре. В основном, это педагоги высшего звена - доктора и кандидаты наук. После окончания ВУЗА, магистры сами имеют право преподавать. Этого не скажешь о бакалаврах.

Как поступить в магистратуру

Чтобы стать магистром, необходимо написать заявление в приемной комиссии того ВУЗа, куда собираетесь поступать. Но при этом у вас на руках должен быть диплом о высшем образовании. Далее, если заявление принято, то придется сдавать устные и письменные экзамены по той дисциплине, которая является ключевой. На первое образование практически не обращается внимание. ТО есть, вы можете учиться изначально на переводчика, а потом получить диплом магистра в IT сфере.

Прежде чем подавать документы в магистратуру, внимательно изучите тот вуз, где будете учиться. Посмотрите, какой проходной балл должен быть для удачного поступления. Изучите примерный список вопросов, который будет задаваться на экзаменах. Конечно, точных вопросов вы не найдете, но тем не менее, подготовиться к материалам сможете. Также особое внимание стоит уделить написанию письменных работ для поступления.

Понятие «магистр» появилось еще в Древнем Риме, но в то время этим термином объединялись все государственные должности. Проще говоря, быть министром было почетно и престижно – не каждому выпадала такая великая честь.

В современной системе образования магистратура – это вторая ступень высшего образования, взойти на которую могут только дипломированные специалисты.

Опять требуется пояснение: по окончанию магистратуры бакалавр или специалист получают гордое звание «магистр», как высшую академическую степень.

То есть окончание 5 курса в университете – это еще не предел; мало того, нет предела совершенству, и уже молодой специалист может заметно повысить уровень и качество полученных ранее знаний.

Из истории магистратуры

Магистратура, как учебная степень появилась еще в 1803 году по приказу императора России Александра I . Все магистры могли заведовать кафедрой, что являлось большой честью и высокооплачиваемой трудовой деятельностью.

Однако с приходом советской власти, а именно в 1917 году, были отменены все учебные степени, и система образования на много лет пришла в упадок.

Официально академическая степень «Магистр» была восстановлена лишь в 1993 году, при этом не особенно интересовала студентов.

Однако такие скептические настроения в скором времени резко изменились на противоположные, а актуальность магистратуры очевидна и в современной системе образования.

Мнение о том, что магистратура – это западное течение, так называемая «модная фишка» ошибочно.

Однако справедливо заметить, что западные страны действительно высоко ценят магистров, с удовольствием их трудоустраивают, да и заработная плата таких квалифицированных специалистов как минимум на порядок выше, чем у бакалавров.

Особенности магистратуры

Итак, магистратура – это высший уровень высшего образования, который предусматривает качественную подготовку к предстоящей аналитической, научно-исследовательской и консультативной деятельности.

Чаще всего дипломированные магистры посвящают свою жизнь исследованиям, развитию и продвижению своей сферы деятельности, то есть полностью отдают себя науке.

Для большего понимания необходимо провести параллель между магистрами и бакалаврами. В первом случае речь идет о колоссальной возможности занимать руководящие должности, самостоятельно вести аналитическую научную деятельность, хорошо зарабатывать.

И это далеко не все преимущества, которые предоставляет магистратура всем поступившим выпускникам.

Преимущества магистратуры

Среди основных преимуществ этой формы обучения следует выделить следующие моменты:

1. лучший педагогический состав;

2. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

3. богатый опыт преподавания;

4. возможность сдать кандидатские минимумы по философии и иностранному языку;

5. получение диплома магистра, признанного во всех европейских странах;

6. продолжение обучения в аспирантуре;

7. возможность вести научную и преподавательскую деятельность.

Подытожив все вышеописанные факты, становится очевидно, что окончание магистратуры – это «путевка в светлое будущее», где будет царить финансовый достаток и стабильность.

Кроме того, выпускник может найти работу не только на отечественной бирже труда, но также успешно трудоустроиться в Европе, где несколько иные оклады и условия работы. Так что результат того действительно стоит.

Правила поступления и обучения в магистратуре

Чтобы попасть в аспирантуру, требуется пройти первую ступень высшего образования и получить диплом бакалавра либо специалиста.

После этого необходимо вновь сдавать вступительные экзамены, но обучение в данном случае длится уже не 4 – 5 лет, а 1,5 – 2 года в зависимости от специальности. По выпуску можно рассчитывать на получение диплома европейского стандарта.

Сразу стоит отметить, что магистратура – это не только бюджетная, но и контрактная форма обучения, но поступить могут только те квалифицированные специалисты, которые по глубине и диапазону знаний обойдут всех своих конкурентов.

Так что здесь однозначно требуется качественная подготовка, и знаний в рамках пройденного учебного плана, увы, недостаточно.
При поступлении в магистратуру можно рассчитывать только на очную форму обучения без отрыва от трудовой деятельности. Не стоит переживать: в данном вопросе все нюансы можно всегда лично обсудить с деканом.

После того как выпускник вуза зачислен в магистратуру, обязательным документом является индивидуальный план предстоящей работы, утвержденный деканатом.

Именно в нем указан срок обучения, тема будущей диссертации магистра, научное направление студента и объем положенных работ, форма аттестации.

План находится на руках у обучающегося, чтобы тот наглядно понимал, какие цели поставлены, и определены сроки их реализации.

Каждый будущий магистр закрепляется за преподавателем, который в дальнейшем называется научным руководителем.

Именно этот специалист широкого профиля помогает в написании магистерской диссертации, расширяет познания своего подопечного и является так называемым «связующим звеном» между студентом и деканатом.

Как поступить в магистратуру?

Если бакалавр или специалист решил связать свою дальнейшую судьбу с наукой, либо попробовать себя на преподавательском поприще, то обязательно стоит поступать в магистратуру для расширения полученных в стенах вуза и рамках учебной программы знаний.

Обязательным документом является диплом о получении высшего образования по той или иной специальности.

Если таков присутствует в наличии, то не что не помешает стать в скором времени студентом магистратуры.

Дополнительными документами являются:

заявление установленного образца;

4 фотографии (матовые);

Паспорт гражданина РФ и ксерокс всех заполненных страниц.

Также придется сделать копию диплома о высшем образовании, которую приложить ко всем заявленным документам и направить в приемную комиссию вуза.

Прием документов, как правило, стартует в двадцатых числах июня, и до 10 августа времени предостаточно, чтобы определить свою дальнейшую судьбу.

Дополнительно стоит отметить, что при наличии также требуется представить гарантийное письмо, если оплата обучения возложена на юридическое лицо, и документ о присвоении льгот по той или иной категории.

Последняя справка заметно упрощает процесс поступления в магистратуру, хотя в большинстве своем у всех абитуриентов шансы примерно одинаковые.

Проблемы современной магистратуры

Несмотря на яркие перспективы, современная магистратура имеет ряд злободневных проблем, решение которых на государственном уровне пока что замерло в немом вопросе.

Но о чем речь?

1. Понятие «бакалавр» на отечественном рынке труда воспринимается с особой подозрительностью , поскольку такие специалисты, по мнению многих работодателей, имеют неоконченное высшее образование, а значит – недостойны высокооплачиваемых должностей.

Именно поэтому современные студенты предпочитают получить статус «специалист», а о дальнейшем обучении в магистратуре даже не думают – не видят перспектив на будущее.

2. Когда в магистратуру поступает выпускник в статусе «Специалист» , то на выходе получает потерю времени , которая могла судьбоносно отразиться в его будущей карьере.

Да и магистры на отечественной бирже труда не так уж и востребованы, работодатели чаще всего приглашают к сотрудничеству готовых специалистов.

3. Определенные сложности возникают при обучении магистров за рубежом , поскольку в нашей стране понятие «академическая мобильность» мало знакомо, а для кого-то и вовсе чуждо.

Да и привыкать к новой системе образования, быстро адаптироваться тоже непросто.

4. За границей к российским магистрам отношение двойственное : с одной стороны это компетентные сотрудники с дипломами европейского образца, но с другой стороны качество их знаний порой оставляет желать лучшего.

Так что предпочтение отдается местным специалистам, которые и по духу ближе, и по менталитету роднее, и по знаниям соответствуют установленным нормам.

5. На отечественном рынке труда сложно удивить дипломом магистра, поскольку этот статус сегодня чрезмерно популярен . В один прекрасный момент предложение превысило спрос, поэтому молодым гениям и дарованиям приходится трудоустраиваться не по качеству своих знаний, а по знакомству и не всегда по специальности.

Вывод напрашивается сам собой: магистратура в России – понятие шаткое, но в любом случае эта ступень высшего образования постоянно прогрессирует и развивается, очень популярна среди выпускников, предоставляет нереальные возможности в недалеком будущем.

Дистанционное обучение в магистратуре

На сегодняшний день дистанционное образование набирает обороты, и все больше и больше студентов выбирают именно эту прогрессивную форму получения знаний и образования.

Не стала исключением и магистратура, ведь теперь вполне реально получать знания магистра и магистерский диплом на расстоянии, например, удаленно обучаясь за границей.

Конечно, не все выпускники вузов доверяют такому техническому прогрессу, но факт остается фактом: магистратура через всемирную паутину – это реалии современности, доступна всем желающим.

Вывод : Если студент решил связать свое будущее с наукой, либо мечтается стать преподавателем кафедры одного из вузов страны, то начинать свой научный путь необходимо как раз с успешного поступления в магистратуру. А там два года пролетят одним днем, и светлое будущее, можно сказать, обеспечено!

А как вы относитесь к магистратуре? Считаете ли вы её необходимой для повышения своего уровня образования или для вас магистратура – это пустая трата времени. Поделитесь своим мнением в комментариях ниже.

Теперь вы знаете о том, что такое магистратура .

Магистратура считается верхней ступенью высшего профессионального образования. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость. Какие конкурентные преимущества получает обладатель степени магистра?

Исходное образование

По установленному порядку для зачисления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста, бакалавра или магистра по другой специальности. Учитывая относительную молодость программ бакалавриата, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты.

Например, в МЭСИ они составляют практически 95% от общего числа поступающих. На социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова за последние три года соотношение специалистов и бакалавров поменялось в пользу последних. Иная ситуация в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА), где просто нет специалитета. У магистратуры есть и еще одна важная функция – учить взрослых людей, стремящихся получить второе образование. Такой подход практикуется в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС.

Специфика подготовки

Как отмечает Николай Павлюк, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по магистратуре и дополнительному образованию, магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшего образования больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени «заточены» под потребности компаний-работодателей. «Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика, разработчика, менеджера-координатора, – говорит Николай Павлюк. – Сравните: выпускники-специалисты имеют предметную подготовку социолога, политолога. А в магистратуре студентов ориентируют на функциональную позицию: специалиста по региональному развитию, менеджера проектов». Для серьезного российского вуза магистратура – это возможность передать студенту знания, не вписывающиеся в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.

Неудивительно, что спрос на такое образование растет, прежде всего, в социально-гуманитарной сфере (социология, экономика, менеджмент, психология). Магистратура позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. «Например, выпускники отраслевых вузов имеют возможность получить управленческое образование», – подчеркивает Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА.

В МЭСИ учиться по направлению «Менеджмент» приходят специалисты с базовым образованием в области экономики, менеджмента, финансов, маркетинга. Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ, отмечает: «Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию».

Особые компетенции

Василий Желнов, руководитель отдела по реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, приводит в качестве примера магистерскую программу «История и философия науки»: «Общетеоретические курсы здесь дополняются курсами, ориентированными на конкретную специфику и прикладные исследования. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Другая программа – «Прикладная этика» – ориентирована на формирование навыков этического анализа проблем, возникающих во всевозможных практических ситуациях».

Выпускник магистратуры – это профессионал в выбранной специализации (финансы, маркетинг, право и др.), более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр и специалист. Вместе с тем, Илья Демидов, декан факультета подготовки магистров Института МИРБИС, отмечает, что магистратура помимо углубленной специализации нацелена на развитие системных, аналитических компетенций.

Ирина Колесникова считает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, транслировать их другим лицам. «Я бы назвала еще такой важный момент, как способность наших студентов действовать в непредвиденной ситуации», – отмечает она.

Следует отметить различие между управленческим образованием, получаемым в магистратуре и на программах МВА. «На МВА приходят слушатели с богатым опытом, – говорит Ирина Колесникова. – Однако известно: опыт может сковывать свободу действий менеджера. В магистратуре многие студенты начинают с «чистого листа», что позволяет им в дальнейшем избежать многих стандартных управленческих ошибок».

Индивидуальная траектория

Одно из известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностей студентов. По словам Евгения Ивахненко, начальника отдела магистерских программ РГГУ, студенты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важней, определять индивидуальную траекторию обучения. Она «вычерчивается» самим магистрантом совместно с его руководителем. «При составлении индивидуального плана все дисциплины разбиваются на три блока: A, B и C, – комментирует Евгений Ивахненко. Блок A составляют те дисциплины, которые в данном вузе изучаются в обязательном порядке и в строгой последовательности; блок B – обязательные, но не привязанные ко времени; в блок С – по выбору».

На социологическом факультете МГУ магистранты выбирают дисциплины из весьма широкого списка. По словам Николая Павлюка, часть курсов они проходят в рамках родной образовательной программы, а часть получают на занятиях других отделений, в том числе на тех, где готовят специалистов, дают второе высшее образование. Студентам, обучающимся в магистратуре МЭСИ, также предлагается широкая линейка дисциплин по выбору. При этом занятия организуются, если набирается не менее четырех-пяти студентов, заинтересованных в том или ином спецкурсе.

Нередко студентам помимо дисциплин учебного плана предлагаются дополнительные индивидуальные консультации. Так, для одних представляют интерес предметы, требующие знания количественных методов анализа, для других важен гуманитарный подход к управлению, третьи заинтересованы в развитии креативных способностей. В ИБДА индивидуальный подход реализуется благодаря проектному методу обучения. В МИРБИС специально формируемые проектные группы магистрантов проводят исследования по заказу компаний и консалтинга. С одной стороны, каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. С другой – в групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

Плоды мобильности

Соискатель с западным дипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы. Определенные преимущества имеет также выпускник, изучивший требуемый модуль за рубежом. Неслучайно в ИБДА студенты, владеющие иностранными языками, в течение одного семестра учатся в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании. В МИРБИС студентам магистратуры предлагается несколько видов международной составляющей обучения. Как уточняет Илья Демидов, во-первых, это стажировки – краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение. Во-вторых, программы обмена длительностью до полугода, причем изучение нескольких модулей за границей дает право на получение дополнительного сертификата или свидетельства. В-третьих, возможность учиться за границей не менее года и получить диплом магистра зарубежного вуза. Наконец, благодаря связям альма-матер студенты могут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях, что очень полезно для развития карьеры.

В РГГУ в настоящее время открыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц (ФРГ). По словам Евгения Ивахненко, студенты магистратуры РГГУ имеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистранты из вуза-партнера – в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать по окончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договор предусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебном году предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где в качестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. «С моей точки зрения, самое значительное приобретение, получаемое в магистратуре, – это мобильность, весьма и весьма значимая в гуманитарной области», – говорит Евгения Ивахненко.

Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только за рубежом, но и в отечестве. По словам Николая Павлюка, на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова в рамках программы «Связи с общественностью» студенты проходят стажировки в маркетинговых агентствах и домах моды. Планируется открытие программы «Региональное и муниципальное развитие» с получением «двойного диплома», которая будет включать не только стажировки во французских университетах, но и практику в российских регионах.

Альтернатива второму высшему

«Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию», – подытоживает Василий Желнов. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. В связи с этим Илья Демидов отмечает, что, в России в настоящее время получают распространение признанные магистерские степени Master of Arts, Master of Science и Master of Law – именно так «классифицируют» магистров за рубежом. Например, аккредитованные программы Master of Arts идут в МИРБИС.

«В России диплом магистра рассматривается как более высокая по отношению к специалисту ступень образования, – заключает Евгений Ивахненко. – В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый для работодателей документ». Стоит также отметить, что, обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской. При должном трудолюбии через год-полтора после окончании обучения выпускник вполне может защитить кандидатскую диссертацию.