Суффикс стоит после корня и служит. Культура письменной речи
СОСТАВ СЛОВА
Слово состоит из значимых частей – морфем. Морфема – неделимая и регулярно воспроизводимая единица грамматической структуры слова, соотносимая с соответствующим элементом его лексико-грамматического значения.
В русском языке четыре вида морфем. Главная из них – корень , выражающий общее лексическое значение целого ряда слов, которые называются родственными (или однокоренными). В родственных словах корень может меняться (тогда он называется вариантным, или чередующимся, а правильный выбор варианта определяется орфографическими правилами):
умирать – умереть – умру – мор
Следует помнить, что в одном слове может быть несколько корней: земл етряс ение, пар оход , лес оповал
Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или с другими корнями:
заня
ть – наня
ть – сня
ть – переня
ть
птенец
– пташк
а – птиц
а – птич
ник
Значимой частью слова является приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.
город – при
город
муж – за
муж
добрый – пре
добрый
держать – за
держать
Значимой частью слова является суффикс – морфема, которая стоит после корня и тоже обычно служит для образования новых слов. Суффикс, присоединяясь к основе слова, как и приставка, изменяет лексическое значение слова:
малина – малинник
(«место, где растет малина»)
серый – сероват
ый («немного, слегка серый»)
стол – столов
ый («относящийся к столу»)
глупый – глупость
(«глупый поступок, глупые слова»)
Иногда суффикс стоит после окончания и в научном обиходе он называется постфиксом . В основу слова он входит, если образует новое слово. В этом случае мы имеем дело с так называемой «разорванной» основой.
просматривать – просматриваться
какой – какой-нибудь
Соединительная гласная (о,е) – морфема, которая служит для образования новых слов способом сложения. Она стоит между корнями сложного слова и входит в основу слова.
железно
дорожный
лесо
степь
древне
русский
пеше
ход
Окончание – изменяемая (значимая) часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание не входит в основу слова. С помощью окончания образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова, то есть лексическое значение слова не меняется.
города
(мн.ч., им. пад.) – городом
(ед.ч., тв. пад.) – городами
(мн.ч., тв. пад.)
пишете
(мн.ч., наст. вр., 2 л.) – пишет
(ед.ч., наст. вр., 3 л.) – пишу
(ед.ч., наст. вр., 1 л.)
Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием , которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.
Нулевые окончания обнаруживаются в формах следующих частей речи:
имя существительное
1) 1-е скл., род. пад., мн. ч.
(берёз, туч)
2) 1-е скл., вин. пад., мн. ч., жен. р.,
(одушевл. девочек, сестер)
3) 2-е скл., им-вин. пад., ед. ч., муж. р.,
(неодушевл. дом, профилакторий
)
4) 2-е скл., род. пад., мн. ч.
(ботинок, стихотворений)
5) 3-е скл., им-вин. пад., ед. ч.
(дуэль, мышь)
6) род. пад., мн. ч.,
сущ. на -мя
(времён, имён
)
имя прилагательное
1) кратк. форма мужского рода
(умен, слаб)
2) им-вин. пад., ед. ч., мужского рода притяжательных прилагательных
(шакалий, птичий, папин, зятев
)
имя числительное
1) им-вин. пад. некоторых количественных числительных
(сорок, двадцать шесть
)
1) муж. род, ед. ч., прош. время
(читал, умылся
)
2) 2-е лицо ед. ч., повелит. наклонение
(пиши, стой
)
причастие
1) краткая форма мужского рода
(распределен, вымыт
)
– Приставка обозначается значком . Выделите приставку в данных словах.
– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? (В этих словах разные приставки .)
– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова .)
– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов .)
– Теперь скажите все, что вы знаете о приставке.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком .
2. Работа над упражнением 145.
На доске записаны слова.
Делать, сделать, приделать.
Написать, писать, списать.
Бег, забег, разбег.
Отвёз, вывез, вёз.
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если я покажу слово, в котором нет приставки, вы присядете.
3. Знакомство с суффиксом.
– Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка .)
– Как называется участок земли, где растет малина? (Малинник .)
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слова:
малинка – малинник
– Выделите в словах известные вам составные части.
– Какую часть в первом и во втором слове вы не выделили? (Мы не выделили часть, которая стоит после корня .)
– Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается значком ^.
– Выделите суффиксы в словах.
– Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: -ник, -чик, -щик, -онок, -ов, -ев-, -н, -нн и т. д.
– Скажите все, что вы знаете о суффиксе.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обозначается значком ^.
4. Работа над упражнением 147.
5. Разбор слов по составу.
На доске записаны слова: чашечка, мышка, белочка, зимушка, разбег, крылышко, полёт .
– Спишите слова. Разберите их по составу.
V. Итог урока.
– Как образуются родственные слова?
– Что такое приставка?
– Что такое суффикс?
Домашнее задание. Правило на с. 66–67, упражнение 149.
Урок 46. Закрепление знаний о суффиксах
и приставках как значимых частях слова
Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы разобрали слова рыбка, горка, травка по составу?
– Что такое приставка?
– Что такое суффикс?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сон, мак, мёд .
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Мы будем писать букву м . В слове мёд она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [м’] .)
мб мв мг мд...
– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки .)
IV. Разбор слов по составу.
На доске записаны слова: осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка .
Порядок разбора слов по составу:
1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась.
2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.
3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.
4. Найди суффикс. Он стоит после корня.
Замени выражение одним словом.
Маленький гриб-___________________________________________________
Тот, кто любит собирать грибы-_______________________________________
Часть гриба под землёй-_____________________________________________
Измени по образцу.
Большая Маленькая
Доска досточка
Коза ________________
Стрела _________________
Стена _________________
Разобрать по составу.
Берёза, берёзка, берёзонька, берёзовые, березняк.
Осина, осиновый, осинка, осинник.
Среди букв, расположенных в случайном порядке, найди слова и подчеркни их.
ШКПИТЗЦФЛАГДЦАОПТИЦАЩКЕТИШАРЖДЩУКАМИ
Разделительный твёрдый знак.
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё ,ю,я.
1.Обведи в кружочек приставки, рядом с которыми может «поселиться» Ъ.
ИЗ, РАЗ, ПРИ, У, ВЫ, ПЕРЕ, ПРЕД, ЗА, НА, В, ВО, С, СО, ДО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, О, ОБ, ОБО, ОТ, О.
2.Подчеркни слова с разделительным твёрдым знаком.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Распредели слова в две колонки, вставляя буквы.
Ш…ёт, п…ёт, об…явление, вороб…и, с…ёмка, ноч…ю, раз…езд, под…ём.
Разделительный ь знак Разделительный ъ знак
_____________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ _________________________
_______________________ _________________________
4.Найди ошибку и исправь её.
Въехал, въюга, въбежал, пъёт, съел, подъвязка.
Подчеркни всегда строчную (маленькую) букву.
б, ц, ъ, я, о.
Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Имя существительное- часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
Допиши слово, обозначающее предмет.
Рыжая хитрая______________________________
Косой трусливый___________________________
Серый колючий____________________________
Маленькая быстрая_________________________
Выпиши слова на нужную строку.
Брат, солнце, ягода, заяц, девочка, язык, кот, книга, сестра, окно.
Одушевлённые сущ._________________________________________________
Неодушевлённые сущ._______________________________________________
3.К выражениям подбери подходящие по смыслу слова, соедини их линией.
В школе я покупатель
В магазине я пешеход
На улице я ученик
В транспорте я пассажир
4.Зачеркни «лишнее» слово.
Куст, дерево, цветок, красивый, роза.
Диван, стул, мягкий, стол.
5.* Какие слова любит ворона? Например: КАРнавал
КАР___________ КАР___________ КАР_____________
Собственные и нарицательные имена существительные.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц- это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой (заглавной) буквы.
Обведи имена собственные.
Корова, собака, Полкан, коза, Зина, Аскар, река, Иванов, Балхаш.
Дополни предложения.
Меня зовут_____________________________________________________
Моя фамилия____________________________________________________
Мою маму зовут_________________________________________________
Моего брата (сестру) зовут________________________________________
Мою учительницу зовут___________________________________________