Проект свойства воды для детей. Исследовательский проект "вода-это жизнь"

Чигурова Ирина Александровна

Тема

« Вода и ее свойства»

Краткая аннотация проекта

Вода является самым распространенным и жизненно важным веществом на Земле. Мне захотелось, чтобы дети, изучая тему «Вода и ее свойства», узнали бы о ней как можно больше. Самостоятельная работа и практическая работа учащихся помогут лучше усвоить данный материал.

Предмет

Окружающий мир

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Зачем человек должен беречь то, чего и так на Земле очень много?

Проблемные вопросы: Что является основой жизни на Земле?

Учебные вопросы: Что такое вода? Каковы ее свойства?

План проведения проекта

На предварительном этапе Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей. В начале проекта Формирующее оценивание и планирование: беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах. В процессе развития проекта Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Организация и проведение необходимых исследований. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах, вики - статьях). Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание с опорой на «Критерии оценивания презентации и публикации» в бланках оценивания. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия. Далее проходит создание презентаций, публикаций, рефератов, вики - статей. Самооценивание и корректировка продуктов с помощью рубрик. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Заполнение контрольных листов продвижения по проекту учителем и учениками. На заключительном этапе Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта на открытом уроке. Отзывы приглашённых, анкетирование участников и родителей. Рефлексия.

МКОУ «СКШИ» VIII ВИДА Исследовательский проект на тему:«Удивительные свойства воды»

Выполнили работу:
ученики 3 класса

Руководитель: Ахтямова
Эмма Гумеровна


Сатка2017

Паспорт проекта

Обоснование выбора темы

В нашем классе дети пьют очень много воды, и родители стали нам покупать и носить воду.

Мы задались вопросом: если мы будем пить чистую воду, то будем здоровы

Актуальность проекта:

Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода.

Каждый день мы умываемся, чистим зубы, моем руки, принимаем душ. Но часто мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется? Какая вода полезна?

Цель: изучить свойства воды, разобраться и понять , какая вода полезна для человека .

Определили такие задачи: 1.Узнать, сколько воды на Земле, какая она бывает в природе и каковы её свойства?

2. Выяснить, кому и для чего нужна вода?

Объект исследования : вода

Методы исследования : мы искали информацию в интернете, читали литературу, вели наблюдения, провели опыты, рисовали рисунки на тему: «Вода вокруг нас» Участвуем в защите проекта.

Участники проекта: классный руководитель, учащиеся 3 класса.

Место реализации: МКОУ «СКШИ» VIII вида.

Срок работы над проектом: сентябрь 2017– апрель2017

Вода нужна всем живым существам.

Поэтому её так много на нашей планете. (ребята как вы думаете чего больше на планете? Суши или воды? Воды 75% а земли 25%, но не вся вода пригодна для питья, 96%соленой воды и всего лишь 4 % питьевой,но и из них 3 % -это ледянки и всего лишь 1% составляют реки, ручейки, озера, родники

Воду мы пьём, утоляя жажду, используем для приготовления еды.

Вода позволяет нам чувствовать вкус пищи

Благодаря воде мы сохраняем в чистоте своё тело и жилище: моемся, стираем одежду, моем посуду, пол

Водой мы поливаем растения в доме и на огороде


В воде нам нравится плавать, играть.

По воде мы можем путешествовать на лодке, яхте, корабле.

СВОЙСТВА ВОДЫ


Вода прозрачна, не имеет цвета. Хотя нам и кажется, что у воды в море,
океане, реке, бассейне есть оттенок, на самом деле он зависит от глубины, цвета дна и частиц, растворённых в воде от цвета неба, которое отражается в воде

Вода способна растворять и смешивать многие вещества.

Вода безвкусна и ничем не пахнет. Вкус и запах воде придают вещества, которые в ней растворены.
Вода текуча, способна заполнять пустые объёмы.

Вода - единственное вещество на планете, которое может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

При замерзании вода расширяется, превращаясь в снег, лёд, иней, а при нагревании – расширяется, превращаясь в пар

Итак подведем итоги

Если бы вода не имела этих свойств, то мы бы не смогли её использовать и применять:

если вода была бы не прозрачная, то мы ни чего не увидели бы, когда плаваем под водой, и рыбы сталкивались бы друг с другом

если вода была бы не бесцветная, то бельё во время стирки окрасилось в разные цвета;
если вся вода была бы с запахом, то мы не смогли бы применять её в пищу;
если вода была не текучая, тогда не было бы ручейков, рек, океанов и морей;
если вода имела бы определённую форму, то мы не смогли бы налить её в разные сосуды; если вода не была растворителем, то наш чай не стал бы сладким, а суп солёным.

А ЕЩЁ из интернета мы узнали что, у воды есть память:

Об этом удивительном свойстве воды знали целители всех времён и культур, а учёные открыли это совсем недавно,
рассмотрев замороженную воду под микроскопом

Красивую природную структуру имеет вода в озёрах, реках, родниках, ручейках.

Особенно гармоничен рисунок у воды из святых источников

Когда мы пьём воду, то её память передаётся нам и начинает влиять на наши мысли, чувства, здоровье. И если в воде запечатлелась добрая информация, то наше настроение и самочувствие улучшаются.

Вот поэтому так важно следить за своими мыслями, чувствами и словами, особенно во время приготовления и приёма пищи.

Гипотеза подтвердилась

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую, с правильной структурой воду.

Пусть наша вода будет доброй!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №107 Выборгского района Санкт-Петербурга

Проектная работа

«Вода - удивительное вещество»

Выполнили работу:

Ученики 4-1 класса,

Кл руководитель: Прасолова И.А.

Санкт – Петербург

1.Введение.

2.Цели и задачи.

3.Источники загрязнения:

Населенные пункты,

Промышленность,

Сельское хозяйство,

Как вода попадает в кран

4.Практическая часть

Лабораторная работа «Фильтрация воды»

Общественный опрос «Какую воду мы пьем»

Исследовательская работа «Сколько в нас воды»

5. Заключение

6. Литература

Введение

Можно смело утверждать, что "человек существует благодаря наполняющей его воде". Почти 89% воды содержит человеческий мозг, до 80% воды входит в состав человеческой крови, более чем на 70% мышцы человека содержат все ту же воду, и даже в костях скелета около 20% влаги. Без пищи человек может прожить несколько недель, но без воды погибает через несколько суток. Даже небольшой дефицит влаги в организме приводит к тяжелым расстройствам. Организм строго регулирует количество воды в каждой системе, органе, клетке. Из всего этого не трудно предположить, какое значение для здоровья и жизни любого живого существа на планете имеет качество получаемой им воды. И вполне естественно, что у древних римлян под словом "врач" подразумевалось понятие "специалист по водолечению".

Следует заметить, что при подготовке к проекту мы опирались на следующие тезисы:

научно-исследовательская работа должна быть:

актуальной

иметь практическую направленность.

На уроках окружающего мира мы знакомимся с различными веществами, горными породами, с разными природными явлениями, но наиболее нас заинтересовали уроки по теме «Вода», поэтому для проектной работы мы решили в начале учебного года выбрать тему о самом распространенном веществе на Земле, и в то же время и о самом загадочном веществе – о воде. И нашу работу мы начали с посещения Музея Воды.

В течении всего учебного года учащиеся 4 класса вели научно-исследовательскую работу, сделали много интересных для себя открытий.

Мы поставили перед собой следующую проблему - формирование естественно – научных представлений о воде.

Цели:

    Сформировать первоначальные знания о свойствах воды, о способах её очистки, значении воды в природе и жизни человека;

    Сформировать навыки экспериментальной работы для пробуждения интереса к исследовательской работе и проявлению творческого потенциала.

Задачи:

    Посетить Музей воды;

    Выяснить, как очищается вода;

    Провести лабораторную работу по теме «Фильтрация воды»;

    Общественный опрос «Какую воду пьем» построить диаграммы по результатам опроса;

5. Исследовательская работа «Сколько в нас воды»

Объект:

Первичные естественно-научные знания о появлении воды в природе, почему вода не исчезает и откуда она берется.

Предмет:

Первоначальные знания о свойствах воды, о способах ее очистки и значение воды в природе и для человека.

Для решения проектной задачи №1 мы посетили Санкт-Петербургский Музей Воды при Водоканале. На экскурсии нас было 25 человек. В музее показано гармоничное сочетание истории и современности, идея традиционного и интерактивного музея. Он начинен интересными вещами: от действующей модели китайских часов незапамятных времен, приводимых в движение падающей водой, до современных систем мониторинга водопровода.

Вывод: музей покорил нас своей необычностью и доступностью выставленных экспонатов, возможность побывать участниками многих процессов происходящих в системе канализации и водопровода.

Для решения проектной задачи №2 мы познакомились с различными способами очистки воды на промышленных предприятиях и в быту. Населенные пункты, промышленные предприятия и объекты сельского хозяйства потребляют огромное количество пресной воды. На многих из них функционируют очистные сооружения, препятствующие сбросу сточных вод в открытые водоемы. Многие жители городов используют в своем хозяйстве бытовые фильтры для очистки питьевой воды, но многие покупают питьевую воду в магазинах.

Вывод: не все очистные сооружения тщательно фильтруют отработанную воду – это приводит к достаточно большому уровню экологических проблем в различных регионах нашей страны. Для того чтобы предотвратить болезни и разные неприятности со здоровьем мы предлагаем пить только фильтрованную воду или воду купленную в магазине.

Для решения проектной задачи №3 мы провели лабораторную работу по теме «Фильтрация воды». Для этого мы собрали фильтрационную установку. Используя различные вещества (верхний слой почвы, гравий, глину, речной песок) и воду наблюдали, как проходит очистка воды, скорость реакции для каждого отдельного вещества.

Вывод: Каждый наглядно увидел, что речной песок – лучший тип почвы для фильтрации, поэтому, грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов.

Для решения проектной задачи №4 мы провели общественный опрос на тему «Какую воду мы пьем». Участникам опроса были заданы следующие вопросы:

Какую воду вы пьете? (сырую, кипяченную, отфильтрованную);

Вы пьете сырую воду? (да, нет, редко);

Ваш прогноз на ближайшие 20 лет;

Ваши предложения по улучшению качества воды.

Вывод: мы опросили 100 человек и оказалось, что люди чаще всего пьют кипяченную воду, что скорее всего в ближайшем будущем произойдет мутация человека, но самое неприятное оказалось в том, что есть люди, которых не волнуют экологические проблемы.

Для решения проектной задачи №5 мы провели исследовательскую работу на тему «Сколько в нас воды». Каждый из учащихся узнал свой вес. Потом мы нашли общий вес всего класса и нашли среднее арифметическое данных показателей. Известно, что в человеке ¾ его общей массы составляет вода. Мы разделили свой средний показатель и получили количество вода, которое присутствует во всех учениках нашего класса. Полученный показатель разделили на количество учеников, участвующих в исследовании, и получили среднюю массу воды в каждом ученике.

Вывод: этот эксперимент дал наглядное представление о тех теоретических знаниях, которые мы получили из учебной литературы.

С чего мы начали изучение материала по проекту, на какие вопросы находили ответы и какие сделали выводы?

Нам было интересно узнать, откуда на Земле вода.

Много ли воды на Земле.

А где вода на Земле? (Только ли на поверхности?)

Каковы запасы пресной воды.

Почему вода не исчезает.

Источники загрязнения

Существует очень много источников загрязнения воды, вот некоторые из них:

Населенные пункты

Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые сточные воды. Водопотребление обычно оценивают на основе среднего суточного расхода воды на одного человека, равного примерно 750 л и включающего воду питьевую, для приготовления пищи и личной гигиены, для работы бытовых сантехнических устройств, а также для полива, тушения пожаров и других городских нужд. 1

Промышленность

Промышленные стоки в реки по объему в 3 раза превышают коммунально-бытовые. Из-за растущего объема промышленных отходов нарушается экологическое равновесие многих озер и рек. Наиболее масштабное употребление воды – производство электроэнергии, где она используется для охлаждения пара. При этом вода нагревается в среднем на 7градусов С, после чего сбрасывается непосредственно в реки и озера, являясь основным источником, дополнительного тепла, который называется «тепловым загрязнением»

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве, используется вода для орошения полей. Стекающая с них вода насыщена растворами солей, а также остатками химических веществ, способствующих повышению урожайности. Кроме химических соединений, в реки попадает большой объем фекалий и других органических остатков с ферм, где выращиваются мясо - молочный крупный рогатый скот, свиньи или домашняя птица. 2

Как вода попадает в кран

Ведь если проложить от реки к дому трубы, то вода сама не побежит. Так мы узнали, что нужен насос, станция очистки воды, водонапорная башня. Для того, чтобы нагляднее увидеть это мы посетили Музей воды при Санкт-Петербургском Водоканала.

Работая над проектом, мы ещё узнали и о том, что фабрики и заводы люди тоже строили около реки, т.к. для работы предприятий нужна вода.

Итак, мы столкнулись с самой, как мы решили главной проблемой, в нашей научно-исследовательской деятельности – проблемой загрязнения природной воды и способами её очистки.

Опять же ответы на поставленные вопросы нам позволила найти переносная лаборатория «Фильтрация воды». Опыты, проводимые с её помощью, помогли наглядно убедиться в пагубном влиянии неразумной деятельности человека.

Практическая часть

    Лабораторная работа « Фильтрация воды»

    Общественный опрос «Какую воду мы пьём»

    Исследование «Сколько в нас воды»

Лабораторная работа

«Фильтрация воды»

Оборудование:

наглядный комплекс по естествознанию «Spektra» - переносная лаборатория

Вещества: почва, глина, гравий, речной песок, вода.

Ход работы

1. Собрали 4 полных фильтровальных установок, что достаточно для организации работы в группах.


Каждый учащийся собрал образцы различных типов почвы: речной песок, гравий, глину, верхний слой почвы.

В лабораторный сосуд поместили один из видов исследуемого вещества и добавили воды.

Наблюдения:

Исследуемое вещество

Время фильтрации

Верхний слой почвы

150 мл Вода

Речной песок

150 мл Вода

150 мл Вода

150 мл Вода


Засекаем время реакции

Идёт реакц

Вывод:

Каждый наглядно увидел, что песок – лучший тип почвы для фильтрации, поэтому, грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов.

Переносная лаборатория «Фильтрация воды» позволила нам ответить на следующие вопросы:

    Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?

    На чем основана очистка воды?

2. Общественный опрос « Какую воду мы пьём»

Мы опросили 100 человек (учащихся, наших родственников и наших друзей), чтобы узнать, что «Современный горожанин» думает о качестве питьевой воды.

Мы задали ряд вопросов:

    Какую воду вы пьете чаще?

Кипяченую

Профильтрованную

    Вы пьете сырую воду?

    Ваш прогноз на ближайшие 20 лет.

    Ваши предложения по улучшению качества воды.

Результаты опроса



сырую

кипяченную

профильтрованную




Чаще всего люди пьют кипяченую воду- 67%, сырую воду пьют 35%,

60% населения считают, что в ближайшие 20 лет начнется мутация организма, для улучшения качества воды 60% населения видят в улучшении системы ее очистки.

    Исследование «Сколько в нас воды»

Заключение

В процессе своего исследования мы пришли к выводу, что где-то 60% населения не снимает «розовых очков», и не собирается этого делать в ближайшие 10 лет.

А нам обидно! Обидно, что, страдаем МЫ – их «надежда» на лучшие времена! А с таким настроем, разве могут наступить лучшие времена?..

Итак, найдя ответы на интересующие нас вопросы, мы сделали первый вывод, что вода – действительно чудо природы. Вода – это жизнь и заменить её ничем нельзя. Она волшебница: она и туча, и туман, и ручей, и океан, и летает, и бежит, и стеклянной может быть. Об этом учащимися были сделаны красочные рисунки.

Дальше нам захотелось узнать, а как вода поступает в наш дом? Вода - одно из наиболее распространенных и важных веществ. Поверхность Земли, занятая водой, в 2,5 раза больше поверхности суши. Чистой воды в природе нет, - она всегда содержит примеси. Получают чистую воду методом перегонки. Перегнанная вода называется дистиллированной.

где она используется для охлаждения пара. При этом вода нагревается в среднем Наиболее масштабное употребление воды - производство электроэнергии, на 7° С, после чего сбрасывается непосредственно в реки и озера, являясь основным источником

Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха и вкуса, населена множеством рыб, растений и животных. Загрязненные воды мутные, с неприятным запахом, не пригодны для питья, часто содержат огромное количество бактерий и водорослей.

Нам было очень интересно работать по изучению свойств воды, мы узнали много нового о самом обычном, как нам казалось, веществе. Эту работу продолжим в дальнейшем курсе изучения предметов естественно – научного цикла

Литература

1.Ю.Смирнов «Популярная энциклопедия рек и озер», СПб, 1998.

2. Дж.Эллиот, К.Кинг «Детская энциклопедия», Росмэн, 1994

3.Энциклопедия «Что такое. Кто такой», Педагогика-Пресс, Москва,1995

4.С.Исмаилова «Энциклопедия для детей. География.», Москва, Аванта+, 2000.

Актуальность проекта

В рамках действующего стандарта 2009 г. одно из важнейших требований организации педагогической деятельности – применение деятельностного подхода в обучении. Следовательно, необходимо использовать активные методы и формы работы учащихся на уроке. На наш взгляд самым продуктивным методом является поисковая, экспериментальная, исследовательская деятельность. Она дает возможность учащимся наглядно увидеть результат деятельности и самостоятельно сделать выводы. А с педагогической точки зрения является эффективным средством формирования ряда важных УУД.

Вода – самое удивительное вещество на Земле.

Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Руководитель проекта: Быкова Л.С.

Учебные дисциплины: окружающий мир.

Направление: эколого – биологическое.

Тип проекта: исследовательский, краткосрочный, групповой.

Состав группы: Коваленко Семён, Расулов Тимур, Ялома Даниэль (1 класс)

Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами, нам хотелось:

    больше узнать о свойстве воды, так как она играет важную роль в нашей жизни: мы пьем ее, моемся водой, стираем белье и т.д.;

Цель нашего исследования: доказать, что вода имеет различные свойства.

Задачи исследования:

    найти информацию в различных источниках,

    провести опыты, наблюдения,

    сделать выводы.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Гипотеза исследования: вода – не только важное для жизни вещество, но и предмет для наблюдения и исследования.

Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.

Оборудование: колбы, мензурки, вода, соль, сахар, молоко, песок.

Ожидаемый результат

Получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности; заинтересовать родителей для последующего экспериментирования в домашних условиях.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Основной этап

Итоговый

1. Подготовительный этап

Цель: Определить направления работы по реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, уровень заинтересованности детей данной темой.

Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта

Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности

Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте

Формы работы

Изучение методической литературы по теме проекта

Диагностика детей. Беседа «Что мы знаем о воде? »

Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой.

Обогащение предметно – развивающей среды.

2. Основной этап

Цель: Систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании

уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах

(прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса)

Расширять представления детей о воде. Познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества.

Совершенствовать знания детей о воде.

Сформировать понятие значения воды для роста и развития растения

Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.

Познакомить с образованием инея, условиями его возникновения.

Формы работы

Беседа «Где находится вода и кому она нужна? »

Опыт «Свойства воды»

3. Заключительный этап

Цель: Выявить знания детей о воде, уровень интереса детей к экспериментальной деятельности

Презентация проектной деятельности: защита на «Фестивале проектов».