Выборы стали своего рода вызовом большевистской. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь

«Выборы... стали своего рода вызовом большевистской революции... Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказались побеждёнными. Вместе с левыми эсерами они оказались намного позади правого крыла партии, а тем самым - в меньшинстве... Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом.... В комнату быстрым и твёрдым шагом входит рослый, широкоплечий Дыбенко... Давясь от хохота, он звучным и раскатистым басом рассказывает... что матрос Железняков только что подошел к председательскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему: «Караул устал. Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам».

Используя данный отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

А) Описываемые события произошли в январе 1918 г .

Б) События произошли осенью 1917 г.

В) Это разгон Учредительного собрания .

Г) Это роспуск Временного правительства.

Д) Большевики поддержали Учредительное собрание.

Е) Учредительное собрание фактически не успело ничего предпринять для стабилизации обстановки в стране.

Выберите из перечня событий Великой Отечественной войны три, которые произошли в 1941 году.

А) Создание Центрального штаба партизанского движения.

Б) Начало блокады Ленинграда.

В) Падение Севастополя после длительной осады.

Г) Захват германскими войсками Одессы.

Д) Водружение германского флага над Эльбрусом.

Е) Начало контрнаступления советских войск под Москвой .

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

Определите черты, характерные для развития мировой культуры второй половины XX - начала XXI вв.

А) Упадок национальных культур.

Б) Зарождение нового музыкального направления - джаза.

В) Коммерциализация культуры.

Г) Поиск новых форм и средств в музыке, архитектуре, искусстве.



Д) Основной литературный метод - социалистический реализм.

Е) Ускоренное развитие техники и технологий.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

Определите характерные черты развития международных отношений в 1970 – начале 1980 гг.?

А) Подписание СССР, США и Великобританией договора о запрете испытаний ядерных вооружений в атмосфере, космосе и под водой.

Б) При посредничестве США был подписан Кэмп-Дэвидский договор о мире между Египтом и Израилем.

В) Подписание в Париже «Хартии для новой Европы» с идеей о дальнейшем строительстве «общеевропейского дома».

Г) Р. Рейган объявил о начале разработки программы Стратегической Оборонной Инициативы.

Д) Генеральная Ассамблея ООН утвердила Договор о нераспространении ядерного оружия.

Е) Установление доминирования США в мире, борьба с международным терроризмом.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

2.65. Перечислите основные достижения науки в период между двумя мировыми войнами:

А) Разработка модели атома и квантово-планетарной системы его строения.

Б) Открытие рентгеновских лучей.

В) Открытие групп крови.

Г) Создание реактивного двигателя.

Д) Разработка ракетного оружия.

Е) Открытие искусственной радиоактивности.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

Укажите, какие из приведенных признаков характерны для тоталитаризма?

А) Однопартийная система.

Б) Милитаризация экономики.

В) Создание корпораций рабочих и предприятий.

Г) Свободные демократические выборы.

Д) Создание гражданского общества.

Е) Полный контроль государства над экономикой.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

Укажите, какие из указанных ниже мероприятий характеризуют нацистский «новый порядок» в Европе?

А) Ликвидация независимости и суверенитета порабощенных стран .

Б) Предоставление экономических льгот предприятиям на оккупированных территориях.

В) Экономическая эксплуатация населения оккупированных территорий.

Г) Проведение административных реформ на оккупированных территориях.

Д) Сохранение существующего административно-территориального деления

оккупированных территорий.

Е) Сотрудничество с органами местного самоуправления.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

Укажите три причины обострения международных отношений в 70- 80-х годах ХХ ст.

А) Достижение военно-стратегического паритета между СССР и США.

Б) Разработка в США программы СОИ (стратегической оборонительной инициативы).

В) Введение советских войск в Афганистан.

Г) Внешнеполитический курс администрации Р. Рейгана.

Д) Подписание Хельсинского соглашения 1975 г.

Е) Обострение социальных проблем в США вследствие войны во Вьетнаме.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

Укажите, какие три изобретения, приведенные ниже, были сделаны во второй половине ХХ в.?

А) Мобильный телефон.

Б) Персональный компьютер.

В) Баллистическая ракета.

Г) Атомная бомба.

Д) Антибиотики.

Е) Робот.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

Из приведенного ниже списка выберите три события, относящиеся к первому десятилетию ХХI в.

А) Подписание Договора о сокращении наступательных вооружений между СССР и США.

Б) «Оранжевая» революция в Украине.

В) Принятие Конституции Донецкой Народной Республики.

Г) Создание Шанхайской организации сотрудничества.

Д) Подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией

И Китаем.

Е) Избрание Президентом России Б.Н. Ельцина.

Впишите в таблицу буквы, которыми обозначены верные варианты ответов.

2.71. Выберите из списка положений три, которые соответствуют основным принципам и направлениям внешней политики СССР в первые послевоенные годы:

А) Курс на сотрудничество СССР с Западом.

«Политика [его] всегда сводилась к тому, чтобы в крайних случаях идти на минимальные уступки обще­ству, а данные торжественные обещания не выполнять, если окажется малейшая к тому возможность. [При нем] министры мелькают, как в калейдоскопе, они сменяются в зависимости от постоянных колебаний в политике... Он все время лавирует между подводными скалами рево­люции, заботясь не о пользе и нуждах государственных, а о сохранении в возможной полноте своей власти».

1) Александре III 3) А.Ф. Керенском

2) Николае II 4) В.И. Ленине

Прочтите отрывок из воспоминаний С.Д. Мстиславского и укажите, о каком съезде в нем говорится.

«Съезд должен был открыться днем, кворум был дав­но уже налицо: к утру еще в мандатной комиссии было зарегистрировано 663 делегата - цифра, превзошедшая все наши ожидания, так как выборы на съезд шли во многих местах под полубойкотом правых социалистиче­ских партий, знавших, что станет в порядок дня этого съезда. Но, несмотря на кворум, заседание не открыва­лось: большевики хотели до начала его закончить лик­видацию Временного правительства и поставить, таким образом, съезд перед непоправимо свершившимся фак­том»;

1) I съезде Советов 3), II съезде РСДРП

2) II съезде Советов 4) VI съезде РСДРП

12. Прочтите отрывок из воспоминаний П. Сорокина и ука­жите, в каком городе вспыхнуло восстание, вызванное охарактеризованными ниже причинами.

«К 1921 году разрушительные последствия программы коммунистов стали ясны даже самым отсталым кре­стьянам. Их поля не возделывались и заросли сорняками. У крестьян не было ни семенного зерна, ни стимулов к труду на земле. Города умирали, национализирован­ные заводы... останавливались... Бурные митинги и вол­нения на заводах и среди крестьян участились» 1) Новороссийске

2) Петроград

3) Севастополе

Кронштадте

Прочтите отрывок из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» и укажите название комплекса мер, о которых идет речь.

«...Постановлением Всероссийского Центрального Ис­полнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется и вместо нее вводится налог; на продукты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка».

1) Столыпинская аграрная реформа

2) «военный коммунизм»

Новая экономическая политика

4) коллективизация сельского хозяйства

14. Прочтите отрывок из письма работника Наркомата пу­тей сообщения и укажите, к каким годам относится это письмо.

«Конечно, есть пределы национализации, и новая экономическая политика, возвращая прежним владель­цам ряд зря и необоснованно отнятых у них... предпри­ятий, сама ясно намечает эти пределы».

1)1917-1918 гг. 3) 1930-м гг.

2) 1920-м гг. 4) 1940-м дт,

15. Прочтите отрывок из постановления IX Всероссийского Съезда Советов (1921 г.) и укажите термин, сущность ко­торого в нем охарактеризована.

«Государственным предприятиям и их объединениям должна быть гарантирована широкая самостоятельность в области распоряжения предоставленным им государ­ством ресурсами, обеспечения предприятий сырьем, топ­ливом и подсобными материалами и т. д., а также права реализации определенной доли продукции в целях вос­полнения недоданных государством ресурсов».

Хозяйственный расчет

2) рабочий контроль

3) директивное планирование

4) натуральный налог

16. Прочтите отрывок из документа и укажите дату его при­нятия.

«Союз... является добровольным объединением равно­правных народов... за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза... доступ в Союз открыт всем со­циалистическим советским республикам, как существую­щим, так и имеющим возникнуть в будущем... новое, союзное государство... послужит верным оплотом против мирового ка­питализма и новым решительным шагом по пути объедине­ния трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Со­ветскую Республику».

1) 1918 г. 2) 1920 г. 3) 1922 г. 4) 1924 г

17. Прочтите отрывок из письма в ЦК ВКП (б) и укажите год его написания.

«Дайте нам, что обещали уже долгое время. Аппети­ты зарвавшихся нэпманов, партийцев и спецов нужно сократить, так как такая несправедливость в пролетарском государстве нетерпима, такое мнение большинства рабочих, которые в трудный момент для республики Со­ветов не щадили своей головы».

1)1918 г. 2) 1920 г. 3)1926 г. 4)1933 г.

18. Прочтите отрывок из документа и укажите название го­рода, в котором проходила описанная международная конференция.

«Наша делегация возбуждала очень большой интерес. Интерес усугублялся еще тем, что никто не знал, с чем выступит русская делегация... Выступит ли она с крайни­ми коммунистическими предложениями, чтобы взорвать всю Европу на воздух, или они (коммунисты) смирились в течение четырех лет и будут ручными... Конференция дала уже нам определенный плюс... Общественное мнение признало, что есть действительно Республика Россия, что это не вымысел...»

1) Генуя 3) Сан-Франциско

2) Мюнхен 4) Брест-Литовск

Прочтите отрывок из письма петроградской работницы-активистки и укажите, где она вела работу, о которой рассказывает в письме.

«Дорогие подружки! Работа тяжелая. Кулаки прячут хлеб. Бедняки и середняки за нас. Идут слухи, что неда­леко белые... Вчера на сходке пришлось долго уговари­вать крестьян сдать хлеб. Кулачье работает вовсю... Все способы применяю, чтобы побольше взять хлеба для го­лодных рабочих Москвы и Петрограда».

В продотряде

2) в колхозе

4) в сельскохозяйственной коммуне

20. Прочтите отрывок из дневника Ф.Д. Покровского и ука­жите, какой период жизни Советского государства в нем описывается.

«Положение, пожалуй, будет ухудшаться, сейчас крестьянство не заинтересовано уже больше в частной собственности, перед вступлением в коллективы режут скот, уничтожат лошадей. Они нынче стали «нипо­чем». За хорошую лошадь просят 10-20 рублей, а год назад она стоила 100-200...»

1) 1917-1919 гг.

2) первая половина 1920-х гг.

Конец1920-х - начало 1930-х гг.

4) конец 1930-х гг.

21. Прочтите отрывок из романа «Поднятая целина» и ука­жите, участником какого движения был герой М.А. Шо­лохова.

«Давыдов не был мастером говорить речи, но слуша­ли его вначале так, как не слушают и самого искусного сказочника. Я, товарищи, сам - рабочий Краснопутиловского завода. Меня, прислала к вам наша Коммунистическая партия, рабочий класс, чтобы помочь вам организовать колхоз и уничтожить кулака как общего нашего крово­соса».

1) стахановского

Двадцатипятитысячников

3) «Долой неграмотность!»

4) ударников

Прочтите отрывок из документа и укажите название документа.

«При подписании договора... между Германией и СССР нижеподписавшиеся уполномоченные... обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе... В случае тер­риториально-политического переустройства областей, вхо­дящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР...»

1) договор с Германией, подписанный в апреле 1922 г.

3) Секретный дополнительный протокол к Договору о не­нападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 г.

4) германо-советский Договор о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г.

23. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому периоду от­носятся описываемые в нем события.

«Волна репрессий сталинской инквизиции поднялась до штор­ма... В Москве появилось новое внесудебное ведомство для уско­ренного принятия карающих решений в отношении многих тысяч «врагов народа», не заслуживающих рассмотрения в высоких су­дебных инстанциях, с участием Вышинского и прочих высокопо­ставленных «деятелей правосудия». Этот карающий меч... назы­вался «Особым совещанием», куда входили: представитель ЦК, представители Верховной прокуратуры и КГБ. «Дела» стряпались стремительными темпами. Без этих темпов было невозможно в сжатые сроки переварить многие тысячи заключенных хотя бы по вместимости тюрем Москвы, республиканских, краевых, област­ных и районных центров страны».

1) 1928-1929 гг.

2) 1932-1933 гг.

митрополита Антония Сурожского (Блума) о его деятельности во Французском
Сопротивлении.

«А
еще я работал в больнице Брока, и немцы решили, что отделение, где я работал,
будет служить отделением экспертизы, и к нам посылали людей, которых они хотели
отправлять на принудительные работы в Германию. А немцы страшно боялись
заразных болезней, поэтому мы выработали целую систему, чтобы, когда делались
рентгеновские снимки, на них отпечатывались бы какие-нибудь туберкулезные
признаки. Это было очень просто: мы их просто рисовали. Все, кто там работал,
работали вместе, иначе было невозможно, - сестра милосердия, другая сестра
милосердия, один врач, я, мы ставили больного, осматривали его на рентгене,
рисовали на стекле то, что нужно было, потом ставили пленку и снимали, и
получалось, что у него есть все что нужно. Мы никого не пропустили за
год с лишним. Ну, объясняли, что, знаете, такое время: недоедание, молодежь
некрепкая… Потом немцы все же начали недоумевать, и тогда я принялся за другое».
(Цит. в сокращении).

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и политического деятеля.

«Положение становилось грозным. Правительство, министры земледелия и продовольствия - Шингарёв и Пешехонов - беспомощно взывали "к разуму и совести" земледельцев. Петроградский и Московский советы рабочих и солдатских депутатов, видя, что продовольственные органы бессильны справиться с надвигающимся бедствием, каждый порознь, решили послать своих эмиссаров во все хлебородные губернии, поручив им выяснить наличные запасы на местах и самыми решительными мерами организовать подвоз к станциям и пристаням. В свою очередь, армейские войсковые комитеты организовали свои комиссии для той же цели. Все эти обособленные, не раз самочинные действия вносили ещё большую путаницу в план заготовок и подвоза.

В конечном результате, воззванием, обнародованным 29 августа, правительство констатировало чрезвычайно тяжёлое положение страны: правительственные запасы беспрерывно уменьшаются; "города, целые губернии и даже фронт терпят острую нужду в хлебе, хотя его в стране достаточно"; многие не сдали даже прошлогоднего урожая, многие агитируют, запрещают другим выполнять свой долг... Правительство, с целью "предотвратить грозящую родине смертельную опасность", вновь увеличило твёрдые цены, угрожало применением крайних мер воздействия против ослушников, и вновь обещало принять меры к нормировке цен и распределению предметов, нужных деревне».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в цифры, под которыми они указаны.

1) События, описанные в отрывке, происходили в 1917 г.

2) Правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили описанные события.

3) События, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России.

5) Правительство пыталось организовать сдачу земледельцами хлеба исключительно на добровольных началах.

6) В названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики.

Пояснение.

1) События, описанные в отрывке, происходили в 1917 г. - ДА, верно.

2) Правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили описанные события - ДА, верно.

3) События, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России - НЕТ, неверно.

5) Правительство пыталось организовать сдачу земледельцами хлеба исключительно на добровольных началах - НЕТ, неверно.

6) В названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики - НЕТ, неверно.

«Всего лишь несколько месяцев прошло с начала войны, а город ___ уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам… Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленном классе, голодные. У всех – закопченные лица: электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой – то горючей жидкостью, в которую вставлялся маленьких фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптит немилосердно, отсюда и название».

Ответ: __________

В7. Прочтите отрывок из письма красноармейца и напишите название битвы, участником которой он стал.

«Дорогая мама! Мы сейчас находимся в трудном положении, но надеемся, что нас выручит Урал. Пули, как шмели, снаряды рвутся, все горит – земля и Волга. Даже на все это приходится обращать внимание, раненных много, убитых еще больше. Мы прячем в канализации трубы и руины, где за ними ухаживаем, ночью переправляем на тот берег, где наши войска. Приходится всяко: и по-пластунски, и на бревнах. Хотя бы как, но спасти. Мамаев курган несколько раз был у врага, отбивали, но вчера они его опять заняли. Соберем все силы. А если понадобится, е пожалеем жизни …»

Ответ: ________

В8. Установите соответствие между сражениями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли.

В9. Что из названного относилось к международной жизни СССР в 30-е гг. ХХ в.? Укажите два верных положения их четырех предложенных.

А) заключение Раппальских соглашений с Германией

Б) вступление России в Лигу Наций

В) попытка создать систему коллективной безопасности против Германии

Г) создание Коминтерна

В10. Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали.

Часть С.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.



Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

«В воздухе взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы …

Наша авиация шла над полем боя волнами …

Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков … и чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь… Начался исторический штурм…»

С1. К какому периоду истории страны относится описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

С2. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.

С3. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним? (назовите не менее двух событий)



Задания С4-С6 предусматривают разные виды деятельности: предоставление обобщенной характеристики исторических событий и явлений

С4. Назовите основные итоги (не менее трех) коренного перелома в Великой Отечественной войне.

С5. Ниже приведены две точки зрения на достижение коренного перелома во всей Второй мировой войны:

1. Сталинградская битва и сражения на Курской дуге явились поворотными пунктами не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй мировой войне.

2. Коренной перелом в истории Второй мировой войны наступил благодаря действиям англо-американских войск в1942-1943 гг.

Какая из названных точек зрения вам предоставляется наиболее убедительной? Приведите не менее трех аргументов для подтверждения выбранной вами точки зрения.

Ответы на задания тренировочного теста № 2.

1. 3 11. 4 21. 2 31.
2. 2 12. 3 22. 3 32.
3. 13. 1 23. 3 33. 1
4. 14. 4 24. 2 34. 3
5. 15. 2 25. 4 35. 4
6. 16. 4 26. 3 36. 2
7. 17. 3 27. 1 37. 4
8. 18. 2 28. 3 38. 1
9. 19. 4 29. 4 39. 1
10. 20. 1 30. 40. 1

События относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В отрывке речь идет о битве за Берлин

В Берлинской операции был использован опыт всех крупных сражений, накопленный в течение войны

В сражении был использован новый тактический прием – свет мощных прожекторов для ослепления противника

Оно стало завершающим сражением Великой Отечественной и Второй мировой войн в Европе

Был взят Берлин

Представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны занимает промежуток времени от начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом в ноябре 1942 г. до окончания Курской битвы и битвы за Днепр в декабре 1943 г.

В результате коренного перелома стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной Армии

Были освобождены значительные территории, ранее оккупированные фашистскими войсками

Разгромлено большое количество немецко-фашистских дивизий, находящихся на Восточном фронте

Коренной перелом привел к активизации действий союзников по Антигитлеровской коалиции. На Тегеранской конференции достигнуто соглашение об открытии второго фронта во Франции

Первая точка зрения:

После поражения немецких войск под Сталинградом советские войска прочно овладели инициативой и не выпускали до победного завершения войны

После Сталинграда гитлеровское командование не провело ни одной успешной стратегической наступательной операции

Был подорван моральный дух вермахта и населения гитлеровской Германии

Вторая точка зрения:

Победа англичан под Эль-Аламейном существенно изменило обстановку в Северной Африке

Были сорваны стратегические планы Гитлера захватить Египет, а затем, богатейшие нефтеносные районы Среднего Востока, двинуться на Кавказ

Итальянская колониальная империя в северо-восточной Африке прекратила свое существование