Темы на семинарах по физике в школе. Городской семинар учителей физики на тему "«модели современных уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода в свете требований фгос

Управление образования и науки администрации

муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»

Методический кабинет

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Алексеевки

Районный семинар-практикум для учителей физики

«Проектирование современного урока физики

на основе системно-деятельностного подхода»

605 " style="width:453.85pt;border-collapse:collapse">

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода

1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

Использование известных знаний, способов работы детей;

Формы организации учебной работы учащихся;

Создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

Позиция учителя и его роль на данном этапе;

Использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП (системно-деятельностного подхода)

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету)

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам

Выше среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)

Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.

В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы на мотивацию.

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение) представлена обучающимся наглядно

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

4.Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Работает с классом фронтально на всех этапах урока

Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи . Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний

5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график, диаграмму)

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

Выше среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления

6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая обучающихся

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям).

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии обучающихся их деятельности на уроке

Использованные источники

1., Кудряшова к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

2.Шубина метод в школе http://*****/articles/527236

3.Материалы ресурсов Интернет. Режим доступа: http://wiki. *****/index. php

4. Материалы по итогам прохождения курсов повышения квалификации учителями на базе ОГАОУ ДПО БелИПКППС по проблеме «Содержание и методика преподавания предмета в условиях введения ФГОС ООО»

Транскрипт

1 Районный семинар учителей математики, физики и информатики 15 октября 2015 года на базе МБОУ «Ломоносовская средняя школа им. М.В. Ломоносова» муниципального объединения «Холмогорский район» состоялся районный семинар учителей математики, физики, информатики на тему «Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения и реализации ФГОС». В семинаре приняли участие 20 учителей района во главе с заместителем начальника Управления образования Корельской О.П. На семинаре также присутствовали Штаборова О.И. старший методист МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» и Тышкунов А.А. специалист Управления образования. Мероприятие началось с посещения педагогами района уроков, которые провели учителя Ломоносовской школы. Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» провела Штанг Ольга Александровна. На уроке имели место групповая форма деятельности, индивидуальная и самостоятельная работа. Использованы различные методы обучения: объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые. Использование ИКТ позволило рационально использовать учебное время. Учителя района отметили умение создать атмосферу доверия, одобрения, поддержки, сотрудничества. На уроке математики в 3 классе «Закрепление таблицы умножения на 5», который провела Потолова Елена Владимировна, были использованы интерактивные формы работы. На занятии развивались умения анализировать, обобщать, делать выводы. Имели место фронтальная и групповая форма, работа в паре, индивидуальная и самостоятельная работа.

2 Применение игрового стиля соответствовало возрастным особенностям детей и позволило сделать урок интересным и насыщенным. Занятие элективного курса по математике в 9 классе провела Попова Галина Александровна. Тема «Свойства функций». В течение всего урока велась подготовка учащихся к экзамену, ощущалась атмосфера доброжелательности, рабочий настрой. Использовались разноуровневые задания, осуществлялся диффернцированный подход. Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, имелись логические переходы от одного этапа к другому. Организована рефлексивная деятельность на всех этапах урока.

3 После проведенных уроков состоялось продуктивное профессиональное общение педагогов. Учителя выступили с различными темами, обменялись опытом. Открыли заседание учителя Ломоносовской школы Потолова Е.В. и Гурьева Т.А.- участники VII МЕЖДУНАРОДНГО ПЕДАГОГИЧЕСКГО ФОРУМА который проводился в г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ с 06 ПО 10 ИЮЛЯ 2015 ГОДА. Они рассказали, что форум предоставил возможность познакомиться с продуктивными технологиями индивидуализированного и модульного обучения с тьюторским сопровождением, работой с одарёнными детьми, авторами учебников и школьных программ, преемственностью на всех ступенях довузовского образования, организацией разностороннего развития детей и пр. В течение этих дней проходили тренинги, семинары, круглые столы, мастер-классы, консультации, дискуссии, выступления коллег из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Тема форума: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА". Остановились на понятии «компетентность», признаках проявления компетентности. Познакомили участников семинара с понятием «коучинг» и отметили цель коучинга в обучении и воспитании.

4 С анализом результатов ЕГЭ и ГИА по математике и физике выступили руководитель РМО математики Попова Г.А. и руководитель РМО учителей физики Тяпнина А.А. Галина Александровна и Александра Александровна подвели итоги экзаменов и указали замечания, на которые надо обратить внимание при подготовке учащихся к ЕГЭ. Попова Г.А. рассказала об особенностях преподавания математики в условиях внедрения и реализации ФГОС. Подчеркнула, что ученик должен получать знания не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. Задача учителя, работающего по ФГОС ООО, заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности обучающихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий. Остановилась на технологиях проблемного обучения, исследовательской деятельности, методе проектов. На семинаре прозвучало выступление Фарковой А.А. учителя математики Луковецкой средней школы. Тема ее выступления «Трудности в решении сюжетных задач и пути их преодоления в контексте ЕГЭ». Она познакомила учителей со своей системой формирования умений решать текстовые задачи, подчеркнула, что эту работу надо начинать с начального звена. Отметила важную роль алгоритма в решении задач, именно алгоритмические методы создают базу для выработки умений и навыков. Познакомила с табличным способом решения задач.

5 Учитель физики Штанг О.А. (Ломоносовская средняя школа) выступила с темой «Формирование метапредметных компетенций по физике». Она подчеркнула важность формирования данных компетенций и поделилась своим опытом по развитию данных компетенций. Рассказала, как организует деятельность учащихся при изучении различных тем. Никитина Л.А., учитель физики Емецкой средней школы, выступила с темой «Эксперимент на уроках физики: проблемы и достижения». Она отметила, что эксперимент это один из методов научного познания, он развивает интерес учащихся к физике, формирует творческие способности. Рассказала, какие демонстрации применяет на тех или иных уроках, подробно остановилась на экспериментальных задачах, подчеркнув, что умение решать такие задачи необходимо для сдачи ЕГЭ. Специалист Управления образования Тышкунов А.А. рассказал об особенностях организации и проведения олимпиады по информатике в учебном году. Отметил о необходимости уделять больше внимания программированию. Рассказал об отличиях олимпиадных заданий школьного и муниципального тура, дал рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам.

6 Семинар завершился выступлением заместителя начальника Управления образования Корельской О.П., Она отметила, что очень важно контролировать ход процесса подготовки к экзаменам и здесь на первый план выходит не контроль за прохождением занятий, а контроль продвижения вперед, освоения предмета. Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ по математике по-прежнему является целостное и качественное прохождение курса математики. Для успешной сдачи ЕГЭ по математике необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня. Подвела итоги семинара Штаборова О.И. старший методист МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» Семинар прошел в деловой рабочей обстановке, учителя остались довольны встречей, на которой проходил обмен опытом, и они многое переняли друг у друга, чтобы в дальнейшем применять в своей работе.


«Утверждаю» Руководитель ШМО учителей и информатики Коныхова О.А. Протокол 1 от «29» августа 2016 г. План работы методического объединения учителей и информатики на 2016 2017 учебный год Аткарск 2016 год

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА на 2017-2018 учебный год. Раздел 1. План заседаний МО учителей естественно математического цикла 1 заседание (организационное)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: Стукалов Г.А. ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Шекшемской средней школы на 2017-2018 учебный год Методическая тема: «Повышение уровня профессионального мастерства и развитие

План работы методического объединения учителей математики, физики и информатики на 2016 2017 учебный год. Тема методической работы МО: «Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях

План работы кафедры/ школьного методического объединения учителей математики и информатики на 2016-2017 учебный год Методическая тема Гимназии города Малоярославца: «Обеспечение высокого уровня профессиональной

План работы районного методического объединения учителей математики Косихинского района Алтайского края на 2015-2016 учебный год ТЕМА: «Реализация современных педтехнологий в преподавании математики для

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ и ИКТ МБОУ "СОШ 2" на 2018-2019 учебный год Тема работы методического объединения: «Обеспечение качественного учебного процесса на

Протоколы заседаний МО учителей естественно-математических наук 2011 2012 у.г. Протокол 1 От «25» августа 2011 года Тема заседания: Нормативное и учебно-методическое обеспечение образования по предметам

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И ИКТ на 2016-2017 учебный год Методическая тема школы: «Современные педагогические технологии как ресурс реализации ФГОС нового поколения

План методической работы районного методического объединения учителей математики и информатики на 2016 2017 учебный год Руководитель: Околович В.А. с.бурла Методическая тема: Формирование ключевых компетенций

План работы методического объединения учителей математики, информатики и физики ГБОУ Школа 883 на 2016 2017 учебный год. Председатель МО: Белова Екатерина Михайловна План работы методического объединения

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании ШМО зам. директора по МР Директор школы: /Рыбалкина Н.В./ протокол 1 от 08.2018г. /Фомичева И.Н/ пр. от 2018 год рук. ШМО: /Зимина Е.Е../ 30.08. 2017

Методическая тема МО учителей ЕНЦ: «Внедрение современных образовательных технологий в целях повышения качества образования по предметам естестественнонаучного цикла в условиях перехода на ФГОС» Цели:

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2018-2019 учебный год. Методическая тема школы на 2017 2022 гг. «Совершенствование качества образования, обновление содержания

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей» Рассмотрено на заседании МО Согласовано: учителей математики Зам. директора по НМР Протокол Н.Е. Зорина от 2014 г. (Подпись). (Подпись) 2014 г. План работы методического

Цели и задачи методического объединения учителей информатики и физики МАОУ «Лицей 36» на 2018 2019 учебный год Методическая тема МО лицея: «Самореализация и социализация личности педагога и учащихся в

Проблема, над которой работает методическое объединение учителей естественно математического цикла в 2015-2016 учебном году: «Внедрение современных образовательных технологий в целях повышения качества

План методической работы школы на 2016-2017учебный год Методическая тема: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путём освоения

План работы методического объединения учителей математики на 2015-2016 учебный год. Проблема: «Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС

МОУ ЛИЦЕЙ г. ЛОБНЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ План научно- методической работы на 2012-2013учебный год. МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Формирование ключевых компетенций ученика на основе методов активного обучения и современных

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2017 2018 учебный год. Методическая тема: «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе с использованием

Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2006» 117216, г. Москва, ул. Грина, д.

План работы методического объединения учителей математики, информатики 2017-2018 учебный год План работы методического объединения учителей математики и информатики на 2017-2018 учебный год Тема методической

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2015 2016 учебный год. Состав МО учителей естественно-математического цикла. п/п Ф.И.О. 1. Бирюкова Анна Николаевна 2.

Рассмотрено на ШМО учителей-предметников протокол 1 от 29.08.2017 приказ от 30.08.2017г. 223 ПЛАН ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ МБОУ "ООШ 21" НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД План МО

«Утверждено» Директор школы Куц Г.В. муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа» Чистоозерного района Новосибирской области Методическая работа

Отдел образования администрации муниципального образования Печенгский район План работы районного методического объединения учителей английского языка на 2017-2018 учебный год Рассмотрено и утверждено

Рассмотрено 30 августа 2015 года Руководитель ШМО математики и информатики Буланова В.Ю. Согласовано Заместитель директора по УВР Емельянова Н.А. Программа профессионального самообразования учителя информатики

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла 2017-2018 учебный год ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2017-2018 учебный год.

Методическая тема школы: «Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО» Тема методической работы МО: «Внедрение современных образовательных

План работы МО учителей химии, биологии, географии на 2016-2017 учебный год Тема работы МО: «Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе обучения и воспитания

Анализ работы ШМО учителей естественнонаучного цикла МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа 1» за 2017 2018 учебный год Характеристика кадрового состава ШМО учителей естественно-научного

«Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия 1» /Сафиуллина Л.М. «29» августа 2016г. План работы ШМО учителей физико-математического цикла на 2016-2017 учебный год. Методическая тема гимназии: «Совершенствование

План работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2017-2018 учебный год Методическая тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации

Утверждаю: Директор МБОУ СШ 2: Г.И.Дуганова «2» сентября 2015г. План методической работы МБОУ СШ 2 гор. Гвардейска на 2015/2016 учебный год Методическая тема: обеспечение научно-методических условий для

План работы методического объединения учителей математики и информатики на 2017 2018 учебный год. МАОУ «Шарлыкская СОШ 1» Тема методической работы МО: «Совершенствование профессиональных компетенций педагога

План методической работы школы на 2014-2015учебный год Методическая деятельность школы является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого

План работы межшкольного методического объединения учителей математики на 2018-2019 учебный год п\п Направления деятельности, мероприятия Место проведения сроки ответственные выход I. Организационная деятельность

Муниципальное общеобразовательное учреждение Платошинская средняя общеобразовательная школа Утверждено на заседании методического совета Протокол 2 от 21.10.2014 г. План ШМО учителей математики, физики,

«Утверждаю» руководитель районного методического объединения учителей информатики Майнского района Протокол РМО 1 от 22.08.2016 г. План работы районного методическое объединение учителей информатики МО

План методической школы на 2018-19 учебный год Методическая тема школы: «Формирование образовательной среды и профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования в рамках

План работы методического объединения учителей математики на 2016-2017 учебный год. «Совершенствование профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования» Задачи: Продолжить

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА на 2017 2018 учебный год Рассмотрен

План работы учителей естественнонаучного цикла на 2015/2016 учебный год Методическая тема: «Повышение качества образования через внедрение новых педагогических технологий, позволяющих переосмыслить содержание

Приложение 18 Структура организации методической работы в МОУ Бозойская СОШ Общешкольная методическая тема: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края согласовано: Зам. директора по УВР О. А. Андриевская 31.08.2015г.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Методическая тема школы: «Организация работы школы при введении ФГОС ООО» Основное направление работы школы: обеспечить методические условия для

Рассмотрено на заседании МО учителей естественных наук Протокол 1 от 28.08.2017. Согласовано: Зам. директора по НМР Н.Е. Зорина «28» августа 2017 г План работы методического объединения учителей естественных

МБОУ СОШ 1 г.красногорск Московской области План методической работы на 2013-2014 учебный год 2013 год Методическая тема школы: «Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций

Методическое обеспечение образовательного процесса. План работы методического совета на 2017-2018 учебный год Методическая тема школы: УТВЕРЖДАЮ Директор школы 319 Н.Л.Шкорина Приказ 120-о от 308.2017

План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2013-2014 учебный год. Состав МО: Руководитель МО Ковалева Ирина Николаевна - учитель физики, математики. Скосарева

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанская средняя общеобразовательная школа» ПЛАН РАБОТЫ ШМО учителей математики, физики и информатики на 2014-2015 учебный год Руководитель ШМО учителей

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ. ОПЫТ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Служенко Елена Владимировна, методист

УТВЕРЖДАЮ Директор школы План работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2018-2019 учебный год Методическая тема муниципального образовательного учреждения «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»:

План работы МО учителей иностранных языков на 2018-2019 учебный год Методическая тема школы на 2018-2019 учебный год: «Повышение качества урока как ресурс качества образования, средство обеспечения уровневой

МБОУ «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района РТ» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПО ПОВЫШЕНИЮ

2018 2019 учебный год ШМО учителей математики, физики, информатики Методическая тема Развитие профессиональной компетентности учителей математики, физики, информатики, технологии как условия достижения

Работы МО учителей начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ» на 2016-2017 Методическая тема школы: Самореализация и социализация личности школьников и педагога в условиях новой образовательной среды. Тема

1 План методической работы МОУ «Школа с. Лох» на 2016-2017 учебный год Методическая тема школы «Управление процессом достижения нового качества образования и воспитания как условие реализации ФГОС» Цели:

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 2015-2016 учебный год Тема методической школы образовательных технологий» «Повышение качества образования на основе инновационных Цель: повышение эффективности образовательного

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Нефтеюганск Индивидуальный план профессионального роста учителя физики Хайрулиной Натальи Владимировны на 2016-2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г.о.балашиха мкрн. Керамик Московская область Экспериментальная площадка ФИРО Разработка, апробация и внедрение

Анализ работы МО учителей естественнонаучного цикла МБОУ «СОШ 9» за 2016 2017 учебный год Руководитель МО Глинкина Н.Е. В составе МО учителей естественнонаучного цикла в 2016 2017 учебном году работало

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 7 г. Сегежи План работы методического объединения учителей биологии, химии и географии на 2014-2015 учебный год Анализ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щелковская гимназия Щелковского муниципального района Московской области г. Щелково ПЛАН РАБОТЫ кафедры учителей математики, физики и информатики

МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа» Гатчинский район Ленинградская область План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2018 2019 учебный год Руководитель МО Васьковская

План работы МО учителей географии, истории и обществознания. Задачи МО учителей русского языка и литературы: 1. Работа по внедрению нормативов ФГОС в преподавании предметов географии, истории и обществознания.

Утверждаю Рассмотрено на заседании ШМО Директор МБОУСОШ 24 протокол 1 от 30.08.2016 Шестак О.В. Жданова Г.М. План работы МО учителей естественно-математического цикла на 2016-2017 учебный год Руководитель

Анализ работы ШМО учителей общественно-научного цикла МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа 1» за 2017 2018 учебный год Реализация целей и задач в 2017-2018 учебном году В 2016-2017 учебном

Методическая тема школы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО». Тема методического объединения: Развитие профессиональной компетентности

УТВЕРЖДАЮ И.о. директора школы Ю.В.Зайцева ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 326 Невского района Санкт-Петербурга на

План работы по повышению качества образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиевская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год Цели: 1.Создание условий

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования.

31 октября-1 ноября в школе №5 проходил семинар учителей физики г.Сергача и Сергачского района " Актуальные проблемы преподавания физики в условиях ФГОС второго поколения.

В разработке стандарта принимали участие профессора из ФИАН, МГУ, ЛГУ, МПГУ, опытные учителя, сотрудники РАН и РАО. Главное, на что обращали внимание разработчики нового стандарта, – это комплексный подход и взаимосвязь основных дидактических единиц между собой. Физика, как химия или биология, – предмет очень цельный, имеющий некий фундамент, основу, которую разрушать нельзя. И эту основу удалось сохранить. Сегодня выбран путь сокращения числа часов на изучение предметов естественно-научного цикла. Физики это коснулось в меньшей степени, чем других предметов (например, биологии и географии в средней школе оставлен только час в неделю, физике – два часа), но все же коснулось. В новом стандарте изучение любого физического явления должно проходить следующие этапы: наблюдение и описание явления; измерение физических величин; самостоятельное проведение простых опытов и экспериментов для выявления основных свойств явления; практическое применение физических знаний; объяснение принципа действия физического прибора. И изучение тепловых явлений опирается на эти же блоки, и изучение электромагнитного поля – на них же. Это и есть деятельностный подход – наблюдение, описание, измерение физических явлений. Новизна здесь еще и в том, что важная цель стандартов по физике заключается в овладении учащимися научными методами изучения природы.

Этого раньше не было. Ведь теперь обучение организуется так, чтобы дети учились проводить исследования самостоятельно, а не просто знакомились с чужими результатами. Есть известная библейская мудрость: “Лучше научить человека рыбачить, чем каждый раз приносить ему рыбу”. Учащиеся должны сами убедиться в правильности законов, когда-то открытых учеными. Могут ли они это сделать? Могут. Потому что современные школьные приборы для изучения физики, какими бы плохими они ни были, все равно гораздо лучше, чем те, которыми пользовались, например, Ньютон или Фарадей. Дети сами могут проводить измерения, ставить опыты и самостоятельно открывать для себя те же законы. Конечно, хотелось бы, чтобы стандарт отражал основные элементы знания, не разрушал физического образования, которым мы по праву гордимся. В то же время стандарт должен носить деятельностный характер, быть личностно-ориентированным, направленным на освоение методов научного познания. Изложенные в нем требования к изучаемому материалу должны быть максимально приближены к практике, к повседневной жизни и одновременно должны формировать у учащихся целостную картину мира. С другой стороны, у нас постоянно говорится о том, что дети в школах перегружены и с трудом усваивают новый материал. Суть решения проблемы перегрузки заключается в том, чтобы материал в стандарте разделить на две части – на обязательный, входящий в основной костяк и включенный в требования к уровню подготовки выпускников, и материал, подлежащий изучению, но в эти требования не включенный. Последний в стандартах выделен курсивом. Конечно, этим темам будет уделено меньше внимания, но ведь их и не нужно проходить подробно. Не нужно, например, подробно изучать устройство генератора, хотя в общих чертах рассказать о нем стоит (например, повесить таблицу, рассказать про основные узлы генератора). Главное, чтобы школьники усвоили, что принцип действия генератора – закон электромагнитной индукции. Именно это и будут спрашивать при итоговой аттестации.


Стандарт определяет границы обучения в таких пределах, чтобы у детей не возникало перегрузок, но учатся дети по учебникам, а не по стандартам. Если автор какого-то учебника увеличивает объем материала в несколько раз по сравнению со стандартами, то перегрузка неизбежна. Оказалось, что в учебниках количество понятий почти в три раза превышает их число, рекомендованное в стандарте. Конечно же учебник по объему должен превышать стандарт, ориентироваться на дальнейшее развитие, приводить больше примеров – но ведь в разумных пределах! Но пока авторы учебников не учитывают установленные в стандартах ограничения на число вводимых понятий и пишут то, что им заблагорассудится. На мой взгляд, стандарты должны определять не только нижнюю границу (минимум знаний), но и верхнюю. Имеет смысл ограничивать объем дополнительного материала хотя бы в пределах 30% от обязательного минимума, и отмечать те задания, которые выходят за рамки требований к уровню подготовки выпускников, чтобы избежать перегрузки учащихся. Как быть учителю? Пользоваться старыми учебниками, пока новые разрабатываются и проходят экспериментальную проверку с учетом требований нового стандарта.
– Обучение в базовых и профильных классах преследует разные цели. Если в базовых классах упор делается на изучение физики как элемента общей культуры, на формирование физической картины мира, то в профильных классах предлагается углубленный курс, рассчитанный на продолжение образования по физико-техническим специальностям. Это уже совсем другой уровень и другое количество часов. Понятия, в базовом стандарте отмеченные как дополнительные, в профильных классах являются обязательными.
Для классов с углубленным изучением физики (6 часов и больше в неделю) стандарты разрабатываться не будут. В Министерстве образования утверждается программа, по которой создаются учебники и учебно-методическое обеспечение.
Отдельная ситуация сложилась с гуманитарными классами. В этих классах изучение физики, химии и биологии не предусмотрено вообще. Зато введена образовательная область “Естествознание”, синтезирующая в себе знания по физике, химии и биологии. Нами разработан стандарт по естествознанию. Цель этого курса – систематизация и обобщение знаний учащихся по этим предметам, объединение их в целостную картину мира. Но есть определенные сложности его внедрения: нет соответствующих кадров, учебников. Мало учителей, которые бы знали все три предмета в совокупности на должном уровне. Не разработана пока тематика курсов повышения квалификации в ИПК и в педагогических вузах. Поэтому скорее всего пока вместо естествознания физика, химия и биология будут преподаваться по отдельности (по часу в неделю на каждый предмет или по 2 часа, если будет возможность добавить часы из школьного компонента).

Доклад для семинара

учителей физики и математики

На тему:

Современный урок физики

В свете

требований ФГОС .

Подготовила учитель физики Токаева Т.А.

О сновной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок. Учителю предлагаются различные методические подходы к построению уроков, обеспечивающих субъектную позицию ученика.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – (ФГОС ) - их системно-деятельностный характер, как известно направлен на развитие личности учащегося.

Современное образование отличается от прежней концепции в следующих стратегических направлениях:

Переход от целей школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных предметов – к единой цели как умения учиться для удовлетворения потребности в самообразовании и саморазвитии всю жизнь;

От изолированного, понятийного изучения учебных дисциплин – к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, что изменяет учебно-предметное содержание обучения на понимание учения как личностного процесса образования и порождения смыслов;

Смену учебной деятельности учащегося на стратегию ее целенаправленной организации и планомерное формирование с учетом возрастных и личностных особенностей;

Принципиально важен переход от индивидуальной формы усвоения знаний к пониманию решающей роли сотрудничества в достижении целей образования, овладение способами взаимодействия с миром.

Сегодня наибольшее распространение получила технология «деятельностного метода обучения», в основе которой лежит деятельность не учителя, а учащихся. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук), использование метапредметных связей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными учебными действиями- УДД, имеющими надпредметный характер.

Различают следующие виды УДД:

личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Таким образом, в отличии от стандартов 2004 года –ГОС, теперь при подготовке урока, учитель должен четко представлять себе какие универсальные учебные действия- УДД- он должен развивать и каких результатов достичь.

Цели на уроке должна быть поставлены с учётом реализации воспитательных и развивающих функций. Формирование субъектной позиции ученика связано с постановкой и решением учебной задачи по овладению новым способом действий. Во внутренней структуре должны выделяться этапы решения конкретно-практической и учебно-исследовательской задачи, а также этапы учебной деятельности, направленные на мотивацию, открытие и усвоение нового знания. Внутреннюю структуру урока также определяет система продуктивных заданий, способствующих активизации познавательных процессов, обеспечивающих вариативность и как следствие, дифференцированность и проблемность обучения.

Структура уроков в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения;построение проекта выхода из затруднения:цель,тема,способ и средство.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

3)процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

6. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать понятные всем ученикам в классе конечная цель урока и путь ее достижения. Более того, каждый учащийся должен заранее знать, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим успех следующего.
В соответствии с планируемыми целями учитель отбирает содержание учебного материала, ту информацию, которая должна быть усвоена на уроке. Содержание должно быть научно обоснованно, логически выстроено и доступно.

Решение задач на уроках физики.

Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
В частности на уроках решения задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается мной на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:
-навыки самостоятельной работы;
-овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
-составлять план решения(приложение 1);
-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:

  • разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
  • подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
  • тесты или контрольные работы.

На уроке взаимодействие учителя и ученика предполагается обмен содержанием, опытом познания. Учитель на уроке является носителем социокультурных образцов знаний, реализует свой опыт в виде собственной позиции, но и не перестает помнить, что субъектный опыт в виде разрозненных представлений в различных областях знаний имеется и у ученика. Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. И в заключении мне хотелось бы привести слова В.М.Монахова: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

Приложение 1.

Предлагаемый алгоритм решения физических задач.

  1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
  2. Запиши условие в буквенном виде.
  3. Вырази все значения в СИ.
  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
  7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
  8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
  9. Проанализируй реальность полученного результата.

Используемые материалы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 .;
  2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html .
  3. 3.Новые стандарты в предметной области «Физика». – Б.Е.Железовский, Н.Г. Недогреева.,2012 г.
  4. Элективный курс «Методика решения задач по физике 10-11 класс»- Пасховер В.В.,2008г.