5 этические педагогические воззрения зеньковского в. Курсовая работа - Православная педагогика В.В.Зеньковского - файл n1.doc

Огромное внимание уделял проблемам педагогики протоиерей В.В. Зеньковский, создавший целостную философско-педагоги- ческую систему на основе специфической формы православного антропологизма. Зеньковский констатирует тупиковую ситуацию в педагогике, причиной которой, с его точки зрения, является несоответствие философско-педагогического научного аппарата сущности самого феномена, в котором в неразрывной связи присутствуют рациональное начало, интуиция, вдохновение. Это связано с недостаточно глубокой опорой педагогики на традиции православной культуры. Задачей философа, по словам Зеньковского, является развитие основанной на признании целостности человека православной антропологии, которая станет основой «грядущего торжества духовных сил» и в конечном счете - условием сохранения и развития русской культуры. «Надо вернуться к подлинной антропологии, которая рассматривает духовную жизнь как основу личностной целостности, объясняет человека в единстве рассудочных суждений, веры, чувства, интуиции, ясновидения» (30, с. 46).

В.М.Летцев в статье, посвященной проблеме личности как средоточию мировоззренческих исканий Зеньковского, отмечает, что, несмотря на бесспорную значительность фигуры Зеньковского и основательность его вклада в развитие отечественной науки и философии, он остается пока еще очень слабо изученным мыслителем. Практически не изученными остаются сегодня его психологические и педагогические воззрения. Творческое наследие В.В. Зеньковского весьма разнообразно. Он много писал по вопросам психологии, педагогики, христианской философии, истории философии, литературы и культуры. Как подчеркивает В.М. Летцев, интерес к проблеме личности был центральным и, несомненно, связующим его универсальные научные интересы. «Начиная с самых ранних работ по психологии и педагогике и заканчивая поздними религиозно-философскими трудами, «личность» является либо непосредственным предметом, либо ключевым понятием его исследований» (47, с. 141). К углублению и детальной проработке понятия личности Зеньковский возвращался неоднократно, считая учение о личности труднейшим вопросом философской антропологии. В своей статье «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике» («Вопросы философии и психологии», М., 1911) Зеньковский рассматривает понятие личности в контексте давнего философского спора между универсализмом и индивидуализмом (начатого полемикой Аристотеля против теории идей Платона) и отмечает, что «гуманистический универсализм, лозунгом которого было воспитание общечеловеческого в личности», выразил собой внимание лишь к общему, «однообразно повторяющемуся в душе». Однако за общим в душе есть еще индивидуальное, «за ними обоими смутно вырисовывается и сама индивидуальность во всей тайне своего целостного бытия» (31, с. 198). По словам Зеньковского, индивидуальность - это самая важная, глубокая и самая дорогая для нас тайна природы, в ней сходятся «и все загадки, и надежды, и замыслы наши» (там же, с. 226). Таким образом, принцип индивидуальности должен стать коренным принципом педагогики и подчинить себе принцип универсализма. Кроме того, полагает Зеньковский, освещение тайны индивидуальности, которое дает педагогика, имеет также и общее философское значение. «Философский и религиозный плюрализм, неисследимость связи индивидуального и универсального, правда о любви как пути мистического проникновения в тайну личности - вот то, что вносит от себя педагогика в общую систему миропонимания» (там же). Тайна даже собственной индивидуальности, пишет Зеньковский, подчас проходит для многих незамеченной. Будучи глухими к собственной душевной жизни, «они не воспринимают и Откровения о начале индивидуальности в сфере Высшей Реальности» (цит. по: 47, с. 143).

Подводя итоги исследования основных идей русской религиозной философии начала XX в., Запесоцкий отмечает, что она смогла интерпретировать религиозный пласт духовной культуры человечества в контексте практических задач воспитания человека. Поэтому основные идеи русских философов Серебряного века можно рассматривать как важную составляющую методологической, мировоззренческой базы для разработки концепции гуманитарного образования. В настоящее время педагогическая антропология обнаруживает себя в двух плоскостях: 1) выступает в качестве самостоятельного направления педагогической науки, исповедующей целостное и системное видение человека как субъекта и объекта образовательной деятельности, как способ интеграции различных знаний о человеке в аспекте воспитания; 2) является методологией педагогической теории и практики, как метанаука о воспитании, теоретическая база всех отраслей педагогического знания. По словам Запесоцкого, интересной гранью антропологического подхода является анализ человеческой целостности сквозь призму его души. Об этом же пишет В.П. Зинченко, утверждая, что образование, педагогический процесс «должны ориентироваться на целостную душу со всеми ее атрибутами, т.е. на сознание, чувства и волю» (33, с. И). С этой точки зрения, историко-педагогический процесс можно рассматривать как условие и способ целенаправленного развития человеческой души.

Именно развитие антропологического подхода в образовании, подчеркивает Запесоцкий, обусловило его гуманизацию в целом, «которая по праву считается одной из наиболее существенных прогрессивных тенденций педагогической науки и практики XX века» (30, с. 48). Антропологический подход задает четкий методологический ориентир для построения конкретного процесса развития человека как личности и как индивидуальности, в единстве его духовного и физического начал. Именно он позволяет преодолеть оппозицию социализации и индивидуализации личности, увидеть их сущностное единство и обеспечить гармоничное сочетание и взаимодополнение.

Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья

/. "Основы педагогики" С.И. Гессена

2.В.В. Зеньковский – идеолог православной педагогики

3.Идеи Н.А. Бердяева

4.Идеи И.А. Ильина

1. В начале 1920-х гᴦ. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки: В.В. Зеньковский, СИ. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др. В главном труде Сергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950) "Основы педагогики" (1923) подчеркнута ведущая роль философии как источника педагогической науки - "педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли".

Гессен признавал за образованием прежде всœего культурологическую функцию: "Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного". Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т. е. знание о том, какими должны быть воспитание и обучение. Цель обучения, с точки зрения СИ. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке практических умений и навыков, что характерно для сторонников реального образования, и не в формировании рационального мышления на основе овладения учениками логическими приемами дедукции и индукции, что характерно для сторонников формального развития ума, а в вооружении их методом науки; иными словами, задача педагога состоит по сути в том, чтобы подготовить школьников самостоятельно добывать знания, творчески применять их в жизни.

2. Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962), нужнолго забытый в России философ и богослов, историк русской философии и литературовед, являлся в то же время видным психологом и педагогом.

В.В. Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую

систему, близкую к идеям СИ. Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным: В.В. Зеньковский исходил в своих подходах из сугубо христианского мировоззрения.

В последний год пребывания в России он опубликовал работу "Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918). По его мнению, суть идеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единœение и взаимопомощь различных социальных групп.

Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковского, состоит по сути в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой "природный состав", направляя к добру триединое существование в себе наследственности, социальности и прежде всœего духовности.

Под духовностью В.В. Зеньковский понимал особый интерес развивающегося человека к области абсолютного, сверхчеловеческого, вечного. В этом он был близок к педагогическим взглядам Николая Онуфриевича Лосского (1870 - 1965), который полагал, что духовное становление человека должно развиваться в направлении к "Абсолютному Совершенному Существу".

3. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) в своей книге "Смысл творчества" (1914) представил процесс воспитания как самосозидание своего внутреннего мира личностью в ходе ее свободной творческой деятельности. О роли личного творчества в делœе самосовершенствования человека, его "творческом самоопределœении" в это время говорили многие русские мыслители.

Бердяев отмечал, что задача жизни "не педагогическая, не усвоительная", а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Этот подход русских философов нацеливал педагогов на усвоение креативной ориентации воспитания и обучения школьников, на отход от "педагогических трафареток" (В.В. Розанов).

Бердяев обращал внимание на то, что благодаря собственной творческой деятельности человек обретает способность к целостному самосозиданию. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, благотворно влияет на всœего человека, на формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье.

В дальнейшем эту идею он развивал в трудах "О назначении человека" (1931) и "Самопознание" (1949). Личное творчество, по мысли Н.А. Бердяева, развивает в человеке способность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершенствования и является "искупительным" делом человека.

4. Иван Александрович Ильин (1882 - 1954) - один из наиболее известных педагогов-мыслителœей русского зарубежья.

Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на земные человеческие ценности - "дело глупейшее", поскольку лишает людей "духа любви", совести, жертвенности, самодисциплины и т. д. Задача педагога - организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формирования чистой и "могучей" совести, а вследствие этого всœей его нравственности, всœех его добродетелœей.

Соединяя религиозно-философский и психоаналитический подходы в познании внутреннего мира ребенка, И.А. Ильин выделял два базовых этапа в развитии детства:

До 6 лет - период "душевной теплицы" ", когда основная задача воспитателя состоит по сути в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;

От 7 лет и до полового созревания - период "душевного закала", когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для последующего ее духовного самосовершенствования.

Суммируя и преобразуя педагогические воззрения, наработанные несколькими поколениями русских религиозных мыслителœей, И.А. Ильин пришел к выводу, что на первое место в воспитании человека выходит не "рассудочное" образование, а формирование предметно-настроенной, но в то же время ориентированной на личное духовное самосовершенствование души, улучшение себя в соответствии с "абсолютными ценностями".

Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильину, "человек есть личный дух". Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, уберечь его от внешнего давления пошлости и зла, от внешних и собственных, часто искаженных, представлений об истинной жизни, педагогу крайне важно помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.

Задача учителя, по мнению И.А. Ильина, состоит по сути в том, чтобы организовывать данный субъективный духовный опыт детей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое самобытное духовное существо.

Тема 15. Гуманистическая традиция в зарубежной педагогике первой половины XX века.

Вклад В.В. Зеньковского в педагогику детского движения

В последние годы продолжается процесс возвращения на Родину наследия науки Русского Зарубежья. Современные российские ученые используют в своей работе неизвестные в коммунистическое время научные труды русской эмиграции. Одним из направлений гуманитарной науки, возвратившимся в Россию в 1990-е годы, является педагогика Русского Зарубежья. Данное направление российской педагогической науки существовало параллельно с советской ветвью. Обе эти ветви вышли из русской классической педагогии, но развивались на разных философских и социо-культурных принципах. Советская педагогика основывалась на классово-партийной ориентации образования и науки, русская зарубежная - на аксиологическом понимании для образования православия, культуры, свободы личности и традиций дореволюционной школы. Педагогика Русского Зарубежья в первую очередь изучала проблемы образования и воспитания, появившиеся в эмиграции и неизвестные в дореволюционной школе. К таким проблемам можно отнести: психологический стресс у детей от пережитых потрясений во время гражданской войны и эмиграции; постепенную утрату подрастающим поколением родной культуры и языка; недоверие к русскому образованию у местных властей. Все это вызвало необходимость радикального обновления учебно-воспитательной методической базы русских школ, интернатов, кадетских корпусов, детских общественных организаций. Наследие педагогической мысли Русского Зарубежья складывалось как результат работы известных ученых теологов, философов и педагогов. В 1920-е-1930-е годы возникают педагогические высшие учебные заведения в таких центрах русской эмиграции, как Белград, Париж, Прага, Харбин. В них создаются кафедры педагогики, психологии, педологии, физического воспитания, внешкольного образования. В эмиграции продолжалась деятельность русского общественного педагогического движения, проводились педагогические съезды. Одновременно она глубоко социальна своими связями с жизнью общества.

Антропологизм и социальность русской философской мысли предопределили ее внимание к «вечным» и актуальным проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования личности, духовной жизни в эмиграции и России. В поле зрения некоторых русских ученых-педагогов попадают не только русские образовательные учреждения в эмиграции, но и молодежные и детские общественные организации. Один из таких ученых – великий русский философ и педагог Василий Васильевич Зеньковский. На протяжении многих лет он возглавлял деятельность православного юношеского движения.

Василий Васильевич Зеньковский родился в семье учителя в Подольской губернии. По окончании гимназии он поступил в Киевский универси-тет, где учился на естественно-математическом и истори-ко-филологическом факультетах. В 1913-1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киев-ском университете св. Владимира. В 1918 году Зеньковский занимал пост министра в правительстве гетмана Скоропадского, а в 1919 году организовывал работу Украинского православного Собора. В том же году эмигрировал сначала в Югославию, а затем в Чехословакию, где с 1923 по 1926 годы был директором Пражского педагогического ин-ститута. После 1926 года переехал во Францию и прожил там до конца жизни, являясь профессором Богословского института в Париже. В 1920-е-1930-е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения - Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей.

В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран

деканом педагогического факультета Богословской Академии. С 1923 по 1926 годы Зеньковский являлся председателем Русского студенческого христианского движения (РСХД) и вплоть до своей смерти продолжал участвовать в делах данного движения. Он стал редактором журнала «Вестник РСХД», в котором печатались статьи по православной педагогике. В 1926 году по приглашению YMCA (Международное христианское движение молодежи) совершил поездку в США, где знакомился с работой детских и молодежных христианских организаций. По итогам поездки им создано Бюро религиозного образования детей и молодежи в эмиграции. Зеньковский был одним из немногих религиозных мыслителей, работавших на «стыке» философии, богословия, педагогики, психологии, литературоведения. Основные философские и педагогические сочинения В.В. Зеньковского: «Русские мыслители и Европа», «Н.В. Гоголь», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Психология детства», «Русская педагогика в XX веке», «История русской философии». Он организатор уникальных исследований по влиянию войны и эмиграции на детей. Основными направлениями в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского являлись психология детства и религиозное воспитание детей. В любой его педагогической работе (и психологической, и теологической) можно найти проблематику взаимодействия общества и личности. Главным путем педагогического вмешательства в жизнь ребенка Зеньковский рассматривал постановку и решение основной задачи нравственно-религиозного воспитания: подготовить дитя к вечной жизни. Но, в отличие от Руссо, он не считал нужным для сохранения нравственного идеала отделять ребенка от социума. Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. Он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности, вне учета среды вокруг нее. Зеньковский выступал за активное социальное христианство, реализующее себя в помощи ближнему человеку. Он считал важным проявлением духовности человека его природную социальность - тягу к общению. В основе воспитания, следовательно, должно лежать общение (соборность) как проникновение в чужой социальный мир для раскрытия собственного мира. Педагогические идеи Зеньковского по общественному воспитанию детей согласуются не только с мыслями его сподвижников по православной педагогике, но и с идеями педагогов-реформаторов начала ХХ века Джона Дьюи, К.Н. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова, С.Т. Шацкого. Первой его работой, посвященной проблемам педагогики детского движения, стала брошюра «Социальное воспитание» (Москва, 1918 г.). Она была написана после Февральской революции 1917 года и отразила надежды передовых педагогов на реформы в образовании и в общественной жизни страны. В эмиграции в журналах «Вестник РСХД» и «Бюллетень религиозно-педагогического кабинета», редактируемых В.В. Зеньковским, можно также найти его статьи по вопросам воспитания детей в детских общественных организациях. Он одним из первых в русской педагогике пишет о необходимости более ранней социализации детей и молодежи в связи с ускорением темпа развития цивилизации в ХХ веке, привлечения данных категорий к общественной жизни страны. В своей работе «Социальное воспитание», Зеньковский назвал социализирующими институтами в демократической России 1917 года семью, школу и формы «внепедагогического социального общения». Главным из них он считал школу: «Школа должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе. Мы ждем не только расширения школы, не только тех реформ, которые обеспечат общедоступность и единство школы, но мы ждем и внутренней реформы школьного дела, его углубления и приближения к жизни. Школа должна стать носительницей высших идеалов общественности и истинным орудием социального прогресса». В то же время Зеньковский считал, что классическая школа излишне дисциплинирует и регламентирует личность ребенка, не дает проявиться его активности и творчеству. Зеньковский предлагал проведение специальных шагов по реформе школы: введение трудового воспитания, широкое применение игрового метода, создание самоуправления школьников и «внешних от школы» детских организаций. О педагогической ценности детского движения Зеньковским сказано в данной работе отдельно: «Особенно полезной и целесообразной формой внешкольного общения детей является детский клуб. Правильная организация детского клуба открывает перед каждым юным существом возможность свободного выбора различных форм деятельности, открывает простор социальным запросам детей… Огромное значение для воспитания имеет летняя трудовая колония, в которой дети не только познают трудовое сотрудничество и нужные для жизни навыки, но и приобретают в высшей степени важный опыт социальной активности, живое проникновение духом солидарности». В эмиграции Зеньковский по-новому взглянул на ранжирование факторов социализации детей. По итогам проведенных им в 1923-1926 годах социологических исследований среди детей русских эмигрантов он отметил ослабление традиционных институтов социализации (семьи и школы) и возрастание влияния на формирование личности ребенка православной церкви, русских интернатов и детских общественных организаций (скаутов, витязей, детских групп РСХД). Говоря о принципах и методах общественного воспитания детей, Зеньковский размышляет в соответствии с идеями реформаторской педагогики. В.В. Зеньковский видел главную задачу социального воспитания в развитии социальной активности, в привитии «вкуса» к социальной деятельности, «в помощи молодежи обрести самих себя, овладеть теми силами, какими располагает наше время, воодушевить тем идеалом, во имя которого должно преображать жизнь». Детей Зеньковский призывает активно участвовать в общественной жизни: «Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаем мы себя социальной деятельности, чем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своем развитии». Говоря об этом, Зеньковский, на наш взгляд, имеет в виду то, что молодой человек, имеющий представление о социально-политической обстановке в стране, проще найдет свою нишу в структуре общества. Он раньше начнет продвижение по социальной лестнице и быстрее достигнет ее вершин. Детские общественные организации могут стать стартом для проявления активной личностью своих лидерских возможностей. Указывая на то, что социум не должен мешать развитию индивидуальных возможностей ребенка, в то же время Зеньковский предупреждает об опасности развития карьеризма и эгоизма у детей: «Задача воспитания в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми». Исходя из данных мыслей о взаимном воздействии социальной среды и личности, Зеньковский предлагает в воспитательном процессе выделять две части - общественную и индивидуальную. Он указывает на то, что человек формируется одновременно и как неповторимая особенная личность, и как часть социума. Соответственно и методы воспитания должны исходить из задач развития обеих сторон личности. На принципе одновременности индивидуального и коллективного воспитания построена работа некоторых детских общественных организаций (скауты, витязи). Одной из обязательных форм социализации детей Зеньковский называл национальное воспитание. Как социальный психолог Зеньковский исследовал сущность патриотизма, утверждая, что «национальное чувство, достигшее своего полного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной сферы в нас… Смысл национального воспитания в том, что оно должно осуществляться не через сосредоточение на нем, а путем просветления и углубления его связей со всей духовной жизнью, усиления религиозного смысла, чувства Родины, развития потребности жертвенного служения ей». Зеньковский указывал на опасности, связанные с неправильным национальным воспитанием: денационализацию (потеря языка и культуры); сентиментализм (пассивная ностальгия по ушедшей Родине), шовинизм (презрение к другим народам), фашизм (использование национального чувства в политических целях). Перед II-ой мировой войной он писал: «Любовь к родной стране великое, но не высшее чувство. Там, где любовь к родной стране стоит выше всего, даже выше любви к истине, к добру, там растут ядовитые цветы, которыми поражена современная Германия в своем узком национализме, в стремлении к порабощению других народов». Национальное воспитание сейчас является важнейшим элементом деятельности многих детских организаций в Русском Зарубежье и современной России.

В 1918 году В.В.Зеньковский написал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути». В ней он обозначает цели и задачи социального воспитания в изменившихся условиях государственной и общественной жизни.

Цель социального воспитания заключается в развитии социальных сил в душе ребёнка, «в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, воспитания духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами ».

В русле традиций отечественных социальных реформаторов В.Зеньковский возлагает надежды на институциональные механизмы преобразования воспитания, и в первую очередь – на школу. Институты воспитания, в той же степени, что и семья, должны естественным образом отражать наличную связь со всей социальной средой, в которой они находятся. Только при соблюдении этого условия, процесс социального воспитания обеспечивает равномерное взаимодействие ребёнка и среды. В ситуациях намеренной изоляции детей от социального окружения, избирательности в социальных контактах, неминуемо происходит сосредоточение воспитания на ребёнке, в итоге он вырастает эгоистом, пользующимся «всеми благами социального развития, всецело погружённого в свои собственные задачи»

Для выяснения основы, на которой может быть построена социальная педагогика, В.В.Зеньковский обращается к анализу социальных сил в душе ребёнка. По В.Зеньковскому социальное взаимодействие имеет психический характер, т.к. психика человека рождает социальное единство. Социальные связи устанавливаются или разрушаются в первую очередь под действием сферы чувств, в эмоциональной области, и чем эта сфера глубже, тем сильнее и продуктивнее социальное общение между людьми. В эмоциональной сфере имеет место закон двойного выражения чувств. Всякое чувство требует своего выражения, как в телесном, так и в психическом плане. При социальном взаимодействии подъём в сфере чувств происходит как в области телесной, так и психической работе. Вслед за Г.Зиммелем психолог отмечает, что расширение спектра социальных связей человека приводит к тому, что в нём крепнет индивидуальное самосознание. Обнаруживается парадоксальная, на первый взгляд, закономерность – чем больше у человека социальных связей, тем более независим он от каждой из них, тем более освобождается индивидуальная жизнь человека от давления социальных связей. «Наша индивидуальность становится разностороннее, богаче и более независимой, чем шире её социальные связи… Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаём мы себя социальной активности, тем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своём развитии. Так оправдываются известные слова Спасителя «Кто потеряет свою душу ради меня, тот обретётся». Живя для ближних, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития»

Социальное воспитание осуществляется как естественным, так и специально-организованным образом. В душе каждого ребёнка, считает Зеньковский, всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание и активность с социальной средой, это естественная социальность. Специальная организация социального воспитания призвана опираться на собственную активность детей. Активность может быть волевой и эмоциональной. «Воля» обнимает собой такую регуляцию активности человека, при которой сознание цели предваряет его деятельность; при эмоциональной регуляции активности выступает не сознание цели, а определённое эмоциональное переживание. Волевая активность требует от человека «усилия», наоборот, эмоциональная активность поддерживается потоком чувства и в зависимости от силы последнего может достигать необычайного напряжения. Вся задача волевой регуляции заключается в том, чтобы вызвать к жизни эмоциональную регуляцию. Таким образом, организация процесса социального воспитания должна использовать эмоциональные факторы в качестве своего ведущего средства.

Важным механизмом социального воспитания В.Зеньковский считает социальную наследственность . Определяя традицию как всю совокупность духовного содержания, накопленного предыдущими поколениями, он показывает, каким образом осуществляется социальное наследование и поясняет важность этого процесса именно в детстве. Для усвоения традиции и нужно столь длинное детство, какое свойственно человеку. Восприятие традиции происходит в живом социальном общении, в социальном единстве. Социальное наследование развивается преимущественно на эмоциональной основе. Дети очень рано, ещё до возникновения мышления в его подлинных формах, обнаруживают поразительную способность к социальному ориентированию. Оно позволяет душе ребёнка переживать как ощущение своей силы, так и своей слабости. Переживание силы рождает самоутверждение личности с её собственной инициативой, творчеством. «Смелость, порой упрямство, сила воли, уважение к самому себе, стремление настоять на своём, добиться осуществления своих планов – таковы те психические факты, в которых обнаруживается рост индивидуальности» .

Раскрывая механизм социального ориентирования ребёнка В.Зеньковский показывает, насколько необходимо в детском возрасте переживание собственной силы . Психические качества, столь необходимые взрослому человеку для жизни в обществе, постепенно формируются в детстве. Если ребёнок будет лишён в детстве возможности ощутить собственную силу, мощь своего воздействия на социальное окружение, то во взрослом возрасте индивидуальность этого человека будет лишена существенных особенностей для взаимоотношений с обществом.

Переживание собственной слабости играет не менее важную роль в становлении личности ребёнка. Через переживания собственной слабости «глядит в индивидуальность социальная среда», к которой надо приспосабливаться, с которой необходимо считаться. Социальная среда по В.Зеньковскому позволяет душе ребёнка освоить такие важнейшие качества как приспособление, послушание, подражание, смирение, стремление к образованию, работу над собой, самоограничение, привычку считаться с другими людьми, что в конечном итоге также обеспечивает процесс усвоения ребёнком социальной традиции. Формы, связанные с ощущением собственной силы, В.Зеньковский называет проявлениями первичной активности растущей личности, а ощущение собственной слабости определяет как формы второй активности.

В дальнейших своих работах В.В.Зеньковский развивает понятие «личности», работая над построением концепции метафизики человека. Анализ идей русских философов оказал влияние на созданную В.В.Зеньковским оригинальную систему, включающую в себя религиозные и социально-философские представления, антропологию, с детально проработанными в её русле проблемами воспитания.

Основу антропологических построений Зеньковского составляет христианское учение об образе и подобии Божием в человеке. Личностное начало каждого человека связано с наличием в нём образа Божия, который является «последней глубиной индивидуальности и своеобразия, единичности, изнутри определяющей незаменимость и значение каждого человека» . И если образ Божий дан, то подобие задано, достижение богоподобия является целью земной человеческой жизни. Христианство признаёт повреждённость человеческой природы первородным грехом, в связи с чем, считает Зеньковский, создалась в человеке коренная двойственность – «раздвоение разума и сердца» . Установление утраченной цельности зависит от свободной воли самого человека, от его обращённости к Богу и готовности к исполнению воли Божией о самом себе. В своей антропологии Зеньковский использует понятие «креста», как логики духовного пути развития человека. Трудность «несения креста» лежит во внутренней «неустроенности» (вследствие греха) человека, идущей, и через наследственность, и через неправильную физическую, социальную, духовную жизнь. Также трудность несения креста связана с тем, что человек включён в общую жизнь всего человечества, «всей своей жизнью мы соединены с близкими и отдалёнными социальными группами» . Эта социальная связанность личности настолько глубока, что зачастую трудно определить индивидуальное своеобразие личности.

Многообразие социальных проявлений в жизни человека (то, что в социальной психологии именуется социальными ролями и которые Зеньковский называет «социальными ликами» человека) не должно касаться той глубины личности, которая определяет целостность её духовной основы. Индивидуальное своеобразие человека может раскрыться лишь в его социальной жизни, поэтому, считает Зеньковский, «социально-психическая жизнь личности так же сплошь духовна, как духовна и жизнь личности для себя» . Проблема духовного развития формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека. Таким образом, В.В.Зеньковский органически связывает религиозное и социальное становление личности человека.

По мысли учёного-богослова, духовная жизнь ребёнка закладывается не в Церкви, а в семье и зависит от её социального устройства. Логика Зеньковского показывает неразрывную связь и взаимообусловленность семейного, социального и духовного (религиозного) воспитания в предлагаемой им модели.

Уникальность педагогической системы В.В.Зеньковского заключается в том, что им было исследовано и творчески проработано богатейшее наследие российской религиозно-философской мысли. Русский социальный синтез позволил В.В.Зеньковскому выстроить универсальную воспитательную концепцию, отразившую единство и взаимообусловленность семейного, социального и религиозного становления личности. Своеобразие российского менталитета, укоренённого в самобытности русской культуры и социальной психологии, природно-географического, социально-политического, экономического факторов с одной стороны, и открытости и готовности к приятию всего остального мира души русского человека, с другой,- получило в воспитательной системе Зеньковского наиболее ёмкое выражение.

Биография

Родился 4 июля (16 июля по новому стилю) 1881 года в Проскурове Подольской губернии Российской империи.

Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты.

Образование

Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913-1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).

В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).

Учёный и министр

В 1908 - один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 - председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910-1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 - экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украины Павла Скоропадского.

Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

В 1920 эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920-1923 - профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима. В 1923-1926 - профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии. В 1926-1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.

Жизнь во Франции

В 1927-1962 - профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944-1948 и 1949-1962 - декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933-1938 - староста Введенской церкви в Париже. Основал Религиозно-педагогический кабинет в Париже. В 1939-1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.

С 22 марта 1942 - иерей. В марте 1942 - феврале 1943 и в июле 1943 - августе 1962 - помощник настоятеля Введенской церкви в Париже, в феврале-августе 1943 - заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.

С 7 января 1944 года - протоиерей. В 1946, во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949-1952 - благочинный приходов Парижского округа.

С 1936 - член епархиального совета, в 1953-1958 - его председатель.

Вклад

К гуманистическому направлению принадлежали В.В. Зеньковский, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. С.Четвериков и другие. Религия и церковь, став фактором национальной идентификации в условиях эмиграции, вызвали необходимость осмысления их социально-педагогической роли в формировании юношества, изучения особенностей религиозной жизни детей. Идеологами религиозной педагогики разрабатывались на основе христианской антропологии принципы, формы и методы православного воспитания и образования за рубежом. Для них характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания. Они основывались на том, что православие неотделимо от национальной культуры и этики. Главной для христианских философов и педагогов становится идея «оцерковления жизни», имевшая в виду активное духовно-нравственное и интеллектуальное воздействие православного церковного мировоззрения на все стороны жизни социума. Они отстаивали мысль об усилении связей религии с политикой, искусством, философией, литературой, образованием и наукой.
В поле зрения некоторых русских ученых-педагогов попадают не только русские образовательные учреждения в эмиграции, но и молодежные и детские общественные организации. Один из таких ученых – великий русский философ и педагог Василий Васильевич Зеньковский. На протяжении многих лет он возглавлял деятельность православного юношеского движения. В данной статье нами будут рассмотрены мало известные для современной педагогики работы Зеньковского по воспитанию детей в детских объединениях.
Василий Васильевич Зеньковский родился в семье учителя в Подольской губернии. По окончании гимназии он поступил в Киевский универси-тет, где учился на естественно-математическом и истори-ко-филологическом факультетах. В 1913-1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киев-ском университете св. Владимира. В 1918 году Зеньковский занимал пост министра в правительстве гетмана Скоропадского, а в 1919 году организовывал работу Украинского православного Собора. В том же году эмигрировал сначала в Югославию, а затем в Чехословакию, где с 1923 по 1926 годы был директором Пражского педагогического ин-ститута. После 1926 года переехал во Францию и прожил там до конца жизни, являясь профессором Богословского института в Париже. В 1920-е-1930-е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения - Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии.

С 1923 по 1926 годы Зеньковский являлся председателем Русского студенческого христианского движения (РСХД) и вплоть до своей смерти продолжал участвовать в делах данного движения. Он стал редактором журнала «Вестник РСХД», в котором печатались статьи по православной педагогике. В 1926 году по приглашению YMCA (Международное христианское движение молодежи) совершил поездку в США, где знакомился с работой детских и молодежных христианских организаций. По итогам поездки им создано Бюро религиозного образования детей и молодежи в эмиграции.

Зеньковский был одним из немногих религиозных мыслителей, работавших на «стыке» философии, богословия, педагогики, психологии, литературоведения. Основные философские и педагогические сочинения В.В. Зеньковского: «Русские мыслители и Европа», «Н.В. Гоголь», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Психология детства», «Русская педагогика в XX веке», «История русской философии». Он организатор уникальных исследований по влиянию войны и эмиграции на детскую психику в 1916 и в 1923 годах.

Основными направлениями в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского являлись психология детства и религиозное воспитание детей. В любой его педагогической работе (и психологической, и теологической) можно найти проблематику взаимодействия общества и личности.

Главным путем педагогического вмешательства в жизнь ребенка Зеньковский рассматривал постановку и решение основной задачи нравственно-религиозного воспитания: подготовить дитя к вечной жизни. Но, в отличие от Руссо, он не считал нужным для сохранения нравственного идеала отделять ребенка от социума. Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. Он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности, вне учета среды вокруг нее.

Зеньковский выступал за активное социальное христианство, реализующее себя в помощи ближнему человеку. Он считал важным проявлением духовности человека его природную социальность - тягу к общению. В основе воспитания, следовательно, должно лежать общение (соборность) как проникновение в чужой социальный мир для раскрытия собственного мира.

Педагогические идеи Зеньковского по общественному воспитанию детей согласуются не только с мыслями его сподвижников по православной педагогике, но и с идеями педагогов-реформаторов начала ХХ века Джона Дьюи, К.Н. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова, С.Т. Шацкого. Первой его работой, посвященной проблемам педагогики детского движения, стала брошюра «Социальное воспитание» (Москва, 1918 г.). Она была написана после Февральской революции 1917 года и отразила надежды передовых педагогов на реформы в образовании и в общественной жизни страны. В эмиграции в журналах «Вестник РСХД» и «Бюллетень религиозно-педагогического кабинета», редактируемых В.В. Зеньковским, можно также найти его статьи по вопросам воспитания детей в детских общественных организациях.

Он одним из первых в русской педагогике пишет о необходимости более ранней социализации детей и молодежи в связи с ускорением темпа развития цивилизации в ХХ веке, привлечения данных категорий к общественной жизни страны.

В своей работе «Социальное воспитание», Зеньковский назвал социализирующими институтами в демократической России 1917 года семью, школу и формы «внепедагогического социального общения». Главным из них он считал школу: «Школа должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе. Мы ждем не только расширения школы, не только тех реформ, которые обеспечат общедоступность и единство школы, но мы ждем и внутренней реформы школьного дела, его углубления и приближения к жизни. Школа должна стать носительницей высших идеалов общественности и истинным орудием социального прогресса». В то же время Зеньковский считал, что классическая школа излишне дисциплинирует и регламентирует личность ребенка, не дает проявиться его активности и творчеству. Зеньковский предлагал проведение специальных шагов по реформе школы: введение трудового воспитания, широкое применение игрового метода, создание самоуправления школьников и «внешних от школы» детских организаций.

О педагогической ценности детского движения Зеньковским сказано в данной работе отдельно: «Особенно полезной и целесообразной формой внешкольного общения детей является детский клуб. Правильная организация детского клуба открывает перед каждым юным существом возможность свободного выбора различных форм деятельности, открывает простор социальным запросам детей… Огромное значение для воспитания имеет летняя трудовая колония, в которой дети не только познают трудовое сотрудничество и нужные для жизни навыки, но и приобретают в высшей степени важный опыт социальной активности, живое проникновение духом солидарности».
В эмиграции Зеньковский по-новому взглянул на ранжирование факторов социализации детей. По итогам проведенных им в 1923-1926 годах социологических исследований среди детей русских эмигрантов он отметил ослабление традиционных институтов социализации (семьи и школы) и возрастание влияния на формирование личности ребенка православной церкви, русских интернатов и детских общественных организаций (скаутов, витязей, детских групп РСХД).

Говоря о принципах и методах общественного воспитания детей, Зеньковский размышляет в соответствии с идеями реформаторской педагогики.

Одну из идей данной педагогики выразил И.И. Горбунов-Посадов: «Дети и молодежь – это часть общества, которая должна раскрывать свои возможности в настоящее время, а не только в будущее время». В.В. Зеньковский видел главную задачу социального воспитания в развитии социальной активности, в привитии «вкуса» к социальной деятельности, «в помощи молодежи обрести самих себя, овладеть теми силами, какими располагает наше время, воодушевить тем идеалом, во имя которого должно преображать жизнь».

Детей Зеньковский призывает активно участвовать в общественной жизни: «Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаем мы себя социальной деятельности, чем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своем развитии». Говоря об этом, Зеньковский, на наш взгляд, имеет в виду то, что молодой человек, имеющий представление о социально-политической обстановке в стране, проще найдет свою нишу в структуре общества. Он раньше начнет продвижение по социальной лестнице и быстрее достигнет ее вершин. Детские общественные организации могут стать стартом для проявления активной личностью своих лидерских возможностей.

Указывая на то, что социум не должен мешать развитию индивидуальных возможностей ребенка, в то же время Зеньковский предупреждает об опасности развития карьеризма и эгоизма у детей: «Задача воспитания в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми». Исходя из данных мыслей о взаимном воздействии социальной среды и личности, Зеньковский предлагает в воспитательном процессе выделять две части - общественную и индивидуальную. Он указывает на то, что человек формируется одновременно и как неповторимая особенная личность, и как часть социума. Соответственно и методы воспитания должны исходить из задач развития обеих сторон личности. На принципе одновременности индивидуального и коллективного воспитания построена работа некоторых детских общественных организаций (скауты, витязи).

Одной из обязательных форм социализации детей Зеньковский называл национальное воспитание. Как социальный психолог Зеньковский исследовал сущность патриотизма, утверждая, что «национальное чувство, достигшее своего полного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной сферы в нас… Смысл национального воспитания в том, что оно должно осуществляться не через сосредоточение на нем, а путем просветления и углубления его связей со всей духовной жизнью, усиления религиозного смысла, чувства Родины, развития потребности жертвенного служения ей».
Зеньковский указывал на опасности, связанные с неправильным национальным воспитанием: денационализацию (потеря языка и культуры); сентиментализм (пассивная ностальгия по ушедшей Родине), шовинизм (презрение к другим народам), фашизм (использование национального чувства в политических целях). Перед II-ой мировой войной он писал: «Любовь к родной стране великое, но не высшее чувство. Там, где любовь к родной стране стоит выше всего, даже выше любви к истине, к добру, там растут ядовитые цветы, которыми поражена современная Германия в своем узком национализме, в стремлении к порабощению других народов». Национальное воспитание сейчас является важнейшим элементом деятельности многих детских организаций в Русском Зарубежье и современной России.

Многие идеи, принципы и методы общественного воспитания, разработанные Зеньковским, были использованы для своей воспитательной работы руководителями детских организаций в эмиграции. Примером может являться труд профессора Белградского психометрического института, идеолога русского скаутизма в эмиграции М.В. Агапова-Таганского «Педагогические основы скаутизма» (Нью-Йорк, 1954 г.). Одна из глав данной работы называется «Социальное воспитание».

Научное наследие Василия Васильевича Зеньковского, пронизанное гуманизмом и христианским миропониманием, и сегодня сохраняет свою актуальность, а личная жизнь мыслителя может быть примером педагогического подвижничества. Его имя должно стоять в одном ряду с признанными теоретиками и практиками российского детского движения О.И. Пантюховым, С.Т. Шацким, И.Н. Жуковым, М.В. Агаповым-Таганским, И.П. Ивановым.

УДК 37.017.93

СУХОРУКИХ Алексей Викторович, кандидат философских наук

ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО

В статье рассмотрены педагогические воззрения одного из крупнейших русских религиозных философов В.В. Зеньковского, акцентированы важнейшие ценностные приоритеты образовательной традиции российской школы и их значимость для подлинного прогресса.

Обозначен когнитивный аспект проблематики соотношения веры и познания в педагогических интенциях В.В. Зеньковского, особо выделен этический вектор познавательной деятельности в рамках целеполагания православной антропологии и концептуальной иерархии христианской антропологической триады «тело -душа - дух». Ключевым принципом не утративших актуальности педагогических новаций В.В.Зеньковского назван принцип соответствия воспитательных задач этапам духовного становления человека.

Ключевые слова: образование; воспитание; христианская антропология; педагогические инновации; развитие личности.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.284-286

SUHORUKHIH Alexey Viktorovich, Candidate in Philosophy

BASICS OF SPIRITUAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF V.V.

The article focuses on the pedagogical views of one of the greatest Russian religious philosophers V.V. Zenkov-sky. It highlights the important value priorities of the educational traditions of the Russian school and their significance for the real progress. The article also highlights the cognitive aspect of the problem of the correlation of faith and knowledge in the pedagogical intentions of V. V. Zenkovsky, stresses the ethical vector of cognitive activity in the framework of the goal setting of Orthodox anthropology and the conceptual hierarchy of the Christian anthropological triad "body - soul - spirit." The principle of correspondence of educational problems to the stages of spiritual development of people is called as a key principle of the pedagogical innovations of V.V. Zenkovsky which have not lost their actuality.

Keywords: education; Christian anthropology; pedagogical innovations; development of personality.

Современное образование находится в непростой ситуации парадигмальной, по существу, деструкции, оттого в первую очередь, что в контексте постмодернистской педагогики утверждает относительность этического начала, отрицая, по большому счету, саму возможность приобщения человека к неподвластным времени абсолютным нравственным императивам. Появившаяся лакуна в образовательном дискурсе может быть преодолена посредством включения в стратегическое планирование фундаментальных ценностных аспектов нравственного воспитания личности, в частности, тех, которые, являясь частью национального педагогического наследия, органично связаны с общечеловеческими гуманистическими культурными традициями.

В этой связи огромный интерес представляют философско-педагогические воззрения В.В.Зеньковского (1881-1962), выдающегося отечественного мыслителя, одного из самых ярких представителей Русского Зарубежья. С его именем, как известно, связано значительное религиозно-педагогическое течение, нашедшее воплощение не только в теории, но и в практике, показавшее пути решения многих проблем культуры и просвещения, которые как особо значимые стали осознаваться только в наше время. Когнитивный аспект проблематики соотношения веры и познания оказался в качестве фундаментального философского вопроса центральным в педагогических интенциях В.В. Зеньковского. Различая эмпирику и рациональный способ познания, подчеркивая важность их сущностного взаимопроникновения, мыслитель вместе с тем отмечал неодинаковость их гносеологических позиций в отношении феномена веры. Как для религиозного философа, для В.В. Зеньковского именно путь веры выступал наиболее целостным, синтезирующим способом познания мира, минуя который человек никогда не приблизится к подлинной, божественной своей сущности. Философ полагал, что наиболее целесообразной будет постанова вопроса не о противопоставлении веры и разума, но о различном масштабе познания рациональным инструментарием и внерациональной сферой духа, причем наиболее отчетливо это проявляется не столько в сфере естественных наук, сколько по отношению к самому человеку, носителю духовной природы и ее таинств . Вместе с тем собственно в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского следует отметить явный приоритет этико-интуитивных средств познания над логико-дискурсивными.

Оценивая состояние современной ему педагогики, мыслитель подчеркивал ее значимость для подлинного прогресса именно в рамках целеполагания христианской антропологии, которая для В.В.Зеньковского представала целостным, иерархически выстроенным знанием, включавшим педагогику, то есть практику формирования человеческой духовности наряду с вероисповеданием, философствованием и сциентикой, в структуру общего антропологического знания и деятельности, направленной на достижение соборности как Царства Божия на земле.

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №5 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #5 part 1, 2015_

Он, в частности, отмечал моменты, немало актуальные и сегодня: «Основная причина современного педагогического кризиса в том и заключается, что педагогическая мысль оторвалась от христианской антропологии, что вслед за другими сферами культуры, педагогика встала на путь секуляризации, отделения себя от веры...Преодоление педагогического натурализма, возврат к обоснованию педагогики в целостном христианском мировоззрении, привлечение идей христианской антропологии к освещению основных проблем педагогики и есть та основная задача, в решении которой лежит ключ к плодотворному творчеству в сфере воспитания» . Одним из основополагающих в педагогической концепции В.В. Зеньковского стал принцип личностной ориентации воспитательного процесса, означающий, по его мнению, сакральную направленность на вхождение человека в соборную благодать Небесной Церкви, проецирующийся - в идеале - в социальную плоскость справедливого общежития. Представление об иерархической структуре личности обусловило у В.В. Зеньковского ключевой принцип приоритетности воспитания над образованием: именно воспитание как формирование ценностных ориентиров, как рождение эмоционально-совестливого отношения, раскрытие «глубин души» - первично, и только после этого адекватно интеллектуальное развитие: овладение, собственно, системой знаний. Поэтому столь ценно и важно детство: весь его смысл «заключается в подготовке к самостоятельному творчеству в жизни, и охрана и развитие творческих сил в нас, творческой основы души является первой и основной задачей воспитания.Если она угасла или подавлена, то все богатство навыков ума. будет мертвым капиталом. Процесс "обучения" поглощает столько сил, так отодвигает, обессиливает творческие порывы, так нивелирует личность, подчиняет ее шаблону, что, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в бесцветных.людей, выполняющих какую-то...социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности» .

Еще одной характерной особенностью педагогики В.В. Зеньковского является приоритет духовного воспитания над эмпиризмом и натурализмом познания, поскольку эмпирическое начало связывалось философом с земной жизнью, тогда как духовное начало, образ Божий в человеке, «который является проводником никогда не прекращающейся связи с Богом» - ассоциировалось с бытием абсолютным, с «жизнью вечной», подготовка к которой в контексте христианской традиции и становится, по убеждению мыслителя, главной сакральной задачей воспитания. Приоритет духовного воспитания над эмпирикой «земного бытия» отнюдь не означал у В.В. Зеньковского отстраненности личности в процессе ее становления от всего многообразия активной психо-эмоциональной и социальной жизни - он лишь принципиально акцентировал ценностный аспект в рамках концептуальной иерархии антропологической триады «тело - душа - дух». «В путях воспитания мы не имеем "линейного" ряда ценностей, - высказывался в этой связи философ, - но должны установить иерархический принцип. Развитие эмпирической стороны в личности есть подлинная и действительная, но все же относительная (в силу инструментальности своей функции) ценность, а развитие духовной сферы есть соотносительная ей, но не относительная ценность: нельзя отрывать эмпирию личности от ее духовной жизни, нельзя впадать ни в педагогический эмпиризм, ни в педагогический идеализм.истина лежит в воспитании целостной личности и иерархическом её строе» . Необходимо заметить, что современная школа лишена понимания основных задач развития по возрастам, тогда как именно В.В. Зеньковским была детально разработана проблематика «возрастных ступеней» и соответствующих им форм духовной жизни ребенка, целей и средств воспитания в различные возрастные периоды. Ключевым принципом этих педагогических новаций становился принцип соответствия воспитательных задач этапам духовного становления человека. И опять-таки, важнейшим, уникальным этапом в духовном становлении личности, в формировании ее самосознания для В.В. Зеньковского представало детство: потенциальное «развитие начала личности, духовных сил.разума и свободы, творчества и саморегуляции» ведь, по сути, «детская душа - это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия ее» . Этапы детства и, следовательно, воспитания как духовной помощи на каждом из них были связаны для философа с этапами раскрытия и «вызревания» Духа в человеческом существе, а значит, в основу возрастной периодизации была положена идея о том, что иерархия триады «тело - душа - дух» проявляется в разные периоды взросления (грудной период, первое детство, второе детство, отрочество, юность) не одинаково, и каждый из перечисленных периодов имеет, как полагал В.В. Зеньковский, свою «духовную установку», причем именно в юности, когда происходит мучительное переживание безграничности данной человеку свободы и преобразование энергии пола в энергию творчества, так необходимо «оцерковление» личности, осознание ею своего креста - ответственности и нравственного долга перед мирозданием. Именно на этом этапе принципиальную важность обретают особые, глубоко личностные (также на уровне таинства) отношения ученика с учителем - учителем, в трактовке В.В. Зеньковского, православным: подвижником, проповедником, «духотворцем», осознающим «божественное зерно», сокрытое в

глубине каждого детского существа, человеком, способным «взрастить совесть», привести учеников «ко спасению» таинством веры, силой нравственного поступка, ибо «выпрямление нравственного существа идет лишь там, где есть вера в достижимость его» . Стоит добавить, что все вышеизложенное остается по-прежнему руководством к действию и ожидает своего практического воплощения.

1. Зеньковский В.В. Несколько слов в ответ г-ну Сережникову // Вестник РСХД. - Париж-Нью-Йорк. - 1930. - № 3.

2. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - Париж, 1934.

3. Зеньковский В.В. Очерк о педагогическом интеллектуализме // Русская школа за рубежом. - Прага, 1923. Кн.2-3.

4. Зеньковский В.В. Апологетика. - Париж, 1957.

5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Церковь и школа. Наша эпоха. -М., 1993.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Лейпциг,1924.

7. Зеньковский В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. - М., 1919. Кн.108, Кн. 110.

1. Zenkovsky V. V. A few words in reply to Mr. Serednikov. . Bulletin of the associations, Paris, NewYork, 1930, No. 3.

2. 2. Zenkovsky V.V. The Problem of education in the light of Christian anthropology. . Paris, 1934.

3. Zenkovsky V.V. Essay on pedagogical intellectualism. . Prague, 1923, В. 2-3.

4. Zenkovsky V.V. Apologetics. , Moskva. 1993.

6. Zenkovsky V.V. Psychology of childhood. Leipzig, 1924.

7. Zenkovsky V.V. The principle of individualism in psychology and pedagogy, . Questions of philosophy and psychology, Moskva. 1919. В.108, В.110.

Сухоруких Алексей Викторович, кандидат фи- Suhorukhih Alexey Viktorovich, Candidate for

лософских наук, научный секретарь Воронеж- Doctorate in Philosophy, Academic Secretary of

ского филиала РФО, the Voronezh Branch of Russian Philosopher