Высшая степень отличия - звание "герой российской федерации". Положение о звании героя российской федерации

Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта.

Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции. Распространенной причиной эмоции интереса являются генерируемые индивидом воображаемые образы, связанные с достижением целей, которые ставит перед собой индивид .

С точки зрения внешних проявлений интерес трудно определить точно, поскольку выражения лица при интересе не столь определенны, как при многих других эмоциях. Инстинктивным при этом может являться легкое приподнимание или опускание бровей, небольшое расширение или сужение век, легкий наклон головы к плечу. В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто он присматривается или прислушивается. Человек обнаруживает признаки любопытства и захваченности, при интенсивном интересе человеку свойственно воодушевление и оживление. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью .

Можно выделить несколько направлений определения интереса.

Первое направление можно назвать аксеологическим . Оно связано с этимологией слова «интерес». Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно - таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова « interest » с латинского - имеет значение, важно .

Существует мнение, что познавательный интерес носит бескорыстный характер ., но есть и другая точка зрения. Так, С.П. Манукян убежден, что в понятийном аппарате педагогики должно существовать понятие «интерес» в значении «польза», «благо», «выгода». Он считает, что в настоящее время вся педагогическая литература признает существование лишь познавательного интереса, слово «интерес» в ней означает только внимание, направленность, желание, и большинство исследователей не оставляют места в общей концепции мотивации учения для интереса ученика в качестве пользы . Поэтому в этой концепции почти не существует теоретического положения о заинтересовывающем обучении, и в научном педагогическом обращении не существует понятия «интерес» в значении «польза». С этим С.П. Манукян не может согласиться и предлагает пересмотреть существующее положение в педагогической науке, опираясь на то, что в настоящее время широко распространяется идея личной заинтересованности в сочетании с общественными интересами .

Эта трактовка интереса близка по определению к ценностным ориентациям, так как ценности - это субъективные отражения в сознании индивида некоторых свойств предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить потребности человека .

Второе направление определения интереса можно назвать аттитюдным (англ. attitude - отношение) , так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. А.А.Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе . По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом , а В.И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение . Г.И. Щукина, утверждает, что это особое избирательное отношение к окружающему миру . Предполагается, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной - смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл .

Третье направление векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных . Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности , и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности , В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности . Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал .

Другие ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г.И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира», одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру» . А.К.Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и Т.А. Матис полагают, что это направленность активности , а Э.Ф. Зеер считает, что это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности .

Определить суть понятия «интерес» можно при помощи сравнения с понятиями « потребность » и « мотив », поскольку одни и те же авторы в своих работах называют интерес то потребностью, то мотивом. Иногда исследователи природы интереса пытаются объединить понятия «потребность» и «мотив». Например, В.Симонов считает, что интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива .

А.А. Реан и Я.Л. Коломинский пишут о том, что интерес может выступать в качестве мотива, который является внутренним побуждением личности к активности, а побуждение связано с удовлетворением потребности .

Но существуют и однозначные определения. Например, интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности .

Особое значение ученые придают познавательному интересу.

По мнению Г.И. Щукиной, он вырастает из потребности знать, то есть, рождается из общей глобальной потребности человека в познании . Е.П. Ильин предпринял попытку проанализировать многообразие взглядов на интерес как психологический феномен . Он пришел к выводу, что разные определения интереса имеют два общих обстоятельства: наличие в интересе потребности и положительное переживание этой потребности. Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей, но, как отмечает Е.П. Ильин, было бы неправильно отождествлять интерес и потребность. Он убежден, что отличие здесь очень тонкое, многие ученые его чувствуют интуитивно, но с объяснениями затрудняются . По мнению С.Л. Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости .

С другой стороны, существует мнение, что интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность, потребность. Так, в словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указывается, что в ряду потребностных отношений интерес занимает промежуточное положение, возникает на основе познавательного влечения (желания) и может перерасти в устойчивую потребность . В.Н. Максимова выводит такую последовательность развития интереса: познавательной интерес как мотив деятельности способствует появлению познавательной потребности, а на базе познавательной потребности, в свою очередь, рождается познавательный интерес как мотив действий .

Точка зрения на интерес как мотив встречается также часто, как и утверждение, что интерес это осознанная потребность. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова интерес представлен как мотив или мотивационное состояние . А.В. Петровский называет интерес мотивом, который является постоянным побудительным механизмом познания . Д.К. Гилев полагает, что из всех мотивов самый сильный мотив это тот, в основе которого лежит познавательный интерес . М.В. Матюхина и Г.И. Щукина также рассматривают познавательный интерес как мотив учебной деятельности . По мнению же Н.Г.Морозовой, интерес вообще не является разновидностью мотива .

По различным основаниям интересы классифицируют: на индивидуальные (личные), социальные (интересы группы или общности) и общественные - по их носителю (субъекту, что, кстати, на наш взгляд не одно и то же) ; по сферам общественной жизни - на экономические, социальные, политические и духовные; по степени общности - на частные и общие; по длительности - на долговременные и кратковременные; по формам сознания - на идейные (связанные с мировоззрением), политические, нравственные, эстетические; по видам деятельности - профессиональные, общественно-политические, учебно-познавательные; по степени устойчивости - на слабо-, средне-, сильно-устойчивые; по адекватности отражения - на мнимые и действительные, осознанные и неосознанные .

Одним из самых важных оснований различения интересов является их осознанность или неосознанность. Эту характерную особенность интереса отмечает практически каждый исследователь: «...нельзя не учитывать, что интересы осознаются и тем самым обретают относительную самостоятельность и субъективно-реальную определенность» ,»осознание объективного интереса может создавать мнение, что интерес является субъективным фактором, особенно тогда, когда он осознан» .

Осознанность - содержательная часть, а не внешняя сторона или отношение к интересу. Если нет осознанности, нет и интереса, а за ним нет и действия. Объективная реальность, потенциально способная стать интересом, оставляет субъекта равнодушным и бездеятельным. Она остается лишь объективной реальностью, не избранной, не оцененной, незначимой, неинтересной для субъекта .

Зачастую осознанность интереса понимают как объективное положение дел, отраженное в сознании. Но в случае интереса мы имеем дело не с любой объективной реальностью и не с любым отражением. Они содержательно нагружены, и только с определенными характеристиками входят в структуру интереса.

Осознание относится к объективной реальности не как слепок, образ реальности, не зеркальное отражение всей и всякой реальности, а как активно-избирательное, субъективно-деятельное отношение, создающее в сознании образ некой новой, модифицированной ситуации, в которой исходная обстановка получает вид, весьма отдаленный по своим структуре и функциям от первоначального .

Мало того, что структурные элементы и части, которыми обладает объективная ситуация, там могут оказаться далеко не в полном составе, но и оказавшиеся в нем могут быть дополнены несуществующими в актуальности (желаемыми, домысливаемыми, востребуемыми), а связи и значения их могут оказаться измененными, иногда до противоположных. И лишь в таком фрагментарном и измененном виде объективные предметы, процессы, отношения составят объективно-субъективное содержание интереса. Всеми этими метаморфозами интерес обязан тому внутреннему ситу, призме, которое тоже составляет часть его содержания, и состоит из связки ценности-значимость . И субъект будет действовать не во всей и не со всей совокупностью взаимосвязанных объективных факторов, а лишь с той ее частью и в том виде, как это представлено ему в интересе. Поэтому когда говорят об осознанности или неосознанности интереса конкретного субъекта, то, по всему, имеют в виду оценку трансформирующего влияния (коэффициент искажения) этой «призмы» на адекватность получаемого образа соответствующей объективной обстановке .

Сама отражаемая реальность, в общем-то, не несет значимого социального содержания, ею может быть и природная, и социальная реальность с их объектами, отношениями, изменениями. Это может определять конкретные проявления содержательно различных интересов, но не затрагивает его сущность. А вот уже для всех остальных частей, составляющих содержание интереса, социальность - не возможный, а неотъемлемый признак . Возникающий в сознании субъекта образ будет иметь форму и содержание, которые ему определят значимость и ценность. В виде системы ценностей в субъективный мир субъекта войдет общество, но «обживется» там, преобразуется и приобретет актуальное существование в его психических акцентах, переживаниях и ощущениях в виде его собственной системы значений, диктуемых значимостью тех или иных ценностей для него. И эти две системы не тождественны друг другу, а при определенных условиях могут быть разделены «дистанцией огромного размера» .

Наиболее глубокой и содержательно раскрывающейся классификацией интересов является классификация по субъекту, или носителю интереса. Не случайно она самая устоявшаяся и общепринятая. Но ее содержательные характеристики требуют специального анализа. Поэтому здесь мы ограничим разбор имеющихся классификаций и перейдем к другой, самостоятельной и очень важной проблеме - проблеме взаимодействия и сочетания интересов .

В самом общем приближении к этому вопросу, можно отметить, что в существующих исследованиях просматриваются два подхода к проблеме взаимодействия интересов .

Первый рассматривает иерархию и динамику различных интересов в рамках принадлежности их одному субъекту, что дает возможность «определить их конкретную направленность... и конкретнее различать причины тех или иных действий» .

Второй подход - мы назвали бы его социологическим - рассматривает иерархию и взаимодействие интересов, принадлежащих разным субъектам: «Во многих вопросах... недостаточно знать только, чей интерес, и каков он». Возникают задачи реализации интересов... «говоря о практическом, действительном взаимодействии интересов, особое внимание следует уделить как раз таким, которые оказываются конкретно взаимосвязанными интересами сторон-участников» . Без знания содержания различных интересов и возможных способов их взаимодействия невозможно ни понять сути общественных процессов, ни выстроить целенаправленную и эффективную социальную практику.

Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения . Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса . Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент . И, наконец, для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное . Таким образом, интерес это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы . Кроме того, определены основные свойства интереса - предметность и осознанность.

Интерес является сложным и неоднородным понятием. И это подтверждает множество его интерпретаций и определений. Предполагается, что интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Интерес - это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность .

Интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива . Следовательно, с точки зрения субъекта деятельности, он процессуален. В нем есть уровни. Мы выделяем два уровня, каждый из которых определяет форму ориентации субъекта (в данном контексте -- студента) на учебный процесс. Проблема в том, как сделать студента, выступающего как объект учебного процесса, субъектом этого процесса .

Выделяются два уровня интереса:

1) уровень ближайшего интереса;

2) уровень коренного интереса .

Различие между ними можно обозначить, например, в аспекте временного отношения: первый исходит из ценности данного момента в случайных обстоятельствах навязанного субъекту бытия, по сути, представляя из себя его (бытия) приспособительный момент; второй ориентирован на будущее, определяющее настоящее в форме связанных самим субъектом обстоятельств, находящихся в отношении к субъекту .

Зная условия и закономерности организации конкретного вида деятельности, можно наладить процесс управления этой деятельностью посредством интереса .

Важным является понимание того факта, что для субъекта ситуация должна выступать подчиненной (управляемой), где он может проявлять активность и сознательность в постановке и реализации целей, т.е. сознательно определять смысл деятельности, действовать в направлении реализации коренного интереса .

При соблюдении этого условия в системе «человек -- среда» последняя, являясь обстоятельствами созданными человеческим субъектом, выступает как средство для свободного самовыражения индивидуальности субъекта. Субъект ощущает себя личностью, интерес которой представлен как процесс реализации его потребностей в подчиненной среде .

Интересное -- важнейшая комплексная категория, охватывающая практически все явления культуры . Среди оценочных эпитетов, применяемых в наше время к произведениям литературы и искусства, науки и философии, «интересный» -- едва ли не самый частый и устойчивый. Если в прежние эпохи ценились такие качества произведения, как истинность и красота, полезность и поучительность, общественная значимость и прогрессивность, то в XX веке, и особенно к его концу, именно оценка произведения как «интересного» служит почти ритуальным вступлением ко всем его дальнейшим оценкам, в том числе критическим . Если произведение не представляет интереса, то и разбор его лишен мотивации. Еще до того как мы пускаемся в разбор произведения с какой-то специальной точки зрения, мы говорим, что это произведение представляет определенный интерес и тем самым побуждает нас к анализу. Более того, понятие «интересного» не только служит введением в дискуссию о предмете, но часто выступает и как заключение и увенчание дискуссии . «Несмотря на отмеченные недостатки, эта статья интересна тем, что...» «Указанные достоинства произведения позволяют объяснить тот интерес, который оно вызвало у читателей». «Интересность» -- это исходное, интуитивно постигаемое качество произведения и одновременно конечный синтез всех его рациональных определений .

Исследование концептуальных положений многих авторов показывает, что интересы могут отличаться в соответствии со следующими показателями:

в зависимости от качественных психологических характеристик - устойчивые, неустойчивые, действенные, недейственные, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные, слабые, сильные, пассивные, активные ;

объём интересов, количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), указывающих на многосторонность развития личности .

Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах её деятельности: трудовой, научной, общественной и развлекательной (досуг), или познавательной. Отсюда как бы отпочковывается особый вид интереса, требующий своего детального изучения - познавательный интерес. И прежде чем перейти к его непосредственному изучению, считаем необходимым остановиться более подробно ещё на одном аспекте интереса - его направленности .

Познавательный интерес - это познавательная форма направленности на предметы, побуждающая человека к различным видам деятельности и активизирующая её . Теоретико-методологическое исследование проблемы познавательного интереса в обучении с позиций отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяет уточнить сущность, содержание и структуру познавательного интереса.

М.В. Матюхина соотносит познавательный интерес с интегральным проявлением мотивационной сферы . А.Н.Леонтьев исследует познавательный интерес преимущественно в сфере деятельности . Г.И.Щукина сравнивает познавательный интерес с самым значительным свойством человека познавать окружающий мир, его многообразие, отражать в сознании его сущностные стороны .

Автор полагает, что познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности .

В.Б. Бондаревский источником формирования познавательного интереса рассматривает: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. В соответствии с данным подходом познавательный интерес - процесс, постоянно функционирующий в деятельности школьника и взаимодействующий с мотивами, устойчивыми способами поведения, который «все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности» .

С. Симонов, рассмотрев интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологическую структуру интереса, исследовал её внутреннюю природу, выражающуюся в совокупности интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов .

Г.И.Щукина рассматривает интерес как особое качество, как интегральное образование, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное .

Анализ психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме позволил установить, что формирование познавательного интереса следует рассматривать с двух позиций: его внешних и внутренних проявлений. С позиции исследования внутренних проявлений познавательного интереса А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Г.И.Щукина выделяли как отдельные психологические процессы, включающие интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях с ним .

В контексте проводимого исследования следует отметить, что познавательный интерес, как средство обучения, связан с проблемой занимательности, рассмотренной в ряде работ по психологии и педагогике. Следует выделить следующее направление по изучению познавательного интереса. Познавательный интерес рассматривается как средство обучения, стимул обучения, в работах О.С.Васильевой, О.В.Прозоровой, А.К.Марковой .

Познавательный интерес в соответствии с работами В.Б. Бондаревского, Г.И.Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам.

В данной связи следует отметить, что поиск эффективных форм, методов и средств развития познавательного интереса связан с развитием личностных качеств обучаемых. Анализ педагогических работ показывает, что ученые выделяют различные педагогические средства. Так, В.Б. Бондаревский для формирования глубокого интереса к знаниям рассматривает такую форму, как игра, включающую подбор учителем фактов, интересных сведений, составление заданий творческого характера, использование личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, чтение научно-популярной литературы; обучение умениям и навыкам работы с различной литературой; организация соревнований, конкурсов .

Рассмотрев существующую литературу по вопросу интереса, стало понятно, что существуют понятия «интерес» и «интересное», которые могут в той или иной степени определить то, в какой степени - сильнее или слабее - запомнить информацию, соответственно существует большое количество видов интересов, определяющих сферу, в которой человек будет развиваться, например познавательный интерес.

Многие авторы склоняются к тому, что главная функция, которую выполняет интерес, является познавательной, следовательно можно сделать вывод о том, что в процессе обучения студента в ВУЗе интерес является одним из существенных условий, обеспечивающих успешность обучения. Во взаимодействии с памятью интерес проявляет свою пользу в учебном процессе, влияя на количество запоминаемой информации.


Если само право - это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос - соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно... Таким образом, юридический интерес к поведению - это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего - с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно - социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм - это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

( А.Б. Венгеров )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение интересов: объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права;

(Определение может быть приведено B иных, близких по смыслу формулировках.)

2) виды и примеры интересов:

Личные (например, гражданин хочет приобрести дачу и подыскивает подходящий вариант)

Общественные (например, семьи c маленькими детьми добиваются строительства во дворе своего дома детской площадки);

Государственные (например, повышение боеспособности вооружённых сил государства);

Национальные (например, сохранение национального языка и культуры).

Могут быть приведены другие примеры интересов

Взвешенная оценка собственных интересов, целей и возможностей является одним из ключей к выбору программы и ВУЗа, поступлению, успешной учебе и карьере. Но иногда бывает, что человек лучше знает, что он точно не хочет делать, а определить свои пожелания затрудняется. Встречаются люди, которым одинаково легко даются все предметы, но ни один не вызывает особого интереса. Случается, что человек точно знает, чем хотел бы заниматься, но посвятить жизнь этому виду деятельности кажется ему невозможным или непрактичным. И все же, не определив свои пожелания и возможности для их осуществления, вряд ли можно рассчитывать на то, что правильное решение придет само собой.

Вооружившись бумагой и ручкой, в спокойной обстановке, предлагаем провести небольшую внутреннюю ревизию и составить опись имеющегося в Вашем распоряжении жизненного багажа.

Ваши интересы

Для начала обдумайте вопросы, касающиеся Ваших интересов – ответы на них становятся отправной точкой для подбора Вашей программы и ВУЗа, если Вы обращаетесь к услугам наших специалистов по консультированию :

  • Нравится ли Вам выбранная специальность и род деятельности? Почему?
  • Есть ли у вас сомнения по поводу выбранной специальности? Если да, то какие?
  • Получаете ли Вы от уже имеющегося опыта и знаний максимум?
  • Чувствуете ли Вы наличие серьезных пробелов в собственных знаниях или опыте?
  • Чувствуете ли Вы наличие препятствий, сформированных Вашими внутренними убеждениями: свой потолок, недоверие к своим способностям и полученным результатам и т.д.?
  • Какие именно навыки хотели бы получить или развить?
  • Хотели бы Вы заниматься чем-то другим, даже если это кажется сейчас невозможным? Чем именно?
  • Какие предметы давались Вам во время обучения лучше всего?
  • Есть ли у Вас хобби, серьезные увлечения? Чем бы Вы готовы были заниматься, даже не получая за это денег?

Отвечая на некоторые вопросы, воспользуйтесь в качестве информации для размышления Полным списком предметов, преподаваемых в Великобритании .

Ваши цели и приоритеты

  • В какой стране Вы хотели бы жить и работать?
  • Какая карьера вам ближе: корпоративная, научная, академическая, собственный бизнес или творчество?
  • Каковы характеристики Вашей идеальной работы (от продолжительности рабочего дня до ее эмоциональных характеристик)?
  • Ваши представления о достаточном доходе?
  • Ваши представления о желаемом социальном статусе?
  • Ваши представления о престижности работы и мера ее оценки?

Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам по профессиональной ориентации и не пожалейте времени на выполнение профориентирующих тестов. Зарегистрировавшись на нашем сайте, Вы сможете подробнее узнать о наиболее полезных и качественных из них. Это не только отличная возможность получить стороннюю оценку своих успехов, достижений, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, но один из способов лучше понять себя, определить цели и внутренние препятствия к их реализации. В Великобритании профессиональная ориентация является очень распространенной услугой, так или иначе ее предлагают почти все университеты в форме Skills Portal в Интернете и консультаций в университетских Центрах карьеры (Career Services).

Ваши возможности

На следующем этапе обдумайте свои возможности:

  • природные способности и склонности;
  • академические достижения: при поступлении на последипломные программы в очное собеседование с иностранными студентами обычно не проводится, поэтому кроме подтвержденной квалификации, диплома и оценок, необходимо предоставить результаты исследовательских работ, публикации и рекомендации;
  • языковые возможности;
  • профессиональные достижения: например, предыдущий опыт управленческой работы обязателен для МВА, а для ряда творческих специальностей необходимо портфолио;
  • transferable skills - навыки, полученные в процессе любой деятельности в течение всей жизни (работа, учеба, изучение языков, переговоры, исследования, спорт, музыка, рисование, любые хобби), которые могут быть применены в других областях. Они делают человека более гибким, облегчают адаптацию к новым условиям, помогают реагировать на новые вызовы, вырабатывать нестандартный взгляд на проблемы. Они являются важной составляющей того творческого и личностного потенциала, который человек приобрел в ходе всей своей жизни.

В ходе Вашей ревизии не ограничивайте себя предложенными вопросами. Чем больше критериев для оценки будет выбрано, тем шире в результате получится взгляд на себя и свою биографию. Это поможет открыть и найти применение тем личным возможностям, о которых Вы могли даже не задумываться раньше.

Когда у человека пропадает интерес, у него нет радости, нет желаний и мир видится словно в кривом зеркале. Кажущееся отсутствие перспектив приводит к затяжной депрессии. Монотонная жизнь превращается в жалкое существование, лишенное смысла и вдохновения.
Если перед вами встал вопрос: как найти свои интересы , значит вам предстоит долгая работа над собой. Как проходит подобная работа? Направления всего два - самонаблюдение и самоанализ. Вот, с чего необходимо начать.
Самонаблюдение означает фиксацию момента, когда вы утратили свой интерес. Это произошло в юности, когда родители навязали вам свою волю и отправили учиться по специальности, которая вам не близка? Либо время потери интереса относится к недавнему прошлому, когда вас перестала удовлетворять работа или зарплата? Отмотайте пленку назад и зафиксируйте время. Интерес пропал вчера? Пять лет назад? Или тридцать? Одно это заставит вас удивиться. «Выходит столько лет я провел как во сне? Бессознательно исполняя навязанное извне!»
И здесь вы подходите к этапу Самоанализа, когда нужно перестать делать круглые глаза, рыдать и биться в истерике, а спокойно и трезво принять ситуацию и начать анализировать - почему это случилось именно с вами?
Чтобы помочь вам на этом этапе, мы дадим ряд интересных подсказок, которые помогут лучше разобраться в себе. Помните, целеустремленность - это заложенная в карте человека данность, которую необходимо использовать как возможность, а не как приговор. Ставя перед собой цели, тщательно проверяйте свою мотивацию - задавайте себе вопрос: для чего я это делаю, что движет мной на самом деле?
Итак, снова обратим внимание на Квадрат Пифагора . Используя свою дату рождения, рассчитываем матрицу и смотрим на количество цифр в линии целеустремленности. Эта «волшебная» линия располагается сверху, там, где вписаны единицы, четверки и семерки.
Сосчитайте количество цифр в этих ячейках и посмотрите интерпретацию значений, раскрывающих вашу целеустремленность.

Квадрат Пифагора

Полная дата рождения обязательна для вычисления

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 - Январь 2 - Февраль 3 - Март 4 - Апрель 5 - Май 6 - Июнь 7 - Июль 8 - Август 9 - Сентябрь 10 - Октябрь 11 - Ноябрь 12 - Декабрь

Обновить

Если в линии 1, 4, 7 цифры полностью отсутствуют: человек плывет по течению, не ставит перед собой больших целей и задач, надеется, что кто-то за него примет решение. Он очень податлив, мягок, безволен, его легко переубедить и заставить отказаться от своих планов. Такие люди могут быстро терять интерес, двигаясь за тем, что модно или актуально. В этом нет ничего плохого, но будет лучше, если в этих метаниях из стороны в сторону вы все-таки будете обращать внимание на знаки и слышать голос своей души.

Если в линии 1, 4, 7 всего одна цифра: человек стремится к цели на словах, но ничего для этого не делает. Он надеется на помощь семьи, друзей или на счастливый случай, и, если его ожидания не оправдываются, он может впасть в уныние и начать искать вокруг виноватых. С такой целеустремленностью вам нравится казаться, а не быть. Поэтому, чтобы отыскать свой интерес, нужно начать делать хоть что-то. Пробуйте. Все познается в сравнении. Зачем ставить цели – позвольте себе быть собой и просто получайте наслаждение от того, что делаете.

Если в линии 1, 4, 7 две цифры: человек ставит разумные цели, но идет к ним медленно, осторожно, постоянно выверяя собственные силы, и только с приходом опыта начинает верить в себя и не бояться будущего. Не стоит зацикливаться на финансовой стабильности. Мир - это пространство вариантов, которые необходимо использовать. Не бойтесь ошибиться, не бойтесь выбирать то, что вам по сердцу, но не приносит больших барышей. Любой опыт - это ступени успеха. Поэтому не зацикливайтесь на рациональном.

Если в линии 1, 4, 7 три цифры: человек может менять свои цели совершенно не предсказуемо, экстренно, вдруг, внезапно. Часто его выбор ничем не оправдан и не объясним. С такой целеустремленностью сложно остановиться на чем-то одном. Хочу всего, сразу и побольше. При этом все равно не идет дальше одного «хочу». Вам нужен быстрый результат, вы ждете урожай сразу же, как посадили семена в землю. Но так не бывает. Определитесь с приоритетами и уверенно двигайтесь в одном направлении. Тогда и ваш интерес будет крепнуть и показывать свои перспективы.

Если в линии 1, 4, 7 четыре цифры: сильная целеустремленность. Человек ставит перед собой цель, только после этого начинает соизмерять свои возможности и проверять свой интерес. Поэтому вы часто достигаете тех целей, которые не соответствуют ни вашим интересам ни возможностям. Необходимо определиться с нужным направлением, но при этом не стоит занижать цели. Найдите баланс. Не замахивайтесь на то, в чем вы не совсем уверены. Будьте честны перед самим собой, и тогда ваш интерес обретет более реальные очертания.

Если в линии 1, 4, 7 пять цифр: очень сильная целеустремленность. Поставив перед собой цель, человек может забыть о том, что рядом с ним люди, близкие и родные. Вы слишком увлечены этой гонкой, чтобы замечать знаки Жизни. И, как результат, - можете больше потерять, но цели не достичь. Необходим контроль за чувством меры в достижении поставленной цели, чтобы не улететь в иллюзиях далеко от земли.

Если в линии 1, 4, 7 шесть и более цифр: целеустремленность присутствует, но либо цели слишком недостижимы, либо их сразу несколько, – тогда силы распыляются, а движения вперед нет. Поэтому важно разделить свои интересы на приоритетные и не очень. Отделите зерна от плевел и поймите, что сейчас важно именно для вас. Умение идти в одном направлении, быть цельным, - вам очень пригодится.

Итак, осознав свою целеустремленность и приняв к сведению, теперь можно определиться с тем, что может быть интересно. И здесь самый простой и действенный способ - проявить интерес к тому, что Жизнь хочет сказать персонально вам . Как же это понять? С помощью знаков, которые Жизнь использует в качестве символического языка. Эти видимые маркеры (подсказки) описаны в нашем календаре ХАРАКТЕР ДНЯ . Именно на них следует ориентироваться, когда вы что-то задумали, когда ситуации подталкивают вас к принятию каких-то решений. А уж если Жизнь говорит с вами посредством цифр, то узнайте свое число внимания и удачи , - и начните ориентироваться с их помощью.
Если просто сидеть и ждать, когда интерес свалится вам на голову, то вы ошиблись. Так, конечно, бывает, но лишь с теми, кто понимает знаки Судьбы, кто вышел на прямое общение с Жизнью. Она всегда играет на вашей стороне.

29.12.2017

Что такое профессиональные интересы

Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.

Профессиональные интересы – это позитивное отношение к определенной сфере деятельности, а также Ваша личная заинтересованность заниматься именно этим делом.

Определить Ваши профессиональные интересы, понять себя и свои желания развиваться в определенной сфере Вам поможет специальный тест, основанный на методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока .

Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов

А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.

Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.

Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.

Для кого подходит методика Голомштока?

Выбрать правильную профессию сложно, ведь предполагается, что Вы будете работать в этой сфере всю жизнь. Именно поэтому стоит уделить этому вопросу много внимания, чтобы в будущем не пожалеть о своем выборе и развиваться в той сфере, где Вы будете успешны. Опросник по определению профессиональных интересов Голомштока, в первую очередь, рекомендуется проходить старшеклассникам, которым необходимо делать свой профессиональный выбор. Помимо этого, метод стоит опробовать студентам, которые сомневаются в своей специальности; людям, задумывающимся о смене профессии; работникам, которые довольны своей профессией, но желают улучшить навыки.

Инструкция по прохождению методики

Прохождение опросника на выявление профессиональных интересов не требует специальной подготовки, и Вы всегда можете пройти тест прямо на нашем сайте онлайн.

Опросник представляет собой 120 несложных вопросов, касающихся Ваших способностей, занятий и интересов. Вам только нужно будет выбрать подходящий ответ:

  • очень хотелось бы, нравится этим заниматься;
  • нравится, но не очень сильно;
  • затрудняюсь ответить;
  • не хотелось бы, не нравится;
  • очень не хотелось бы, совершенно не нравится.

Результаты

По прохождению методики Вам будет показан список из 23 профессиональных направлений и дана оценка Вашего личного интереса к каждой специальности.

Кроме того, наш сайт посоветует Вам литературу, которую Вы можете почитать для того, чтобы лучше понять свою расположенность к какой-либо профессии.

Благодаря этому, Вы сможете лучше понять свои интересы и желания в профессиональной сфере и сделать выбор в пользу той специальности, которая будет приносить Вам радость и успех.

Проходите тест прямо сейчас!