Изо в коррекционной школе. Типы уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе viii вида

Гульсум Тажетдинова
«Осенний лес». Конспект урока по ИЗО в коррекционной школе

Цель : Закрепить умение детей передавать в рисунке основные признаки деревьев осенью .

Задачи :

1. Закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание частей деревьев - ствол, ветки, крона; умение располагать рисунок на листе бумаги; передавать их характерную окраску в осенний период ; закреплять навык раскрашивания акварельными красками и кистью в определенной последовательности, уточнять и обогащать представления обучающихся об окружающей действительности- признаки осени , жизнь растений осенью .

2. Развивать зрительную память, пространственную ориентацию - в середине, слева, справа, передачи их образа; мышление при анализе различных видов деревьев; моторику рук; воображение путем переноса жизненного опыта в рисунок; связанную речь путем ответов на вопросы, обогащать словарный запас (части дерева) .

3. Воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы.

Оборудование : Картина Левитана И. И. «Золотая осень » ,иллюстрации с осенним пейзажем , образец, схемы, букет из осенних листьев , акварельные краски, кисти, ластики, альбомы.

Словарь : береза, елка, осень , золотая, крона, ствол, ветки, береста.

Ход урока:

I) Организационный момент :

Ребята, у меня в руках геометрические фигуры, назовите цвет и форму.

II. Введение в тему : 1. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь этот месяц, да?

Какое время года наступило? (Осень ) .

Правильно, осень !

Назовите осенние месяца ?

Как вы догадались? По каким признакам? Молодцы!

2. Дидактическая игра : «Собери картину»

Ребята,что вы видите на картине.

Приглашаю вас в осенний лес .

2. Игра «Осенний лес »

Закройте все глаза и представьте, что мы в лесу.

Что вы видите и слышите в лесу?

(ответы детей, игра на творческое воображение : птицы поют, лес шумит, пробежал заяц, белка прыгает с ветки на ветку).

Молодцы!

-Отгадайте загадку : Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, это…. (сова) .

Беседа по картине : -В лесу живёт мудрая и таинственная сова (показ картины, и она пропустит нас в лес, только если мы назовём ей 3 правила, которые необходимо соблюдать в лесу.

(показ таблицы : НЕ СОРИ! НЕ ГУБИ! НЕ ШУМИ).

Давайте все вместе прочитаем. (хоровое произношение) .

Что означает слово «НЕ СОРИ» ? (нельзя сорить в лесу, не должны оставлять за собой мусор) .

Что означает слово «НЕ ГУБИ» (в лесу ничего лишнего нет. Не рвите цветы, не ломайте ветки, не розаряйте муравейники и птичьи гнёзда).

Что означает слово «НЕ ШУМИ» (будете шуметь- распугаете птиц,

нельзя в лесу громко слушать музыку).

В лес мы приходим как гости. А как ведут себя в гостях (ответы детей)

III) Основная часть :

Ребята, сегодня у нас урок на тему «Осенний лес » и поговорим с вами о деревьях

1. Загадки о деревьях :

А сейчас послушайте загадки и отгадайте о чём говорится?

1. Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

2. Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоня)

3. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Берёза)

А кто знает стихотворение про берёзу? Про листья?

2. Игра «С какого дерева листок»

3. Упражнение в классификации :

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Что здесь лишние? Почему?

4. Знакомство с картиной И. И. Левитана

1. Я принесла иллюстрацию, давайте рассмотрим (на доске висят картина И. И. Левитана «золотая осень » )

Один из самых известнейших пейзажистов – Исаак Ильич Левитан.

Рассмотрим одну из картин «Золотая осень » .

Что вы видите на картине?

Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды между невысоких берегов. Вдали открываются осенние леса . Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей травой. Слева вы видите деревья.

Какие деревья он нарисовал (берёзовая роща)

Какого цвета небо?

Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа ? (жёлтый,коричневый, зелёный, оранжевый,голубой) .

Какое настроение передаёт художник?

Мы можем сказать, что на картине осень показана ЯРКО и ПРАЗДНИЧНО.

2.- Ребята, посмотрите какой рисунок вы сегодня будете рисовать.

(Показываю образец детям)

Мы с вами нарисуем берёзу? Анализ объекта изображения (образца-) :

Что есть у берёзы (ствол, ветки, листья)

Какого цвета листья у березы.

На какую геометрическую фигуру похожа листья берёзы.

Чем покрыта ствол берёзы (показ бересты : раньше когда не было бумаги писали на бересте, плели обувь «лапти» ,корзины).

3. -Берёзу можно нарисовать цветными карандашами, сделать из цветной бумаги (обрывание, из пластилина (показ поделок) .

Сегодня, ребята мы нарисуем берёзу, в технике тампонирования, посмотрите, как она выполняется.

Показ действия учителя :

1. Располагаем лист вертикально, начинаем рисовать ствол березы не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Рисуем восковым карандашом изогнутую линию, оставляя интервалы, чтобы в ствол «вставить» ветви.

2. В тех местах, где мы оставляли интервал, рисуем ветки, ветви у берёзы изогнутые.

3. Продолжаем дополнять ствол дерева веточками.

4. Продолжаем работу восковым карандашом – рисуем темные участки на коре ствола березы.

5 .Переходим к работе акварелью. Раскрашиваем фон вокруг дерева губкой синего цвета

6. Листья мы будем рисовать с помощью жесткой мочалки для мытья посуды. Смачиваем краску водой, обмакиваем мочалку в краску и с помощью метода тычка рисуем листву : жёлтого, оранжевого цвета.

4. Физкультминутка

Мы листики осенние , на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

5. Самостоятельная работа детей.

(помощь затрудняющимся, индивидуальный подход, поощрение) .

IV. Анализ урока .

1. Выставка рисунков учащихся.

2. Анализ работ :

Смотрите, какие красивые, прекрасные, как настоящие, получились наши берёзки.

V.Рефлексия.

А сейчас, если у вас на уроке не было трудностей , поднимите красный листик, если у вас возникли трудности, поднимите желтый листик.

VI.Итог :

Какая тема была на нашем уроке ?

Какое время года на ваших рисунках?

Как называется техника рисования?

Вы все молодцы! Спасибо.

Публикации по теме:

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и.

Конспект урока чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы по изучению басни Задачи: - учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; - уточнить представления о жанровых особенностях басни;.

Тема урока: «Решение задач». Цель урока: работать над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, учить проверять правильность решения.

Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида Тема: «Предлог».Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении. Задачи урока: 1. Образовательные:.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Буква В. Слоги и слова с буквой В» Конспект урока письма в 1 классе СКОУ 8 вида Учитель – дефектолог Солосенкова В. В. Тема урока: «Буква «В». Слоги и слова с буквой «В»».

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы «Весна - природа пробуждается» Тема урока: Весна – природа пробуждается (4 класс) Цель урока: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Библиотека изображений:

БОУ КМР ВО « Талицкая средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3, 5, 7 -9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

на учебный год

Составитель рабочей программы:

учебный год

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ .

Структура рабочей программы по ИЗО

предусматривает следующие разделы:

I. Пояснительная записка

II. Основное содержание предмета, практические работы

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Нормы оценок

V. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

· Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

· Учебный план БОУ КМР ВО « Талицкая СОШ» на учебный год.


Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

2. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

3. Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

Применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

Применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.


Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

· коррекционно – обучающую;

· коррекционно – развивающую;

· коррекционно – воспитательную;

· воспитание положительных качеств личности;

· развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

Межпредметные связи:

· ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

· ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

· ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

· ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

Учебно-тематический план по изобразительному искусству

предусматривает следующее распределение по часам:

ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в3, 5 и 7 кл.;

ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 3, 5 и 7 кл.; в 8-9кл. 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет факультатива. ;

ü Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

8-9 классы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Школьная газета

Аппликация

Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства

Предмет

название учебников, издательство

Входит в Федеральный перечень учебников

Изобразительное искусство 5 – 7 классы

Специальных учебников нет.

Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

Практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

Составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

Составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

Демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

- Развитие воображения и творческого мышления

- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

II . Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО

Краткое содержание рабочей программы по ИЗО

(по крупным разделам программы)

I четверть (8 ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование

Рисование на темы.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

II четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об

изобразительном

искусстве

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

III четверть (10ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы Беседы об

изобразительном

искусстве.

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

IV четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Беседы об

изобразитель-ном

искусстве

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисование на темы

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

5 класс

Темы

Краткое содержание тем

Рисование с натуры

Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

Рисование на темы

Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

Беседы об изобразительном искусстве

Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

7 класс

Тема : "Рисование с натуры предмета цилиндрической формы расположенного ниже уровня зрения (стеклянная банка с водой и керамический бокал)

Цели и задачи :

Формирование навыков рисования с натуры предметов цилиндрической формы.
Задачи урока: - закрепление знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства;
- совершенствование умений соблюдать правила и последовательность изображения предметов цилиндрической формы;
- развитие и коррекция зрительного внимания и памяти, речи, пространственного ориентирования, мелкой моторики, глазомера, графических навыков, на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;
- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету;

Тип урока : комбинированный

Основной метод обучения: практический

Оборудование и наглядность : гуашевые краски, колонковые или беличьи кисти, палитры, баночки для воды,

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготови

тельный

1. Организация класса.

2. Сообщение темы и цели урока

3.Приветствие ученикам

Приветствуют учителя

Основной

Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра отрывка из известного детского мультфильма «Пластилиновая ворона -КАРТИНА»…
2. Актуализация опорных знаний:
По вашим лицам я вижу, что вы прекрасно поняли, о чём пойдет речь.
Конечно же о жанрах изобразительного искусства. На самом деле
существует очень много жанров: анималистический, портрет,
батальный, исторический, пейзаж, мифологический, натюрморт …
?- Попробуйте выбрать из предложенных, те жанры изобразительного
искусства, которые вы уже изучили на предыдущих уроках?
(портрет, пейзаж, натюрморт)
- Давайте попробуем дать определения этих терминов (Что такое
пейзаж, портрет, натюрморт?).

Рассмотрите внимательно предметы на столе и определите, с
каким из жанров мы продолжим нашу работу? (натюрморт).
Натюрморт – это не просто набор случайных предметов. Важно грамотно подобрать предметы, скомпоновать их в группу и красиво расположить их на плоскости. Маленькие предметы не должны заслонять большие, чтобы форма каждого была видна.
Физминутка: (упражнения на коррекцию осанки)

3. Сообщение темы и цели урока, объяснение:
- Пришло время перейти к основной теме нашего урока: Рисование с натуры предмета цилиндрической формы.
? Кто может объяснить, что значит «рисование с натуры»?
К какому из жанров изобразительного искусства относится тема
нашего урока? (к жанру «натюрморт»).
- Ввиду небольшого количества времени для работы, наш натюрморт состоит из 2 предметов и драпировки (ткани, которая расположена на вертикальной и горизонтальной плоскостях).

Какие геометрические тела вы знаете? (шар, конус, куб)

Анализ натуры: геометрическое тело – цилиндр (повтор учащимися названия
геометрического тела), цилиндр имеет нижнее основание и верхнее
основание в виде круга (работа с динамическим пособием), высота цилиндра
больше его ширины (значит рисунок будет расположен по
вертикали),цилиндр имеет (какую форму, если две его половины одинаковые?)
симметричную форму, (а как называется линия, которая проходит
посередине и делит цилиндр на две равные части?) – ось симметрии,
отношение ширины к высоте (что больше и насколько больше).
- объяснение и показ основных этапов построения
Физминутка: (расслабляющая гимнастика для глаз, разминка пальчиков)

3. Практическая работа:

Давайте вместе будем последовательно вспоминать и одновременно выполнять построение в альбоме: (показ учителем)
- сначала намечаем плоскость, на которой расположена натура, затем определяем место расположения цилиндра (посередине),строим ось симметрии, отмечаем высоту и ширину цилиндра, не забывая, что две половинки должны быть одинаковыми, строим нижний и верхний овалы (видимые линии выделяем активнее, а невидимые – оставляем слегка заметными), намечаем падающую тень и складку на ткани задней части драпировки.
своевременное оказание индивидуальной помощи учащимся, предупреждение ошибок

Отвечают на вопросы

Выполняют движения

приступают к самостоятельному рисованию

инд.работа с

Заключи

те

льный

Подведение итогов.

С какими жанрами изобразительного искусства мы сегодня работали?
- Как вы думаете, умение составлять красивые композиции из предметов, где в жизни вам могут пригодиться?
- анализ работы учащихся
- уборка рабочих мест

Отвечают на вопросы на закрепление темы. Участвуют в подведении итогов

Разделы: МХК и ИЗО

При изучении особенностей развития детей-олигофренов становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности в большей или меньшей степени участвуют и проявляются все психические процессы. В специальной литературе отражены особенности изобразительной деятельности таких детей. Подчеркивая глубокое своеобразие изобразительной и трудовой деятельности детей – олигофренов школьного возраста, их отставание от нормально развивающихся сверстников, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Н.И. Павлова указывают на большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений оказывают правильно организованные уроки по рисованию.

Хорошая организация учебно-воспитательного процесса – основной залог выполнения общеобразовательных и воспитательных задач. В первую очередь сюда относится подготовка учащихся к урокам. Учитель с первого же урока приучает детей добросовестно, с любовью готовиться к каждому уроку. Ведь правильная организация подготовки к урокам служит важным условием удерживания внимания и интереса к занятиям.

На каждом уроке учащиеся должны иметь определенный набор предметов, который необходим им для работы. Это отдельные листы бумаги, размер которых может быть равен стандарту А4, А5. Важно помнить о качестве бумаги. Бумага с гладкой, блестящей поверхностью мало подходит для рисования. Необходима бумага с крупной зернистой поверхностью.

Самый распространенный и обязательный инструмент ученика это простой карандаш. В карандашнице должно быть два хорошо заточенных карандаша. Можно использовать мягкий и твердый, один для штриховки, если это графическая работа, другой для набросков, чтобы не оставалось жирных следов при закрашивании акварелью или цветными карандашами.

У каждого ученика должна быть мягкая резинка и точилка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать их внимание на то, что от большого количества исправлений портится не только сама бумага, но и рисунок, который выполняется на ней. После долгого стирания карандашных линий нарушается поверхность бумаги, штрихи и краски наносить становится все сложнее, рисунок обретает небрежный вид.

Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Важное свойство акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидность акварельных красок. Они легче берутся на кисть, требуют меньше усилий при размачивании, мытье красок. Детям нужно объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. Для смешения красок должны быть палитра. Если нет настоящей палитры многоразового использования, то это может быть или листок плотной бумаги, плохо впитывающей воду, или блюдце из набора детской посуды.

Важную роль при рисовании играют кисти. Их в карандашнице должно быть не менее трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных предметов, заливки фона. Средние кисти для уточнения средних размеров деталей, для передачи светотени и для рисования более густым цветом. Тонкие кисти необходимы для уточнения мелких деталей, рисования линий, орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. В первую очередь, надо аккуратно брать краску, не давить на кисть, а пользоваться только ее кончиком. Убирать кисти можно только после того, как хорошо промыл ее и подсушил о тряпочку, которая также должна быть на столе у каждого ребенка. В крайнем случае, можно использовать салфетку. Ставить кисть в карандашницу можно только вверх рабочим концом, и ни в коем случае не оставлять кисть в воде! Неплохо иметь и кисти для клея. Они могут использоваться не только для работы с аппликацией, но и при декоративном рисовании орнаментов.

В практике работы школ могут использоваться и гуашевые краски. Кисти можно использовать те же, и щетинные в том числе. Если гуашь начала засыхать, ее необходимо размочить перед работой. Лучше сделать это за несколько дней до урока. Можно добавить в нее воды и немного канцелярского клея. Через несколько дней просто размешать.

Для работы красками каждый ученик должен иметь банку для воды. Ее объем может быть от 300 до 500 мл. Источник чистой воды лучше иметь прямо в студии или классе, где проходит занятие. Если таких условий нет, то можно использовать два ведра – одно с чистой водой, другое для грязной воды.

Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено посторонними предметами, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку или губку. Краски и баночки ставятся отдельно. Органайзер учитель может изготовить и сам. Использование такого приспособления, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценки работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы, закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно. Если это достигнуто, то учитель может гордиться результатами своего труда.

Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало работы осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос и о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность детей. Чтобы уроки не сводились к простому, скучному для большинства учеников рисованию, а несли в себе заряд положительной энергии даже для тех, кто не может или не умеет рисовать. Необходимо каждый урок превращать в игру. Добиться этого можно очень простым способом. Для нас, учителей, это не трудно. А для детей - хорошая умственная гимнастика.

Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры. Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:

1. “Что лишнее?”. Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.

2. “Разложи цвета”. Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово – тема урока. Слово тоже можно собрать.

3. “Пирамида”. Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости – бледности оттенков одного цвета.

Цель таких упражнений привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.

После того как тема урока будет объявлена, этап урока – рассматривание образца. При рассматривании образца можно использовать следующие игры:

  1. “Найди отличия”. Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, учитель объявляет, что сегодня мы будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, “Матрешка”. Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.
  2. “Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель – треугольник, береза – овал, садовое дерево – круг).
  3. “Подбери цвета”. Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.

После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.

  1. “Собери картину”. Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.
  2. “Найди самое простое”. На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному, Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.
  3. “Собери мозаику”. При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.

После того как вся работа распланирована, учитель должен показать на доске, как выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети “помогают” учителю рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети со сложным диагнозом или имбецильностью нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру “Закончи рисунок”, “Что забыл нарисовать художник”, “Обведи по пунктирной линии”, “Соедини точки”. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Часто предлагается самостоятельно оценить свою работу и работу соседа.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. Уроки рисования несут очень большую коррекционную нагрузку. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель обязательно должен иметь в своем запасе несколько интересных развивающих игр, которые помогут ему в работе, привьют интерес детей к его предмету. Качество и результативность труда обязательно будут расти, дети будут стараться и развиваться. Удачи всем учителям изобразительного искусства!

Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Основная цель предмета

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

Задачи изучения предмета:

    воспитание интереса к изобразительному искусству;

    раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

    воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

    развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

    обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

    обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

    формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

    развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

Нормативными и правовыми основаниями разработки рабочей программы являются:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

    Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

    Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;

    Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

    «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утверждённые Постановлением заместителя Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым, 6 марта 1986 г., № 4076-86;

    Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

    Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Межпредметные связи

Русский язык. Работа с линейкой в тетради. Вычерчивание таблиц, схем.

Чтение. Рисование картин к прочитанным произведениям.

Математика . Вычерчивание геометрических фигур по заданным размерам на бумаге в клетку, по точкам при помощи линейки, измерение сторон шаблонов и т. д.Определение формы, количества деталей. Разметка по линейке.

Устная речь Связные высказывания. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Живой мир. Описание предметов и явлений.

Занимательный труд. Умение работать с линейкой, карандашом, по шаблонам.

Технологии используемые в обучении: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Формы и виды контроля.

Формы контроля: оценивание практических работ учащихся, фронтальные беседы, устные опросы.

Вид контроля: текущий.

Характеристика учащихся 4 класса

1. Темп работы:

Быстрый у учащихся … ;

Средний у учащихся …;

Низкий у учащихся … .

2. Особенности работоспособности:

Быстрая утомляемость при наличии интереса у учащихся …;

Чрезмерно быстрая утомляемость… .

3. Усидчивость:

Средняя…;

Низкая… .

4. Особенности внимания:

Средний… ;

Низкий… .

5. Особенности памяти:

Воспроизводят основные понятия программного материала… ;

Не припоминают учебный материал… .

6. Особенности мышления:

Умения выделять существенные элементы… ;

Низкий уровень… .

7. Способность обобщать и делать выводы, сравнивать:

Средний…;

Низкий… .

Характеристика учебного предмета

В Рабочей программе представлены 4 содержательные линии: «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве»

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания. При беседе рекомендуется показывать не более трёх- четырёх произведений живописи, скульптуры, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета выделяется: 4 класс - 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Количество часов

    Срок изучения данной программы – 1 год.

Планируемые результаты :

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

    знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения;

    знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

    умение самостоятельно организо-вывать свое рабочее место в зависи-мости от характера выполняемой работы;

    умение правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

    умение следовать инструкциям учителя при выполнении работы;

    умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;

    умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками.

    умение ориентироваться в пространстве листа;

    знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

    знание основных изобразитель-ных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства;

    знание законов и правил цветове-дения, светотени, построения орнамента;

    следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

    умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

    умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняе-мыми действиями и их результатами;

    умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Учебно-тематическое планирование.

Кол-во час

I четверть (9 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

II четверть (6 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

III четверть (10ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

IV четверть (9ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

Система оценки достижения планируемых результатов.

При оценке итоговых результатов освоения программы по изобразительному искусству должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Критерии оценивания.

Оценка «5 » - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют свыше 65% заданий

Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют от 50% до 65% заданий

Оценка «3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя. можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий.

При оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребёнком минимального уровня. Учащийся может быть не аттестован лишь в случае систематических пропусков уроков.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004 год.

И. А. Грошенков «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». М: «Просвещение» 2003 год.

Наглядные пособия: технологические карты, образцы.

Технические средства обучения : ноутбук.

Интернет ресурсы : http://nsportal . ru /, http :// infourok . ru / , http :// www . uchportal . ru / , http :// pedsovet . su / , http://www.myshared.ru/ , http://www.viki.rdf.ru /, http ://www.festival.1september.ru /.

Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство .

Тема

Кол-во час

Дата

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

минимальный уровень

достаточный уровень

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

Различать и называть цвета и их оттенки.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Знать названия листьев различных деревьев.

Рисование с натуры ветки рябины.

Уметь правильно держать карандаш.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов.

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Знать правила построения узора в квадрате.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету

Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Знать понятие цилиндра.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла.

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Знать названия игрушек, их предназначение.

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы.

Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д.

практическая работа

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

Рисование на тему «Городской транспорт».

Знать виды транспорта, правила уличного движения.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Знать правила построения узора в круге.

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Знать последовательность изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления.

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Уметь выражать свои мысли.

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей.

Знать понятие «осевая линия». Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Уметь определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Знать понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии;

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура - раздаточный материал).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Знать признаки весны.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

практическая работа

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.

Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Знать значение Дня космонавтики.

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

Знать понятие «осевая линия».

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.

Знать правила построения узора в круге. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать правила построения узора в квадрате.

Знать понятия «симметрия», «ритм». Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Уметь выполнять требования учителя

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий. Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства. Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Знать признаки лета.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.