Чем по мнению автора определяется девиантность поведения. Критерии девиантного поведения

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) критерии девиантного поведения неоднозначны;

2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия.

Ответ: None

Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) мнения некоторых других лиц не совпадали с мнением автора, - некоторые наблюдатели считали, что описанный поступок заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным («Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев»);

3) собственное мнение и его подтверждение, например:

Могут быть приведены другие уместные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) описание ситуации, например вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви;

2) суждение о негативно девиантном характере ее поступка, например: «Поступок Жанны д"Арк был серьезным преступлением для той эпохи, в которую он был совершен; она была сожжена на костре как еретичка»;

3) суждение о героическом характере ее поступка, например: «Для людей, стремящихся к свободе и независимости, поступок Жанны д"Арк рассматривался как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений; впоследствии она была реабилитирована церковью и причислена к лику святых».

Могут быть приведены другие ситуации и адекватные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

1.1 Феноменология девиантного поведения

Оформление проблемы девиации как относительно самостоятельной начало складываться не в рамках психологии, а в социальных и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких зарубежных и отечественных авторов, как С.А. Беличевой, Б.С. Братуся, М. Вебера, Л.С. Выготского, Э. Дюркгейма, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберга, А. Коэна, Д.И. Фельдштейна, Э. Фромма, С.Т. Шацкого, и других.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие аномии, под аномией он понимал «состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками» . Выходит, что автор говорил о социальной дезорганизации общества. Дальнейшие разработки зарубежных исследователей в области отклоняющегося поведения опирались на труды Э. Дюркгейма, например, Р.К. Мертон, И. Гофман.

В России психология девиантного поведения не имеет основательного теоретического и эмпирического опыта, в отличие от положения проблемы зарубежом. Тем не менее, ни у отечественных, ни у зарубежных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Многие исследователи как синонимы употребляют термины «отклоняющееся поведение», «делинквентное», «аддиктивное», «ассоциативное», «дезадаптированное», «агрессивное», «акцентуированное», «конфликтное», что еще более запутывает определение этого понятия.

Одни ученые говорят, что речь здесь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм и этой точки зрения придерживается Б.А. Урванцев, подчеркивая тяжесть последствий для человека неодобрения общества - непонимание, отвержение, изоляцию, лечение. Другие обращают внимание исключительно на правовую сторону проблемы: предлагают включать в это понятие только нарушение правовых норм или различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголь…) Среди этой группы ученых - А. Коэн . Есть мнение, что в понятие отклонения поведения необходимо включать социальное творчество.

Но не только определение понятия вызывает интерес. Ученые пытаются объяснить истоки отклонения в поведении. Такие объяснения можно разделить на группы»

1) типы поведения определяются биологическим складом людей (Ч. Ломборзо);

2) девиантное поведение связано с особенностями строения тела (Э. Крэчмер, Х. Шелдон);

3) отклонения определяются «патологиями», «слабоумием» (З. Фрейд);

4) конфликт между нормами культуры (Миллер).

При этом считаем необходимым отметить вслед за Ю.А. Клейбергом, что девиантное поведение возникает у человека в процессе коммуникации его с другими людьми, то есть мы «учимся» девиантному поведению у общества.

Интеграция рассмотренных выше определений и предпосылок формирования девиантного поведения происходит в книге Е.В. Змановской «Девиантология», где автор выделяет критерии нормы поведения. Критерии показывают междисциплинарный и дискуссионный характер девиантного поведения, так как в них учтено многообразие точек рассмотрения этого понятия.

Статистический критерий отмечает, что «нормально все, что встречается часто, то есть не реже чем в 50% случаев».

Психопатический критерий связывает девиантное поведение с акцентуациями характера, однако отмечается, что поведение многих людей с акцентуированным характером не является девиантным. по мнению К. Леонгарда, в развитых странах около 50% населения относятся к акцентуированным личностям . Социально-нормативный критерий отмечает определяющее значение общественных норм в проблеме девиантного поведения. В результате нарушения норм поведения возможны проявления социальной дезадаптации личности, при которых имеют место расхлждения между реальным социальным статусом человека и его индивидуальным осознанием.

И, наконец, индивидуально-психологический критерий обращает внимание на самореализацию личностного потенциала каждого человека, неповторимого, а потому чем-либо отличающегося от заданных стандартов.

Попробуем вывести определение девиантного поведения для данной работы, включив в него наиболее важные, на наш взгляд, характеристики, опираясь на точки зрения таких ученых, как Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, Ю.А. Клейберга и Е.В. Змановскую.

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации.

Таким образом, выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:

1) нарушение общепринятых социальных норм;

2) повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;

3) общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;

4) возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;

5) причинение ущерба окружению человека и самому человеку;

6) потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.

Исходя из выделенных характеристик, можно сказать, что теоретически возможна коррекция девиантного поведения, а также его профилактика. Трудность заключается в том, чтобы выявить ранние признаки девиации. Выявлением их следует заниматься в детстве, а потому необходимо привести характеристику поведенческого развития в младшем школьном возрасте.

Ведущим видом деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконин, является учение. Следовательно, своего пика достигает интеллектуальное развитие детей в этом возрасте. Немов Р.С. говорит, что немалую роль в данном процессе играет общение с окружающими - учителями и школьниками - появление которых расширяет сферу и содержание общения . С одной стороны, новое окружение помогает ребенку значительно продвинуться в своем развитии, но с другой стороны, сталкивает взрослеющего человека с проблемами в общении, которые, как правило, неизбежны в силу недостаточности социального опыта ребенка. отсюда вытекают внешние проявления дезадаптации ребенка к новой среде - девиантное поведение. Значительная часть учащихся начальной школы характеризуется «неспособностью к полноценной саморегуляции» (Р.С. Немов), что выражается в недостаточной контролируемости психических процессов и чувств. Из этого можно сделать вывод, что причины девиаций в поведении младшего школьника обусловлены не только его психологическим дискомфортом, но и особенностями его физиологии: имеется в виду несформированность организма ребенка. Виды девиаций младших школьников будут подробно раскрыты в пункте «Ранние признаки девиантного поведения», так как девиантное поведение как таковое в данном возрасте не формируется, а «накапливает потенциал» для развития.

Алкоголизм и девиантное поведение

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества...

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Девиантное поведения относится к тем противоречивым психологическим понятиям, в определении которых учёные расходятся Существует много определений этому понятию. И психологи, и социологи связывают девиантное поведение с понятием нормы...

Влияние характера на девиантное поведение

Волевая сфера подростков с девиантным поведением

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения...

Девиантное поведение

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои...

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании...

Исследование девиантного поведения у старших подростков

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами...

Наркомания как форма девиантного поведения подростков

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки...

Нарушение пишевого поведения

Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation -- отклонение) -- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим...

Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников...

Психогенетика девиантного и ассоциативного поведения

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое...

Психологическое сопровождение подростков склонных к девиантному поведению

Девиантным (отклоняющимся) поведением, как правило, называют поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм и правил ...

Работа социального педагога с девиантными подростками

"Переходный", "трудный", "критический возраст"… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости...

Формы девиантного поведения подростков

Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом...

1. Запиши определение понятия.

Отклоняющееся поведение - Девиантное поведение - это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

2. Заполни пропуски в схеме.

Отклонения от социальных норм могут быть:

Позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

Негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Проиллюстрируй примерами каждый вид указанного тобой отклоняющегося поведения на уровне личности, социальной группы, государства. Заполни таблицу.

Яркий пример – международные благотворительные акции американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса(род. в 1930). Только в России фонд Сороса израсходовал за десять лет (1987-1997) более 350 млн. долл. Или другой, менее масштабный, но показательный пример - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.

Девиантное поведение можно изобразить как прямую с двумя крайними точками.

На одной половине этой прямой будут располагаться негативные действия, поступки и привычки:

Пьянство,

Хулиганство,

Наркомания и т. п.

На другой половине - позитивная девиантность:

Героизм,

Творческое прозрение,

Сверхинтеллигентность и др.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

(По книге современного социолога С. С. Фролова)

1) Как ты понимаешь словосочетание «культурно одобряемое отклонение»?

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

2) Как связаны отклоняющееся поведение и процесс возвеличивания человека?

В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1) Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.

2) Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества, специфический талант на очень узких, специфических участках деятельности.

3) Сверхмотивация. Многие учёные считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесённые в детстве или в юности.

4) Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определённых видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определённом месте и в определённое время.

4) Объясни, почему возвеличивание сверхинтеллектуальных людей возможно лишь в немногих видах деятельности.

Потому что немногие профессии подходят для сверхинтеллектуальных людей. Например, профессии сантехника, строителя, сварщика, слесаря и др. не требуют особых умственных способностей, и наоборот, профессии математика, экономиста, учёного и т.п. подходят для сверхинтеллектуальных людей, так как в этих профессиях есть большой потенциал; можно очень долго в них развиваться.

5) Приведи пример специфического таланта личности.

Есть люди, способные очень тонко различать запахи, их талант находит применение в парфюмерной промышленности.

6) Приведи пример деятеля, возвеличиванию которого помог счастливый случай.

Великий Суворов только потому стал Суворовым, что однажды приказал штурмом брать стены монастыря в целях обучения солдат. Екатерина узнала об этом чудачестве и с тех пор дела Суворова пошли вверх (это его собственное мнение).

4. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм.

Приведи несколько аргументов за и несколько аргументов против этого мнения.

1) Если родитель контролирует ребенка, то он сможет вовремя предотвратить отклоняющееся поведение.

1) Все люди разные. И может случиться так, что подросток может не понять родительского контроля. Это может привести к ссоре с родителями, к тому, что подросток будет более скрыто нарушать нормы поведения.

Я считаю, что все хорошо в меру. Чтобы предотвратить отклоняющееся поведение, не стоит все время контролировать ребенка. Это все равно не получится. Родителям нужно с самого детства воспитывать в ребенке нравственность, учить его устройству жизни. Тогда проблем с отклоняющимся поведением не будет.

5. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах одного из регионов в этом учебном году, обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

Они помогают отвлечься от личных неприятностей;

Это приятно, от них «балдеешь»;

Все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной»;

Употреблять наркотик - это «круто»;

На дискотеке надо делать то, что делают все.

Составь краткое обращение к своим сверстникам с любой из этих мотиваций и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

К последнему аргументу – это не всегда хорошо делать то, что делают все. Если все будут прыгать с моста, ты же не прыгнешь, как все.

Есть много других способ отвлечься от неприятностей, а наркотики влекут за собой намного большие неприятности, по сравнению с теми, от которых ты будешь пытаться отвлечься.

Получить Нобелевскую премию – это круто, а наркотики – это порок, большинство людей не уважают и презирают наркоманов. Так что наркотики – это далеко не круто, это страшно и ужасно.

Россия - огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»...

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по-разному... Но как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. С другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и, самое главное, на самих молодых людей, подпитывая в них агрессию. Так, насилие становится фактом общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Насилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управляемой и непредсказуемой.

В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде.

(Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадрия Ф.Д., Савченко И.П.,)

C 1.Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили

отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием

молодежи?

C 2.На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.

C 3.Авторы обращают внимание на конфликты как одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональные отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знание курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера

C 4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи;; им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой. В одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью Традиционные семейные отношения не таковы.
Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.
Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л Туроу

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

СЗ. Почему традиционная патриархальная семья уходит в про­шлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществовед­ческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустри­ального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ценности в жизни человека и развитии общества Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека скла­дывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове­ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет­ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на­пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при­нятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль­шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль­ные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

И.Г.Петров

С2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Социальные ценности и социальные нормы.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные...

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами.

Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не ста­новятся, как бы они ни были хороши и желательны...

Некоторые позитивные оценки человеческих поступков и дей­ствий... никогда не становятся социальной нормой, потому что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке...

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может...

Функция норм в обществе не сводится только к непосредст­венному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым.

Нормы, позволяя заранее с большой долей вероятности прогнозировать поведение других членов данной социальной группы, экономят время и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуациях.

Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себя строго определенным образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрения.

Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества...

(Ю.Г. Волков)

2.Назовите две любые функции социальных норм, о которых пишет автор.

3. Какие представления и действия никогда, по словам автора, не становятся нормами? Укажите три таких представления и приведите пример, иллюстрирующий любое из них.

4. Опираясь на содержание текста и знание курса, сформулируйте любые три признака общепринятых норм

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские)...

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относитель­ная самостоятельность...

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных разви­тых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей)...

Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день (несколько типов) семьи.

C 2. Назовите четыре функции семьи, на которые указывает автор

C 3.С опорой на текст и обществоведческие знания назовите любые два известных вам типа семьи и укажите три черты одного из них

C 4.Используя текст и знания обществоведческого курса, сформулируйте четыре основные тенденции развития семьи в современном обществе.

Этнические группы

По общепринятому определению, этническая группа - это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение, и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно...

Характерная черта этнической группы - это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить...

Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую, с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность...

Центральный фактор принадлежности к этнической группе - это собственное желание индивида принадлежать к ней, т.е. классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.

Происхождение - это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколение. Другие члены группы вошли в нее через брак...

Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т.е. быть дискриминируемой или быть равноправной...

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, СИ. Самыгин)

C 2.Опираясь на текст, укажите два способа вхождения индивида в этническую группу.

C 3. Какую характерную черту этнической группы называют авторы? При каких условиях ее отличительные особенности приобретают социальный смысл? Назовите два условия.

С4.Опираясь на обществоведческие знания, сформулируйте любые два признака дискриминируемой этнической группы. Какая норма Конституции РФ позволяет человеку защитить себя от дискриминации по этническому признаку?

Девиантное поведение

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы или девиантным.

Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. Каждое общество вырабатывает свои представления о социальной норме и, следовательно, свои представления о девиации. Более того, социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества...

Общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой - как девиацию. ... Варьируется только степень социального осуждения деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации...

В исторически стабильных обществах, особенно традиционных, девиантные формы поведения выделяются на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятых норм морали.

Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку наносят реальный вред людям и обществу и харак­теризуются высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции...

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негативны. Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или подорвать организованную социальную жизнь...

(Ю.Г. Волков)

1.Укажите два обстоятельства, которые, как считает автор, позволяют рассматривать девиантность как «относительное, оценочное понятие».

2. Укажите два признака поведения, которое по мнению автора, повсеместно считается девиантным.

3. Какие три основания выделения девиантных форм поведения указаны автором? Какие другие основания вам известны из обществоведческого курса? Укажите любые два.

4. Приведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что «социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества».

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраи­нах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного об­щества основных структурных подразделений или господствующих социо­культурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и ос­мысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художествен­ного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духов­ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между но­сителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размы­вание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массо­вой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой суще­ствования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформаль­ных» общественных движений - просветительских, экологических, пра­возащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворитель­ных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключени­ем к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного де­мократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави­стнические идеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ­ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистиче­ской культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое фило­софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по­рождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­мулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

С 4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталиристические и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобных идеологии и объясните, в чем заключается опасность каждой из них.

Текст 1. Патриотизм

И.А. Ильин - отечественный философ.

«Патриотизм есть чувство любви к родине... Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать... человеку любить его родину..., ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию... невозможно. Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное; и потому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) - в личном... духовном опыте. <...>

Любить свой народ... не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства... пороки. <...>

Настоящий патриотизм видит не только духовные пути своего народа, но и его... слабости и несовершенства. <...> Любить свой народ -не значит льстить ему или утаивать... его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними».

Текст 2. Патриотизм и нация

А.И. Солженицын - русский писатель, публицист.

«Патриотизм - это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них...

Любовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье... Как бы ни был круговертей и разбросчив современный мир - но ведь свою семью мы силимся сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. А нация - это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи - общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей истории и задачи ее на будущее».

И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

1.И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

2. Чем данные суждения А.И. Солженицына о патриотизме дополняют предложенные суждения И.А. Ильина? Укажите два смысловых дополнения.

3.В последние годы в российском обществе активно обсуждается вопрос о необходимости патриотического воспитания граждан. С опорой на текст и личный социальный опыт сформулируйте два возможных направления такого воспитания и приведите пример, иллюстрирующий одно из них.

4.С опорой на знания обществоведческого курса назовите любые четыре внутренние связи, которые, по мнению А.И. Солженицына, скрепляют нацию.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи <...> формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) <...> даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <.. .>

Все руководство домашним хозяйством было в руках <...> женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет <.. .> Весь скот и вся домашняя живность находились под ее присмотром. Под ее неусыпным надзором было все, связанное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Она отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве <.. .>

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, то есть земельного общества; семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всяком деле не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <.. .> благоразумно не участвовали в них.

(По В. И. Белову)

3. К какому типу можно отнести описанную в тексте семью? Укажите два

признака, по которым вы это определили.

4.Какие две функции семьи описывает писатель? Опираясь на текст, аргументируйте свой ответ. Укажите одну любую неупомянутую функцию семьи.

В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации. Она оказывает серьезное влияние на процессы объединения людей, представляющих разные народы, религии, страны и континенты, будь то в рамках транснациональных корпораций, либо посредством все более и более унифицирующейся массовой культуры, либо при помощи средств массовой коммуникации и особенно Интернета. Но существует и другая тенденция - тенденция национального обособления. Американский исследователь С. Коэн делает прогноз, согласно которому к 2020 г. на планете Земля может появиться несколько десятков новых государств <.. .>

Какие же это государства, которым предсказывается столь печальная участь? Конечно, каждому приходят на ум регионы и страны Азии, где межэтнические конфликты не утихают десятилетиями <.. .>

Ирландия - тема особого разговора, и дело вовсе не в том, что она была первой колонией Англии - слишком много накопилось в памяти жителей «зеленого» острова за прошедшее столетие <...> Пока ирландец при встрече с представителем другого этноса будет спрашивать не о его национальности, а о том, католик он или протестант, а на ответ: «Атеист», настаивать: «Какой атеист, католический или протестантский?», никакие переговоры не принесут мира в Ольстер, так же как ирландцы не согласятся, что это Ольстер - а не часть Ирландии (пусть пока и оторванная от страны Святого Патрика).

Традиционно считается, что Италия, в общем-то, моноэтничная страна. Исследование, проведенное Европарламентом, показало, что из 28 языков национальных меньшинств в рамках Европейского Союза 13 приходится на Италию <...> и в качестве одной из главных заслуг телевидения считается то, что «почти все итальянцы понимают по-итальянски и почти вся молодежь говорит на нем». Но главная проблема современной Италии - это национализм экономический, т.е. противоречия между динамически развивающимся Севером и отсталым Югом. Конфликт этот все более обостряется с каждым градусом к северу, становясь все более непримиримым со стороны северян по отношению к южанам.

  • VIII. ПОПЫТКИ УПРОСТИТЬ ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ НАУЧНОЙ II ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ВТОРОЙ отборочный тур к кубку россии 2015
  • XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ. ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ Лично-командное первенство россии по троеборью среди юношей и юниоров Спортмероприятие ЕКП 25128

  • Особенности девиантного поведения

    Определение 1

    Кроме того важно понимать, что такое норма. Для её определения используют статистический критерий: смотрят как часто то или иное явление встречается в обществе. Дополняют статистический критерий качественно-количественная оценка. Здесь анализируется степень выраженности и угрозы для жизни. В медицине также используется психопаталогический критерий.

    Замечание 2

    Есть поведение, которое и без таких оценок признаются отклоняющиеся: например, преступления или попытка суицида.

    Принципы диагностики девиантного поведения

    В современной практике диагностика девиантного поведения строится на следующих принципах:

    • принцип предупреждения, состоящий в проведении профилактических мер;
    • принцип системности, который предполагает ряд связанных мероприятий;
    • принцип коллективной работы всех систем;
    • принцип объективности;
    • принцип целостности в восприятии объекта диагностики;
    • принцип рассмотрения всех процессов в динамике;
    • принцип детерминизма - поиска причинно-следственных связей;
    • принцип компетентности;
    • принцип персонализации.

    В школьной практике сегодня диагностика имеет симптоматический характер, но не проводится постоянно, как это бы следовало.