Развитие учения об общественном здоровье и здравоохранение. История развития общественного здоровья
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (определение, задачи, принципы, методы).
Название дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в отличие от старых сложившихся дисциплин: терапии, хирургии, гигиены, педиатрии, акушерства и гинекологии и др. с момента становления и развития дисциплины претерпевало изменения. В историческом аспекте для обозначения предмета использовались термины: «Социальная гигиена», «Социальная гигиена и организация здравоохранения», «Теория и организация здравоохранения», «Медицинская социология», «Социология медицины», «Общественное здоровье», «Общественное здравоохранение». С 2000 года дисциплина стала называться «Общественное здоровье и здравоохранение».
Такое положение можно объяснить особенностями самого предмета, его структуры, задач, истории, главное – того места, которое он занимает в медицине, являя собой пример комплексности, сочетания теории и практики врачевания, профилактики, социальной диагностики, реабилитации, социологии, общественной психологии и антропологии, статистики, общей гигиены, а также ряда других наук, дисциплин и проблем естествознания и человековедения.
Данный предмет должен в большей мере отвечать развитию социальной политики общества и государства, социальным программам. И здесь только путем гигиенических подходов, хотя они весьма важны, не решить проблемы защиты, охраны и умножения общественного здоровья и здравоохранения. Нужны решения, касающиеся всех сторон социальной политики в области здравоохранения, решения стратегического характера. И дисциплина в большей степени, чем другие, призвана помочь выполнению этих задач. Она по существу является наукой о стратегии и тактике здравоохранения, так как на основе исследования общественного здоровья разрабатывает предложения организационного, медико-социального характера, направленные на подъем уровня общественного здоровья и качества медицинской помощи. Мы говорим о науке, о стратегии еще и потому , что единственная цель стратегии здравоохранения – повышение уровня здоровья и медицинской помощи на основе рационального использования сил, средств и ресурсов, материальных и иных возможностей общества и государства и ее системы здравоохранения. Но именно разработка предложений для достижения этой цели отвечает назначению предмета.
Итак, предмет, наша наука, дисциплина занимается изучением закономерностей общественного здоровья и здравоохранения с целью разработки научно обоснованных предложений стратегического и тактического характера по охране и повышению уровня здоровья населения и качества медико-социальной помощи. Предмет не ограничивается рамками лишь одной дисциплины – он распространяется на всю медицину, все дело здравоохранения. В самом деле, трудно сегодня представить терапевтов, педиатров, хирургов, психиатров и других медиков, которые не занимались бы оценкой здоровья своих пациентов, вопросами организации медицинской помощи, профилактики, диспансеризации, экспертизой качества, трудоспособности и пр. в своей работе, в рамках своей специальности , т.е. частными вопросами нашей дисциплины. Нашу науку, наш предмет, как и другие, можно разграничить на два раздела, – один сосредоточивается на решении преимущественно общих стратегических проблем охраны и улучшения здоровья, здравоохранения, другой – частных, преимущественно тактических, специализированных.
Бурный рост развития медицинской науки вооружил врачей новыми, современными методами диагностики сложных заболеваний, эффективными средствами лечения. Все это одновременно требует и разработки новых организационных форм , условий, а иногда и создания совершенно новых, ранее не существовавших, медицинских учреждений. Возникает потребность в изменении системы управления медицинскими учреждениями, расстановки медицинских кадров; появляется необходимость в пересмотре нормативной базы здравоохранения, расширения самостоятельности руководителей медицинских учреждений и прав врача. Как следствие всего сказанного, создаются условия пересмотра экономических проблем здравоохранения , введение внутриведомственного хозяйственного расчета, экономического стимулирования качественного труда медицинского персонала и пр.
Указанные проблемы определяют место и значение науки в дальнейшем совершенствовании отечественного здравоохранения.
Единство теории и практики отечественного здравоохранения нашло свое выражение в единстве теоретических и практических задач, методических приемов Общественного здоровья и организации здравоохранения.
Таким образом, ведущее значение в науке имеет вопрос об изучении эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения и отдельных медицинских учреждений, т.е. данная дисциплина раскрывает значение всей общественно-экономической жизни страны и определяет пути совершенствования медицинского обслуживания населения.
Задачи предмета Общественное здоровье и здравоохранение:
изучение состояния здоровья населения и влияния на него социальных условий, разработка методологии и методов изучения здоровья населения;
теоретическое обоснование политики государства в области здравоохранения, разработка и практическая реализация принципов здравоохранения;
изыскание и разработка для практики здравоохранения соответствующих этой политике организационных форм и методов медицинской помощи населению и управления здравоохранением;
критический анализ теорий в медицине и здравоохранении;
подготовка и воспитание медицинских работников на широкой социально-гигиенической основе.
Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.
Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.
Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику – все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.
Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений , отдельных служб здравоохранения. Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбулаторно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды , ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиники: проверяется их экономическая целесообразность и эффективность.
В исследовании может использоваться методика хронометража действий медицинских работников, затрат времени больными на получение медицинской помощи, нередко широко используются методы наблюдения , метод опроса (интервью, анкетный метод ) населения или персонала.
Как предмет преподавания Общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов – врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.
Структура предмета к настоящему времени представлена следующим образом:
История здравоохранения
Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. Условия и образ жизни населения: санология (валеология); социально-гигиенические проблемы; общие теории и концепции медицины и здравоохранения.
Состояние здоровья населения и методы его изучения . Медицинская (санитарная) статистика.
Проблемы социальной помощи. Социальное обеспечение и страхование здоровья.
Организация медицинской помощи населению.
Экономика, планирование, финансирование здравоохранения.
Страховая медицина.
Управление здравоохранением. АСУ в здравоохранении.
Здравоохранение за рубежом; деятельность ВОЗ и других международных медицинских организаций.
В начале XX века молодой врач Альфред Гротьян с 1903 г. стал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 г. основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1912 г. добился доцентуры и в 1920 г. – учреждения кафедры социальной гигиены в Берлинском университете.
Так началась история предмета и науки социальной гигиены, получившей самостоятельность и вставшей в ряд других медицинских дисциплин.
Вслед за кафедрой А. Гротьяна стали создаваться аналогичные подразделения в Германии и других странах. Их руководители - А.Фишер, С.Нейман, Ф.Принцинг, Э.Ресле и др., а также их предшественники и последователи, занимающиеся проблемами общественного здоровья и медицинской статистики (У. Фарр, Дж. Граупт, Дж. Прингль, А. Телески, Б. Хайес и др.), вышли за пределы существовавших направлений: гигиены, микробиологии, бактериологии, профессиональной медицины, других дисциплин и сосредоточили свое внимание на социальных условиях и факторах, определяющих здоровье населения, на разработке предложений и требований по организации государственных мероприятий по охране здоровья населения, прежде всего трудящихся, по осуществлению социальной, государственной политики, включая эффективное медицинское (санитарное) законодательство, страхование здоровья, социальное обеспечение.
В англоязычных странах предмет называют общественным здоровьем или здравоохранением, превентивной медициной, в франкоязычных – социальной медициной, медицинской социологией, в США, ранее, чем в других странах, его стали обозначать как социология медицины или социология здравоохранения. В восточноевропейских странах наш предмет называли по-разному, чаще всего как в СССР – "организация здравоохранения", "теория и организация здравоохранения", "социальная гигиена", "социальная гигиена и организация здравоохранения" и др. В последнее время стали применять термин "медицинская социология", "социальная медицина" (Румыния, Югославия и др.).
В России в развитие социальной медицины крупный вклад внесли М. В. Ломоносов, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, И. М. Сеченов, Т. А. Захарьин, Д. С. Самойлович, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман.
Становление и расцвет социальной гигиены (так она называлась до 1941 года) в период советской власти связаны с именами крупных деятелей советского здравоохранения Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева. По их инициативе в медицинских институтах стали создаваться кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения. Первая такая кафедра создана была Н. А. Семашко в 1922 г. при Медицинском факультете I МГУ. В 1923 г. под руководством 3. П. Соловьева создается кафедра при II МГУ и под руководством А. Ф. Никитина при I Ленинградском медицинском институте. До 1929 г. такие кафедры были организованы во всех медицинских институтах.
В 1923 г. был организован Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который стал научно-организационной базой для всех кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения. Учеными социал-гигиенистами проводятся важные исследования по изучению санитарно-демографических процессов в стране (А. М. Мерков, С. А. Томилин, П. М. Козлов, С. А. Новосельский, Л. С. Каминский), разрабатываются новые методы изучения здоровья населения (П. А. Кувшинников, Г. А. Баткис и др.). В 30-е годы издается Г. А. Баткисом учебник для кафедр социальной гигиены, по которому много лет обучались студенты всех медицинских институтов.
Во время Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены переименовываются в кафедры «организации здравоохранения». Все внимание кафедр в эти годы было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и организации медицинской помощи в тылу, предупреждения вспышек инфекционных заболеваний. В послевоенные годы активизируется работа кафедр по связи с практическим здравоохранением. На фоне усиления разработки теоретических проблем здравоохранения, социологических и демографических исследований, расширяются и углубляются исследования в области организации здравоохранения, направленные на разработку научно обоснованных нормативов планирования здравоохранения, изучения потребности населения в различных видах медицинской помощи; широко развиваются комплексные исследования по изучению причин распространенности различных неинфекционных заболеваний, в частности сердечно-сосудистой патологии, злокачественных новообразований, травматизма и др.
Большой вклад в развитие науки и преподавания в эти годы внесли: 3. Г. Френкель, Б. Я. Смулевич, С. В. Курашов, Н. А. Виноградов, А. Ф. Серенко, С. Я. Фрейдлин, Ю. А. Добровольский, Ю. П. Лисицин и др.
В 1966 г. кафедры организации здравоохранения стали именоваться кафедрами социальной гигиены и организации здравоохранения и в 1986 г. кафедрами социальной медицины и организации здравоохранения.
На современном этапе развития нашего здравоохранения при внедрении в работу нового хозяйственного механизма в управление медицинскими учреждениями и при переходе к медицинскому страхованию от будущего врача требуется усвоение значительной суммы теоретических знаний и практических организационных навыков . Каждый врач должен быть хорошим организатором своего дела, уметь четко организовать работу подчиненного ему медицинского персонала, знать медицинское и трудовое законодательство; владеть элементами экономики и управления. Важная роль в выполнении этой задачи принадлежит Общественному здоровью и организации здравоохранения как науке и предмету преподавания в системе высшей медицинской школы.
(Краткая история развития)
Как известно, большинство дисциплин и узких специальностей в медицине изучают разные болезни, их симптомы и синдромы, разные клинические проявления течения заболеваний, их осложнения, методы диагностики и лечения болезней и вероятные исходы заболевания в случае применения известных сегодня современных методов комплексного лечения. Крайне редко описываются основные методы профилактики заболеваний, реабилитации лиц, перенесших то или иное заболевание, порой тяжелое, с осложнениями и даже с выходом больных людей на инвалидность.
Еще реже в медицинской литературе касаются термина «рекреация», т.е. комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных мер, направленных на сохранение здоровья здоровых людей. Здоровье людей, его критерии, пути сохранения и укрепления в сложных социально-экономических условиях нашей жизни - практически полностью выпали из сферы интересов современной медицины и здравоохранения России. В связи с этим, прежде чем говорить об общественном здоровье, необходимо дать определение термину «здоровье», выявить уровни его изучения в медико-социальных исследованиях и определить в этой иерархии место общественного здоровья.
Итак, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948 году сформулировала, что «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Принято выделять 4 уровня изучения здоровья:
1 -й уровень - здоровье отдельного человека.
2-й уровень - здоровье малых или этнических групп - групповое здоровье.
3-й уровень - здоровье населения, т.е. людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице (область, город, район и т.д.).
4-й уровень - общественное здоровье - здоровье общества, населения страны, континента, мира, популяции в целом.
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению населения и совершенствованию его медицинского обслуживания. Общественное здоровье и здравоохранение занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в области охраны здоровья населения в конкретной исторической обстановке.
С учетом приказа Министерства здравоохранения РФ №83 от 01.03.2000 г. «О совершенствовании преподавания в медицинских и фармацевтических вузах проблем общественного здоровья и здравоохранения», а также в результате проведенного по инициативе ММА им. И.М.Сеченова и при поддержке МЗ РФ семинара заведующих кафедрами организационного профиля медицинских вузов России «Современные подходы, формы и методы преподавания «Общественного здоровья и здравоохранения» (Москва, 2000 г.) было выработано следующее определение понятия «общественное здоровье», одобренное большинством участников семинара: «Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни».
В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей, так научно-технический прогресс, социально-экономические революции и эволюционные периоды, культурная революция приносят обществу величайшие блага, но одновременно могут оказывать негативные воздействия па его здоровье. Величайшие открытия современности в области физики, химии, биологии, урбанизация населения в XX веке, бурное развитие промышленности, во многих странах, большие объемы строительства, химизация сельского хозяйства и прочее нередко приводят к существенным нарушениям в области экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье населения, вызывает те или иные заболевания, которые порой по своей распространенности приобретают эпидемиологический характер.
Антагонистические противоречия между научно-техническим прогрессом и состоянием здоровья общества в нашей стране возникают вследствие недооценки государством профилактических мер. Следовательно, одной из задач нашей науки является вскрытие таких противоречий и разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений и факторов, которые отрицательно влияют на здоровье общества.
Для планомерного развития народного хозяйства огромное значение имеет информация о численности населения, определение его прогнозов на будущее.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Таким образом, общественное здоровье характеризуется одновременным, комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и многих других факторов. Многие из этих факторов могут быть определены как факторы риска. Что же такое факторы риска заболеваний?
Факторы риска - потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирова-ния и неблагоприятного исхода.
В отличие от непосредственных причин заболеваний (бактерии, вирусы, недостаток или избыток каких- либо микроэлементов и т.д.) факторы риска действуют опосредованно, создают неблагоприятный фон для возникновения и дальнейшего развития заболеваний.
При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:
1. Социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.)
2. Социально-биологические факторы (возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.).
3. Экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, наличие экстремальных природно-климатических факторов и т.д.).
4. Организационные или медицинские факторы (обеспеченность населения медицинской помощью, качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.).
Академик РАМН Ю.П.Лисицын приводит следующую группировку и уровни влияния обуславливающие здоровье факторов риска (табл. 1.1).
Вместе с тем, разделение факторов на те или иные группы весьма условно, так как население подвергается комплексному воздействию множества факторов, кроме того, факторы, влияющие на здоровье, взаимодействуют друг с другом, меняются во времени и в пространстве, что необходимо учитывать при проведении комплексных медико-социальных исследований.
Таблица 1.1 Группировка обуславливающих здоровье факторов риска*
Сфера влияния факторов на здоровье Группы факторов риска Удельный вес (в %) факторов риска
Образ жизни Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание Стрессовые ситуации (дистрессы) Вредные условия труда Гиподинамия Плохие материально-бытовые условия Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами Непрочность семей, одиночество Низкий культурный и образовательный уровень Высокий уровень урбанизации 49-53
Генетика, биология человека Предрасположенность к наследственным болезням Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням (наследственное предрасположение к заболеваниям) 18-22
Внешняя среда Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воздуха " Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды Загрязнение почвы Резкие смены атмосферных явлений Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения 17-20
Здравоохранение Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество медицинской помощи Несвоевременность медицинской помощи 8-10
* Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство / Под ред. Ю.П.Лисицина. - Казань, 1998. - С. 52.
Вторая часть науки об общественном здоровье и здравоохранении включает в себя разработку научно-обоснованных, наиболее оптимальных методов управления здравоохранением, новых форм и методов работы различных медицинских учреждений, путей улучшения качества медицинской помощи, обосновывает оптимальные решения экономических и управленческих проблем в здравоохранении.
Бурный рост развития медицинской науки вооружил врачей новыми, современными методами диагностики сложных заболеваний, эффективными средствами лечения. Все это одновременно требует разработки новых организационных форм и условий деятельности медиков, ЛПУ, а иногда - и создание совершенно новых, ранее не существовавших, медицинских учреждений. Возникает потребность в изменении системы управления медицинскими учреждениями, расстановки медицинских кадров; появляется необходимость в пересмотре нормативной базы здравоохранения, расширения самостоятельности руководителей медицинских учреждений и прав врача.
Как следствие всего сказанного, создаются условия для пересмотра вариантов более оптимального решения экономических проблем здравоохранения, введения элементов внутриведомственного хозяйственного расчета, экономического стимулирования качественного труда медицинского персонала и пр.
Указанные проблемы определяют место и значение науки в дальнейшем совершенствовании отечественного здравоохранения.
Единство теории и практики отечественного здравоохранения нашло свое выражение в единстве теоретических и практических задач, методических приемов отечественного общественного здоровья и здравоохранения.
Таким образом, ведущее значение в науке имеет вопрос об изучении эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство и роли в этом здравоохранения и отдельных медицинских учреждений, как с государственными, так и с негосударственными формами собственности, т.е. предмет раскрывает значение всего многообразия общественно-экономической жизни страны и определяет пути совершенствования медицинского обслуживания населения.
Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.
Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.
Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.
Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.
Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.
Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.
В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).
Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.
Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем. Для этой цели может использоваться и ПЭВМ, когда исследователь по специальной программе вводит необходимые данные в компьютер из первичных регистрационных документов.
В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.
По определению ВОЗ (1999), качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.
Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).
Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.
Социальные проблемы медицины интересовали выдающихся ученых древности - таких как Гиппократ, Авиценна, Аристотель, Везалий и другие. В России в развитие социальной медицины крупный вклад внесли М.В.Ломоносов, Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, И.М.Сеченов, Т.А.Захарьин, Д.С.Самойлович, А.П Доброславин, Ф.Ф.Эрисман.
Именно в России во второй половине XIX столетия под влиянием общественного движения передовой интеллигенции, представителей земской и фабрично-заводской медицины, известных ученых-медиков, а также под влиянием нарастающего недовольства большинства населения страны уровнем медико-социальной помощи, в условиях приближающейся череды революций и войн начала XX века и других факторов впервые стали формироваться основы науки и учебной дисциплины об общественном здоровье и здравоохранении. Так, в Казанском университете в 60-х годах XIX века профессор А.В.Петров читал студентам лекции по общественному здоровью, социальной гигиене. В конце XIX века на медицинских факультетах многих университетов России (Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков и др.) читались курсы общественной гигиены, а также курсы медицинской географии и медицинской статистики. Однако эти курсы были эпизодическими, входили часто в состав других дисциплин. Лишь в 1920 г. в Германии в Берлинском университете была образована первая в мире кафедра социальной гигиены. Возглавил эту кафедру ее основатель немецкий ученый социал-гигиенист профессор Альфред Гротьян. Так началась история самостоятельного предмета и науки социальной гигиены. Вслед за кафедрой А. Гротьяна стали организовываться аналогичные кафедры в других университетах Германии и других стран Европы. Их руководители (А.Фишер, С.Нейман, Ф.Принцинг, Э.Ресле и др.) направляли научно-исследовательскую работу кафедр на разработку актуальных проблем общественного здоровья и медицинской статистики.
Становление и расцвет социальной гигиены (так наука называлась в России до 1941 года) в период советской власти связаны с именами крупных деятелей советского здравоохранения Н.А.Семашко, З.П.Соловьева. По их инициативе в медицинских институтах стали создаваться кафедры социальной гигиены.
Первая такая кафедра была создана Н.А.Семашко в 1922 г. на медицинском факультете I МГУ. В 1923 г. под руководством З.П.Соловьева создается кафедра во II МГУ и под руководством профессора А.Ф.Никитина - в I Ленинградском медицинском институте. До 1929 г. такие кафедры были организованы во всех медицинских институтах.
В 1923 г. был открыт Государственный институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который стал научно-организационной базой для всех кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения. Учеными социал-гигиенистами проводятся важные исследования по изучению сани-тарно-демографических процессов в России в I половине XX века (А.М.Мерков, С.А.Томилин, П.М.Козлов, С.А.Новосельский, Л.С.Каминский и др.), разрабатываются новые методы изучения здоровья населения (П.А.Кувшинников, Г.А.Баткис и др.). В 30-е годы издается Г.А.Баткисом учебник для кафедр социальной гигиены всех медицинских институтов.
Во время Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены переименовываются в кафедры «организации здравоохранения». Все внимание кафедр в эти годы было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и организации медицинской помощи в тылу, предупреждения вспышек инфекционных заболеваний. В послевоенные годы активизируется работа кафедр по укреплению связи с практическим здравоохранением. На фоне усиления разработки теоретических проблем здравоохранения, социологических и демографических исследований, расширяются и углубляются исследования в области организации здравоохранения, направленные на разработку научно обоснованного планирования здравоохранения, изучения потребности населения в различных видах медицинской помощи; широко развиваются комплексные исследования по изучению причин распространенности различных неинфекционных заболеваний, в частности сердечно-сосудистой патологии, злокачественных новообразований, травматизма и др.
Большой вклад в развитие науки и преподавания во второй половине XX века в России внесли: З.Г.Френкель, Б.Я.Смулевич, С.В.Курашов, Н.А.Виноградов, А.Ф.Серенко, С.Я.Фрейдлин, Ю.А.Добровольский, Ю.ПЛисицин, О.П.Щепин и др.
В 2000 г. кафедры переименовываются в кафедры общественного здоровья и здравоохранения.
На современном этапе развития отечественного здравоохранения при внедрении в его работу новых экономических механизмов хозяйствования и финансирования здравоохранения, новых правовых взаимоотношений в системе здравоохранения, при переходе к медицинскому страхованию от будущего врача требуется усвоение значительного объема теоретических знаний и практических организационных навыков. Каждый врач должен быть хорошим организатором своего дела, уметь четко организовать работу подчиненного ему медицинского персонала, знать медицинское и трудовое законодательство; владеть элементами экономики и управления. Важная роль в выполнении этой задачи принадлежит кафедрам общественного здоровья и здравоохранения, которые представляют и науку, и предмет преподавания в системе высшей медицинской школы.
Предмет науки.
Предметы:
1. Здоровье населения.
2. Здравоохранение.
1. Здоровье населения
2. Здравоохранение
3.Факторы риска
4. Образ и условия жизни.
II. Природно-климатические.
IV. Психоэмоциональные.
Задачи науки:
Разделы науки:
Методы исследования, используемые в общественном здоровье и здравоохранении
Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.
1) Статистический метод как основной метод общественных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
2) Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов.
Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.
3) Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод - это дескриптивный, описательный метод.
4) Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью экономики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.
Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
5) Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабораториями» по проведению научных исследований в области здравоохранения. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
6) Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально - гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.
Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.
7) Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализпредставляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Динамические ряды.
При изучении динамики какого-либо явления прибегают к построению динамического ряда.
Динамический ряд - это ряд однородных статистических величин, показывающих изменение какого-либо явления во времени и расположенных в хронологическом порядке через определенные промежутки времени. Числа, составляющие динамический ряд, называются уровнями.
Уровень ряда - размер (величина) того или иного явления, достигнутый в определенный период или к определенному моменту времени. Уровни ряда могут быть представлены абсолютными, относительными или средними величинами.
Динамические ряды делятся на
а) простые (состоящие из абсолютных величин) - могут быть:
1) моментными - состоит из величин, характеризующих явление на какой-то определенный момент (статистические сведения, обычно регистрируемые на начало или конец месяца, квартала, года)
2) интервальными - состоит из чисел, характеризующих явление за определенный промежуток времени (интервал) - за неделю, месяц, квартал, год (данные о числе родившихся, умерших за год, число инфекционных заболеваний за месяц). Особенностью интервального ряда является то, что его члены можно суммировать (при этом укрупняется интервал), или дробить.
б) сложные (состоящие из относительных или средних величин).
Динамические ряды могут подвергаться преобразованиям, целью которых является выявление особенностей изменения изучаемого процесса, а также достижение наглядности.
Показатели динамического ряда:
а) уровни ряда - величины членов ряда. Величина первого члена ряда носит название начального (исходного) уровня, величина последнего члена ряда - конечного уровня, средняя величина из всех членов ряда называется средним уровнем.
б) абсолютный прирост (убыль) - величина разности между последующим и предыдущим уровнями; прирост выражается числами с положительным знаком, убыль - с отрицательным знаком. Значение прироста или убыли отражают изменения уровней динамического ряда за определенный промежуток времени.
в) темп роста (снижения) - показывает отношение каждого последующего уровня к предыдущему уровню и обычно выражается в процентах.
г) темп прироста (убыли) - отношение абсолютного прироста или убыли каждого последующего члена ряда к уровню предыдущего, выраженное в процентах. Темп прироста может быть вычислен также по формуле: Темп роста - 100%
Абсолютное значение одного процента прироста (убыли) - получается от деления абсолютной величины прироста или убыли на показатель темпа прироста или убыли за тот же период.
Для более наглядного выражения нарастания или убывания ряда можно преобразовать его путем вычисления показателей наглядности, показывающих отношение каждого члена ряда к одному из них, принятому за сто процентов.
Иногда динамика изучаемого явления представлена не в виде непрерывно меняющегося уровня, а отдельными скачкообразными изменениями. В этом случае для выявления основной тенденции в развитии изучаемого явления прибегают к выравниванию динамического ряда . При этом могут быть использованы следующие приемы:
а) укрупнение интервала - суммирование данных за ряд смежных периодов. В результате получаются итоги за более продолжительные промежутки времени. Этим сглаживаются случайные колебания и более четко определяется характер динамики явления.
б) вычисление групповой средней - определение средней величины каждого укрупненного периода. Для этого необходимо суммировать смежные уровни соседних периодов, а затем сумму разделить на число слагаемых. Этим достигается большая ясность изменений во времени
в)вычисление скользящей средней - в некоторой степени устраняет влияние случайных колебаний на уровни динамического ряда и более заметно отражает тенденцию явления. При ее вычислении каждый уровень ряда заменяется на среднюю величину из данного уровня и двух соседних с ним. Чаще всего суммируются последовательно три члена ряда, но можно брать и больше
г) графический метод - выравнивание от руки или с помощью линейки, циркуля графического изображения динамики изучаемого явления.
д) выравнивание методом наименьших квадратов - один из наиболее точных способов выравнивания динамического ряда. Метод преследует цель устранить влияние временно действующих причин, случайных факторов и выявить основную тенденцию в динамике явления, вызванную воздействием только длительно действующих факторов. Выравнивание производится по линии, наиболее соответствующей характеру динамики изучаемого явления, при наличии основной тенденции к росту или снижению частоты явления. Такой линией является обычно прямая, которая наиболее точно характеризует основное направление изменений, однако существуют и другие зависимости (квадратическая, кубическая и т.д.). Этот метод позволяет дать количественную оценку выявленной тенденции, оценить средние темпы ее развития и рассчитать прогнозируемые уровни на следующий год.
Первичная заболеваемость – сововкупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном календарном году выявленных и зарегистрированных среди населения заболеваний, рассчитанных на 100 тыс. населений.
Общая заболеваемость – совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных в данном календарном году, так и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больные вновь обратились в данном году.
Накопленная заболеваемость - совокупность всех первичных заболеваний, зарегистрированных за ряд лет (минимум 3 года).
Патологическая пораженность – совокупность всех патологических состояний (острых и хронических, преморбидных состояний), выявленных при проведении единовременных обследований и профилактических осмотрах.
Травматизм
Медико-социальная значимость:
1. Травмы и отравления занимают 2 место в структуре заболеваемости (у детей – 4), наблюдается их рост. 30% всех больных в амбулаторных условиях и 50% хирургических больных в стационарах лечатся по поводу травм.
2. Травмы и отравления занимают 5 место в структуре болезненности, наблюдается их рост (у детей – 6).
3. Травмы и отравления одна из основных причин (3 место) в структуре заболеваемости с временной потерей трудоспособности.
4. Травмы и отравления занимают 3-4 место в структуре общей смертности, наблюдается их рост. Это основная причина смертности лиц трудоспособного возраста.
5. Занимают 3-4 место в структуре инвалидности, наблюдается их рост.
6. 70% всех травм у мужчин и 56% у женщин приходится на трудоспособный возраст.
7. Травмы и отравления чаще регистрируются у мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. В возрасте 55 лет и более чаще у женщин (эстрогенная защита снижается).
8. Обуславливают значительные экономические затраты.
Медико-социальная обусловленность:
Природно-климатические, биологические, временные факторы имеют значение в возникновении травматизма (больше в выходные, в городе – зимой, в сельской местности – летом). Алкоголь – 40% является причиной смерти от трав, 24% транспортный травматизм, 14% непроизводственный травматизм.
Причиной большинства травм является не столько повышение травма- опасности окружающей среды, сколько низкая толерантность населения к их воздействию (т.е. низкая травма-защищенность населения). Низкая толерантность обусловлена образом жизни: национальное питание, алкоголь. Она оказывает влияние и на последующее заживление ран. Низкая толерантность связана с недостаточной медицинской грамотностью населения.
50) Злокачественные новообразования как социально-гигиеническая проблема.
Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Основные направления профилактики. Организация онкологической помощи.
Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема:
1. Онкологические заболевания больше распространены у пожилых людей.
2. Онкология - горячая точка медицины.
3. В структуре общей смертности онкология составляет 14%.
4. Медико-социальная значимость: больные длительно неработоспособны, в более поздний период - инвалиды.
5. Ежегодно на 10 тыс. работающих 78 уходят на инвалидность. В общей смертности - 3 место.
6. Поздняя диагностика, т.к. первоначально злокачественные новообразования протекают бессимптомно.
7. Высокие затраты на диагностику и лечение онкологии.
Организация онкологической помощи в РБ : участковый врач при подозрении на онкологию отправляет на консультацию к хирургу. Хирург отправляет больного в онкологических диспансер (в РБ - 11). Также есть институт онкологии и медицинской радиологии, детский онко-гематологический центр.
Основные направления профилактики - как при БСК.
Экономика здравоохранения.
Экономика здравоохранения - отрасль науки экономики, изучающая место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывающая методы рационального использования ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.
Цель экономики здравоохранения - удовлетворение потребности населения в медицинской помощи.
Предмет экономики здравоохранения - разработка методов рационального использования ресурсов для достижения целей в охране здоровья населения.
Экономика здравоохранения изучает условия и факторы, обеспечивающие максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья, при минимальных затратах. Экономисты изучают влияние здоровья населения на экономическое развитие страны, регионов, производство и т.д., а также экономический эффект лечебно-профилактического обслуживания, профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, ликвидации заболеваний, снижения нетрудоспособности и смертности, новых методов, технологий, организационных мероприятий, программ и т.д.
Методы экономики здравоохранения:
1) Анализ и синтез. В процессе анализа мышление идет от общего к частному, т.е. происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее для выявления наиболее существенных закономерностей.
2) Математические и статистические приемы и средства исследования - помогают вскрыть количественную связь экономических переменных. Вскрывая количественные изменения процессов экономика здравоохранения исследует и переход количества в новое качество. Математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.
3) Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономических расчетов. Они используются для обеспечения строго определенного количественного соотношения, между какими либо составляющими, например, между потребностями и возможностями их удовлетворения, между доходной и расходной частями бюджета и т.д. Метод экономических балансов строится по принципу равенства величин ресурсов и возможностей их использования с учетом создания резервов. Последнее очень важно, т.к. без наличия резервов в условиях резкого дефицита ресурсов тот или иной функциональный блок системы здравоохранения может дать сбой, что чревато серьезными медико-социальными последствиями.
4) Прогнозирование - представляет научное предвидение наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, потребности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического прогресса отрасли и т.д.
5) Хозяйственные эксперименты - являются одним из распространенных в настоящее время методов. Они разумны и необходимы. Поиск тех или иных методов повышения эффективности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдельных медицинских учреждений имеет большое практическое значение.
Страховая форма ЗО.
Виды страхования : обязательное и добровольное медицинское страхование.
Источники финансирования страховой медицины:
1) страховые взносы от предприятий и организаций
2) страховые взносы от граждан
3) дотации государства страховым компаниям - для обслуживания незастрахованным
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни посредствам мобилизации усилий общества и проведению соответствующих организационных мероприятий на различных уровнях.
Общественное здравоохранение – область научной и практической деятельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из крупнейших социальных систем, где медицина является одним из компонентов наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленностью.
Предмет науки.
Наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.
Предметы:
1. Здоровье населения.
2. Здравоохранение.
3. Факторы, влияющие на здоровье населения.
4. Медико-социально-значимая патология.
1. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.
2. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)
3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.
I. Социально-экономические факторы.
1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.
2. Организация медицинской помощи.
3. Законодательство по здравоохранению.
4. Образ и условия жизни.
II. Природно-климатические.
III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.
IV. Психоэмоциональные.
Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.
4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.
Задачи науки:
1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.
2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.
3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.
4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.
5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.
6. Правовое регулирование здравоохранения.
7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.
Разделы науки:
1. Санитарная статистика (общественное здоровье).
2. Экспертиза нетрудоспособности.
3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).
4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.
1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.
В отличие от клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения мероприятий, которые проводит государство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.
В основе медицины лежат два основных понятия - «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».
Определение, принятое ВОЗ: « Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» .
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
1 уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье;
2 уровень - здоровье социальных и этнических групп - групповое здоровье ;
3 уровень - здоровье населения административных территорий – региональное здоровье ;
4 уровень - здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье .
По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне - процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения - «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо - здоровье отдельной демографической или социальной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.
В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:
1. Доступность данных.Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения сложных специальных исследований.
2. Полнота охвата.Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.
3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.
4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья.
5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.
6. Приемлемость (интерпретируемость).Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации.
7. Воспроизводимость. При использовании показателя здоровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.
8. Специфичность.Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.
9. Чувствительность.Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.
10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.
11.Репрезентативность.Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населения, выделенных для целей управления.
12. Иерархичность.Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.
13. Целевая состоятельность.Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улучшения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье находится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.
Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и общественными отношениями.
К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспитание, питание, отношения в семье, качество и доступность медицинской помощи.
На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.
Значительная часть названных условий может изменяться самим обществом, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.
2 вопрос. Методы общественного здоровья.
1). Статистический метод - основной метод общественных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача - определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.
3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.
4). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных профессий - используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и степени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.
8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Использование эпидемиологических методов на больших популяциях позволяет выделить различные составляющие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.
Цель: Студенты должны иметь общее представление о дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», знать основные понятия, разделы, методы. Студенты должны знать о социальной детерминации общественного здоровья.
Здравоохранение в наиболее общем виде представляет собой сложную общественную динамическую, функциональную, открытую и адаптивную систему, которую общество на каждом этапе своего развития создает и использует для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья каждого человека и всего общества в целом.
Общественные мероприятия по охране здоровья в истории человечества стали проводиться с появлением государства. Они видоизменялись в зависимости от смены общественно-экономических формаций, изменений способа производства и производственных отношений, государственного строя.
Общественное здравоохранение (public health system) – система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества.
Предметом общественного здравоохранения является изучение влияния общественных условий жизни на здоровье и медицинское обслуживание населения. Методологической основой общественного здравоохранения является системный подход к определению и изучению общественного здоровья.
Следует отметить, что определения и оценки здоровья менялись на протяжении всей истории здравоохранения. В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. В литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится множество определений этой категории, основанных на различных подходах и критериях.
Здоровье (health), согласно Уставу ВОЗ (1948 г.), – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Как следует из определения, в характеристике здоровья объединены три компонента: физическое (биологическое), психическое (душевное) и социальное здоровье.
Физическое здоровье (physical health) – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.
Психическое здоровье (mental health) – состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Социальное здоровье (social health) – мера социальной адаптации человека, определяемая его местом и ролью в обществе.
Когда мы говорим о состоянии здоровья, то имеем в виду гармоничное сочетание всех трех компонентов. Следствием нарушения одного из них является дисгармония и, в конечном итоге, болезнь.
По определению ВОЗ, болезнь (illness) – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь возникает в результате воздействия факторов внешней и внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные (адаптационные) возможности организма.
Различают несколько уровней здоровья:
индивидуальное здоровье – здоровье человека;
групповое здоровье – совокупность характеристик здоровья лиц, объединенных по какому-либо признаку: семья, трудовые коллективы, студенчество и др.;
региональное здоровье – совокупность характеристик здоровья людей, проживающих на определенной территории);
общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.
ВОЗ признает, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.
На ХХХ сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (1977 г.) важнейшей социальной задачей было провозглашено: «Достижение к 2000 г. всеми жителями земли такого уровня здоровья, который позволит вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». На решение поставленной задачи направлена политика ВОЗ «Здоровье для всех» (Health for all).
Позже принят документ «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе» (1999 г.). Стратегия «Здоровья для всех в 21-ом столетии» реализуется в каждой стране различно в зависимости от социальных и экономических характеристик, состояния здоровья и показателей смертности населения, статуса и уровня развития систем здравоохранения.
История общественного здравоохранения в советском Казахстане отражает основные этапы развития государственного социализма в СССР. С момента установления Советской власти основной задачей государственного здравоохранения была поставлена теоретическая и практическая разработка профилактических принципов здравоохранения. В центре внимания также было обеспечение населения бесплатной общедоступной медицинской помощи. В годы Великой Отечественной войны все внимание было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и развертывания тыловых госпиталей. В послевоенные годы нашли отражение задачи, связанные с восстановлением народного хозяйства и ликвидацией санитарных последствий. В дальнейшие годы научно-практические интересы отвечали идеологии социалистического строительства, среди которых наиболее масштабными были мероприятия по всеобщей диспансеризации населения.
На состоявшейся в Алма-Ате в 1978 г. Международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ система социалистического здравоохранения (модель Н.А. Семашко) получила мировое признание, а принятая Алма-Атинская декларация провозглашена Великой Хартией здравоохранения ХХ века.
С приобретением суверенитета и формированием рыночных отношений общественное здравоохранение в Казахстане претерпело ряд кардинальных изменений. Современный период можно определить как этап ускоренной модернизации системы здравоохранения, включая переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения.
Одной из важнейших задач общественного здравоохранения является выявление характера комплексного влияния факторов окружающей среды (природной и социальной) на здоровье населения, поиск закономерностей и тенденций формирования здоровья населения с учетом социально-экономических условий.
Формирование общественного здоровья обусловлено комплексным воздействием факторов, которые можно объединить в следующие основные группы:
- политические (государственная социальная политика, политика в области здравоохранения, государственное регулирование системы здравоохранения, правовые акты в области здравоохранения и др.);
- социально-экономические (ВВП на душу населения, финансирование системы здравоохранения, условия труда и быта, питание, организация системы здравоохранения, образ жизни и др.);
- природно-климатические, экологические (состояние и загрязнение окружающей среды);
- биологические (пол, возраст, наследственность, национальная принадлежность, конституция, тип нервной системы и др.).
В XX веке признали социальную обусловленность здоровья, что закреплено Уставом Всемирной организации здравоохранения. Этим определением здоровья преодолена ограниченность подходов, противопоставляющих социальный и биологический компоненты организации человека.
Соотношение социальных и биологических факторов в отношении различных заболеваний является неодинаковым, но все же ведущая роль отводится социальному компоненту: условиям и факторам.
Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества.
Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
Среди наиболее значительных достижений общественного здравоохранения прежде всего следует отметить медико-социальные и эпидемиологические исследования, по результатам которых установлены группы факторов (факторов риска) и их вклад в состояние здоровья населения:
условия и образ жизни – 49-53%, в среднем 50% всего влияния (курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, урбанизация и пр.);
- генетические факторы – 18-22%, в среднем 20% (предрасположенность к наследственным болезням
- окружающая среда – 17-20%, в среднем 20% (климат, загрязнение вредными веществами воздуха, воды, почвы; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения);
- здравоохранение – 8-10%, в среднем 10% (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи).
Результаты самого крупного за всю историю ВОЗ исследовательского проекта (2002 г.) обозначили 10 ведущих факторов риска, определяющих уровни заболеваемости и смертности населения на глобальном уровне: недостаточность питания; курение; артериальная гипертензия; неудовлетворительное состояние водоснабжения, санитарии, а также личной и бытовой гигиены; гиподинамия; профессиональные вредности; небезопасный секс; злоупотребление алкоголем; загрязнение атмосферного воздуха.
Таким образом, ведущая роль социальных факторов в формировании общественного здоровья опосредована через условия и образ жизни.
Современные исследователи в научном познании проблем формирования здоровья не ограничиваются медико-социальными рамками и все чаще рассматривают образ жизни с широких общественных позиций, используя философские и социологические трактовки:
Образ жизни – формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений; или понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией.
В целом, образ жизни обобщает четыре категории:
- уровень жизни – экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и поддающаяся количественному выражению (размер валового национального продукта, реальные доходы населения, доступность и обеспеченность медицинской помощью, продолжительность рабочего дня и т.д.);
- качество жизни – социологическая категория, характеризующая качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни (удовлетворенность трудом, качеством питания, медицинской помощью и т.д.);
- стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности;
- уклад жизни – социально-экономическая категория, характеризующая систему производственных отношений в общественно-политической формации.
Несмотря на существенные различия в концептуальных подходах к оценке и критериям образа жизни, роль социальных факторов в формировании здоровья населения признана всем международным здравоохранением.
Выделяют социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасположен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска:
- демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, мигранты, беженцы, перемещенные лица;
- профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.);
- функционального, патологического состояния: беременные; недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инвалиды детства;
- низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».
- лица с девиантным поведением, наличием психопатических, социально-психологических и других коллизий: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки, лица с сексуальными перверзиями, лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.
Среди всех болезней особое место занимают социально-значимые заболевания, перечень которых устанавливается правительством с целью принятия дополнительных или льготных мер медико-социальной поддержки: онкологические и онкогематологические заболевания, диабет, ревматизм, системная красная волчанка, детский церебральный паралич, психические заболевания, инфаркт миокарда и др.
Признание социальной детерминации здоровья обосновывает необходимость рассматривать проблемы здоровья с широких социальных позиций, а также того, что обеспечение здоровья выходит за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья является солидарной ответственностью государства, работодателя и гражданина, которая реализуется путем межсекторального сотрудничества при активном участии самого населения.
Иллюстративный материал: 20 слайдов в программе «Rower Point».
Литература:
1.Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.
2.Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.
3.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
4. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999.– 1049 с.
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.
1.Дайте определение общественному здоровью и здравоохранению
2.Перечислите компоненты здоровья.
3.Укажите уровни здоровья.
4.Назовите основные разделы дисциплины.
5.Перечислите основные методы дисциплины.
6.Какие факторы влияют на здоровье населения?
7.Какой вклад вносят факторы риска в формирование здоровья?
8.В чем заключается социальная обусловленность здоровья?
9.Дайте определение образа жизни и его категорий.
10.Перечислите социальные группы риска заболеваний.