XIX век в истории просвещения в России. Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX веков Просвещение печать наука в 20 веке

Самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала XX в. - все это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных ее сферах нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее.

22. Просвещение. Печать. Наука.

В XX век Россия вступала, имея обширную и разветвленную систему образования . Она включала в себя три ступени: начальную (Церковно-приходские школы, народные училища), среднюю, классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (университеты, институты). Однако все эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях.

Тяжелей всего было положение начальной школы. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: в 1899 г-> 30%, в 1917 г.

В начале ХХ в- Россия татила на на родное просвещение всего 43 коп. на душу населения, в то время как Англия и Германия - 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 г. во II Думе даже рассматривался проект о введении всеобщего начального образования России, но он так и не получил силу закона.

Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половине XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателей. Однако в 1860-х гг. в целях борьбы с <опасным> увлечением нигилистисчески настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой - реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией,

В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных науки математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали xoрошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.

Что касается высших учебных заведений - институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. Однако именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гг. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 г. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми <Временными правилами>, согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях.

1911 г. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался <исход> из Московского Университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П.Н Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Таким образом, конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была напушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие <антиправительственный> толковалось властями чрезвычайно широко, все же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

Если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 г.- более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры - 1263. При этом, наряду с традиционными <толстыми> журналами, рассчитанными на образованные слои общества, все в большем количестве начинают выходить <тонкие> - сугубо развлекательные, <для семейного чтения>, женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателей, среди которых своим размахом выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший <Дешевую библиотеку> - сочинения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, например братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX - начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляся ученые, чьи открытия меняют традиционные представления окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения ему, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX - начале XX в. В. И. Вернадским.

Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидро- и аэродинамики. В 1902 г. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба - одна из первых в Европе; в 1904 г. создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К- Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из <кабинетных> превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX -начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым.

С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.

В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: <Очерки по истории русской культуры> П. Н. Милюкова, <Крестьянская реформа > А. А. Корнилова, <История молодой России> М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали <легальные марксисты> М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении начала XX в. самой заметной фигурой был А. Н. Веселовский - один из создателей сравнительно-исторической школы, много работавший над явлением литературных памятников различных эпох и разных народов.

1. Оцените состояние российского образования в конце XIX - начале XX вв. Сравнении с пореформенным периодом. Почему историки считают, российское образование на рубеже веков развивалось от <просвещенй монархии к монархическому просвещению>?

2. Назовите признаки демократизации издательской деятельности в России, начавшейся после 1905 г. на примере одного из изданий. Дайте развернутую характеристику демократической прессы.

3. Подготовьте сообщение об одном из российских ученых конца XIX - начала XX в. Проследите, как в его жизни и научной деятельности отразились сложные, противоречивые процессы этого периода отечественной истории.

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, История для 11 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Просвещение и печать в России на рубеже веков
Система образования в России рубежа XIX -и просвещение XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища, среднюю, классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе8 лет) составляли в среднем 38-39%.
В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. Министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы,однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло - с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получилираспространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта, Психоневрологический институт В.М.Бехтерева и др.). Университет Шанявского, работавший в 1908-18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л.Шанявского (1837-1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лицаобоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

Дальнейшее развитие вначале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н.Прянишникова, 1908 и др. Наконец, право женщин навысшее образование было признано юридически 1911.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых - рабочие курсы, например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые как И.М.Сеченов, В.И.Пичета и др., просветительские рабочие общества и народные дома - своеобразные клубы с библиотекой, актовымзалом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С.В.Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 - более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916)к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров.

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.

Крупнейшие книгоиздатели А.С.Суворин в Петербурге и И.Д.Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека длясамообразования» Сытина). В 1989 - 1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М.Горький.

Наука России в эпоху «серебряного века»

На рубеже XIX - XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е.Жуковский - основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара,открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. К.Э.Циолковский разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро - и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и...

Глава VIII. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

Общий кризис самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала XX в.- всœе это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных ее сферах нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее.

В XX в. Россия вступала, имея достаточно обширную и разветвленную систему образования. Она включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (университеты, институты). При этом всœе эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях.

Тяжелœей всœего было положение начальной школы. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: 21%-в 1897 ᴦ., 30%-в 1917 ᴦ. В начале XX в. Россия тратила на народное просвещение всœего 43 коп. на душу населœения, в то время как Англия и Германия - 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 ᴦ. во II Думе даже рассматривался проект о введении всœеобщего начального образования в России, но он так и не получил силу закона.

Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половинœе XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателœей. При этом в 1860-х гᴦ. в целях борьбы с ʼʼопаснымʼʼ увлечением нигилистически настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой - реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией.

В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали хорошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.

Что касается высших учебных заведений - институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. При этом именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гᴦ. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 ᴦ. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми ʼʼВременными правиламиʼʼ, согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 ᴦ. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. При этом в 1911 ᴦ. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался ʼʼисходʼʼ из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 ᴦ. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие ʼʼантиправительственныйʼʼ толковалось властями чрезвычайно широко, всœе же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

В случае если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 ᴦ.- более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры - 1263. При этом, наряду с традиционными ʼʼтолстымиʼʼ журналами, рассчитанными на образованные слои общества, всœе в большем количестве начинают выходить ʼʼтонкиеʼʼ - сугубо развлекательные, ʼʼдля семейного чтенияʼʼ, женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателœей, среди которых своим размахом особо выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший ʼʼДешевую библиотекуʼʼ - сочинœения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, к примеру братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX - начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелœевская премия (1904 ᴦ.). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелœевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX - начале XX в. В. И. Вернадским.

Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидро- и аэродинамики.

В 1902 ᴦ. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба - одна из первых в Европе; в 1904 ᴦ.- создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всœеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из ʼʼкабинœетныхʼʼ превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX - начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.

В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: ʼʼОчерки по истории русской культурыʼʼ П. Н. Милюкова, ʼʼКрестьянская реформаʼʼ А. А. Корнилова, ʼʼИстория молодой Россииʼʼ М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали ʼʼлегальные марксистыʼʼ М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателœем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении начала XX в. самой заметной фигурой был А. Н. Веселовский - один из создателœей сравнительно-исторической школы, много работавший над сопоставлением литературных памятников различных эпох и разных народов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о российской системе образования. 2. Какое влияние оказали события начала XX в. на российское студенчество? 3. Чем объясняется рост количества периодических изданий после первой российской революции? Какие черты отличали деятельность ведущих книгоиздателœей России? 4. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в.

Общий кризис самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала XX в.-- все это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных ее сферах нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее.

Просвещение. Печать. Наука

В XX в. Россия вступала, имея достаточно обширную и разветвленную систему образования. Она включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (университеты, институты). Однако все эти учебные заведения существовали и развивались в неодинаковых условиях.

Тяжелей всего было положение начальной школы. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: 21%--в 1897 г., 30%--в 1917 г. В начале XX в. Россия тратила на народное просвещение всего 43 коп. на душу населения, в то время как Англия и Германия -- 3,8 руб. Правда, после первой российской революции началось резкое увеличение ассигнований на начальное образование. В 1905 г. во II Думе даже рассматривался проект о введении всеобщего начального образования в России, но он так и не получил силу закона.

Несколько лучше обстояло дело со средними учебными заведениями. В России еще в первой половине XIX в. была создана целая сеть гимназий с хорошо разработанными учебными программами и довольно сильным штатом преподавателей. Однако в 1860-х гг. в целях борьбы с «опасным» увлечением нигилистически настроенной молодежи естественными науками эта цельная система была искусственно деформирована. С одной стороны, учреждались классические гимназии, где основной упор был сделан на преподавание древних языков, с другой -- реальные училища с узкопрофессиональной технической ориентацией.

В начале XX в. под влиянием требований общественности уродливые стороны среднего образования постепенно выправляются. В гимназиях было ослаблено классическое направление, больше времени отводилось на преподавание естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишне узкая специализация в реальных училищах, перед выпускниками которых открывались теперь более широкие возможности для получения высшего образования, чем раньше. Все большей популярностью в начале XX в. пользовались коммерческие училища, сеть которых была создана по инициативе и на средства торговой и промышленной буржуазии. Эти училища имели лучшую материальную базу, чем другие средние учебные заведения, они давали хорошее образование, в них практиковалось небывалое в России совместное обучение юношей и девушек.

Что касается высших учебных заведений -- институтов и особенно университетов, то по уровню организации преподавания они не уступали лучшим европейским образцам. Однако именно на эту сферу российского просвещения трагические события начала XX в. оказали самое роковое воздействие. Студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни уже с 1860-х гг. Но именно в это время они приняли совершенно небывалый размах. В 1899 г. власти усугубили жесткий административный надзор так называемыми «Временными правилами», согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия, диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжались почти непрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. Правда, Столыпину, действовавшему самыми жестокими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. Однако в 1911 г. вспыхнула общая студенческая забастовка, в результате которой было исключено из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался «исход» из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против репрессий в отставку подали Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и многие другие. Таким образом, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие «антиправительственный» толковалось властями чрезвычайно широко, все же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

Если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 г.-- более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры -- 1263. При этом, наряду с традиционными «толстыми» журналами, рассчитанными на образованные слои общества, все в большем количестве начинают выходить «тонкие» -- сугубо развлекательные, «для семейного чтения», женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателей, среди которых своим размахом особо выделялись И. Д. Сытин и А. С. Суворин. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовал и Суворин, массовыми тиражами издававший «Дешевую библиотеку» -- сочинения русских и иностранных авторов, книги по искусству, научно-популярные произведения. В то же время возникают издательства, например братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX -- начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX -- начале XX в. В. И. Вернадским.

Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидро- и аэродинамики.

В 1902 г. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба -- одна из первых в Европе; в 1904 г.-- создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам: истории, философии, экономике, праву. Эти науки из «кабинетных» превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX -- начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк и др.

В это время появляется целый ряд очень ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера: серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении начала XX в. самой заметной фигурой был А. Н. Веселовский -- один из создателей сравнительно-исторической школы, много работавший над сопоставлением литературных памятников различных эпох и разных народов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о российской системе образования. 2. Какое влияние оказали события начала XX в. на российское студенчество? 3. Чем объясняется рост количества периодических изданий после первой российской революции? Какие черты отличали деятельность ведущих книгоиздателей России? 4. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в.

Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX веков.

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, «классических» языков (древнегреческого и латыни) и Реальные училища, где большее внимание уделялось естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во 2 половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 80-х годов в стране было уже семь университетов. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений.

Чертой своеобразия русской культуры 2 половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов.

Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания: И.М.Сеченов (изучение головного мозга и нервной системы), И.П.Павлов (теория рефлексов), И.И.Мечников (иммунология, эмбрионология, проблемы старения, патологии и пр.)

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии: А.М.Бутлеров (теория химического строения веществ), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов).

В физике конец XIX – начало ХХ вв. был отмечен целым рядом блестящих открытий: А.Г.Столетов (вопросы электричества, магнетизма, физической природы света, первый закон фотоэффекта), П.Н.Яблочков (дуговая лампа, «свеча Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), А.С.Попов (радио), А.Ф.Можайский (самолет), К.Э.Циолковкого (проект освоения околоземного пространства с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями).

Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И.Вернадскому, бывшему родоначальником геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Им было разработано учение о ноосфере, новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих факторов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен». Тем не менее, не вся земная поверхность была изучена равномерно. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан академиком П.П.Семеновым-Тянь-Шанским (исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию), Н.М.Пржевальским (изучение Центральной Азии), Н.Н.Миклухо-маклай (исследование Новой Гвинеи и Океании).

Значительно и развитие исторической науки в этот период: Во 2 половине XIX века С.М.Соловьевым написана остающаяся до сегодняшнего дня самой полной и подробной «История России с древнейших времен» в 29 томах; В.О.Ключевский пишет труды по агиографии и истории средневековой Руси.

Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа Ф. И. Буслаева.

Общественный подъём 60-х годов сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и естественнонаучной литературы.

В связи с культурнической деятельностью интеллигенции выросло количество общедоступных изданий для народа, для людей, занимающихся самообразованием.

Но вместе с тем растёт и выпуск лубочных книг. К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной литературы. Это было вызвано успехами русской литературы, развитием отечественной науки, общественной мысли. Новый промышленный подъём конца 80-х - начала 90-х годов, революционное движение рабочего класса, деятельность первых марксистских организаций содействовали росту выпуска книг и других произведений печати, заметно изменили книжный ассортимент.

Число изданий к 1901 году достигло 10318, общий тираж - 56331 тысяч экземпляров. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX века оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

1. Культура России. / Сб. ст. под ред. Фролова А.К. – М.: Речь, 2005.

2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: Мысль, 1993.