Культура ссср 20 30 годы таблица. Пособие по истории отечества

ПОЛОВЕЦКИЕ ПОХОДЫ - походы русских князей, военные предприятия правителей Древнерусского государства , а затем древнерусских княжеств по обороне южных границ и предотвращению половецких набегов в конце XI - начале XIII веков.

В по-след-ней четверти XI века южно-русские тер-ри-то-рии стре-ми-тель-но ур-ба-ни-зи-ро-ва-лись, рос-ло чис-ло ук-ре-п-лён-ных го-ро-дов, шло мас-со-вое строи-тель-ст-во и ре-кон-ст-рук-ция ук-ре-п-ле-ний. В начале XII века из-ме-ни-лась так-ти-ка борь-бы русских кня-зей с по-лов-ца-ми. Обо-ро-нительная так-ти-ка ук-ре-п-лён-ных ли-ний (го-ро-дищ по Су-ле и другим по-гра-нич-ным ре-кам), пе-ре-хва-та обо-зов степ-ня-ков при их от-сту-п-ле-нии до-пол-ни-лась, а в ка-кой-то ме-ре сме-ни-лась ре-гу-ляр-ны-ми рей-да-ми в глубь сте-пей, уда-рами по ко-чевь-ям и по-се-ле-ни-ям про-тив-ни-ка. Ве-сен-ние уп-ре-ж-даю-щие уда-ры в глубь сте-пи ока-за-лись край-не эф-фек-тив-ны, зи-ма ос-лаб-ля-ла ко-чев-ни-ков го-раз-до силь-нее, чем осед-лое население Древнерусского государства. На ру-бе-же XI и XII веков окон-ча-тель-но офор-ми-лась всад-ни-че-ская суб-куль-ту-ра древнерусской дру-жи-ны: кон-ная «ры-цар-ская» дру-жи-на ста-ла основным удар-ным эле-мен-том войска.

Ве-ро-ят-но, пер-вым соб-ст-вен-но половецким походом мож-но на-звать ор-га-ни-зо-ван-ный пе-ре-яс-лав-ским князем Вла-ди-ми-ром Все-во-ло-до-ви-чем Мо-но-ма-хом и ки-ев-ским князем Свя-то-пол-ком Изя-сла-ви-чем по-ход 1095 года, ко-гда их вой-ска за-хва-ти-ли по-ло-вец-кие по-се-ле-ния (ве-жи) и боль-шую до-бы-чу. На-чи-ная с 1103 года, по-сле ре-ше-ния До-лоб-ско-го съез-да об ор-га-ни-за-ции половецких походов си-ла-ми коа-ли-ции русских кня-зей, по-доб-ные по-хо-ды ста-ли ре-гу-ляр-ны-ми. 4.4.1103 года по-лов-цы бы-ли пол-но-стью раз-би-ты, 20 по-ло-вец-ких ха-нов по-гиб-ли, хан Бел-дюзь взят в плен и каз-нён. В декабре 1109 года вое-во-да Дмитр Иво-ро-вич за-хва-тил ве-жи на реке Дон. Вес-ной 1111 года со-сто-ял-ся круп-ней-ший половецкий поход, ко-то-рый воз-гла-ви-ли ки-ев-ский князь Свя-то-полк Изя-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Мо-но-мах и чер-ни-гов-ский князь Да-вид Свя-то-сла-вич. 24 мар-та русское вой-ско дош-ло до реки Дон, 27 мар-та по-лов-цы бы-ли раз-гром-ле-ны. В 1113 году од-ним сво-им вы-сту-п-ле-ни-ем к гра-ни-цам Древнерусского государства но-вый ки-ев-ский князь Вла-ди-мир Мо-но-мах за-ста-вил по-лов-цев бе-жать. В 1116 году пе-ре-яс-лав-ский князь Яро-полк Вла-ди-ми-ро-вич и сын чер-ни-гов-ско-го князя Все-во-лод Да-ви-до-вич за-хва-ти-ли на До-ну по-ло-вец-кие по-се-ле-ния Суг-ров, Ша-ру-кань и Ба-лин. В ки-ев-ское кня-же-ние Мсти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча (1125-1132) его вое-во-ды из-гна-ли по-лов-цев за Дон, Вол-гу и Яик, то есть фак-ти-че-ски очи-сти-ли южно-русские при-гра-нич-ные сте-пи. В ре-зуль-та-те по-бе-до-нос-ных по-хо-дов русских кня-зей по-лов-цы бы-ли раз-гром-ле-ны.

Половецкие походы со-ста-ви-ли боль-шин-ст-во из 83 точ-но на-зван-ных Вла-ди-ми-ром Мо-но-ма-хом его «пу-тей» (похо-дов), что сви-де-тель-ст-ву-ет о том, что в конце XI - начале XII веков русские кня-зья (осо-бен-но кня-зья Южной Ру-си) бу-к-валь-но жи-ли про-бле-мой степ-ной уг-ро-зы. Князь пом-нил прак-ти-че-ски всех сво-их про-тив-ни-ков и со-юз-ни-ков (за-час-тую это од-ни и те же ли-ца) сре-ди по-ло-вец-ких ха-нов по име-нам. Его «По-уче-ние» яр-ко от-ра-зи-ло двой-ст-вен-ное от-но-ше-ние русских кня-зей к по-лов-цам. С од-ной сто-ро-ны, Мо-но-мах 19 раз за-клю-чил мир с ко-чев-ни-ка-ми (это бы-ли прак-ти-че-ски еже-год-ные, ста-но-вив-шие-ся тра-ди-ци-ей, встре-чи с но-ма-да-ми ки-ев-ско-го кня-зя и, ви-ди-мо, чер-ни-гов-ско-го и пе-ре-яс-лав-ско-го кня-зей). С дру-гой сто-ро-ны, он пред-при-ни-мал по-сто-ян-ные во-енные вы-лаз-ки в степь, мно-гие его половецкие походы бы-ли со-вер-ше-ны в один и тот же год. Эти по-ходы в гла-зах со-вре-мен-ни-ков име-ли харак-тер свое-об-раз-ной «ре-ли-ги-оз-ной вой-ны», «кре-сто-во-го по-хо-да» (А.В. Ла-уш-кин). По-сле них по-лов-цы за-ня-ли под-чи-нён-ное ме-сто со-юз-ни-ков различных русских кня-зей в их меж-до-усоб-ной борь-бе, на-чи-ная с кня-зей Оле-га Свя-то-сла-ви-ча и Бо-ри-са Вя-че-сла-ви-ча в 1078 году.

Вновь не-об-хо-ди-мость ор-га-ни-за-ции спе-ци-аль-ных половецких походов воз-ник-ла лишь в 1150-х годах и бы-ла свя-за-на с ос-лаб-ле-ни-ем южно-русских кня-жеств (пре-ж-де все-го Ки-ев-ско-го) в ре-зуль-та-те ме-ж-ду-кня-же-ских усо-биц. В 1153 году для обо-ро-ны южных гра-ниц ки-ев-ский князь Изя-слав Мсти-сла-вич на-пра-вил про-тив по-лов-цев сво-его сы-на - Мсти-сла-ва Изя-сла-ви-ча. В 1159 году русские кня-зья со-вер-ши-ли 2 ус-пеш-ных половецких похода: сна-ча-ла сын чер-ни-гов-ско-го князя Свя-то-сла-ва Оль-го-ви-ча - Олег Свя-то-сла-вич одер-жал по-бе-ду над по-лов-ца-ми, а вско-ре его ус-пех по-вто-ри-ли до-ро-го-буж-ский князь Вла-ди-мир Ан-д-рее-вич и луц-кий князь Яро-слав Изя-сла-вич при под-держ-ке га-ли-чан. В 1161 году чёр-ные кло-бу-ки на-нес-ли по-ра-же-ние по-лов-цам на реке Рось. В 1164 году по-рос-ский князь Ва-силь-ко Яро-пол-чич по-вто-рил этот ус-пех. В конце 1166 года ки-ев-ские вой-ска под ко-мандованием вое-во-ды Вла-ди-сла-ва Ля-ха вы-сту-пи-ли для ох-ра-ны «Греч-ни-ка» - тор-го-во-го пу-ти по Днеп-ру. То-гда же нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич раз-бил си-лы ха-на Ко-бя-ка (в ле-то-пи-си оши-боч-но упо-ми-на-ет-ся Бо-няк), но од-но-вре-мен-но пе-ре-яс-лав-ский вое-во-да Шварн по-тер-пел по-ра-же-ние у Пе-ре-яс-лав-ля. В начале 1167 года Оль-го-ви-чи про-дол-жа-ли ак-тив-но дей-ст-во-вать про-тив ле-во-бе-реж-ных по-лов-цев: нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич взял «ве-жи Ко-зи-ны» (ха-на Кзы), а ста-ро-дуб-ский князь Яро-слав Все-во-ло-до-вич - «Бег-лю-ко-вы ве-жи». Од-но-вре-мен-но ки-ев-ский князь Рос-ти-слав Мсти-сла-вич ор-га-ни-зо-вал круп-ный по-ход коа-ли-ции южно-русских кня-зей для ох-ра-ны тор-го-вых пу-тей - «Греч-ни-ка» и «За-по-зни-ка».

В 1168 году ки-ев-ский князь Мсти-слав Изя-сла-вич пред-при-нял по-пыт-ку объ-е-ди-нить русских кня-зей пу-тём ор-га-ни-за-ции половецких походов. На его при-зыв от-клик-ну-лись поч-ти все со-сед-ние пра-ви-те-ли. В со-став коа-ли-ции, вы-сту-пив-шей 2 мар-та в половецкий поход, во-шли военные си-лы свыше 10 русских кня-зей. В ре-зуль-та-те это-го по-хо-да по-лов-цы бы-ли раз-би-ты на ре-ках Орель и Са-ма-ра, от-бро-ше-ны за реку Ос-кол. Кня-зья за-хва-ти-ли зна-чительный по-лон, од-но-вре-мен-но ос-во-бо-див многих плен-ных рус-ских.

Но-вая ак-ти-ви-за-ция половецких походов про-изош-ла в 1180-1190-х годах, по-сле ста-би-ли-за-ции в 1181 году по-ли-тической си-туа-ции в Южной Ру-си. В 1184 году половецкий поход пред-при-нял нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич , ко-то-рый вме-сте с бра-том, кур-ским и труб-чев-ским князем Все-во-ло-дом Свя-то-сла-ви-чем, двою-род-ным пле-мян-ни-ком Все-во-ло-дом Свя-то-сла-ви-чем Черм-ным и сы-новь-я-ми (Ро-ма-ном и Свя-то-сла-вом), а так-же чёр-ны-ми кло-бу-ка-ми под ко-мандованием Кул-ды-ря и Кун-дув-дыя, одер-жал по-бе-ду в сра-же-нии на реке Хи-рия. Ле-том то-го же го-да состо-ял-ся ос-нов-ной половецкий поход русских кня-зей под руководством ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча, бел-го-род-ско-го князя Рю-ри-ка Рос-ти-сла-ви-ча (всего свыше 10 кня-зей). Основное сра-же-ние со-стоя-лось 30 ию-ля, по-лов-цы бы-ли раз-гром-ле-ны, мно-гие пред-ста-ви-те-ли по-ло-вец-кой зна-ти бы-ли взя-ты в плен, в том числе Ко-бяк с дву-мя сы-новь-я-ми, Глеб Ти-рие-вич, Осо-лук (Осе-лук) и другие. По-лов-цам был на-не-сён су-ще-ст-вен-ный урон. В до-пол-не-ние к это-му нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич с бра-том Все-во-ло-дом, сы-ном Вла-ди-ми-ром и пле-мян-ни-ком - рыль-ским князем Свя-то-сла-вом Оль-го-ви-чем раз-бил не-боль-шой от-ряд по-лов-цев на реке Мер-ла.

В 1185 году но-вый половецкий поход на при-шед-ших к реке Хо-рол по-лов-цев ха-на Кон-ча-ка со-вер-ши-ли ки-ев-ский князь Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич, бел-го-род-ский князь Рю-рик Рос-ти-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Гле-бо-вич, князь Мсти-слав Ро-ма-но-вич и чёр-ные кло-бу-ки во гла-ве с Кун-дув-ды-ем. В ре-зуль-та-те по-лов-цы бы-ли раз-би-ты 1 мар-та, хан Кон-чак бе-жал. В апреле 1185 года на по-ло-вец-кие ве-жи был на-прав-лен от-ряд чёр-ных кло-бу-ков под ко-мандованием Ро-ма-на Не-зди-ло-ви-ча, ко-то-рый на Пас-ху (21 апреля) за-хва-тил ве-жи, взяв боль-шой по-лон и мно-же-ст-во ко-ней. Ле-том 1185 года ки-ев-ский князь рас-счи-ты-вал на-пра-вить но-вый по-ход «на все ле-то» в са-мый центр по-ло-вец-ких ко-че-вий к реке Се-вер-ский До-нец. Од-на-ко этот за-мы-сел был на-ру-шен се-па-рат-ны-ми дей-ст-вия-ми нов-го-род-се-вер-ско-го князя Иго-ря Свя-то-сла-ви-ча, ко-то-рый пред-при-нял совместно с сы-ном Вла-ди-ми-ром, бра-том Все-во-ло-дом и пле-мян-ни-ком Свя-то-сла-вом Оль-го-ви-чем, а так-же с чер-ни-гов-ской «по-мо-щью» са-мо-сто-ятельный половецкий поход, за-вер-шив-ший-ся тя-жё-лым по-ра-же-ни-ем русских кня-зей 12 мая и пле-не-ни-ем всех ру-ко-во-ди-те-лей по-хо-да. Этим со-бы-ти-ям по-свя-ще-но од-но из главных про-из-ве-де-ний древнерусской литературы - «Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве». Вес-ной 1187 года ки-ев-ский князь Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич и бел-го-род-ский князь Рю-рик Рос-ти-сла-вич ре-ши-ли пред-при-нять но-вый половецкий поход, од-на-ко, уз-нав о вы-сту-п-ле-нии русских кня-зей, по-лов-цы бе-жа-ли в степь, а по-ход при-шлось пре-рвать из-за на-чав-ше-го-ся ле-до-хо-да на Дне-пре. Зи-мой 1189/1190 годов ду-ум-ви-ры на-пра-ви-ли про-тив по-лов-цев чёр-ных кло-бу-ков во гла-ве с Ро-ма-ном Не-зди-ло-ви-чем: ве-жи бы-ли взя-ты, но са-мих по-лов-цев там не бы-ло, по-сколь-ку они уш-ли на Ду-най. Зи-мой 1190/1191 годов чёр-ные кло-бу-ки при под-держ-ке тор-че-ско-го князя Рос-ти-сла-ва Рю-ри-ко-ви-ча и князя Рос-ти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча одер-жа-ли по-бе-ду над по-лов-ца-ми, ко-че-вав-ши-ми на пра-вом бе-ре-гу реки Днепр, за-хва-тив боль-шой по-лон. Той же зи-мой про-тив пра-во-бе-реж-ных по-лов-цев ус-пеш-но дей-ст-во-вал сын ки-ев-ско-го кня-зя Глеб Свя-то-сла-вич, ос-тав-лен-ный от-цом кня-жить в Ка-не-ве . Он су-мел раз-бить от-ряд Кун-дув-дыя у города То-ва-ров на реке Рось. В 1191 году основное про-ти-во-дей-ст-вие ле-во-бе-реж-ным по-лов-цам ока-за-ли чер-ни-го-во-се-вер-ские кня-зья. Сна-ча-ла ус-пеш-ный по-ход про-тив них со-вер-шил нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич «с брать-ею». А зи-мой 1191/1192 годов боль-шая коа-ли-ция, в ко-то-рую во-шли нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич, кур-ский и труб-чев-ский князь Все-во-лод Свя-то-сла-вич, три сы-на ки-ев-ско-го кня-зя (Все-во-лод, Вла-ди-мир и Мсти-слав Свя-то-сла-ви-чи), кня-зья Рос-ти-слав Яро-сла-вич и Да-вид Оль-го-вич, со-вер-ши-ла без-ре-зуль-тат-ный по-ход до реки Ос-кол, не най-дя по-лов-цев. В 1192 году Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич и Рю-рик Рос-ти-сла-вич стоя-ли у Ка-не-ва для ох-ра-ны южных гра-ниц Ки-ев-ско-го княжества. В декабре 1193 года ус-пеш-ный по-ход на по-лов-цев со-вер-ши-ли тор-че-ский князь Рос-ти-слав Рю-ри-ко-вич, его двою-род-ный брат Мсти-слав Мсти-сла-вич Удат-ный (си-дев-ший вме-сте с бра-том Вла-ди-ми-ром в Тре-по-ле) и чёр-ные кло-бу-ки. Зи-мой 1193/1194 годов Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич и Рю-рик Рос-ти-сла-вич стоя-ли с пол-ка-ми у Ва-си-лё-ва, при-кры-вая Ки-ев-ское княжество. Зи-мой 1200/1201 годов (по да-ти-ров-ке А.В. Май-о-ро-ва) по-лов-цев раз-гро-мил га-лиц-ко-во-лын-ский князь Ро-ман Мсти-сла-вич, вы-сту-пив-ший на по-мощь ви-зантийскому императору Алек-сею III Ан-ге-лу Ком-ни-ну.

По-след-ний круп-ный половецкий поход со-сто-ял-ся в начале 1203 года (по уточ-нён-ным дан-ным); его ру-ко-во-ди-те-ли - ки-ев-ский князь Рю-рик Рос-ти-сла-вич, га-лиц-ко-во-лын-ский князь Ро-ман Мсти-сла-вич и пе-ре-яс-лав-ский князь Яро-слав Все-во-ло-до-вич.

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.

Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым, прежде всего, относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как "буржуазные" (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован "Союз писателей", в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за "тунеядство". У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А.А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту, на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо "Союза писателей" были организованы другие "творческие" союзы: "Союз художников", "Союз архитекторов", "Союз композиторов". В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась "дискуссия о формализме". В ходе "дискуссии" посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от "социалистического реализма", становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в "формалистических вывертах", в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число "чуждых" попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. В прессе появлялись статьи: "Сумбур вместо музыки", "Балетная фальшь", "О художниках-пачкунах". По существу "борьба с формализмом" имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый "социалистический реализм". Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем "живоподобии" он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок социального реализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее, в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением является его роман "Тихий Дон", рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман "Поднятая целина". Оставаясь, по крайней мере, внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965 г.).

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею "Жизнь Клима Самгина" М. Горький. Метафоричность, философская глубина характерны для прозы Л.М. Леонова ("Вор" 1927 г., "Соть" 1930 г.), сыгравшей особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н.А. Островского, автора романа "Как закалялась сталь" (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. Главный герой романа - Павка Корчагин был образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А.Н. Толстой ("Петр I" 1929-1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Каверина, Л.А. Кассиля, В.П. Катаева.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 1928 г. затравленный советской критикой М.А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман "Мастер и Маргарита". Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже, в конце 80-х, увидели свет произведения А.П. Платонова (Климентова) "Чевенгур", "Котлован", "Ювенальное море". "В стол" работали поэты А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Трагична судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации "оттуда" ставится под строжайший контроль. За "железным занавесом" остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую прозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная, дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосфера русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть "Митина любовь", автобиографический роман "Жизнь Арсеньева", сборник рассказов "Темные аллеи". В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина "Допрос коммунистов". В отличие от появившихся в то время в изобилии "картин", изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде "Колхозного праздника" С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины "На старом уральском заводе" и "Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола". В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - "Русь уходящая". Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих "Александр Невский" (1942 г.).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют "сталинским ампиром", хотя с настоящим ампиром, для которого характерна, прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна "Александр Невский" с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: "Ленин в Октябре" (реж. М.И. Ромм), "Человек с ружьем" (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме "Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона" (реж. Г.М. Козинцев); комедии: "Веселые ребята", "Волга-Волга" (реж. С.А. Герасимов), "Свинарка и пастух" (реж. И.А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, "братья" - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - "Чапаев" (1934 г.).

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С.И. Вавилов основал Физический институт АН им. П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия, как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России ("Киевская Русь", "Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в." и др.); академик Е.В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и, прежде всего Наполеоновской Франции ("Рабочий класс во Франции в эпоху революции", "Наполеон" и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие.

События 1917 г., гражданская война и оформление большевистского режима – всё это очень повлияло на развитие культуры, и, скорее всего, в худшую сторону.

Во-первых, сами большевики ведут культурную политику, которая во многом отказывается от прошлого.

Во-вторых, огромная часть творческой интеллигенции и ученых оказалась в эмиграции.

В-третьих, уже в 20-е гг. началось преследование инакомыслия, уничтожение культурного слоя нации, которая достигла максимальной точки в 30-е гг.

Политика большевиков в отношении образования и культуре.

Среди большевиков существовало 3 точки зрения на этот вопрос: одни считали, что всю прошлую культуры следует забыть и создать новую собственную пролетарскую культуру, т.е. фактически предлагалось начать с пустого места.

Уже в 1918 г . была создана специальная организация «Пролеткульт», которая пыталась реализовать данные идеи. Но большинство, в том числе и Ленин, и нарком Просвещения Луначарский, считали, что русскую культуру нужно сохранить в определенных размерах.

Уже в 1918 г большевики отделяют церковь от государства и начинают программу борьбы с неграмотностью. Программа получает соответствующее название – «Ликбез». В течение 20-х гг. взрослое население России активно обучали грамоте. К концу 30-х гг. более 80% населения могло читать и писать. Но при этом «Ликбез» предусматривал и идеологическую обработку людей, так называемую «политграмоту». Большевики провозглашают курс культурной революции. Еще в 20-е гг. на III съезде ВЛКСМ Ленине призывал молодежь «учиться социализму». Культурная революция предусматривала не только обучение людей, но и внедрение идеологии мышления, а также создание новой советской интеллигенции. В 30-е гг. появляется обязательно начальное образование (4 класса), а затем среднее (7 классов). Появляется ряд специализированных профессиональных училищ. Например, Фабзавуч (ПТУ), ремесленное училище. Особое внимание уделялось высшему образованию. Нужно было создавать свои кадры (1920 учреждение УрГУ) для увеличения пролетарского элемента среди студентов создавались специальные рабфаки. Вводились специальные квоты для студентов непролетарского происхождения. Создается институт красной профессуры. Существуют и различные партийные школы, например, Коммунистическая академия. Буржуазные специалисты преследовались и в 20-е гг., а в конце 20-х 1-ые репрессии обрушились именно на них. В 30-е гг. остались считанные единицы старых, дореволюционных кадров, особенно гуманитариев.

1922 г. – «Философский пароход» - т.е. изгнание за границу большинства русских ученых: философов, историков (Булгаков, Франк, Струве). К концу 30-х гг. в СССР была самая многочисленная группа студентов в мире и больше всех ВУЗов, но при этом уровень культуры и наук не являлся самым высоким в мире.

Литература

Отношение к революции и идеям большевиков у творческой интеллигенции было разным:

1) Принявшие революции (т.е. готовые сотрудничать с большевиками – Маяковский, Брюсов, Вернадский, Тимирязев).

2) Принявшие с уклоном (т.е. с сомнением – Есенин, Блок «Похороны русской культуры», Павлов, Репин, Чуковский).

3) Непринявшие активно (т.е. враждебно относящиеся к революции – Бунин, Гиппиус, Гумилев).

Многие из 2 и 3 группы эмигрировали (Стравинский, Рахманинов, Шаляпин, Алехин, Бунин, Бердяев). Многие, кто остался, были впоследствии репрессированы (Мандельштам, Флоренский). Некоторые вернулись из эмиграции (А. Толстой, Куприн, Цветаева). В течение гражданской войны литературная жизнь, несмотря на страшные условия, оказалась весьма активной. Появляются такие организации, как «РеФ» (Революционный Фронт), «Леф» (Левый Фронт), РАПП (Российская Ассоциация профессиональных писателей). Здесь активно работают Маяковский, Жаров, Брюсов, Хосеев, Серафимов, Есенин (50:50). Старшие поколения (мэтры) так или иначе отражают страшную войну в своих произведениях: А.Блок «12», Волошин, Бунин «Окаянные дни».

Активной жизнью жило литературное сообщество в Петрограде. Был создан «цех поэтов», во главе с Гумилевым, Шаповым, Адамовичем. После того, как Гумилев был расстрелян в 1921 г. большинство петербургских поэтов эмигрировало. В годы НЭПа существовала определенная литературная свобода. Можно было искать новые формы искусства, экспериментировать и создавать творческие группы. Тем не менее, уже ощущалось партийное давление и политическая цензура. Советские социалистические принципы продолжали отстаивать такие писатели и поэты, как Маяковский, Фурманов «Чапаев», Серафимович «Железный поток», Фадеев, Багрецкий. Появляется советская драматургия: Иванов, Тренев [?] «Любовь яровая».Вишневский «Оптимистичная трагедия». В петрограде появляется такое творческое объединение, как «Серапионовы братья» (Каверин «Два капитана», Федин, Катаев «Белеет парус одинокий»). И было общество «обэриутов» (Введенский, Хармс). В Москве существовал «Имажиниум» (Есенин, Марингов). Была большая группа крестьянских поэтов: Клюев, Порешин, Клычков, отчасти Есенин. Особняком стоит творчество Платонова, Грина «Алые паруса». Эрдман «Пьеса-самоубийца», Булгаков.

Фантасты: Беляев, Замятин «Мы».

В конце 20-х гг. появляется Шолохов «Тихий Дон».

В начале 30-х гг. оформляется тоталитарный режим. Начинается мощнейшее давление на творческую интеллигенцию. В конечном итоге всё это вылилось в создание в 1934 г. «Союза писателей», единственной разрешенной организации. Член союза получал зарплату, и только он мог издавать свои произведения. Причем на 1-ом съезде советских писателей был провозглашен единственный допустимый метод – социалистический реализм. Всё это благословил специально приглашенный из заграницы и обласканный Сталиным Горький. Началось преследование инакомыслящих: Мандельштам, Клюев, Хармс, Васильев. Практически в изгнании оказались: Булгаков, Ахматова. Платонов….

В 30-е гг. появляются такие произведения. Как «поднятая целина» Шолохова. Поэмы Пастернака, Булгаков «Мастер и Маргарита». Рассказы (сатира) Зощенко. Ильф и Петров «Золотой теленок», «12 стульев». Развивается детская литература – Чуковский, Гайдар, Маршак. 1938 г. – Михалков, Кассиль.

В 30-е гг. начинается отдельная тема в литературе - «Лениниана». Пьеса Полевого «Куранты», Погодин, воспоминание Крупской. Рассказы о Ленине: Зощенко, пьесы: Лавренев «41-ый».

Эмиграция.

20-е 30-е гг. мощная творческая жизнь была и за границей. Несколько миллионов русских людей покинули страну. Крупнейшие русские общины жили в Париже, Берлине, Праге, Белграде, Харбине и Шанхае. Выходили русские газеты и журналы, издавались книги, действовали бывшие лидеры партий: Милюков, Гучков, Шульгин; писали Деникин и Краснов. В Париже появляется своеобразное объединение «Зеленая лампа – вечера у семьи Гиппиус и Мережковского. Там бывали поэты: Иванов, Адамович, Поплавский, Бальмонт, Тэффи; писатели: Бунин (нобелевская премия), Зайцев, Шмелев, Набоков. Кроме этого, за рубежом действовали такие крупнейшие творческие личности, как композитор Рахманинов, певец Шаляпин, шахматист Алехин, философы Бердяев, Булгаков, Сорокин и др.

Наука в 30-е гг.

Индустриализация требовала активное развитие технических и естественных наук. Появляются такие ученые, как Вернадский, Ферсман, Зелинский, Вавилов, Тимофеев, Циолковский. Чижевский. Что касается гуманитарных наук, то здесь давление партии оказалось более сильным. Философия осталась только Марксистской, была разгромлена историческая школа Покровского, действовавшая в 20-е гг. Один из наиболее известных историков оказался в ссылке. К сер. 30-х гг. появляется краткий курс истории ВКП(б), который полностью перестраивает историю партии под культ личности Сталина. Даются прямые указания о том, как учить историю в школах и ВУЗах. В кон. 30-х гг. наблюдается постепенный отход от чисто советской истории, разрешается интерес к истории дореволюционной, национальной.

Живопись.

После революции наблюдается подъем живописи. Многие художники увидели в революции возможность выражения новых форм и событий.. Юон, Петров-Водкин, Малевич, Нестеров. В годы гражданской войны – плакатная живопись (Маяковский «окна РОСТа). В 20-е гг. также идет определенный поиск новых форм, но постепенно начинается эмиграция художников. В 20-е годы возникает одна из первых советских школ живописи (мастерская Грехова. Батальная живопись) В 30-е гг. возникает союз художников и утверждается метод социалистического реализма. Активно реализуется тема «Ленианы» (Бродский).

Скульптура

Среди советских скульпторов можно выделить 3 фамилии: Коненков, Шадр «Булыжник – орудие пролетариата», Вера Мухина «Рабочий и Колхозница».

Театр и Кино.

В театр также приходят новые формы. Наиболее яркое имя – Всеволод Мейерхольд. Действует школа Станиславского. Появляются пьесы советских драматургов. Знаменитыми актерами становятся Вера Ермолова, Качалов, Борис Щукин (играл Ленина), Борис Бабочкин (играл Чапаева), Игорь Ильинский (комик). Классиком советского кино стал Эйзенштейн «Броненосец Потемкин». 30-е гг. – это расцвет советских кинокомедий («Свинарка и пастух», «Праздник святого Георгия», «Веселые Ребята»). Звездами кино становятся Любовь Орлова, Тёсов. Режиссеры – братья Васильевы, снявшие «Чапаева», Александров.

Музыка.

Классические формы музыки во время войны были забыты, многие композиторы и музыканты эмигрировали. К концу 20-х гг. интерес к музыке растет. Среди серьезных советских авторов надо выделить Прокофьева, Шостаковича, Шабалина, Мисковского. Развивается жанр легкой музыки (Дунаевский, Соловьев-Седой). В духе социалистического реализма создавал свои оперы Дзержинский («Тихий Дон, Поднятая целина»).

Архитектура

Большевики начали с разрушения многих старых зданий, «не представляющих исторической ценности», прежде всего это касалось церквей (1931 г. – уничтожение храма Христа Спасителя в Москве). Также большевики тяготели к монументальным формам архитектуры, то есть созданию огромных и помпезных зданий. К счастью, многие произведения остались только в планах. В основном строились жилые дома и промышленные объекты.

Борьба с Церковью

В 1917 г. было восстановлено патриаршество. Патриархом стал Тихон. В силу понятных причин церковь поддерживала белое движение, поскольку большевистская идеология являлась активным атеизмом. После гражданской войны начинается целенаправленная политика против церкви. Патриарх несколько раз подвергался аресту, потом был убит.

Под видом помощи голодающим было изъято огромное количество церковных ценностей, многие священники были репрессированы. В стране с официальной подачи действовало «Общество воинствующих безбожников». Уже в 20-е гг. церковь опять оказалась без патриарха.

Важнейшим направлением политики большевиков стало развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается

ЛЕКЦИЯ № 36 § 82. Советская культура в 20 -30-е гг. XX в.

Культура эпохи революции . Важнейшим направлением политики большевиков стало развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, правда, большинство из них оказались неудачными. К концу 20-х гг. грамотные люди составляли уже половину населения страны.

В годы Гражданской войны особый расцвет переживало искусство плаката. Запоминающиеся произведения создали художники В. Н. Дени, Д. С. Моор, В. В. Маяковский и др. Плакат оставался одним из самых востребованных средств пропаганды и в последующее время. Очень быстро новая власть осознала и значимость кинематографа, названного В.И. Лениным «важнейшим из искусств». Здесь крупнейшим событием не только российского, но и мирового масштаба стал выход в 1925 г. великого фильма режиссера С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» .

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотических соображений, но многие искренне восприняли идеи революции. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. Мельников и другие искали новые начала в искусстве. Они придерживались модернистских течений - футуризма, имажинизма и др. Характерными памятниками архитектуры того времени стали рабочие клубы в стиле конструктивизма (клубы им. И. В. Русакова архитектора К. С. Мельникова, им. С. М. Зуева архитектора И. А. Голосова и др.).

Одновременно в искусстве продолжало развиваться традиционное направление . В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, великий русский поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д. А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева, А. Веселого, К. А. Тренева, Вс. В. Иванова и др. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпопеи М. А.Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры ».

Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений. Критике в печати часто подвергались так называемые «попутчики». В их число записывали деятелей культуры, поддерживающих новую власть, но занимающих достаточно самостоятельную позицию. Среди таких писателей выделялись А. Н. Толстой, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин, М.М.Пришвин, Л.М.Леонов и др.

Культура в 30-е гг. XX в. Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения. К преподаванию привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело при- общение народа к сокровищам отечественной и мировой куль- туры. Увеличились тиражи произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.

Одновременно усилился контроль со стороны органов власти за развитием культуры. Отдельными ее отраслями теперь руководили специальные комитеты. Большое значение придавалось утверждению идей марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры искали «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Боролись также с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников , атеистическая пропаганда шла через лекции, печать, радио, кино.

Одной из важнейших задач культурной революции было формирование новой интеллигенции, преданной идеям социализма.

В литературе и искусстве главным течением был объявлен социалистический реализм . Писатели и художники должны были «показывать жизнь в ее революционном развитии». Впрочем, отнесение тех или иных произведений к соцреализму диктовалось в основном лояльностью их авторов к власти. В 30-е гг. огромным успехом пользовались романы М. А. Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина», А.Н.Толстого «Хождение по мукам», «Петр Первый» и др. Среди живописцев и скульпторов выделялись А. А. Дейнека, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. Б. Греков, Ю. И. Пименов, В. И. Мухина и др. Очень популярной была музыка С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И.О.Дунаевского и др.

В СССР в 30-е гг. бурно развивался кинематограф, которым по существу руководил сам И. В. Сталин. В 1931 г. вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н.В. Экк). Этот фильм, рассказывающий о перевоспитании беспризорников, был признан лучшим фильмом по опросу зрителей на Венецианском международном кинофестивале 1932 г. Многое из созданного в то время до сих пор сохраняет свою популярность, например: фильмы Г. А. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», И. А.Пырьева «Трактористы», «Свинарка и пастух», С. А.Герасимова «Семеро смелых», С.М.Эйзенштейна «Александр Невский», братьев Васильевых «Чапаев» и др. Немало высокохудожественных лент было посвящено революционной эпохе: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (реж. М. И. Ромм), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Л. Дзиган), трилогия о Максиме (реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг) и др. Новым явлением стало детское кино («Золотой ключик», «Тимур и его команда», «Дети капитана Гранта» и др.).

В сфере образования особое внимание уделялось подготовке технической интеллигенции, специалистов в области на- родного хозяйства. Увеличилось число вузов и академий.

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах . В университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.

Много делалось для развития школьной системы образования. С 1930 -1931 гг. было введено обязательное начальное (4 года) обучение. Были увеличены расходы на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, дети обеспечивались учебниками, письменными принадлежностями. К 1939 г. грамотных в СССР было 81,2 % населения старше 9 лет (90,8 % мужчин и 72,6 % женщин).

Советская наука . В СССР создавались новые научно- исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолковского. В 1930 г. Ф. А. Цандер создал один из первых в мире реактивных двигателей.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Н.Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, JI. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А. А. Микулин, В. Я. Климов, А. Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежала С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики. Огромную работу проводила Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им В.И.Ленина (ВАСХНИЛ).

Науку также не обошли репрессии. От них пострадали многие известные ученые: Н. И. Вавилов, С. П. Королев, А. Н. Туполев и др.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие цели решали большевики в сфере культуры? Что такое культурная революция?

2. Каковы были особенности развития литературы и искусства в 20-е гг. XX в.? - Назовите известных вам деятелей культуры этого времени.

3. Каковы были особенности развития литературы и искусства в 30-е гг. XX в.? - Назовите известных вам деятелей культуры этого времени.

4. Какие достижения имела советская наука в 20 - 30-е гг. XX в.?

5. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение об одном из советских фильмов 30-х гг. (автор сценария и режиссер, актеры, содержание, история съемок, отношение к фильму руководства, массового зрителя).

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество "Долой неграмотность". Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти. I

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была

объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии - "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк", "Семеро смелых", "Музыкальная история" и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдаю-

щихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А.Бердяев, И.Ильин, П.Б.Струве, социолог П.А.Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г.А.Гамов, химик В.П.Ипатьев, авиаконструктор И.И.Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А.Бунин, А.И.Куприн, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.В.Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В.Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И.Шаляпин.