Тире между подлежащим и сказуемым презентация. Презентация на тему "тире между подлежащим и сказуемым"

Класс: 8

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это...

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это...

3. Подлежащее – это...

4. Подлежащее чаще всего выражается...

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

10. Составное именное сказуемое – это...

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

3. Лингвистическая разминка.

На утренн... з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

Укажите вид сказуемого.

Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

Подчеркните грамматическую основу.

Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Сравните эти предложения.

Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым) . Запишите тему в тетрадь (слайд)

Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

Молодцы!

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное Лес - друг человека.
2. Числительное + числительное Дважды два - четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу - любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача - хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком - удовольствие.
6. Это, вот, значит Чтение - вот лучшее учение.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не Старост ь не радость.
2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим. Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты - лучший человек на свете.

Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

10. Пятью пять двадцать пять.

Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души - зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать - цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга - самая красивая река.

8. Великое дело - новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять - двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” - историческое произведение.

Основа повести - картины восстания Пугачева.

4. Письмо со вставками

Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений - это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) - значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) - это последняя улыбка осени.

- Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои...

3) Сирень (слайд ) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку - сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов . (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Презентация на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" по русскому языку в формате powerpoint. В данной презентации для школьников приводятся правила и примеры, в каких случаях ставится, а в каких нет тире между подлежащим и сказуемым.

Фрагменты из презентации

Цели урока:

  1. научить правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым;
  2. применять правило в письменной речи;
  3. конструировать предложения, в которых необходима постановка тире.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым при нулевой связке

  1. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными: Молчание - знак согласия.
  2. Если подлежащее и сказуемое (или одно из них) выражены неопределенной формой глагола: О решении говорить - только путать.
  3. Если подлежащее и сказуемое выражены числительным: Дважды два - четыре.
  4. Если перед сказуемым есть слова это, вот: Чтение - вот лучшее учение.

Тире не ставится

  1. Если при сказуемом есть союзы как, будто и другие сравнительные союзы: Пруд как зеркало.
  2. Если перед сказуемым есть частица не: Бедность не порок.
  3. Если подлежащее выражено личным местоимением: Он прекрасный человек.

Проверьте по контрольному шифру, как вы усвоили тему.

1 – нужно тире
  1. Пять тысяч награда не малая.
  2. Быть человеком значит быть свободным.
  3. У тебя брошка вроде как пчелка.
  4. Освобождение себя от труда есть преступление.
  5. Отец мальчугана наездник лихой стрелок неплохой и рубака искусный.
  6. Прекрасный день тридцатое апреля.
  7. Безволие никчемность родная сестра подлости.
2 – не нужно тире
  1. Капли дождя на лице как слезы.
  2. Их резкости не что-нибудь серьезное, а просто манера говорить.
  3. Любить это значит бороться за любимого человека.
  4. Без пользы жить безвременная смерть.
  5. Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь.
  6. Первый закон истории бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды.
  7. Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.

Тире между подлежащим и сказуемым

Двусоставные предложения

8 класс


  • а) образовательные:
  • - систематизировать и проверить знания, умения и навыки учащихся по видам (типам) сказуемого;
  • - познакомить восьмиклассников с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым и составным именным сказуемым при нулевой связке.
  • б) практические:
  • - закрепить навыки дифференцирования постановки / непостановки тире в двусоставном предложении в процессе выполнения упражнений полутворческого и творческого характера.
  • в) воспитательные :
  • - воспитывать бережное отношение к слову, интерес к узловым понятиям синтаксиса.

"Отец твой – чулок, мать – тряпица, а ты что за птица?"

(В. И. Даль)


  • Какие виды сказуемого вы знаете?
  • Какова структура составного глагольного сказуемого?
  • Почему оно так называется?
  • Какова структура составного именного сказуемого?
  • Почему оно имеет такое название?
  • Чем может быть представлена именная часть?
  • В чем сходство и отличие составного именного и составного глагольного сказуемого?

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

Имя существительное Имя существительное

  • Санкт-Петербург – моя малая родина.

Глагол н.ф. Глагол н.ф.

  • Жить – Родине служить.

Имя сущ. Глагол н.ф.

  • Мое хобби – собирать марки.

4. А. С. Пушкин – это солнце русской поэзии.


Антиправило

Сравнительный союз

  • Наш школьный двор как сад.

личн. мест. личн. мест. личн. мест.

  • Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Отрицательная частица

3. Бедность не порок.


  • Кластер – «видеоряд», т.е. схема, на которой идеи группируются в определенные блоки вокруг ключевого слова.

сущ. И.п. сущ. И.п.

числ. И.п. числ. И.п.

тире


Синтаксический анализ предложения

  • Сноп без перевясла – солома.

(ср.: Без твердой руки, руководства ничто не может быть организованным, собранным и т.д.)


  • 1) подготовить § 15 учебника, продолжить выполнение блока антиправила кластера в тетради.
  • 2) I вариант – упр. 139 (I) (по заданию учебника).
  • II вариант – упр. 139 (I), 142 (по заданию учебника).
  • III вариант – упр. 142, придумать "синквейн" – пятистишие по проблеме урока.

Урок русского языка в 5 классе Учитель: Колдомова О.В. «Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний

  • стоит в лесу; живёт в нём; тесовый дом; весёлый гно м.
  • – Добавьте в предложение союз а .
Опрос
  • - Имя существительное может выступать в предложении в роли- …
  • Такое сказуемое называется- …
  • Оно отвечает на вопрос-…
  • Именное сказуемое всегда-…,
  • т. е. состоит из двух частей-…
  • Основная часть- имя-… , оно выражает-…
  • Вспомогательная часть-…, он выражает-…и может быть-…
Ключевые слова
  • Имя существительное
  • Подлежащее
  • Сказуемое составное именное
Тема урока: ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ Тема урока: ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ Определяем проблему урока

Сатурн- планета.

Чтение- вот лучшее учение.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Найдите подлежащее и сказуемое.

Чем они выражены?

Как называются такие сказуемые?

Какой вопрос возникает?

Когда ставится и когда не ставится тире

между подлежащим и сказуемым,

выраженными именами существительными?

Укажите номера предложений, в которых ставится тире

  • 1. Книга это история народов Земли.
  • 2. Птицы наши друзья.
  • 3. Язык это богатство народа.
  • 4. Солнце не планета, а звезда.
  • 5. Лес вот наше спасение от засух.
  • 6. Гранит очень прочный камень
Взаимопроверка
  • 1.Книга – это история народов Земли.
  • 2.Птицы – наши друзья.
  • 3.Язык – это богатство народа.
  • 4.Солнце не планета, а звезда.
  • 5.Лес – вот наше спасение от засух.
  • 6.Гранит – очень прочный камень.
  • 1,2,3,5,6
Работа в группах
  • Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
  • Андерсен - великий датский сказочник. Герда и Кай - герои его сказки «Снежная королева». Герда - смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Сформулируй задание и выполни его Подсолнух - ________________________________________________.
  • Хорошая книга - _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это ____________________________________ .
  • Зимний лес – это _____________________________________________ .
  • Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.
Проверка Подсолнух - солнышко на ножке; ________________________________________________.
  • Хорошая книга - верный друг и хороший собеседник. _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это любовь к своей стране,__ценнейшее качество человека
  • __________________________________ .
  • Зимний лес – это волшебная сказка _____________________________________________ .
Самостоятельная работа
  • 1.Соловей…ранняя пташка.
  • 2.Его песни…привлекают всех.
  • 3.Яркое солнце…радость соловью.
  • 4.Кукушка …не соловей.
  • 5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов.
Рефлексия Найдите ошибки в схемах:
  • 1) [сущ. в И.п. сущ. в И.п. ];
  • 2) [сущ. в И.п. – это сущ. в И.п. ];
  • 3) [сущ. в И.п. – не сущ. в И.п. ];
  • 4) [сущ. в И.п. вот сущ. в И.п. ].
Домашнее задание
  • 1. Составить план рассказа о постановке тире.
  • 2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
  • 3. Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тире между подлежащим и сказуемым Урок-закрепление в 11 классе. Тире ставится обязательно, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит,вот: Пунктуация – это система знаков препинания. Тире ставится: Между подлежащим и сказуемым, если 1 из главных членов – инфинитив, а другой – имя сущ.:Вылечить больного - задача врача. 1 главный член – количеств. числит., а другой - сущ. в им.п.:Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил. Например: Лень и трусость – самые дурные недостатки.Отец– мой учитель.Отец мой – учитель.Конечно, это большое искусство – ждать.Большая Медведица – семь ярких звезд. Но:Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.)Прекрасный человек Иван Иванович!Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны. Тире не ставится, если перед сказуемым есть: Глагол-связка:Искусство есть мышление в образах.Наречия: Обман всегда обман.Частицы: Эта вещь не новинка.Союзы как, словно, будто, точно, вроде как, всё равно что: Лес будто терем расписной.Вводные слова: Гусь, известно, птица важная. Тире не ставится:1) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое счастье видеть тебя!2) если подлеж. – личное местоим., а сказуемое – сущ. в им. п.:Я ваш новый учитель.3) если сказуемое – имя прилаг.:Я голоден. Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя 1. Красота есть обещание счастья.2. Бедность не порок.3. Невежество – страшная сила.4. Его жизнь как легенда.5. Говорить с вами только слова тратить.6. Хорошо учиться – наша главная задача. Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя 1. Услуга в дружбе вещь святая.2. Степь – словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ – не подмога.4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.5. Солнце – ярко, небо – сине.6. Властвовать значит доверять.7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)Степь словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ не подмога.4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.).5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)6. Властвовать - значит доверять.7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский. Я (-) Дубровский? Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух. Задание: перепишите предложения, ставя, где это необходимо, знак тиреЕе воспоминания это документ.День словно ночь.Антон не ученик нашего класса.Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.Хотеть значит победить.Расстояние не помеха для друзей.Это не сон.Лес ослепительно сверкал.Воздух легок и чист.