Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений. Общественный строй древнеегипетского государства Кто не входил в структуру египетского общества

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всœеобщей вовлеченности населœения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь значительной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во всœе периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта͵ который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелœетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой всœе больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налоᴦ. Οʜᴎ же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр.
Размещено на реф.рф
С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всœей стране периодические переписи "людей, скота͵ золота", на базе которых и устанавливались налоги.

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские посœелœения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр.
Размещено на реф.рф
Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счёт местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счёт рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых посœелœений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Οʜᴎ владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединœение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населœения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые неджес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединœения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового положения состоятельных групп населœения свидетельствует и расширение понятия "дом", ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр.
Размещено на реф.рф
Главой дома мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителœей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны в красочном литературном памятнике "Речение Ипувера", из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр.
Размещено на реф.рф
"Земля перевернулась, словно гончарный круг", - пишет Ипувер, предостерегая правителœей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Οʜᴎ длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 ᴦ. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителœей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителœей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всœей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населœения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, исходя из потребностей и нужд государства.

Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределœения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчинœенного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие населœение в целях определœения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определœенной мере были связаны со своеобразным сословным делœением населœения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта͵ на жрецов, войско, чиновников, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого делœения заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр.
Размещено на реф.рф
Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты какой-либо государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, к примеру архитектора, ювелира, художника, относил "простого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд "простых людей", он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделœении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределœения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счёт которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределœение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

Социальная структура древнего Египта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная структура древнего Египта" 2017, 2018.

3.Особенности власти фараона

Правда, нельзя сказать, что на протяжении всего существования Древнего Египта власть фараона носила постоянно безраздельный характер. Периоды спада и расцвета были характерны и для его влияния тоже. Например, к концу Древнего Царства значение царя стало ослабевать. Количество его земель уменьшилось от постоянных подачек и подарков чиновникам, казна опустошалась армией приживальщиков и нахлебников. Политический кризис сменился экономическим. Подобное явление можно было наблюдать и в некоторые годы Среднего царства. Тогда номархи стремились получить в свои руки максимально возможные привилегии и власть, что снижало общий авторитет фараона. В целом же крайняя замедленность эволюции социальной структуры была отличительной особенностью общественного устройства Древнего Египта.

Доктрина управления и подчинения в Древнем Египте

Система верховной власти не могла бы быть жизнеспособной, не окружи себя властитель когортой вельмож, своих ближайших соратников. Для того чтобы удержать и гарантировать их лояльность, фараон отдает часть богатств, земли, делегирует определенные полномочия, укрепляя систему правления. Но в присутствии фараона знать все равно должна была вести себя скромно и приниженно – им даже не всегда дозволялось стоять рядом с царем. В любом случае египетская аристократия была важнейшим звеном социальной иерархии, поддерживающим власть верховного правителя и обладающим большими правами и полномочиями.

На равной ступени со знатью располагаются жрецы, которых фараоны всячески поощряли в максимальной степени, учитывая влияние веры на обычных граждан, которые поклонялись богам в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов. Жречество получало значительные объемы богатств и земель. Жизнь каждого жителя Древнего Египта была неразрывно связана с религией, поскольку египтяне верили, что жрецы наделены исключительной способностью общаться с Богами. Жрецы подтверждали на официальном уровне божественное происхождение и статус правителя. Используя авторитет жрецов, фараоны могли проводить всевозможные непопулярные общественные, налоговые и социальные реформы, объясняя это стремлением исполнить волю Богов. Этому ни один египтянин не мог противостоять или возражать. Верховному жрецу храма подчинялись низшие чины – уабу. Они заботились о храме, проводили ритуалы и осуществляли подношения богам: все соответствовало заведенному порядку и традициям. Жрецы-астрономы следили за звездами и предсказывали будущее, чтецы проговаривали молитвы и священные тексты, библиотекари следили за папирусами и таблицам.

Всемирная история. Том 2. Бронзовый век Бадак Александр Николаевич

Структура египетского общества среднего царства «малые люди»

Начнем с того, что ослабление роли центра как связующего звена между регионами при условии наличия традиционных связей между областями не могло не вызвать оживления хозяйственных взаимообменов на местах. Кроме того, развитию торговли способствовало временное разукрупнение сельскохозяйственного производства. В Переходный период почти не встречаются в письменных источниках характерные для Древнего царства сведения об огромных латифундиях столичных придворных с впечатляющими данными о поголовье скота и полученных урожаях. В стране появляется большое количество более мелких хозяйств. Для документов Переходного периода (вплоть до XIX династии) становится привычным частое упоминание термина «малые люди» (неджес). Анализ словоупотребления этого словосочетания подсказывает, что значение термина в это время существенно отличалось от нынешнего. В Египте периода распада «малые люди» чаще всего встречаются в одном ряду с «большими людьми», то есть высшей знатью, и не смешиваются с работным и торговым людом.

«Малые» среднего царства нередко вообще оказываются богатеями, крупными сановниками с высоким придворным или государственным званием. Они претендуют на особое положение в обществе, положение людей, достигших успеха и процветания своим собственным трудом и (нередко) воинской доблестью. Образ подобного «малого», выбившегося в верхи ценою неимоверного напряжения и за счет неординарных личных качеств, обретает в Египте на время особую притягательность. Даже номархи времен правления XI династии охотно величают себя «сильными малыми». Уже этот факт позволяет судить о степени влияния на события в стране прослойки деятельных владельцев относительно небольших поместий, которые называют себя «малыми людьми». Причем основное направление их усилий к исходу третьего тысячелетия до н. э. - объединение Египта.

Первоначально весьма благоприятное для оживления хозяйственной деятельности на местах, приведшей к формированию нового слоя активных землепользователей, состояние распада старой централизованной системы вскоре начинает мешать успешному развитию местной инициативы. Для состоятельных «малых» людей очевидной начинает выглядеть необходимость установления гарантированного строгими законами порядка, то есть строительство сильного централизованного государства.

Этого же требовали и нужды активизировавшейся в Переходный период торговли. Напомним, что торговцам довелось взять на себя часть функций, ранее исполнявшихся центральной властью. Они с большим или меньшим успехом пытались обеспечить осуществление традиционных обменных операций между регионами и доставку материалов, сырья, редких или малодоступных в самом Египте. С этой точки (особенно при осуществлении торговли внутренней) распад Древнего царства, несомненно, был на руку торговцам.

Однако вскоре, по мере развития системы поместий «малых людей», акцент в торговле начинает смещаться. Торговому сословию оказалось выгоднее взять на себя роль посредника при натурально-вещевом обмене между небольшими и часто географически близкими хозяйствами. Не последнюю роль при этом играли и соображения безопасности: дороги в Египте в Переходный период вызывали серьезную озабоченность у любого торговца.

Ранее подобная роль посредников была мало перспективной: в крупных комплексах знатных мемфисских землевладельцев все необходимое производилось тут же, на месте. Появление множества мелких хозяйств разрушило традиционную автономность существования латифундий. Незначительные размеры поместий не давали возможности обеспечить все нужды хозяйств своими силами, однако, в результате ослабления пресса централизованных поборов, у владельцев появлялся излишек определенных продуктов, достаточный для проведения обменных операций. Обжегшись на попытках самостоятельно найти партнера, согласно с предлагаемыми условиями обмена (о подобных мытарствах поселян, занятых поисками нужной вещи взамен на предлагаемые товары, рассказывают повести, написанные при X–XI династии: в одной из них житель Соляного оазиса (ныне Вади-Натрун) достаточно натерпелся, прежде чем сумел обменять прихваченные из дому в столицу вещи на хлеб), владельцы поместий все чаще предпочитают передоверять поиск вариантов обмена посредникам-торговцам.

При XI династии некое небольшое частное хозяйство выменивало на стороне ткани собственного производства уже исключительно при помощи посредников. Интересно, что и в этом случае основным мерилом равноценности обмена служило зерно, хлеб. Анализ купчих Переходного периода свидетельствует, что зерновой эквивалент был характерен для проведения большинства обменов.

Наряду с хлебом охотно расплачиваются и принимают к оплате одежду, скот, битую птицу. Однако встречаются совершенно немыслимые варианты договоров, выгода которых для обеих сторон выглядит весьма ситуативной. Можно только предположить, каких усилий стоил каждому из покупателей поиск согласного на предложенные условия продавца. Естественно, что трудоемкость подобных сделок заставляла искать упрощенную схему достижения согласия сторон. Примечательно, что приблизительно с XXII века до н. э. (а на это время и приходится пик найденных необычных договоров о купле-продаже) из разряда странных выдвигаются сделки с использованием в качестве платы за продукт или за услуги посредника металлов - чаще всего меди, обработанной и даже «сырой», весовой. При этом очевидно, что металл выступает только в качестве промежуточной цепи обмена, очень редко его получение вызвано прямыми хозяйственными потребностями поместья. Изредка удается даже проследить цепочку «расходования» полученной меди на обеспечение покупки нужных поместью товаров.

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Древнеегипетское общество в эпоху Среднего Царства Экологические проблемы I Переходного периода заставили египтян усовершенствовать технику обработки земли, а также шире использовать земли, лежащие вне зоны нильских разливов (так называемые высокие поля).

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Завершение эпохи среднего царства (XVIII – нач. XVII в. до н. э.) После недолгого правления царицы Нефрусебек, закончившегося около 1793 г. до н. э., XII династия уступает место XIII, также происходившей из Фив. Согласно сведениям Манефона и иероглифическим египетским царским спискам

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Источники по периоду Среднего царства: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея

Из книги Их величества пирамиды автора Замаровский Войтех

Из книги Тайны древних пирамид автора Фисанович Татьяна Михайловна

Глава 7 ПИРАМИДЫ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА Особенности пирамид Среднего царстваИз общего количества пирамид Древнего Египта девять относятся к эпохе Среднего царства. Кроме того, имеются еще и пирамиды-спутницы. Все указанные сооружения возведены при XII династии, которая

Из книги Древний Восток автора

«Царские люди» и их роль в экономике Среднего царства Категория «царских людей» охватывала все трудовое население Египта вне зависимости от того, трудился тот или иной работник в хозяйстве, непосредственно подконтрольном царю, принадлежащем храму, номарху или

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Литература и религия Египта в эпоху Среднего царства Стабилизация политического положения в стране в начале Среднего царства и в особенности при первых царях XII династии вызвала к жизни определенную «перестановку акцентов» в идеологических и религиозных

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Тексты саркофагов» и гробницы Среднего царства Важнейшим памятником египетской религии Среднего царства, связанным с загробной судьбой людей, но, по существу, значительно шире отражающим представления этого времени о божестве, остаются «Тексты саркофагов», традиция

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 1. Египет среднего царства Периодизация глубокой истории Египта не имеет жестко определенных точек отсчета. За окончание Древнего царства обычно принимают последние годы правления царей VI династии. В это время страна, оставаясь на уровне, который исследователи в

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Экономическая структура египетского государства В городах, таким образом, расслоение в период Среднего царства зашло достаточно далеко. Однако окончательного разрушения обширной системы организации жизни египтян еще не произошло даже в крупнейших из них. Источники

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Общественная структура периода расцвета Среднего царства Около 2000 года до н. э. на престол вступил Аменемхет I - основатель XII династии египетских фараонов. Именно с правлением этой династии принято связывать расцвет Среднего царства, продолжавшийся до начала XVIII века

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Одежда египтян от древнего до среднего царства В работе российского искусствоведа М. Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» (часть 1, М., 1993) содержатся уникальные сведения об одежде многих народов древности, которые позволяют полнее погрузиться в изучаемую эпоху,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Конец среднего царства (II-й Переходный период) Ослабление египетского государства Реформы Аменемхета III предопределили сильную зависимость прочности царской власти в Египте от личностных качеств правителя, занимающего престол. Преемники этого талантливого фараона

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Падение среднего царства Царствование Аменемхета III оказалось исключительно долгим и успешным, но в последние годы его 45-летнего правления серия низких паводков Нила тяжело сказалась на объеме сельскохозяйственного производства, положив начало лишениям и общему спаду

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Общество Среднего царства В начале II тыс. до н. э. египтяне добиваются новых технических достижений: совершенствуют обработку земли, шире используют земли, лежащие вне зоны нильских разливов (т. н. «высокие поля»), осваивают бронзу (хотя из-за недостатка олова это

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги.

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых Поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и Духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, “слуги царя”, выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация “слуг царя”, оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от “слуг царя”, были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали иа землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Сред" него царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель (“дом номарха”) наследственные земли (“дом отца моего”), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться “слугам царя” в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы “слуг царя” выделяются так называемые не” джес (“Маленькие”), а среди них “сильные иеджес”. Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие “торговец”, а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых Дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям. Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия “дом”, ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые Представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны в красочном литературном памятнике “Речение Ипувера”, из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. “Земля перевернулась, словно гончарный круг”, - пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от.того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые, по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

“Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил “простого человека” к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд “простых людей”, он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию Царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998

Издание: История государства и права зарубежных стран. Завтра экзамен

Вопрос 1. Возникновение Древнего Египта

Государство Древний Египет возникло на северо-востоке Африки, в дельте реки Нил. Благосостояние Египта зависело от ежегодных разливов Великой реки. Древнейшие в истории ирригационные сооружения были построены на территории Египетского государства; для работ на них впервые был использован труд рабов. На момент зарождения и исторического развития государства естественными границами Египта были пустыни, которые защищали страну от посягательств и набегов кочевых племен и служили созданию мононационального населения - древних египтян.

В первой половине IV тысячелетия до н. э. в египетском обществе начинается процесс социальной дифференциации.

Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. складываются первые государственные образования - номы. Номы сосредоточивались вокруг храмов сельских общин с целью совместного ведения ирригационных работ и получили название храмовых хозяйств.

Историческая ситуация и географическое расположение номов способствовали их скорому объединению под эгидой более сильного нома во главе с номархом. Так в Верхнем Египте появился новый политический институт единовластного монарха, признаваемый остальными номами. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали весь Египет.

Историю Древнего Египта разделяют на четыре периода:

  1. Раннего царства (с 3100 по 2800 г. до н. э.). Иначе этот период называют эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов;
  2. Древнего или Старого царства (около 2800–2250 гг. до н. э.). Он включает время царствования III и IV династий;
  3. Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н. э.) - эпоха царствования XI–XII династий египетских фараонов;
  4. Нового царства (около 1575 –1087 гг. до н. э.) - время царствования XVIII–XX династий фараонов.
В периодах между Древним, Средним и Новым царствами наблюдается постепенный спад в хозяйственной и политической жизни Египта.

Египет Нового царства - первая мировая империя. Это было огромное государство, созданное в результате завоевания соседних территорий. После военных походов в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые области.

К концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за обеднения политического и экономического могущества правящей династии. Конгломерат номов становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римляне. В результате военных предприятий римских войск Египет в 30 г. до н. э. включается в состав Римской империи.

Вопрос 2. Социальная структура Древнего Египта

Доминирующим сектором экономики Древнеегипетского государства всегда было государственное храмовое хозяйство - рабы принадлежали государству.

Если для других древних государств Востока была характерна разница в правовом положении отдельных слоев населения, то в Египте границы этих различий были стертыми или просто не существовали. Доказательством этому служит терминология, обозначающая определенные группы населения. Так, термин «мерет», обозначающий простолюдина, не нес в себе выраженного правового содержания. Также не имело юридического содержания и понятие «слуга царя», который являлся полусвободным, зависимым работником.

Основной социальной и экономической единицей общества раннего Древнего Египта являлась сельская община, состоявшая из свободных людей. С интенсивным развитием сельскохозяйственного производства происходит внутреннее социальное и имущественное расслоение общины. Это связано с возрастанием общей массы прибавочного продукта, присваиваемого общинной верхушкой, в руках которой сосредоточены руководящие функции по созданию, содержанию и расширению сети ирригационных сооружений.

К концу IV тысячелетия до н. э., в период интенсивной социальной дифференциации общества, формируется господствующий социальный слой, который все больше отделяется от основной массы свободных общинников - крестьян.

В период создания единого государства община утрачивает свою хозяйственную самостоятельность и переходит под контроль чиновников центрального аппарата. Земельный фонд, управление ирригационной системой, храмовое хозяйство - все это переходит в собственность и управление главного лица государства - фараона. Однако община не исчезает полностью, а постепенно трансформируется в постоянные сельские поселения.

Для работы в хозяйствах фараона, светской и духовной знати привлекались различные категории зависимых подневольных: бесправные рабы-военнопленные, собственные соплеменники, доведенные до рабского состояния, и «слуги царя». В отличие от других рабов, «слуги царя» владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание с царских складов. Эта форма получила название «домашнее рабство».

В XVII в. до н. э. наступает период смут и раздробленности, после которого Египет объединяется под властью фиванских номов на территории Среднего царства. Этот период отмечен успешными завоевательными походами, активным развитием торговли, ростом городов, расширением и интенсификацией сельскохозяйственного производства. Сословие жрецов укрепило свои позиции и на протяжении всей истории Египта представляло опасность для фараона как сильнейший конкурент за реальную власть в государстве. В отличие от светских владык, сословие жрецов практически не знало внутренних расколов. Жрецы были хранителями тайных знаний, поэтому тайная борьба между фараоном, его приближенными и мощной корпорацией жрецов отличалась крайней жестокостью и изощренностью.

Среди светской номовой знати, владевшей землями, пожалованными за службу фараону, и наследственными землями, начинается массовое стремление перевести свои держания из разряда пожалованной в разряд наследственной собственности.

В период Среднего царства появляется новый пласт работников, который полностью состоит из нетитулованного чиновничества. Данный слой сформировался из людей, которые привыкли повиноваться и не претендовали на то, чтобы вершить большие дела. Благодаря нетитулованному чиновничеству вокруг фараона сформировался «защитный барьер», что давало ему возможность сохранить свои политические позиции.

Из «слуг царя» выделяется новая социальная группа - «неджес» (маленькие), из которой тоже выделяется особая группа - «сильные неджес». Такое расслоение связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков. В XVI–XV вв. до н. э. появляется такое понятие, как «торговец». В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а развит был лишь товарообмен. Однако с периода XVI–XV вв. до н. э. распространяются обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом.

Развитие хозяйства позволило новой группе - неджесу и ремесленникам - за счет продажи продукции на рынке значительно повысить свой статус. Так постепенно на смену бартерному обмену приходят товарно-денежные отношения.

Начинается постепенное размывание сословных границ в древнеегипетском обществе, в котором главную роль для занятия положения и получения влиятельного социального статуса каким-либо членом общества играет не только происхождение, но и материальное благосостояние.

Конец периода Среднего царства был ознаменован масштабным организованным восстанием, которое привело к 80-летнему периоду междоусобных войн и многолетней борьбе разобщенных сил с завоевателями-гиксосами.

Победа над завоевателями и образование Нового царства связаны с именем фиванского царя Яхмоса, войска которого одержали победу и изгнали племена гиксосов с территории государства. Воссозданное государство стало первой крупной империей Древнего мира. Зарождается новая категория египетского общества, получившая название «немху»

Правовой статус «немху» мог варьироваться от низшего к более высокому. В эту категорию входили земледельцы, ремесленники, воины, мелкие чиновники. Для времени Нового царства характерен процесс разрастания имперского, подчиненного строгой иерархии чинов аппарата управления.

Египет с некоторыми оговорками можно назвать «колыбелью» института восточной деспотии, существовавшей на протяжении многих веков в различных восточных государствах в разные эпохи. Сущность этого института - абсолютное поглощение государством своего общества и всех его структур, полная зависимость от правящей власти и строгая иерархия социальной структуры.

Вопрос 3. Государственный строй Древнего Египта

В период Нового царства происходят изменения в государственном строе Египта. Создается сложный и разветвленный аппарат государственного управления. Государство становится строго централизованным.

Страна разделена на два больших округа - северный и южный, главой каждого из которых являлся особый наместник фараона.

Однако институт власти фараона сложился в Египте в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э., который сумел подчинить себе все номы Верхнего Египта и заложил основы будущего города Мемфиса, самого крупного города Египта.

Люди всегда считали фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Огромную роль в таком отношении населения к фараону сыграла система религиозно-этических ценностей. Религиозный институт был неразрывно связан с институтом власти.

Религия носила всеобъемлющий характер. Фараон являлся главой культа и считался посредником между землей и небесами. По его велению жрецы выполняли свои обязанности, т. е. помимо того, что фараону принадлежала вся государственная и военная власть, формально он еще являлся и главой власти религиозной. Фараон являлся «сыном бога» для простых смертных, но не для сословия жрецов.

Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н. э. под началом единого царя ускорило создание института поклонения, примером чему служат не только ритуальные каноны и обряды, но и строительство на местах погребения фараонов монументальных сооружений-усыпальниц - гробниц фараонов. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам.

Женитьба фараона была заранее предначертана древнейшим религиозным обычаем, в соответствии с которым венценосец имел право брать в жены исключительно своих кровных сестер. Единственными полноправными наследниками фараона были дети, рожденные от главной жены-египтянки.

При всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело от того, насколько умело он сможет балансировать между выгодами господствующего класса общества и своими собственными интересами. Фараон был обязан соблюдать кодекс, носящий название «маат».

После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается рост бюрократического аппарата, усиливается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления. Аппарат управления нового централизованного государства на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен номархами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

В эпоху Нового царства параллельно начинает утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата имперская власть единого для всей территории государства центра.

Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона был джати - главный жрец города, управляющий царским двором и хозяйством. Со временем полномочия джати были значительно расширены и он становится главным управляющим всеми делами государства. Эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или наиболее титулованного сановника-вельможу.

Сохранились сведения об обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Кроме того, визирь являлся и председателем шести судебных палат.

Вторым главным сановником государства являлся главный казначей, который управлял всем материальным движимым и недвижимым имуществом, осуществлял надзор за соблюдением всех экономических указов фараона и контроль за налоговым сбором.

Следующими по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационными системами. В обязанности управляющего «домом оружия» входило комплектование и обеспечение армии фараона. Кроме того, он нес ответственность за строительство всевозможных оборонительных сооружений и крепостей.

Для ознакомления с состоянием дел на местах главными лицами государства проводились ежегодные или ежемесячные смотры - объезды областей и переписи населения.

Вся власть в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха. Еще в период Древнего царства ном представлял собой небольшие сельские общины и сельские поселения, во главе которых стояли общинные старосты и советы - джаджаты. При образовании единого государства главы номов фактически потеряли свою самостоятельность. Номархи теперь назначались самим фараоном или главными управленцами государства.

Особая роль в административном аппарате отводилась писцам. От них требовались особая точность и безупречное знание египетского делопроизводства. Они проводили регулярные переписи и два раза в год составляли кадастр земельного фонда фараона.

С завоевательными походами Нового царства и появлением в армии кавалерии и боевых колесниц происходят процессы трансформации в войске фараона. Если в период Древнего и Среднего царств войска набирались и управлялась номархами и джати, то в эпоху Нового царства начинает создаваться мощная централизованная и боеспособная регулярная армия, которая находится на полном содержании царского двора и фараона. Основной контингент военной силы набирался из земледельцев, мелких и средних горожан. Практиковалась и вербовка наемников, которые поступали на службу из соседних захваченных территорий. Постепенно египетская армия переходит целиком на профессиональную основу.

Карательные функции в государстве первоначально были возложены на армию, но к началу Нового царства создается специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов.

В государственном устройстве Египта не существовало четкого разграничения между судебными органами и административным аппаратом управления. В эпоху Древнего царства судьей по совместительству являлся чиновник конкретного административного ведомства. В эпоху Среднего и Нового царств судебные функции перешли в руки царских судей. Полномочиями судей наделяли номархов. Однако главным судьей по-прежнему оставался фараон, а делами по главному руководству судопроизводством в стране ведал джати, которому подчинялся «начальник шести великих домов», являющийся связующим звеном между Верховным судьей и низшими судебными органами.

Со времен реформаторской деятельности Тутмоса I и Тутмоса II страна вновь была разделена на две части - север и юг, и теперь джати подчинялась верховная судебная коллегия, которая состояла из тридцати судей.

Став сильной военной державой, Египет начинает активную внешнеполитическую деятельность в отношениях с другими государствами Ближнего Востока: с Миттанийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии. Первое время внешнеполитическая сфера не имела четко организованного механизма функционирования, поэтому в дипломатические отношения с другими государствами вовлекались люди, знающие все делопроизводственные и судебно-правовые законы государства. Огромную значимость начинает приобретать чиновничий аппарат. Египет становится эталоном для подражания в практике внутриполитического и внешнеполитического устройства.

Фараон является главой законодательной, исполнительной и судебной власти.

Еще одной чертой египетской судебно-правовой структуры общества было наличие специальных учреждений, или тюрем, контроль за которыми осуществляли «царские люди»; последние в свою очередь контролировались «ведомством поставщика людей».

В эпоху Позднего царства в 525 г. до н. э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его - до 404 г. до н. э. - в сатрапию Ахеменидской империи, а на трон фараона в этот период взошла XXVII персидская династия фараонов. Освобождение от персов привело к появлению кратковременных XXVIII–XXX египетских династий, но завоевание Александром Македонским в 332 г. Египта вновь привело к падению его независимости.

Завоевание сильно отразилось на государственном строе Египта, и после смерти Александра Египет становится владением Птоломея, его преемников и знаменитой правительницы Египта - Клеопатры. Начинается эллинизация страны, проникновение культуры Древней Греции, синтез ее с культурой Древнего Египта.

Для государственного аппарата эллинистического Египта характерно сочетание традиций фараоновской администрации с греко-македонскими принципами. Вся страна делилась на номы, за исключением Александрии, которая теперь являлась столицей Египта. Теперь во главе номов стояли не номархи, а чиновники-стратеги. Номы стали подразделяться на топархи, которые делились на меньшие единицы - поселения, или комы. Во главе административного аппарата управления стоял министр - диойкет, которому подчинялись чиновники-стратеги и управляющие комами.

Судебная система реорганизуется в соответствии с нормами греческого права, но в районах расселения египтян греческое право уступало древнеегипетскому.

Изменение ситуации в эпоху Нового царства ознаменовано формированием рынка, как внутреннего, так и внешнего, и появлением неджес.

Период Нового царства отмечен внешнеполитическим развитием страны, когда за счет успешных войн Египет превращается в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций из полуавтономных храмовых центров в административные подразделения империи, правители которых назначались строго сверху и имели жестко ограниченные должностные обязанности.