Как рассказать детям о революции 1917 года. Революция для самых маленьких

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

3 слайд

Описание слайда:

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца. Царь Николай II со своей семьёй

4 слайд

Описание слайда:

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

5 слайд

Описание слайда:

И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России. Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге

6 слайд

Описание слайда:

А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали. Покушение на царя. Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше. «Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.

7 слайд

Описание слайда:

Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое. Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке. Владимир Ульянов (Ленин)

8 слайд

Описание слайда:

Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин. Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию? Но, к сожалению, все получилось иначе. Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

9 слайд

Описание слайда:

По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление. Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано. Матросы революции

10 слайд

Описание слайда:

Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных. 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

11 слайд

Описание слайда:

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок. Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.

Когда те сибмамы, которым сегодня около 40, были еще девочками, история Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны представлялась им кристально ясной. Честные и благородные красногвардейцы победили подлых и жестоких белогвардейцев, чтобы вести страну к свободе, равенству, братству и всеобщему счастью.

Когда те сибмамы, которым сегодня около 30, были еще девочками, история Октябрьского переворота тоже представлялась им совершенно очевидной. Благородные и романтичные белые офицеры противостояли ордам неграмотных крестьян, ведомых немецкими агентами. Где-то там, на рубеже веков, осталась идеальная «Россия, которую мы потеряли», с гимназистками румяными, романсами по вечерам, самоварами и хрустом французской булки.

Дети сибмам, изнывая над учебниками истории, мучительно пытаются понять, что же это все-таки было 100 лет назад. Трагическая случайность? Историческая неизбежность? Революция или переворот?

Сегодня, когда все газеты и телепрограммы пестрят цифрой «100», мы предлагаем вам освежить некоторые факты нашей грандиозной истории, чтобы говорить о ней с детьми без идеологических фильтров.

Зачем, ведь все было так хорошо?

К началу XX века Россия находилась в довольно сложном политическом и экономическом положении. Помните, как трогательно и по-семейному описано рабство в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»? Когда читаешь, как внимательны и терпеливы были белые господа к рабам, как преданно негры любили своих хозяев, остается только удивляться - из-за чего разгорелся весь сыр-бор, война между Севером и Югом…

Следует признать, что тщательно воссоздаваемая романистами пасторальная Россия, с отцом-барином и детьми-крестьянами, тоже не более чем кривое зеркало для переживавшей мучительную «ломку» державы.

Кстати, рабство в России и США отменили почти одновременно - в 1861 году у нас, и в 1865 - у них. Вот с этого, пожалуй, и начнем.

Александр II Освободитель

Александра II назвали Освободителем, а надо бы - реформатором. С самого момента своего восшествия на престол в 1856 году он пытался перекроить свою державу, в которой экономические и политические проблемы не просто назрели, а перезрели и готовы были разрушить ее изнутри. Однако каждое такое судьбоносное решение было словно оборванным на полуслове.

    Освободил крепостных крестьян , но получение земельных наделов было оговорено таким количеством дополнительных условий, что и спустя 20 лет существенная часть крестьян так и не выкупили ее, зато были обязаны отрабатывать оброк и барщину. Такое «освобождение» оказалось не лучше прежнего рабства, так что страну еще долго сотрясали крестьянские бунты, усмиряемые войсками.

    Провел удивительную по тем временам судебную реформу , фактически приблизив суды к современным: в России впервые появился состязательный (обвинение против защиты) гласный (открытый для публики) суд присяжных, а сама судебная система стала независимой ветвью власти.

    Дал необыкновенную свободу университетам : теперь ректоры и профессора избирались научным сообществом, а сами университеты стали прибежищем либеральной интеллигенции.

    Присоединил к империи Среднюю Азию, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабию… и продал Аляску. Впрочем, тогда, в 1867 году эта сделка не казалась невыгодной, напротив, передовая общественность еще и возмущалась военными кампаниями, считая Среднюю Азию «бессмысленным приобретением». Империя стала столь велика, что напоминала подростка, который вытянулся слишком быстро и никак не может управиться с собственными руками и ногами.

    Чтобы хоть как-то управлять империей, всячески поощрялось строительство железных дорог ; государство обещало компенсировать любые убытки, которые мог понести предприниматель - владелец частной железнодорожной ветки. В итоге коррупция в этой отдельно взятой области достигла фантастических размеров, а траты бюджета превзошли его возможности.

    Создал местное самоуправление (земства) , но только в центральных губерниях - до Сибири земства добрались только к 1917 году. Главная же политическая проблема - ограничение самодержавной власти - и вовсе осталась за бортом реформ; планировалось создание совещательного органа при императоре. Возможно, вам это кажется не слишком прогрессивным, но по тем временам это был шок и сенсация! И это в итоге его и погубило.

Именно в годы царствования Александра II появилось движение «народничества». В поисках новой модели общества (современной, справедливой, европейской, но «исконно русской») тысячи студентов, интеллигентов, разночинцев предпринимали «хождение в народ».

Крестьян пытались учить грамоте, рассказывали об идеальном мироустройстве, при котором всю землю передадут тем, кто ее обрабатывает, и даже пропагандировали революционные преобразования. Естественно, народников арестовывали (иногда по доносу самих крестьян), судили, ссылали - так из прекраснодушных идеалистов родились первые мученики революции.

Все политические партии, которые принимали участие в революционных событиях начала XX века, родились именно тогда, в 1870-х, ведь народничество было крайне неоднородным.

Интересный факт: у Игнатия Гриневицкого, бомбометателя и цареубийцы, была подпольная кличка «Котик».

ах, если бы реформы были чуть продуманнее, чуть смелее, чуть радикальнее!

Александр III. Миротворец

Как можно было полагать, усилия террористов-народовольцев привели к прямо противоположному результату; вместо практически принятого при его отце проекта по участию «представителей от земств и значительных городов в подготовке законодательных мероприятий» был принят крайне консервативный Манифест о незыблемости самодержавия. Все либеральные министры отправлены в отставку. С тем же энтузиазмом, с которым его отец проводил реформы, Александр III принялся проводить контрреформы.

Местное самоуправление было сведено до проформы (приказчики и мелкие торговцы и вовсе лишились избирательного права), автономию университетов упразднили, зато ввели необычайно суровую цензуру, евреев выселили из городов «за черту оседлости» (эти правила распространялись, кстати, и на приезжавших из Европы и США евреев-коммерсантов, к немалому изумлению последних), а начальные школы вернули церкви.

Наконец, вышел знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях» , рекомендовавший директорам гимназий «освободиться от детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». И это в стране, жители которой и так не блистали грамотностью!

По данным всеобщей переписи 1897 года в европейской части России неграмотно было 70% населения, а в Томской губернии (к которой относился наш Новониколаевск) неграмотных было 89,1%.

Интересный факт: «Циркуляр о кухаркиных детях» обратной силы не имел, но директора учебных заведений от греха подальше стали исключать всех «народных» учеников. Одной из жертв нового закона стал Корней Чуковский, в будущем - великий детский поэт.

Зато где Александр III был успешен - так это в экономике. Сразу несколько предпринятых им шагов позволили России вырваться вперед в мировой гонке.

Наиболее удачной можно признать протекционистскую политику: импортные пошлины были повышены в разы, на некоторые товары они достигали 70% стоимости. Предприниматели, наконец, переориентировались с коммерции на производство. По объему промышленного производства Россия вышла на 5-6 место в мире. Не стоит обманываться: 5-6 место значит, что этот самый объем промышленного производства, а также национальный доход на душу населения были втрое ниже, чем в Германии и Англии.

Интересный факт: за время царствования Александра II идея либерализации международной торговли стала в обществе очень просто популярной. Не удивительно, что, несмотря на явный положительный эффект, протекционизм встретили в штыки. Дмитрия Менделеева, который выступил с пропагандой протекционизма, не выбрали затем в академию и лишили профессорской кафедры.

Вторым успешным преобразованием стал выкуп значительной части железных дорог - все-таки это была ключевая, стратегическая область национальной экономики. Удивительным образом после этого они стали приносить прибыль - и немалую, более 100 миллионов в год!

Наконец, были предприняты шаги в области облегчения положения беднейших слоев общества. Для крестьян (наконец-то!) снизили стоимость земли, которую они выкупали-выкупали, да так и не смогли выкупить после 1861 года. На фабриках и заводах запретили использовать труд детей до 12 лет (а детям постарше установили сокращенный восьмичасовой рабочий день).

Реакционная внутренняя политика и экономический рост оказали действие на российское общество: политические страсти улеглись, терроризм практически сошел на нет. Заметная попытка политического убийства (впрочем, крайне неумелая) была предпринята в марте 1887 года, а объектом покушения стал сам Александр III. За давностью лет о ней можно было забыть, если бы среди горе-заговорщиков, казненных в Шлиссельбургской крепости, не оказался Александр Ульянов, старший брат Владимира Ульянова-Ленина.

Интересный факт: по воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал после казни брата: «Нет, мы пойдём не таким путем. Не таким путем надо идти». Чеканная формулировка «Мы пойдем другим путем» принадлежит Владимиру Маяковскому, использовавшему похожую фразу в поэме «Владимир Ильич Ленин».

История не знает сослагательного наклонения: вот если бы к экономическому росту добавить политические свободы!

Николай II. Последний

Последней предреволюционной главой нашей истории стал, наверное, самый известный русский император - Николай II. В 1894 году он унаследовал очень своеобразную страну: с одной стороны, со времен его дедушки с экономикой в стране определенно стало лучше: устойчивый рост производства - от 2 до 5% в год в различных отраслях, можно в современных выражениях смело трактовать как «подъем с колен». Из аграрного захолустья Европы страна медленно, но верно превращалась в индустриального колосса.

С другой стороны, система управления страной не поменялась ни на йоту: все та же неповоротливая, забюрократизированная, жесткая, как скипетр вертикаль абсолютной монархии, последней (если не считать Ватикан) в Европе. Что же сделал Николай II после того, как из цесаревича превратился в императора?

    Первым делом (не удивляйтесь) женился . Не прошло и месяца с момента смерти его отца, Александра III, так что медовый месяц молодожены провели в трауре.

    Вторым делом обратился с речью к представителям дворянства, земств и городов, прибывших поздравить его с бракосочетанием. Наверное, было бы достаточно простого «спасибо», но 26-летний император пошел дальше - сообщил подданным о намерении «охранять самодержавие» также твердо, как и его покойный родитель, а надежды на участие общества в управлении страной назвал «бессмысленными». Даже ярые приверженцы монарха не могли не отметить с тревогой, что популярность Николая II после этого заявления начала если не таять, то подтаивать.

    Окончательно испортила вступление на престол трагедия на Ходынском поле : во время коронации императорской четы в давке за сувенирами погибло 1300 человек.

Если политические преобразования Николай II откладывал, «марш на восток», начатый дедом, очень даже поддерживал. Все силы и средства были брошены на то, чтобы объединить империю в единый дееспособный организм, и способ был только один: сделать Дальний Восток не формальной, а реальной частью империи. Для этого требовалась мощная и широкая артерия, которая связала бы его с далеким центром страны: Транссибирская железнодорожная магистраль.

Интересный факт: по суммарной протяжённости железных дорог Россия превосходила любую другую европейскую страну и уступала только США. Впрочем, пересчитывать достижения на душу населения не рекомендуем, итог сразу станет куда менее радостным.

Интересный факт: электрификация Транссибирской магистрали была завершена в 2002 году. Теперь уже можно сказать «мы строили, строили, и, наконец, построили!»

Железные дороги, в частности Китайско-Восточная, построенная на зарубежной территории, создавались с дальним умыслом: мы планировали дальнейшую экспансию на Дальний Восток. Правда, там нас ждал мощный, жадный, крепчающий год от года противник: Япония. Вооруженного конфликта с Империей восходящего солнца не избежать, и Николай второй и его правительство полагали, что это именно то, что нужно: маленькая победоносная война всегда считалась лучшим способом подъема патриотизма, если нужно было отвлечь отбщество от внутренних проблем.

Интересный факт: вы никогда не задумывались, а какова «биография» спорных Курил, нашего с Японией яблока раздора? В 1885 году с Японией был заключён Симодский трактат, согласно которому Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин объявлялся совместным владением двух стран. В 1875 году Петербургский договор зафиксировал передачу Сахалина России в обмен на передачу Японии всех 18 Курильских островов. И только после Второй Мировой все: и Сахалин, и Курилы стали советскими.

Теперь железная дорога позволяла перебросить войска на Дальний Восток не за полтора года (пешком!) а за три недели. Император заручился поддержкой Германии и Австрии (за Японией, откусывающей от Кореи и Китая кусок за куском, стояла Великобритания). Был «прокачан» российский флот: в составе Первой Тихоокеанской эскадры 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера, 10 бронепалубных крейсеров и так далее, и далее... Была составлена целая судостроительная программа «Для нужд Дальнего Востока»!

Наконец, в конце 1903 года русская разведка доносит: Япония полностью готова к нападению, был известен даже день атаки. Генштаб составил несколько вполне сносных планов военной кампании и представил их государю. И… и мы прозевали войну!

27 января - японские войска обстреливают русскую эскадру у Порт-Артура, что позволяет им спустя пару недель беспрепятственно десантироваться в Корее. В мае прервано железнодорожное сообщение этого стратегического порта с Россией. В августе - начата осада. В декабре - крепость капитулирует, остатки эскадры - затоплены.

Интересный факт: легендарный крейсер «Варяг» и хотел принять участие в Порт-Артурском сражении, но не мог; на тот момент его заблокировали в бухте нейтрального корейского города Чемульпо японские корабли. В попытке прорваться к своим «Варяг» и канонирская лодка «Кореец» приняли неравный бой. «Варяг» получил множество пробоин, более 30 членов экипажа были убиты, почти две сотни - ранены. После эвакуации членов экипажа на нейтральные суда, на крейсере открыли кингстоны и затопили его.

Но японцы достали корабль со дна, отремонтировали и вновь ввели в строй! Он стал учебным кораблем японского флота, в знак уважения к мужеству русских моряков на нем оставили надпись «Варяг».

Но и это не конец приключений корабля! Поскольку в Первой мировой Россия и Япония были уже союзниками, Россия выкупила «Варяг» и снова включила в состав эскадры, на сей раз - Северного Ледовитого океана.

Для ремонта корабль отправили в Британию, но пока его чинили - в России вспыхнула революция, да-да, та самая, Октябрьская. Новое советское правительство не торопилось оплачивать услуги британских судоремонтников, и корабль продали Германии на металлолом. Но «Варяг», вероятно, не хотел становиться ломом - он затонул при буксировке в Ирландском море, его останки были взорваны. Достойная смерть героического крейсера!

Между тем японцы весь 1905 год теснили русскую армию на суше и, наконец, в мае 1905 года нанесли нашей эскадре поражение в Цусимском сражении. Война, запланированная в качестве «маленькой победоносной» обернулась для России не только сокрушительным позорным поражением, не только полным разорением, но революцией…

История не знает сослагательного наклонения: ах, если бы мы еще тогда поняли, что «маленькая победоносная война» не решает никаких проблем, даже если она действительно маленькая и победоносная!

Алеся Гацуцина

Цель : познакомить детей с событиями Октября 1917г.

Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединила она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и ещё многих других стран. И правил этой страной царь, вся власть в руках одного человека. Не всем в этой стране жилось хорошо. Были дворяне, жившие в роскоши и были бедные крестьяне, которым приходилось работать по 14 часов, чтобы хоть как-то прокормить свои большие семья. И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше, дети все могли учиться в школах, а рабочий день стал короче, равные права были у всех граждан России.

Люди, которые хотели дать народу равноправие, назывались революционерами , они создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье-крестьян всей страны. Революционеров было мало , часто их ссылала в Сибирь, на каторгу, или вешали.

Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить плохого царя, жизнь народа станет лучше. "Нет, мы пойдем другим путем, сказал его младший брат, студент Володя Ульянов. Его партия была маленькой, но жестокой, если руководство решило - все должны подчиняться. Ради светлого будущего, они грабили банки, убивали, и назвали себя коммунизмом. Владимир Ульянов, который стал главой этой партии, товарищи называли его специальным именем конспиративным - Ленин.

в 1914г. началась Первая мировая война. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные. Как не менялось правительство - лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство.

Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю - 7 ноября, они захватили вокзалы, мосты, банки, телеграф, электростанцию. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, после всех увезли и убили - даже детей.

Потом началась гражданская война - не захотели молодые дворяне и военные отдавать страну в руки безграмотных разбойников - стали драться за нее, убивать друг друга. В войне за убеждение погибло много людей.

Октябрьской революции была надеждой этих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, власть коммунистов, пообещала им это - и обманула.


Публикации по теме:

Детям о кошках Тем, кто с кошкой добр и мягок, Может кошка другом стать, Но обидчику, однако, Может кошка сдачи дать. У всех домашних кошек, таких разных.

В Березовском районе с 14 февраля по 3 марта проходил профессиональный конкурс "Педагог года - 2017". Я принимала участие в этом конкурсе.

Цель. Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования представления об Отечественной войне 1812 года. Задачи..

Конспект родительского собрания в начале года в средней группе «Начало учебного года» Сценарий родительского собрания в средней группе «Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников» Цели:.

Методический семинар на конкурс «Учитель года-2017» в номинации «Воспитатель года-2017» Методический семинар на конкурс в номинации «Воспитатель года» Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги. Прозвенит будильник рано, поднимусь.

Перспективный план по сенсорному развитию и действиям с предметами детей с 1 года до 1 года 6 месяцев СЕНТЯБРЬ 1. Знакомство с формой предметов. Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Воспитывать.

Российская империя, как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа. Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло программу всеобщего обучения для детей России – получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".

И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше – в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.

Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в России отмечают столетие Октябрьской революции, ради разнообразия обратимся к фактам.

В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом.

Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим – его собственный выбор, да еще и следствие греховности. Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем – речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании.

Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.

"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из церкви и Российского государства, а также всегда – ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").

Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть – все шло к переделу мира и даже к мировой войне.

Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей. Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно. Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии – речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "указ о кухаркиных детях". Естественно, все дело в деньгах – отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее.

Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты. В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек. А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, царское правительство не скупилось на финансирование образования: строились школы и создавались вузы, но система никак не менялась и не улучшала жизнь 80% населения страны. Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

Сегодня нам говорят – промышленность развивалась бурными темпами, не менее бурными, чем строительство и развитие школ для детей. Тем не менее, именно в царской России был огромный процент детей, задействованных в промышленности напрямую.

Чем же занимались 80% детей, если не учились?

Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. Платить этой категории граждан можно было существенно меньше. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.

Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:

в Соединенных Штатах – 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
в Англии – 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
в Германии – 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
во Франции – 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
в России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).
А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины – 10,35 руб., подростки – 7,27 руб., а малолетние дети – 5 руб. и 8 коп.

В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ – 14, в обработке бумаги – 58, минеральных веществ – 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах – 40, на табачных фабриках – 69, спичечных – 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.

Но не надо думать, что царя совсем не беспокоил детский труд и положение ребенка в промышленной системе, на шахтах и вредных производствах их не было, а, например, на стеклянных фабриках детей разрешалось ставить на ночную работу только в течение 6-ти часов – очень гуманное решение.

Как известно, большая часть промышленности в Российской империи принадлежала иностранцам, которым приходилось идти навстречу и корректировать суровые законы в отношении детей в пользу получения прибыли. Историки отмечают, что, да, государство было вынуждено ограничивать права несовершеннолетних.

Были попытки законодательно урегулировать хотя бы условия труда – запретить работу детям, не достигшим 12 лет, ограничить для детей работу 8 часами, но промышленники не спешили воплощать слабые попытки государства стать гуманным – ведь это вопрос дохода. И если инспекции в больших городах хоть немного улучшали жизнь ребенка, то в глубинке эксплуатация продолжалась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впервые в мире гарантировавший 8-часовой рабочий день ДЛЯ ВСЕХ и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.

Только после революции 1917 года и другие страны были вынуждены озаботиться правами рабочих и подумать о запрете детского труда.

"Котя, котя, продай дитя"

Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян, как "живой товар", который пользовался большой популярностью – наравне с дровами, дичью и сеном.

Торговля детьми, скупка и доставка дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали "извозчиками". Скупщики платили родителям 2-5 руб. и забирали их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, конечно, чадо не успевало умереть с другими детьми во время нелегко путешествия.

В истории остались фольклорные памятники этих "бизнес-проектов" (очень походивших на работорговлю на американском юге начала 19 века, только вместо негров – дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Извозчик "продавал" детей лавочникам или мастерам, новый хозяин мог распоряжаться ребенком по своему усмотрению – взамен обеспечивая кровом и кое-какой едой. Стоит отметить, что детей "продавали" не от хорошей жизни, ведь лишние руки в хозяйстве нужны, а тут подрос помощник – и его отдавать? Дело в том, что дома ребенок, скорее всего, был обречен на голодную смерть. И даже при таких условиях множество детей бежали от хозяев, рассказывали о побоях, насилии, голоде – пешком они возвращались домой оборванными или оставались беспризорниками, затем оказывались "на дне" столичной жизни. Некоторым везло больше – и они могли вернуться в родную деревню в новых галошах и модном шарфе, это считалось успехом. Тем не менее, этот "социальный лифт" государством никак не регулировался.

Октябрь

"Вот у нас монархисты рассказывают, какая Россия была образованная страна. Но у меня только один-единственный вопрос – а большевики совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще создавали систему ликбеза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают – дай-ка мы придумаем себе какую-нибудь проблему! О! Давай будем грамотных обучать грамоте! Ну, как это понимать? Действительно, молодое поколение подданных Российской империи было более-менее грамотно, кто успел пройти через систему церковно-приходских и отчасти земских школ. Но этих земских школ было, как островков в океане", – комментирует преобразования революции историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын в беседе с корреспондентом Накануне.RU.

Принципы будущей системы образования были сформулированы еще в 1903 году в программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению.

В октябре 1918 власти утвердили положение о бесплатном, совместном обучении детей школьного возраста. Через год подписали декрет об образовании, и теперь все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке - по желанию. Система образования проходила различные этапы, как и само государство – рассказывает Накануне.RU историк Андрей Фурсов:

"После экспериментов 20-х годов, в которых были попытки отрицания русской классической системы (в начале 20-х годов были запрещены как буржуазные дисциплины: греческий, латынь, логика, история), но в середине 30-х годов все это было восстановлено так же, как и появилось понятие "советский патриотизм". И 7 ноября перестал быть праздником мировой революции, а стал днем Великой Октябрьской социалистической революции. Так вот, советская система развила то, что было заложено в русской классической системе образования. И то, что советское образование, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим – это признано во всем мире. Советская система была лучшей – теперь норвежцы и японцы ее копируют".

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Теперь школа отделялась от церкви, а церковь - от государства, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, также запрещались физические наказания детей, и все национальности получили право обучения на родном языке. Более того, большевики озадачились созданием общественного дошкольного воспитания. Это была культурная революция. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%. Страна получила бесплатное среднее образование и вполне доступное высшее. Профессия учителя уважалась. Школа не предоставляла услугу за деньги, а воспитывала детей, уделяя время и морально-этическим сторонам развития молодого человека.

Качественное высшее техническое образование сделало возможным невозможное – преодоление промышленной пропасти между СССР и странами развитого капитализма. Новый подход к образованию можно назвать успешным, стоит только вспомнить число всемирно известных советских ученых и изобретателей.

"Да, был так называемый "философский пароход" – уехал ряд ученых, философов, архитекторов, художников, но это был мизер по сравнению с масштабами нашей страны. По сути, была создана великая культурная цивилизация заново – с нуля практически. Разумеется, опираясь, на колоссальные достижения наших предков: Пушкин, Тургенев, Некрасов и другие классики, писатели и художники, которые отражали верно душу народа, – говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с Накануне.RU. – Но техническая сторона была создана заново. Колоссальное развитие получило именно техническое образование, прежде всего – не то абстрактное гуманитарное образование, которое считалось эталоном. Мы создали такое , которое превосходило оружие, создававшееся всей объединенной Европой. Почему это было возможно? Потому что в этот кратчайший срок были созданы новые технические кадры. Образованию уделялось огромное внимание, вкладывались колоссальные средства. Образование было государственным приоритетом. Очень быстро развивалась фундаментальная наука, Академия наук СССР была мощнейшим учреждением, и никто, как сейчас, не претендовал на то, что чиновники будут "рулить" тем, чем занимается Академия наук".

Помимо технического образования, в советской системе стоит отметить и такие приятные бонусы, как высокая стипендия, развитое дошкольное и внеклассное образование, бесплатные ясли и детские сады, дворцы пионеров и дома творчества на бесплатной основе, музыкальные школы, спортивное образование и лагеря детского отдыха – в СССР шутили, что если и есть какая-то диктатура в стране, то это диктатура детства.

Что касается беспризорников после Гражданской войны и детей, оставшихся без родителей после Великой Отечественной, то система детских домов кардинально отличалась от нынешней, позволяя выходцам этих социальных учреждений находить свое, зачастую высокое, место в обществе, создавать семьи, получать образование, иметь равные возможности, о чем сейчас приходится только мечтать.

Развитие республик

"Октябрь 1917-го – событие эпохальное, и перечислить в двух словах все, чего не случилось бы, если бы не эта революция, трудно. Конечно, никого из нас сегодняшних не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, дедушки с бабушками не встретились бы – сам современный облик во многом сформирован именно революцией и возникшим после революции советским государством. Я говорю здесь и об образовании, естественно, и о совершенно другом социальном общественном укладе, – говорит в беседе с Накануне.RU журналист, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Константин Семин. – Всем есть за что благодарить Октябрь. До революции в национальных республиках империи (в Туркестане, Узбекистане, Кыргызстане) уровень грамотности не доходил до 2%. Некоторые народы – в том числе коренные народы России, как мы называем их сегодня – не обладали даже собственной письменностью. Сегодня – это равноправные граждане нашей страны".

Действительно, одним из важнейших отличий СССР от империи было именно развитие национальных республик, равномерное распространение образования.

"СССР – это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. Тут, безусловно, наука, образование, культурная революция. Большой толчок в развитии получили национальные республики. В пику тому, как действовали те же Британская Империя либо США в формате политики колониализма и неоколониализма, Советский Союз вместо того, чтобы выкачивать деньги из своих окраин, наоборот, отправлял значительные средства для того, чтобы наши национальные республики развивались", – напоминает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

Что дала революция 1917 года России? Именно образование, которое стало доступно для всех после смены уклада, обеспечило стране возможность "большого рывка", индустриализации, Победы в Великой Отечественной войне, возможность впервые отправиться в космос, оно обеспечило нас, сегодня живущих, защитой в виде "атомного зонтика".

"Что такое атомная бомба? Это продукт колоссального напряжения фундаментально-прикладной науки, это создание сотен производственных предприятий, которые бы обеспечили в кооперации создание этого высокотехнологичного оружия, – говорит эксперт Вячеслав Тетекин. – За этим стояло не просто создание атомной бомбы, это было бы упрощение, за этим стояло создание мощнейшей фундаментальной науки, которой фактически, особенно в инженерном плане, до 1917 года у нас не существовало. И промышленности у нас до 1917 года такой не было. Ни авиационной, ни автомобильной".

В современной России, как мы видим, происходит распад советской системы всеобщего образования, появляются элитарные школы, высшие учебные заведения все больше переходят на коммерческую основу, доступность образования падает так же стремительно, как и качество.

"О том, какой мощной была система образования в СССР, свидетельствует очень простой факт – вот уже 25 лет наши неистовые ревнители на деньги МВФ пытаются эту систему сломать. Они, действительно, в значительной степени ее подпортили, введя ЕГЭ, болонскую систему, но до конца они ее не доломали, потому что фундамент слишком прочен. Наше образование – и школьное, и высшее – это одно из величайших достижений советской системы", – резюмирует историк Андрей Фурсов.

XX век вошёл в историю как век революций , потрясших не толь-ко Европу, но и Азию. Первая мировая война сыграла роль катали-затора этих событий. Ещё в ходе боевых действий многие страны сотрясали экономические и политические кризисы. Первой «жерт-вой» войны стала царская Россия, уставшая от поражений, эконо-мических неурядиц, правительственной «чехарды». Революция 1917 года разрушила империю. Слабость демократического Временно-го правительства, пришедшего к власти в марте 1917 г., его неспо-собность решить аграрный вопрос и покончить с изнуряющей стра-ну войной вызывали недовольство многих жителей России. Произ-водство и транспортная система пришли в упадок, возникла массовая безработица, резко возросли цены на продовольствие.

Большевики во главе с В. И. Лениным и левые эсеры требовали углубления социальных преобразований. Выдвинув популярные ло-зунги «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабо-чим», они получили большинство во многих созданных во время ре-волюции Советах рабочих и солдатских депутатов. Большевики свергли Временное правительство 25 октября (7 ноября по новому стилю), провозгласив советскую республику. Почти бескровный переворот стал началом масштабного социально-политического эксперимента по созданию государства нового типа — революцион-ной диктатуры рабочих и крестьян во главе с коммунистической партией .

Помещичьи имения были конфискованы, земля, недра, леса и водные уго-дья — национализированы. Съезд Советов провозгласил передачу земли тем, кто её обрабатывает. Россия объявила о выходе из империалистиче-ской войны. Началось установление рабочего контроля на фабриках и на-ционализация банков. «Декларация прав народов России» пообещала всем национальностям равенство и право на самоопределение вплоть до созда-ния самостоятельных государств. Советское правительство ввело 8-часовой рабочий день, издало декреты о страховании рабочих и служащих, бесплат-ном образовании и медицинской помощи. Сословия, чины и звания были от-менены, церковь отделялась от государства и школы, женщины получали равные права с мужчинами.

В январе 1918 г. большевики разогнали Учредительное собра-ние, избранное в ходе всеобщих демократических выборов, кото-рые проходили в ноябре 1917 г. Это стало прологом к началу гражданской войны. Переговоры о мире с Германией завершились за-ключением 3 марта 1918 г. Брестского мира — на тяжелейших усло-виях для Советской России. Ей пришлось согласиться на отторже-ние территорий Украины, Прибалтики, части Закавказья, Бессара-бии, Польши, Финляндии. Бывшие союзники России по блоку Антанта начали вооружённую интервенцию против правительства большевиков. Материал с сайта

Недовольство политикой большевиков подавлялось жёстко и ре-шительно. Созданная для борьбы с контрреволюцией и саботажем Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) в условиях граждан-ской войны активно проводила политику красного террора , физи-чески уничтожая или изолируя противников мероприятий Совет-ской власти и «представителей старого режима» (нередко вместе с членами семей).

Но серьёзные социальные преобразования, изменившие облик страны, принесли Ленину и его сторонникам поддержку огромного числа жителей страны. Ради «новой жизни» они готовы были согла-ситься на диктатуру пролетариата во главе с ВКП(б) — Всерос-сийской коммунистической партией большевиков . Антибольше-вистские силы были разгромлены. В декабре 1922 г. было провоз-глашено создание Союза Советских Социалистических Республик (СССР) .

Вопросы по этому материалу: