Подготовка к школе: занятия для детей. Подготовка к школе: практические советы родителям Подготовка к школе дома пошаговая инструкция

Когда ребенок заканчивает детское дошкольное учреждение очень важно, чтобы он приобрел достаточный багаж знаний для перехода на ступень выше. А что делать, если он вообще не посещал детский сад? В этом случае нужно очень постараться, чтобы он знал все необходимое. В классе много учеников, подготовка которых находится на различном уровне.

Если ребенок будет отставать от остальных в классе, то недопонимание им материала накапливается, и случай становится все более и более запущенным. Учителя, в основном, работают на среднего и хорошего ученика, а с неуспевающими очень часто никто не занимается. Именно для этого необходимы тщательные ежедневные занятия дома.

В первый класс

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Чтобы подготовка к 1 классу прошла успешно, родителям необходимо понимать, что в первую очередь маленького человека нужно подготовить к общему восприятию нового пространства и знаний. Прежде всего обратить внимание на выработку таких качеств как любознательность, инициативность, активность, хороший кругозор.

Очень важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания. В школе никто не будет за ним смотреть так, как дома. Ему придется самому одеваться, завязывать шнурки, собирать и разбирать портфель.

Успех ребенка при обучении на ступени начальной школы во многом зависит от того, на каком уровне находится его умственное развитие. Чем более он развит, тем легче будет восприниматься поставленная задача.

Для поступления в начальную школу будущий ученик должен знать следующее:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • данные родителей (имя, фамилия, отчество);
  • кем работают его родители;
  • адрес и телефон дома, в котором проживает;
  • город и страну, в которой находится;
  • дни недели, названия месяцев, времен года, отличительные признаки пор года;
  • названия животных;
  • названия деревьев и растений;
  • ягоды, фрукты, овощи;
  • как называется одежда, которую он носит;
  • простые геометрические фигуры.

На заметку! Занятия с ребенком дома должны проводиться по определенной программе, которая подготавливается с учетом всех требований, предъявляемых к уровню обученности.

В грамматике нужно уметь отличать звуки и буквы, согласные и гласные, называть требуемую букву в начале и в конце слова, делить на слоги и подбирать слова по представленной букве.

Чтобы успешно усваивать школьную программу, нужно привить ребенку соответствующие навыки:

  • правильно держать ручку;
  • вести непрерывную линию;
  • не отрывая руки от бумаги, обводить контур рисунка;
  • уметь дорисовывать симметричную часть рисунка;
  • копировать геометрические фигуры.

Важно! Для успешного усвоения школьной программы ребенок должен обладать обязательными первоначальными навыками.

Необходимые умения и навыки

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Применение различных методик

Программа подготовки ребенка к школе в домашних условиях

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях за лето перед поступлением в первый класс должна содержать упражнения и задания, которые всесторонне развивают маленькую личность. Программа развития в обязательном порядке должна содержать занятия по математике, правописанию, чтению, творческие упражнения. Также каждый родитель может онлайн получить консультацию специалиста.

Занятия по математике для малышей

Не зря математику считают царицей наук. Она очень хорошо развивает логическое мышление и образное представление. Именно поэтому, различного рода математические представления необходимо начать формировать с раннего детства. Очень полезными считаются упражнения с листком бумаги в клетку. Малышу можно предложить обвести несколько клеток, дорисовать их необходимое число внизу или вверху основной фигуры, подсчитать количество зарисованных и подобные задания.

Также следует включать задания по счету предметов, находить в ряду недостающее число, элементарные навыки сложения и вычитания. На примерах рассматривать основные геометрические фигуры, которые малыш должен научиться находить и называть самостоятельно.

Как научить ребенка писать

Обучение письму рекомендуется начинать с начертания печатных букв. Ребенку объясняется, как правильно они получаются. Тренируясь с ручкой или карандашом, малыш развивает мелкую моторику пальчиков, которые учатся правильно держать предмет письма, правильно сидеть.

Важно! Занятие не должно длиться более 15 минут. После чего нужно провести небольшую физическую разминку. Пропись, с помощью которой ребенок будет тренировать руку, можно самостоятельно распечатать.

Обучение дошкольников чтению

Очень важно, чтобы обучение проводилось в игровой форме, которая наиболее доступна малышу в раннем возрасте. Прежде чем начать строить слова, нужно изучить буквы. Они представляются в форме легко запоминающихся образов. Проводятся упражнения по развитию фонематического слуха. И только после проведения таких манипуляций происходит обучение складыванию букв в слоги.

Творческие занятия

Кроме основных занятий по подготовке к первому классу задания на дому должны содержать творческую составляющую. Необходимо приобщать ребенка к красоте. Развивать его психику. Этому способствует проведение совместных игр на природе, лепка пластилином или природными материалами, различные упражнения со шнуровкой и мелкими деталями. Также важно, чтобы ребенок проявлял творческую инициативу и что-то мастерил своими руками. Задача родителей при этом обеспечить малыша всеми необходимыми материалами.

На заметку! Такого рода занятия можно сопровождать презентациями по соответствующим темам.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Психологическая составляющая пособия, как подготовить ребенка к 1 классу играет очень важное значение. В нее входит несколько компонентов, среди которых выделяются следующие: волевая, личностная, интеллектуальная. Готовность силы воли ребенка необходима для того, чтобы он смог выполнять разнообразные задания, представленные на уроке. Малыш будет должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

Вторая составляющая характеризуется тем, что у малыша появляется новая социальная роль, которую он должен правильно воспринимать. Родители должны сформировать у него такие качества личности, которые помогут ему легко входить в контакт с одноклассниками и учителями. Развитие интеллектуальных способностей влияет на то, в какой степени будет усваиваться материал, представленный во время занятий.

Психологическое равновесие

Вопросы здоровья и школа

В 1 класс не должны противоречить требованиям ЗОЖ. При проведении занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок имел правильное положение, держал спину ровно, и книга находилась на положенном расстоянии при чтении. Время, которое отводится на один урок, должно строго регламентироваться.

Выбор методики, как готовить малыша в шесть лет, зависит только от самих родителей. Однако, если мать и отец не имеют соответствующей подготовки по психологии, то лучше всего доверить это занятие специалистам.

Выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

  • Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
  • Задания, игры и упражнения для подготовки к 1 классу в домашних условиях.
  • Занятия логикой и математикой для дошкольников и младших школьников.

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

Подготовка ребёнка к школе – фундамент для успешного обучения. Важно не только дать базовые навыки письма, счёта, чтения, но и обеспечить достаточное развитие речи, научить контактировать со сверстниками и взрослыми. Чем шире кругозор у первоклассника, тем проще заявить о себе в новом коллективе, завоевать авторитет.

Современные реалии таковы, что слабо подготовленный ребёнок всегда будет «белой вороной» на фоне более успешных одноклассников. Деткам, посещающим садик или развивающий центр для дошкольников, проще адаптироваться к новым условиям, выдержать учебную нагрузку. Родители также должны знать, как правильно подготовить ребёнка к школе в 6 лет, чтобы дома закрепить полученные знания.

Что должен уметь будущий первоклассник

Проверьте, насколько уровень развития вашего ребёнка соответствует требованиям дошкольной подготовки. Изучите перечень требований, подумайте готовы ли дочка или сын справиться с предложенными заданиями. За каждый отрицательный ответ начисляйте отрицательный балл. Чем больше «минусов», тем шире круг вопросов, которые нужно обсудить с дошкольником.

Ребёнок должен быть готов к определённым действиям:

  • называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях;
  • хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами;
  • знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы;
  • ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер;
  • знать правила вычитания и сложения;
  • называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их;
  • запоминать короткий текст, пересказывать его;
  • в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его.

Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен:

  • владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места;
  • знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим;
  • различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки;
  • описать, что изображено на картинке;
  • уметь считать до 20, затем обратно;
  • знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»;
  • правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
  • различать неодушевлённые/одушевлённые предметы;
  • общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных;
  • понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых;
  • сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников.

Важно! Наверстать упущенное за летние месяцы сложно. Нельзя тратить время для оздоровления деток на многочасовые занятия. Так вы ухудшите здоровье нервной системы, дадите слишком высокую нагрузку на растущий организм, отобьёте охоту к учёбе. Как избежать перегрузок? Выход простой: начинайте подготовку к школе с 3,5–4 лет. Понемногу, в приемлемом темпе, без давления на психику вы научите малыша всему необходимому.

Запомните 5 важных правил:

  • педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия в игровой форме. Нельзя заставлять, тем более, кричать, бить малыша за отказ от изучения того или иного материала. Задача родителей – заинтересовать, объяснить, что образованный человек всегда заслужит уважение среди друзей, сверстников и будет успешным в жизни;
  • длительность мини-урока – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут, чтобы детки могли размяться, побегать;
  • чередуйте математику с чтением, рисование – с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме;
  • постепенно увеличивайте сложность материала, не спешите с новыми заданиями, пока малыш крепко не усвоит пройдённый материал;
  • используйте учебные пособия с яркими, крупными иллюстрациями. Выбирайте интересные тексты, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы.

Уроки математики

Занятия для подготовки к школе по математике:

  • начните счёт со знакомых предметов: небольших игрушек, конфет, овощей и фруктов. Позже переходите на счётные палочки, специальные карточки. Вначале используйте только целые числа;
  • отличный вариант – изучение чисел парами, например 1 и 2, 5 и 6. Так ребёнку легче понять, что 5 яблок + 1 = 6 яблок. Целый урок изучайте одну пару, в начале следующего повторяйте 5–10 минут пройденный материал, затем перейдите к новой паре;
  • опытные педагоги рекомендуют изучать геометрию также в игровой форме. Покажите круг, треугольник и квадрат на примере печенья. В магазине легко найти кондитерские изделия любой формы;
  • маленький ученик запомнил названия и форму основных фигур? Учите чертить их при помощи линейки (треугольника) и карандаша;
  • максимальную пользу принесёт чередование счёта, решения примеров и изучение геометрии.

Занятия письма

  • тренируйте руку: малыши не приспособлены для длительного письма;
  • большую помощь оказывают занятия по развитию мелкой моторики. Полезные упражнения с подручными предметами (макаронными изделиями, фасолью, мягким тестом, шнурками начинайте с 2–3 лет);
  • учите пользоваться удобными ножницами с неострыми, закруглёнными краями. Вырезание фигуры по контуру готовит руку к письму;
  • вначале учите писать печатные буквы, только после запоминания всего алфавита переходите к прописным;
  • объясните малышу, что нужно писать аккуратно, не выходить за полоски/клеточки. Купите удобную ручку, расскажите, как её держать;
  • выучите гимнастику для пальчиков, выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Проговаривайте вместе: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём».
  • подберите тетрадь для письма, соответствующую требованиям современной школы. В специализированных магазинах есть немало полезных пособий.

Уроки чтения

  • эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы;
  • изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища;
  • прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А;
  • спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном;
  • позже просите пересказать;
  • после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.

Как подмывать мальчика? Прочтите полезные советы родителям.

Правила питания и меню при сахарном диабете у ребенка описаны странице.

По адресу и прочтите о диагностике пульпита молочных зубов и о методах его лечения.

Творческие задания

  • учите пользоваться красками, кисточкой, фломастерами;
  • пусть юный ученик штрихует пространство внутри очерченной области. Подходящий материал – раскраски с крупными и мелкими деталями;
  • совмещайте рисование, лепку, аппликации с изучением геометрических фигур. Например: домик – это квадрат, арбуз – круг, крыша – треугольник;
  • предлагайте слепить буквы, цифры, чтобы они лучше запомнились.

Психологическая готовность ребёнка к школе

Учтите мнение психологов и педагогов. Специалисты считают, что первоклассникам проще влиться в коллектив, принять новые правила, запреты, распорядок, если развиты определённые навыки.

Педагоги и психологи составили перечень требований, при соответствии которым ребёнок в 6 лет готов к посещению школы:

  • хочет учиться, имеет тягу к знаниям;
  • умеет сравнивать различные предметы, понятия, делает выводы на основании анализа;
  • понимает, зачем детки ходят в школу, имеет навыки общественного поведения, осознаёт собственное «я»;
  • хотя бы ненадолго удерживает внимание на предмете, который изучает;
  • пытается преодолевать трудности, доводит дело до конца.

Как психологически подготовить деток к школе: советы родителям:

  • беседуйте с малышом, читайте, общайтесь;
  • после чтения обсуждайте текст, задавайте вопросы. Спрашивайте мнение ребёнка, побуждайте к анализу ситуаций, описанных в сказке, стихах или рассказе;
  • играйте с сыном или дочкой в «Школу», меняйтесь ролями «учитель – ученик». Уроки – не дольше 15 минут, обязательны паузы, физкультминутки. Хвалите маленького ученика, давайте советы в корректной форме;
  • показывайте личным примером, как преодолевать трудности. Не разрешайте бросать дело на полдороге, подскажите, посоветуйте, но не дорисовывайте (дописывайте, доскладывайте) за ребёнка. Окончите дело вместе, но не вместо ребёнка;
  • откажитесь от излишней опеки. Вы никак не отвыкнете обращаться с сыном или дочкой, как с маленьким, не даёте действовать самостоятельно? Подумайте, комфортно ли будет маленькому неумехе в детском коллективе, если он один не сможет быстро одеться или завязать шнурки. Избежать насмешек, обидных прозвищ поможет признание права ребёнка на самостоятельность. Поощряйте стремление к независимости, учите одеваться, раздеваться, правильно кушать, справляться со шнурками и пуговицами;
  • учите общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, организовывайте игры во дворе, если детки не всегда находят общий язык, тоже участвуйте в играх, подсказывайте, как играть и не ссориться. Никогда не смейтесь над сыном или дочкой при детях (с глазу на глаз тоже): низкая самооценка – причина многих бед, неуверенности в себе;
  • создавайте положительную мотивацию, объясняйте, зачем нужно учиться. Расскажите сколько нового и интересного детки узнают на уроках;
  • объясните, что такое дисциплина, для чего нужна тишина в классе во время объяснений нового материала. Учите задавать вопросы, если что-то непонятно, скажите, что учитель не может спросить у каждого, как усвоен материал. Ученики тоже должны думать о себе и максимальном получении знаний;
  • расскажите, что нужно отстаивать свои интересы без криков и кулаков, цивилизованными методами. Учите самоуважению, объясняйте, почему не стоит проявлять излишнюю боязливость либо агрессивность. Смоделируйте несколько ситуаций, которые часто возникают в школе при общении сверстников, подумайте, каков выход. Выслушайте мнение ребёнка, предложите свой вариант, если сын или дочка не знают, как поступить. Будьте внимательны к интересам ребёнка, учите правилам общения, побуждайте к хорошим делам и поступкам.

При подготовке ребёнка к школе учтите советы психологов и педагогов, проявите заинтересованность, вдохновите маленького ученика. С малых лет развивайте тягу к знаниям, общайтесь, изучайте окружающий мир. Подготовленному первокласснику всегда легче осваивать школьную программу, чем ребёнку с отсутствием элементарных навыков, ограниченным кругозором.

Больше полезных советов родителям будущих первоклассников в следующем видео:

Школа – один из важнейших этапов в жизни ребенка. Для того чтобы первые учебные месяцы не обернулись вереницей стрессов и переживаний, малыша необходимо правильно подготовить к началу занятий.

Подготовка к школе – процесс серьезный и многогранный. Родители обязаны подходить к нему, полностью осознавая ответственность, ведь неверные методы при подготовке могут надолго отбить у дошкольников желание учиться.

Для того чтобы не совершить ошибок и помочь ребенку справиться с объемом знаний, родителям необходимо заранее начинать подготовку к школе, грамотно распределяя нагрузку.

Как правильно подготовить ребенка к школе

Некоторые родители считают, что подготовить ребенка к школе можно летом, за пару месяц до начала учебы. Такой подход может спровоцировать у дошкольника огромный стресс, поскольку настолько экстренная подготовка будет сопровождаться колоссальными нагрузками и не позволит ребенку отдохнуть перед началом учебного года.


Для того, чтобы домашнее обучение было не только эффективным, но и комфортным, начинать его нужно задолго до школы. Примерно с трёх лет малыша можно учить счёту на пальцах, говорить с ним о окружающей среде и т.д. Процесс обучения следует выстраивать в игровой форме: это вызовет интерес и позволит удержать внимание ребенка.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

Для того чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в школе и легко усваивал новые знания, он должен иметь определенную базу. Мнения преподавателей и родителей касательно обязательных знаний разнятся: кто-то считает, что достаточно будет минимального набора; другие, напротив, стараются как можно усерднее самостоятельно подготовить ребенка к школе, дав ему максимум навыков.

Следует отметить, что крайности плохи в обоих случаях. Слабая подготовка отрицательно скажется на успеваемости первоклассника, а слишком серьезные нагрузки спровоцируют стрессы.

Так что же ребенок должен знать и уметь перед школой? В среднем список навыков должен выглядеть так:

  • знать своё имя и фамилию, уметь рассказывать о себе;
  • знать имена всех членов семьи, уметь кратко рассказывать об их увлечениях;
  • знать буквы, отличать гласные от согласных;
  • уметь читать простые тексты;
  • писать печатными буквами;
  • знать дни недели, месяцы и времена года;
  • уметь ориентироваться во времени суток;
  • уметь считать до двадцати (в т.ч. в обратном порядке);
  • знать правила сложения и вычитания;
  • различать геометрические фигуры.


Кроме базисных знаний, дошкольник должен владеть основными навыками поведения в общественных местах и знать правила этикета. Также ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, обуваться и следить за чистотой своего рабочего места.

Как же правильно дать дошкольнику весь этот объем знаний? Для начала, нужно составить примерный план предметов, с которыми ребенку нужно ознакомиться.

Минимальный список будет выглядеть следующим образом:

  • счёт и азы арифметики;
  • письмо;
  • чтение;
  • творчество;
  • природоведение.

Счёт и азы арифметики

Счёт – основа математики. Обычно цифры с детьми начинают учить с самого раннего возраста, пересчитывая кольца на пирамидке, игрушки, конфеты и другие предметы. К 5-6 годам, ребенок должен научиться не просто перечислять цифры, но и понимать их значение.

Малыш должен хорошо ориентироваться в числовом ряду и уметь продолжать его с любого места и в любую сторону. Кроме того, ребенка нужно научить сравнивать цифры. Знание понятий «больше» и «меньше» – основа успешного осваивания дальнейших арифметических знаний.


После того, как ребенок хорошо освоиться в цифрах, его следует обучать элементарным математическим действиям. Начинать учить считать можно на пальчиках, а потом переходить на решение примеров в уме.

Также ребенку необходимо познакомиться с основными геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником. Нарисованные фигуры можно раскрашивать, таким образом объединяя уроки математики и занятия творчеством.

Чтение и письмо

Изучение букв невозможно без чтения. По сути, умение читать – базовый навык, без которого сложно преподать любой другой предмет. Начинать обучение чтению лучше всего с букв имени малыша и базовых слов «мама», «папа» и т.д. Из изученных букв потом можно будет учиться составлять слова и читать их по слогам.

Следует отметить, что многие педагоги рекомендуют для начала учить ребенка не буквам, а звукам. Дело в том, что иногда у детей возникают сложности с чтением слов, поскольку они произносят буквы по отдельности. Таким образом, слово «мама» звучит у детей как «эм-а-эм-а».

Если же сначала объяснить ребенку как должны звучать буквы в словах и учить ребенка читать по слогам, то никаких проблем с чтением у малыша не возникнет.

Обучение чтению всегда идет руку об руку с письмом. В первую очередь, ребенку нужно научить правильно держать ручку или карандаш. Начинать писать можно с базовых слов, используемых при обучении чтению. Для начала, ребенка следует учить писать печатными буквами – это позволит ему ориентироваться на изображение букв в азбуке. Прописные буквы лучше всего осваивать с помощью прописей.


Главное на начальном этапе – не ругать ребенка за качество почерка и ошибки в написании слов. Дошкольная подготовка не должна быть жесткой, ведь ваша задача – дать базовое представление о буквах и основах письма.

Творческие занятия

Обычно творческие занятия с детьми начинают задолго до пяти лет, поэтому в этом возрасте малыш должен уметь уверенно использовать фломастеры, краски и карандаши. Ребенка следует научить лепить из пластилина различные геометрические фигуры, зверей, овощи и фрукты. Создание икебан, аппликаций и других поделок позволит сформировать абстрактное мышление.

Творческие занятия должны быть интересными для ребенка. Попытайтесь нарисовать или слепить его любимых персонажей, дайте ему возможность самостоятельно выбирать материалы и цвета и, главное, никогда не ругайте ребенка за неудачу. Участвуйте в создании поделок вместе с ребенком, привлекайте к этому других членов семьи и помогайте ему оттачивать свои навыки.

Природоведение и естествознание

К началу учебы в школе ребенок должен уметь различать дни недели, месяцы и сезоны, знать свой родной город, страну и её столицу. Также ребенка следует научить различать птиц, рыб и зверей, кустарники и деревья, фрукты и овощи. Малыш должен знать о разнообразных природных явлениях: громе, молнии, дожде, урагане и пр.

Учить ребенка естествознанию совсем несложно: обсуждайте с малышом всё, что видите вокруг, изучайте вместе энциклопедии, смотрите интересные познавательные видео о природе в интернете. Не уставайте давать ребенку ответы на все его многочисленные вопросы и природоведение не вызовет у него никаких затруднений в школе.

Небольшая памятка для родителей дошкольников

Родители будущих учеников должны помнить, что основная цель домашних занятий – подготовить дошкольника к началу учебного года и взрастить интерес к знаниям, а не вызвать у него стресс и нежелание учиться. Вот несколько советов родителям, которые помогут подготовить ребенка к школе, избежав волнений и нервных срывов:

Ребенка нельзя ругать за неправильное выполнение заданий. Безусловно, указывать на ошибки необходимо, но наказывать за них – ни в коем случае.

Для того, чтобы приучить ребенка к дисциплине, оборудуйте ему учебное место и занимайтесь с ним там. Уроки не должны быть слишком длинные – 15-25 минут будет вполне достаточно.

Во время импровизированных уроков не нужно пытаться рассказывать обо всём, что вы знаете. В домашних занятиях должно быть максимум конкретики. При необходимости составьте план и старайтесь придерживаться его.

Подготовительные программы для детей должны разнообразными и интересными. Проявляйте фантазию, составляя план занятий, и старайтесь увлечь своего ребенка.

Не ленитесь учиться сами. Запомните: если вы не умеете что-то делать, то вы не вправе требовать этого от ребенка. Лепка из пластилина не давалась вам в школе? Пора исправить этот недостаток и научиться творить вместе с ребенком. Таким образом, вы покажете малышу своим примером, что научиться можно практически всему.

Не забывайте о том, что главное в домашнем обучение – это терпение. Учитесь вместе с ребенком, придумывайте интересные игры, и ваш ребенок прекрасно освоится в школьной среде!

Фото-инструкция, как подготовить ребенка к школе

Мнения о том, как правильно подготовить будущего школьника к учебным занятиям в домашних условиях, у родителей расходятся. Одни уверены, что последнее лето перед уроками нужно провести исключительно в отдыхе, другие максимально загружают свое чадо, чтобы оно в будущем не отставало от одноклассников. Только впоследствии оказывается, что некоторые дети становятся «переподготовленными» и им скучно находиться на уроке, другие прекрасно считают и читают, но теряют вещи и совершенно не ориентируются в здании учебного заведения, третьи хорошо читают по-английски, но испытывают трудности в изучении собственного языка или дискомфорт в общении. Продолжать список можно бесконечно, у учителей начальных классов много подобных историй. Как найти золотую середину, чтобы малыш с интересом открыл новый этап в своей жизни?

Психологическая готовность малыша к школьному процессу

Психологическая подготовка к школьному процессу малышей является самой важной. Она имеет колоссальное значение, вне зависимости от того, какой тип учебного заведения был выбран:

  1. Улучшение навыков коммуникации с другими детьми, принятия себя в социальной позиции школьника. Приобретенный опыт отражает его личностную зрелость. Психологи рекомендуют возложить данную миссию на профессионалов, работающих в центрах подготовки детей к школьному процессу. Чем раньше родители обратятся к ним, тем более эффективным окажется результат.
  2. Малыш должен понимать, что столкнувшись с трудностями, рядом с ним всегда окажутся родители и учитель, готовые помочь. Вместе можно справиться с любым заданием. Волевая зрелость в процессе подготовки малыша определяется его готовностью к самовыражению, выполнению учебных требований.
  3. Интеллектуальная зрелость очень важна для малыша. Она определяется количественным словарным запасом слов, знаниями об окружающем мире, умением анализировать и выстраивать логическую цепочку. Подготовленный ребенок способен высказывать свои мысли, выполнять задания учителей, свободно общаться на хорошо знакомые ему темы.

Умения и навыки, которыми должен овладеть будущий школьник

Ниже представлен перечень общих требований, с которыми должен справлять каждый малыш, которому предстоит переступить школьный порог:

  • указание своего полного имени, своего дня рождения и домашнего адреса;
  • знать буквы, ориентироваться в гласных и согласных, читать короткие тексты (хотя бы по слогам);
  • знать отличия между временами года, уметь описывать их (определяется лексический запас слов);
  • ориентироваться во времени суток;
  • называть основные геометрические фигуры и уметь изображать их;
  • запоминать короткие тексты, уметь пересказать его (определяется дикция, память).

В подготовку к школе также следует включить следующие навыки:

  • правильного поведения в общественных местах;
  • ухода за собой без помощи взрослых, наведения порядка на рабочем месте;
  • описание того, что изображено на картинке;
  • счета до 20;
  • названия цветовых оттенков;
  • ответов на вопросы: «кто?», «когда?», почему?»;
  • спокойного препровождения времени на уроке в течение 20-25 минут;
  • различий направление «вверх», вниз», «вправо», «влево».

Подготовка к школьной программе с преподавателем

Если было принято решение об учебе в специализированном центре для дошкольников, то родителям в выборе организации нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Опыт учителей, которые задействованы в работе с малышами. Имеет ли развивающий центр лицензию на ведение образовательной деятельности. Количество учеников на занятии, интерьер помещения, наличие вспомогательное учебного материала.
  2. По каким программам и разработана ли система проведения учебных занятий, на какой предмет делается акцент, как долго идут уроки, использует ли учитель индивидуальный подход к каждому ученику – эти вопросы должны заинтересовать в первую очередь. Если центр подготовки детей имеет узконаправленную специализацию, стоит задуматься, нужно ли это.
  3. Наличие занятия, которое нацелено на развитие творческих способностей малыша. Подобные уроки являются обязательной частью подготовки.
  4. Обратить внимание на общую атмосферу в классе: заинтересованы ли дети в учебе, чувствуется ли их вдохновленность и желание узнавать больше.

Подготовка к школьной программе в домашних условиях

Конечно, со всеми вышеперечисленными требованиями быстро и профессионально справятся компетентные специалисты в области педагогики. Но что делать тем родителям, которые самостоятельно занимаются с малышом и осуществляют его подготовку к школе? На что обратить внимание:

  1. Подготовленный будущий ученик должен знать все буквы в азбуке. Затем следует постепенно переходить к чтению по слогам. Ребенку на школьных занятиях будет значительно проще, если он заранее освоит чтение. Приобретенный навык отразится в соблюдении правильности последовательности написания букв. Кстати, следует начинать писать печатными буквами, так чадо быстрее освоит письмо. Тренировка рук должна быть регулярной.
  2. Развитие речи и дикции. Предложите малышу после просмотра мультфильма или научной детской передачи пересказать услышанное и увиденное. Не пренебрегайте его мнением, учите его без стеснения высказывать свои мысли. Малыш нуждается в частом общении, он задает многочисленные вопросы, которые на первый взгляд для родителей могут показаться глупыми, но не стоит пренебрегать ответами на них.
  3. Умение считать – важный навык, который должны приобрести к первому классу многие дети. Начинайте с подсчета тарелок на столе, пальчиков, количества книг на полке и так далее. Затем можно купить счетные палочки или продолжать развивать способности с помощью цветных карандашей. Обычную прогулку можно превратить в увлекательное занятие. Можно считать лужи или деревья, называть цвета листьев и размер (большой/маленький) животных, которые встречаются на пути, различать неодушевленные/одушевленные предметы.
  4. Интеллектуальное развитие детей невозможно представить без творчества. Для совершенствования мелкой моторики рук можно создавать всевозможные поделки. В интернете можно найти огромное количество мастер-классов на любой вкус. Лепка из глины и пластилина, работа с ножницами, красками и кисточками также помогает освоить малышу письмо.
  5. Перед тем, как идти в первый класс, малыш обязан усвоить правила поведения, самостоятельности и безопасности в помещении и на улице. Просыпаться и ложиться отдыхать в определенное время, делать уроки ежедневно, по 30 – 40 минут выполнять спортивные упражнения. Родителям нужно научиться отпускать чадо от себя. Пусть это будут почти самостоятельные прогулки во дворе, когда мама или папа со стороны наблюдают за своим малышом, стараются не вмешиваться в возникающие беседы между детьми, особенно в случае небольшого конфликта. Родителям важно не злиться и не выражать свое раздражение, если у будущего школьника что-то не получается. Каждый малыш уникальный и скорость развития у него своя.

Правильно подготовленному к школьной программе малышу проще и увлекательнее находиться на занятии и принимать в нем непосредственное участие. Поддержка родителей, приятельские отношения с другими учащимися, профессионализм преподавателя и правильная организация учебной программы, применяемая дома или в специализированных учреждениях – все это поможет малышу подготовиться к занятиям в учебном заведении.