На каком языке говорят индейцы. Языки индейцев латинской америки

Распространенным заблуждением является то, что в Северной Америке существовл один индейский язык. На самом деле, на территории Северной Америки до прихода европейцев существовало около тысячи языков — около 250 только на территории Соединенных Штатов. Кроме того, эти языки сильно различались между собой. Три человека из трех разных областей, находящихся в сотнях милях друг от друга, весьма вероятно могли совершенно не понять друг друга. Однако для обеспечения связи между различными племенами в некоторых областях использовался язык жестов. Это подробно описано в книге Уильяма Кларка, «Индейский язык жестов».

Сложность языков

Разговорные языки индейцев не были ни примитивным, ни простым; грамматика многих из них была такая же сложная, как в русском или латинском языках. Тем не менее, за исключением идеографической системы письма, используемой племенем майя и их соседями вблизи полуострова Юкатан, остальные коренные языки Америки не имели письменности до прихода европейцев.

Языковые семьи

Как и в случае с Восточным полушарием, лингвисты обнаружили сходства и различия между языками Америки и сгруппировали их в семьи. Семья — это набор языков с общим происхождением, которые со временем разделились на различные диалекты и языки. Процесс образования новых диалектов (языков) можно в некоторой степени увидеть в том, как английский язык приобрел некоторые различия в зависимости от места употребления. Более наглядной и понятной демонстрацией в этом случае могут служить романские языки (испанский, французский, итальянский, португальский, румынский и некоторые другие), которые все произошли от латинского языка. Романские языки являются ветвью индоевропейской языковой семьи, доминирующей языковой семьи в современном мире. Английский язык принадлежит к германской ветви индоевропейской семьи. Русский принадлежит к славянской ветви индоевропейской семьи.

Подавляющее большинство языков в Европе относится к романской, германской и славянской ветвям языков, в то время как другие индоевропейские ветви представлены в Иране и Индии. В последние 500 лет индоевропейские языки, в частности английский, испанский, португальский и французский, стали доминирующими языками во многих странах мира, в том числе почти на всей территории Северной и Южной Америк и Австралии. Однако в Европе присутствуют представители также других языковых семей, например, уральско-алтайской семьи. Венгерский, финский и эстонский языки относятся к уральско-алтайской семье языков, турецкий язык принадлежит к тюркской семье языков. Баскский язык в Испании и Франции не имеет четких родственников где-либо еще в мире.
В Северной Америке, таким образом, было представлено намного больше лингвистического разнообразия, чем в Европе во времена Колумба. На территории современных Соединенных Штатов распространены несколько языковых семей, в отличие от Европы, где доминирующими семьями являются лишь две.

Коренные языковые семьи Северной Америки

На картах, представленных на этой странице, показаны девять наиболее важных языковых семей, которые существовали на территории Соединенных Штатов. Они были в значительной степени вытеснены английским языком в течение последних нескольких веков. К ним относятся алгонкинские , ирокезские, мускогские, сиу, атабаскские, юто-ацтекские, сейлишские и эскимосо-алеутские языки . Кроме того, существует много других более мелких семей, таких как сахаптинская , мивокско-костаноанская, кайова-таноанская и каддоанская .

Некоторые языки, такие как зуньи , не имеют видимых родственных связей с другими языками, поэтому они известны как изоляты . На картах, представленных на этой странице, показаны те языковые семьи, которые в значительном своем числе присутствовали на территории континентальных Соединенных Штатов; хотя почти все из них были распространены также в Канаде и Мексике. Много и иных языковых семей представлено в Южной Америке, где по всей вероятности, они были еще более разнообразны, чем в Северной Америке. Языковая семья Мексики и соседних стран — майя также обозначена на континентальной карте. На карте США указаны многие племена и языки, хотя не совсем достаточно места, чтобы показать их все.

Создание такой карты с любой степенью точности связано с несколькими непреодолимыми трудностями. Отдельно взятые политические и лингвистические союзы не были «странами» в современном смысле этого слова, и, как правило, распространялись на большие расстояния, как бы «перекрывая» территорию распространения других союзов. Такие четкие границы, какие мы их видим на картах сегодня, редко существовали. Многие популяции перемещались в зависимости от сезона, приспосабливаясь к местному климату. Почти все племена меняли место своего постоянного пребывания, двигаясь к западу, так как не выдерживали натиска европейцев.

Но это движение и расселение происходило часто также и до того, как началась колонизация. Кроме того, во многих случаях существует большая неопределенность в плане того, какое племя жило на определенном участке карты в определенный момент времени. Исходя из этого, границы на карте не следует воспринимать слишком буквально. Они предназначены для создания общего представления о регионах, где была распространена каждая семья языков то время, как к этим местам «подобралась» европейская цивилизация.

Необходимо пояснить, что затененные участки на карте – это не политические области, где центральная власть управляла одной расой, поддерживая постоянный контроль в пределах указанных границ. Примеры того, как большая территория находилась под управлением одной власти, в доколумбовой Америке были редки. Кроме того, необходимо напомнить, что языки одной языковой семьи могут сильно различаться. Хотя в некоторых случаях, человек мог уехать далеко-далеко от своего места и найти людей, с которыми без труда устанавливал связь, но это было скорее исключением.

В большинстве случаев, два разных языка в пределах одной языковой семьи покажутся очень разными и взаимно непонятными для носителей этих языков. Чтобы в полной мере это оценить, просто взгляните на английский язык, входящий в индоевропейскую семью языков, а затем переведите свой взор на голландский, польский или хинди. Ну как?

Коренные американские языки сегодня

Появление европейской культуры негативно отразилось на культуре коренных народов Северной и Южной Америки. Население местных цивилизаций, находившихся на территории современных Соединенных Штатов, сократилось с 20 миллионов до нынешнего уровня — менее 2 миллионов. Помимо сокращения размера этнических групп, «пострадали» также и языки ввиду распространения английского языка среди предков тех индейцев. Большинство индейских языков прекратило свое существование, или же на них говорит лишь стареющее поколение. Очевидно, что в ближайшие десятилетия со смертью этих людей исчезнут и эти языки.
Только 8 языков коренных народов, населявших прежде площадь, равную площади континентальной части США, в настоящее время имеют сегодня население в США и Канаде размером со средний город. Только на языке навахо сегодня говорят больше чем 25000 человек в США.

Язык Семья Область Количество носителей
Навахо атабаскская Аризона, Нью-Мексико, Юта 148 530
Кри алгская Монтана, Канада 60 000
Оджибве алгская Миннесота, Северная Дакота, Монтана, Мичиган, Канада 51 000
Чероки ирокезская Оклахома, Северная Каролина 22 500
Дакота сиу Небраска, Северная Дакота, Южная Дакота, Миннесота, Монтана, Канада 20 000
Апачи атабаскская Нью-Мексико, Аризона, Оклахома 15 000
Блэкфут алгская Монтана, Канада 10 000
Чокто мускогская Оклахома, Миссисипи, Луизиана 9 211

Названия штатов Америки коренного/местного происхождения

Алабама, Аляска, Аризона, Арканзас, Коннектикут, Гавайи, Иллинойс, Айова, Кентукки, Массачусетс, Мичиган, Миннесота, Миссисипи, Миссури, Небраска, (Нью) Мексико, (Северная/Южная) Дакота, Огайо, Оклахома, Теннеси, Техас, Юта, Висконсин, Вайоминг.

Ссылки

Источники

Карты составлены на основе карт American Indian Languages: The Historical Linguistics of Native America (Oxford Studies in Anthropological Linguistics, 4) и карт Collier’s Encyclopedia .

Индейскими (америндскими) называются живые и мёртвые языки коренного населения Америки (за исключением эскимосско-алеутских). Их насчитывается более 3000. В целом на индейских языках говорят более 27 млн человек.
Основные семьи индейских языков в Северной Америке (США, Канада, значительная часть Мексики): на-дене (75 языков), салишская (38 языков), алгонкинская (74 языка), сиу (больше 10 языков), ирокезская (около 20 языков), галф (65 языков), хокальтекская (79 языков).
Языки на-дене иногда пытаются генетически связать с языками Старого Света (прежде всего с китайско-тибетскими).
В алгонкинско-вакашскую макросемью (филию или филу) объединяются (по Э. Сэпиру) языки алгонкинские, ритванские, изолированные языки беотук и кутенэ, а также объединяемые в мосанскую семью языки салишские, чимакумские и вакашские.
Э. Сепир включает хокальтекские языки (вместе с языками каддо, ирокезскими, сиу, галф и др.) в макросемью хока-сиу.
Главным образом в Центральной Америке представлены семьи тано-ацтекская, отомангская, майя.
На языках тано-ацтекской филии говорят на юге и западе США и на севере Мексики около 1,5 млн человек. В состав этой филии входит юто-ацтекская семья. По классификации С. Лэма, она подразделяется на 8 подсемей: нумическую, хопи, тюбатюлабаль (в 1977 г. насчитывалось 10 говорящих). шошонскую, ацтекскую, пимическую, таракаитскую, корачольскую.
Общее число говорящих на языках отомангской семьи - около 1,2 млн человек. Некоторыми исследователями эта семья (вместе с языками пенути, юто-ацтекскими и майясоке-тотонак) включается в состав большой семьи макропенути. Р.Э. Лонгейкер подразделяет отомангские языки на 7 групп: отопамейскую, пополокскую, миштекскую, чоротегскую, сапотекскую, языки чинантекский и амусго.
Языки семьи майя-киче (подсемьи майя с 4 группами и киче с 3 группами) распространены в Мексике, Гватемале и Гондурасе, на них говорят около 2,3 млн человек. Дж.Х. Гринберг объединяет языки майя-киче, тотонакские и михе-соке в семью майя-соке, которая, далее, входит в гипотетическую большую макропенутианскую семью.
Наиболее крупные семьи индейских языков в Южной Америке : чибча, аравакская, карибская, кечумара, пано-такана, же, тупи-гуарани. Вне классификации остаются многие изолированные языки и мелкие языковые группы.
Большинство чибчанских языков, распространённых в Центральной и Южной Америке, вымерло. На живых языках говорят около 600.000 человек. По данным Ч. Лоукотки, чибчанские языки распределяются по 20 группам.
Аравакские языки, на которых говорят около 400.000 человек от Южной Флориды и островов Карибского моря до Парагвая и от Тихоокеанского побережья Перу до дельты Амазонки, входят (по Дж. Гринбергу) в экваториальную группу андо-экваториальной филии.
Карибская семья насчитывает около 100 языков, на которых говорят около 170.000 человек (Гайана, Суринам, Французская Гвиана, Венесуэла, северная Бразилия, частично Колумбия и внутренние районы Бразилии). Дж. Гринберг включает эти языки (вместе с языками же, пано, намбиквара, уарпе, пеба, витото и др.) в же-пано-карибскую макросемью.
Семья кечумара (более 16 млн говорящих) включает языки кечуа и аймара (оба являются официальными языками в Боливии, наряду с испанским). Генетические связи с другими языками неясны.
Языки семьи пано-такана (около 40 языков, группы пано и такано) распространены в Перу, Боливии, Бразилии (число говорящих около 120.000 человек). Эти языки (вместе с языками Чили и Аргентины чон, манекенкен, она, техуельче, техуеш, мосетен, юракаре) включаются в более широкое генетическое объединение макро-пана-такана. Предполагается отдалённое родство с языками кечумара и каювава. Есть общие материальные совпадения с языками тукано.
Семья же включает около 10 языков, распространённых на юго-востоке Бразилии (35.000 говорящих). Входит в состав большой семьи макроже (вместе с языками машакали и каража). Предполагается отдалённая генетическая связь с семьями тупи-гуарани и бороро.
Семья тупи-гуарани насчитывает более 50 языков, распространённых в Бразилии, Парагвае и Боливии (около 4 млн говорящих). Она распадается на 7 основных групп: собственно тупи-гуарани, юруна, арикем, тупари, рамарама, монде, пурубора. Предполагается родство с языками аравакскими и тукано. Дж. Гринберг относит их вместе с аравакскими к экваториальной группе андо-экваториальной филии.

Группа на-дене

Чипевьян
Коюкон
Хупа
Навахо
Киова-апаче
Эяк
Тлингит
Хайда

Группа хока-сиу

Субтиабатлапанекский
Хока
Коавильтекские
Чероки (он же тсалаги)
Другие ирокезские языки
Каддо
Сиу
Лакота
Мускоги (крик)

Алгонкино-ритванские

Арапахо
Блэкфут
Чейенн
Кри
Восточно-алгонкинский
Оджибва (оджибве)
Шауни
Вийот
Юрок

Пенутианские

Майду
Мивок
Орегонские
Чинчукские
Кламат-модок
Сахаптин
Цимшианские
Микше-соке
Уаве

Тано-ацтекские

Хопи
Нумические (платошошонские)
Такические (такийские)
Ацтекские
Пимические
Кайова
Тива

Языки индейцев Южной Америки

Арауканские
Чибча
Макро-же
Паэсские
Кечуа
Тукано
Карибские
Витото
Аравакские
Хиваро
Намбиквара
Пано
Яноманские
Таканские
Гуарани
Сапаро

Содержание статьи

ИНДЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, общее название языков индейцев – коренных народов Северной и Южной Америки, обитавших на этих континентах до и после прихода европейских колонизаторов. В число индейцев обычно не включают одну из групп коренных обитателей Америки – эскимосско-алеутские народы, которые проживают не только в Америке, но также на Чукотке и на Командорских о-вах (Российская Федерация). Эскимосы сильно отличаются от своих соседей-индейцев физическим обликом. Однако расовое разнообразие индейцев Северной и Южной Америки также чрезвычайно велико, поэтому невключение эскимосов и алеутов в число индейцев мотивировано главным образом традицией.

Разнообразие индейских языков столь велико, что сопоставимо с разнообразием человеческих языков вообще, поэтому термин «индейские языки» очень условен. Американский лингвист Дж.Гринберг, выступивший с так называемой «америндской» гипотезой, предложил объединить все индейские языки, кроме языков семьи на-дене, в единую макросемью – америндскую. Однако большинство специалистов по индейским языкам отнеслось к этой гипотезе и стоящей за ней методологии «массового сравнения языков» скептически.

Довольно трудно указать точное число индейских языков и составить их исчерпывающий список. Это связано с целым рядом обстоятельств. Во-первых, следует различать современную и доколонизационную языковые картины. Считается, что до колонизации в Северной Америке (к северу от империи ацтеков, находившейся в центральной Мексике) было до четырех сотен языков, а сейчас на этой территории их осталось чуть более 200. При этом многие языки исчезли раньше, чем были как-либо зафиксированы. С другой стороны, такие языки, как, например, кечуа в Южной Америке, за последние столетия многократно расширили территориальную и этническую базу своего распространения.

Второе препятствие на пути исчисления индейских языков связано с проблемой разграничения языка и диалекта. Многие языки существуют в нескольких территориальных разновидностях, именуемых диалектами. Часто вопрос о том, следует ли считать две близкие формы речи разными языками или же диалектами одного и того же языка, решить очень трудно. При решении дилеммы язык/диалект учитывается несколько разнородных критериев.

1) Взаимопонятность: возможно ли взаимопонимание между носителями двух идиомов без предварительного обучения? Если да, то это диалекты одного языка, если нет, то это разные языки.

2) Этническое самосознание: очень сходные (или даже идентичные) идиомы могут использоваться группами, которые воспринимают себя как различные этносы; такие идиомы могут считаться разными языками.

3) Социальные атрибуты: идиом, очень близкий к некоторому языку, может иметь определенные социальные атрибуты (например, государственность), что заставляет считать его особым языком.

4) Традиция: однотипные ситуации могут рассматриваться по-разному просто в силу традиции.

С физико-географической точки зрения Америка обычно подразделяется на Северную и Южную. С политической – на Северную (включая Канаду, США и Мексику), Центральную и Южную. С антропологической и лингвистической точек зрения, Америка традиционно делится на три части: Северную Америку, Мезоамерику и Южную Америку. Северная и южная границы Мезоамерики понимаются по-разному – иногда на основе современных политических подразделений (тогда, например, северная граница Мезоамерики – это граница Мексики и США), а иногда – в терминах доколониальных культур (тогда Мезоамерика – это сфера влияния ацтекской и майянской цивилизаций).

Классификации индейских языков.

История классификации языков Северной Америки насчитывает более полутора столетий. Предтечей генетической классификации североамериканских языков был П.Дюпонсо, который привлек внимание к типологическому сходству многих из этих языков (1838), а именно их полисинтетизму. Авторами первых собственно генетических классификаций были А.Галлатин (1848) и Дж.Трамбулл (1876). Но действительно всеобъемлющей и очень влиятельной оказалась классификация, носящая имя Джона Уэсли Пауэлла. Майор Пауэлл (1834–1902) был путешественником и натуралистом и работал в Бюро по американской этнологии. В классификации, подготовленной Пауэллом и его сотрудниками, было выделено 58 языковых семей Северной Америки (1891). Многие из выделенных им семей сохранили свой статус в современной классификации. В том же 1891 появилась еще одна важная классификация американских языков, принадлежащая Даниелу Бринтону (1891), который ввел ряд важных терминов (например «юто-ацтекская семья»). Кроме того, классификация Бринтона включала языки не только Северной, но и Южной Америки. Более поздние классификации североамериканских языков опирались на классификацию Пауэлла, а южноамериканских – на классификацию Бринтона.

Вскоре после опубликования классификации Пауэлла предпринимались попытки сократить число североамериканских языковых семей. Калифорнийские антропологи А.Крёбер и Р.Диксон радикально уменьшили число языковых семей Калифорнии, в частности постулировали объединения «хока» и «пенути». Редукционистская тенденция начала 20 в. нашла свою кульминацию в широко известной классификации Э.Сепира (1921, 1929). Эта классификация включала всего шесть макросемей (stocks) языков Северной Америки: эскимосско-алеутскую, алгонкино-вакашскую, на-дене, пенутийскую, хоканско-сиуанскую и ацтекско-таноанскую. Сепир рассматривал данную классификацию как предварительную гипотезу, однако позднее она воспроизводилась без необходимых оговорок. В результате сложилось впечатление, что алгонкино-вакашское или хоканско-сиуанское объединения – это такие же признанные объединения Нового Света, как, скажем, индоевропейские или уральские языки в Евразии. Реальность эскимосско-алеутской семьи позднее была подтверждена, а остальные пять сепировских макросемей были пересмотрены или отвергнуты большинством специалистов.

Противопоставление лингвистов, склонных к объединению (lumping) и склонных к разделению сомнительных групп (splitting), сохраняется в американистике и по сей день. Начиная с 1960-х годов начало набирать силу второе из этих направлений, его манифестом стала книга Коренные языки Америки (ред. Л.Кемпбелл и М.Митун, 1979). В этой книге проводится максимально консервативный подход, авторы дают список из 62 языковых семей (включая некоторые семьи Мезоамерики), между которыми нет установимого родства. Больше половины из этих семей представляют собой генетически изолированные одиночные языки. Эта концепция основана на качественно новом уровне знаний о большинстве североамериканских языков по сравнению со временем Сепира: в течение 1960–1970-х годов была проведена детальная сравнительно-историческая работа по всем ядерным семьям Северной Америки. Эта работа активно продолжалась и в течение последних двух десятилетий. «Классификация консенсуса» была опубликована в 17-м томе (Языки ) фундаментального Справочника по североамериканским индейцам (ред. А.Годдард, 1996). Эта классификация с небольшими изменениями повторяет классификацию 1979 года, в ней также представлено 62 генетических семьи.

Первая подробная классификация южноамериканских языков была предложена в 1935 чешским лингвистом Ч.Лоукоткой. Эта классификация включает 113 языковых семей. В дальнейшем большая работа по классификации языков Амазонии была проведена бразильским лингвистом А.Родригесом. Одна из наиболее современных и консервативных классификаций принадлежит Т.Кауфману (1990).

Языковое разнообразие и лингвогеографические особенности Америки.

Американский лингвист Р.Аустерлиц сформулировал чрезвычайно важное наблюдение: Америка характеризуется гораздо более высокой генетической плотностью, чем Евразия. Генетическая плотность той или иной территории – это количество генетических объединений, представленных на этой территории, поделенное на площадь этой территории. Площадь Северной Америки в несколько раз меньше, чем площадь Евразии, а число языковых семей, напротив, в Америке намного больше. Данная идея была более подробно разработана Дж.Николс (1990, 1992); по ее данным, генетическая плотность Евразии около 1,3, в то время как в Северной Америке 6,6, в Мезоамерике – 28,0, а в Южной Америке – 13,6. Более того, в Америке есть территории с особенно высокой генетической плотностью. Таковы, в частности, Калифорния и северо-западное побережье США. Этот ареал представляет собой пример «замкнутой языковой зоны» с высоким языковым разнообразием. Замкнутые зоны обычно возникают в специфических географических условиях; факторы, способствующие их возникновению – это побережья океана, горы, другие труднопреодолимые препятствия, а также благоприятные климатические условия. Калифорния и северо-западное побережье, зажатые между горами и океаном, идеально соответствуют этим критериям; неудивительно, что генетическая плотность достигает здесь рекордных величин (в Калифорнии – 34,1). Напротив, центр Северной Америки (ареал Великих Равнин) – это «протяженная зона», там распространены лишь несколько семей, занимающих довольно большую территорию, генетическая плотность равна 2,5.

Заселение Америки и предыстория индейских языков.

Заселение Америки происходило через Берингию – зону современного Берингова пролива. Однако вопрос о времени заселения остается дискуссионным. Одна из точек зрения, основанная на археологических данных и доминировавшая на протяжении долгого времени, состоит в том, что основное доисторическое население мигрировало в Америку 12–20 тыс. лет назад. В последнее время накапливается все больше свидетельств о совершенно другом сценарии. Среди этих свидетельств есть и лингвистические. Так, Дж.Николс считает, что объяснить чрезвычайное языковое разнообразие Америки можно двумя способами. Если придерживаться гипотезы об одной волне миграции, то для достижения современного уровня генетического разнообразия со времени этой волны должно было пройти не менее 50 тыс. лет. Если же настаивать на более позднем начале миграции, то объяснить существующее разнообразие можно лишь серией миграций; в последнем случае приходится считать, что генетическое разнообразие было перенесено из Старого Света в Новый. Наиболее вероятно, что верно и то и другое, т.е. что заселение Америки началось очень рано и происходило волнами. Кроме того, археологические, генетические и лингвистические данные подсказывают, что основная часть протоамериканского населения мигрировала не из глубин Евразии, а из Тихоокеанского региона.

Основные семьи индейских языков.

Ниже перечисляются наиболее крупные языковые семьи Америки. Рассматривать их мы будем, постепенно продвигаясь с севера на юг. При этом мы не будем делать различия между живыми и мертвыми языками.

Семья на-дене

(Na-Dene) включает язык тлингит и эяк-атабаскские языки. Последние делятся на язык эяк и довольно компактную атабаскскую (Athabaskan ~ Athapaskan) семью, включающую около 30 языков. Атабаскские языки распространены в трех ареалах. Во-первых, они одним массивом занимают внутреннюю Аляску и почти всю западную часть Канады. В этом ареале находится прародина атабасков. Второй атабаскский ареал – тихоокеанский: это несколько анклавов в штатах Вашингтон, Орегон и в северной Калифорнии. Языки третьего ареала распространены на юго-западе США. Южноатабаскские языки, иначе называемые апачскими, близкородственны. К ним относится самый многочисленный по количеству носителей североамериканский язык – навахо (см . НАВАХО). Сепир относил к на-дене язык хайда, но после многократной проверки эта гипотеза была отвергнута большинством специалистов, и сегодня хайда считается изолятом.

Салишская

(Salishan) семья распространена компактно на юго-западе Канады и на северо-западе США. Эта семья насчитывает около 23 языков и делится на пять групп – континентальную и четыре береговые: центрально-салишскую, цамосскую, язык белла-кула и язык тилламук. Доказанных внешних связей салишской семьи на сегодняшний день нет.

Вакашская семья

(Wakashan) распространена на побережье Британской Колумбии и на о-ве Ванкувер. Она включает две ветви – северную (квакиутльскую) и южную (нутканскую). Каждая из ветвей включает по три языка.

Алгская

(Algic) семья состоит из трех ветвей. Одна из них – традиционно выделяемая алгонкинская (Algonquian) семья, распространенная в центре и на востоке континента. Две другие ветви – языки вийот и юрок, находящиеся в совершенно другом ареале – в северной Калифорнии. Родство языков вийот и юрок (их иногда называют ритванскими) с алгонкинскими языками долгое время было под вопросом, но сейчас признается многими специалистами. Вопрос о прародине алгской семьи – на западе, в центре или на востоке континента – остается открытым. Алгонкинская семья включает около 30 языков и занимает почти весь восток и центр Канады, а также весь район вокруг Великих озер (кроме ирокезской территории, см. ниже ) и северную часть атлантического побережья США (до шт. Северная Каролина на юге). Среди алгонкинских языков выделяется компактная группа близкородственных восточно-алгонкинских языков. Прочие языки почти не образуют групп в рамках алгонкинской семьи, а происходят непосредственно от общеалгонкинского «корня». Некоторые алгонкинские языки – блэкфут, шейенн, арапахо – распространились особенно далеко на запад в ареал прерий.

Сиуанская

(Siouan) семья включает около двух десятков языков и занимает компактным пятном основную часть прерийного ареала, а также несколько анклавов на атлантическом побережье и на юго-востоке США. Языки катауба и уоккон (юго-восток США) в настоящее время рассматриваются как отдаленная группа сиуанской семьи. Остальные сиуанские языки делятся на четыре группы – юго-восточную, группу долины Миссисипи, группу верховьев Миссури и мандан. Самой крупной является группа Миссисипи, в свою очередь делящаяся на четыре подгруппы – дхегиха, чивере, виннебаго и дакота (см . ДАКОТА). Вероятно родство сиуанских языков с ирокезскими и каддоанскими языками. Другие ранее предлагавшиеся объединения сиуанской семьи считаются недоказанными или ошибочными; язык ючи считается изолятом.

Ирокезская

(Iroquoian) семья насчитывает около 12 языков. Ирокезская семья имеет бинарную структуру: южная группа состоит из одного языка чероки, все прочие языки входят в северную группу. Северные языки распространены в районе озер Эри, Гурон и Онтарио и по течению реки Св. Лаврентия, а также южнее на атлантическом побережье США. Чероки находится еще дальше на юго-западе.

Каддоанская

(Caddoan) семья включает пять языков, которые занимают цепочку вытянутых с севера на юг анклавов в прерийном ареале. Язык каддо отстоит от прочих каддоанских языков дальше, чем они друг от друга. В настоящее время считается практически доказанным родство каддоанской и ирокезской семей.

Мускогейская

(Muskogean) семья включает около 7 языков и занимает компактный регион на крайнем юго-востоке США – к востоку от нижнего течения Миссисипи, включая Флориду. Гипотеза об объединении мускогейских языков с четырьмя другими языками того же ареала под названием макросемьи «галф» (Gulf), предложенная М.Хаас, в настоящее время отброшена; эти четыре языка (натчез, атакапа, читимаша и туника) считаются изолятами.

Кайова-таноанская

(Kiowa-Tanoan) семья включает язык кайова, распространенный в южной части прерийного ареала, и три языка на Юго-западе США, представляющие культуру пуэбло (наряду с языками кересской семьи, юто-ацтекским языком хопи и изолятом зуни).

Так называемая «пенутийская» (Penutian) макросемья, предложенная в начале 20 в. Крёбером и Диксоном, чрезвычайно проблематична и как целое не признается специалистами. В рамках «пенутийского» объединения наиболее обнадеживающими являются связи между языком кламат, языком молала (оба – в Орегоне) и сахаптинскими языками (Орегон, Вашингтон); это объединение именуют «пенутийские языки Плато» (4 языка). Еще одно родство, которое рассматривается как достоверная генетическая связь в рамках «пенутийского» объединения, – это единство семьи мивок (7 языков) и костаноанской семьи (8 языков); данное объединение именуется «ютийской» (Utian) семьей и расположено в северной Калифорнии. Всего в гипотетическое «пенутийское» объединение, кроме двух уже названных, входит еще 9 семей: цимшианская семья (2 языка), шинукская семья (3 языка), алсейская семья (2 языка), язык сиуслау, кусская семья (2 языка), такелма-калапуйянская семья (3 языка), винтуанская семья (2 языка), майдуанская семья (3 языка) и йокуцская семья (минимум 6 языков). Сепир относил также к пенутийской макросемье язык каюсе (Орегон) и «мексиканские пенутийские» – семью михе-соке и язык уаве.

Кочими-юманская

(Cochimн-Yuman) семья распространена в пограничном районе между США и Мексикой. Языки кочими находятся в средней части Нижней Калифорнии, а юманская семья, насчитывающая десять языков, распространена в западной Аризоне, южной Калифорнии и на севере Нижней Калифорнии. Юманская семья причислялась к «хоканской» (Hokan) макросемье. Сейчас кочими-юманская семья рассматривается как ядро этого гипотетического объединения. Наиболее вероятны генетические связи кочими-юманских языков с помоанскими (Pomoan) языками, распространенными в северной Калифорнии (помоанская семья включает семь языков). Согласно современным представлениям, «хоканское» объединение столь же недостоверно, как и пенутийское; в него, помимо уже названных, входит 8 независимых семей: язык сери, язык уашо, салинская семья (2 языка), языки яна, палайниханская семья (2 языка), шастанская семья (4 языка), язык чимарико и язык карок. Сепир причислял к хоканским языкам также яхык эсселен и ныне вымершую чумашскую семью, включавшую несколько языков.

Юто-ацтекская

(Uto-Aztecan) семья – крупнейшая на западе США и в Мексике. На территории США насчитывается около 22 юто-ацтекских языков. Эти языки распадаются на пять основных групп: намскую, такскую, тюбатулабал, хопи и тепиманскую. Еще ряд групп представлены в Мексике, в том числе ацтекские языки (см . АЦТЕКСКИЕ ЯЗЫКИ). Юто-ацтекские языки занимают всю территорию Большого Бассейна в США и крупные территории на северо-западе и в центре Мексики. Язык команче распространен на юге прерийного ареала. Многочисленные внешние связи юто-ацтекских языков, предлагавшиеся в литературе, являются недостоверными.

Последние две рассмотренные семьи частично находятся на территории Мексики. Далее мы переходим к семьям, которые представлены исключительно в Мезоамерике.

Отомангейская

(Otomanguean) семья насчитывает многие десятки языков и распространена в основном в центральной Мексике. Семь групп в рамках отомангейской семьи – амусго, чьяпянек-манге, чинантеко, миштеко, отоми-паме, пополокская и сапотекская.

Тотонакская

(Totonacan) семья распространена в восточно-центральной Мексике и включает две ветви – тотонак и тепеуа. Тотонакская семья насчитывает около десятка языков.

Михе-соке семья

(Mixe-Zoque) распространена на юге Мексики и включает около двух десятков языков. Две основные ветви этой семьи – михе и соке.

Майянская семья

(Mayan) – крупнейшая семья юга Мексики, Гватемалы и Белиза. В настоящее время насчитывается от 50 до 80 майянских языков. См . МАЙЯНСКИЕ ЯЗЫКИ.

Мисумальпанская

(Misumalpan) семья насчитывает четыре языка, находящиеся на территории Сальвадора, Никарагуа и Гондураса. Возможно, эта семья генетически связана с чибчанской (см. ниже ).

Чибчанская

(Chibchan) языковая семья является переходной между языками Мезоамерики и Южной Америки. Относящиеся к ней языки распространены в Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Венесуэле и Колумбии. Чибчанская семья насчитывает 24 языка.

Дальнейшие рассматриваемые семьи являются уже собственно южноамериканскими, хотя некоторые из них имеют периферийных представителей в Центральной Америке.

Аравакская

(Arawakan), или майпуреанская, семья распространена почти по всей Южной Америке, по ряду стран Центральной Америки вплоть до Гватемалы и по всем островам Карибского моря, включая Кубу. Центр тяжести этой семьи приходится, тем не менее, на западную Амазонию. Аравакская семья состоит из пяти основных ветвей: центральной, восточной, северной (включая группы карибскую, внутреннюю и вапишана), южной (включая группы боливия-паран, кампа и пурус) и западной.

Кáрибская

(Káriban) – основная семья севера Южной Америки. (Подчеркнем, что упомянутая в предыдущем абзаце карибская группа (Caribbean) относится не к данной семье, а к аравакской. Такая омонимия возникла из-за того, что кáрибские народы с материка завоевывали аравакские народы островов и в некоторых случаях передавали им свое самоназвание. Кáрибская семья включает 43 языка.

В западной Амазонии (примерно там же, где и аравакская семья) находятся языки туканоанской (Tukánoan) семьи. К этой семье относятся 14 языков.

В андском регионе находятся языки кечуанской (Quechuan) и аймаранской (Aymaran) семей. К этим семьям принадлежат великие языки Южной Америки – кечуа и аймара. Кечуанская семья включает несколько языков кечуа, которые в другой терминологии именуются диалектами (см . КЕЧУА). Аймаранская семья, или хаки (Jaquí), состоит из двух языков, один из которых – аймарá (см . АЙМАРÁ). Многие специалисты предполагают, что эти две семьи родственны и образуют макросемью кечумара, другие лингвисты объясняют сходство заимствованиями.

В южных предгорьях Анд расположена паноанская (Panoan) семья. Она разделяется на восемь ветвей, именуемых по географическому признаку (восточная, северно-центральная и т.д.), и включает 28 языков.

В восточной Бразилии находится семья же (Je), к которой относятся 13 языков. Существует гипотеза, что языки же вместе с еще 12 мелкими семьями (от 1 до 4 языков в каждой) образуют макросемью макро-же . К макро-же относят, в частности, язык чикитано, боророанскую семью, машакалийскую семью, языки каражá и др.

По периферии ареала макро-же, т.е. фактически по всей Бразилии и прилегающим районам распространена тупийская (Tupian) макросемья. К ней относятся около 37 языков. Тупийская макросемья включает ядро – семью тупи-гуарани, которая состоит из восьми ветвей: гуаранийской, гуараю, собственно тупийской, тапирапе, каяби, паринтинтин, камаюра и тукунйапе. К гуаранийской ветви относится, в частности, один из великих южноамериканских языков – парагвайский язык гуарани (см . ГУАРАНИ). Помимо языков тупи-гуарани, в тупийское объединение включают еще восемь обособленных языков (их генетический статус окончательно не установлен).

Социолингвистические сведения.

Языки американских индейцев чрезвычайно разнообразны по своим социолингвистическим характеристикам. Современное состояние индейских языков складывалось в условиях европейской колонизации и последующего существования как языков этнических меньшинств. Тем не менее в современном состоянии ясно видны рефлексы социальной и демографической ситуации, имевшей место в доколониальный период. В современном социолингвистическом статусе индейских языков имеется много индивидуальных различий, но есть черты, общие для целых ареалов. В этом смысле Северную Америку, Мезоамерику и Южную Америку удобно рассмотреть каждую по отдельности.

Несмотря на высокую языковую генетическую плотность Северной Америки, плотность населения в доконтактный период была низкой. Большинство оценок индейского населения до колонизации находятся в районе цифры в 1 млн. человек. Индейские племена, как правило, не насчитывали более нескольких тысяч человек. Это положение сохранилось и в настоящее время: индейцы представляют собой весьма малые меньшинства в США и Канаде. Впрочем, имеется несколько племен, численность которых измеряется десятками тысяч, – навахо, дакота, кри, оджибва, чероки. Многие другие племена в течение 18–20 вв. полностью исчезли (в результате геноцида, эпидемий, ассимиляции) либо сохранились как этнические группы, но утратили язык. Согласно данным А.Годдарда (основанным, в свою очередь, на сведениях М.Краусса, Б.Граймс и др.), в Северной Америке сохранилось 46 индейских и эскимосско-алеутских языков, которые продолжают усваиваться достаточно большим числом детей как родные. Кроме того, имеется 91 язык, которым владеет достаточно большое число взрослых, и 72 языка, которым владеют лишь отдельные пожилые люди. Еще около 120 языков, которые были как-то зарегистрированы, исчезли. Практически все индейцы Северной Америки владеют английским (или французским или испанским). В последнее одно-два десятилетия в ряде мест США и Канады индейцами и лингвистами предпринимаются энергичные усилия по возрождению коренных языков.

Густонаселенные империи майя и ацтеков были разрушены конкистадорами, но потомки этих империй исчисляются сотнями тысяч. Таковы языки масауа (250–400 тыс., отомангейская семья, Мексика), восточно-уастекский науатль (более 400 тыс., юто-ацтекская семья, Мексика), майянские языки кекчи (280 тыс., Гватемала), западно-центральный киче (более 350 тыс., Гватемала), юкатекский (500 тыс., Мексика). Среднее количество носителей мезоамериканского языка на порядок выше, чем в Северной Америке.

В Южной Америке языковая ситуация крайне поляризована. С одной стороны, подавляющее большинство языков имеют очень малое количество носителей – несколько тысяч, сотен или даже десятков человек. Многие языки исчезли, и этот процесс не замедляется. Так, в большинстве крупнейших языковых семей от четверти до половины языков уже вымерли. Вместе с тем население, говорящее на коренных языках, оценивается цифрой от 11 до 15 млн. человек. Это связано с тем обстоятельством, что несколько южноамериканских языков стали межэтническими для целых групп индейских племен, а впоследствии – средством самоидентификации индейцев (независимо от их конкретного этнического происхождения) или даже целых стран. В результате в ряде государств индейские языки приобрели официальный статус (см . КЕЧУА; АЙМАРА; ГУАРАНИ).

Типологические особенности.

При всем генетическом разнообразии языков Америки, очевидно, что обобщений относительно структурных особенностей этих языков можно сделать очень немного. Чаще всего в качестве конституирующей черты «американского» языкового типа указывается полисинтетизм , т.е. большое число морфем, в среднем приходящихся на слово (по сравнению с межъязыковым «стандартом»). Полисинтетизм – характеристика не любых слов, а только глаголов. Суть этого грамматического явления состоит в том, что многие значения, часто выражаемые в языках мира в составе имен и служебных частей речи, в полисинтетических языках выражаются в составе глагола. В результате возникают длинные глагольные формы, содержащие множество морфем, а другие составляющие предложения не являются столь обязательными, как в языках европейского типа (Боас говорил о «слове-предложении» в североамерканских языках). Сепир приводил следующий пример глагольной формы из калифорнийского языка яна (Sapir 1929/Сепир 1993: 414): yabanaumawildjigummaha"nigi "пусть мы, каждый [из нас], действительно движется на запад через ручей". Структура этой формы такова: ya-(несколько.людей.движутся); banauma- (все); wil- (через); dji- (на.запад); gumma- (действительно); ha"- (пусть); nigi (мы). В ирокезском языке мохаук слово ionsahahnekуntsienhte" означает "он снова зачерпнул воды" (пример из работы М.Митун). Поморфемный анализ этого слова таков: i- (через); ons- (снова); a- (прош.); ha- (муж.ед.агент); hnek- (жидкость); óntsien- (достать.воду); ht- (каузатив); e" (точечность).

Ярко выраженной склонностью к полисинтетизму обладает большинство крупнейших языковых семей Северной Америки – на-дене, алгонкинская, ирокезская, сиуанская, каддоанская, майянская. Некоторые другие семьи, особенно в западной и южной частях континента, ближе к типологическому среднему и характеризуются умеренным синтетизмом. Полисинтетизм характерен и для многих языков Южной Америки.

Один из основных аспектов полисинтетизма – наличие показателей аргументов в составе глагола; таковы морфема -nigi "мы" в яна и ha- "он" в мохаук. Эти показатели кодируют не только внутренние признаки самих аргументов (лицо, число, род), но и их роль в предикации (агенс, пациенс и т.д.). Таким образом, ролевые значения, которые в языках типа русского выражаются падежами в составе имен, в полисинтетических языках выражаются в составе глагола. Дж.Николс сформулировала важное типологическое противопоставление вершинного/зависимостного маркирования: если в таком языке, как русский, ролевые отношения маркируются на зависимых элементах (именах), то в языке типа мохаук – на вершинном элементе (глаголе). Показатели аргументов в глаголе традиционно интерпретируются в американистике как инкорпорированные в глагол местоимения. Для описания этого явления Джелинек предложила понятие «местоименные аргументы»: в языках данного типа истинными аргументами глагола являются не самостоятельные именные словоформы, а связанные местоименные морфемы в составе глагола. Именные словоформы в этом случае рассматриваются как «приложения» (adjuncts) к местоименным аргументам. Для многих индейских языков характерна инкорпорация в глагол не только местоименных морфем, но и именных корней – особенно соответствующих семантическим ролям пациенса и места.

На материале индейских языков была впервые обнаружена активная конструкция предложения. Активность – явление, альтернативное эргативности и аккузативности (см . ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ). В активной конструкции и агенс и пациенс кодируются независимо от переходности глагола. Активная модель характерна, в частности, для таких языковых семей, как помоанская, сиуанская, каддоанская, ирокезская, мускогейская, кересская и др. в Северной Америке, и для тупийских языков в Южной Америке. На данных индейских языков во многом построена концепция языков активного строя, принадлежащая Г.А.Климову.

Индейские языки существенно повлияли на развитие типологии порядка слов. В исследованиях базового порядка слов для иллюстрации редких порядков постоянно цитируются данные южноамериканских языков. Так, в кáрибском языке хишкарьяна, согласно описанию Д.Дербишира, базовый порядок – «объект – предикат – субъект» (большая редкость в языках мира). Материал индейских языков сыграл большую роль и в развитии типологии прагматического порядка слов. Например, Р.Томлин и Р.Роудс обнаружили, что в алгонкинском языке оджибва наиболее нейтральный порядок противоположен тому, который обычен для европейских языков: тематическая информация следует после нетематической. М.Митун, опираясь на материал полисинтетических языков с местоименными аргументами, предложила не считать базовый порядок универсально применимой характеристикой; действительно, если именные группы – лишь приложения к местоименным аргументам, то их порядок вряд ли должен считаться важной характеристикой языка.

Еще одна особенность ряда индейских языков – противопоставление между проксимативным (ближним) и обвиативным (дальним) третьим лицом. Наиболее известная система такого типа имеется в алгонкинских языках. Именные группы эксплицитно маркируются как относящиеся к проксимативному или обвиативному лицу; этот выбор делается на дискурсивных основаниях – проксимативным обычно выбирается лицо, известное или близкое говорящему. Далее, на основе различия двух третьих лиц в ряде индейских языков строится грамматическая категория инверсива. Так, в алгонкинских языках действует личная иерархия: 1-е, 2-е лицо > 3-е проксимативное лицо > 3-е обвиативное лицо. В переходных предикациях агенс может быть выше пациенса по этой иерархии, и тогда глагол маркируется как прямая форма, а если агенс ниже пациенса, то глагол маркируется как инверсивный.

Андрей Кибрик

Литература:

Березкин Ю.Е., Бородатова А.А., Истомин А.А., Кибрик А.А. Индейские языки . – В кн.: Американская этнология. Учебное пособие (в печати)
Климов Г.А. Типология языков активного строя . М., 1977



Михеев Владислав

Исследовательская работа посвящена изучению способов общения индейцев.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Михеев Владик 3 б класс МОУ СОШ № 1 «Полифорум»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципального общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов «Полифорум»

Работу выполнил

Михеев Владислав,

ученик 3 б класса

Руководитель

Михеева

Светлана Васильевна

Серов, 2010

Мне раньше не нравились индейцы, а сейчас очень нравятся. Поэтому я решил узнать, как разговаривают индейцы.

Тема моей работы: «Поговорим на языке индейцев».

Цель : исследование речи индейцев.

Гипотезы:

Задачи:

  1. Выяснить, сколько лет существует письменная и устная речь индейцев.
  2. Узнать, на каком языке говорят индейцы.
  3. Определить, чем отличается речь индейцев.
  4. Составить рассказ на языке индейцев.

План моих действий:

  1. Вспомнить, что я знаю об индейцах.
  2. Поговорить с мамой, папой и братом о том, что они знают о языке индейцев.
  3. Найти информацию в интернете. Провести эксперименты.
  4. Проанализировать полученные данные.
  5. Написать рассказ на языке индейцев.
  6. Оформить результаты в виде книги «Язык индейцев».
  7. Рассказать ребятам класса.

Прочитав энциклопедию Кирилла и Мефодия, я узнал следующее. Язык – это система знаков, являющаяся основным средством общения. Система знаков, закрепляющая язык – это письменность. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Индейцы – общее название коренного населения Америки. Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба) конца 15 века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

Впервые человек появился на Американском континенте 25-29 тыс. лет назад.

Первые племена индейцев появились примерно 20 тыс. лет назад.

Для передачи сообщений индейцы использовали деревянные барабаны-тамтамы. Ударяя по ним, то быстрее, то медленнее, с разной силой индейцы быстро передавали сообщения на большие расстояния. Были у индейцев и водяные барабаны.

Индейцы владели языком свиста , который до сих пор распространен среди жителей одного из Канарских островов. Они говорили губами, передавая важную информацию на расстоянии до тысячи метров. Индейцы заблаговременно «высвистывали» опасность, а в мирное время извещали о начале празднеств и о других событиях.
Звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная –
световая. Первым средством световой сигнализации были костры. Мореплаватели даже назвали один из островов «Огненной Землей», т.к. с моря он походил на огненную землю.

В каждом племени существовал свой тайный «дымовой» язык» , освоить который было совсем непросто. Чтобы заставить костер «заговорить», нужно было придать клубам дыма необходимые цвет и насыщенность. Сухие дрова и трава давали белый и легкий дым. Сырые сучья, кости животных, и некоторые минералы вносили определенный оттенок. Кроме того, учитывалось место, где появлялся дым (опушка леса, вершина горы...), время его появления, густота, количество разложенных костров. При помощи дыма индейцы могли не только предупредить своих соплеменников о грозящей опасности, но и рассказать, по каким тропам движется неприятель, о его численности и даже договориться о совместных военных действиях.

Огнями для сигнализации индейцы пользовались так: дымовыми – днем и световыми – ночью.

Дымовые сигналы. Три больших клуба дыма, выпущенные в медленной последовательности, обозначают «продолжайте». Ряд небольших клубов обозначает «Сбор, сюда». Беспрерывный столб дыма обозначает «Стой». Большие и малые клубы дыма, попеременно, обозначают «Опасность». Три костра – сигнал бедствия, два – «я заблудился».

Советы от индейцев. Чтобы подать дымовой сигнал, разложите обыкновенный костер и, когда он разгорится, накройте его свежими листьями, травой или сырым сеном, и он задымит. Накройте костер влажной тканью, затем снимите ее, чтобы поднялся клуб дыма, затем снова закройте и т.д. Величина клуба будет зависеть от промежутка времени, в течение которого костер оставался непокрытым. Для малых клубов костер держите открытым, пока вы считаете: раз! два! затем накройте его и сосчитайте до восьми, затем повторите то же.

Длинные и короткие вспышки ночью обозначают то же, что и малые клубы дыма днем. Для этого разводят костер из больших палок и хвороста и дают ему разгореться как можно ярче, его прикрывают зеленой травой, зелеными ветками с листвой, мокрыми листьями или дерном. От этого получается густой столб дыма. Два человека держат перед костром растянутое полотно так, чтобы оно являлось ширмою между костром, и теми, кому сигнализируют; таким образом, эти последние увидят пламя только тогда, когда вам это нужно. Затем вы опускаете полотно и считаете: раз! два! для короткой вспышки и до шести – для длинной, и снова закройте огонь и считайте до четырех.

Один из вождей дымом из трубки мира собрал на берегу реки воинов из многих индейских племен. И, рассерженный их бесконечными войнами, сказал им: «Я устал от ваших распрей...»

«Погрузитесь в эту реку, Тростников для них нарвите,

Смойте краски боевые, Ярко перьями украсьте,

Смойте с пальцев пятна крови, Закурите трубку Мира

Закопайте в землю луки,

И живите впредь как братья…»

Трубки сделайте из камня, –

Я провел эксперимент «Передача сообщений с помощью огня и дыма на открытой местности». Для этого:

  1. Разжег костер по типу шалашика.
  2. В разгоревшийся костер положил влажную траву, покрытую снегом. Снег под воздействием огня быстро растаял, и трава сгорела, дав небольшое количество дыма.
  3. Снова дождался, пока разгорится костер, и положил в него капустные листья и корки мандаринов. Появился густой дым, он шел столбом величиной 1м. 50 см. в течение 10 минут. Затем его плотность уменьшилась, и он стал клониться к земле. В этот день была ветреная погода. Думаю, что дым не шел вверх из-за ветра.
  4. Я замерил расстояние, на котором видно пламя костра и дым. Составил сравнительную таблицу.

Костер хорошо разгоревшийся, высокий

Костер затухающий

огонь

1)Огонь направлен вверх. Измерить высоту не удалось (опасно).

1) Огонь невысокий (до 20 см.), распространяется вширь по костровищу. Ширину измерить не удалось – опасно.

2)Виден на расстоянии до 85 шагов (33 м. 78 см.).

дым

1) Поднимается вверх на 1м. 50 см., а затем стелется по земле из-за ветра.

2) Виден на расстоянии более 100 шагов (46 м. 80 см.).

1) Стелется по земле из-за ветра.

2) Виден на расстоянии 65 шагов (26 м. 42 см.).

У меня не получилось изменить цвет дыма и пламени. За помощью я обратился к учителю химии нашей школы, Людмиле Александровне Змеевой. Она показала мне опыт «Химический светофор». Для проведения опыта потребовалась спиртовка, спирт, спички, химические вещества: ионы лития, ионы натрия (поваренная соль), ионы бария. Детям воспроизводить такой опыт не рекомендуется. Опасно!

Ход работы:

  1. Осторожно налить спирт в спиртовку.
  2. Закрыть крышкой, чтобы фитиль пропитался.
  3. Поджечь фитиль. Подождать, когда огонь разгорится.
  4. Обмакиваем палочку в ионы лития, подносим ее к пламени, получаем огонь красного цвета.
  5. Посыпаем на пламя ионы натрия (поваренную соль), получаем огонь желтого цвета.
  6. Посыпаем пламя ионами бария, получаем огонь зеленого цвета.

Проведя анализ полученных данных, я понял, что такое средство передачи информации, как огонь и дым, требует большой подготовки и особых условий. Это затрудняет использований языка дыма и огня в повседневных условиях, поэтому, я думаю, индейцы стали использовать другие способы общения и передачи информации.

Язык жестов. Известие, которое индеец хотел сообщить члену иного племени, передавалось с помощью жестов одной или обеих рук. Договоры между отдельными племенами, представители которых не понимали друг друга, заключались посредством языка жестов. Приведем примеры:

1) Шатер (дом индейца) – перекрещивание указательных пальцев.

2) Мир – хлопок ладошкой об ладошку соперника.

3) Поднять руку вверх: «внимание!».

4) Опустить поднятую руку в каком-нибудь направлении: «идти шагом в эту сторону».

5) Опустить поднятую руку два раза: «бежать в эту сторону».

6) Опустить вниз протянутую руку: «стой!».

7) Размахивание поднятой рукой вправо и влево: «развернитесь!»,

рассыпаться в стороны!».

8) Кружить рукой над головой:

«сбор», «соберитесь ко мне».

9) Махнуть рукой вниз, к земле: «ложитесь», «стройтесь».

Я провел эксперимент «Передача сообщений с помощью жестов». Для этого вышел с мамой на открытую местность (дорога у дома). Мама передавала мне сигналы с помощью жестов, я их повторял, если видел. Затем мы измеряли расстояние, на котором жесты были отчетливо различимы. Данные занес в таблицу.

Жест

Кол-во шагов

Перевод в метры/см

Шатер

19 м. 19 см.

Мир

33 м. 78 см.

Внимание

163 м. 80 см.

Идти в ту сторону

140 м. 40 см.

Бежать в ту сторону

135 м. 72 см.

Стой

140 м. 40 см.

Развернитесь

149 м. 76 см.

Сбор

140 м. 40 см.

Ложитесь

163 м. 80 см.

Вывод. Если передавать информацию только с помощью жестов, это будет невозможно, если собеседник будет в другом городе или находиться в лесу. А как сохранять такую информацию? Следовательно, в этих случаях необходим другой способ передачи и получения информации.

Индейцы стали использовать предметы. У каждого предмета было свое четкое значение – появилось предметное письмо. Письмо из предметов нужно было передавать из рук у руки или хотя бы кинуть другому человеку. До наших дней у индейцев есть предметы с определенным значением: пика, стрела, томагавк – война; трубка, табак, зеленая ветвь – мир.

Передавали сообщение индейцы с помощью вампумов .

Это веревочки с нанизанными на них раковинами, костяными или каменными бусинками. Из них делали широкие пояса, которые были украшением одежды, они служили валютой, с помощью них оформлялись договоры между белыми и индейцами, а главное – с их помощью передавались разные важные сообщения. Доставляли вампумы обычно особые гонцы вампумоносцы. Простейшими условными символами на них обозначались и наиболее важные события из истории племени.

Примерно к VII веку н.э. индейцы начали применять «узелковое письмо» – кипу , представляющее собой несколько связанных между собой шерстяных или хлопчатобумажных ниток. Знаками на этих нитях служили узлы иногда с вплетенными в них камнями или цветными ракушками. К главной шерстяной или хлопчатобумажной веревке, которая могла быть заменена толстой палкой, подвешивались более тонкие шнурки. Они различались между собой по цвету и длине и завязывались в простые и сложные узлы. Цвет шнурков, их толщина и длина, количество узелков – все это имело свое значение. С помощью кипу инки сохраняли важную информацию и передавали сведения о размере военной добычи и числе пленных, о собранных налогах и об урожае кукурузы и картофеля.

Узелковое письмо позволяло передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое другое. Были кипу, которые представляли поэмы, песни, истории. Индейцы использовали три типа узелков, каждый из которых обозначал какое-либо число. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счётов, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Всего индейцы использовали 13 цветов. Эти знания всегда были тайными. Расшифровывали информацию специальные толкователи – кипу-камайокуны.

В одном из храмов было найден кипу, весившее шесть (!!!) килограмм. Если это условно перевести на обычную бумажную систему хранения информации, то это будет огромные многотомные энциклопедии. Существуют такие кипу:

1. Учебные кипу – азбука для младших детей, оно выполнено в виде украшения носимого маленькими детьми на руках, и использовавшиеся в качестве песенок-считалочек.

2. Школьное и королевское слоговое кипу – для учащихся детей знати в школах. Уклон на философию, теологию, специфическую нелинейную математику (аналогов в Старом свете не имеет, не подчинялась стандартной логике). Вычисления священных чисел с помощью мифов, легенд, абстрактных конструкций.

3. Похоронное ритуальное кипу – для погребений. В виде молитв. Главное отличие – со шнура свисали деревянные разрисованные дощечки.

4. Астрономические-календарные кипу. Учет времени по календарю. Учёт лунных, солнечных затмений, фаз луны, появления звёзд и тёмных участков неба (андских «созвездий»), зениты солнца, солнцестояния.

5. Математические числовые позиционные счётные кипу. Для самых сложных вычислений мудрецами-математиками. Подсобный необходимый инструмент – калькулятор Юпана.

6. Кипу для повседневного счёта. Упрощенная разновидность предыдущей. Использовались пастухами и т.п. для ведения учета доступного пространственному осмотру единиц учета (ламы, скот).

7. Кипу географические – на основе направлений-линий вроде системы географических координат. Тесно связано с астрономическими наблюдениями и измерениями времени.

Узелковое письмо очень сложное, похоже на современный язык компьютеров.

Предложить детям «написать» письмо другу из цветных нитей.

Написать на доске значение цветов:

  1. красный – война, воины, кровь;
  2. белый – мир, здоровье, серебро;
  3. черный – смерть, болезнь;
  4. зеленый – урожай, зерно, хлеб;
  5. желтый – солнце, золото;
  6. синий – море, вода;
  7. коричневый – картофель;
  8. сиреневый – угроза, опасность;
  9. розовый – удовольствие, дружелюбие;
  10. оранжевый – энергия, здоровье;
  11. голубой – задумчивость, печаль, размышления; ветер;
  12. серый –

Индейцы могли читать следы на тропе. Индеец «читает» по приметам, т.е. замечает характерные подробности, например: следы, обломанные ветки, смятая трава, остатки пищи, капли крови, волоски и т.п., иными словами – все, что может послужить, так или иначе, ключом для получения тех сведений, которых индеец добивается. Мелкие «приметы» помогут выследить медведей (свежая царапина на коре дерева, сделанная, очевидно, медвежьим когтем, или только один черный волосок, приставший к коре, видимо, здесь медведь терся о дерево).

Индеец сразу, по одному взгляду, может определить, с какой скоростью шел или бежал человек, оставивший следы.

Идущий оставляет след, почти равномерно отпечатанный, вся плоскость ноги сразу прикасается к земле, и шаг почти всегда около двух футов (60 см) в длину. При беге песок глубже вдавливается, немного грязи подбрасывается, и шаг длиннее. Иногда люди, желающие обмануть преследователей, ходят задом, но шаг при этом бывает значительно короче, носок более обращен внутрь, и пятки более вдавлены.

У животных, если они быстро движутся, пальцы вдавлены в землю сильнее, они подбрасывают грязь, их шаг больше, когда они движутся медленнее. На шагу лошадь оставляет две пары отпечатков копыт – левая задняя нога немного впереди левой передней, точно также, правая передняя – как раз позади правой задней. На рыси след такой же, но расстояние между ногами (передними и задними) больше. Задние ноги оставляют более длинный и узкий след, чем передние.

У животных с длинными ногами одинаковой длины задняя лапа обычно попадает точно в след передней лапы. Например, у кошки, рыси, волка и лисы. Собаки же ходят менее осторожно и оставляют зигзагообразный след. Копытные животные тоже оставляют зигзагообразные следы.

Зайцы и белки ставят задние ноги перед передними. Их следы очень похожи; разница только в том, что заяц ставит передние лапы одну за другой, а белка рядом.

Толстые неуклюжие животные, как бобры и барсуки, ходят медленно. Обычно их следы повернуты внутрь. Все четыре лапы оставляют отдельный след. Иногда они начинают скакать короткими прыжками, оставляя двойные следы.

Тонкие коротконогие животные, как выдра или куница, передвигаются прыжками. Задние ноги они ставят сразу же за передними, выбрасывая передние далеко вперед.

Зная эти особенности, индейцы научились такой хитрости. Когда

хотят разведать неприятельский лагерь: они покрываются волчьей шкурой и бродят ночью на четвереньках вокруг лагеря, подражая при этом вою волков.

Чтение по следам, я думаю, натолкнуло индейцев на такой способ передачи, получения и хранения информации, как пиктограмма.

Индейцы стали использовать рисунчатое письмо . Женщины и девочки рисовали на шкурах бизонов военную историю племени. Но рисунки больше походили на буквы. Этими шкурами потом закрывали вход в жилище.

Одежда. Узоры на национальной одежде индейцев имеют свой загадочный смысл, рисунки на них похожи на иероглифы.

Рисовали индейцы и на посуде круги, треугольники, животных и птиц красной и черной краской.

Сохранились надписи на кусках ткани, коре деревьев.

Рисунки на каменных глыбах-стелах.

Существуют несколько типов надписей:

  • спирали, бороздки и закругленные линии;
  • таинственные надписи с параллельными горизонтальными линиями, пересеченными вертикалями, полуспирали и крестики;
  • иероглифы;

Одним из чудес являются огромные рисунки на плато Наска. Песчаная равнина Наска имеет длину 60 км. Ученые считают, что знаки на плато Наска нанесены индейцами, жившими 1100 – 1700 лет назад. Исследователи считают, что знаки Наски – крупнейшая в мире книга, содержащая календарь, чтобы следить за сменой лет и времен года. Одна из линий точно указывает на место захода в день летнего солнцестояния.

Загадочные рисунки были обнаружены в XX столетии благодаря авиации.

Загадочные изображения на плато Наска можно разделить на три категории. Во-первых, это линии, которые, словно по линейке, прочерчивают поверхность равнины из конца в конец. Ко второй категории изображений можно отнести различные геометрические фигуры. Это прямоугольники, трапеции, спирали. Это длинные светлые ленты, боковые стороны которых расходятся под небольшим углом. Такие фигуры внешне очень напоминают взлетные полосы. Третья категория – это рисунки растений, животных, птиц, людей. Каждый рисунок выполнен одной непрерывной линией. Сделав множество поворотов, она заканчивается там же, где началась.

Ученые разделил все фигуры на отдельные части, проанализировал их и выяснили, что геометрические знаки и фигуры – система письменности с гигантскими и маленькими буквами.

В древние времена нанесение больших рисунков на земной поверхности практиковалось во многих уголках планеты. Вид и форма рисунков были всюду разные.

Много языков существовало у индейцев, но не было своей письменности.

Вождь племени чероки Секвойя (Джордж Гесс) из Северной Америки в создал слоговую .

Существовали межплеменные языки, например, торговый язык чикасавов – « мобиле ». Сейчас количество известных языков индейцев достигает 200.

Языки индейских племен обогатили наш словарь множеством выражений и слов: томагавк, вигвам, каучук, шоколад, томат, «язык жестов», «трубка мира».

У индейцев существует легенда о происхождении шоколадного напитка.

Однажды жил на свете талантливый садовник, по имени Кецаткоатль. У него был чудесный фруктовый сад, в котором, помимо прочих, росло одно неприметное дерево с горьковатыми плодами, похожими внешне на огурцы. Кецаткоатль не знал, что с ними делать и однажды придумал сделать из бобов порошок и сварить его в воде. Получилось питье, веселящее душу и дающее силу, которое изобретатель назвал «чоколатль» («латль» по-индейски – вода). Скоро вести о нем достигли соплеменников Кецаткоатля, которым полюбились свойства напитка. В итоге «чоколатль» начали ценить превыше золота.

Инженика – низкостелющийся кустарник типа медвежей ягоды, которым поросли все берега реки Инженика. Клубника, ежевика, брусника и т.д. звучат очень схоже.

Москва – это индейское слово, означающее черный медведь.

Надина река от индейского слова, означающего бревно, брошенное через реку, чтобы служить в качестве мостика.

Томат – «томатль» – по-индейски – «большая ягода».

Мои выводы.

Вывод 1. Изучая речь индейцев, я понял, что, хотя индейцы живут в другой стране и говорят на непонятном для меня языке, в нашей речи много общих слов.

Многие народы используют узелковое письмо. Например, чтобы не забыть что-то, завязывают узелок на носовом платке.

Охотники и рыболовы используют язык свиста и световую сигнализацию.

У моряков есть жестовое общение – семафорная азбука.

Предметное письмо сейчас – это, например, вынос хлеба и соли при приеме гостей. Это символ того, что гостю рады.

Вампумы стали использовать как украшения. Женщины носят бусы и пояса. Девочки из бисера плетут фенечки.

Современные ребусы строятся на основе пиктографического письма.

Каменные стелы возводят и сейчас, как памятники, на которых написана информация о памятных событиях прошлого. Например, в Парке победы в Москве я видел стелу в честь победы русских воинов. Современные информационные блоки, как например, в Санкт-Петербурге, содержат информацию о месте, где ты находишься, пути прохода к метро или той или иной улице.

Вывод 2. Индейцы – древний народ, их речь появилась очень давно, Сначала устная, затем в рисунках и пиктограммах (5-6 тысяч лет назад), а потом – письменная (3 тысячи лет назад).

Вывод 3. 3. Индейцы не только воины. В зависимости от природных условий их образ жизни был весьма различен: кто-то был охотником, рыболовом, земледельцем, а кто-то – собирателем ракушек и драгоценных камней, растений.

В речи индейцев небольшое количество слов связано с военными действиями.

Проведя исследования, я понял, что индейцы – очень дружелюбный народ, любящий свою родину, почитающий своих предков. Поэтому кроме текстов о войне у индейцев встречаются исторические и поэтические.

Когда индеец заканчивает свою речь, он произносит «хау» – «я все сказал». Вот и я могу произнести «хау».

Источники информации

  1. Для подготовки данной работы были использованы фотоматериалы Абраменко Светланы, подруги мамы, живущей в Америке.
  2. Книги:
  • Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, Т.46. «Терра»,1992
  • Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ/ Под ред. В. Иген и Н. Чемпиона; Пер. с англ. А.А. Бряндинской. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 160 с., ил. С. 84 – 85.
  • Джон Мэнчип Уайт. Индейцы Северной Америки. М.: Центрполиграф, 2006.
  • Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва, «Педагогика-пресс», 1997, с. 314, 353.
  • Искусство скаута-разведчика. Руководство по скаутингу, переработанное И.Н. Жуковым. Издание Т-ва В.А. Березовского. 1918.
  • Скромницкий А. Краткие сведения о кипу – письменности Инков в Тавантинсуйу: новый подход к решению проблем расшифровки.
  • Универсальная школьная энциклопедия. Т.1. А-Л/ред.группа: М. Аксенова, Е. Журавлева, Д. Володихин, С. Алексеев. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 528 с.; ил. – С. 380.
  • Франклин Фолсом. Книга о языке. М.: Прогресс, 1974.
  • Цивилизации древнего мира. Детская энциклопедия. – М.: «Махаон», 2006. – С. 92 – 111.
  • Шпаковский В.О. Индейцы. – СПб.: «БКК», 2007. – 96 с., ил.
  • Шустова И.Б. Покахонтас. По мотивам американского фольклора. Издательский дом «РОСМЭН», Москва, 1996.
  • Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 4-е изд., испр./ Ред. Коллегия: М. Аксенова, Л. Петрановская и др. – М.: Аванта, 2005. – 704 с.: ил. С. 20, 541 – 543.

7. Опыты и эксперименты:

  • «Передача сообщений с помощью огня и дыма».
  • «Передача сообщений с помощью жестов».
  • «Химический светофор».

8. Изготовление вампума и кипу.

9. Написание пиктограмм.

10. Просмотр видеоматериалов из коллекции Н.Н. Новиченкова: «Чингачкук Большой Змей», «Сыновья Большой Медведицы», «След сокола», «Оцеола», «Дикий Запад».

11. Просмотр документальных фильмов «Открывая Перу».

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14-16 тысяч лет назад В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. . По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».