Сложные варианты егэ по химии. Егэ по химии

Однако её часто выбирают для себя ученики, желающие поступить в вузы соответствующей направленности. Данное тестирование необходимо тем, кто хочет изучать в дальнейшем химию, химическую технологию и медицину, или будет специализироваться на биотехнологии. Неудобно то, что дата экзамена совпадает с экзаменацией по истории и литературе.

Однако данные предметы редко сдают вместе – они слишком отличаются по направленности, чтобы вузы требовали предоставить результаты ЕГЭ в таком наборе. Данный экзамен довольно сложен – процент тех, кто не справляется с ним, колеблется от 6 до 11%, а средний тестовый балл составляет около 57. Всё это не способствует популярности данного предмета – химия занимает лишь седьмое место в рейтинге популярности у выпускников прошлых лет.

ЕГЭ по химии важно для будущих медиков, химиков и биотехнологов

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2016

Даты ЕГЭ по химии

Досрочный период

  • 2 апреля 2016 г. (сб) - Основной экзамен
  • 21 апреля 2016 г. (чт) - Резерв

Основной этап

  • 20 июня 2016 г. (пн) - Основной экзамен
  • 22 июня 2016 г. (ср) - Резерв

Изменения в ЕГЭ-2016

В отличие от прошлого года, в экзаменации по данной дисциплине появились некоторые инновации общего характера. В частности, сократилось количество тестов, которые придется решать на базовом уровне (с 28 до 26), а максимальное количество первичных баллов по химии теперь составляет 64. Что касается конкретных особенностей экзамена 2016 года, то часть заданий претерпела изменения в формате ответа, который должен дать ученик.

  • В задании №6 необходимо продемонстрировать, знаете ли вы классификацию неорганических соединений, и выбрать 3 ответа из 6 предложенных в тесте вариантов;
  • Тесты под номерами 11 и 18 призваны выявить, знает ли ученик генетические связи между органическими и неорганическими соединениями. Правильный ответ предполагает выбор 2 вариантов из 5 указанных формулировок;
  • Тесты №24, 25 и 26 предполагают ответ в виде числа, которое нужно определить самостоятельно, в то время как еще год назад школьники имели возможность выбрать ответ из предложенных вариантов;
  • В номерах 34 и 35 школьники должны не просто выбрать ответы, а установить соответствие. Эти задания относятся к теме «Химические свойства углеводородов».

В 2016 году экзамен по химии включает в себя 40 заданий

Общие сведения

ЕГЭ по химии будет длиться 210 минут (3.5 часа). Экзаменационный билет включает в себя 40 заданий, которые подразделяются на три категории:

  1. А1–А26 – относятся к заданиям, позволяющим оценить базовую подготовку выпускников. Правильный ответ на данные тесты дает возможность набрать 1 первичный балл. На выполнение каждого задания следует тратить 1-4 минуты;
  2. В1–В9 – это тесты с повышенным уровнем сложности, они потребуют от школьников краткой формулировки правильно ответа и в сумме дадут возможность набрать 18 первичных баллов. На выполнение каждого задания отведено 5-7 минут;
  3. С1–С5 – относятся к категории заданий повышенной сложности. В данном случае от учащегося требуется сформулировать развернутый ответ. Суммарно за них можно получить еще 20 первичных баллов. Каждому заданию можно уделить до 10 минут.

Минимальный балл по данному предмету должен составлять не менее 14 первичных баллов (36 тестовых баллов).

Как подготовиться к экзамену?

Чтобы сдать общегосударственный экзамен по химии, вы можете скачать и заранее проработать демо-версии экзаменационных задний. Предложенные материалы дают представление о том, с чем вам придется столкнуться на ЕГЭ в 2016 году. Планомерная работа с тестами позволит проанализировать пробелы в знаниях. Тренировка на демо-версии позволяет ученикам быстрее сориентироваться при прохождении реальной экзаменации – вы не тратите время на то, чтобы успокоиться, сосредоточиться и понять формулировки вопросов.


Химия - необязательный экзамен, который выбирают выпускники при поступлении в высшие учебные заведения на соответствующие специальности. Из десяти школьников один сдает именно этот предмет по желанию.

На тестирование школьникам выделено три часа. За это время им предстоит разобраться с 40 заданиями. Их традиционно делят на две части: в первой насчитывается 35 вопросов, во второй - еще 5.

Все задачи делят на три уровня сложности:

  • А - простые вопросы: выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  • В - повышенный уровень сложности. Это задания, на которые ученик самостоятельно формирует короткий ответ;
  • С - самые сложные задачи, предполагающие развернутые объяснения по теме.

Простейшие вопросы дают выпускнику по одному баллу, если он правильно на них отвечает. За задания типа В дают уже по 1 либо 2 балла, в зависимости от их сложности, а максимум, который можно набрать - 18. Сложнейшие задания оцениваются в 3-4 балла.

Новшества 2016 года

ЕГЭ по химии считается сложным экзаменом. Но в ФИПИ решили, что можно еще немного усложнить жизнь выпускникам. Поэтому в 2016 году количество простейших вопросов уменьшилось: их стало 26 против 28.

Для подготовки 11-классников к проверке знаний ФИПИ предлагает свежие демонстрационные материалы. Они наглядно демонстрируют структуру предстоящего ЕГЭ по химии. Также стоит попытать свои знания в бесплатных тестах. Они основаны на данных прошлых лет. Для благополучного прохождения ЕГЭ не стоит забывать и об учебниках, так как тесты поднимают не все темы, которые включены в экзамен.

Минимальный проходной балл

В 2016 году минимальный проходной балл ЕГЭ по химии составит 64 балла. С этим показателем можно поступить в вуз.

За 2-3 месяца невозможно выучить (повторить, подтянуть) такую сложную дисциплину, как химия.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 г. по химии нет.

Не откладывайте подготовку на потом.

  1. Приступив к разбору заданий сначала изучите теорию . Теория на сайте представлена для каждого задания в виде рекомендаций, что необходимо знать при выполнении задания. направит в изучении основных тем и определяет какие знания и умения потребуются при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Для успешной сдачи ЕГЭ по химии – теория важнее всего.
  2. Теорию нужно подкреплять практикой , постоянно решая задания. Так как большинство ошибок из-за того, что неправильно прочитал упражнение, не понял, что требуют в задаче. Чем чаще ты будешь решать тематические тесты, тем быстрее поймёшь структуру экзамена. Тренировочные задания разработанные на основе демоверсии от ФИПИ дают такую возможность решать и узнавать ответы. Но не спешите подглядывать. Сначала решите самостоятельно и посмотрите, сколько баллов набрали.

Баллы за каждое задание по химии

  • 1 балл - за 1-6, 11-15, 19-21, 26-28 задания.
  • 2 балла - 7-10, 16-18, 22-25, 30, 31.
  • З балла - 35.
  • 4 балла - 32, 34.
  • 5 баллов - 33.

Всего: 60 баллов.

Структура экзаменационной работы состоит из двух блоков:

  1. Вопросы, предполагающие краткий ответ (в виде цифры или слова) – задания 1-29.
  2. Задачи с развернутыми ответами – задания 30-35.

На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3,5 часа (210 минут).

На экзамене будет три шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это 70% информации, которая поможет успешно сдать экзамен по химии. Остальные 30% - умение пользоваться представленными шпаргалками.

  • Если хочешь получить больше 90 баллов, нужно тратить на химию очень много времени.
  • Чтобы сдать успешно ЕГЭ по химии, нужно много решать: , тренировочных заданий, даже если они покажутся легкими и однотипными.
  • Правильно распределять свои силы и не забывать об отдыхе.

Дерзайте, старайтесь и всё у вас получится!

Задание №1

Возбужденному состоянию атома соответствует электронная конфигурация.

  • 1. 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1
  • 2. 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6
  • 3. 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 3p 2
  • 4. 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 1 4s 2

Ответ: 3

Пояснение:

Энергия 3s-подуровня ниже энергии 3p-подуровня, однако 3s-подуровень, на котором должно находиться 2 электрона, заполнен не полностью. Следовательно, такая электронная конфигурация соответствует возбужденному состоянию атома (алюминия).

Четвертый вариант не является ответом в связи с тем, что, хотя 3d-уровень и не заполнен, но его энергия выше 4s-подуровня, т.е. в данном случает он заполняется последним.

Задание №2

В каком ряду химические элементы расположены в порядке уменьшения их атомного радиуса?

  • 1. Rb → K → Na
  • 2. Mg → Ca → Sr
  • 3. Si → Al → Mg
  • 4. In → B → Al

Ответ: 1

Пояснение:

Атомный радиус элементов уменьшается при уменьшении числа электронных оболочек (число электронных оболочек соответствует номеру периода Периодической системы химических элементов) и при переходе к неметаллам (т.е. при увеличении числа электронов на внешнем уровне). Следовательно, в таблице химических элементов атомный радиус элементов уменьшается снизу вверх и слева направо.

Задание №3

Между атомами с одинаковой относительной электроотрицательностью образуется химическая связь

2) ковалентная полярная

3) ковалентная неполярная

4) водородная

Ответ: 3

Пояснение:

Между атомами с одинаковой относительной электроотрицательностью образуется ковалентная неполярная связь, так как не происходит смещение электронной плотности.

Задание №4

Степени окисления серы и азота в (NH 4) 2 SO 3 соответственно равны

  • 1. +4 и -3
  • 2. -2 и +5
  • 3. +6 и +3
  • 4. -2 и +4

Ответ: 1

Пояснение:

(NH 4) 2 SO 3 (сульфит аммония) – соль, образованная сернистой кислотой и аммиаком, следовательно, степени окисления серы и азота равны +4 и -3 соответственно (степень окисления серы в сернистой кислоте +4, степень окисления азота в аммиаке -3).

Задание №5

Атомную кристаллическую решетку имеет

1) белый фосфор

3) кремний

4) сера ромбическая

Ответ: 3

Пояснение:

Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решетку, формула молекулы белого фосфора – P 4 .

Обе аллотропные модификации серы (ромбическая и моноклинная) имеют молекулярные кристаллические решетки, в узлах которых находятся циклические коронообразные молекулы S 8 .

Свинец является металлом и имеет металлическую кристаллическую решетку.

Кремний имеет кристаллическую решетку типа алмаза, однако ввиду большей длины связи Si-Si по сравнению C-C уступает алмазу по твердости.

Задание №6

Среди перечисленных веществ выберите три вещества, которые относятся к амфотерным гидроксидам.

  • 1. Sr(OH) 2
  • 2. Fe(OH) 3
  • 3. Al(OH) 2 Br
  • 4. Be(OH) 2
  • 5. Zn(OH) 2
  • 6. Mg(OH) 2

Ответ: 245

Пояснение:

К амфотерным металлам относятся Be, Zn, Al (можно запомнить «БеЗнАл»), а также Fe III и Cr III . Следовательно, из предложенных вариантов ответов к амфотерным гидроксидам относятся Be(OH) 2 , Zn(OH) 2 , Fe(OH) 3 .

Соединение Al(OH) 2 Br является основной солью.

Задание №7

Верны ли следующие суждения о свойствах азота?

А. При обычных условиях азот реагирует с серебром.

Б. Азот при обычных условиях в отсутствие катализатора не реагирует с водородом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Ответ: 2

Пояснение:

Азот является весьма инертным газом и с металлами, кроме лития, при обычных условиях не реагирует.

Взаимодействие азота с водородом относится к промышленному получению аммиака. Процесс является экзотермическим обратимым и протекает только в присутствии катализаторов.

Задание №8

Оксид углерода (IV) реагирует с каждым из двух веществ:

1) кислородом и водой

2) водой и оксидом кальция

3) сульфатом калия и гидроксидом натрия

4) оксидом кремния (IV) и водородом

Ответ: 2

Пояснение:

Оксид углерода (IV) (углекислый газ) является кислотным оксидом, следовательно, взаимодействует с водой с образованием неустойчивой угольной кислоты, щелочами и оксидами щелочных и щелочноземельных металлов с образованием солей:

CO 2 + H 2 O ↔ H 2 CO 3

CO 2 + CaO → CaCO 3

Задание №9

С раствором гидроксида натрия реагирует каждое из двух веществ:

  • 1. KOH CO 2
  • 2. KCl и SO 3
  • 3. H 2 O и P 2 O 5
  • 4. SO 2 и Al(OH) 3

Ответ: 4

Пояснение:

NaOH является щелочью (обладает основными свойствами), следовательно, возможно взаимодействие с кислотным оксидом − SO 2 и гидроксидом амфотерного металла − Al(OH) 3:

2NaOH + SO 2 → Na 2 SO 3 + H 2 O или NaOH + SO 2 → NaHSO 3

NaOH + Al(OH) 3 → Na

Задание №10

Карбонат кальция взаимодействует с раствором

1) гидроксида натрия

2) хлороводорода

3) хлорида бария

4) аммиака

Ответ: 2

Пояснение:

Карбонат кальция – не растворимая в воде соль, следовательно, не взаимодействует с солями и основаниями. Карбонат кальция растворяется в сильных кислотах с образованием солей и выделением углекислого газа:

CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

Задание №11

В схеме превращений

1) оксид железа (II)

2) гидроксид железа (III)

3) гидроксид железа (II)

4) хлорид железа (II)

5) хлорид железа (III)

Ответ: X-5; Y-2

Пояснение:

Хлор является сильным окислителем (окислительная способность галогенов увеличивает от I 2 к F 2), окисляет железо до Fe +3:

2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3

Хлорид железа (III) является растворимой солью и вступает в обменные реакции с щелочами с образованием осадка – гидроксида железа (III):

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + NaCl

Задание №12

Гомологами являются

1) глицерин и этиленгликоль

2) метанол и бутанол-1

3) пропин и этилен

4) пропанон и пропаналь

Ответ: 2

Пояснение:

Гомологи – вещества, принадлежащие одному классу органических соединений и отличающиеся на одну или несколько CH 2 -групп.

Глицерин и этиленгликоль являются трехатомным и двухатомным спиртами соответственно, отличаются количеством атомов кислорода, поэтому не являются ни изомерами, ни гомологами.

Метанол и бутанол-1 являются первичными спиртами с неразветвленным скелетом, отличаются на две CH 2 -группы, следовательно, являются гомолоами.

Пропин и этилен относятся к классам алкинов и алкенов соответственно, содержат разное количество атомов углерода и водорода, следовательно, не являются между собой ни гомологами, ни изомерами.

Пропанон и пропаналь принадлежат к разным классам органических соединений, но содержат по 3 атома углерода, 6 атомов водорода и по 1 атому кислорода, следовательно, являются изомерами по функциональной группе.

Задание №13

Для бутена-2 невозможна реакция

1) дегидратации

2) полимеризации

3) галогенирования

4) гидрирования

Ответ: 1

Пояснение:

Бутен-2 относится к классу алкенов, вступает в реакции присоединения с галогенами, галогеноводородами, водой и водородом. Кроме того, непредельные углеводороды полимеризуются.

Реакция дегидратации – это реакция, протекающая с отщеплением молекулы воды. Поскольку бутен-2 является углеводородом, т.е. не содержит гетероатомов, отщепление воды невозможно.

Задание №14

Фенол не взаимодействует с

1) азотной кислотой

2) гидроксидом натрия

3) бромной водой

Ответ: 4

Пояснение:

С фенолом в реакции электрофильного замещения по бензольному кольцу вступают азотная кислота и бромная вода, в результате чего образуются нитрофенол и бромфенол соответственно.

Фенол, обладающий слабыми кислотными свойствами, вступает в реакции со щелочами с образованием фенолятов. В данном случает образуется фенолят натрия.

Алканы с фенолом не реагируют.

Задание №15

Метиловый эфир уксусной кислоты вступает в реакцию с

  • 1. NaCl
  • 2. Br 2 (р-р)
  • 3. Cu(OH) 2
  • 4. NaOH(р-р)

Ответ: 4

Пояснение:

Метиловый эфир уксусной кислоты (метилацетат) принадлежит к классу сложных эфиров, подвергается кислотному и щелочному гидролизу. В условиях кислотного гидролиза метилацетат превращается в уксусную кислоту и метанол, в условиях щелочного гидролиза с гидроксидом натрия – ацетат натрия и метанол.

Задание №16

Бутен-2 можно получить дегидратацией

1) бутанона

2) бутанола-1

3) бутанола-2

4) бутаналя

Ответ: 3

Пояснение:

Одним из способов получения алкенов является реакция внутримолекулярной дегидратации первичных и вторичных спиртов, протекающая в присутствии безводной серной кислоты и при температуре выше 140 o C. Отщепление молекулы воды от молекулы спирта протекает по правилу Зайцева: атом водорода и гидроксильная группа отщепляются от соседних атомов углерода, причем водород отщепляется от того атома углерода, при котором находится наименьшее число атомов водорода. Таким образом, внутримолекулярная дегидратация первичного спирта − бутанола-1 приводит к образованию бутена-1, внутримолекулярная дегидратация вторичного спирта – бутанола-2 к образованию бутена-2.

Задание №17

Метиламин может реагировать со (с)

1) щелочами и спиртами

2) щелочами и кислотами

3) кислородом и щелочами

4) кислотами и кислородом

Ответ: 4

Пояснение:

Метиламин принадлежит к классу аминов и обладает ввиду наличия на атоме азота неподеленной электронной пары основными свойствами. Кроме того, основные свойства метиламина выражены сильнее, чем у аммиака, благодаря наличию метильной группы, обладающей положительным индуктивным эффектом. Таким образом, обладая основными свойствами, метиламин взаимодействует с кислотами с образованием солей. В атмосфере кислорода метиламин сгорает до углекислого газа, азота и воды.

Задание №18

В заданной схеме превращений

веществами X и Y соответственно являются

1) этандиол-1,2

3) ацетилен

4) диэтиловый эфир

Ответ: X-2; Y-5

Пояснение:

Бромэтан в водном растворе щелочи вступает в реакцию нуклеофильного замещения с образованием этанола:

CH 3 -CH 2 -Br + NaOH(водн.) → CH 3 -CH 2 -OH + NaBr

В условиях концентрированной серной кислоты при температуре выше 140 0 C протекает внутримолекулярная дегидратация с образованием этилена и воды:

Все алкены легко вступают в реакцию присоединяется с бромом:

CH 2 =CH 2 + Br 2 → CH 2 Br-CH 2 Br

Задание №19

К реакциям замещения относится взаимодействие

1) ацетилена и бромоводорода

2) пропана и хлора

3) этена и хлора

4) этилена и хлороводорода

Ответ: 2

Пояснение:

К реакциям присоединения относятся взаимодействие непредельных углеводородов (алкенов, алкинов, алкадиенов) с галогенами, галогеноводородами, водородом и водой. Ацетилен (этин) и этилен принадлежат классам алкинов и алкенов соответственно, следовательно, с бромоводородом, хлороводородом и хлором вступают в реакции присоединения.

В реакции замещения с галогенами на свету или при повышенной температуре вступают алканы. Реакция протекает по цепному механизму с участием свободных радикалов – частиц с одним неспаренным электроном:

Задание №20

На скорость химической реакции

HCOOCH 3(ж) + H 2 O (ж) → HCOOH (ж) + CH 3 OH (ж)

не оказывает влияния

1) повышение давления

2) повышение температуры

3) изменение концентрации HCOOCH 3

4) использование катализатора

Ответ: 1

Пояснение:

На скорость реакции оказывают влияние изменение температуры и концентраций исходных реагентов, а также использование катализатора. Согласно эмпирическому правилу Вант-Гоффа, при повышении температуры на каждые 10 градусов константа скорости гомогенной реакции увеличивается в 2-4 раза.

Использование катализатора также ускоряет реакции, при этом катализатор в состав продуктов не входит.

Исходные вещества и продукты реакции находятся в жидкой фазе, следовательно, изменение давления не сказывается на скорости данной реакции.

Задание №21

Сокращенное ионное уравнение

Fe +3 + 3OH − = Fe(OH) 3 ↓

соответствует молекулярному уравнению реакции

  • 1. FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl
  • 2. 4Fe(OH) 2 + O 2 + 2H 2 O = 4Fe(OH) 3 ↓
  • 3. FeCl 3 + 3NaHCO 3 = Fe(OH) 3 ↓ + 3CO 2 + 3NaCl
  • 4. 4Fe + 3O 2 + 6H 2 O = 4Fe(OH) 3 ↓

Ответ: 1

Пояснение:

В водном растворе на ионы диссоциируют растворимые соли, щелочи и сильные кислоты, в молекулярном виде записываются нерастворимые основания, нерастворимые соли, слабые кислоты, газы, простые вещества.

Условию растворимости солей и оснований соответствует первое уравнение, в котором соль вступает в обменную реакцию со щелочью с образованием нерастворимого основания и другой растворимой соли.

Полное ионное уравнение записывается в следующем виде:

Fe +3 + 3Cl − + 3Na + + 3OH − = Fe(OH) 3 ↓ + 3Cl − + 3Na +

Задание №22

Какой из перечисленных газов токсичен и имеет резкий запах?

1) водород

2) оксид углерода (II)

4) оксид углерода (IV)

Ответ: 3

Пояснение:

Водород и углекислый газ – нетоксичные газы без запаха. Угарный газ и хлор являются токсичными, однако в отличие от CO хлор обладает резким запахом.

Задание №23

В реакцию полимеризации вступает

Ответ: 4

Пояснение:

Все вещества из предложенных вариантов являются ароматическими углеводородами, но для ароматических систем реакции полимеризации не характерны. В молекуле стирола содержится винил-радикал, являющийся фрагментом молекулы этилена, для которого характерны реакции полимеризации. Таким образом, стирол полимеризуется с образованием полистирола.

Задание №24

К 240 г раствора с массовой долей соли 10% добавили 160 мл воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе. (Запишите число с точностью до целых.)

Массовая доля соли в растворе рассчитывается по формуле:

Исходя из этой формулы, вычислим массу соли в исходном растворе:

m(в-ва) = ω(в-ва в исх. р-ре) . m(исх. р-ра)/100% = 10% . 240 г/100% = 24 г

При добавлении воды в раствор масса полученного раствора составит 160 г + 240 г = 400 г (плотность воды 1 г/мл).

Массовая доля соли в полученном растворе составит:

Задание №25

Рассчитайте, какой объем азота (н.у.) образуется при полном сгорании 67,2 л (н.у.) аммиака. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ: 33,6 л

Пояснение:

Полное сгорание аммиака в кислороде описывается уравнением:

4NH 3 + 3O 2 → 2N 2 + 6H 2 O

Следствием из закона Авогадро является то, что объемы газов, находящихся в одинаковых условиях, относятся друг к другу так же, как и количества молей этих газов. Таким образом, по уравнению реакции

ν(N 2) = 1/2ν(NH 3),

следовательно, объемы аммиака и азота соотносятся между собой точно так же:

V(N 2) = 1/2V(NH 3)

V(N 2) = 1/2V(NH 3) = 67,2 л/2 = 33,6 л

Задание №26

Какой объем (в литрах при н.у.) кислорода образуется при разложении 4 моль пероксида водорода? (Запишите число с точностью до десятых).

Ответ: 44,8 л

Пояснение:

В присутствии катализатора − диоксида марганца перекись разлагается с образованием кислорода и воды:

2H 2 O 2 → 2H 2 O + O 2

По уравнению реакции количество образующегося кислорода в два раза меньше количества пероксида водорода:

ν (O 2) = 1/2ν (H 2 O 2), следовательно, ν (O 2) = 4 моль/2 = 2 моль.

Объем газов рассчитывается по формуле:

V = V m · ν , где V m – молярный объем газов при н.у., равный 22,4 л/моль

Объем кислорода, образующийся при разложении перекиси, равен:

V(O 2) = V m · ν (O 2) = 22,4 л/моль ·2 моль = 44,8 л

Задание №27

Установите соответствие между классами соединений и тривиальным названием вещества, которое является его представителем.

Ответ: А-3; Б-2; В-1; Г-5

Пояснение:

Спирты – органические вещества, содержащие одну или несколько гидроксильных групп (-OH), непосредственно связанных с насыщенным атомом углерода. Этиленгликоль является двухатомным спиртом, содержит две гидроксильные группы: CH 2 (OH)-CH 2 OH.

Углеводы – органические вещества, содержащие карбонильную и несколько гидроксильных групп, общая формула углеводов записывается в виде C n (H 2 O) m (где m, n > 3). Из предложенных вариантов к углеводам относится крахмал – полисахарид, высокомолекулярный углевод, состоящий из большого числа остатков моносахаридов, формула которого записывается в виде (C 6 H 10 O 5) n .

Углеводороды – органические вещества, в состав которых входят исключительно два элемента – углерод и водород. К углеводородам из предложенных вариантов относится толуол – ароматическое соединение, состоящее только из атомов углерода и водорода и не содержащее функциональных групп с гетероатомами.

Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых содержится карбоксильная группа, состоящая из связанных между собой карбонильной и гидроксильной групп. К классу карбоновых кислот относится масляная (бутановая) кислота – C 3 H 7 COOH.

Задание №28

Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления окислителя в ней.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

А) 4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O

Б) 2Cu(NO 3) 2 = 2CuO + 4NO 2 + O 2

В) 4Zn + 10HNO 3 = NH 4 NO 3 + 4Zn(NO 3) 2 + 3H 2 O

Г) 3NO 2 + H 2 O = 2HNO 3 + NO

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ

Ответ: А-1; Б-4; В-6; Г-3

Пояснение:

Окислитель – вещество, в состав которого входят атомы, способные в ходе химической реакции присоединять электроны и таким образом понижать степень окисления.

Восстановитель – вещество, в состав которого входят атомы, способные в ходе химической реакции отдавать электроны и таким образом повышать степень окисления.

А) Окисление аммиака кислородом в присутствии катализатора приводит к образованию монооксида азота и воды. Окислителем является молекулярный кислород, изначально имеющий степень окисления 0, который, присоединяя электроны, восстанавливается до степени окисления -2 в соединениях NO и H 2 O.

Б) Нитрат меди Cu(NO 3) 2 – соль, содержащая кислотный остаток азотной кислотой. Степени окисления азота и кислорода в нитрат-анионе равны +5 и -2 соответственно. В ходе реакции нитрат-анион превращается в диоксид азота NO 2 (со степенью окисления азота +4) и кислород O 2 (со степенью окисления 0). Следовательно, окислителем является азот, поскольку понижает степень окисления с +5 в нитрат-ионе до +4 в диоксиде азота.

В) В данной окислительно-восстановительной реакции окислителем является азотная кислота, которая, превращаясь в нитрат аммония, понижает степень окисления азота с +5 (в азотной кислоте) до -3 (в катионе аммония). Степень окисления азота в кислотных остатках нитрата аммония и нитрата цинка остается неизменной, т.е. такая же, как у азота в HNO 3 .

Г) В данной реакции азот в диоксиде диспропорционирует, т.е. одновременно и повышает (от N +4 в NO 2 до N +5 в HNO 3), и понижает (от N +4 в NO 2 до N +2 в NO) свою степень окисления.

Задание №29

Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора, которые выделились на инертных электродах.

Ответ: А-4; Б-3; В-2; Г-5

Пояснение:

Электролиз – окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах при прохождении постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита. На катоде преимущественно происходит восстановление тех катионов, которые обладают наибольшей окислительной активностью. На аноде в первую очередь окисляются те анионы, которые обладают наибольшей восстановительной способностью.

Электролиз водного раствора

1) Процесс электролиза водных растворов на катоде не зависит от материала катода, но зависит от положения катиона металла в электрохимическом ряду напряжений.

Для катионов в ряду

Li + − Al 3+ процесс восстановления:

2H 2 O + 2e → H 2 + 2OH − (на катоде выделяется H 2)

Zn 2+ − Pb 2+ процесс восстановления:

Me n + + ne → Me 0 и 2H 2 O + 2e → H 2 + 2OH − (на катоде выделяется H 2 и Me)

Cu 2+ − Au 3+ процесс восстановления Me n + + ne → Me 0 (на катоде выделяется Me)

2) Процесс электролиза водных растворов на аноде зависит от материала анода и от природы аниона. Если анод нерастворимый,т.е. инертный (платина, золото, уголь, графит), то процесс будет зависеть только от природы анионов.

Для анионов F − , SO 4 2- , NO 3 − , PO 4 3- , OH − процесс окисления:

4OH − − 4e → O 2 + 2H 2 O или 2H 2 O – 4e → O 2 + 4H + (на аноде выделяется кислород)

галогенид-ионов (кроме F −) процесс окисления 2Hal − − 2e → Hal 2 (выделяются свободные галогены)

органических кислот процесс окисления:

2RCOO − − 2e → R-R + 2CO 2

Суммарное уравнение электролиза:

А) раствора Na 2 CO 3:

2H 2 O → 2H 2 (на катоде) + O 2 (на аноде)

Б) раствора Cu(NO 3) 2:

2Cu(NO 3) 2 + 2H 2 O → 2Cu(на катоде) + 4HNO 3 + O 2 (на аноде)

В) раствора AuCl 3:

2AuCl 3 → 2Au(на катоде) + 3Cl 2 (на аноде)

Г) раствора BaCl 2:

BaCl 2 + 2H 2 O → H 2 (на катоде) + Ba(OH) 2 + Cl 2 (на аноде)

Задание №30

Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу.

Ответ: А-2; Б-3; В-2; Г-1

Пояснение:

Гидролиз солей – взаимодействие солей с водой, приводящее к присоединению катиона водорода H + молекулы воды к аниону кислотного остатка и (или) гидроксильной группы OH − молекулы воды к катиону металла. Гидролизу подвергаются соли, образованные катионами, соответствующими слабым основаниям, и анионами, соответствующими слабым кислотам.

А) Стеарат натрия – соль, образованная стеариновой кислотой (слабой одноосновной карбоновой кислотой алифатического ряда) и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), следовательно, подвергается гидролизу по аниону.

C 17 H 35 COONa → Na + + C 17 H 35 COO −

C 17 H 35 COO − + H 2 O ↔ C 17 H 35 COOH + OH − (образование слабодиссоциирующей карбоновой кислоты)

Среда раствора щелочная (pH > 7):

C 17 H 35 COONa + H 2 O ↔ C 17 H 35 COOH + NaOH

Б) Фосфат аммония – соль, образованная слабой ортофосфорной кислотой и аммиаком (слабым основанием), следовательно, подвергается гидролизу и по катиону, и по аниону.

(NH 4) 3 PO 4 → 3NH 4 + + PO 4 3-

PO 4 3- + H 2 O ↔ HPO 4 2- + OH − (образование слабодиссоциирующего гидрофосфат-иона)

NH 4 + + H 2 O ↔ NH 3 · H 2 O + H + (образование растворенного в воде аммиака)

Среда раствора близка к нейтральной (pH ~ 7).

В) Сульфид натрия – соль, образованная слабой сероводородной кислотой и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), следовательно, подвергается гидролизу по аниону.

Na 2 S → 2Na + + S 2-

S 2- + H 2 O ↔ HS − + OH − (образование слабодиссоциирующего гидросульфид-иона)

Среда раствора щелочная (pH > 7):

Na 2 S + H 2 O ↔ NaHS + NaOH

Г) Сульфат бериллия - соль, образованная сильной серной кислотой и гидроксидом бериллия (слабым основанием), следовательно, подвергается гидролизу по катиону.

BeSO 4 → Be 2+ + SO 4 2-

Be 2+ + H 2 O ↔ Be(OH) + + H + (образование слабодиссоциирующего катиона Be(OH) +)

Среда раствора кислая (pH < 7):

2BeSO 4 + 2H 2 O ↔ (BeOH) 2 SO 4 + H 2 SO 4

Задание №31

Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

MgO (тв.) + CO 2(г) ↔ MgCO 3(тв.) + Q

и смещением химического равновесия в результате этого воздействия

Ответ: А-1; Б-2; В-2; Г-3 Пояснение:

Данная реакция находится в химическом равновесии, т.е. в таком состоянии, когда скорость прямой реакции равна скорости обратной. Смещение равновесия в нужном направлении достигается изменением условий реакции.

Принцип Ле-Шателье: если на равновесную систему воздействовать извне, изменяя какой-нибудь из факторов, определяющих положение равновесия, то в системе усилится то направление процесса, которое ослабляет это воздействие.

Факторы, определяющие положение равновесия:

- давление : увеличение давления смещает равновесие в сторону реакции, ведущей к уменьшению объема (наоборот, уменьшение давления смещает равновесие в сторону реакции, ведущей к увеличению объема)

- температура : повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции (наоборот, понижение температуры смещает равновесие в сторону экзотермической реакции)

- концентрации исходных веществ и продуктов реакции : увеличение концентрации исходных веществ и удаление продуктов из сферы реакции смещают равновесие в сторону прямой реакции (наоборот, уменьшение концентрации исходных веществ и увеличение продуктов реакции смещают равновесие в сторону обратной реакции)

- катализаторы не влияют на смещение равновесия, а только ускоряют его достижение .

Таким образом,

А) поскольку реакция получения карбоната магния является экзотермической, уменьшение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону прямой реакции;

Б) углекислый газ является исходным веществом в получении карбоната магния, следовательно, уменьшение его концентрации приведет к смещению равновесия в сторону исходных веществ, т.к. в сторону обратной реакции;

В) оксид магния и карбонат магния являются твердыми веществами, газом является только CO 2 , поэтому его концентрация будет оказывать влияние на давление в системе. При уменьшении концентрации углекислого газа снижается давление, следовательно, равновесие реакции смещается в сторону исходных веществ (обратная реакция).

Г) введение катализатора не влияет на смещение равновесия.

Задание №32

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

РЕАГЕНТЫ

1) H 2 O, NaOH, HCl

2) Fe, HCl, NaOH

3) HCl, HCHO, H 2 SO 4

4) O 2 , NaOH, HNO 3

5) H 2 O, CO 2 , HCl

Ответ: А-4; Б-4; В-2; Г-3

Пояснение:

А) Сера – простое вещество, способно сгорать в кислороде с образованием диоксида серы:

S + O 2 → SO 2

Сера (как и галогены) в щелочных растворах диспропорционирует, в результате чего образуются сульфиды и сульфиты:

3S + 6NaOH → 2Na 2 S + Na 2 SO 3 + 3H 2 O

Концентрированная азотная кислота окисляет серу до S +6 , восстанавливаясь до диоксида азота:

S + 6HNO 3(конц.) → H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O

Б) Оксид форфора (III) – кислотный оксид, следовательно, взаимодействует со щелочами с образованием фосфитов:

P 2 O 3 + 4NaOH → 2Na 2 HPO 3 + H 2 O

Кроме того, оксид фосфора (III) окисляется кислородом воздуха и азотной кислотой:

P 2 O 3 + O 2 → P 2 O 5

3P 2 O 3 + 4HNO 3 + 7H 2 O → 6H 3 PO 4 + 4NO

В) Оксид железа (III) – амфотерный оксид, т.к. проявляет как кислотные, так и основные свойства (реагирует с кислотам и щелочами):

Fe 2 O 3 + 6HCl → 2FeCl 3 + 3H 2 O

Fe 2 O 3 + 2NaOH → 2NaFeO 2 + H 2 O (сплавление)

Fe 2 O 3 + 2NaOH + 3H 2 O → 2Na 2 (растворение)

Fe 2 O 3 вступает с железом в реакцию конпропорционирования с образованием оксида железа (II):

Fe 2 O 3 + Fe → 3FeO

Г) Cu(OH) 2 – не растворимое в воде основание, растворяется сильными кислотами, превращаясь в соответствующие соли:

Cu(OH) 2 + 2HCl → CuCl 2 + 2H 2 O

Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 → CuSO 4 + 2H 2 O

Cu(OH) 2 окисляет альдегиды до карбоновых кислот (аналогично реакции «серебряного зеркала»):

HCHO + 4Cu(OH) 2 → CO 2 + 2Cu 2 O↓ + 5H 2 O

Задание №33

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.

Ответ: А-3; Б-1; В-3; Г-5

Пояснение:

А) Две растворимые соли CaCl 2 и KCl можно различить с помощью раствора карбоната калия. Хлорид кальция вступает с ним в обменную реакцию, в результате которой в осадок выпадает карбонат кальция:

CaCl 2 + K 2 CO 3 → CaCO 3 ↓ + 2KCl

Б) Растворы сульфита и сульфата натрия можно различить индикатором – фенолфталеином.

Сульфит натрия – соль, образованная слабой неустойчивой сернистой кислотой и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), следовательно, подвергается гидролизу по аниону.

Na 2 SO 3 → 2Na + + SO 3 2-

SO 3 2- + H 2 O ↔ HSO 3 - + OH - (образование малодиссоциирующего гидросульфит-иона)

Среда раствора щелочная (pH > 7), окраска индикатора фенолфталеина в щелочной среде малиновая.

Сульфат натрия – соль, образованная сильной серной кислотой и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), не гидролизуется. Среда раствора нейтральная (pH = 7), окраска индикатора фенолфталеина в нейтральной среде бледно-розовая.

В) Соли Na 2 SO 4 и ZnSO 4 также можно различить с помощью раствора карбоната калия. В обменную реакцию с карбонатом калия вступает сульфат цинка, в результате которой в осадок выпадает карбонат цинка:

ZnSO 4 + K 2 CO 3 → ZnCO 3 ↓ + K 2 SO 4

Г) Соли FeCl 2 и Zn(NO 3) 2 можно различить раствором нитрата свинца. При его взаимодействии с хлоридом железа образуется малорастворимое вещество PbCl 2:

FeCl 2 + Pb(NO 3) 2 → PbCl 2 ↓+ Fe(NO 3) 2

Задание №34

Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащими продуктами их взаимодействия.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

А) CH 3 -C≡CH + H 2 (Pt) →

Б) CH 3 -C≡CH + H 2 O (Hg 2+) →

В) CH 3 -C≡CH + KMnO 4 (H +) →

Г) CH 3 -C≡CH + Ag 2 O (NH 3) →

ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1) CH 3 -CH 2 -CHO

2) CH 3 -CO-CH 3

3) CH 3 -CH 2 -CH 3

4) CH 3 -COOH и CO 2

5) CH 3 -CH 2 -COOAg

6) CH 3 -C≡CAg

Ответ: А-3; Б-2; В-4; Г-6

Пояснение:

А) Пропин присоединяет водород, в его избытке превращаясь в пропан:

CH 3 -C≡CH + 2H 2 → CH 3 -CH 2 -CH 3

Б) Присоединение воды (гидратация) алкинов в присутствии солей двухвалентной ртути, в результате чего образуются карбонильные соединения, является реакцией М.Г. Кучерова. Гидратация пропина приводит к образованию ацетона:

CH 3 -C≡CH + H 2 O → CH 3 -CO-CH 3

В) Окисление пропина перманганатом калия в кислой среде приводит к разрыву тройной связи в алкине, в результате чего образуются уксусная кислота и углекислый газ:

5CH 3 -C≡CH + 8KMnO 4 + 12H 2 SO 4 → 5CH 3 -COOH + 5CO 2 + 8MnSO 4 + 4K 2 SO 4 + 12H 2 O

Г) Пропинид серебра образуется и выпадает в осадок при пропускании пропина через аммиачный раствор оксида серебра. Эта реакция служит для обнаружения алкинов с тройной связью на конце цепи.

2CH 3 -C≡CH + Ag 2 O → 2CH 3 -C≡CAg↓ + H 2 O

Задание №35

Установите соответствие между реагирующими веществами и органическим веществом, которое является продуктом реакции.

ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

5) (CH 3 COO) 2 Cu

Ответ: А-4; Б-6; В-1; Г-6

Пояснение:

А) При окислении этилового спирта оксидом меди (II) образуется ацетальдегид, при этом происходит восстановление оксида до металла:

Б) При действии на спирт концентрированной серной кислоты при температуре выше 140 0 C протекает реакция внутримолекулярной дегидратации – отщепление молекулы воды, что приводит к образованию этилена:

В) Спирты бурно реагируют со щелочными и щелочноземельными металлами. Активный металл замещает водород в гидроксильной группе спирта:

2CH 3 CH 2 OH + 2K → 2CH 3 CH 2 OK + H 2

Г) В спиртовом растворе щелочи спирты подвергаются реакции элиминирования (отщепления). В случае с этанолом образуется этилен:

CH 3 CH 2 Cl + KOH (спирт.) → CH 2 =CH 2 + KCl + H 2 O

Задание №36

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

P 2 O 3 + HClO 3 + … → HCl + …

В данной реакции хлорноватая кислота является окислителем, поскольку содержащийся в ней хлор понижает степень окисления с +5 до -1 в HCl. Следовательно, восстановителем является кислотный оксид фосфора (III), где фосфор повышает степень окисления с +3 до максимальной +5, превращаясь в ортофосфорную кислоту.

Составим полуреакции окисления и восстановления:

Cl +5 + 6e → Cl −1 |2

2P +3 – 4e → 2P +5 |3

Уравнение окислительно-восстановительной реакции запишем в виде:

3P 2 O 3 + 2HClO 3 + 9H 2 O → 2HCl + 6H 3 PO 4

Задание №37

Медь растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ пропустили над нагретым порошком цинка. Образовавшееся твердое вещество добавили к раствору гидроксида натрия. Через полученный раствор пропустили избыток углекислого газа, при этом наблюдали образование осадка. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

1) При растворении меди в концентрированной азотной кислоте медь окисляется до Cu +2 , при этом выделяется бурый газ:

Cu + 4HNO 3(конц.) → Cu(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

2) При пропускании бурого газа над нагретым порошком цинка цинк окисляется, а диоксид азота восстанавливается до молекулярного азота (предполагаемый многими, со ссылкой на википедию, нитрат цинка при нагревании не образуется, так как термически неустойчив):

4Zn + 2NO 2 → 4ZnO + N 2

3) ZnO – амфотерный оксид, растворяется в растворе щелочи, превращаясь в тетрагидроксоцинкат:

ZnO + 2NaOH + H 2 O → Na 2

4) При пропускании через раствор тетрагидроксоцинката натрия избытка углекислого газа образуется кислая соль – гидрокарбонат натрия, в осадок выпадает гидроксид цинка:

Na 2 + 2CO 2 → Zn(OH) 2 ↓ + 2NaHCO 3

Задание №38

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

1) Наиболее характерными для алканов являются реакции свободнорадикального замещения, в ходе которых атом водорода замещается на атом галогена. В реакции бутана с бромом преимущественно происходит замещение атома водорода при вторичном атоме углерода, в результате чего образуется 2-бромбутан. Это связано с тем, радикал с неспаренным электроном при вторичном атоме углерода является более устойчивым по сравнению со свободным радикалом с неспаренным электроном при первичном атоме углерода:

2) При взаимодействии 2-бромбутана со щелочью в спиртовом растворе образуется двойная связь в результате отщепления молекулы бромоводорода (правило Зайцева: при отщеплении галогеноводорода от вторичных и третичных галогеналканов атом водорода отщепляется от наименее гидрированного атома углерода):

3) Взаимодействие бутена-2 с бромной водой или раствором брома в органическом растворителе приводит к быстрому обесцвечиванию этих растворов в результате присоединения молекулы брома к бутену-2 и образования 2,3-дибромбутана:

CH 3 -CH=CH-CH 3 + Br 2 → CH 3 -CHBr-CHBr-CH 3

4) При взаимодействии на дибромпроизводное, в котором атомы галогенов находятся при соседних атомах углерода (или при одном и том же атоме), спиртового раствора щелочи происходит отщепление двух молекул галогеноводорода (дегидрогалогенирование) и образование тройной связи:

5) В присутствии солей двухвалентной ртути алкины присоединяют воду (гидратация) с образованием карбонильных соединений:

Задание №39

Смесь порошков железа и цинка реагирует с 153 мл 10%-ного раствора соляной кислоты (ρ = 1,05 г/мл). На взаимодействие с такой же массой смеси требуется 40 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,10 г/мл). Определите массовую долю железа в смеси.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления.

Ответ: 46,28%

Задание №40

При сгорании 2,65 г органического вещества получили 4,48 л углекислого газа (н.у.) и 2,25 г воды.

Известно, что при окислении этого вещества сернокислым раствором перманганата калия образуется одноосновная кислота и выделяется углекислый газ.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции окисления этого вещества сернокислым раствором перманганата калия.

Ответ:

1) C x H y ; x = 8, y = 10

2) C 8 H 10

3) C 6 H 5 -CH 2 -CH 3 - этилбензол

4) 5C 6 H 5 -CH 2 -CH 3 + 12KMnO 4 + 18H 2 SO 4 → 5C 6 H 5 -COOH + 5CO 2 + 12MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 28H 2 O

Вариант № 1357842

ЕГЭ по химии - 2016. Ос­нов­ная волна (Часть С).

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответом на задания 1-29 является последовательность цифр или число. За полный правильный ответ в заданиях 7-10, 16-18, 22-25 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, - 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие - 0 баллов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Оксид меди (II) нагрели в атмосфере водорода. Образовавшееся твёрдое вещество растворили в концентрированной серной кислоте. Полученная соль прореагировала с йодидом калия, а выделившийся газ смешали с хлором и пропустили через раствор гидроксида калия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Нагревали нитрат цинка. Некоторая часть разложилась, и выделилось 5,6 л смеси газов. Твёрдый остаток массой 64,8 г растворили в строгом количестве 28% раствора гидроксида натрия (то есть достаточном для растворения и без избытка). Определите массовую долю нитрата натрия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.