Научные предпосылки возникновения теории дарвина. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения учения дарвина

Из этого урока Вы узнаете о предпосылках великого открытия Ч. Дарвина - теории эволюции. Вы узнаете как Ч. Дарвин и Р. Уоллес пришли к пониманию, что все разнообразие живых организмов появилось на Земле благодаря эволюции, какие факты заставили их усомниться в господствующих доктринах и сломить старые представления о мире. На плечах каких гигантов стоял Дарвин? Как он использовал положения и взгляды А. Смита и Т. Мальтуса? Кто ещё повлиял на Чарльза Дарвина в молодые и зрелые годы? Как была создана теория эволюции, перевернувшая картину мира миллионов людей? Что она представляет собой сегодня?

Тема: Эволюционное учение

Урок: Предпосылки возникновения теории Дарвина

В 17 веке в Англии происходит буржуазная революция, которая приводит к перевороту в средствах производства или к промышленной революции.

Рост количества заводов и фабрик привел к росту спроса на сельскохозяйственные продукты, что, в свою очередь, вызвало повышение внимания к сельскому хозяйству и его бурное развитие.

В это время, опираясь на результаты селекции домашних животных, Чарльз Дарвин начинает изучать процессы видообразования в дикой природе.

В 19 веке Англия становится ведущей колониальной державой.

В одну из экспедиций в колонии, для изучения природных ресурсов в качестве натуралиста на корабле «Бигль» отправляется Чарльз Дарвин.

В течение пяти лет Ч. Дарвин (1831-1836 г.) имел возможность исследовать минералы, растения и животных изучаемых мест. Факты, обнаруженные им, противоречили креационистским взглядам о неизменности видов и приводили ученого к мысли об эволюции - то есть последовательном развитии одних видов живых организмов из других.

Палеонтологические находки Дарвина, совершенные в Южной Америке, показали, что виды, которые существовали миллионы лет назад, не только отличались от ныне живущих животных, но и имели с ними общие черты.

Дарвин заметил сходство вымерших неполнозубых с современными броненосцами, ленивцами и муравьедами.

Он отметил, что представители фауны Галапагосских островов отличаются от родственных видов американского континента, но в тоже время нигде более не встречаются.

Его удивило, что на каждом большом каменистом острове Галапагосского архипелага встречаются разные виды вьюрков и гигантских черепах (Рис. 1).

Рис. 1. Разнообразие дарвиновских вьюрков. Слева изображены клювы птиц, которые питаются разной пищей

Дарвин не мог поверить, что у Творца хватило фантазии для создания такого количества разнообразных животных для таких мелких островов. Таким образом, взгляды креационистов вступили в конфликт с наблюдаемой реальностью.

На Чарльза Дарвина существенное влияние оказали экономические теории А. Смита и Т. Мальтуса, созданные в 18 веке (об экономике и росте народонаселения).

Мальтус заметил, что при геометрическом росте населения Земли, средства к существованию возрастают только в арифметической прогрессии. В результате возникает нехватка средств существования. Это объяснялось естественным законом природы. Сама природа установит равновесие с помощью болезней, голода и т. д., резко повысив конкуренцию.

Английский естествоиспытатель Чарльз Лайель (современник Дарвина) обосновал идею об изменяемости земной поверхности под влиянием воды, климата, вулканических сил и других факторов. Он высказал мысль о постепенном изменении органического мира. Его работа также повиляла на формирование научного мировоззрения Чарльза Дарвина.

Химиками были получены результаты подтверждающие единство живой и неживой природы. Шведский ученый Я. Берцелиус в конце 18 века, изучая химический состав разных частей организма и некоторых органических продуктов (молоко, кровь, кости), пришел к выводу, что живое существо состоит из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы.

Не менее важной предпосылкой эволюционной было открытие следующих явлений:

1. Наличие гомологичных органов у животных и растений.

2. Единство плана строения живых организмов в пределах типов и отделов.

3. Сходство зародышей позвоночных животных на ранних стадиях развития (закон К. М. Бэра).

4. Единство клеточного строения организмов (клеточная теория Теодора Шванна и Маттиаса Шлейдена).

Эти открытия укрепили мысль о единстве органического мира, и создали предпосылки для создания эволюционной теории, которую сформулировал Чарльз Дарвин.

Список литературы

1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.

2. Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с.

3. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. - 5-е изд., стереотип. - Дрофа, 2010. - 388 с.

2. Каковы были предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина?

3. Что общего у видообразования и селекции?

4. Почему путешествию Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» придают такое большое значение?

5. Обсудите с друзьями предпосылки дарвинизма. Как изменилось мировоззрение людей после публикации работ Ч. Дарвина?

Конспект

по дисциплине ОДБ.07 БИОЛОГИЯ

обучающийся группы ЭССС-1-16

проверил:

Введение

Заключение

Литература

Введение

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.

Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:

1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.



4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

Заключение

Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования новых признаков в строении и функциях организмов, а наследственность закрепляет эти признаки. В результате борьбы за существование происходит преимущественно выживание и участие в размножении наиболее приспособленных особей, т. е. естественный отбор, следствием которого является возникновение новых видов. При этом существенно, что приспособленность организмов к окружающей среде носит относительный характер.

Независимо от Дарвина к близким выводам пришел А. Уоллес. Существенный вклад в пропаганду и развитие дарвинизма внесли Т. Гексли (в 1860 предложил термин «Дарвинизм»), Ф. Мюллер и Э. Геккель, А.О. и В.О. Ковалевские, Н.А. и А.Н. Северцовы, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, И.И. Шмальгаузен и др. В 20-30-е гг. ХХ в. сформировалась так называемая синтетическая теория эволюции, объединившая классический дарвинизм и достижения генетики.

Как целостное материалистическое учение Дарвинизм совершил переворот в биологии, подорвал позиции креационизма и витализма, оказал во 2-й пол. XIX в. огромное влияние на естественные и общественные науки, культуру в целом. Однако еще при жизни Дарвина, наряду с широким признанием его теории, в биологии возникли различные течения антидарвинизма, отрицавшие или резко ограничивавшие роль естественного отбора в эволюции и выдвигавшие в качестве главных сил, приводящих к видообразованию, другие факторы. Полемика по основным проблемам эволюции учения продолжается и в современной науке.



Литература

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции естествознания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с.

Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 203 с.

Концепции современного естествознания / Самыгин С.И. и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 448 с.

Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. – 496 с.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – М.: Проект, 2002. – 336 с.

Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 1999. – 232 с.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 480 с.

Конспект

по дисциплине ОДБ.07 БИОЛОГИЯ

тема: Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина

выполнил:Гречман Ольга Степановна

обучающийся группы ЭССС-1-16

проверил:

преподаватель Чудинова Любовь Евгеньевна

Введение

1. Предпосылки создания эволюционной теории Ч.Дарвина

2. Эволюционные исследования Ч.Дарвина

3. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

4. Предпосылки и движущие силы эволюции по Ч. Дарвину

5. Основные результаты эволюции (по Ч. Дарвину)

Заключение

Литература

Введение

Впервые термин «эволюция» (от лат. evolutio – развертывание) был использован в одной из эмбриологических работ швейцарским натуралистом Шарлем Боннэ в 1762 г. В настоящее время под эволюцией понимают происходящий во времени необратимый процесс изменения какой-либо системы, благодаря чему возникает что-то новое, разнородное, стоящее на более высокой ступени развития.

Особый смысл приобретает понятие эволюции в естествознании, где исследуется преимущественно биологическая эволюция. Биологическая эволюция – это необратимое и в известной степени направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом. Иными словами, под биологической эволюцией следует понимать процесс приспособительного исторического развития живых форм на всех уровнях организации живого.

Теория эволюции была разработана Ч. Дарвиным (1809-1882) и изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859).

Предпосылки создания эволюционной теории Ч.Дарвина

К середине XIX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию эволюции, составив научные пред-посылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина.

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита филосо-фом Э.Кантом (1724-1804), который в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что вся Земля и Солнечная система есть нечто, возникшее во времени. Благодаря работам Э.Канта, П.Лапласа и В.Гертеля Земля и вся Солнечная система стали рассматриваться как развивающиеся во времени.

В 1830 г. английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797-1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных естественных причин и законов: климата, воды, вулканических сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, что было подтверждено результатами палеонтоло-гических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769-1832).

В первой половине ХIX века развивается идея о единстве всей природы. Шведский химик И. Берцелиус (1779-1848) доказал, что все животные и растения состоят из тех же элементов, которые встречаются в неживой природе, а немецкий химик Ф. Велер (1800-1882) впервые в 1824 г. в лаборатории химическим путем синтезировал щавелевую кислоту, в 1828 г. – мочевину, показав таким образом, что образование органических веществ осуществляется без участия некой «жизненной силы».

В ХVIII-XIX веках в результате колонизации огромных территорий и исследования их европейцы значительно расширили свои представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения.

В первой половине ХIХ века начинается детальное изучение географического распространения организмов; начинают развиваться биогеография и экология, первые обобщения которых имели важное значение для обоснования идея эволюции. Так, в 1807 г. немецкий натуралист А. Гумбольдт (1769-1859) высказал мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. Русский ученый К. Ф. Рулье (1814-1858) пытается трактовать историческое изменение лика Земли и условий жизни на ней и влияние этих изменений на изменение животных и растений. Его ученик Н. А. Северцов (1827-1885) высказывал идеи о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процессе.

В это же время развивается сравнительная морфология и анатомия. Ее успехи способствовали выяснению не только сходства строения различных видов животных, но и такого подобия в их организации, которое наводило на мысль о глубокой связи между ними, об их единстве. Начинает складываться сравнительная эмбриология. В 1817-1818 гг. И.Х. Пандером открыты зародышевые листки и универсальность их закладки в эмбриогенезе многоклеточнык животных. Немецкий исследователь М. Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным (1829).

В конце 20-х годов ХIХ века русский эмбриолог К. М. Бэр (1792-1870) установил основные типы эмбрионального развития и доказал, что все позво-ночные животные развиваются по единому плану (впоследствии обобщения Бэра были названы Ч. Дарвиным «законом зародышевого сходства» и использовались им для доказательства эволюции). Замечательным признаком зародышевого сходства является, например, наличие жаберных щелей у зародышей всех позвоночных, включая человека.

В 1839 г. Т. Шванном была создана клеточная теория, которая обосновала общность микроструктуры и развития животных и растений. Таким образом, интенсивное развитие науки, накопление в различных областях естествознания большого количества фактов, несовместимых с креационистскими представлениями, подготовили основу, на которой успешно развивалось учение Дарвина.

Формированию идей Ч.Дарвина способствовали и некоторые политико-экономические идеи, прежде всего взгляды А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит (1723-1790) исходил из укрепившейся тогда идеи о естественных законах и создал учение о «свободной конкуренции». Он считал, что двигателем свободной конкуренции является «естественное своекорыстие или «естественный эгоизм» человека, и это служит источником национального богатства. Неприспособленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Идея о конкурентных отношениях повлияла и на формирование представлений о развитии живой природы. Эти идеи, по всей вероятности, натолкнули Дарвина на мысль о существовании в природе некоторых аналогий и способствовали созданию эволюционной теории.

Достигнутые к середине ХIХ в. крупные успехи в развитии различных направлений в естествознании, а также обществе условия, стимулировавшие развитие селекции и создавшие возможности для выдвижения идей конкуренции и отбора, и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формулирования научной концепции биологической эволюции.

Введение

Главный труд Чарльза Дарвина называется «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Это название отражает, основную проблему, рассматриваемую Дарвином, -- вид как историческое явление: каждый вид возникает, развивается и существует, пока не изменятся условия жизни; при их изменении вид или постепенно вымирает, или сам изменяется, давая начало новым видам.

Что же такое вид? В основе современного определения вида лежит дарвиновское понимание его.

Вид -- это совокупность особей, обладающих наследственным сходством внешнего и внутреннего строения, физиологических функций, способностью, к скрещиванию и воспроизведению, приспособленностью к определенным условиям жизни и расселенных в природе на определенной территории (ареале).

Учение Чарльза Дарвина об эволюции органического мира вскрывает три основных взаимосвязанных фактора: изменчивость, наследственность и отбор. Изменчивость доставляет материал для эволюционного процесса -- индивидуальные наследственные изменения организмов. На основе наследственной изменчивости в процессе отбора образуются виды, приспособленные к различным определенным условиям жизни, что и приводит к многообразию видов.

Чарльз Дарвин сначала рассматривал образование пород домашних животных и сортов культурных растений, а потом виды в их естественном состоянии. Он полагал, что при таком подходе его идеи будут более доказательными, так, как практикам хорошо известно, как получать новые породы и сорта.

Учение Дарвина в корне подрывало метафизические представления о постоянстве и неизменности видов и о сотворении их богом. Это учение стало основой для дальнейшего развития науки об эволюции органического мира, а также для всех биологических наук.

Исторические предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина

Общественно-экономические предпосылки. В первой половине XIX в. Англия стала самой передовой капиталистической страной, с высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства. За счет разорения мелких собственников земля сосредоточивалась в руках крупных землевладельцев. Спрос промышленности на животное сырье и на продукты питания способствовал росту животноводства. Английские скотоводы добились исключительных успехов в выведении новых пород овец, свиней, крупного рогатого скота, кур и т. д. Крупные землевладельцы выводили многочисленные породы охотничьих собак, рысистых и скаковых лошадей, голубей, представлявших спортивный интерес. Были получены также новые сорта растений: зерновых, овощных, декоративных, ягодных и др. Практика животноводов и растениеводов убедительно показывала, что породы домашних животных и сорта культурных растений изменчивы и создаются человеком, а не богом.

Успехи наук. В конце XVIII -- начале XIX в. успехи наук, по образному выражению Энгельса, пробили «бреши» в метафизическом воззрении на природу. В астрономии появились гипотезы о происхождении солнечной системы из газообразной туманности. Геологи обнаружили последовательное образование осадочных слоев--значит, земная кора развивалась исторически. В химии стало известно, что живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов; физики открыли закон превращения энергии.

Среди биологических наук систематика в это время занимала по-прежнему ведущее место. Значительно обогатились научные знания о видах животных и растений. Систематики пришли к выводу о существовании естественных групп организмов в природе. Систему стали рассматривать как отображение различной степени сходства естественных групп между собой и соподчинения низших систематических групп высшим, что неизбежно приводило к мысли о родственных связях между систематическими группами.

В морфологии и анатомии благодаря сравнительному методу исследований получило широкое признание мнение о наличии у многих животных единого плана, как в общем строении тела, так и отдельных органов.

Сравнительно-эмбриологическими исследованиями было обнаружено поразительное сходство ранних стадий развития зародышей позвоночных и даже животных, принадлежащих к разным типам.

Открытие клетки и создание клеточной теории зоологом Т. Шванном (1838--1839) дало веское доказательство единства всего живого -- сходство строения животной и растительной клеток.

Яркие факты, свидетельствующие об изменяемости видов, доставила палеонтология. На Земле низшие формы последовательно сменялись высшими: в давнопрошедшие времена Землю населяли другие виды животных и растений, не похожие на современных.

Все эти открытия никак не согласовывались с учением о неизменяемости органического мира и сотворении его богом.

Таким образом, успехи науки, выведение новых пород животных и сортов растений, материалы заморских экспедиций -- все это подготовило почву, на которой могло возникнуть учение о происхождении видов. Нужен был гениальный ум, который бы обобщил и переработал все накопленные разнородные факты в свете определенной идеи, создал стройную систему рассуждений и привел убедительные доказательства. Таким ученым оказался Чарльз Дарвин.

Чарльз Дарвин (1809--1882). В детстве Чарльз Дарвин увлекался сбором коллекций, химическими опытами, наблюдениями за птицами и насекомыми. В студенческие годы он хорошо ознакомился с научной литературой и овладел методикой полевых исследований, составления коллекций и гербариев. В 1831--1836 гг. Дарвин совершил на корабле «Бигль» кругосветное путешествие. Он исследовал геологическое строение, флору и фауну посещенных стран, собрал громадное количество различных коллекций и переправил их в Англию.

При изучении остатков вымерших животных в Южной Америке Дарвин пришел к мысли, что современные виды не созданы богом, а развивались постепенно из ранее населявших Землю. На каждом острове Галапагосского архипелага он нашел особый вид вьюрков и предположил, что их предком был один вид американского происхождения, который когда-то расселился по островам. В Австралии Дарвина заинтересовали сумчатые и яйцекладущие млекопитающие, давно вымершие в других местах земного шара. Австралия как материк обособилась очень давно (когда еще не было высших млекопитающих); сумчатые и однопроходные развивались здесь независимо от эволюции млекопитающих на других материках.

Во время путешествия Дарвин сделал первые заметки о происхождении видов и возвратился в Англию с желанием разрешить эту проблему. Последующие 20 лет он упорно работал над построением и обоснованием эволюционной теории. В умении подмечать и анализировать факты, находить связи между ними и обобщать Дарвин был поистине гениальным.

Все труды Дарвина, появившиеся после «Происхождения видов», развивали и углубляли различные стороны основной проблемы -- происхождения видов. В книге «Изменение домашних животных и культурных растений» на огромном фактическом материале были показаны закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений. В труде «Происхождение человека и половой подбор» Дарвин применил эволюционную теорию для объяснения происхождения человека, а в книге «Выражение ощущений у человека и животных» привел дополнительные доказательства животного происхождения человека. Дарвину принадлежат капитальные труды по ботанике, зоологии и геологии, в которых детально разработаны отдельные вопросы эволюционной теории.

Научные и социально-экономические предпосылки.

Середина XIX века была довольно благоприятной для оформления и развития учения об эволюции органического мира. В условиях быстрого подъёма промышленного производства интенсивно развивались естественные науки и философия, которые пришли к важным обобщениям на базе изучения особенностей физических проявлений сил природы и разработки путей их использования в практике, исследования многообразия животного и растительного мира и закономерностей жизнедеятельности.

К важнейшим обобщениям естествознания додарвиновского периода принадлежат следующие:

1) Гипотеза И. Канта и Лапласа о происхождении планет солнечной системы и Земли, мелких частиц, туманностей и об их развитии.

2) Обоснование в 1830 году английским естествоиспытателем Ч. Лайелем (1797-1875) идеи о том, что историю имеет не только Земля, но и её поверхность, которая изменялась под влиянием тех же естественных причин, которые действуют и теперь, а не вследствие катастроф.

3) Формирование мысли о том, что не только земная поверхность, но и животные, и растения, которые её населяли, также изменялись со временем и имеют свою историю. Эта мысль возникла вследствие изучения геологических пластов и палеонтологических исследований останков существ, которые жили в отдаленные эпохи.

4) Становление идеи о естестве всей природы на основе работ Берцелиуса и Велера. Шведский химик Берцелиус (1779-1848) доказал, что все животные и растения состоят из тех же элементов, которые встречаются и в живой природе, а немецкий химик Ф. Везер (1800-1882) в лаборатории впервые в 1828 г. Искусственно получил мочевину и показал, что образование органических веществ осуществляется без участия некой «жизненной силы».

5) Теория клеточного строения, созданная ботаником М. Шлейдером (1838) и зоологом Т. Шванном (1838-1839), обосновала общность микроструктуры и развития животных и растений.

6) Работы по систематике животных и растений, группированию организмов по их подобию имели важное значение для развития идеи о родственности животных существ, а затем и о единстве их происхождения.



7) Положение о единстве строения и общности происхождения животных существ, которые подкреплялись важными обобщениями в области сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии животных и растений.

8) Развитие трансформизма в трудах французских философов-материалистов XVIII века, и исследований естествоиспытателей, оформление Ж.Б.Ламарком первой эволюционной теории, что стало важной научной предпосылкой учения Ч. Дарвина.

Таким образом, интенсивное развитие науки и её дифференциация, накопление в разных областях естествознания большого количества фактов, несовместимых с креационистскими представлениями, подготовили хорошую основу, на которой успешно развивалось учение Дарвина.

Этому способствовали и социально-экономические условия первой половины XIX века. Англия этой эпохи была классической капиталистической страной, в которой быстро развивались крупная промышленность, железнодорожный и морской транспорт, росли города, резко увеличивалась численность городского населения, главным образом за счет разорения мелких фермеров. Англия продолжала завоевывать все новые и новые колонии. Чтобы держать их в подчинении, необходимы были большая армия и мощный флот.

Развивающаяся промышленность требовала от сельского хозяйства больше сырья и продуктов питания. В этих условиях осуществлялась интенсивная перестройка сельского хозяйства: увеличивалась концентрация земель в руках крупных фермеров, внедрялись севооборот использовались удобрения и применялись машины для обработки почвы и ухода за растениями.

Особенно быстро развивалась селекция. Существующие породы животных и сорта растений не могли удовлетворить растущих потреблений. В Англии появились опытные селекционеры, которые, которые за относительно короткое время вывели много новых сортов полевых, огородных, декоративных растений и пород домашних животных с новыми полезными признаками. От выставки к выставке, которые проводились систематически, можно было проследить основные направления сортов растений и пород животных. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям путем искусственного отбора. Таким образом, практика сельского хозяйства в это время поставила во весь рост вопрос о безграничной изменчивости животных и растений. Селекционеры доказали, что основным фактором формообразования является отбор, с помощью которого можно добиться максимального развития желаемых признаков у животных и растений.

Ч. Дарвин был свидетелем успехов английской селекции. Он обобщил большой опыт селекционеров, и умело использовал данные сельскохозяйственной практики для обоснования теории эволюции органического мира.

Жизнь и научная деятельность Чарльза Дарвина.

Ч. Дарвин жил в эпоху бурного общественного развития, когда естествознание было на подъеме, в науке осуществлялись важные открытия. Он не имел систематического биологического образования (два года учился на медицинском факультете в Эдинбурге, а затем перешел в Кембриджский университет, где в 1831 г. закончил богословский факультет), но очень увлекался естественными науками, целеустремленно изучал специальную литературу, занимался коллекционированием, охотой, принимал участие в экспедициях по исследованию геологии, фауны, флоры отдельных районов Англии, наблюдал, записывал увиденное старался дать ему рациональное объяснение. Он сблизился с такими известными учеными, как зоолог Р. Грант, ботаник Дж. Генсло, А. Сэджвик. И не удивительно, что когда возникла необходимость рекомендовать опытного натуралиста в составе экспедиции, Генсло назвал именно Дарвина, который имел достаточные естественнонаучные знания и навыки полевого исследователя.

В конце 1831 г. началось пятилетнее кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Это путешествие было важным событием в жизни Дарвина, настоящей школой для него. Интенсивно работая как геолог, палеонтолог, зоолог, ботаник, он собрал огромный и очень ценный научный материал, который сыграл исключительную роль в развитии эволюционной идеи.

1. Геологические наблюдения на океанических островах, в Южной Америке, Кордильерах и других местах подтвердили мысль Ч. Лайеля о постоянном изменении поверхности Земли под влиянием внешних и внутренних причин.

2. Дарвину принадлежит ряд интересных палеонтологических находок. Сравнение скелетов ископаемых ленивцев, панцирников с ныне живущими видами показало, что их скелет характеризуется многими общими чертами; вместе с тем в строении скелета сравниваемых форм есть заметные отличия. Проанализировав многочисленные факты, Дарвин пришел к выводу, что вымершие и нынешние животные имеют общее происхождение, но последние существенно изменились. Причиной этого могли быть изменения, которые происходили со временем на земной поверхности. Они же могли быть и причиной вымирания видов, останки которых находят в земных пластах.

За время кругосветного путешествия Дарвин собрал интересные материалы, которые объясняют закономерности географического распространения организмов в широтном (от Бразилии до Огненной Земли) и вертикальном (при подъеме в горы) направлениях. Он обратил внимание на зависимость фауны и флоры от условий существования животных и растений.

Особенно ценный материал Дарвин собрал на островах Галапагосского архипелага, которые находятся в экваториальной зоне Тихого океана на расстоянии 800 – 900 км на запад от берегов Южной Америки. Дарвина особенно поразило своеобразие фауны и флоры Галапагоссов. На архипелаге встречается сравнительно немного видов, но для большинства из них характерно большое количество особей. Дарвин собрал 26 видов наземных птиц, причем все они, за исключением одного, совсем особенные и больше нигде не встречаются. Он описал 13 видов вьюрков – птиц- эндемиков, т.е. распространенных только в этом районе. Кроме других признаков виды вьюрков отличаются формой и размером клюва – от массивного, как у дубоноса, до небольшого и тонкого, как у зяблика или малиновки. Дарвин доказал, что особенности строения клюва зависят от характера пищи этих птиц (семена растений, насекомые и т.п.). Интересно, что на разных островах встречаются разные формы вьюрков, и Дарвин отмечает, что можно действительно представить себе, что был взят один вид и модифицирован в разных концах архипелага. Этих птиц зоологи называют дарвиновыми вьюрками.

Сравнивая фауну Галапагоссов и Южной Америки, Дарвин констатирует, что животный мир архипелага несёт отпечаток материковых форм и вместе с тем является особенным Галапагосским вариантом. Подобное явление он наблюдал на островах Зелёного мыса, где установил сходство островных форм животных с африканскими видами. Эти и другие факты навели Дарвина на мысль, что острова заселялись материковыми формами, от которых происходят виды, существенно изменившиеся в новых условиях существования на островах. Он также задумывается над значением изоляции в дифференцировании видов. Позже Дарвин писал, что особенности, характер распространения Галапагосских организмов так поразили его, что он начал систематически собирать все факты, имеющие определённое отношение к видам.

Пребывание Дарвина на Огненной Земле и встреча с туземцами навели его на смелую мысль о животном происхождении человека. Изучение структуры коралловых рифов было основой для разработки Дарвином теории образования коралловых островов.

После возвращения из путешествия 2 октября 1836 года Дарвин подробно обрабатывает и публикует собранные геологические, зоологические и другие материалы и работает над разработкой идеи исторического развития органического мира, которая зародилась ещё во время путешествия. Свыше 20 лет настойчиво развивает и обосновывает он эту идею, продолжает собирать и обобщать факты, особенно из практики растениеводства и животноводства.

24 ноября 1859 года вышел уже упоминавшийся гениальный труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Эта книга, в которой мастерски изложены и всесторонне обоснованы научные основы эволюционной теории, пользовалась большой популярностью, и весь тираж её был распродан в первый же день. Появление «Происхождения видов» один из современников Дарвина образно сравнивал со взрывом, «которого ещё не видела наука, который так долго подготавливался и так быстро грянул, так неслышно подведённый и так смертоносно разящий. По размерам и значению вызванного разрушения, по тому эху, которое отозвалось в самых отдалённых отраслях человеческой мысли, это был научный подвиг, который не имел себе равного».

Эпохальный труд Дарвина 7 раз переиздавался при жизни автора, он быстро стал известен учёным других стран и был переведён на большинство европейских языков, в том числе на русский (1864).

После опубликования «Происхождения видов», Дарвин продолжил энергично работать над обоснованием проблемы эволюции. В 1868 году он публикует капитальный труд «Изменение домашних животных и культурных растений», где всесторонне анализирует закономерности изменчивости, наследственности, искусственного отбора. Идею исторического развития растений и животных Дарвин распространяет на проблему происхождения человека. В 1871 году выходит его книга «Происхождение человека и половой отбор», в которой подробно анализируются многочисленные доказательства животного происхождения человека. «Происхождение видов» и следующие 2 книги составляют единую научную трилогию, в них приведены неопровержимые доказательства исторического развития органического мира, установлены движущие силы эволюции, определены пути эволюционных превращений, наконец, показано, как и с каких позиций следует изучать сложные явления и процессы природы. Дарвин опубликовал 12 томов своих трудов. Очень интересна его автобиография «Воспоминания о развитии моего ума и характера» (в 1957 году вышла в издательстве АН СССР).

Дарвин отличался острой наблюдательностью, довольно развитыми аналитическими и синтетическими способностями, научной добропорядочностью, исключительным трудолюбием, устремлённостью и аккуратностью в работе. До последних дней своей жизни он не прекращал систематических научных исследований. Так, ещё 17 апреля 1882 года Дарвин записывал результаты наблюдений в своём саду, а 19 апреля перестало биться большое сердце титана человеческой мысли. Похоронен Дарвин в Вестминстерском аббатстве (Лондон) рядом с И. Ньютоном, М. Фарадеем и другими выдающимися учёными Англии.

Учитель биологии

МОУ СОШ с. Гатище

Цель урока: изучить научные и социально-экономические предпосылки

возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Задачи: 1) образовательная: рассмотреть предпосылки возникновения

теории Ч. Дарвина;

2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков

самостоятельной работы, выделять главное, индивидуальная

работа с раздаточным материалом;

3) воспитательная: патриотическое воспитание – на примере работ

отечественных ученых в становлении теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным конспектом,

с картой и раздаточным материалом.

Междисциплинарные связи: история, география, экология.

Внутридисциплинарные связи: зоология.

Обеспечение занятия: портрет Ч. Дарвина, географическая карта,

наглядный материал, раздаточный материал.

Оборудование: компьютер

Ход урока

I.Организационный момент.

Сообщение темы, цели занятия.

III . Изучение нового материала.

1). Социально-экономические предпосылки.

В разных областях биологии в первой четверти XIX века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистиче­ских стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых террито­рий. Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились ус­ловия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспори­мо принадлежит Ч. Дарвину.

2). Научные предпосылки.

Задание. Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19, вы­пишите фамилии ученых и названия их трудов.

Развитие геологии и палеонтологии, благодаря чему осуществ­ляется систематизация геологических слоев Земли.

Ч. Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической
геологии с ее принципами актуализма и историзма .

Достижения в химии: Велер искусственно синтезировал моче­вину.

Шлейден и Шванн создают клеточную теорию.

В России: работы Рулье и Бекетова.

Беседа: обсуждение результатов.

3). Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч. Дар­вина.

Рассказ учителя .

(Работа с картой . Учитель или учащийся показывает на карте маршрут, по которому шло путешествие. Демонстрирует изображения находок Дарвина.)

Рис. 1 Корабль «Бигль»

https://pandia.ru/text/79/117/images/image006_60.jpg" width="324" height="304 src=">

Рис.2 Маршрут экспедиции Рис.3 Скелеты ленивцев Южной Америки

(справа современный вид, слева –

ископаемый)

Ч. Дарвин () в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист-любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста (без жалованья) отплывает в кругосветное путешест­вие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейст­ва. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зе­ландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботани­ческие, палеонтологические и зоологические коллекции , проводил геологические наблюдения.

«Путешествуя на корабле ее величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отно­шениями между прежними и современными обитателями этого континента».

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев - родственников ныне живущих форм - приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере разли­чий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Разнообразные виды вьюрков, которые отличались по размеру и строению клюва, но были очень похожи на материковый вид. Дарвин предположил, что когда-то птицы попали на острова с материка и видоизменились, приспособившись к разным источникам питания (твёрдые семена, фрукты, насекомые).

В Австралии учёного поразила удивительная древняя фауна: сумчатые и яйцекладущие млекопитающие, которые давно вымерли в других местах земного шара.

Путешествие сыграло определяющую роль в формировании научных взглядов Дарвина. Войдя на корабль сторонником неизменности живой природы, пять лет спустя при возвращении домой Дарвин был убеждён, что виды способны изменяться и давать начало другим видам.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом.

Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса

(Обращается внимание учащихся на фактический материал круго­светного путешествия, подтверждающий:

Изменяемость видов;

Роль условий среды в видообразовании).

IV . Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала проводится, используя раздаточный материал и опорный конспект, в котором зафиксирован материал об эволюци­онном учении Ч. Дарвина, почву для появления которого подгото­вили успехи наук конца XVIII - начала XIX века; о путешествии Дарвина, в ходе которого он собрал материал, натолкнувший его на мысль об изменяемости видов и происхождении одних от других; об издании в 1859 г. книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»; о роли изменчивости, отбора, борьбы за суще­ствование, приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и причинах возникновения многообразия видов.

На экран выносятся основные моменты фактического материала кругосветного путешествия, подтверждающие:

- изменяемость видов;

Сходства и различие между видами;

Многообразие живых организмов;

Приспособленность живых организмов к условиям существо­вания;

Роль условий среды в видообразовании.

Учащимся раздаются карточки с изображением:

Дарвиновых вьюрков;

Бурощетиностого и гигантского броненосцев;

Двупалого ленивца;

Утконоса;

Австралийской ехидны;

Пять видов кенгуру.

Учащиеся готовят сообщения, фиксируя конкретные факты основных моментов кругосветного путешествия.

V . Подведение итогов занятий.

1.Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2. Оценить работу учеников во время занятий.

VI . Сообщение домашнего задания.

Образцы раздаточного материала.

https://pandia.ru/text/79/117/images/image009_42.jpg" width="587" height="854 src=">

https://pandia.ru/text/79/117/images/image011_31.jpg" width="568" height="859 src=">

https://pandia.ru/text/79/117/images/image013_28.jpg" width="571" height="852 src=">

https://pandia.ru/text/79/117/images/image015_24.jpg" width="684" height="1020 src=">