Расселение человека по земле маршруты ранних миграций. Факторы, влияющие на миграцию древних людей

Расселение человека по планете - один из самых захватывающих детективных сюжетов в истории. Расшифровка миграций - один из ключей к пониманию исторических процессов. Кстати, можно посмотреть основные маршруты на этой интерактивной карте . В последнее время сделано немало открытий - у ченые научились читать генетические мутации, в лингвистике найдены методы, в соответствии с которыми можно восстанавливать протоязыки и взаимосвязи между ними. Появляются новые способы датировки археологических находок. История климатических изменений объясняет многие маршруты - человек отправился в большое путешествие по Земле в поисках лучшей жизни и процесс этот продолжается до сих пор.

Возможность перемещения определялась уровнем морей и таянием ледников, которые закрывали или открывали возможности для дальнейшего продвижения. Иногда людям приходилось приспосабливаться к изменениям климата и иногда это, похоже, шло на пользу. Одним словом, я здесь немного поизобретала велосипед и набросала краткий конспект по заселению земли, хотя больше всего мне интересна Евразия, в общем-то.

Так, возможно, выглядели первые мигранты

То, что хомо сапиенс вышел из Африки сегодня признается большинством ученых. Произошло это событие плюс минус 70 тысяч лет назад, по последним данным это от 62 до 130 тысячи лет. Цифры более-менее совпадают с определением возраста скелетов в израильских пещерах в 100 тысяч лет. То есть, это событие все же происходило на протяжении порядочного промежутка времени, но не будем обращать внимание на мелочи.

Итак, человек вышел с юга Африки, расселился по континенту, переправился в узкой части Красного моря на Аравийский полуостров - современная ширина Баб-эль-Мандебского пролива 20 км, а в ледниковую эпоху уровень моря был намного ниже - возможно его можно было перейти почти что вброд. Уровень мирового океана поднимался по мере таяния ледников.

Оттуда часть людей пошла к Персидскому заливу и на территорию примерно Месопотамии, часть далее в Европу, часть по берегу в Индию и далее - в Индонезию и в Австралию. Еще часть - примерно в направлении Китая, заселила Сибирь, частично тоже двинула в Европу, еще часть - через Берингов пролив в Америку. Так хомо сапиенсы базово расселились по миру, а в Евразии сложилось несколько крупных и очень древних очагов поселений человека. Африка, где все началось, на сегодняшний день изучена хуже всего, предполагается, что в песке археологические памятники могут неплохо сохраняться, так что интересные открытия там тоже возможны.

Происхождение хомо сапиенсов из Африки подтверждают и данные генетиков, которые открыли, что у всех людей на земле первый ген (маркер) одинаковый (африканский). Еще ранее из той же Африки происходили миграции хомоэректусов (2 миллиона лет назад), которые добрались до Китая, Евразии и других уголков планеты, но потом вымерли. Неандертальцы скорее всего попали в Евразию примерно теми же маршрутами, как и хомосапиенсы, 200 тысяч лет назад, они вымерли относительно недавно, примерно 20 тыс. лет назад. Судя по всему, территория приблизительно в районе Месопотамии - это вообще проходной двор для всех мигрантов.

В Европе возраст самого старого черепа хомо сапиенс определен в 40 тысяч лет (найден в румынской пещере). Судя по всему люди поднялись сюда за животными, двигаясь вдоль Днепра. Примерно такой же возраст у кроманьонского человека из французских пещер, который считается во всех отношениях таким же человеком, как и мы, только стиральной машины не имел.

Человек-лев - самая древняя статуэтка в мире, 40 тысяч лет. Восстановлена из микрочастей в течение 70 лет, окончательно восстановлена в 2012 году, хранится в Британском музее. Найдена в древнем поселении на юге Германии, там же обнаружена такого же возраста первая флейта. Правда, в мое понимание процессов статуэтка никак не вписывается. По идее она должна быть хотя бы женской.

К этому же временному промежутку относятся и Костенки - большой археологический памятник в 400 км на юг от Москвы в Воронежской области, возраст которого ранее определялся в 35 тысяч лет. Однако есть основания удревнить время появления человека в этих местах. Например, археологи обнаружили там слои пепла - след извержений вулканов в Италии 40 тысяч лет назад. Под этим слоем были найдены многочисленные следы деятельности человека, таким образом, человеку в Костенках больше 40 тысяч лет, как минимум.

Костенки были очень густо заселены, там сохранились остатки более 60 древних поселений и люди долго жили здесь, не покинув его даже в ледниковый период, на протяжении десятков тысяч лет. В Костенках находят орудия труда из камня, который можно было взять не ближе, чем в 150 км, а раковины для бус должны были привозиться с морских побережий. Это минимум 500 км. Встречаются фигурки из бивня мамонта.

Диадема с орнаментом из бивня мамонта. Костенки-1, 22-23 тыс. лет, размер 20х3,7 см

Возможно, люди пошли примерно одновременно из общей транзитной прародины и вдоль Дуная, и вдоль Дона (ну и других рек, само собой). Хомосапиенсы в Евразии столкнулись с давно живущим здесь местным населением - неандертальцами, которые порядочно попортили им жизнь, а затем вымерли.

Скорее всего процесс расселения в той или иной степени продолжался постоянно. Например, один из памятников этого периода - Дольни Вестоницы (Южная Моравия, г.Микулов, ближайший крупный город - Брно), возраст поселения 25 с половиной тысяч лет.

Вестоницкая Венера (палеолитическая Венера), найдена в Моравии в 1925 г., возраст 25 тысяч лет, но некоторые ученые считают ее древнее. Высота 111 см, хранится в Моравском музее в Брно (Чехия).

Большую часть неолитических памятников Европы иногда объединяют термином "Старая Европа". К ним относятся Триполье, Винча, Лендель, культура воронковидных кубков. Доиндоевропейскими европейскими народами считают минойцев, сиканов, иберов, басков, лелегов, пеласгов. В отличие от позднее пришедших индоевропейцев, которые селились в укрепленных городах на холмах, старые европейцы жили на равнинах небольшими поселениями и не имели защитных укреплений. Они не знали гончарного круга и колеса. На Балканском полуострове существовали поселения до 3-4 тысяч жителей. Реликтовой староевропейской областью считается Баскония.

В неолите, который начинается примерно 10 тыс. лет назад, миграции начинают происходить активнее. Большую роль сыграло развитие транспорта. Миграции народов происходят как по морю, так и с помощью нового революционного транспортного средства - лошади с телегой. К неолиту относятся крупнейшие миграции индоевропейцев. По поводу индоевропейской прародины практически единодушно называют все ту же область на территории вокруг Персидского залива, Малой Азии (Турции) и т.п. Собственно, всегда было известно, что очередное расселение людей происходит с территории поблизости от горы Арарат после катастрофического наводнения. Сейчас эта теория все больше находит подтверждение со стороны науки. Версия нуждается в доказательствах, поэтому особое значение сейчас имеет изучение Черного моря - известно, что оно было небольшим пресноводным озером, а в результате древней катастрофы вода из Средиземного моря затопила близлежащие области, возможно, активно заселенные протоиндоевропейцами. Люди с затопленной территории рванули в разные стороны - теоретически это и могло послужить толчком к новой волне миграций.

Лингвисты подтверждают, что единый языковой праиндоевропейский предок вышел оттуда же, откуда происходят миграции на территорию Европы и в более ранние времена - примерно с севера Месопотамии, то есть, грубо говоря, все из того же района поблизости от Арарата. Крупная миграционная волна пошла приблизительно с 6 тысячелетия практически во все стороны, двинувшись в направлениях Индии, Китая и Европы. В более раннние времена миграции также проходили из этих же мест, во всяком случае логично, как и в более древние времена, проникновение людей в Европу вдоль рек примерно с территории современного Причерноморья. Также люди активно заселяют Европу со стороны Средиземноморья, в том числе морскими путями.

Во времена неолита сложилось несколько видов археологических культур. Среди них большое количество мегалитических памятников (мегалиты - большие камни). В Европе они распространены большей частью в приморских областях и относятся к энеолиту и бронзовому веку - 3 - 2 тыс. до н.э. К более раннему периоду, неолиту - на Британских островах, в Португалии и Франции. Встречаются в Бретани, средиземноморском побережье Испании, Португалии, Франции, а также на западе Англии, в Ирландии, Дании, Швеции. Чаще всего встречаются дольмены - в Уэльсе их называют кромлех, в Португалии анта, на Сардинии стаццоне, на Кавказе испун. Другой распространенный их вид - коридорные гробницы (Ирландия, Уэльс, Бретань и др.). Еще один тип - галереи. Также распространены менгиры (отдельные большие камни), группы менгиров и каменные круги, к которым относят Стоунхэндж. Предполагается, что последние представляли собой астрономические устройства и они не столь древние, как мегалитические погребения, такие памятники связывают с миграциями по морю. Сложные и запутанные взаимоотношения оседлых и кочевых народов - отдельная история, к нулевому году складывается вполне определенная картина мира.

О великом переселении народов в 1 тысячелетии нашей эры известно достаточно много благодаря литературным источникам - эти процессы были сложны и многообразны. Наконец, на протяжении второго тысячелетия постепенно складывается современная карта мира. Однако история миграций на этом не заканчивается, и сегодня она принимает не менее глобальные масштабы, чем в древности. Есть, кстати, интересный сериал BBC "Великое расселение народов".

В целом вывод и сухой остаток такой - расселение людей это живой и естественный процесс, который никогда не останавливался. Миграции происходят по определенным и понятным причинам - хорошо там, где нас нет. Чаще всего заставляют человека двигаться дальше ухудшение климатических условий, голод, одним словом - стремление выжить.

Пассионарность - термин, введенный Н.Гумилевым, означает способность народов к перемещениям и характеризующий его "возраст". Высокий уровень пассионарности - свойство молодых народов. Пассионарность, в общем-то, шла народам на пользу, хотя этот путь никогда не был легким. Мне кажется, что и отдельно взятому человеку лучше бы быть пошустрее и не сидеть на месте:))) Готовность к путешествию - это одно из двух: либо полная безнадежность и вынужденность, либо молодость души.... Вы со мной согласны?

ХР. 2.7.50.3. Пути миграций первобытных людей.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 50.3. Пути миграций первобытных людей.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Плотность населения современными людьми Ойкумены (обитаемого мира) «Старого Света». Не количество населения, а количество людей на 1 кв. км. площади!
(Спасибо авторам этой замечательной карты – А.С.).

Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Расогенез. Всемирный протобашенный понятийный язык «Турит». Евразийская языковая семья. Проникновение азиатских монголоидов в Америку. Заселение Океании и Австралии австралоидными «народами моря». Широкое распространение новых видов орудий труда и оружия. Три мировых пути человеческих миграций – Аустрический, Бореальный и Африканский (обратный). 49 000 до н.э.

«Допотопное» положение Северного и Южного полюсов, относительно низкий уровень мирового океана (на 60-61 м ниже современного уровня), иное местоположение материков и морей в климатических и природных зонах, мощное оледенение северной территории будущей Канады, а также существование Беренгии или сплошной суши-шельфа между северо-восточной Азией и Северной Америкой, а также обширных шельфовых земель Меганезии-Лемурии-Му-Сунда в Юго-Восточной Азии, оказывают определяющее влияние на допотопный мир Ойкумены (обитаемый мир) данного времени (50 000-49 000 до н.э.).

Развитие всемирного (гипотетического, «протобашенного») понятийного праязыка «Турит». Общечеловеческий понятийный язык общения «Турит» является основой всех существующих ныне языковых семей: австралийской, папуасской, айнской, нивхской, нило-сахарской, нигеро-конголезской, койсанской (бушмено-готтентотской), австрической (аустрической), чукотско-камчатской и огромной евразийской языковой семьи (40 000-20 000 до н.э.).

Формирование трёх основных путей миграций и расселения Homo sapiens sapiens – неоантропа, классического кроманьонца, современного человека, носителя будущей Ауриньякской или Ориньякской археологической культуры (её вариантов) по материкам Земли:

Аустрического, Бореального и Африканского (обратно в Африку).

Аустрический путь ведёт Homo sapiens sapiens по побережью Индийского океана через будущую Индию и Юго-Восточную Азию с разделением пути в Океанию и Австралию и по тихоокеанскому побережью Восточной Азии через Камчатку и Алеутские острова в Америку. Начало заселения территории островной Океании и Австралии «народами моря» - людьми современного вида и облика с австралоидными расовыми признаками.

Бореальный путь ведёт Homo sapiens sapiens в приполярные области Европы через Ближний Восток, Малую Азию, Кавказ и Балканы, через Причерноморье и Предкавказье на европейскую территорию будущей России и через Среднюю Азию, Южный Урал и Алтай до Восточной Сибири, Приморья и Беренгии. Начало заселения территории Северной Америки через Беренгию первобытными людьми Homo sapiens sapiens современного вида с монголоидными расовыми признаками.

Обратный Африканский путь ведёт Homo sapiens sapiens к заселению Африки: Сахары, Северо-Восточной Африки, побережья африканского Средиземноморья и близлежащих островов. Заселение Северной Африки, Средиземноморья и близлежащих островов Негроидной расой людей современного вида и облика.

Общее (расчётное) народонаселение Земли в данное время (50 000-49 000 до н.э.) составляет 25 000 000 человек. При этом «феноменологическая теория роста населения Земли» и методика расчёта населения Земли в прошлом и будущем настолько сложна и интересна, что требует разъяснения в отдельной главе «Хронологии».

В указанное расчётное число первобытных людей данного времени (50 000-49 000 до н.э.) включены не только представители реально существующих человечеств, рас и народов разумных классических неандертальцев и кроманьонцев, но и вероятное расчётное количество древних архантропов, питекантропов и иных реликтовых гоминид.

Многие из них занимают самые «глухие», «тайные», скрытые, потаённые, изолированные и удалённые уголки Ойкумены (обитаемого мира), располагаются на суше шельфов мирового океана и морей, обитают на островах и континентах, судьба которых предрешена будущими всемирными катастрофами (легендарная Арктида-Гиперборея, Беренгия, Меганезия-Лемурия-Му-Сунда, Атлантида).

Поэтому в расчёт фактической численности человечества (человечеств) и рас разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (49 000 до н.э.) естественно и неизбежно можно (возможно, вероятно) включать гораздо меньшее количество первобытных людей – носителей открытых, определённых и известных науке археологических культур.

Так, например, на территории Африки известно около 1000 различных стоянок первобытных людей периода 51 000-50 000 до н.э., следы и артефакты которых доказательно свидетельствуют о единовременной жизнедеятельности больших сообществ людей (кровнородственных семей, общин, родов, фратрий) численностью до 100 человек. Таким образом, учёные-археологи считают, что в Африке реально в указанное время существовало и проживало не менее 100 000 человек современного вида.

Такая методика расчёта численности первобытного населения сугубо материальная, реалистичная, фактическая, действительная, но естественно и неизбежно не учитывает количество первобытных людей, по разным причинам, не оставивших материальные следы своего существования.

Однако их наличие и присутствие выдают другие информационные следы и материальные носители информации – перемещение во времени и пространстве технологий производства типичных орудий и оружия, традиций жизнедеятельности и культурного поведения, генетическая наследственность потомков.

Во все времена истории количество живых обитателей на Земле подчиняется одному простому закону – их столько, сколько может «прокормить» конкретная среда обитания.

В мирное, обильное, благополучное, бесконфликтное и безопасное время количество живых существ не ограничивается ничем, кроме продуктивной возможности территорий их обитания. При этом только хищники (но не люди) могут влиять на общую численность объектов своей охоты, никогда не уничтожая всех и каждого.

Когда же происходит «демографический взрыв» и численность определённых живых существ превышает продуктивные возможности территории их обитания, либо когда в силу катастрофических климатических или природных феноменов «территория кормления» перестаёт обеспечивать существование большого количества живых существ, тогда начинается инстинктивная борьба всех и каждого за выживание. Одна из форм такой борьбы за выживание – это массовые миграции на новые кормовые территории.

Первобытные люди данного времени (50 000-49 000 до н.э.) обитают в благоприятных климатических и природных условиях допотопного положения полюсов и уровня мирового океана (на 60-61 м ниже современного уровня), в условиях продолжающейся стадии древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), в условиях развития Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.) и продолжения стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Поэтому археологические следы и артефакты каменной индустрии Мустьерской культуры, широко распространившиеся по Ойкумене (обитаемому миру), доказательно информируют нас и свидетельствуют о вероятном «демографическом взрыве» и массовых миграциях первобытных людей, среди которых ключевое значение имеют представители Homo sapiens sapiens – раса разумных классических кроманьонцев.

По общепризнанному определению «демографический взрыв» - это резкое увеличение численности в результате снижения смертности при высокой рождаемости.

Естественно и закономерно в благополучных регионах с обильными ресурсами жизнеобеспечения, как правило, рождаемость низкая, а срок жизни живых существ более долгий. Всем естественно хочется пожить подольше без забот и хлопот…

В неблагополучных регионах со скудными ресурсами жизнеобеспечения высокая рождаемость и численность живых существ повышает вероятность выживания наиболее сильных и приспособленных, повышает вероятность сохранения и развития вида и рода. Кроме этого нельзя забывать, что практически в течение всего периода Каменного века естественный, жертвенный или ритуальный каннибализм был одним из способов обеспечения выживания людей и животных в голодное время…

Автор не просто так в предыдущих главах «Хронологии» подробно исследовал фактические, реальные, действительные, а также возможные и вероятные способы выживания первобытных людей в различных климатических и природных зонах.

Дело в том, что даже сегодня размещение современных людей в местах обитания на Земле крайне неравномерно. Человеческие поселения (дома, деревни, посёлки, сёла, города) есть почти везде на Земле, даже в Антарктиде и на ледяном поле Северного полюса. Однако большинство современного населения Земли проживает на относительно небольших территориях.

На иллюстрации в начале данной главы показана плотность населения и места обитания современных людей Ойкумены (обитаемого мира) – Африки, Европы, Азии, Океании, Австралии и Новой Зеландии (без Америки) по состоянию на 1994 год.

Основываясь на факторах нормального естественного обитания в соответствующих климатических, природных (ресурсных) и экологических условиях, на местонахождении следов обитания первобытных людей, на местоположении их стоянок, поселений и созданных ими артефактов, можно с уверенностью утверждать, что указанная на карте-иллюстрации плотность населения и места обитания соответствует путям расселения или миграций первобытных людей современного вида данного и последующего времени (50 000-10 000 до н.э.).

Большинство человеческого населения Земли во все времена проживало и проживает на весьма ограниченных территориях. Сегодня около 30% населения Земли сосредоточено в Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Индонезия), 25% - в Восточной Азии (Китай, Япония). Много людей проживает в Европе и на востоке Северной Америки.

Плотность населения в местах обитания людей также резко колеблется. Так, например, в срединной части Гангской долины (Индия) плотность населения в три раза выше, чем в среднем в стране (270 человек на 1 кв. км.).

В Африке наиболее густонаселённая территория – это Нигерия (130 человек на 1 кв. ккм.). В Европе средняя плотность населения составляет около 32 человек на 1 кв. км. В Австралии на 1 кв. км. территории приходится около трёх человек населения, а в Центральной Азии (Монголия) – 1-2 человека на 1 кв. км.

Очень значительные территории Земли изначально и до сих пор практически не заселены человеком.

Пугающее количество современного населения Земли – 6 400 000 000 человек – можно разместить на площади 6400 кв. км – это площадь озера Иссык-Куль (Киргизия) или на площади трёх Женевских озёр (Швейцария), либо на территории испанских Канарских островов (7200 кв. км). При этом вся остальная территория Земли была бы свободной от людей.

Поэтому «пугать» должна не численность населения Земли, а их местопребывание, плотность населения, скученность в местах проживания (кормления).

Анализ истории и демографии человечества позволяет выявить некоторые закономерности прироста населения, размещения, расселения и миграций людей. Так, например, естественно и закономерно максимальный прирост населения наблюдается в так называемых «развивающихся странах» или «развивающихся культурах». При этом прирост населения закономерно низок в так называемых «развитых странах» или «развитых культурах».

Быстрый прирост населения или «демографический взрыв» вызывает неизбежный и естественный возрастной дисбаланс – больше становится детей, подростков и пожилых людей, то есть нетрудоспособного населения. Детей возрастом до 15 лет становится около 50%, а пожилых людей – от 10 до 15%.

При этом плотность населения на «кормовых территориях» возрастает, население стоянок-поселений увеличивается, что неизбежно порождает не только сплочённость и боевитость во время опасности, но и стрессы, ссоры, конфликты, соперничество и конкуренцию в «мирное время».

Характерным и закономерным является относительно высокий уровень жизни в местах постоянного или преимущественного проживания людей, в местах стоянок-поселений. Здесь, как правило, образуются технические, технологические, культурные и культовые центры. При этом «высокий уровень жизни» в стоянках-поселениях резко контрастирует с низким (бедным, полуголодным, бродяжническим, нищенским) уровнем жизни на «периферии».

Вот почему во все времена истории человечества (человечеств) обитатели «культурных, цивилизованных центров» неизбежно, естественно и закономерно враждовали и враждуют с обитателями «диких, варварских окраин» (и наоборот).

В случае с кровнородственными человеческими объединениями (семьями, общинами, родами, кланами, племенами и народами) избежать «братоубийственной вражды» возможно только двумя способами – освоением и заселением незанятых (безлюдных) кормовых территорий или завоеванием и порабощением «чужих» территорий (занятых чужими, неродственными людьми).

Вот почему в условиях «демографических взрывов», всемирных катастроф, климатических и природных изменений, а также при истощении ресурсов «кормовых территорий» массовые миграции ключевых животных и первобытных людей стали неизбежными, естественными и закономерными.

Кроме этого одной из причин перемещений и расселений первобытных людей по Ойкумене (обитаемому миру) является исследовательский инстинкт – поиск «земли обетованной», «рая», «райского сада», «мест обильных дичью», «счастливого места», где жизнь и обитание является беззаботным, сытым, безопасным, весёлым и радостным времяпрепровождением.

Как правило, об этих «райских кущах» мечтают «стар и млад» – немощные старики и нетерпеливые подростки. Одним хочется заслуженного покойного отдыха, другим – беззаботного праздного веселья. При этом и те и другие нуждаются в содержании и кормлении…

Автор убеждён, что в данное время (50 000-49 000 до н.э.) первобытные люди соответствующего возраста мечтают о счастье точно так же, как современные «тинэйджеры» и «зрелые люди», например, в сегодняшней Украине…

Поэтому, основываясь на фактическом, реальном, действительном и закономерном расселении людей по Ойкумене (смотри карту-иллюстрацию), можно определить места и территории предпочтительного или преимущественного обитания первобытных людей, направление их миграционных потоков и путей. Кстати, карты генетических маркеров, узлов и скоплений точно соответствует картам плотности населения Земли.

Таким образом, численность народонаселения Ойкумены не так страшна, как неравномерность численности (плотность) людей в местах постоянного или компактного обитания (проживания, кормления). Земля в целом может прокормить и «выдержать» одновременное существование десятков миллиардов животных и людей.

Рост численности населения неизбежно и естественно приводит к снижению пищевых ресурсов, поэтому «кормовые возможности» коренных территорий обитания первобытных людей непрерывно снижаются. В климатических и природных условиях африканской Сахары и в целом Африки «демографический взрыв» неизбежно приводит к массовому голоду, эпидемиям, эпизоотиям, миграциям.

Если в настоящее время (при развитом сельском хозяйстве и производстве) каждый пятый житель планеты голодает или недоедает, то в данное время (50 000-49 000 до н.э.), вероятно, количество голодающих или недоедающих первобытных людей также велико.

Правда, уровень потребления жизненных благ первобытных людей несоизмеримо иной, чем в наше время. Кроме этого количество ключевых животных и растений, обеспечивающих жизнь и жизнедеятельность первобытных людей данного времени (50 000-49 000 до н.э.) также несоизмеримо велико.

Таким образом, не деградация пищевых территорий и экосистем, но увеличивающаяся плотность населения, возможно, являются причинами миграций животных и первобытных людей.

Инстинктивное стремление к освоению и открытию новых территорий, поиск «земли обетованной», желание отделиться, обособиться, создать свою семью, свою общину, свой род или народ, мечта найти «своё место в жизни» и создать всё новое «своё» (отличное от надоевших традиций), а также конфликты, соперничество и конкуренция – вот основные причины «героических» миграций и путешествий людей всех времён и народов.

Автор не просто так упомянул слово-понятие «путешествия» применительно к человечеству (человечествам) данного времени (50 000-49 000 до н.э.). Миграции – это не перемещение животных и людей только в каком-либо одном или одностороннем направлении, это, как правило, перемещение «туда» и возвращение «обратно» - на родину.

Вот почему на местах и территориях, покинутых когда-то людьми, занятыми и обжитыми новыми мигрантами, вдруг появляются либо отдельные люди, либо масса потомков бывших коренных жителей. Они возвращаются из миграций-путешествий в свои родные места, принося с собой массу полезного, интересного, поучительного или вредного – свой жизненный опыт, настроения, впечатления, истории, сведения, знания, орудия, вещи, предметы, нравы, обычаи и т.д.

Кроме этого под «путешествиями» первобытных людей можно понимать: охотничьи и исследовательские походы; походы за минеральным и каменным сырьём; перемещения в места коллективных встреч-мероприятий, например, в места совместной сезонной массовой загонной охоты, сбора съедобных растений, ягод и орехов, переходы в места проведения ритуальных встреч, инициаций, состязаний, празднеств, свадеб, обмена «невестами» и «женихами» и т.д.

Вообще «перемещение» в данном случае это:

Смещение, сдвиг, передвижение, миграция, движение, перестановка, перегруппировка, перенос, транспортировка, переход, переезд, передача, путешествие;

Сдвигание, подвигание, телекинез, эпейрофорез, перебазирование, перекатывание, переваливание, спускание, передислокация, гелиотаксис, перегон;

Носка, откатка, конвекция, сдвижка, откатывание, перебазировка, отодвигание, переволакивание, стаскивание, переброска, перевозка, соскакивание, отметание;

Перенесение, перевоз, перетягивание, перетаскивание, переселение, переползание, перевалка, анафорез, подвижка, двигание, перебрасывание, перебегание;

Перевод, несение, течение, сток, стекание, адвекция, перегрузка, ток, продвижение, передвижка, перекидывание, дрейф, передвигание.

При этом перемещение-путешествие – это «шествие по пути», поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам, обычно для ознакомления, исследования или отдыха (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.). Перемещения-путешествия, как правило, бывают временными или транзитными («туристическими», «гостевыми»), не затрагивающими коренные интересы и права местных жителей определённых территорий.

Перемещения-миграции – это всегда целенаправленные или вынужденные путешествия, имеющие особые причинно-следственные мотивы. Перемещения-миграции, как правило, затрагивают коренные интересы местных жителей определённых территорий и неизбежно рассматриваются ими как вторжение, агрессия и нарушение установленных или общепризнанных границ.

При этом «нарушение границ среды обитания» - это инстинктивное врождённое чувство, основанное на инстинкте самосохранения, охраны и обеспечения безопасности определённой территории местопребывания, кормления или добычи необходимых для жизни ресурсов.

Практически все животные и люди инстинктивно ощущают некоторое пространство вокруг себя, как «свою территорию», «своё место», «свой дом». Они ограничивают свою среду обитания следами, пахучими или приметными знаками-сигналами, метят её, охраняют и защищают от чужого вторжения.

При этом существуют общедоступные места и территории, например, водопои, броды, перевалы, которые по общепринятому согласию могут использоваться всеми, потому что иных путей обхода или перехода просто не существует. К таким местам относятся, вероятно, территории «исхода первопредков» или родина.

Слово-понятие «ро;дина» происходит от славянского слова «род». Род – это община кровных родственников, имеющая одного общего прародителя-предка (материнский или отцовский род). При этом память или имя предка-прародителя (родовое имя) сохраняется за всеми членами рода и передаётся «по наследству».

Родина – это «семья» (Словакия, Польша, Украина), «место рождения» (Болгария), «обилие плодов» (Сербия, Хорватия). Родина – это синоним слова «отечество», то есть «место, где родился человек, а также местность, территория или страна, в которой он родился и к судьбе которой он ощущает свою духовную сопричастность, место, откуда произошли предки, родовые корни человека» (на основе определения в Википедии).

Несомненно, перемещения (путешествия и миграции) первобытных людей происходили, как в границах территорий обитания (кормления) первобытных людей, так и за их пределами. При этом, выходя за границы обитания общины, рода или племени, отделившиеся семьи, общины или роды на время (или навсегда) утрачивали непосредственную связь с родиной.

Поэтому сезонные, целенаправленные или вынужденные миграции уже в данное время (50 000-49 000 до н.э.), вероятно, воспринимаются всеми как переселение или перемещение на новые территории, как расселение по обширной территории, как захват жизненного пространства.

Изначально, из мира животных инстинктов, существует общепринятое в живой природе правило естественного права – нарушение границ определённой территории обитания влечёт за собой неизбежный конфликт, столкновение с хозяевами этой территории. При этом преимущественное право на обладание определённой территории или места обитания имеет тот, кто первым это место захватил и освоил.

Территория обитания первобытных людей данного времени (50 000-49 000 до н.э.) не могла быть небольшой по площади, так как это была «территория кормления», сбора съедобных растений и активной охоты. Для нужд «присваивающего первобытного хозяйства» нужна относительно обширная и богатая ресурсами территория.

Вот почему проблема плотности населения мест обитания, пребывания и кормления первобытных людей во все времена Каменного века была одной из самых главных (первая проблема – это голод), от её разрешения зависело выживание коренной общины или рода.

Вот почему по закону подобия («всё подобно всему»), как это принято у большинства видов животных, после достижения «относительного возраста самостоятельного жизнеобеспечения» молодые люди неизбежно уходили (мигрировали) в просторы Ойкумены, создавали свои группы, отряды и общины, завоёвывали себе самок-женщин, создавали семьи и искали свои территории кормления и обитания, свою «землю обетованную».

Сезонные миграции, охотничьи походы к местам скопления мигрирующих животных или к местам нерестилища рыб, а также походы за необходимыми ресурсами в первобытные каменоломни к месторождениям каменного сырья относятся к временным или регулярным миграциям. При этом пути этих миграций проходил либо по границам чьих-то территорий, либо по «диким» неизведанным или неосвоенным никем местам (территориям).

На «диких» территориях они находили «диких» или непуганых человеком животных, либо полное отсутствие соперников-конкурентов (кроме хищных животных), либо «диких», одичавших или древних людей (архантропов, питекантропов, ранних неандертальцев). На новых неосвоенных территориях пришельцы могли относительно свободно развиваться, начинать (порождать) свои роды, быть прародителями, героями-демиургами, создателями новых культур, «учителями» для «диких» коренных обитателей.

Ежедневные или сезонные миграции охотников и собирателей, как правило, не выходили за границы определённых освоенных первобытными людьми территорий, которые были им визуально и тактильно (на ощупь) хорошо знакомы и памятны.

Так они ходили: в лес за грибами и ягодами; в поля и луга за съедобными и лекарственными растениями; к местам установки силков, ловушек и ловчих ям; к местам закладки верш; к ловушкам-загонам; к местонахождению сырья для изготовления орудий, а также за топливом (сушняк, валежник) для костров. Неизбежно и естественно пути таких «внутренних» миграций и походов превращались в хорошо заметные или намеренно ориентированные многокилометровые тропинки, тропы и «дороги».

Вероятно, уже в данное время (50 000-49 000 до н.э.) пути внутренних миграций обозначаются следами и останками различных событий, происходивших в разное время на этих путях и в окружающей их местности. Это были: костные останки добытых на охоте животных, потухшие кострища, кучи отбросов и бытового мусора, ветровые заслоны или походные шалаши-жилища, запасы топлива, брошенной или потерянное снаряжение и орудия, намеренно оставленные знаки-сигналы.

Во время таких внутренних миграций (особенно на обширной и незнакомой местности) также естественно и неизбежно либо одиночки, либо группы охотников, собирателей или мигрантов-переселенцев могли заплутать, потерять ориентировку, заблудиться, уйти в другую сторону. Этому могли способствовать разливы рек, наводнения, бурная погода, грозы, ураганы, бури, извержения вулканов, землетрясения, сходы лавин, камнепады, сели и другие катастрофические климатические или природные феномены.

Неизбежно и закономерно мифологическое, тотемическое и анимистическое мышление и мировоззрение первобытных людей данного времени (50 000-49 000 до н.э.) одухотворяло и очеловечивало такое вмешательство природных сил (феноменов), придавало им структуры-образы вмешательства духов предков или иных духов (сил, энергий, явлений, феноменов).

При этом неизбежно и естественно в случае несчастья или беды структура-образ духа предков (обычно защищающих потомков) воспринимается первобытными людьми как проявление их гнева, обиды, неудовольствия, неудовлетворённости. Тоже самое относится к иным враждебным для первобытных людей климатическим, погодным и природным духам-силам, духам-явлениям, духам-феноменам. Поэтому их нужно задобрить…

Если в коллективе первобытных людей, в семье, в общине, во фратрии, в племени возникают частые бытовые, хозяйственные или ритуальные ссоры, конфликты, вражда, то неизбежно, естественно и закономерно эти драматические, а порой и трагические события, воспринимаются как гнев и неудовольствие духов-предков, требующих ради мира и лада в обществе изгнания провинившихся, наиболее неуживчивых или ярых противников устоявшихся традиций, обычаев и обрядов.

Тоже самое относится к преступникам, преступившим установленные табу или запреты, совершившим акты «вандализма» по отношению к общему имуществу, запасам продовольствия и сырья, к нарушителям и разрушителям устоявшихся традиций, к ворам, насильникам и убийцам. Таких, как правило, либо изгоняют из общин, либо казнят в качестве искупительной жертвы духам-предкам или для упокоения духов убиенных (умиротворения скорбящих).

В любом случае различного вида миграции во все времена и, судя по археологическим находкам особенно в данное время (50 000-49 000 до н.э.), являются весьма распространённым явлением первобытной культуры или первобытной цивилизации всего человечества (человечеств).

Несомненно, одной из первой по важности причиной миграций первобытных людей во все времена Каменного века было истощение пищевых ресурсов, собираемых на обитаемой территории, а также миграции или исчезновение ключевых видов животных – объектов охоты.

Миграции животных, как и миграции первобытных людей, также подчиняются климатическим и природным феноменам, но более устойчивы во времени и пространстве (путям следования, маршрутам), так как животные в большей степени, чем люди, руководствуются своими генетическими и врождёнными инстинктами, инстинктивной памятью.

Вот почему они упорно «штурмуют» единожды удачно преодолённые перевалы, перекаты, броды, опасные или топкие места, несмотря на то, что в этих местах их могут подстерегать хищники или охотники. Рыба, стремящаяся на нерест в верховья рек, вообще «тупо», «на удачу», упорно и массово пытается проскочить стремнину, водопады, различные препятствия, запрыгивая или заплывая при этом в запруды-ловушки, в лабиринты-загоны, устроенные охотниками-рыболовами.

Миграции людей мотивированные, разнообразные, продуманные, целенаправленные или обоснованные. Как правило, все человеческие миграции, от малых – ежедневных, средних – сезонных и больших – многомесячных или многолетних, являются возвратными, то есть предполагают возвращение «домой» (на родину).

Так первобытные охотники всегда возвращаются на место стоянки-поселения, где их ждут дети, женщины и старики. Так возвращаются «домой» собиратели и рыболовы. Так возвращаются «домой» с добычей и рассказами о приключениях группы отважных охотников-воинов. Так возвращаются «домой» вынужденные скитальцы, путешественники-исследователи, изгнанные или «блудные сыны».

Инстинктивное стремление возвращения на родину, к месту рождения, «к родному порогу», к родным и близким, к духам-предков, к «духовным истокам» является общечеловеческим, обычным, традиционным и даже ритуальным для всех и каждого человека на Земле. Не всегда это получается и происходит, но такое инстинктивное стремление существует и присутствует у всех (в разной степени).

Таким образом, можно с уверенной вероятностью утверждать, что пути миграций первобытных людей во все времена Каменного века не были только односторонними – миграции были двусторонними, «туда и обратно», «в неизведанные дали и обратно домой», как бы далеко и надолго не уходили первобытные люди в просторы Ойкумены…

Вот почему во все времена Каменного века постоянно наблюдается «перемещение», «перемешивание», «проникновение» каменных индустрий, археологических культур, смешивание представителей разных человечеств и разных видов и типов первобытных людей – архантропов, питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев.

Вот почему в мифологии практически всех народов мира существует устойчивый во времени и пространстве архетип и структура-образ духов-предков, духов-божеств, духов-создателей, духов-пришельцев, духов-учителей, духов-богов, «пришельцев»…

Автор не исключает прибытие инопланетных пришельцев на Землю, которые могли быть для коренных первобытных землян богами-учителями, но более реалистично, вероятно и закономерно такими «пришельцами» могли быть и вероятно были представители более развитых человеческих первобытных цивилизаций, например, легендарной Арктиды-Гипербореи, Меганезии-Лемурии-Му-Сунда, Атлантиды и многих других, пока неизвестных.

Главный вывод из феномена животных и человеческих миграций в том, что они не являются односторонними (в один конец), что Аустрический, Бореальный и Африканский пути миграций современного человечества являются двусторонними путями развития первобытных цивилизаций, путями истории развития человечества.

Естественно, чем дальше уходили по путям миграций первобытные люди, тем сильнее рвались их генетические, исторические и культурные связи с родиной, с генетическими истоками, с родительскими корнями, с традициями предков. Рвались, но никогда не прерывались, так как гены и генетическая память людей мутировали, изменялись, развивались, но сохраняли свои изначальные инстинктивные структуры-образы и архетипы поведения.

Вот почему иногда рождаются дети и вдруг начинают говорить на «мёртвом языке» давно исчезнувших народов и этносов, появляются и возрождаются шаманы и экстрасенсы, герои-демиурги и ведуны-пророки, нравственные авторитеты и мудрые вожди, отважные путешественники-исследователи и гениальные учёные-открыватели…

В данное время (49 000 до н.э.) осуществляются так называемые «ранние миграции» первобытных людей, в результате которых расширилась Ойкумена разумных классических кроманьонцев или первобытных людей современного вида.

Характерно, что эти первобытные люди движутся по тропам и дорогам «протоптанным» их предшественниками – пересекают проливы, пустыни, реки, горы, равнины практически в тех местах, где обитали гоминиды, архантропы, питекантропы, древние неандертальцы. Об этом доказательно свидетельствуют тысячелетние археологические культурные слои в пещерах и на местах стоянок-поселений.

Раннее или первичное человечество (человечества) мигрировало в пределах африканского континента в районе расположения глубинных разломов Восточноафриканского грабена. Их Ойкуменой (обитаемым миром) были области африканских Великих озёр, дождевые тропические леса, саванны Сахары и Южной Африки, бассейны великих африканских рек и морское побережье Средиземного и Красного морей.

Вероятнее всего, наиболее интенсивно в данное время (50 000-49 000 до н.э.) осуществлялся миграционный процесс развития Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев в африканской Сахаре, в районах Атласа (Атласских гор), нагорья Ахаггар, нагорья Тибести, Восточно-Африканской рифтовой системы, Эфиопского нагорья, Драконовых гор и Большое Карру Южной Африки.

Их этих районов «волнами» осуществлялись первые древнейшие и очередные (данного времени) миграции Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев на север в благодатные районы субтропического Средиземноморья, на северо-восток в саванны Ближнего Востока, Малой и Передней Азии (Левант, Плодородный Полумесяц) и на восток – по древнейшему миграционному пути обитателей океанских и островных побережий Южной Азии, Юго-Восточной Азии и легендарной Меганезии-Лемурии-Му-Сунда (Австралии).

Самые отважные и наиболее предприимчивые представители Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев, вероятно, успешно «захватывали» (заселяли, обживали, внедрялись, заполняли и т.д.) территории издревле занятые в Евразии Homo sapiens neanderthalensis – расой человечества классических разумных неандертальцев.

В условиях господства архетипического присваивающего охотничье-собирательского первобытного хозяйства не было другого вида освоения занятых кем-то территорий кроме силового захвата или интенсивного вытеснения.

Более многочисленные, лучше вооружённые, сплочённые, сообразительные и опытные «захватчики», закалённые в миграционных боях, охотах и приключениях, вероятно, сравнительно легко, где натиском, где обманом, где мирным дарообменом диковинными орудиями, вещами и предметами, перехватывали инициативу в использовании новых кормовых и ресурсных территорий.

Главным фактором захватнических миграционных потоков была разница в уровнях развития пришлых и коренных народов.

Более развитые, предприимчивые, изобретательные, культурные и цивилизованные «пришельцы» умело внедрялись, захватывали и покоряли коренные народы, живущие древними (устаревшими) первобытными традициями.

«Аборигенам» оставалось только сопротивляться и беспощадно бороться за свою жизнь и традиции, либо смириться и ассимилироваться с «пришельцами», чтобы на основе их знаний и опыта стать более сильными, чем их захватчики.

Так было, так есть и так будет всегда, потому что процесс захватнических миграций, возможно, является закономерным и общим не только для человека, человеческих объединений, всего человечества, но и для иных человечеств или разумных человекоподобных сообществ в живой природе (во Вселенной).

Аустрический или Юго-Восточный путь миграций является относительно лёгким, привычным, благодатным, простым, так как пролегает практически в одном климатическом или природном экваториальном или субтропическом поясе (в широтном направлении).

Издревле полуголые гоминиды, архантропы, питекантропы и иные древние первобытные люди перемещались по морским и океанским побережьям, питаясь дарами моря. Так они освоили пути и места кормления на побережье и шельфе Красного моря, пересекли Пролив Скорби (Баб-эль-Мандебский пролив), освоили аравийское побережье и шельф Индийского океана, Персидского залива, Индокитая.

Великие реки и речные долины Передней и Южной Азии, несомненно, привлекали внимание всех мигрантов и увлекали их вглубь континентов и стран. Часть мигрантов неизбежно встречали на своём пути удобные для проживания пещеры и гроты, осваивали или захватывали их, оставались и осваивали по своему окружающие территории. Особенно много мигрантов всех времён и народов осталось жить навсегда на территории Южной Азии (смотри карту-иллюстрацию).

Распространившись по океанскому побережью шельфа Индийского океана до Юго-Восточной Азии, мигранты данного времени (50 000-49 000 до н.э.) неизбежно и естественно заселяют пригодные для проживания места и территории, как в глубине континента, так и пересекая проливы между островами. Этому способствует относительно низкий уровень мирового океана (на 60-61 м ниже современного) и наличие обширной шельфовой суши Меганезии-Лемурии-Му-Сунда.

Вероятнее всего, в этом юго-восточном регионе сформировалась древнейшая «первобытная цивилизация народов моря» данного времени (50 000-49 000 до н.э.).

Характерно, что все первобытные «народы моря» Австралоидной расы (как позже полинезийцы, древнегреческие аргонавты, средневековые варяги, викинги и современные поморы), совершая разведывательные морские походы к новым землям, устраивают свои опорные пункты и колонии на побережье (на прибрежной полосе, мысах и прибрежных островах), чтобы в любую минуту можно было сесть на лодки и выйти в море.

Вместе с волнами мигрантов, переселенцев и завоевателей разных первобытных рас и народов по всему миру Ойкумены распространяются новые виды орудий труда и оружия, в том числе, вероятно, лук и стрелы.

Аустрический путь миграций на Востоке разделяется на два потока (две ветви) – на юго-восток к Австралии и на север вдоль побережья шельфа Тихого океана и его морей. В Австралию первобытные люди попадают через Зондские острова, а на север Восточной Азии, Дальнего Востока и Приморья вплоть до Камчатки и Чукотки они попадают по тихоокеанскому побережью.

Аустрический путь миграций Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев – непосредственно связан с морем, с водой, с водными средствами передвижения, с опытом судовождения, судостроения, с умением вязать узлы, создавать различные конструкции, в том числе жилища на сваях или на вершинах больших деревьев, с умением везти или нести с собой не только съестные припасы, но и необходимые ресурсы для изготовления орудий труда и боя, возможно и вероятно, семена съедобных и лекарственных растений и даже каких-либо животных, например, птиц (кур).

В данное время (50 000-49 000 до н.э.) закладываются традиции жизнедеятельности будущих современных народов Южной и Юго-Восточной Азии, но в Австралии мигрантов Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев встретили коренные обитатели – аборигены первых двух волн выходцев из Африки.

Кто кого завоевал или ассимилировал в данное время определить практически невозможно, потому что (смотрите карту-иллюстрацию) жизненного пространства на указанном Аустрическом пути первобытных миграций для всех было больше чем предостаточно.

Если древние коренные жители с их «примитивными» орудиями труда и боя довольствовались только тем, что давала им благодатная окружающая среда, то пришельцы-мигранты Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев с более совершенными орудиями труда и боя могли найти себе пропитание и добычу практически везде, где им было угодно…

Бореальный или Северный путь первобытных миграций, несомненно, был очень обширный, имел много направлений, потоков и дорог. Практически со всех южных континентов и стран обитатели субтропиков стремились в регионы с умеренным климатом и очень богатой живой природой.

Главное – здесь обитали неисчислимые стада ключевых растительноядных животных Мамонтового комплекса – неисчерпаемый источник жизненно важных ресурсов. В Евразии Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев обрела необъятные просторы жизненного пространства.

Несомненно, заселение средиземноморского побережья и шельфа Южной Европы, Ближнего Востока и Малой Азии древнейшими Homo sapiens sapiens – представителями расы человечества классических кроманьонцев – осуществлялось несколькими миграционными потоками: с территории Северо-Западной Африки (Атласские горы), Северной Африки (средиземноморское побережье Сахары, нагорья Ахаггар и Тибести) и Северо-Восточной Африки (Эфиопское нагорье, побережье Красного моря, долина Нила).

К данному времени (50 000-49 000 до н.э.) просторы Евразии уже были относительно плотно заселены человечеством Homo sapiens neanderthalensis – расой человечества классических разумных неандертальцев и, возможно, другими реликтовыми человечествами, например, «денисовцами» и другими потомками древнейших архантропов и питекантропов.

Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества разумных классических неандертальцев несколько сотен тысяч лет господствовала на огромных территориях Южной и Западной Европы, Центральной и Восточной Европы, Восточно-Европейской (Русской) равнины, Южного Урала, Алтая, Прибайкалья, Сибири, Дальнего Востока, Чукотки и Якутии, а также, возможно, на огромной территории сухопутного шельфа морей Северного Ледовитого океана и Беренгии.

Поэтому вторжение новых волн африкано-азиатских мигрантов Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев – в Евразию, вероятно, было не всегда мирным, а вероятнее всего было относительно агрессивным, напористым, предприимчивым, по характеру примерно таким, как освоение русскими просторов Сибири в XVI-XVII веках нашей эры.

В данное время, в подходящие сезоны, вероятно только пустыни и высокие горы с заснеженными или ледяными вершинами и перевалами были естественными и непреодолимыми препятствиями для разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (49 000 до н.э.). Остальные природные зоны, вплоть до приледниковых районов северной или высокогорной тундры были освоены человеком данного времени.

Несомненно, на многих территориях Африки и Евразии возникали и существовали «многолюдные» области с относительно плотным местным коренным населением. Указанные на карте-иллюстрации области с высокой плотностью современного населения, возможно, традиционно являются такими же заселёнными и в данное время (50 000-49 000 до н.э.).

Естественно на указанной карте-иллюстрации не указаны области расселения первобытных людей на шельфе затопленном водами современного мирового океана и морей после окончания Великого оледенения и Всемирного Потопа (29 000-5000 до н.э.). Кроме этого нельзя не учитывать возможное, вероятное, реальное, действительное и фактическое существование легендарных стран – Арктиды-Гипербореи, Меганезии-Лемурии-Му-Сунда и Атлантиды.

Несомненно, миграции первобытных людей данного времени (50 000-49 000 до н.э.) не были скорыми во времени. Перемещение, путешествия и освоение территории осуществлялось первобытными людьми весьма медленно, неспешно, осторожно, с длительными остановками или длительным пребыванием на открытых и обильных ресурсами территориях.

Например, легендарный пророк и вождь Моисей в течение 40 лет будет вести массу своих соплеменников по ближневосточным пустыням, пока не сплотит все роды-колена в единый сплочённый народ и не обретёт, наконец, Землю Обетованную.

Африканский или обратный путь первобытных миграций, несомненно, является не только возвращением на генетически-историческую прародину потомков древнейших «первоисходцев» или Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев – «исходцев» из Африки данного времени (50 000-49 000 до н.э., но и расселением разумных классических кроманьонцев внутри самой Африки, в частности на юг Африки.

Сохраняя характерный для всех древнейших народов Земли традиционный образ жизни предков, первобытные люди данного времени (50 000-49 000 до н.э.), обитающие в относительно благоприятных климатических и природно-экологических условиях, вероятно, не спешат коренным или революционным образом менять что-то в своей жизни.

Сравнительный анализ костных останков и черепов разумных классических неандертальцев и кроманьонцев в разных местах Ойкумены (обитаемого мира) доказательно свидетельствуют об изолированном характере их жизнедеятельности.

Практически каждая семья, община или род, как правило, живёт сама по себе и общается с другими семьями, общинами или родами только по необходимости – для обмена «женихами» и «невестами», для совместной облавной охоты, для культурных совместных и ритуальных мероприятий, для защиты от «агрессивных пришельцев».

Вот почему в разных местах Ойкумены возникли и существуют относительно компактно проживающие человеческие объединения разных первобытных этносов, которые современные антропологи относят даже к разряду «рас» или к «вариантам морфологических рас», образовавшихся в результате многотысячелетних миграций и расселения древнейших африканских представителей Homo sapiens sapiens – расы человечества классических кроманьонцев.

К таким человеческим объединениям относятся «верхнепалеолитические европейские варианты морфологических рас или типов»: «гримальдийская раса», «кроманьонская раса», «раса Барма-Гранде», «шанселяндская раса», «оберкассельская раса», «брюннская раса или тип Брно», «брюнн-пржедмостская или лёссова раса», «ауриньякская или ориньякская раса», «солютрейская раса». Все они в разной степени сохраняют «черты экваториальной Негроидной расы», но уже полностью соответствуют облику и строению евразийской Европеоидной расы разумных классических кроманьонцев.

Например, на Ближнем Востоке будущие «натуфийцы» (12 500-9000 до н.э.) будут сохранять внешние и скелетные признаки «прото-европеодидов» данного времени (50 000-49 000 до н.э.) с «примесью некоторой негроидности» и будут иметь разнообразную внешность в сравнении с иными обитателями Леванта, Средиземноморья и прилегающих регионов.

В Африке в результате миграций и заселения соответствующих территорий выделятся «восточноафриканский бушменский, эфиопский и другие типы» расы разумных классических кроманьонцев (пещера Гембл, озеро Эльментейта, Восточная Африка, 5000 до н.э.), а также «негроидный тип» (солёное озеро Накуру, Кения, Восточная Африка), носители которых будут более массивные, высокорослые, с удлинённым черепом, узким и высоким лицом, чем у современных людей.

Население Африки всегда, во все времена отличалось и отличается «особостью», разнородностью, неоднородностью (гетерогенностью) даже в условиях относительно близкого и плотного сосуществования на ограниченных территориях, что подтверждает традиционный обособленный образ жизни древнейшего населения в условиях скудных пищевых природных ресурсов среды обитания.

Хотя, несомненно, в целом существует системное родство средне- и верхнепалеолитических морфологических рас, типов и групп, например, Северной Африки (Магреб, Сахара, долина Нила), но также, несомненно, древнее население Северной Африки южнее Сахары и самой Сахары отличается от обитателей Нубии и регионов, примыкающих к Ближнему Востоку. Особенно много будет отличий между «иберомаврами» и населением Нубии (20 000-10 000 до н.э.), западным «грациальным мехтоидным типом» и более массивными носителями типа «мехта-афалу».

Обитатели Восточной Азии (по останкам в Верхней Пещере, Чжоукоудянь, Китай) будут выделены в «три расовых типа» близких к монголоидам с айноидными чертами, которые сближают их с современными меланезийцами и эскимосами (но ими не являются).

Обитатели Восточной Азии (Китай), Юго-Восточной Азии и Индонезии данного времени (50 000-49 000 до н.э.) ещё «не имеют ярко выраженной монголоидности», но имеют сходство с чертами «восточных экваториалов», «прото-австралоидов» или «австрало-меланезийским расовым типом» (находки в Мох Хиеу, Конмонг, Гуа Гунун Рунтух, Лемдубу Кэйв, Ниа, Табон).

При этом в некоторых местах обитают первобытные люди с более или менее выраженными монголоидными чертами (Далунтан, Чжалайнор, Чуандун, Ханг Чо).

В других местах пребывания или проживания обитателей Юго-Восточной Азии, например, Минатогава, Дуньдяньянь, Дейедун, Сучафеншан, Ханг Гон - Дау Гиай и Ханг Муои, они вообще пока не поддаются какой-либо современной расовой классификации и обладают чертами, как южных монголоидов, так и австралоидов, айнов, носителей культуры ёмон (или дзёмон), архаичных американских индейцев и других «неопознанных» морфологических групп.

Ещё более запутанная история древнейших миграций рас и морфологических типов разумных классических неандертальцев и кроманьонцев из Азии в Америку. Их генетические корни обнаруживаются в среде различных коренных народов и этносов российской Сибири, Дальнего Востока, Приморья, Чукотки, Восточной и Юго-Восточной Азии, континентального азиатского и островного побережья Тихого океана.

Однако, вероятнее всего, первые обитатели Америки мигрировали в «Новый Свет» с обширной территории Беренгии и первые американские «протоиндейцы» являются потомками «беренгийцев» данного времени (50 000-49 000 до н.э.). В условиях длительной изоляции и самостоятельного развития американские «протоиндейцы» сформировали специфические индейские черты строения черепа и скелета.

В период окончания Великого Оледенения (39 000-5000 до н.э.) в результате двух миграционных волн (15 000 до н.э. и 10 000 до н.э.) к древнейшим «протоиндейцам» добавятся «палеоиндейцы», имеющие генетические корни в южно-тихоокеанских расах, и «палеоамериканцы» – америнды, вышедшие из глубин затопляемой океаном Беренгии.

При этом «палеоиндейцы» будут иметь «длинную и узкую мозговую коробку» черепа, мощное прогнатное лицо с выступающими вперёд челюстями и лишённое подбородочного выступа, а также сундадонтность (характерная форма строения зубов). Подобное строение лица и зубов характерно для представителей Экваториальной расы и южных монголоидов (айнов, йомонов, обитателей легендарной Меганезии-Лемурии-Му-Сунда).

«Палеоамериканцы» или америнды будут иметь «массивный, округлый и более крупный череп, чем у палеоиндейцев, более широкое, короткое и ортогнатное лицо без сильного выступания вперёд лицевого отдела, синодонтные зубы («китаезубость»).

Гетерогенность или «особость», разнородность, неоднородность древнейших культур Америки, их «несводимость к какому-либо первоисточнику», является косвенным доказательством неоднократных миграций или «открытий» Америки древнейшим азиатским населением «Старого Света».

В данное время (50 000-49 000 до н.э.) древнейшее население Австралии и прилегающих территорий также имеет характерные особенности и признаки неоднократных (возможно, регулярных) миграций. Вероятнее всего австралийские аборигены также являются потомками общих для всего юго-восточного азиатского региона двух (не менее двух) миграционных потоков выходцев из Африки.

В данное и последующее время (50 000-15 000 до н.э.) также несколько миграционных волн приведут в австралийский регион массивных и грациальных переселенцев – первобытных людей современного типа. Так в данное время (49 000-40 000 до н.э.) в Австралию мигрируют первобытные люди «меланезийского типа» - тёмнокожие, курчавоволосые и низкорослые. Потомками этих мигрантов будут «тасманийцы» и «негритоподобные барринес» (северная часть Квинсленда, Австралия).

Вторая масштабная миграция произойдёт в «разгар» Великого оледенения (около 20 000 до н.э.). Новые юго-восточные мигранты внешне близкие к айнам, потеснят австралийских аборигенов, тасманийцев и барринес, частично ассимилируются с ними и «породят» своих потомков («мюррейцев») – людей современного типа, наделённых наиболее массивным телом и скелетом, относительно светлокожих, прямоволосых, узко- и прямоносых, с усиленным третичным волосяным покровом (мощными бородами).

Эти юго-восточные разумные классические кроманьонцы заселят западную, южную Австралию и восточное австралийское побережье Тихого океана (смотри карту-иллюстрацию).

Третья волна массовых миграций в Австралии произойдёт около 15 000 лет до н.э. В это время северную и центральную части Австралии заселят «карпентарийцы» - тёмнокожие, волнистоволосые, высокорослые первобытные люди современного типа, со средним развитием волос на лице и теле.

Кажущаяся однотипность внешнего облика австралийских аборигенов ошибочна – их генетическое разнообразие такое же, как у коренных обитателей Юго-Восточной Азии. На самом деле Австралия, вероятно, была тем континентом, куда устремлялись волны мигрантов, спасающихся от различных катастрофических климатических и природных феноменов, инстинктивно устремлённых по древнейшим маршрутам и путям миграций духов-первопредков или намеренно нацеленных на освоение «новых жизненных пространств».

Таким образом, в Австралии выделяются несколько морфологических вариантов или типов коренного населения: барриноидный, карпентарийский, мюррейский, а также центральный и западноавстралийский.

Барриноидный тип австралийских аборигенов самый близкий к афро-азиатским первопредкам, которые традиционно населяют тропические дождевые леса Квинсленда (Австралия). Австралийские «барриноиды» больше всего схожи с меланезийцами.

Они отличаются малым («пигмейским») ростом (157-158 см), относительно тёмной кожей, очень тёмными глазами, доминированием курчавых волос, неразвитостью третичного волосяного покрова на бороде и теле, глубокой переносицей, вогнутым и малым по высоте носом, а также маленькими зубами. Правда, у половины негро-австралоидных «барриноидов» зубы относительно велики.

Длина и ширина головы австралийских «барриноидов» больше, чем у «арнемлендских карпентарийцев». При этом лбы у «барриноидов» крутые, почти прямые и широкие, а надбровья (среди австралийских аборигенов) минимальны, хотя в сравнении с европеоидами – мощные. Лица у «барриноидов» или «барринес» (Австралия) низкие и очень узкие, скулы и ширина нижней челюсти минимальны для аборигенов Австралии; мала и высота носа.

«Барриноиды» или «барринес», вероятно, сохранили типичный облик древнейших австралийских аборигенов – потомков первых миграционных волн выходцев из Африки, а также черты внешности ещё более древних первобытных людей – архантропов и питекантропов (пранеандертальцев).

Карпентарийский тип австралийских аборигенов больше всего распространён на севере Австралии. «Карпентарийцы» имеют самый тёмный цвет кожи среди австралийских аборигенов, самый высокий рост и узкое телосложение. У них самые выпуклые, выступающие продольно носы и в поперечнике они не такие широкие, как у «барриноидов» («барринос»).

У «карпентарийцев» самые короткие и самый узкие головы среди аборигенов Австралии, а лбы имеют средний угол наклона (в сравнении с остальными типами австралийских аборигенов). Надбровье у «карпентарийцев» очень мощное, но слияние надбровных дуг в типичный «первобытный» надбровный валик встречается реже, чем у других аборигенов.

Зубы «карпентарийцев» имеют среднюю величину для Австралии и относительно большие для других первобытных людей Евразии. Волосы у них, как правило, волнистые, вьющиеся, довольно часто курчавые. При этом «карпентарийцы» по группам крови и генетике резко отличаются от папуасского морфологического типа первобытных людей.

В сравнении с мировыми и австралийскими «стандартами» бороды и волосы на телах «карпентарийцев» средние, но мужские лица «карпентарийцев» могут покрываться сплошной недлинной бородой, усами и бакенбардами.

Типичный относительно изолированный образ жизни первобытных людей данного времени (50 000-49 000 до н.э.) проявляется также в том, что «карпентарийцы» двух больших северных полуостровов Австралии – Арнемленда и Кейп-Йорка – внешне и по поведению отличаются друг от друга. Причём «арнемлендские карпентарийцы» более изолированы от остальных аборигенов, у них отмечается самый большой в Австралии рост – 168,3 см., минимальной длины и ширины головы, но максимальная (для Австралии) высота головы.

«Кейп-йоркские карпентарийцы» близки к общим австралийским «стандартам» внешности, вероятно, в них больше папуасского влияния, и примеси барриноидного и мюррейского морфологических типов.

В Южной Австралии больше всего распространено аборигенов «мюррейский типа». «Мюррейцы» имеют самые характерные отличительные морфологические признаки: «самый светлый цвет кожи и глаз, самые слабоволнистые волосы, самый сильный в мире рост бороды и усов, самая большая – по длине, ширине и высоте – голова, самый широкий лоб и наибольшая частота максимальных форм надбровья, самый прямой профиль спинки носа, самые большие зубы (все мюррейцы только макродонтны).

Есть только две области Австралии, где исключительно высока «макродонтность» («большезубость») - это район на крайнем юго-востоке Австралии (напротив Тасмании, где аборигены-тасманицы тоже практически все макродонтны) и район в центре восточного побережья штата Виктория (Австралия).

У «мюррейцев» бывает характерный красно-коричневый цвет кожи, отличный от цвета кожи других аборигенов и редко встречается «шоколадный цвет», который преобладает у остальных коренных обитателей Австралии. Жёлто-коричневый цвет кожи, который доминирует у других аборигенов, у «мюррейцев» не бывает.

У «мюррейцев» доминируют слабо-волнистые волосы, но бывают и курчавые шевелюры, особенно в районах, примыкающих к Тасмании. Наклон лба у «мюррейцев» разный, но в среднем максимальный для аборигенов Австралии. Также максимально развито надбровье (надбровный валик), которое, как правило, придаёт их лицам угрюмое выражение.

Лица «мюррейцев» относительно высокие, а нижние челюсти очень широкие. Носы у «мюррейцев», возможно, самые узкие («нормальные») среди аборигенов Австралии, рост средний – 164,7 см, а длина туловища, вес тела и ширина плеч у них, как правило, максимальны в сравнении с другими аборигенами.

«Мюррейцы» занимают территории на восточном побережье Австралии, в степях и саваннах Южной и Западной Австралии и, вероятно, укоренятся на континенте во времена «второй волны миграций» (около 15 000 лет до н.э.).

Австралийские аборигены Центральной Австралии ещё более близки по морфологическому типу к расе разумных классических кроманьонцев современного типа. Они имеют (в сравнении с другими аборигенами) средней длины головы, относительно узкие и даже очень узкие лбы, узкие лица, но широкие носы.

Для аборигенов Центральной Австралии характерным является светлый (иногда даже белокурый) цвет волос у детей и у части молодых женщин. С возрастом их волосы, как правило, темнеют, но быстро выцветают на кончиках волос. Центральноавстралийские аборигены имеют высокий рост, у некоторых рост максимален для Австралии. При этом их телосложение массивное, а грудная клетка очень мощная.

Аборигены Западной Австралии имеют средние по длине, низкие и даже более узкие, чем в Центральной Австралии, головы, у них сильнее выражен «надбровный рельеф и очень низкие для австралийских аборигенов лицо и нос». При этом лица западноавстралийских аборигенов относительно широкие, а носы – очень широкие.

Все приведённые морфологические признаки свидетельствуют о разнообразии коренных и пришлых обитателей Австралии, об их миграционном проникновении в Австралию, об их длительном обособленном и совместном сосуществовании.

Особо значимы для автора «Хронологии» миграционные процессы на территории российской части Евразии, особенно на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины. Это связано с тем, что на этих огромных территориях всегда и постоянно обитали люди и ключевые животные Мамонтового комплекса – гаранты существования и жизнедеятельности человечества, рас и цивилизаций разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.).

Придёт время и генетические исследования подтвердят истинность теории миграционного возникновения и развития современного человечества и современных рас, мультирегиональную модель возникновения и развития первобытных цивилизаций и докажут истинность и историчность «мифических» или легендарных центров мировых цивилизаций – Арктиды-Гипербореи, Меганезии-Лемурии-Му-Сунда, Атлантиды и, возможно, иных (пока неизвестных) первобытных цивилизаций.

Истинная история современного человечества в будущем, в недалёком будущем, возможно, в следующих главах «Хронологии»…


Почему древние люди расселялись по планете и как они оказались в самых отдалённых её точках? Появление человека в тропиках и особенности нашей физиологии. Почему люди пошли на север? Желание обладать новым жизненным пространством с ресурсами. Свойство всех живых существ занимать свободную территорию. Почему животные расселялись быстрее Homo erectus? Естественные ограничения миграций: океаны, горные хребты и реки. Расселение по удобным путям вдоль морских побережий. Какие самые отдалённые следы первых гоминид и сапиенсов известны учёным? Заселение человеком разумным всей планеты ко времени около 10 000 лет назад. Об этом и многом другом нам расскажет Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Комментарии: 0

    Станислав Дробышевский

    Как древние люди добирались до отдалённых земель? Везде ли по суше может пройти охотник-собиратель? Мореплавание. Три пути из Африки. Путь в Индонезию. Расстояния которые Homo erectus могли преодолеть по воде и наше представление об их умственных и физических способностях. Почему мы недооцениваем возможности наших предков, кроманьонцев, и параллельного человечества - неандертальцев, денисовцев, флоресского человека? Какие плавательные средства способны делать современные первобытные племена? Каботажное плавание и плавание в открытые море и океан. Обмен обсидианом между жителями островов Меланезии разделённых сотнями километров. Путь в Австралию. Стремление человека к исследованию нового пространства. Об этом нам расскажет антрополог Станислав Дробышевский.

    Станислав Дробышевский

    Правда ли, что человек произошёл от обезьяны? Действительно ли антропологи всё выдумывают? Сколько находок подделано? Кем были наши предки - грязными троглодитами или высокодуховными элоями?

    Станислав Дробышевский

    Человек возник тысячи и миллионы лет назад. Ещё не все детали этого процесса известны учёным, но тем интереснее заниматься антропогенезом. Каждый год приносит новые открытия. Причудливые виды, датировки, о которых никто не подозревал, технологии и умения древних, которых от них никто не ожидал - информации так много и она появляется так быстро, что любая книга устаревает до своего выхода в свет. О новейших достижениях в науке о нашем прошлом - в лекции С. В. Дробышевского.

    Станислав Дробышевский

    Лекция состоялась в Институте биологии и химии МПГУ на кафедре зоологии при поддержке Культурно-просветительского центра "Архэ"

    Станислав Дробышевский

    Антрополог Станислав Дробышевский о половых различиях у обезьян и людей, гендерных ролях и появлении неравенства вместе с орудиями труда.

    Станислав Дробышевский

    Что мы знаем о времени начала использования огня древним человеком? Научно не обоснованные мифы о поддержании огня австралопитеками. Где был найден древний огонь? Параллельное существование стоянок со следами использования огня и без таковых, начиная с древних Homo 1700000 лет назад и вплоть до неандертальцев 30000 лет назад. Как древние люди умели обходиться без огня даже в самых суровых условиях? Когда и с помощью каких методов научились самостоятельно разводить первобытный огонь? Как Homo sapiens стали полностью зависеть от него?

    Станислав Дробышевский

    Что такое неотения? Примеры этого явления в животном мире. Действительно ли и как может проявляться неотения у человека? Правда, что взрослый Homo sapiens - это неотеническая личинка австралопитека или более древнего Homo? Является ли эта гипотеза научной и есть ли у неё право на существование? Какие черты взрослого человека нельзя считать детскими и почему? Что говорит наука о поиске таких черт? Существуют ли "детские" и "старческие" признаки у современных рас? Об этом рассказывает антрополог Станислав Дробышевский.

    Станислав Дробышевский

    Какие были причины возникновения морали у приматов? Только ли Homo Sapiens свойственна забота о ближних? Как проявлялись альтруизм и агрессия у других видов людей? Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова рассказывает о пути становления человеческой морали, как на протяжении всей истории были связаны мораль и поведение человека, какие археологические находки свидетельствуют об этом, и что может произойти с нравственностью человека в ближайшем будущем.

    Станислав Дробышевский

    Какой была пища древнего человека? Чем питались наши предки? О том, какая была еда древних людей, что они предпочитали, на кого охотились и чем довольствовались, сидя у костра, нам расскажет антрополог Станислав Дробышевский. Вы узнаете, какова была еда первобытного человека и как она повлияла на нашу историю и на наше развитие.

    Всего 80 000 лет назад все люди были с черной кожей, а рас не было и в помине. Нам захотелось узнать, как маленькая группа чернокожих выходцев из Восточной Африки заселила весь остальной мир и стала китайцами, индейцами, чукчами и нашими прямыми предками. Об этом мы поговорили с антропологом, редактором портала antropogenez.ru Станиславом Дробышевским.

История человечества стирается из нашей памяти и лишь усилия учёных способны приблизить нас к ней. Происхождение человека занимает умы исследователей уже не одну сотню лет. Теологи утверждают, что человек появился в результате акта божественного творения; исследователи паранормального говорят о нашем внеземном происхождении; антропологи предъявляют доказательства происхождения человека в процессе эволюции. Сторонники той или иной теории предоставляют свои доказательства правоты. В публикуемых мною материалах, рассказывается о выводах сделанных антропологами, археологами, генетиками, биологами и представителями других научных направлений. Хочу заметить, что это те люди, которые провели тысячи часов за микроскопами; перекопали тонны земли; перевезли в лаборатории, исследовали и сопоставили сотни тысяч ископаемых костей наших предков. Хотите спросить, не тот ли я Чарльз Дарвин, который заложил основы современной эволюционной теории? Нет, мы просто однофамильцы...

Всемирная История. Том 1

Развитие первобытно-общинного строя. Поздний древнекаменный век

Переселения палеолитических охотников

Причины древнейших миграции

Что же было причиной сложных передвижений населения древнекаменного века, охватывавших иногда целые материки? Какая сила заставляла людей палеолитического времени в ряде случаев оставлять насиженные места? Причины эти следует искать в материальных условиях жизни палеолитических охотников, в их хозяйстве, в их общественной жизни.

Как показывает этнография, непрерывный и неудержимый процесс расселения является нормальным и естественным явлением в жизни охотничье-рыболовческих племён. При низком уровне развития производительных сил и потребности в больших пространствах земли, необходимых для того, чтобы прокормить охотников, собирателей и рыболовов каменного века, естественное увеличение населения в определённых, наиболее благоприятных для этого районах неизбежно приводило к поискам новых земель и к расселению людей в новые области.

Расселение это имело не случайный, а строго закономерный характер, так как протекало в виде непрерывного расчленения древних общин. О его причинах даёт нам представление расселение индейских родов и племён Северной Америки в новое время, описанное американским этнографом Л. Морганом.

По описанию Моргана, новые племена и новые роды постоянно образовывались вследствие естественного роста; этот процесс сильно ускорялся благодаря большой протяжённости американского континента. Из какого-нибудь перенаселённого географического центра, имевшего особые преимущества в отношении добывания средств к существованию, происходил постепенный отлив населения. Так как это продолжалось из года в год, то на некотором расстоянии от первоначального местопребывания племён вырастало значительное население; с течением времени у переселенцев возникали особые интересы, они становились чуждыми своему племени, появлялись различия в языке. Это повторялось из века в век, как во вновь" занятых, так и в старых областях. Когда рост населения вызывал недостаток средств к существованию, избыточная часть населения уходила на новое место.

Это не были, следовательно, волны народов, двигавшихся через целые материки, не были быстрые и катастрофические перемещения больших этнических масс. Подобные движения относятся уже к значительно более поздним временам, когда обычным явлением стали большие племенные союзы, подготовленные длительным предшествующим историческим развитием. В палеолите имел место совершенно иной по темпам и характеру, медленный и стихийный процесс просачивания отдельных мелких коллективов. Тогда шло движение мелких групп палеолитических людей из одних областей в другие, часто усложнявшееся обратным движением; нередко, надо полагать, такого рода движение было как бы зигзагообразным и прерывистым, как мы видим это в Мораваны Длга и в Костёнках.

Расселение древних охотничьих племён приобрело особенно широкие территориальные масштабы в верхнем палеолите. Дальнейшее усовершенствование охотничьей техники по сравнению с мустьерским временем содействовало росту населения, что приводило, вместе с тем, к уменьшению количества дичи на территориях, прилегающих к старым поселениям.

Неизбежным следствием, по-видимому, был отлив населения из наиболее заселённых и ранее всего освоенных мест в пустынные до того области севера Европы и особенно Азии. Такое расселение было тем более естественным, что все эти события происходили в конце ледниковой эпохи, в период освобождения от льда колоссального пространства суши.

В то же самое время освоение новых территорий на Севере стало возможным потому, что теперь существовало уже значительно более развитое, чем прежде, специальное охотничье вооружение, появились различные средства для ловли животных (копьеметалка, костяные наконечники копий и метательных дротиков, ловчие ямы, сети и изгороди). Были известны уже различные способы искусственного добывания огня. Люди научились строить как прочные постоянные жилища на зиму, так и переносные лёгкие шатры из шкур. Появилась сшитая сухожильными нитями меховая одежда.

Всё это, вместе взятое, дало возможность человеку преодолеть трудности, которые ставили перед ним суровые природные условия, не позволявшие раньше выйти далеко за пределы областей с умеренным и тёплым климатом.