Учебники и справочники по русскому языку и литературе. Учебники и справочники по русскому языку и литературе Справочник по русскому языку почитать

  1. «125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы» (под ред. Леканта П.)
  2. Голуб И. «ЕГЭ 2013. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем»
  3. Граудина Л., Ицкович В., Катлинская Л. «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов»
  4. Греков В., Крючков С., Чешко Л. «Русский язык. 10-11 класс»
  5. Журавлева Л. «Русский язык в алгоритмах»
  6. Загидуллина М. «Русский язык. Полный курс подготовки к ЕГЭ»
  7. Иссерс О., Кузьмина Н. «Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках»
  8. Кайдалова А. Калинина И. «Современная русская орфография»
  9. Литневская Е. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников»
  10. Розенталь Д. «Справочник по правописанию и литературной правке»
  11. Розенталь Д., Голуб И., Теленкова М. «Современный русский язык»
  12. Сенина Н, Глянцева Т., Гурдаева Н. «Русский язык. 10-11 классы. Нормы речи»
  13. Сенина Н. «Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Подготовка к ЕГЭ»
  14. Сенина Н. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ»
  15. Сенина Н., Нарушевич А. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»
  16. Сковородникова А. «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты»

Расширенный список литературы по русскому языку

  • Амелина, Е.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е.В. Амелина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  • Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М. : Академия, 2007. (Среднее профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины)
  • Базжина, Т.В. Русская пунктуация: пособие-справочник /Т.В. Базжина, Т.Ю. Крючкова. - М. : Форум, 2010.
  • Бархударов, С.Г. Правила русской орфографии и пунктуации / С.Г. Бархударов. - Тула: Автограф, 1995.
  • Беднарская, Л.Д. Грамотный человек: учебное пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Бобунова, М.А. Русская лексикография XXI века: учебное пособие / М.А. Бобунова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М. : Просвещение, 1966.
  • Бромлей, С.В. Проблемы диалектологии, лингвогеографии и истории русского языка / С.В. Бромлей. - М. : Азбуковник, 2010.
  • Бронникова, Ю.О. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Ю.О. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Вакуров, В.Н. Трудности русского языка: словарь-справочник. Под ред. Л.И. Рахмановой. - Ч. 2. М-Я. - М. : МГУ, 1994.
  • Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация: справочник / Н.С. Валгина, Светлышева. - М. : Высшая школа, 1993.
  • Валгина, Н.С. Русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - М. : Высшая школа, 1968.
  • Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник / Н.С. Валгина. - М. : Агар, 2000.
  • Валгина, Н.С. Трудные вопросы пунктуации: книга для учителя / Н.С. Валгина. - М. : Просвещение, 1983.
  • Валгина, Н.С., Современный русский язык: пунктуация: учебное пособие / Н.С. Валгина. - М. : Высшая школа, 1989.
  • Введенская, Л.А. Русская лексикография: учебное пособие / Л.А. Введенская. - М. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. (Серия "Словари")
  • Введенская, Л.А. Этимология: учебное пособие / Л.В. Введенская, Н.П. Колесников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  • Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография: избранные труды / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1977.
  • Виноградова, В.Н. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста / В.Н. Виноградова, Т.Г. Винокур, Л.И. Еремина и др. - М. : Наука, 1987.
  • Войлова, К.А. История русского литературного языка: учебник / К.А. Войлова, В.В. Леденева. - М. : Дрофа, 2009.
  • Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы / Т.М. Воителева. - М. : Академия, 2008.
  • Воронцова, В.Л. Грамматические исследования: функционально-стилистический аспект. Морфология. словообразование. Синтаксис / В.Л. Воронцова. - М. : Наука, 1991.
  • Воронцова, В. Л. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / В.Л. Воронцова, Л.К. Граудина, С.М. Кузьмина и др. - Русский язык и советское общество. - 1968.
  • Воронцова, В.Л. Русский язык конца XX столетия. 1985-1995 / В.Л. Воронцова и др. - М. : Языки русской культуры, 2000.
  • Ганиев, Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия / Ж.В. Ганиев - М. : Высшая школа, 1990.
  • Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А.Н. Гвоздев. - М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1952.
  • Глагол. Из записок по русской грамматике. - Т. 4, Вып. 2, - 1977.
  • Голуб, И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М. : Высшая школа, 1989.
  • Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие / И. Б. Голуб. - М. : Айрис-пресс, 1997.
  • Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. - М. : Просвещение, 1989.
  • Горбачевич, К. С. Русский Синонимический словарь / К. С. Горбаревич; отв. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : ИЛИ РАН, 1996.
  • Горшков, А. И. История русского литературного языка. Краткий курс лекций: учебное пособие для гос. ун-тов и пед. вузов СССР / А. И. Горшков. - М. : Высшая школа, 1961.
  • Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М. : Просвещение, 1994.
  • Григорьева, Т. М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: учеб. пособие / Т. М. Григорьева. - М. : Академия, 2004.
  • Гридина, Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Гудков, Д. Б. О русском языке и не только о нем / Д. Б. Гудков, Е. Ю. Скороходова. - М. : Гнозис, 2010.
  • Даниленко, В. П. История русского языкознания. курс лекций: учебное пособие / В. П. Даниленко. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Демьянов, В. Г. Иноязычная лексика в истории русского языка XI-XVII веков: Проблемы морфологической адаптации /В. Г. Демьянов. - М. : Наука, 2001.
  • Десяева, Н. Д. Стилистика современного русского языка: учебное пособие / Н. Д. Десяева, С. А. Арефьева. - М. : Академия, 2008.
  • Диалектная лексика - 2009 / Ин-т лингв. исслед. РАН. - СПб. : Наука, 2009.
  • Дроняева, Т. С. Стилистика современного русского языка: практикум / Т. С. Дроняева, Н. И. Клушина, И. В. Бирюкова. - М. : Флинта: Наука, 2010.
  • Дубичинский, В. В. Лексикография русского языка: учебное пособие / В. В. Дубичинский - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев и др. - М. : Юрайт: ИД Юрайт, 2011.
  • Дурново, Н. Н. Избранные работы по истории русского языка / Н. Н. Дурново. - М. : Языки русской культуры, 2000.
  • Елистратов, В. С. Арго и культура. МГУ, Фак. иностр. яз. - М. : Изд-во МГУ, 1995.
  • Ефимов, А. И. История русского литературного языка: учебник / А. И. Ефимов. - М. : Высшая школа, 1967.
  • Жестерева, Е. В. Русский язык: учебное пособие / Е. В. Жестерева, Е. И. Стерина. - М. : Вузовский учебник, 2011.
  • Живов, В. М. Очерки исторической морфологии русского языка XVII-XVIII веков / В. М. Живов. - М. : Языки славянской культуры, 2004.
  • Журавлева, Л. И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для учащихся 5-7 классов / Л. И. Журавлева. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004.
  • Запольская, Н. Н. История русского литературного языка: методические указания для студентов филологических факультетов государственных университетов / Н. Н. Запольская. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1991.
  • Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е. А. Земская. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Иванова, В. Ф. История и принципы русской пунктуации: учебное пособие / В. Ф. Иванова. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1962.
  • Иванова, Е. В. Русский язык без репетитора: Орфография. Пунктуация. Упражнения. Диктанты. Ответы / Е. В. Иванова, А. Н. Иванов. - М. : Высшая школа, 2002.
  • Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. - М. : Флинта; Наука, 2002.
  • Иконников, С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. Содержание и методы обучения / С. Н. Иконников. - М. : Педагогика, 1977.
  • Ильяхов, А. Г. Античные корни русского языка. этимологический словарь / А. Г. Ильяхов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • Инфантова, Г. Г. Русский язык. Ведение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: учебник / Г. Г. Инфантова, Л. Г. Барлас, М. Г. Сейфулин, Н. А. Сенина. - М. : Академический проект, 2010.
  • История слов русского литературного языка (XVIII-XX вв.) : опыт указателя литературы, изданной в СССР на русском языке с 1918 по 1970 г. / сост. Е. А. Левашов. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1983.
  • Кайдалова, А. И. Современная русская орфография: учебное пособие / А. И. Кайдалова, И. К. Калинина. - М. : Высшая школа, 1983.
  • Камынина, А. А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие / А. А. Камынина. - М. : Издательство Московского ун-та, 2010.
  • Карданова, М. А. Русский язык. Синтаксис: учебное пособие / М. А. Карданова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Карпов, А. К. Словообразование современного русского языка: учеб. пособие для пед. вузов / А. К. Карпов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического ин-та, 2000.
  • Касаткин, Л. Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка / Л. Л. Касаткин; РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Языки русской культуры, 1999.
  • Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Фонетика: учебное пособие / Л. Л. Касаткин. - М. : Academia, 2006.
  • Клубков, П. А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. - СПб. : Норинт, 2002.
  • Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка: учебник / Е. Г. Ковалевская. - М. : Просвещение, 1992.
  • Когда не помогают словари... В 2 ч. 2008.
  • Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. - М. : Флинта: Наука, 2010.
  • Колбенева, М. Г. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка. Лингво-психологический словарь / М. Г. Колбенева, Ю.И. Александров. - М. : Языки славянских культур, 2010.
  • Костомаров, В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. - М. : Гардарики, 2005.
  • Кохтев, Н. Н. Практическая стилистика русского языка: сборник упражнений: учебное пособие / Н. Н. Кохтев, И. Б. Голуб, Г. Я. Солганик. - М. : Высшая школа, 1987.
  • Красухин, К. Г. Откуда есть пошло слово. Заметки по этимологии и семантике / К. Г. Красухин. - М. : Наука, 2008.
  • Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. - М. : Знак: Языки славянских культур, 2009.
  • Кузнецова, Н. В. Русский язык и культура речи: учебник / Н. В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ, 2010.
  • Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка: учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов / Э. В. Кузнецова. - М. : Высшая школа, 1989.
  • Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - М. : Флинта: Наука, 2007.
  • Кустова, Г. И. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие / Г. И. Кустова, К. И. Мишина, В. А. Федосеев. - М. : Академия, 2007. 79. Кучеренко, О. Г. Тренинг грамотности, или Русская орфография и пунктуация в таблицах и упражнениях / О. Г. Кучеренко, И. А. Кондратьева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  • Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. - М. : Языки славянской культуры, 2010.
  • Лики языка: сборник / РАН. ; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; отв. ред. М. Я. Гловинская. - М. : Наследие, 1998.
  • Лопатин, В. В. Многогранное русское слово. Избранные статьи по русскому языку / В. В. Лопатин. - М. : [Азбуковник], 2007.
  • Лыткина, О. И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Лютикова, В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения: учебное пособие / В. Д. Лютикова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Макарова, Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней: учебное пособие / Б. А. Макарова. - М. : АСТ: Астрель, 2011. 86. Максимов, В. И. Стилистика и литературное редактирование: учебник / В. И. Максимов, Ю. А. Бельчиков, А. В. Голубева и др. - М. : Гардарики, 2008. Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / Н. В. Малычева и др. - М. : Наука-Спектр: Дашков и Ко, 2011.
  • Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи. История, теория, практика: учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.
  • Миронова, Н. И. Русский язык. Орфография и пунктуация / Н. И. Миронова, Л. П. Петренко. - М. : Мир книги, 2008.
  • Моисеев, А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: учебное пособие / А. И. Моисеев. - Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1987.
  • Мокиенко, В. М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии / В. М. Мокиенко. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Москвин, В. П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. теоретический курс для филологов: учебное пособие / В. П. Москвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • Москвин, В. П. Стилистика русского языка. теоретический курс: учебное пособие / В. П. Москвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: учебное пособие / А. А. Мурашов. - М. : МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2006.
  • Мусатов, В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие / В. Н. Мусатов. - М. : Флинта: Наука, 2010. 96. Николина, Н. А. Словообразование современного русского языка: учебное пособие / Н. А. Николина, Е. А. Фролова, М. М. Литвинова. - М. : Академия, 2005.
  • Новикова, Л. И. Русский язык. Орфография: учебное пособие / Л. И. Новикова, Н. Ю. Соловьева. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2010.
  • Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. - М. : Флинта: Наука, 2010.
  • Обнорский, С. П. Хрестоматия по истории русского языка: учеб. пособие для вузов. - Ч. 1. / С. П. Обнорский, Бархударов. - М. : Аспект-Пресс, 1999.
  • Осипов, Б. И. Судьбы русского письма. История русской графики, орфографии и пунктуации: монография / Б. И. Осипов. - М. - Омск: Омский научный вестник, 2010.
  • Осипова, Л. И. Морфология современного русского языка: учебное пособие / Л. И. Осипова. - М. : Академия, 2010.
  • Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие / Е. А. Панова, А. А. Позднякова. - М. : АСТ [и др.], 2010.
  • Пожарицкая, С. К. Русская диалектология: учебник / С. К. Пожарицкая. - М. : Парадигма: Академический проект, 2005.
  • Потебня, А. А. Мысль и язык: собрание трудов / А. А. Потебня. - М. : Лабиринт, 1999.
  • Потенциал русского языка: источники и реализованные возможности: монография. - Краснодар, Изд-во КубГУ, 2001.
  • Правила русской орфографии и пунктуации. полный академический справочник / Рос. акад. наук, Отд-ние ист.-филол. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Эксмо, 2007.
  • Приходько, В. К. Выразительные средства языка: учебное пособие / В. К. Приходько. - М. : Академия, 2008.
  • Ремчукова, Е. Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: учебное пособие / Е. Н. Ремчукова. - М. : Флинта: Наука, 2007. 109. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная? / Д. Э. Розенталь. - М. : Мир и Образование: Оникс, 2009.
  • Розенталь, Д. Э. Орфография и морфология. Правила и упражнения / Д. Э. Розенталь. - М. : Оникс: Мир и Образование, 2010.
  • Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Розенталь Д. Э. - М. : АСТ, 1998.
  • Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка: учебник / Д. Э. Розенталь. - М. : Высшая школа, 1977.
  • Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка. Около 30000 слов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : Русский язык, 1987.
  • Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М. : Высшая школа, 1991.
  • Романова, Н. Н. Стилистика и стили: учебное пособие / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М. : Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2006.
  • Русская судьба крылатых слов / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Санкт-Петербург: Наука, 2010.
  • Рябушкина, С. В. Морфология современного русского языка: практикум / С. В. Рябушкина. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Селезнева, Л. Б. Русская орфография. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие /Л. Б. Селезнева. - М.: Флинта: Наука, 2007.
  • Селезнева, Л. Б. Русская пунктуация. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие/Л. Б. Селезнева. - М.: Флинта: Наука, 2007.
  • Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / Г. Я. Солганик. - М. : Академия, 2007.
  • Соловьева, Н. Н. Весь русский язык в таблицах. от фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьева. - М. : Оникс: Мир и образование, 2010.
  • Соловьева, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка: справочник / Н. Н. Соловьева. - М. : Оникс: Мир и Образование, 2009.
  • Соловьева, Н. Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка / Н. Н. Соловьева. - М. : Оникс: Мир и Образование, 2009.
  • Солодуб, Ю. П. Современный русский язык. Лексика и фразеология: сопоставительный аспект: учебник / Ю. П. Солодуб, Ф. Б. Альбрехт. - М. : Флинта: Наука, 2003.
  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Л. М. Алексеева и др. - М. : Флинта: Наука, 2003.
  • Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантические, прагматические и лингвокультурологические аспекты / В. Н. Телия- М. : Языки русской культуры, 1996.
  • Тимофеева, М. К. Язык с позиций философии, психологии, математики: учебное пособие / М. К. Тимофеева. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Успенский, Б. А. История русского литературного языка (XI-XVII вв.) / Б. А. Успенский. - М. : Аспект-Пресс, 2002.
  • Филиппова, Л. С. Современный русский язык. Морфемика, словообразование: учебное пособие / Л. С. Филиппова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Фразеологизмы в русской речи: слов.-справ. / сост. Н. В. Баско. - М. : Флинта; Наука, 2002.
  • Харченко, В. К. О языке, достойном человека: учебное пособие / В. К. Харченко. - Москва: Флинта: Наука, 2010.
  • Храпа, В. В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений / В. Храпа. - М. : ЭНАС, 2010.
  • Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию / Н. М. Шанский. - М. : Изд-во Московского университета, 1968.
  • Шанский, Н. М. Словообразование. Морфология: учебник / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. Современный русский язык. - Ч. 2. - 1987.
  • Шахматов, А. А. Русская диалектология: лекции. / А. А. Шахматов. - СПб: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2010.
  • Шелепова, Л. И. Русская этимология. Теория и практика: учебное пособие / Л. И. Шелепова. - М. : Академия, 2007.
  • Шмелев, А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность / А. Д. Шмелев. - М. : Языки славянской культуры, 2002.
  • Штрекер, Н. Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование: учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. - М. : Academia, 2005.
  • Шустрова, Л. В. Лексическая стилистика русского языка: эксперим. учеб. пособие для уч-ся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманит. Профиля / Л. В. Шустова. - М. : Аз, 1995.
  • Юдина, Н. В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? : монография / Н. В. Юдина. - М. : Гнозис, 2010.
  • Яранцев, Р. И. Русская фразеология: словарь-справочник, около 1500 фразеологизмов / Р. И. Яранцев. - М. : Русский язык, 1997.

Литература

  • Азарова Н. «Текст. Пособие по русской литературе XIX века»
  • Безносов Э., Бурдина И., Буровцева Н. и др. «Русская литература. XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы»
  • Бугров Б., Голубков М. «Русская литература XIX - XX веков. В 2 - х тт. Учебное пособие для поступающих в вузы»
  • Егорова Н. «Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-9 классы»
  • Ерохина Е. Л., Якушина Л. С. «Экзамен по литературе. Пособие для старшеклассников и абитуриентов»
  • Зверев В. «Русские поэты первой половины XIX века»
  • Ланин Б. «Современная русская литература. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы»
  • Лукьянченко О. «Русские писатели. Биографический словарь-справочник для школьников»
  • Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах»
  • Нестерова О. «Литература. Универсальный справочник»
  • Скубачевская Л., Надозирная Т., Косолапова Т., Слаутина Н. «Новейший полный справочник школьника. 5-11 классы. Литература»
  • Сухих И. «Русская литература для всех. Классное чтение! (От Гоголя до Чехова)»
  • «Словарь литературных терминов» (сост. И. Клюхина)

Расширенный список изданий по литературе (от античности до современности)

Энциклопедии, справочники

  • Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. / Под ред. Н. П. Михальской М., 1997.
  • История западноевропейского театра. М., 1956-1988. Т. 1-8.
  • История русской литературы: В 4 т. Л., 1980-1983. Т. 1-4.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Сост. и гл. ред. А. Н.Николюкин. М., 2001.
  • Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.
  • Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  • Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и научн. редакторы А. А.Грицанов и М. А. Можейко. Минск, 2001.
  • Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь. В двух частях. / Под ред. П. А. Николаева. М., 1996.
  • Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов филологических факультетов / автор-составитель Н. Д. Тамарченко. М., 1999.

Античная литература

  • Античная литература: Учебник для пед. ин-тов / А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др.; Под общ. ред. проф. А. А. Тахо-Годи - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1973.
  • Античная литература: Рим. Хрестоматия. / Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошникова. М., 1981.
  • Античные писатели: Словарь. СПб. : Изд-во «Лань», 1999.
  • Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. Научно-популярное издание. - 2-е издание. - М. : Просвещение, 1981.
  • Бычков В. В. Эстетика поздней античности. II—III века. — М.: Наука, 1981.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. - М.: Астрель: АСТ, 2009.

Зарубежная литература Средних веков и Возрождения

  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
  • Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.
  • Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М., 1999.
  • Шайтанов И. О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001.

Древнерусская литература

  • Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост. Н. И. Прокофьев.- М., 1980.
  • История русской литературы 11-17 вв. / Под ред. Д. С. Лихачёва. - М., 1985.
  • Кусков В. В. История древнерусской литературы. - М., 1982.
  • Лихачев Д. С. Избранное: Великое наследие: Классические произведения Древней Руси: Заметки о русском. СПб., 1997.
  • Лихачев Д. С., Панченко А. И., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.,1984.

Зарубежная литература (XVII-XVIII вв.)

  • Западноевропейская литература XVII века: Хрестоматия / Сост. Б.И.Пуришев; Предисл. и подготовка В. А. Лукова. М., 2002.
  • Зарубежная литература 17-18 вв. Хрестоматия. / Сост. Артамонов С. Д. М., 1982.
  • Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
  • История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.
  • История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.
  • История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. cпец. Вузов / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. М, 2001.

Русская литература (XVIII в.)

  • Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М.,1998.
  • Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М.,2000.
  • Лотман Ю. М. Карамзин. СПб.,1997.
  • Москвичёва Г. В. Русский классицизм. М., 1986.
  • Повести разумные и замысловатые: популярная проза 18 в. / Сост. С. Ю. Баранов. М., 1989.
  • Русская литература последней четверти 18 в. Хрестоматия. / Сост. В. А. Западов. М., 1985.
  • Русская сатирическая проза 18 в. Л., 1986.
  • Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.
  • Фёдоров В. И. История русской литературы XVIII века. М., 1982.

Зарубежная литература (XIX в.)

  • История зарубежной литературы 19 века. В 2-х частях. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 1991.
  • Зарубежная литература XIX века: Практикум / Отв. ред. В. А. Луков. М.,2002.
  • Храповицкая Г.Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник. М., 2002.
  • Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция, типология. Иркутск, 1987.
  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 2001.
  • Федоров Ф. П. Человек в романтической литературе. Рига, 1987.

Русская литература (XIX в., романтизм)

  • История русской литературы XIX в. 1800 - 1830-е годы. / Под ред. В. Н. Аношкиной. М., 1989.
  • Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975.
  • Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.
  • Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

Зарубежная литература (XIX в., реализм)

  • История зарубежной литературы 19 века. В 2-х частях. / Под ред. Михальской Н. П. М., 1991.
  • Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие. М., 1998.

Русская литература (XIX в., реализм)

  • История русской литературы XIX в. 40 -60 -е годы. / Под ред. В. Н. Аношкиной. М., 1998.
  • Мезенцев П. А. История русской литературы XIX века (первая половина). - М., 1963.
  • Ревякин Л. И. История русской литературы XIX века. Первая половина. - М., 1981.
  • Соколов А. Г. История русской литературы XIX века. - Т. 1. - 2-е изд. - М., 1965.

Зарубежная литература (XX в.)

  • Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.
  • Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.
  • Галинская И. Л. Загадки известных книг. М., 1986.
  • Зарубежная литература 20 века. Учебник. / Под ред. Л.Г. Андреева М., 1996.
  • Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. М., 1987.
  • Засурский Я. Н. Американская литература 20 века. М., 1983.
  • Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.
  • Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.) М., 1984.
  • Ивашева В. В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986.
  • Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984.
  • Кутейщикова В. Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.
  • Михальская Н. П., Аникин Г.В. Английский роман 20 века. М., 1982.
  • Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1986.
  • Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.
  • Павлова Н. С. Типология немецкого романа. 199-1945. М., 1982.
  • Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. (О. Шпенглер, К. Г. Юнг, М. Хайдеггер, Г. Бёлль).

Русская литература (XX в.)

  • Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. - М.,1989.
  • Ильин И. А. О тьме и просветлении. Бунин, Ремизов, Шмелев. - М., 1991.
  • История русской литературы ХХ века (20 -90 годы). Основные имена. М., 1998.
  • Колобаева Л. А. Концепция личности в русской прозе конца ХIХ - начала ХХ века. - М.,1987.
  • Роднянская И. Художник в поисках истины. - М.,1989.
  • Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века (1901 - 1907). М.,1997.
  • Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь. В двух частях. / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1998.
  • Эткинд Е. Единство «Cеребряного века» // Звезда. - 1989. - № 2.

Специальная подборка учебников с уроками для самостоятельного изучения иностранцами русского языка начального уровня.

0. Интенсивный курс русского языка. Н. М. Румянцева, И. С. Гусева

Интенсивный курс русского языка - учебник для тех, кто хочет быстро выучить русский с нуля. Большинство отзывов об этом учебнике выглядят примерно так: "Учебник чудесный! Очень интересная методика! Отлично работает)) Использую со своими студентами (русский как иностранный, базовый уровень). Спасибо!" И я могу сказать, что учебник действительно стоящий. По нему можно очень быстро освоить необходимый начальный уровень русского языка, который позволит тебе писать, разговаривать, понимать по-русски.

Содержание

Пример урока

1. Русский язык как иностранный. Весёлые шаги. Шаг первый.

Русский язык как иностранный. Весёлые шаги. Шаг первый. - единственный нормальный учебник РКИ (русский как иностранный) для детей; рекомендована для детей старше 12 лет, но подойдет для взрослых, которые только начинают изучать русский язык.

Книга хорошая: иллюстрации, текстики, диалоги, упражнения....

Немного сложно объяснена грамматика, но всё же объяснена.

Получить ->>. Читать онлайн->>.

2. Давайте познакомимся. Русский язык как иностранный. Е. А. Хамраева, Э. И. Иванова

Давайте познакомимся. Русский язык как иностранный. Часть №1.

Давайте познакомимся. Русский язык как иностранный. Часть №2.

Учебник русского языка как иностранного на базе английского языка предназначен для англоговорящих студентов, которые осваивают первый сертификационный уровень владения русским языком, акцент сделан на развитие навыков устно, писменной речи, понимании русской культуры общения.

Очень хороший учебник. Особенно впечатлила подборка иллюстраций и диалогов . Использую его для детей от 7 лет, выросших в смешанных семьях за границей. Я постоянно ищу новые материалы для своего предмета. Лучшего учебника я пока не нашел.

Согласна – книга замечательная. Давно преподаю русский язык как иностранный. Много лет мучалась, потому что не было нормальной литературы, по которой можно было заниматься со средней группой детей – дети 10– 15 лет. А здесь, вот попалась книга Хамраевой! Спасибо Вам огромное! Книгу приятно держать, хорошие иллюстрации …Программа составлена грамотно и правильно. Советую всем, кто учит сам или преподает.

Единственный нормальный учебник РКИ для детей. Боялась, что будет раздражать то, что на английском все указания и пояснения , но детям это даже нравится, так как практически все сейчас изучают английский. Книга хорошая: иллюстрации, текстики, диалоги,упражнения .... Немного сложно объяснена грамматика, но всё же объяснена. Рекомендована для детей старше 12 лет, но я использую даже с детьми 8-9 лет, всё ок. Спасибо автору за книгу!

3. ELI Picture Dictionary Russian \ Иллюстрированный словарь "Русский язык" - Джой Оливер, Альфредо Бразиоли

ELI Picture Dictionary Russian - интересный, веселый и занимательный иллюстрированный тематический словарь будет вашим верным помощником в изучении русского языка.

  • более 1000 слов
  • 35 красочных тематических картинок, относящихся к определенной теме или ситуации
  • Алфавитный указатель
  • Существительные, глаголы, прилагательные, наречия и предлоги

4. Russian Complete CourseBook / Полный курс русского языка - Петерсон Н.Л.

Russian Complete CourseBook - самый начальный курс русского языка в линейке курсов крупнейшего американского издательства LIVING LANGUAGE. Он поможет научиться говорить, читать и писать на русском языке, заложит основу, на которой Вы можете в дальнейшем совершенствовать свои знания. Современный курс “Русский без проблем” основан на эффективном методе, который с 1960 года используется для обучения в дипломатической академии США. В первых четырнадцати главах отобраны самые важные и основные элементы для начинающих учить русский язык. Если Вы сможете посвящать курсу всего 30 минут в день, то уже через несколько недель Вы сможете научиться говорить на основные темы и понимать написанное…В основу курса положен метод естественного обучения, то есть мы начнем с изучения звуков, затем фраз и отдельных слов и потом предложений.

Все что Вам требуется – слушать аудиозапись и повторять вслед за диктором, для которого русский является родным. Слушайте, говорите, погружайтесь в язык. Этот полный курс охватывает все аспекты языка – навыки устной речи, письма и грамматику. В книге Вы найдете перевод на английский язык всех текстов аудиозаписи и короткие объяснения в каждом уроке. Первые пять уроков относятся к объяснению правил произношения, что является основой для изучения новых слов, фраз и грамматики. Если Вы уже изучали ранее русский то можете использовать книгу для повторения и как справочник по грамматике, здесь есть таблицы неправильных глаголов и справочник по корреспонденции.

5. Шустикова Т.В., Кулакова В.А. - Русский язык - мой друг (базовый уровень)

Русский язык - мой друг (базовый уровень) - Учебник для начинающих рассчитан на 300-350 часов и состоит из вводного фонетико-грамматического курса, в котором подробно рассматриваются буквы, звуки, ударение и интонация русского языка, и основного курса. Первая часть основного курса посвящена изучению предложно-падежной системы единственного числа имён существительных, прилагательных, местоимений и числительных; видовременной системы русского глагола. Во второй части изучается множественное число имён существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Учебник является универсальным – в нем не учитываются данные сопоставительного анализа русского и родного языка учащихся. Учащимся предлагается самостоятельная работа в Интернете с использованием сайтов, соответствующих изучаемой лексико-грамматической теме.

6. Геркан И.К. - Русский язык в картинках

Русский язык в картинках - В сборнике используется ограниченная, актуальная для начального этапа обучения лексика, соответствующая темам: семья, комната, аудитория, столовая, поликлиника, город, природа. Книга освещает следующие разделы: склонение существительных в единственном числе (одно-два значения для каждого падежа), существительные множественного числа в именительном падеже, глаголы в настоящем и прошедшем времени, виды глагола, прилагательные в именительном падеже, некоторые простейшие типы сложных предложений.

7. Иванова Т., Федотова Н., Феоклистова В. - Здравствуйте! Учебное пособие для курсов русского языка.

Здравствуйте! Учебное пособие для курсов русского языка - Пособие предназначено для иностранцев, имеющих элементарную подготовку по русскому языку и изучающих русский язык на краткосрочных курсах. Цель пособия - активизация языковых знаний и совершенствование навыков устной разговорной речи. Пособие рассчитано на 100- 160 учебных часов (в зависимости от сроков обучения и уровня подготовки иностранных учащихся).

8. Глазунова О. - Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях (Морфология+Синтаксис)

Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях (Морфология+Синтаксис)

Часть 1: Сборник упражнений, включающий наиболее важные разделы практической грамматики, а также теоретический материал, необходимый для их выполнения. Задания построены на основе наиболее частотных конструкций разговорной речи. Уделяется внимание контекстуальному и стилевому употреблению языковых единиц. Наиболее сложные для выполнения упражнения снабжены ключами. Для среднего и продвинутого этапов обучения, а также для подготовки к сдаче ТРКИ-2 (гуманитарные науки и журналистика), ТРКИ-3.

Часть 2: Вторая часть пособия «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология» О.И. Глазуновой. Специально разработанные упражнения, представленные в сборнике, помогут учащимся понять, как строятся в русском языке словосочетания и предложения, какие способы существуют для выражения главных и второстепенных членов и на что надо обращать внимание при употреблении синонимичных предлогов, союзов и союзных слов. Обилие комментариев даёт возможность использовать сборник не только под руководством преподавателя, но и для самостоятельной работы учащихся. Имеются ключи и алфавитный указатель. Для продвинутого этапа обучения.

Работая над этой статьёй, я ознакомилась с очень большим количеством отзывов родителей на различных форумах. Большинство отзывов были негативные. И знаете, что навело меня на мысли о том, что эти отзывы субъективны? То, что ругают абсолютно все программы, все учебники, поливают грязью всех составителей. Родители не хотят принимать участие в обучении собственных детей – вот главная мысль, вынесенная мной их этих негативных отзывов. А все или почти все положительные отзывы звучали одинаково: "У нас замечательный учитель. Все всё понимают. Мы любим русский язык". Получается, что дело не в учебниках, а в преподавателе. Родители и учителя (а порой это один и тот же человек) должны прикладывать обоюдные усилия для научения каждого ребёнка. И ни родитель, ни учитель не имеют морального права перекладывать всё на противоположную сторону.

Я также считаю крайне важным отметить тот факт, что каждый учебник имеет свою особенность подачи материала. И научить ребёнка можно практически по любому учебнику. Важно, чтобы учитель или родитель были заинтересованы в понимании ребёнком материала, а не просто в хороших оценках. При возникновении сложностей с изучением материала взрослый должен адекватно подойти к их преодолению ребёнком, варьируя изложение правил или заданий, адаптируя их под индивидуальные качества ученика.

Начальная школа:

Программа Занкова

Полякова А.В.

Неплохой учебник. Но… Материал подан сухо. Не всегда понятно для ребёнка. Ребёнку многое нужно либо пояснять и детализировать, либо объяснять заново. На мой взгляд, неприятные иллюстрации. Задания достаточно разнообразные, при правильной подаче возможно формирование приемлемого уровня грамотности. Уровень – несколько выше среднего.


Нечаева Н.В., С.Г. Яковлева

По этому учебнику училась наша дочь. Многое мне в нём нравится. Но, опять же, преподавателю нужно обращать ОЧЕНЬ много внимание на индивидуализацию правил и объяснение заданий. Учебник значительно сложнее многих других, но зато - при грамотной подаче - и уровень знаний будет выше. Негатив, который часто встречается в отзывах родителей, на мой взгляд, совершенно необоснован.


- «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)

Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В.

Основываясь на 12-летней практике, категорически заявляю – худший из учебников по русскому языку. Задания не понятны ни детям, ни взрослым, только методистам. Много ненужного материала. Кто-нибудь может внятно ответить, зачем ребёнку в 3 классе знать разряды прилагательных? Абсолютно незачем. Всем детям, у которых в школе была или есть эта программа, мне приходится объяснять всё заново, не так, как в учебнике, делать таблички с обобщёнными правилами. Книга крайне не интуитивна.


- «Школа 2100»

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина

Учебник, явно разработанный, как сейчас это модно говорить, с учётом новейших исследований и инновационных методик. И это явно не пошло на пользу ни русскому языку, ни детям. Неприятно видеть, как в сознание маленьких детей внедряют такие структуры, как «решение проблем». Проблем?! В изучении языка нет проблем! Но больших неясностей с изложением материала нет, правила, в принципе, понятны. На мой взгляд, недостаточно упражнений.


- "Перспектива"

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

Очень неплохой учебник. Классическая форма и приемлемое содержание. Темы находятся в относительно логическом порядке. Несколько спорный вопрос с разбором глаголов по составу. Как всегда, детям иногда бывают непонятны правила и определения. При грамотном и заинтересованном подходе обучающего взрослого учебник обеспечит грамотность ребёнка. Уровень сложности – средний.


- "Школа России"

Канакина В.П., Горецкий В.Г.,

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.


Хорошие классические учебники. У большинства детей совершенно не вызывают затруднений. Да и родителям, скорее всего, не придётся искать в Интернете другую формулировку правил. Наглядное изложение новых тем. Заданий много. Немного не хватает разнообразия, но этот пробел легко восполняется дополнительными пособиями. Оформление неяркое, спокойное.


- "Перспективная начальная школа"

Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

Интересный, хотя и не очень удачный учебник. Не интуитивная подача материала. Но, если понять логику авторов, можно вынести интересный опыт. Учебник предпринимает похвальную попытку избавить изучение русского языка от шаблонности. При постоянной поддержке и объяснении взрослых, ребёнок сможет на нормальном уровне усвоить основные правила языка. Оформление, на мой взгляд, неприятное – слишком рябое.)


- «Планета знаний»

Андрианова Т.М., Илюхина В.А.

Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.


Очень понятный учебник. Удачно выбранные шрифты. Доступное изложение правил и заданий. Со стороны взрослого потребуется минимум усилий, чтобы пояснять новые темы. Но фонетический разбор имеет не классический вид. Хотя, если разобраться, довольно удобный и понятный. Учебник очень патриотизирован. Четко читается православная подоплёка.



- «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой)

М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Подача материала в этом учебнике рассчитана на то, чтобы подготовить ребёнка предвидеть возможное место ошибки. Это крайне полезный навык. Но он требует очень грамотного преподавателя, который понимает и любит русский язык. Без такого человека ребёнок будет обречен на неграмотность и «албанский язык». Изложение в целом понятное. Реализована мягкая форма взаимодействия с ребёнком. Возможно, для кого-то явится недостатком недостаточно чёткое формулирование заданий.


Классическая начальная школа. Ритм

Т.Г.Рамзаева

Доступный, классический учебник. Пожалуй, один из лучших учебников среднего уровня сложности. Материал подан в соответствии с возрастной логической структурой. Задания, правила понятные, ясно изложенные. Сам по себе, учебник с содержанием несколько повышенного уровня. Есть темы, не входящие в Федеральный минимум. Но изучению языка ничто не препятствует. Немного не хватает иллюстраций.


Средняя школа:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Учебник, во многом похожий на советские издания. Много упражнений, вполне понятно изложенные правила. Темы в пределах основных требований. На мой взгляд, немного не хватает творческих заданий (сочинений, рассуждений). Средний уровень сложности.

- Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др.

Данный учебник относится к разряду усложненных, то есть рассчитанных на углубленное изучение русского языка. В учебнике более чем достаточно заданий на развитие речи, а также даётся довольно много новых тем, которые не затрагиваются в классических программах. Его можно рекомендовать тем детям, которые хотят заниматься филологией. Для остальных он будет сложноват.

- Рыбченкова Л.М.

Хороший, доступный, грамотно составленный учебник. Оформление, с одной стороны, не отвлекает от темы занятия, а, с другой стороны, снижает психологическую нагрузку. Учебник воспринимается легко. Темы подобраны в логическом порядке. Сложность содержания невысокая. Плюс это или минус – решать вам.

УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.

Теоретический материал рассчитан на углублённое изучение русского языка. Но понятные формулировки позволят справиться с материалом большинству детей. Вообще, «Теория» - это пособие, полезное для всех школьников и их родителям. На мой взгляд, небольшим минусом является малое количество обобщающих таблиц.

Особенно подходит для работы в гимназиях и классах с углублённым изучением гуманитарных предметов. «Русская речь» учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему или по картине, а также отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи.


- Шмелёв А.Д

Данный учебник хорошо оформлен. В нем содержатся весьма разнообразные задания, что позволяет разносторонне изучить язык. Формулировки всех заданий доступны без дополнительных пояснений. В книге много нюансов, позволяющих лучше освоить новую тему. Изложение материала понятное, легкое для восприятия. По моему мнению, очень неплохой вариант учебного пособия.

- Разумовская М.М.

Учебник среднего уровня, в котором содержится много заданий на развитие речи. Не всегда понятна формулировка правил и заданий. Шрифты подобраны не очень хорошо, поэтому тексты и задания могут сливаться. Хотя такая проблема очень часто встречается и в других учебниках. Несколько однообразные задания.

Учебники и пособия по русскому языку, не входящие в школьную программу, но, тем не менее, являющиеся одними из лучших пособий на данный момент:

-Ахременкова Л.А. "К пятёрке шаг за шагом".

Эти пособия очень удобно построены. Они позволяют при изучении нового материала не забывать старый, давно изученный. Вся система книги рассчитана на повторение и закрепление навыков грамотного письма. Ребёнок (при желании) может пользоваться ей с минимальным привлечением взрослых. Я часто применяю их в своей практике.

http://www.labirint.ru/search/%E0%F5%F0%E5%EC%E5%ED%EA%EE%E2%E0+%EA+%EF%FF%F2%E5%F0%EA%E5+%F8%E0%E3+%E7%E0+%F8%E0%E3%EE%EC/


-Шклярова Т.В. "Русский язык. Учимся в школе и дома".

А к этим учебникам у меня особое отношение. При всей своей сложности и специфичности (любой работающий с ним должен понять методику автора), это лучшие пособия для изучения русского языка. Автор предлагает метод, который позволит ребёнку писать с минимумом ошибок на основании понимания структуры и логики правописания. Как не сделать ошибку – вот цель методики. В целом, уровень учебника – значительно выше среднего.

Учебники русского языка - библиографические указатели и тексты, доступные онлайн

Учебники русского языка и литературы - (www.metodlit.ru) МетодЛит.ру (с марта 1997 года). Компания создана на базе Института повышения квалификации учителей МО; Род деятельности: Комплексная поставка учебно-методической литературы; Статус: с 2006 года официальный представитель издательства "Просвещение" по Московской области, с 2007 года входит в образовательный Холдинг "УЧКОМПЛЕКТ").

Учебники русского языка как иностранного - на сайте издательства "Дрофа" (www.drofa.ru)

Валгина Н.С. Розенталь Д.Э. Фомина М.И. Учебник русского языка . (hi-edu.ru).
Электронное издание подготовлено коллективом Центра дистанционного образования МГУП на основе одноименного учебника Валгиной Н.С. Текст печатного оригинала оставлен без изменения.

Справочно-сопроводительный аппарат издания дополнен именным и предметным указателями, выполненными в виде гипертекста, что позволяет свободно переходить из указателя на то место в тексте, где находится упоминание о персонах или объяснение термина. В тексте учебника также проставлены ссылки на указатель.

Черный список и критика учебников русского языка

Учебники русского языка с тюремной лексикой предложили школьникам Украины (26.11.2009 - www.1tv.ru)

Новые учебники получили после осенних каникул крымские школьники. Их содержание, утвержденное украинским Министерством образования, вызвало недоумение, как у детей, так и у взрослых. Пособия по истории, к примеру, теперь пропагандируют борьбу с москалями. А русский язык предлагается учить по тюремной лексике.

К. Чуковский. Живой как жизнь. — М.: КДУ, 2004

Пожалуй, это моя самая любимая книга о русском языке. Корней Чуковский велик в разных своих ипостасях. Мне трудно представить себе писателя, переводчика, критика, наконец, просто интеллигента, понимающего язык так, как понимают его лингвисты. То есть не ужасающегося неграмотности окружающих, ошибкам молодежи и т.п. (или по крайней мере не только ужасающегося), но сознающего неизбежность изменений языка и его норм.

Многие мысли и слова Чуковского кажутся написанными о нашем времени. Вот, например: «Миновали годы, и я в свою очередь стал стариком. Теперь по моему возрасту и мне полагается ненавидеть слова, которые введены в нашу речь молодежью, и вопить о порче языка. Тем более что на меня, как на всякого моего современника, сразу в два-три года нахлынуло больше слов, чем на моих дедов и прадедов за последние два с половиной столетия». (Напоминаю, что книга вышла в свет в 1962 году!) Чуковский же, несмотря на то что так полагается, не ненавидит их. Хотя есть кое-что, все-таки ненавидит. Для этого ненавидимого им объекта он придумал термин, который пережил свое время и используется до сих пор, — «канцелярит». Одна из глав его книги, собственно, так и называется.

Максим Кронгауз, доктор филологических наук, профессор, директор Института лингвистики РГГУ, заведующий кафедрой русского языка РГГУ

2. Безупречный вкус и языковые вариации

Н. Галь. Слово живое и мертвое. — М.: Время, 2012

Нора Галь подробно разбирает речевые неточности или ошибки и очень четко ставит диагноз, но в отличие от Чуковского почти никогда этих ошибок не прощает. Именно поэтому книга так близка многим читателям с филологическим образованием и вообще интеллигентным людям. Ведь язык, как мы знаем, отличный инструмент установления социальной иерархии, и знание литературной нормы, безупречный языковой вкус возносят культурного человека на вершину социальной пирамиды. А вот лингвист, даже и не лишенный языкового вкуса, почему-то сопротивляется и норовит вставить хотя бы одно «но». Да что лингвист! Лично я сопротивляюсь почти так же, когда редактор хочет улучшить мою речь и заменяет «достаточно» на «довольно» и «сложно» на «трудно». Для меня крайне важно, что по-русски можно говорить и писать по-разному, и это разнообразие не сводимо к единому «правильному» стилю. И именно оно дает языку возможность изменяться, так что неправильное становится правильным и наоборот.

3. Любить или не любить русскую орфографию?

М.В. Панов. И все-таки она хорошая. — М., 1964 (2-е изд., испр.), М.: Вербум-М, 2007

Сегодня языковеды довольно часто пишут популярные книги, но в своем поколении Михаил Викторович Панов был, по-видимому, единственным. Я бы вообще назвал его первопроходцем. В отличие от многих лингвистов он любил писать понятно и увлекательно, порой удивляя читателя. Его книга начинается с чудесной фразы: «Я знаю, что многие из моих читателей плохо относятся к орфографии». По сути говоря, эта фраза и название книги описывают ее содержание — автор объясняет читателю, почему можно и нужно любить русскую орфографию.

4. Русский язык начала ХХ века — взгляд со стороны

С.И. Карцевский. Язык, война и революция (Из лингвистического наследия). — М.: Языки русской культуры, 2000

Эта небольшая книга вышла в Берлине в 1923 году. Она содержит необычайно интересные наблюдения над изменением русского языка с 1905 года. Автор в ту пору находился в эмиграции, и это позволило ему быть более откровенным. Именно Карцевский сохранил для нас всевозможные названия ЧК — от чрезвычайки, чайки и черезчурки до Верочки (Всероссийская ЧК), Манечки и Эмочки (Московская ЧК). От него мы, кстати, узнали, что выражение «Вера Михайловна» означало высшую меру наказания, а «умереть от угрызения совести» — «быть расстрелянным». Книга читается с огромным интересом и из-за своей краткости доступна для всех.

5. Памятник эпохи

А.М. Селищев. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком (1917 -1926). — М.: УРСС, 2003

Книга появилась в 1928 году и до сих пор остается самым полным описанием языка революционной эпохи. Русский язык описывается на фоне французского XVII-XVIII веков, что позволяет читателю увидеть поразительные аналогии. В советское время книга хранилась в спецхране, и непонятно, почему автора не посадили сразу же после ее выхода в свет. Вот лишь одна цитата, за которую это можно сделать (правда, сам Афанасий Матвеевич Селищев аккуратно ссылается на газету «Рабочая Москва»): «Недаром некоторые поговаривают — говорит непонятно — значит, большевик».