Воздушно десантная операция в нормандии. Высадка в нормандии кратко

Во время Второй мировой войны (1939-1945) с июня 1944 года по август 1944 года происходила битва за Нормандию, которая освободила союзников Западной Европы от контроля нацистской Германии. Операция носила кодовое название «Оверлорд». Она началась 6 июня 1944 года, (этот день назвали День-Д), когда около 156 тысяч американских, британских и канадских сил высадились на пять пляжей, растянувшихся на 50 миль укрепленного побережья французского региона Нормандия.

Это была одна из самых больших военных операций в мире и потребовала масштабного планирования. До Дня-Д союзники провели крупномасштабную операцию по дезинформации противника, призванную ввести в заблуждение немцев о предполагаемой цели вторжения. К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе.

Подготовка к Дню-Д

После начала Второй мировой войны с мая 1940 года Германия оккупировала северо-западную Францию. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами (которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию) рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать.

В ноябре 1943 года , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил (1891-1944) возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий.

В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969) был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале (самое узкое место между Великобританией и Францией), а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест.

Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями.

Задержка высадки в Нормандии из-за погоды

5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас».

Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов.

Десантирование в День-Д

На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды. Десант высадился в 6:30 утра. Британцы и канадцы тремя группами легко преодолели участки пляжей «Голд», «Джуно», «Сорд», американцы ― участок «Юта».

Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии. По некоторым оценкам, в День-Д погибло более 4 тысяч солдат союзников, и около тысячи были ранены или пропали без вести.

Нацисты отчаянно сопротивлялись,но 11 июня, пляжи полностью перешли под контроль армии США, и в Нормандию огромными потоками хлынули солдаты Американской армии 326 тысяч челоек, 50 тысяч автомобилей и около 100 тысяч тонн снаряжения.

В немецких рядах царило замешательство ― генерал Роммель был в отпуске. Гитлер предполагал что это хитроумный маневр, которым Эйзенхаур хочет отвлечь Германию от атаки к северу от Сены и отказался направить близлежащие дивизии, для контратакующих действий. Подкрепления находились слишком далеко, что вызвало бы задержку.

Он также колебался, подтягивать ли на помощь танковые дивизии. Эффективная авиационная поддержка наступления союзников, не давала немцем поднять головы, а подрыв ключевых мостов заставил немцев сделать крюк в несколько сотен километров. Огромную помощь оказала корабельная артиллерия, которая беспрестанно утюжила берег.

В последующие дни и недели союзная армия с боями пробивались через залив Нормандии, фашисты уже тогда понимали всю плачевность своего положения, поэтому сопротивлялись невероятно отчаянно. К концу июня союзники захватили жизненно важный порт Шербур, что позволило им беспрепятственно перебрасывать войска, в Нормандии дополнительно прибыло 850 тысяч человек и 150 тысяч автомобилей. Армия была готова продолжить свое победное шествие.

Победа в Нормандии

К концу августа 1944 года союзники подошли к реки Сене, Париж был освобожден, а немцы были выбиты с северо-запада Франции ― битва при Нормандии была фактически завершена. Перед войсками открылась дорога на Берлин, где они должны были встретиться с войсками СССР.

Вторжение в Нормандию стало важным событием в войне против нацистов. Атака США позволила свободнее вздохнуть советским войскам на восточном фронте, Гитлер был психологически сломлен. Следующей весной, 8 мая 1945 года, союзники официально приняли безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. Неделей раньше, 30 апреля, Гитлер совершил самоубийство.



Нормандская операция, или операция «Оверлорд» - стратегическая операция Союзников по высадке войск во Франции, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный (или т. н. «второй») фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Нормандская операция осуществлялась в два этапа:
  • Операция «Нептун» - кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» - началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля;
  • Операция «Кобра» - прорыв и наступление по территории Франции была осуществлена союзниками сразу по завершении первой фазы

Британские военные с надувным макетом американского танка M4 «Шерман» на юге Англии.

Взвод чернокожих американских солдат в городе Вьервилль-сюр-Мер (Vierville-sur-Mer) готовится к поиску снайпера, засевшего неподалеку.
Сержант и солдат слева вооружены карабинами М1, солдат по центру - винтовкой М1 Гаранд.

Расчет зенитной пушки на транспорте Береговой охраны США во время высадки в Нормандии.
На фото слева - матрос 3-го класса Джон Р. Смит (John R. Smith), справа - Дэниэл Кашоровски (Daniel J. Kaczorowski).
Джон Смит участвовал в высадках в Африке, Сицилии и Италии.

Учения-репетиция высадки союзников в Нормандии. Проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-20, выброшенный на берег штормом во время высадки союзников в Нормандии. Корабль получил пробоину в днище. Позже был переправлен в Великобританию и отремонтирован.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-21 во время высадки союзников в Нормандии
Этот корабль принадлежал к спасательной флотилии ВМС США и занимался спасением солдат с потопленных или поврежденных десатных кораблей.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-1 швартуется к десантному кораблю #549 в день высадки союзников в Нормандии в районе пляжа Омаха.

Американские солдаты направляются на десантные суда перед высадкой в Нормандии в одном из портов Великобритании.

Американский солдат у своего товарища, раненного во время высадки на пляже Омаха.

Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США выбираются на на пляж «Омаха» под обстрелом.
Фотокорреспондент журнала «Life» Роберт Капа сошел на берег «Омаха» вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь - остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США укрываются от обстрела за противотанковыми «ежами» на пляже «Омаха».

Американский солдат в воде на пляже «Омаха» под обстрелом.

Выведенный из строя немецким артогнем десантный катер USS LCI(L)-93 стоит на мели на пляже «Омаха». Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег.

Британский танк «Кромвель» (Cromwell Mk IV) командира 1-й польской танковой дивизии Станислава Мачека (Stanis?aw Maczek) в Скарборо, Англия. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом (Robert Cole). За спиной Эйзенхауэра стоит его морской помощник Гарри Батчер (Harry Butcher). Фото сделано перед погрузкой парашютистов в самолеты накануне «Дня Д» на летном поле Гринхем Комн (Беркшир, Англия) (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Впоследствии подполковник Коул был награжден Медалью Почета за штыковую атаку на «Аллее Пурпурного Сердца» («Purple Heart Lane») недалеко от Карентана, Нормандия. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года.
Фото частично повреждено цензурой (замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него).

Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс (Slapton Sands) в Англии.

На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда (Sommerfeld Tracking), которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов.

В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» («Bessie»), оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники.

На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. В 2000 году он был выкуплен США и сейчас служит мемориалом кораблям этого класса в Эвансвилле штат Индиана (Evansville, Indiana).

Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.

Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.

Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.

Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919.

Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер.

Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет.

Крайний слева - первый сержан Сэнди Мартин (1sg Sandy Martin) (будет убит во время высадки), перед ним рядовой первого класаа Фрэнк Локвуд (PFC Frank E. Lockwood), в центре Джозеф Маркович (Joseph J. Markowitz), крайний справа - капрал Джон Лошиаво (Cpl. John B. Loshiavo).

Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.

Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок (Pointe du Hoc), примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское.

Американские десантные корабли типа LCI(L) пересекают Ла-Манш на пути к Нормандии, к сектору Юта. Ближайшие в левой колонне LCI(L)-96 и LCI(L)-325, в правой - LCI(L)-4. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов.

Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию.

Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.

Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг - принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.

Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.

Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами.

Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха». С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега.
Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень.

Солдаты 16-го пехотного полка (1-я пехотная дивизия) рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха».

Американские десантники в десантном катере LCVP 6 июня 1944 года, перед высадкой в Нормандии.

Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках (синие в оригинале) у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде (Engineer Special Brigade). То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли.

6 июня 1944 года в 8:30 во время следования к месту высадки на пляже Омаха, десантный катер LCI(L)-85 подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар.
Около 12:00 к нему подошел транспорт АРА-26 «Samuel Chase», который снял раненых и уцелевших с LCI(L)-85. Эвакуация была завершена в 13.30, а в 14:30 катер затонул (место неизвестно). Фото снято около 14.00 после завершения эвакуации людей.
По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей.

Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии.
Битва за город Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise).

Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер».

Солдаты 352-й пехотной дивизии вермахта, оборонявшей пляж «Омаха» в Нормандии тренируются незадолго до «Дня Д» - высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. На переднем плане пулеметчик с ручным пулеметом MG-42.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» в Нормандии - месте высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции.

Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» (Juno Beach) во время высадки в Нормандии.

Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.

Подготовка к операции «Оверлорд». На переднем плане три американских солдата в БТР M3A1, оснащенном пулеметом M2 50-го калибра. Начало июня 1944 года.

Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция.

Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии. Район Фокс Грин к востоку от Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Omaha Beach».

Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии.

Английские штурмовые десантные катера типа LCA (landing craft, assault), в том числе №№-521, 1377, доставляют войска на десантный корабль в ходе подготовки к высадке в Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут (Weymouth).
Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» («Prince Baudouin»). На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green».

Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA (landing craft, assault) в порту Уэймут (Weymouth). Дальше стоят пехотно-десантные корабли типа LCI(L) (landing craft, infantry (large)) №№- 497, 84 и тяжелый десантный катер LCH (landing craft, heavy) №-87.

Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли. Порт Уэймут (Weymouth) , Англия.
Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности.

Американские десантники выбираются из воды на пляж Омаха.

Десантный катер LCVP с группой солдат передового отряда 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США приближается к зоне высадки Омаха.

Панорамный вид на пляж «Омаха». Войска союзников выгружают технику и грузы на захваченный и уже «обустроенный» плацдарм. Высаживается американская 2-я бронетанковая дивизия - первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии.

Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства.

Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.

Высадка войск союзников с десантных катеров на пляже «Омаха» под ожесточенным пулеметным огнем немцев. На снимке запечатлен момент начала высадки подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США. Высадка этих десантников производилась с транспортного судна «Сэмюэл Чейз» (USS» «Samuel Chase» (APA-26) посредством десантных катеров LCVP. Авторское название фото – «Челюсти смерти» («The Jaws of Death.»).

Омаха-бич, наши дни

При подготовке материала активно использовались сайты:

70 лет назад, 6 июня 1944, тысячи солдат и офицеров готовились принять участие в операции, которая ознаменовала собой конец Второй мировой войны. Высадку союзников в Нормандии, в которой было задействовано более 130 тысяч военных, планировали больше года. К вечеру того “самого длинного дня” более 10 тысяч человек погибли, получили ранения и попали в плен. Эта операция стала крупнейшим морским сражением в мировой истории.

Вы можете познакомиться с самыми знаковыми и, в том числе, малоизвестными фактами той операции и увидеть редкие фотографии.

1. Смертельная репетиция “Дня Д”

28 июля 1944 года восемь кораблей с американскими пехотинцами и оборудованием на борту оставили берега британского Девона и начали репетицию запланированной высадки в Нормандии. Однако не все прошло гладко. Суда использовали радиочастоты, которые перехватили немецкие разведчики. Из-за плохо налаженной системы коммуникаций корабли стали легкой мишенью для подводных лодок гитлеровской армии. В итоге погибло около 800 человек.

Обеспокоенное утечкой секретной информации, командование армий государств-союзников заморозило все архивы данных. Следовательно, некоторые семьи так и не смогли выяснить, как погибли их близкие.

2. Искушение

В книге Джонатана Майо “День Д” рассказывается о необычном испытании, которое устроил своему воинскому подразделению подполковник Теренс Отвей. Он хотел быть уверенным, что перед высадкой солдаты не проболтаются о планируемой операции. Чтобы проверить солдат “на прочность”, Отвей попросил самых красивых девушек из воздушной эскадрильи пойти в паб, соблазнить военных, которые там отдыхали, и выведать тайну. Никто из военных не попал в ловушку.

3. О чем думал Черчилль накануне операции?


Уинстон Черчилль, блистательный оратор, известный умением убедить любую аудиторию, накануне “Дня Д” чувствовал себя не слишком уверенно. Своими страхами он поделился с женой: “Ты понимаешь, что завтра утром, когда ты проснешься, 20000 солдат уже никогда не проснутся? “ – спросил британский премьер.

4. Кодовые названия “ Дня Д”

При подготовке операции был использовано ряд кодовых названий. “Юта”, “Омаха”, “Голд” и “Сордо” обозначали пляжи на побережье Нормандии. “Нептун” – название самой
высадки, а “Оверлорд” – всей операции по освобождению Нормандии от нацистов. ‘Биго “ – кодовое название для тех, кто имел допуск на самом высоком уровне.

Эти секретные данные прятали за семью замками. Как перепугалось командование, когда, незадолго до начала операции, в Daily Telegraph напечатали кроссворд, содержащий целых пять кодовых названий, в том числе “Юта”, “Омаха” и “Нептун”. Британская разведка забила тревогу, подозревая, что таким образом кто-то пытается передать врагу секретную информацию. Однако обыски в доме автора кроссворда ничего не дали.

5. Кампания по дезинформации

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенность в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции “Оверлорд”.
Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена крупнейшая в истории дезинформационная операция (операция Fortitude).

Чтобы дезинформировать противника, союзные армии разработали фальшивые коды и планы операции.

Рано утром 6 июня в Нормандии и Па-де-Кале высадились отряды барабанщиков в военной формае. У них было специальное шумовое оборудование, которое имитировало звук стрельбы и воздушного налета. Этот эпизод вошел в историю под названием “Титаник”. Его главной целью было отвлечь внимание врага от основных сил союзников, высадившихся немного западнее этого места.

6. Что означает “Д” в термине “День Д”?

На протяжении многих лет люди задумывались, что же означает буква “Д” в названии “День Д”, под которым известна Нормандская операция.

“День Д” – это общепринятый в военном деле термин, которым обозначается день начала военной операции. Он использовался как до высадки союзников во Франции, так и после.

Военные термины “день Д” и “час Ч”, обозначают время начала какой-либо операции, реальный срок которой определить однозначно нельзя и где соблюдается режим строгой секретности.

Как правило, “Д” и “Ч” , заранее вообще неизвестны. Время начала действий сообщается в день наступления. В документах по планированию действий в течение военной операции время рассчитывается примерно следующим образом: время подготовки к операции – “Ч” минус XX часов XX минут, а все последующие действия – “Ч” плюс XX часов XX минут.

7. Письмо генерала Эйзенхауэра на случай поражения

Генерал США Эйзенхауэр написал письмо, которое должно бы было быть опубликовано в случае поражения.
“Высадка наших войск в зоне Шербург-Гавр не принесла успешных результатов и я отозвал наши войска. Мое решение нанести удар на данный момент основывается на информации, заслуживающей доверия. Наши морские и воздушные войска продемонстрировали небывалое мужество. Если кто-то и виноват в их поражении, то только я сам “, – говорилось в письме, которое генерал случайно подписал 5 июля, а не 5 июня.

8. Погода оказалась на стороне союзников

Первоначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, однако плохая погода заставила генерала Эйзенхауэра отложить операцию на сутки. Согласно документам Морской библиотеки США немецкое командование ожидало вторжения союзников в конце мая, когда была полная луна, прилив и слабый ветер. немного ветра. Когда в начале июня погода ухудшилась, немцы расслабились и потеряли бдительность. В этот момент метеослужба союзников дала благоприятный прогноз, и операция началась.

9. Взломать код “Энигмы”


В Германии шифровальный аппарат “Энигма” использовали с 1920 года. Уникальная машина создавала возможности для более чем двухсот триллионов комбинаций букв и считалась несокрушимой. Однако незадолго до высадки в Нормандии союзникам удалось разгадать код аппарата, и в Берлине об этом не узнали. Расшифрованные данные раскрыли координаты расположения гитлеровских войск в Нормандии и подтвердили, что немцы купились на дезинформацию о фальшивых планах высадки.

10. “Человек, который выиграл войну”

Генерал Дуайт Эйзенхауэр как-то сказал: “Эндрю Хиггинс – человек, который выиграл войну для нас”.
Так кто же он – Эндрю Хиггинс?

Хиггинс – гений -самоучка в области конструирования маломерных судов, который разработал и сконструировал десантные катера-амфибии, с помощью которых силы союзников пересекли Ла-Манш. “Если бы Хиггинс не создал эти суда, мы никогда не смогли бы высадиться на открытом пляже. Стратегия всей войны была бы совсем другой”.

Автор Владимир Веселов.
"На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие сражения. Кто-то считает, что это битва под Москвой, в которой фашистские войска потерпели первое поражение. Другие полагают, что таковой нужно считать Сталинградскую битву, третьим кажется, что главным было сражение на Курской дуге. В Америке же (а в последнее время и в Западной Европе) никто не сомневается, что главной битвой была Нормандская десантная операция и последовавшие за ней сражения. Сдается мне, что западные историки правы, хотя и не во всем.

Давайте задумаемся, что было бы, если западные союзники в очередной раз промедлили и не высадили десант в 1944 году? Понятно, что Германия все равно была бы разбита, только Красная армия закончила бы войну не под Берлином и на Одере, а в Париже и на берегах Луары. Понятно, что к власти во Франции пришел бы не прибывший в обозе союзников генерал де Голль, а кто-нибудь из деятелей Коминтерна. Аналогичные деятели нашлись бы и для Бельгии, Голландии, Дании ну и всех прочих больших и малых стран Западной Европы (как они нашлись для стран Восточной Европы). Естественно, Германия не была бы разделена на четыре оккупационные зоны, следовательно, единое немецкое государство образовалось бы не в 90-х, а в 40-х, да и называлось бы оно не ФРГ, а ГДР. Не оказалось бы в этом гипотетическом мире и места для НАТО (кто бы в него вошел кроме США и Англии?), а вот в Варшавский договор объединил бы всю Европу. В конечном итоге Холодная война, если бы она вообще состоялась, носила бы совсем другой характер, и имела бы совсем другой исход. Впрочем, я вовсе не собираюсь доказывать, что все было бы именно так, а не иначе. Но в том, что итоги Второй мировой были бы другими, сомнений нет. Ну а битва, которая во многом определила ход послевоенного развития, по праву должна считаться главной битвой войны. Вот только битвой ее назвать можно с большой натяжкой.

Атлантический вал
Так называлась немецкая система обороны на западе. По фильмам и компьютерным играм этот вал представляется чем-то очень мощным - ряды противотанковых ежей, за ними бетонные ДОТы с пулеметами и орудиями, бункеры для живой силы и т.д. Однако вспомните, приходилось ли вам где-нибудь видеть фотографию, на которой все это было бы видно? На самой известной и широко тиражируемой фотографии НДО видны десантные баржи и бредущие по пояс в воде американские солдаты, причем снято это со стороны берега. Нам удалось разыскать фотографии мест высадки, которые вы здесь видите. Солдаты высаживаются на совершенно пустой берег, где кроме нескольких противотанковых ежей нет никаких оборонительных сооружений. Так что же все-таки представлял собой Атлантический вал?
Впервые это название прозвучало осенью 1940 года, когда в короткие сроки были сооружены четыре дальнобойные батареи на побережье Па-де-Кале. Правда, предназначались они не для отражения десанта, а для нарушения судоходства в проливе. Только в 1942 году, после неудачной высадки канадских рейнджеров под Дьеппом началось строительство оборонительных сооружений, главным образом все там же, на побережье Ла-Манша (предполагалось, что именно здесь произойдет высадка союзников), на остальные же участки рабочая сила и материалы выделялись по остаточному принципу. Оставалось же не так уж и много, особенно после активизации налетов на Германию союзной авиации (пришлось строить бомбоубежища для населения и промышленных предприятий). В результате сооружения Атлантического вала были готовы в целом процентов на 50, ну а непосредственно в Нормандии и того меньше. Более-менее был готов к обороне единственный участок, тот, который впоследствии получил наименование плацдарм "Омаха". Однако и он выглядел совсем не так, как это изображено в хорошо известной вам игре.

Подумайте сами, какой смысл располагать бетонные укрепления на самом берегу? Конечно, установленные там орудия могут обстреливать десантные суда, а пулеметным огнем можно поражать солдат противника, когда они бредут по пояс в воде. Но стоящие прямо на берегу бункеры прекрасно видны неприятелю, так что он без особого труда может подавить их корабельной артиллерией. Поэтому непосредственно у среза воды создаются только пассивные оборонительные сооружения (минные поля, бетонные надолбы, противотанковые ежи). За ними, желательно по гребням дюн или холмов, отрываются окопы, а на обратных склонах холмов сооружаются блиндажи и другие укрытия, где пехота может переждать артналет или бомбежку. Ну а еще дальше, иногда в нескольких километрах от берега, создаются закрытые артиллерийские позиции (вот тут-то и можно увидеть мощные бетонные казематы, которые нам так любят показывать в кино).

Примерно по такому плану и была выстроена оборона в Нормандии, но, повторюсь, основная ее часть была создана только на бумаге. Например, мин было выставлено около трех миллионов, однако по самым скромным подсчетам нужно было не менее шестидесяти миллионов. Артиллерийские позиции были в основном готовы, однако орудия были установлены далеко не всюду. Расскажу такую историю: задолго до начала вторжения французское движение Сопротивления доложило, что на батарее Merville немцы установили четыре морских 155-мм орудия. Дальность стрельбы этих орудий могла достигать 22 км, так что возникала опасность обстрела военных кораблей, поэтому было принято решение уничтожить батарею любой ценой. Эта задача была возложена на 9-й батальон 6-й парашютной дивизии, который готовился к ней почти три месяца. Был построен очень точный макет батареи, и бойцы батальона день за днем атаковали его со всех сторон. Наконец наступил день D, с большим шумом и гамом батальон захватил батарею и обнаружил там... четыре французских 75-мм пушки на железных колесах (времен Первой мировой). Позиции действительно были сделаны под 155-мм орудия, но вот самих орудий у немцев не было, так что они поставили то, что оказалось под рукой.

Надо сказать, что арсенал Атлантического вала вообще состоял главным образом из трофейных пушек. На протяжении четырех лет немцы методично стаскивали туда все, что досталось им от разбитых армий. Там были чешские, польские, французские и даже советские орудия, причем ко многим из них имелся весьма ограниченный запас снарядов. Примерно так же обстояло дело и со стрелковым вооружением, в Нормандию попадало либо трофейное, либо снятое с вооружения на Восточном фронте. Всего в 37-й армии (а именно на нее пришлась основная тяжесть сражения) использовалось 252 типа боеприпасов, причем 47 из них были давно сняты с производства.

Личный состав
Теперь поговорим о том, кому же именно пришлось отражать вторжение англо-американцев. Начнем с командного состава. Наверняка вы помните однорукого и одноглазого полковника Штауфенберга, совершившего неудачное покушение на Гитлера. А задавались ли вы вопросом, почему такой инвалид не был уволен вчистую, а продолжал служить, пусть и в армии резерва? Да потому, что к 44-му году требования к годности в Германии были значительно снижены, в частности, утрата глаза, руки, тяжелая контузия и т.п. уже не являлись основанием для увольнения со службы высшего и среднего офицерского состава. Конечно, на Восточном фронте проку от таких монстров было бы немного, но зато была возможность затыкать ими дыры в частях, дислоцировавшихся на Атлантическом вале. Так что примерно 50% командного состава там относилось к категории "ограниченно годен".

Не обошел фюрер своим вниманием и рядовой состав. Возьмем для примера 70-ю пехотную дивизию, более известную как "дивизия белого хлеба". Она целиком состояла из солдат, страдающих разного рода заболеваниями желудка, из-за чего им приходилось постоянно находиться на диете (естественно с началом вторжения диету соблюдать стало затруднительно, так что дивизия эта сама собой исчезла). В других частях были целые батальоны из солдат, страдающих плоскостопием, болезнями почек, диабетом и т.д. В сравнительно спокойной обстановке они могли нести тыловую службу, но боевая ценность их была близка к нулю.

Однако не все солдаты на Атлантическом вале были больными или калеками, имелось там немало и вполне здоровых, вот только было им за 40 лет (а в артиллерии так и вовсе главным образом служили пятидесятилетние).

Ну и последний, самый потрясающий факт - коренных немцев в пехотных дивизиях было всего около 50%, остальную же половину составляла всякая шваль со всех концов Европы и Азии. Стыдно в этом признаваться, но немало было там и наших соотечественников, например 162-я пехотная дивизия целиком состояла из так называемых "восточных легионов" (туркменских, узбекских, азербайджанских и т.д.). Были на Атлантическом вале и власовцы, правда, сами немцы не были уверены, что от них будет какой-то прок. Например, командующий гарнизоном Шербура генерал Шлибен говорил: "Очень сомнительно, что нам удастся склонить этих русских сражаться за Германию на территории Франции против американцев и англичан". Он оказался прав, большинство восточных войск сдались союзникам без боя.

Кровавый пляж "Омаха"
Американские войска высаживались на двух участках, "Юта" и "Омаха". На первом из них сражения не получилось - на этом участке имелось всего два опорных пункта, каждый из которых оборонялся усиленным взводом. Естественно, оказать какое-либо сопротивление 4-й американской дивизии они не смогли, тем более, что оба были практически уничтожены огнем корабельной артиллерии еще до начала высадки.

Кстати, тут имел место интересный случай, прекрасно характеризующий боевой дух союзников. За несколько часов до начала вторжения были высажены воздушные десанты в глубине обороны немцев. Из-за ошибки летчиков около трех десятков парашютистов были сброшены на самом берегу возле бункера W-5. Часть из них немцы уничтожили, других же взяли в плен. И вот в 4.00 эти пленные принялись упрашивать командира бункера немедленно отправить их в тыл. Когда же немцы поинтересовались, что это им так приспичило, бравые вояки тут же сообщили, что через час начнется артподготовка с кораблей, за которой последует высадка. Жаль, что история не сохранила имен этих "борцов за свободу и демократию", выдавших час начала вторжения ради спасения своей шкуры.

Вернемся, однако, на плацдарм "Омаха". В этом районе находится всего один доступный для высадки участок длиной 6.5 км (к востоку и к западу от него на многие километры тянуться крутые утесы). Естественно, что немцы смогли хорошо подготовить его к обороне, на флангах участка имелись два мощных бункера с орудиями и пулеметами. Однако пушки из них могли обстреливать только пляж и небольшую полосу воды вдоль него (со стороны моря бункеры были прикрыты скалами и шестиметровым слоем бетона). За сравнительно узкой полосой пляжа начинались холмы, высотой до 45 метров, по гребню которых были отрыты окопы. Вся эта система обороны была прекрасно известна союзникам, но они надеялись подавить ее до начала высадки. Огонь по плацдарму должны были вести два линкора, три крейсера и шесть эсминцев. Кроме того, с десантных судов должна была стрелять полевая артиллерия, ну а восемь десантных барж были переделаны в установки для пуска реактивных снарядов. Всего за тридцать минут должно было быть выпущено более 15 тыс. снарядов разных калибров (вплоть до 355-мм). И они были выпущены... в белый свет как в копеечку. Впоследствии союзники придумали множество оправданий малой эффективности стрельбы, тут и сильное волнение на море, и предрассветный туман, и еще что-то, но так или иначе, ни бункеры, ни даже окопы от артобстрела не пострадали.

Еще хуже действовала союзная авиация. Армада бомбардировщиков "Либерейтор" сбросила несколько сотен тонн бомб, однако ни одна из них не попала не только в укрепления противника, но даже на пляж (а некоторые бомбы взрывались в пяти километрах от берега).

Таким образом, пехоте пришлось преодолевать совершенно неповрежденную полосу обороны противника. Впрочем, неприятности для наземных частей начались еще до того, как они оказались на берегу. Например, из 32 плавающих танков (DD Sherman) 27 затонули почти сразу после спуска на воду (своим ходом до пляжа добрались два танка, еще три были выгружены прямо на берег). Командиры некоторых десантных барж, не желая входить в сектор, обстреливаемый немецкими орудиями (у американцев вообще инстинкт самосохранения развит гораздо лучше чувства долга, да и всех прочих чувств), откидывали аппарели и приступали к выгрузке на глубинах около двух метров, где большинство десантников успешно тонуло.

Наконец, худо-бедно первая волна десанта была высажена. В нее входил 146-й саперный батальон, бойцы которого должны были, прежде всего, уничтожить бетонные надолбы, чтобы можно было начать высадку танков. Но не тут-то было, за каждым надолбом лежало два-три бравых американских пехотинца, которые, мягко говоря, возражали против уничтожения такого надежного укрытия. Пришлось саперам закладывать взрывчатку со стороны, обращенной к неприятелю (естественно многие из них при этом гибли, всего из 272-х саперов было убито 111). Для помощи саперам в первой волне было придано 16 бронированных бульдозеров. До берега добралось только три, а использовать саперы смогли всего два из них - за третьим укрылись десантники и, угрожая водителю оружием, заставили его оставаться на месте. Думается, примеров "массового героизма" вполне достаточно.

Ну а дальше у нас начинаются сплошные загадки. В любом источнике, посвященном событиям на плацдарме "Омаха", обязательно есть упоминания о двух "огнедышащих бункерах на флангах", но ни в одном из них не говорится, кто, когда и как подавил огонь этих бункеров. Такое впечатление, что немцы стреляли-стреляли, а потом перестали (возможно, так оно и было, вспомните, что я писал выше о боеприпасах). Еще интереснее обстоит дело с пулеметами, стрелявшими по фронту. Когда американские саперы выкурили своих товарищей из-за бетонных надолбов, им пришлось искать спасения в мертвой зоне у подножия холмов (в некотором роде это можно считать наступлением). Одно из укрывшихся там отделений обнаружило узкую тропинку, ведущую к вершине.

Осторожно продвигаясь по этой тропинке, пехотинцы добрались до гребня холма, и обнаружили там совершенно пустые окопы! Куда же подевались оборонявшие их немцы? А их там и не было, на этом участке оборону занимала одна из рот 1-го батальона 726-го гренадерского полка, состоявшего преимущественно из чехов, насильно призванных в Вермахт. Естественно они мечтали как можно быстрее сдаться американцам, но согласитесь, выкидывать белый флаг еще до того, как неприятель тебя атакует как-то несолидно даже для потомков бравого солдата Швейка. Чехи лежали себе в окопах, время от времени выпуская очередь-другую в сторону американцев. Но через некоторое время они поняли, что даже такое формальное сопротивление сдерживает наступление противника, поэтому собрали манатки и отошли в тыл. Там их, в конце концов, и взяли в плен к общему удовольствию.

Короче говоря, перелопатив груду посвященных НДО материалов, мне удалось найти один единственный рассказ о боевом столкновении на плацдарме "Омаха", привожу его дословно. "Рота "Е", высадившаяся перед Кольвилем после двухчасового боя захватила немецкий бункер на вершине холма и взяла в плен 21 человека". Все!

Главная битва Второй мировой
В этом кратком обзоре я поведал только о первых часах Нормандской десантной операции. В последовавшие за ними дни англо-американцам пришлось столкнуться со многими трудностями. Тут и шторм, практически уничтоживший один из двух искусственных портов; и неразбериха со снабжением (полевые парикмахерские были доставлены на плацдарм с большим опозданием); и несогласованность действий союзников (англичане начали наступление на две недели раньше, чем было намечено, очевидно, они меньше американцев зависели от наличия полевых парикмахерских). Однако противодействие неприятеля среди этих трудностей стоит на самом последнем месте. Так стоит ли все это называть "битвой"?"

Высадка англо-американских войск в Нормандии стала крупнейшей в истории морской десантной операцией, в которой приняли участие около 7000 кораблей. Во многом своим успехом она обязана тщательно проведенной подготовке.

Решение об открытии Второго фронта — крупномасштабном вторжении в Западную Францию — было принято президентом США Франклином Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. В январе 1943 года на конференции в Касабланке лидеры двух стран Антигитлеровской коалиции обсудили текущие проблемы вместе с членами Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании. Во исполнение принятого решения Генеральные штабы обеих стран сформировали рабочую группу во главе с британским генералом Фредериком Морганом, которая приступила к разработке плана будущей операции.

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД»

Подготовка операции, получившей название «Оверлорд» (Overlord), велась англо-американским командованием тщательно и масштабно. Было резко расширено производство десантных и противолодочных средств, спецтехники и необходимого при высадке вооружения, разработаны и построены чрезвычайно дорогие разборные искусственные гавани «Малберри», которые затем планировалось собрать на французском побережье. В Англии к местам предполагаемой погрузки были подведены специальные подъездные пути для техники. В конце мая 1944 года войска были сосредоточены в районах сбора, после чего были приняты чрезвычайные меры по обеспечению секретности. Сначала планировалось начать операцию в мае, но затем Бернард Монтгомери настоял на высадке десанта также и на полуострове Котантен (будущий участок «Юта»), поэтому пришлось несколько сдвинуть День «Д» — дату высадки. Верховный главнокомандующий войсками союзников в Европе, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, 8 мая 1944 года назначил окончательную дату — 5 июня. Но 4 июня погода неожиданно испортилась и высадку отменили. На следующий день метеорологическая служба доложила Эйзенхауэру, что 6 июня погода немного улучшится. Генерал приказал готовиться к высадке.

ДЕНЬ «Д»

Операция в Нормандии, получившая название «Нептун» (Neptune), была составной частью более масштабной операции «Оверлорд», которая предусматривала очищение от немецких войск всей Северо-Западной Франции. В ходе операции «Нептун» должна была произойти высадка на Нормандском побережье 156 000 военнослужащих британских и американских войск. Предварительно в первом часу ночи в тыл противника было заброшено 24 000 парашютистов, которые должны были вызвать панику в рядах противника и захватить стратегически важные объекты.

Основной этап операции — сама высадка британских и американских войск с кораблей — началась в 6:30 утра. Для десантирования командование союзников после долгих раздумий и дискуссий выбрало 80-километровый участок Нормандского побережья от устья реки Орн до коммуны Озвиль (кантон Монтбур района Шербур-Октевиль департамента Манш). Всего высадка производилась на пяти участках: на трех — «Голд» (Gold), «Джуно» (Juno) и «Суорд» (Sword) — высаживались войска 2-й британской армии, на двух — «Юта» (Utah) и «Омаха» (Omaha) — 1-й армии США.

ВЫСАДКА БРИТАНСКИХ ВОЙСК

На британских участках высаживалось 83 115 человек (в т. ч. 61 715 англичан, остальные — канадцы). На участке «Голд» британским войскам удалось со сравнительно небольшими потерями подавить оборонявшиеся здесь немецкие части и прорвать линию их укреплений.

То, что британским войскам на этом участке удалось успешно прорваться в глубь французской территории, во многом стало возможным благодаря использованию спецтехники — танков «Шерман», оснащенных бойковыми тралами Хоббарта для расчистки минных полей. На участке «Джуно» основная тяжесть боев легла на плечи канадцев, которые столкнулись с яростным сопротивлением 716-й немецкой пехотной дивизии. Тем не менее после тяжелого боя канадцам все же удалось закрепиться на береговом плацдарме, а затем оттеснить противника и установить контакт с британскими войсками, высаживавшимися на соседних участках.

Несмотря на то, что канадцам не удалось полностью выполнить поставленную задачу, на занятых позициях они закрепиться сумели и дальнейший ход операции под угрозу не поставили. На участке «Суорд» британские войска быстро смяли слабые части противника на побережье, но затем вышли ко 2-й, более прочной, линии обороны, где их продвижение застопорилось. Затем они были контратакованы моторизованными частями 21-й немецкой танковой дивизии. Хотя потери англичан были в целом невелики, главную задачу — взять французский город Кан — они выполнить не смогли, не дойдя до него всего шесть километров.

К концу Дня «Д», несмотря на отдельные неудачи, можно было констатировать, что высадка британских войск состоялась, причем потери для столь сложной операции были достаточно низкими.

День «Д»: американские сектора

Высадка американских войск 6 июня 1944 года проходила в сложных условиях, и в какой-то момент американское командование даже рассматривало вопрос об отмене операции и отводе уже высадившихся войск.

В американском секторе Нормандского побережья высаживались части 1-й армии США — всего 73 тысячи солдат, в т. ч. 15 600 десантников. В ходе первого этапа операции «Нептун» была осуществлена выброска воздушного десанта, которые составляли части 82-й и 101-й американских воздушно-десантных дивизий. Зона высадки — позади участка «Юта» на полуострове Котантен, севернее города Карантан.

УЧАСТОК «ЮТА»

Задачей американских десантников был захват дамб через затопленные немцами луга и мосты в районе городов Сент-Мер-Эглиз и Карантан. Им сопутствовал успех: немцы не ожидали здесь высадки и не готовились к серьезному отпору. В результате парашютисты вышли к намеченным целям, сковав противника у Сент-Мер-Эглиза. Этот городок и стал первым французским населенным пунктом, освобожденным в ходе Нормандской кампании.

Высадка морского десанта на участке «Юта» была проведена практически идеально. Сначала на позиции слабой 709-й немецкой стационарной дивизии обрушились снаряды главного калибра американских боевых кораблей. За ними последовала армада средних бомбардировщиков, полностью подорвав волю к сопротивлению и без того не слишком надежных подразделений противника. Ровно в 6:30, как и было предусмотрено планом, начали высаживаться части 4-й американской пехотной дивизии. Они подошли на несколько километров южнее запланированного участка, что сыграло им на руку — береговые укрепления здесь оказались значительно слабее. Одна за другой волны десанта высаживались на берег, сминая деморализованные немецкие части.

Потери американских войск на участке «Юта» составили всего 197 человек убитыми; даже потери флота США были больше — на минах подорвались и затонули эсминец, два пехотно-десантных катера и три малых танкодесантных корабля. При этом все поставленные перед войсками цели были достигнуты: на берег высадилось более 21 тысяч солдат и офицеров, 1700 единиц техники, был создан плацдарм 10 х 10 км и установлены контакты с американскими парашютистами и войсками на соседних участках.

УЧАСТОК «ОМАХА»

Если на участке «Юта» события развивались по плану, то на восьмикилометровом участке «Омаха», тянувшегося от Сен-Онорин-де-Перт до Вьервиль-сюр-Мер, ситуация была совершенно другой. Хотя и здесь немецкие войска (352-я пехотная дивизия) состояли в значительной степени из не имевших боевого опыта и плохо обученных солдат, они занимали достаточно хорошо подготовленные позиции вдоль побережья. Операция не заладилась с самого начала.

Из-за тумана корабельная артиллерия и бомбардировочная авиация, которые должны были подавить оборону противника, не смогли нащупать цели и никакого урона позициям немцев не нанесли. Вслед за ними начались трудности у экипажей десантных кораблей, которые также не смогли вывести их к запланированным целям. Когда же американские солдаты начали выбираться на берег, они попали под сильный огонь занимавших удобные позиции немцев. Потери начали стремительно расти, а в рядах высадившихся войск начала развиваться паника. Именно в этот момент командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли пришел к выводу, что операция провалилась и собрался остановить высадку, а уже высадившиеся на «Омахе» войска эвакуировать с Нормандского берега. Лишь чудом операция «Нептун» не оказалась проваленной. Огромными усилиями американским саперам удалось пробить несколько проходов в обороне и минных полях противника, но у этих узких переходов сразу же образовались пробки- Столпотворение на прибрежной линии не давало высаживаться новым войскам.