Где то светло и глубоко. Анализ стихотворения А.А.Блока «Ветер принёс издалёка…

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения А.А.Блока «Ветер принёс издалёка…» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества А.А.Блока, степень понимания стихотворения «Ветер принёс издалёка…», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Символизм – культурное течение, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утонченную атмосферу. В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принёс издалёка…», написанное в последних числах января 1901 года. А.А.Блок – поэт-символист

4 слайд

Описание слайда:

А.А.Блок «Ветер принёс издалёка…» Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звёздные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принёс издалёка Звучные песни твои.

5 слайд

Описание слайда:

История создания стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Приближающаяся весна, запах которой ещё только витает в морозном январском воздухе, затронули сокровенные чувства поэта, который отмечает, что «робко, темно и глубоко плакали струны мои». Поэт подчеркивает, что в небесной лазури словно растворились все его горести и печали. При появлении бездонной лазури «плакали зимние бури», предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле. Однако причина душевных волнений поэта кроется совсем не в приближающейся весне. Гораздо важнее для него то, что «ветер принёс издалёка звучные песни твои». Речь в данном случае идет о Любви Менделеевой, с которой поэт был знаком с самого детства и которой и посвятил стихотворение «Ветер принёс издалёка…»

6 слайд

Описание слайда:

История создания стихотворения «Ветер принес издалёка…» После длительной разлуки поэт едва сумел узнать в чернобровой красавице несмышлёную девочку, с которой играл когда-то на даче в Шахматово. Однако больше всего поэта поразило то, что подруга его детства не восприняла юношу всерьёз. Блок влюбился в эту холодную и совершенно равнодушную к нему особу, которой суждено было стать на долгие годы его литературной музой.

7 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Какова тема стихотворения? Рассказ о природе в то же время о чувствах лирического героя

8 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Какова основная задача автора стихотворения? Показать красоту окружающего мира и внутренний мир лирического героя (передать любовные переживания, воспоминания минувших дней)

9 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Какова природа в стихотворении? Очаровательная, прекрасная, нежная, живая (ветер принёс песни намёк, бури плакали) Каким предстаёт лирический герой? Лирический герой пережил чувство любви, он влюблённый романтик, которому теперь остались лишь воспоминания

10 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» Автор проводит параллели между описанием природы и внутренним миром лирического героя, передаёт влияние окружающего мира на человека и поднимает проблему гармонии человека с природой.

11 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт передаёт красоту природы и рисует картину реальной жизни человека? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ песни весенней бездонной лазури близкой весны зимние бури звездные сны звучные песни ветер принёс плакали бури плакали струны реяли сны неба клочок песни намёк

Пейзаж в раннем творчестве Бунина - это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует его герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в ранних рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все ее оттенки.

Что было осенью 1956 года. Д. Ф. Слепян и Р. М. Беньяш пригласили меня прийти вечером, обещая сюрприз, о столовой кроме гостеприимных хозяек находилась незнакомая в темном платье, пожилая дама; не могу найти другого, более подходящего, чем это старомодное, сейчас, увы, утратившее былой смысл, слово.

Почему же только месяц, когда я прожил в Ташкенте не менее трех лет? Да потому, что для меня тот месяц был особенным. Сорок три года спустя возникла непростая задача вспомнить далекие дни, когда люди не по своей воле покидали родные места: шла война! С большой неохотой переместился я в Ташкент из Москвы, Анна Ахматова - из блокадного Ленинграда. Так уж получилось: и она, и я - коренные петербуржцы, а познакомились за много тысяч километров от родного города. И произошло это совсем не в первые месяцы после приезда.

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Анализ стихотворения «Ветер принес издалёка» Блока

Ранний период творчества Блока отмечен его увлеченностью символизмом и мистицизмом. Стихотворение «Ветер принес издалека…» (1901 г.) — яркий пример обращения поэта к любой незначительной детали, которые он рассматривает в качестве тайных символов и придает им огромное значение.

Наступление весны для Блока — не просто смена времен года. Оно сопровождается таинственными знаками. Задолго до прихода настоящих теплых дней лирический герой слышит «песни весенней намек», который приносит ветер. Одновременно с этим для него открывается «неба… клочок». В «сумерках близкой весны» автор слышит плач «зимних бурь». В сознании лирического героя реальный мир совершенно преображается, в нем происходят скрытые от обычного взгляда перемены, раздаются загадочные звуки.

В последней строфе появляется любовная тема. В этот период Блок увлекался идеями В. Соловьева и его учением о Вечной Женственности. Знаменитая блоковская (Л. Менделеева) не отвечала поэту взаимностью. Но он упорно считал ее воплощением своего женского идеала и добивался руки девушки. «Плачущие струны» лирического героя символизируют его любовную лирику, тоску и печаль от невозможности обрести настоящее счастье.

Блок искренне считал, что они с Менделеевой были рождены друг для друга, а их брак благословлен на небесах. Поэтому родственные души неизбежно тянутся друг к другу. Среди символов приближающейся весны лирический герой различает «звучные песни» своей возлюбленной, которые обращены к нему и свидетельствуют о скором воссоединении двух влюбленных.

Поиск Блоком различных символов и предзнаменований в природе может быть легко объяснен. Поэт редко виделся со своей возлюбленной. Встречи и совместные прогулки происходили только в теплое время года, когда семья Менделеевых приезжала на дачу.

Очень характерно, что произведение «Ветер принес издалека…» было написано Блоком в январе, когда в реальности ни о каких признаках близкой весны не могло быть и речи. Но поэт, находясь в экзальтированном состоянии, уносится в своих мечтах далеко от серой петербургской зимы. Окружающий мир наполняется для него различными предзнаменованиями, которые, в общем-то сбываются. В 1903 г. Л. Менделеева согласилась стать женой поэта.

Несмотря на январские морозы, поэт чувствует приближение весны. Намек на весеннюю оттепель он слышит в завывании холодного ветра, видит в посветлевшем кусочке неба. И хотя снежные бури продолжают укрывать землю снегом, Блок говорит о том, что они плачут, предчувствие приближение весны. В стихотворении затронуты и личные чувства поэта. Струны его души тоже плачут, и слезы эти вызваны тем, что наступление весны ассоциируется у Блока с встречей с любимой. Здесь идет речь о Любови Менделеевой, которую Блок знал еще ребенком, а потом еле узнал ее, встретив прекрасную девушку через длительное время. Несмотря на то, что Любовь Менделеева не любила Блока, она стала для него источником вдохновения на долгие годы. Более того, она считала, что поэт значительно преувеличивает свои способности и была к нему абсолютно равнодушна.

Можно скачать текст стихотворения Блока «Ветер принес издалека», чтобы разобрать его на уроке литературы в классе, или учить произведение наизусть полностью в режиме онлайн.