С3. Каково внутреннее состояние лирического героя стихотворения М.Ю

Название стихотворения символично. В нём отражены чувства, переживания и размышления поэта о совей жизни. Происходящие события волнуют и мучают лирического героя, что подчёркивается в произведении с помощью таких риторических фигур, как риторическое восклицание («Желанья!..») и риторические вопросы («Любить…но кого же?...»). Стоит заметить, что эти риторические фигуры употребляются вместе со стилистическим приёмом умолчания, которым оканчиваются первая и вторая строфы. О чём может говорить такая деталь? Такое сочетание может свидетельствовать о сложном внутреннем состоянии лирического героя: внутри него воедино соединились тяжёлая душевная грусть с отчаянием, обида и сожаления о прошлом и чувство безысходности. Это душевное состояние подчёркнуто стилистическим приёмом многосоюзия («И радость, и муки, и всё там ничтожно…»). Явное преуменьшение количества тропов также говорит о состоянии душевной опустошённости лирического героя. Его настроение меняется на протяжении всего стихотворения: высокие ноты звуков в первой строфе сменяются более низкими во второй строфе и совсем глухими в третьей. Происходящее вокруг лирического героя убеждает его в бессмысленности бытия. Вечные философские вопросы любви, дружбы и смысла жизни отнюдь не разрешаются в произведении, а, наоборот, кажутся ещё запутанней и неразрешимей. Стихотворение производит впечатление крика души, безответного и незамеченного, как возглас вопиющего в пустыне.

Философская лирика

С точки зрения содержания

Что есть жизнь? Что есть сердце (чувства) и ум? Почему жизнь тосклива и бесцельна? Может ли кто-нибудь мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? Стремление к идеалу (сионские высоты). Возможно ли достижение идеала? Что есть природа человека? Грех преследует человека так же неизбежно, как лев «следует оленя бег пахучий». Христианские мотивы. Человек и природа. Время, память, судьба. Обновление человека и обновление природы. С точки зрения эстетической. Совершенство стихотворений. Зеркальное построение стихотворений. Смысловой и синтаксический параллелизм. Душа стремящаяся к Богу. Пейзаж. Эпитеты.

Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое. В лирических стихах авторский голос становится смысловым центром, именно он скрепляет стихотворение, делает его цельным и единым высказыванием.

Лирическое «я» в разных стихах звучит по-разному, разное означает: порой поэту важно дать ощущение полной слитности «я», существующего в литературе, и «я» реального. Но бывает и иначе. В предисловии к переизданию сборника «Пепел» (1928 г.) Андрей Белый писал: «...лирическое “я” есть “мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не “я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения». Признание весьма серьёзно. Андрей Белый увидел в своих стихах «другого», а между тем именно этот «другой» был центром едва ли не важнейшей книги поэта. Как же следует назвать подобное явление?

За несколько лет до предисловия Белого была написана статья Ю. Тынянова «Блок»; здесь, резко отделив Блока-поэта от Блока-человека, исследователь писал: «Блок самая большая тема Блока... Об этом лирическом герое и говорят сейчас». Далее Тынянов рассказывает, как складывается в поэзии Блока странный, всем знакомый и как бы сливающийся с реальным А. Блоком образ, как образ этот переходит из стихотворения в стихотворение, из сборника в сборник, из тома в том.

Оба наблюдения связаны не с поэзией «вообще», но с конкретными поэтами, принадлежащими к одной творческой системе — русскому символизму. Ни Белый, ни Тынянов, ни серьезные ученики последнего не собирались распространить термин на всю мировую лирику. Более того, «теория лирического героя» предполагала, что большинство текстов строится по иным законам, что лирический герой — понятие специфическое. Попытаемся выяснить, какова же его специфика?

Жизнь поэта не сливается с его стихами, пусть даже на биографической основе написанными. Для того чтобы почти любой жизненный факт оказался неразрывно сцепленным с поэзией, втянутым в орбиту стиха, и необходим лирический герой. Это не герой одного стихотворения, но герой цикла, сборника, тома, творчества в целом. Это не явление собственно литературное, но нечто возникающее на грани искусства и бытия. Сталкиваясь с таким явлением, читатель неожиданно оказывается в положении незадачливого редактора ахматовской «Поэмы без героя», не может разобраться, «кто автор, а кто герой». Грань между автором и героем становится зыбкой, неуловимой.

Поэт по большей части пишет о себе, но пишут поэты по-разному. Иногда лирическое «я» стремится к идентичности с «я» поэта — тогда поэт обходится без «посредника», тогда возникают стихи, подобные «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Сну на море» Тютчева или «Августу» Пастернака.

Но бывает и иначе. Ранняя лирика Лермонтова глубоко исповедальна, почти дневник. И все же не Лермонтов, а кто-то другой, близкий поэту, но не равный ему, проходит сквозь его стихи. Тексты живут лишь в одном ряду, один тянет за собой другой, вызывает в памяти третий, заставляет думать о том, что было «между ними», особую смысловую роль обретают даты, посвящения, пропуски текста, трудно расшифровываемые намеки. Стихи тут не самодостаточные, замкнутые миры (как в только что приведённых случаях), но звенья цепи, в пределе — бесконечной. Лирический герой возникает как средоточие и результат развития своеобразного «пунктирного» сюжета.

Лирический герой может быть достаточно однозначным. Вспомним поэзию русского романтизма. Для большинства читателей Денис Давыдов — лишь лихой поэт-гусар, молодой Языков — поэт-студент, Дельвиг — «ленивец праздный». Маска наложена на биографию, однако тоже оказывается художественно выстроенной. Для целостного восприятия стихов читателю вовсе не обязательно знать о трудах Давыдова по военной теории, о горькой судьбе и тяжёлой болезни Дельвига. Разумеется, лирический герой немыслим без «биографического подтекста», но сам подтекст поэтизируется в соответствии с основным духом творчества.

Надо также понимать, что Лирический герой — не «постоянная величина», он появляется в тех случаях, когда жизнь поэтизируется, а поэзия дышит фактом. Недаром В. Жуковский написал в итоговом для романтического периода стихотворении:

И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

С романтической культурой, для которой характерен своеобразный лирический «взрыв», когда сама жизнь поэта стала почти художественным произведением, - связано появление лирического героя, странного «двойника» автора; с эпохой символистской — его второе рождение. Отнюдь не случайно отсутствие лирического героя в зрелом творчестве Баратынского или Некрасова, выросшем в глубоком и серьезном споре с романтизмом, или у поэтов, споривших с символизмом, — Мандельштама, Ахматовой, поздних Пастернака и Заболоцкого. Не случайна и характерная для последних неприязнь ко всему игровому в литературе. Строгие слова Пастернака звучат неожиданным ответом Жуковскому:

Когда строку диктует чувство.
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Не будем сравнивать больших поэтов, чей диалог в веках организует сложное целое русской поэтической традиции, важно понять другое: лирический герой много даёт поэту, но и требует от поэта не меньшего. Лирический герой большого поэта достоверен, до пластичности конкретен. Таков он у Блока, проходящий долгий путь «через три тома». Блок не обмолвился, назвав их «трилогией». У «трилогии» есть и «лирический сюжет», не раз прокомментированный в письмах поэта: от озарений «Стихов о Прекрасной Даме» через иронию, скепсис, снежные и огненные вакханалии II тома — к новому, уже иному приятию жизни, к рождению нового человека в томе III. Давно известно, что не чистая хронология, но логика целого руководила Блоком при составлении циклов, при выработке окончательного композиционного решения. Многим стихам III тома по времени место во II, однако внутренняя история «лирического героя» диктовала поэту их перестановку.

Заметим, что отношения поэта с собственным порождением не всегда идилличны, поэт может уйти от старой маски, уже привычной для читателя. Так случилось с Языковым. Поздние стихи его никак не вяжутся с обликом хмельного дерптского бурша, переход к новому стилю, к новому типу поэтического мышления потребовал категорического разрыва со старым амплуа как формой контакта с читателем. Отказ от лирического героя — чёткая грань между «старым» и «новым» Языковым. Таким образом, антитеза «Лирический герой» — «прямой» голос автора оказывается значимой не только для истории поэзии как целого, но и для творческой эволюции того или иного (не каждого!) поэта.

Задумываясь над проблемой лирического героя, следует быть осмотрительным, всякий «быстрый вывод» здесь приводит к путанице. Увидеть его у современного поэта очень легко. Сама ситуация века массовой информации чрезвычайно приблизила, разумеется лишь внешне, поэта к аудитории, вырвала его из прежней «таинственной отдаленности». Эстрада, на которой выступают отнюдь не только «эстрадные» поэты, а затем и телевидение сделали лицо стихотворца, его манеру чтения и поведения «всеобщим достоянием». Но напомним ещё раз — для объективной оценки необходимы перспектива, взгляд на всё творчество, временная дистанция, а их критик-современник лишён. Лирический герой существует, пока жива романтическая традиция. Читатель ясно видит и напряжённо-волевого героя лирики И. Шкляревского, и «книжного мальчика», чей образ создаёт А. Кушнер, и меланхолично-мудрого «певца» Б. Окуджавы. Нет нужды объяснять, что реальный облик поэтов многомерней и сложней. Важно, что образы эти живут в читательском сознании, иногда переживая поэтическую реальность.

Конечно, никому не заказано пользоваться термином и в других значениях: для одних он кажется синонимом «образа автора», для других — поощрительным призом, для третьих — способом сурового укора. Поэт не становится лучше или хуже в зависимости от того, есть у него лирический герой или нет. А термин — «инструмент» очень хрупкий, поэтому использовать его надо осторожно.

Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной. Лирический герой взволнован так, что от одной только мысли, что сейчас появится Она, дрожь пробегает по его телу:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

Герой А. А. Блока далек от реальности: он погружен в свои “сказки и сны”. Покорно склоняя перед возлюбленной колена, он готов безропотно выполнять волю “Величавой Вечной Жены”, чей земной образ неотделим от того, который мерцает на иконах в сиянии лампад.

Таким образом, могу сделать вывод: душевное состояние лирического героя стихотворения можно охарактеризовать несколькими словосочетаниями: романтический восторг, беспрекословное преклонение, божественное почитание Возлюбленной.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. “Вхожу я в темные храмы…” (1902) Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла “Стихи о Прекрас­ной Даме”. Главный мотив стихотворения – ожидание встре­чи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Все произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь все неуловимо, все только намек. Какие- то отблески, мерцания, надежды на непостижимое […]...
  2. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. […]...
  3. Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…” было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в личной жизни поэта – влюбленностью в его будущую жену, Л. Д. Менделееву. Кроме того, известно, что в ранний период творчества Блок увлекался философией Вл. Соловьева. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, […]...
  4. В стихотворении А. Блока “Незнакомка” эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой “смирен […]...
  5. Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л. Д. Менделееву, будущую жену писателя. Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее […]...
  6. Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, как и герой великого символиста, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. Есенина “Не бродить, […]...
  7. Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи “Вечной Женственности”. Поэтому первый поэтический сборник Блока назывался “Стихи о Прекрасной Даме”. Этот образ навеян воспоминаниями о Средневековье, рыцарстве. Одним из первых стихотворений стало “Вхожу я в темные храмы…” Ритм, мелодия, монотонность и одновременно торжественность звучания невольно подчиняют себе читателя. Это […]...
  8. Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Вхожу я в темные храмы…” было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в “Цикл стихов о Прекрасной Даме”. В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, […]...
  9. Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Весь цикл “Стихов о Прекрасной Даме” пронизан искренним чувством любви. Но что это за […]...
  10. Лермонтов начал писать стихи с подросткового возраста, но период творческой активности Михаила Юрьевича пришелся на период жесткой реакции в России, возникшей после восстания декабристов и эпохи нравственного и духовного подъема. Ситуация в стране отражалась на развитии культуры первой четверти 19-го столетия. В те годы пользовались популярностью студенческие кружки, общества Герцена, Белинского, Станкевича. Вместе с тем […]...
  11. Стихотворение “Зимнее утро” условно можно разделить на две части. В первом шестистишие секстине. описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда “вьюга злилась”, мрачные тучи почти закрывали луну, а “на мутном небе мгла носилась”. Природа воздействует на настроение героев. И лирический герой, и его возлюбленная были в тот вечер полны печали и пессимизма. Но утро […]...
  12. Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения 1. Тема и сюжет стихотворения. 2. Равнодушие толпы и сострадание лирического […]...
  13. Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия и в чем сходство с авторской мо­делью Евтушенко? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия явился одним из самых востребованных в лирике XX столетия. Вспомните текст известного стихотворения А.А. Вознесенского “Му­ромский сруб”, в котором лирический […]...
  14. Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо […]...
  15. А. А. Блок – крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали […]...
  16. 1. Образ лирического героя в раннем творчестве. 2. От юношеского романтизма к зрелому реализму. 3. Итог душевных исканий поэта. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. М. Ю. Лермонтов Творческий путь М. Ю. Лермонтова – это всего тринадцать […]...
  17. Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам “выплескивал” в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не […]...
  18. 1. Творчество И. А. Бунина. 2. Мотивы одиночества в лирике. 3. Одиночество лирического героя 4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова. 5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма. И. А. Бунин – человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы […]...
  19. Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. “Такой я нежный, такой тревожный”, – говорил он о себе. В стихах поэта встречаем настоящую стихию чувств, которую можно сравнить разве что с внезапным летним ливнем. Любовь – это тоже ливень чувств. Вот и проявил себя Сосюра в теме любви чуть ли не полно, […]...
  20. Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?” М. Ю. Лермонтов. “Валерик” М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала “история души человеческой” более, чем “истории це­лого народа”. Впервые в русской литературе лиричес­кий герой Лермонтова был поставлен над действитель­ностью, всем своим романтическим […]...
  21. В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко не традиционным к ней подходом. Сочувствуя “молодому мечтателю”, ценя его способность открывать в своей душе “родник простых и сладких звуков”, поэт не склонен презрительно отталкиваться и от “толпы”. Она предстает здесь не только как безликая […]...
  22. 1. Безнадежные попытки быть понятым. 2. Одиночество как постоянный спутник поэта. 3. Лирический герой Маяковского. 4. Обращение поэта к будущим потомкам. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, Такой большой и такой ненужный? В. В. Маяковский “Нет, весь я не умру…” – эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать […]...
  23. Творчество Федора Ивановича Тютчева – это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева – это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно […]...
  24. Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал Сергей Есенин. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, которая подарила ему мир поэтических образов: и прекрасные зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюг, и запах […]...
  25. Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: “Фило­софичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева”. Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли). Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. […]...
  26. В каких еще произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя – подведение итогов “молодости”, прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами? Отметьте, что первая строчка стихотворения А. А. Блока отсылает читателя к началу пушкинского текста: “Любви, надежды, тихой славы…” (“К Чаадаеву”), содержанием которого является изображение переломных моментов в жизни лирического героя (отказ от […]...
  27. Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой произведения подводит итог своего жизненного пути, вспоминая, как он целовал женщин, любил, думал, “валялся на траве”, “дышал и жил”. Он понимает, что скоро покинет этот мир, уйдет “в ту страну, […]...
  28. Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода – образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его […]...
  29. “Облако в штанах” – одна из самых известных ранних поэм В. Мая- Ковского. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Уже в самом начале поэмы В. Маяковского дается установка на определенную игру с читателем. Лирический герой рассказывает о себе: перед нами двадцатидвухлетний […]...
  30. Культ дружбы зародился у Пушкина еще в Лицее. На протяжении жизни поэта представление об этом чувстве менялось, развивалось, дополнялось. В стихотворении “Пирующие студенты” (1814) дружба для Пушкина – счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Стихотворение отразило умение поэта жизнерадостно воспринимать мир, радоваться жизни, то есть в нем отразились “анакриотические мотивы”. Но, кроме того, […]...
  31. Одной из тем творчества А. А. Фета является тема единения лирического героя с природой. Поэт тонко чувствовал жизнь природы и гармонично выражал отношение к ней в своих стихах. Его лирический герой – человек тонкий, умеющий слышать музыку окружающей нас жизни. Лирический герой Фета растворяется в мире природы, погружается в ее тайны, глубины, обретает способность видеть […]...
  32. Очень значимыми в художественном мире Маяковского оказываются гипербола и литота. В них раскрывается и кошмар современной жизни, и вселенское одиночество, и избранность героя, и идея ценности человеческой личности, сопоставимая с высочайшими религиозными ценностями, и любые эмоции – любовь, тоска, отчаяние, жертвенные порывы, ревность, протест. Наконец, еще одна бросающаяся в глаза деталь поэтики раннего Маяковского – […]...
  33. В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА? Жизнь и творчество великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева совпали с трагическими событиями в истории страны и всего мира. Война 1812 года, восстание декабристов, революции в Европе в 1830-м и 1848 годах, Русско-турецкая война, реакционное движение в России, польское восстание, поражение России в Крымской войне, […]...
  34. Какую роль в передаче психологического состояния лирического героя А. А. Фета в стихотворении “Учись у них – у дуба, у березы…” играют образы деревьев? Отвечая на вопрос, сформулированный в задании, укажите, что природа часто рассматривалась писателями как эквивалент райского сада. Белые березы, например, служили устойчивым символом Родины. Дуб воспринимался как аллегория силы, вечности, духовной добродетели. […]...
  35. В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского – это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя […]...
  36. Человек и природа. Это одна из “вечных” тем в истории отечественной и мировой литературы. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала стать чище. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной. Многие […]...
  37. Драма “Песня Судьбы” задает возможность поисков нового пути, как это было в ранних лирических драмах, именно в тот момент, когда разоблачается мнимость старого мифа и разрушается его искусственный мир. Как уже было замечено, гибель Германа предрешена его неспособностью к действию, он мнимый жених, мнимый спаситель. Начало пути к обретению мира как такового, который символизирован в […]...
  38. Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока “Стихи о Прекрасной даме”; (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых – Боблово – находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, […]...
  39. В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных и многообразных тем служит образ самого поэта (или, точнее сказать, лирического героя), от лица которого идет лирическая исповедь. Блок открыто […]...
  40. Лирический герой Лермонтова – это поэт-романтик. Он – личность, которая открыто рассказывает о своих внутренних переживаниях, будь они очень личные, будь они даже негативные. Период творчества Лермонтова пришелся на не самые легкие времена в Российской империи. Как раз самодержавием было подавлено восстание декабристов, и отсутствовала духовная и политическая свобода для личности. Лирический герой […]...
Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму? А. А. Блок Вхожу я в темные храмы

15. Каково внутреннее состояние лирического героя Пушкина?

Внутреннее состояние лирического героя в стихотворении А. С. Пушкина "Погасло дневное светило" пропитано тяжелыми и угнетающими воспоминаниями о прошлом. Лирический герой с тоской и болью вспоминает покинутые родные края: "Лети, корабль, неси меня к пределам дальним…но только не к брегам печальным туманной родины моей". Лирического героя преследуют тяжелые воспоминания о былой несчастливой любви: хоть "изменницы младые" и забыты, но все же "глубоких ран любви ничто не излечило".

Однако прошлое уже не играет столь существенной роли в жизни лирического героя, ведь вся его душа устремлена в будущее: "Я ви­жу бе­рег от­да­лен­ный, /Зем­ли по­лу­ден­ной вол­шеб­ные края; / С вол­не­ньем и тос­кой ту­да стрем­лю­ся я...".

В финале герой приходит к внутреннему равновесию, что характерно для жанра элегии: он смиряется с естественными законами времени и утратой молодости, принимает и опыт прошлого, и неизбежную неизвестность будущего.

16. Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чем проявляется эта близость?

Во многих стихотворениях русских поэтов находит свое выражение тема воспоминаний о прошлом.

Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю" лирический герой с печалью и горечью погружается в воспоминания о прошедшей любви. Как и в стихотворении А. С. Пушкина, лирический герой Лермонтова помнит свою избранницу, все еще ярко переживает события молодости. Однако в его образе отсутствует пушкинская устремленность в будущее и внутреннее равновесие.

Другим примером может служить стихотворение С. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу...", где лирический герой размышляет о прожитой жизни и вспоминает о счастливом и оживленном времени молодости. Лирический герой благодарит судьбу за все события прошлого и примиряется с воспоминаниями, ходом времени, что роднит стихотворение с произведением А. С. Пушкина. Однако пушкинский герой стремится в будущее, ожидает начала новой жизни, в то время как герой С. Есенина признает конечность собственного существования.

Обновлено: 2018-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чем проявляется их близость?

Введение

Небывало сложными путями шло развитие русской литературы XIX - XX вв. Это было время и великих открытий, и трагических потерь.

XIX век со всей очевидностью показал, как глубоко и неразделимо взаимосвязан дух мира писателя, его восприятие и истолкование вечных вопросов бытия - жизни и смерти, любви и страдания - и то время, в котором живет и творит художник и которое открыто или подспудно отражается в его произведениях. Лирический герой является по определению Бориса Пастернака, "вечности заложник, у времени в плену". Это определение актуально и в наши дни.

Художественное произведение не замкнутый мир. Писатель связан со своей эпохой, с предшествующим и современным ему искусством.

Вплоть до нового времени литература была единственным зеркалом эволюции человечества. Она запечатлена возникновением новых типов общественного поведения, изображая "новых людей", новых героев, в которых фокусируются характерные черты человека, (героя) своего времени.

Время определяет направленность художественных поисков поэта, их отношение не только к вечным, но и к злободневным вопросам, которые постоянно и настойчиво ставит перед нами остроконфликтная, насыщенная драматическими событиями эпоха.

Целью моей работы является изучение того, как потрясения и повороты истории отразились в судьбе (образе) лирического героя в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и моё видение, впечатление современной жизни, жизни лирического героя.

1. Образ лирического героя в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

2. Время, эпоха, лирический герой глазами молодого поколения.

Время. Эпоха. Лирический герой

Образ лирического героя в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

"И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого". (Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук)

Мы знаем, что Лермонтов жил в страшное время. Николаевская реакция преследовала всё передовое, всё честно и свободно мыслящее. Высшее общество спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. В основе творчества Михаила Юрьевича лежало столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Чем старше он становился, тем всё чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения, всё чаще "объективировал" современную ему жизнь. Мир романтической мечты уступил постепенно изображению действительности. Эпоха 30-40-х г. С её противоречиями глубокими идейными интересами и мертвящим застоем в общественной жизни.

Порожденные этим состоянием душевные конфликты людей своего времени Лермонтов, как никто другой, сумел выразить это состояние в образе лирического героя.

Подхватив знамя русской поэзии из рук убитого Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич Лермонтов, обращаясь к современникам, поднимал перед ними "вопрос о судьбе и правах человека, личности" в ту или иную временную эпоху.

При этом поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновенно. Лирический герой его тетрадей - это стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о будущем и прошлом. Каков же он - лирический герой?

В своей жизни, творчестве Лермонтов перенес муки, конечно, он, как пророк предвидел изгнание, клевету, унижение. Обычно говорят, что поэзия Михаила Лермонтова рождена периодом безвременья. Но его лирический герой обогатил и своих современников, и последующие поколения воистину новым дыханием. Он постиг духовные катаклизмы как своей, так и любой другой эпохи подавления личности. Поэтому значения завоеваний Лермонтова, образец его лирического героя не иссякает во времени.

Откровенные признания лирического героя отражают настроения автора, передовых людей той далекой от нас эпохи. Складывается образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Одиночество в стихотворении "Чаша жизни", знакомое состояние лирического героя:

"Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта,

И что она не наша".

Тема опустошенной жизни сопряжена с другой - самопознанием лирического героя, жаждой подлинной жизни. Устремленность к ней лирического героя всегда побеждает.

В свой страшный век, гасящий разум, волю, Лермонтов владел гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Поэт пытался возвратить миру утраченную им гармонию, красоту, вольность. Лермонтов напряженно ищет источники идеалов для лирического героя и находит их в духовной близости с людьми, как близкими, родственными, так и не с ними. Трагичность общественной жизни XIX века оставила глубокий след в творчестве Лермонтова. В основе его творчества лежало столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Белинский считал, что всё творчество Михаила Юрьевича посвящено разрешению одного вопроса: "нравственного вопроса о судьбах и нравах человеческой личности". И герой у поэта, собственно, один: один и тот же образ проходит в стихах, драмах, романах, воплощаясь то в лирического героя, то в Демона, то в Печорина… Лермонтов - поэт очень субъективный. Он имел право быть субъективным, ибо, как все великие поэты, в своём сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недругами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем…

С юношеских лет начинается процесс формирования представлений будущего поэта о сущности поэзии, поиски поэтического идеала. Поэт считал, что поэтическое вдохновение всегда сродни вдохновению художника в широком смысле, то есть творца. Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни понимал собственное значение и роль, каковую ему было предназначено сыграть в русской литературе и - больше того - в жизни русского общества! Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытесняла юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов жил теперь для того, чтобы говорить современному человеку правду о "плачевном состоянии" его духа и совести, о поколении малодушном, безвольном, живущем без надежды на будущее. И это был подвиг труднейший, нежели готовность во имя Родины и свободы погибнуть на эшафоте. Ибо не только враги, но и те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. Стихотворение "Дума" - это размышление наедине с самим собою, а не обращение к кому бы то ни было:

"Печально я гляжу на наше

Поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль

В образе лирического героя мы видим равнодушие, с которым его поколение относится к жизни, даже к своей судьбе, оказывается, обоюдоострым мечом. Размышление наедине с самим собой все-таки выносится на суд поколения, и в этом выражение надежды поэта на то, что он разбудит бездействующее поколение. Но всё же, Лермонтов не дожидается суда потомков, а судит сам, выносит приговор своим стихом. Самым страшным врагом своего времени он считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос "Думы" не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.

Михаил Юрьевич Лермонтов утверждал, что в мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, - ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. "Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, - писал Белинский, обращаясь к критикам Лермонтова, - в самых пророках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него… Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти - бури, очищающие сферу духа…". Нам, кому предстоит жить в новом столетии, безусловно, важно учиться на уроках прошлого. Меняется мир, меняются представления о ценностях этого мира. В эпоху Лермонтова были одни ценности, сегодня в центр выдвигаются другие приоритеты с её нравственными ориентирами, глубинной духовностью и гуманизмом, философским осмыслением мира.