Хёрли стань умнее. Стань умнее

Как стать умнее? Еще один вопрос саморазвития, ставят перед собой люди, согнувшиеся под гнетом информации, которая обрушивается на них из сотен источников. Как развить память, мышление и внимание и осуществимо ли это на практике. Можно ли накачать свой ум так, как мы качаем бицепсы в спортзале? Ответит на этот вопрос. Дэн Хёрли «Стань умнее. Развитие мозга на практике.»

Как стать умнее: развитие мозга на практике

Возможно ли стать умнее, тренируя мозг подобно тому, как мы тренируем и накачиваем наши мышцы? Как осуществить это на практике? Есть ли специальные упражнения, чтобы натренировать ум, память, мышление и внимание?

"В своей новой книге , научный журналист Дэн Хёрли собрал современные методики совершенствования интеллекта.

В его новой книге раскрываются все аспекты, связанные с улучшением рабочей памяти и когнитивных способностей: тренировки, упражнения, лекарства, музыка, медитация, стимуляция мозга и многое другое."

Книга будет интересна всем, кто хотел бы развить свой интеллект и способности к обучению. Всем кто хочет стать умнее и развить свой мозг на практике.

Книга о тренировке мозга поможет решить 3 практические цели:

Книга содержит внушительный список кейсов, упражнений и примеров на развитие внимания, памяти и интеллекта.

Книга мотивирует на прокачку ума, убедительно показывая как это делал автор книги.

В книге представлена краткая программа развития мозга на практике. Сделан обзор основных компьютерных тренажеров и сервисов онлайн (зарубежных), которые призваны тренировать мозг.

Книга содержит массу примеров и поучительных историй, которые лично у меня вызвали целый шквал эмоций от недоверия до удивления и восторга.

"Если Вы всерьез решили улучшить свои когнитивные (умственные) способности иди желаете развить их у своих детей, нужно уметь отобрать из десятков занятий и хобби, которые помогают в этом."

Эта книга может стать своеобразной Библией в области развития ума.

Несколько интересных фактов из книги о развитии ума:

Занятия шахматами, даже если Ваш ребенок учится в школе из рук вон плохо, поможет ему натренировать интеллект и занять достойное место в жизни.

Существует феномен «ребенок поглупел за лето». Если не тренировать мозг летом, то в сентябре Ваше чадо покажет явно худшие результаты по тестам в школе, чем, например в апреле. Это касается и взрослых, которые проводят время за телевизором во время отпуска.

Доказано, что занятия музыкой развивает интеллект. Когда Вы последний раз были на концерте симфонической музыки? Вы уже записали Ваших детей в музыкальную школу?

Потеря когнитивного контроля, то есть умения контролировать свои мысли, приводит к перееданию, эмоциональным расстройствам и к зависимостям, например к алкоголизму. Что в свою очередь приводит к существенному снижению интеллекта. То есть ум можно накачать, а можно и потерять, если перестать его тренировать.

Ваше внимание и рабочая память — это своего рода сердечно-сосудистая система мозга. Развивая эти две функции мышления, Вы получаете возможность решать сложные задачи, которые предоставляет нам сама жизнь.

Фактически женщины, как правило, имеют больше серого вещества, а мужчины обычно превосходят их по объему белого вещества мозга. В итоге представителям сильного пола, как правило, лучше даются зрительно-пространственные задачи, а прекрасная половина человечества обходит мужчин по таким показателям, как беглость речи и долговременная память. Про другие я уже писал.

Не все когнитивные тренинги эффективны. Отобрать нужные Вам поможет эта книга Дэна Хёрли.

Тренировка мозга усиливает контроль над своими мыслями и эмоциями, над своими целями и поведением. А значит способствует и усиливает другие цели саморазвития.

В результате перенесенной болезни, не связанной напрямую с когнитивными функциями, например онкологии, мозг теряет способность запоминать в нормальном режиме. Такому человеку требуются когнитивные тренинги, чтобы восстановить оптимальную работу мозга.

Наибольшую пользу когнитивные тренинги приносят тем, кто больше всего нуждается в улучшении своих умственных способностей. У людей с IQ значительно выше нормы, как правило, сама деятельность которой они заняты прекрасно тренирует ум. Я про ученых и преподавателей — этих долгожителей от ума. А вот нам с Вами такие тренажеры для мозга будут весьма полезны.

The New Science of Building Brain Power

Издано с разрешения Dan Hurley c/o Morris Endeavor Entertainment, LLC и литературного агентства Andrew Nurnberg

© Dan Hurley, 2013

© Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов, Фербер», 2015

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Посвящается моим старшим братьям и маленькой сестричке из штата Мэн: Джону, Майку, Дэйву, Пэту и Эйлин

Мы знаем, что мы такое, но не знаем, чем можем быть.

У. Шекспир. Гамлет

Вступление

Дэнни и Джули Вискаино родились и выросли в бедном калифорнийском районе Модесто: Джули в 1981 году, а ее брат в 1983-м. Их родители, малообразованные иммигранты из Мексики, были типичными представителями местного населения: мама работала на консервном заводе, отец – строителем, пока не погиб в результате несчастного случая, когда младшие дети были еще совсем маленькими. Поскольку у Джули имелся еще один, старший, брат, которого к тому времени исключили из школы и который с детства не ладил с законом, девочка, оставшись на второй год во втором классе, сочла чем-то само собой разумеющимся, что она… ну, одним словом, не слишком умная.

«Я плохо читала и писала, – рассказывала она мне. – Да и ничего другого тоже толком не умела».

А потом, в 1991 году, Джули перешла в четвертый класс и попала к новому учителю, Кевину Крайпу, исповедовавшему довольно диковинную теорию – что все его ученики от природы талантливы и способны на великие достижения.

«Я разговаривал с другими педагогами, – вспоминал Крайп в нашей беседе, – и по их мнению, Джули была просто не очень умной ученицей. Один из ее братьев уже не раз сидел в тюрьме. Девочка явно отставала в развитии, как и ее младший брат Дэнни. И она совсем мало читала».

И все же, когда Крайп, заядлый шахматист, решил основать в районе шахматный клуб, он пригласил в него Джули.

«Я понятия не имела, что такое шахматы, – вспоминала Джули. – Раньше я ничего о них не слышала, но почему-то сразу согласилась записаться в клуб».

Занятия проходили весело, но требовали от детей серьезного напряжения ума – впрочем, Джули схватывала все буквально на лету, со скоростью, удивлявшей даже убежденного оптимиста Крайпа. Девочка часами сидела, склонившись над шахматной доской и обдумывая дальнейшие шаги; она просчитывала не два-три, а десять и более ходов вперед. И уже через два года, когда Джули училась в шестом классе, Крайп решил отправить ее и еще двух детей на местный шахматный турнир в Бейкерсфилде.

Несколько позже, когда его подопечные добились отличных результатов на турнире в Бейкерсфилде и в ряде других калифорнийских городов, Крайп решил свозить Джули и других членов своего клуба на общенациональный шахматный чемпионат, который должен был состояться в Северной Каролине, в городе Шарлотта.

«Не делайте этого, – умолял учителя-энтузиаста один из его коллег. – Вы только расстроите детей».

Но Крайп не отказался от своей идеи, и его команда заняла 15-е место среди 80 команд, участвовавших в том турнире. А из сотен детей, принимавших в нем участие, Джули вошла в первую десятку.

«До 13 или 14 лет я вообще не выигрывала, – рассказывала она. – А в 14 благодаря победам на турнирах заработала довольно много денег. Так я купила первый в своей жизни автомобиль». Со временем Джули оказалась в числе 50 лучших шахматисток США в своей возрастной группе.

Тем временем ее младший братишка Дэнни тоже увлекся шахматами и вскоре стал лучшим игроком клуба. Однажды на общенациональном чемпионате, проходившем в городе Тусон, Дэнни дошел до последнего тура, а его команда серьезно нацелилась на место в первой десятке. И тут у мальчика случился нервный срыв.

«Перед последним туром бедняга так волновался, что его вырвало, – вспоминал Крайп. – Он был лидером команды, и я сказал ему: «Слушай, Дэнни, если ты действительно заболел, я позвоню твоей маме, и мы выведем тебя из состава команды. Но если ты просто слишком нервничаешь, подумай вот о чем. Ты заслужил право участвовать в турнире. Все остальные дети нервничают не меньше тебя. И я хочу, чтобы ты наслаждался этим моментом, потому что здесь собрались еще 700 участников, у которых, в отличие от тебя, сегодня нет ни малейшего шанса выиграть главный приз. Итак, что ты выбираешь?» И мальчик ответил: «Я хочу попробовать сыграть». А я дал ему последний шутливый совет: «Тогда, если тебя опять стошнит, постарайся, чтобы не попало на доску, а то фигуры будут прилипать».

Дэнни довольно быстро закончил свою игру – он победил. И все остальные наши ребята, игравшие следом за ним, тоже побеждали. Они видели, как Дэнни смог выиграть после того, как ему было плохо. Каждый раз, когда я рассказываю об этом случае, меня душат слезы радости. Этого мальчика считали одним из «самых тупых», а он в том году закончил шахматный турнир в первой десятке. А наша команда заняла пятое место. Мы тогда обошли даже начальную школу Хантерского колледжа. Эти ньюйоркцы всегда были в числе наилучших, но в том году их команда оказалась лишь на шестом или седьмом месте».

Со временем Дэнни получил диплом инженера-машиностроителя в Тихоокеанском университете. Сейчас он работает в крупной международной производственной компании. Джули окончила Университет Миссисипи; в настоящее время она домохозяйка, живет с мужем Калбемаром и дочерью Изабель.

«Я абсолютно уверена, что шахматы улучшили мой ум, – говорила мне Джули. – И они определенно развили мыслительные способности и других детей из нашего шахматного клуба. Мы все стали лучше учиться, и не только учиться. В шахматах все зависит от того, как ты работаешь. Если много и усердно, то непременно добьешься успеха. Ты часами сидишь над доской. Ты должен держать в голове все свои ходы. Сначала запоминается совсем немного. Но потом, с практикой, я научилась думать на 15 и даже на 20 ходов вперед. Ты часами сидишь, продумывая разные сценарии игры. По сути, ты просчитываешь различные последствия своих решений. И со временем этот навык переносится на всю твою жизнь. Если я сделаю так, то может произойти то-то. Если я поступлю эдак, скорее всего, случится то-то. В итоге благодаря этому учишься принимать наиболее оптимальные решения».


Дэн Хёрли

Стань умнее. Развитие мозга на практике

The New Science of Building Brain Power

Издано с разрешения Dan Hurley c/o Morris Endeavor Entertainment, LLC и литературного агентства Andrew Nurnberg

© Dan Hurley, 2013

© Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов, Фербер», 2015

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Посвящается моим старшим братьям и маленькой сестричке из штата Мэн: Джону, Майку, Дэйву, Пэту и Эйлин

Мы знаем, что мы такое, но не знаем, чем можем быть.

У. Шекспир. Гамлет

Вступление

Дэнни и Джули Вискаино родились и выросли в бедном калифорнийском районе Модесто: Джули в 1981 году, а ее брат в 1983-м. Их родители, малообразованные иммигранты из Мексики, были типичными представителями местного населения: мама работала на консервном заводе, отец – строителем, пока не погиб в результате несчастного случая, когда младшие дети были еще совсем маленькими. Поскольку у Джули имелся еще один, старший, брат, которого к тому времени исключили из школы и который с детства не ладил с законом, девочка, оставшись на второй год во втором классе, сочла чем-то само собой разумеющимся, что она… ну, одним словом, не слишком умная.

«Я плохо читала и писала, – рассказывала она мне. – Да и ничего другого тоже толком не умела».

А потом, в 1991 году, Джули перешла в четвертый класс и попала к новому учителю, Кевину Крайпу, исповедовавшему довольно диковинную теорию – что все его ученики от природы талантливы и способны на великие достижения.

«Я разговаривал с другими педагогами, – вспоминал Крайп в нашей беседе, – и по их мнению, Джули была просто не очень умной ученицей. Один из ее братьев уже не раз сидел в тюрьме. Девочка явно отставала в развитии, как и ее младший брат Дэнни. И она совсем мало читала».

И все же, когда Крайп, заядлый шахматист, решил основать в районе шахматный клуб, он пригласил в него Джули.

«Я понятия не имела, что такое шахматы, – вспоминала Джули. – Раньше я ничего о них не слышала, но почему-то сразу согласилась записаться в клуб».

Занятия проходили весело, но требовали от детей серьезного напряжения ума – впрочем, Джули схватывала все буквально на лету, со скоростью, удивлявшей даже убежденного оптимиста Крайпа. Девочка часами сидела, склонившись над шахматной доской и обдумывая дальнейшие шаги; она просчитывала не два-три, а десять и более ходов вперед. И уже через два года, когда Джули училась в шестом классе, Крайп решил отправить ее и еще двух детей на местный шахматный турнир в Бейкерсфилде.

Несколько позже, когда его подопечные добились отличных результатов на турнире в Бейкерсфилде и в ряде других калифорнийских городов, Крайп решил свозить Джули и других членов своего клуба на общенациональный шахматный чемпионат, который должен был состояться в Северной Каролине, в городе Шарлотта.

«Не делайте этого, – умолял учителя-энтузиаста один из его коллег. – Вы только расстроите детей».

Но Крайп не отказался от своей идеи, и его команда заняла 15-е место среди 80 команд, участвовавших в том турнире. А из сотен детей, принимавших в нем участие, Джули вошла в первую десятку.

«До 13 или 14 лет я вообще не выигрывала, – рассказывала она. – А в 14 благодаря победам на турнирах заработала довольно много денег. Так я купила первый в своей жизни автомобиль». Со временем Джули оказалась в числе 50 лучших шахматисток США в своей возрастной группе.

Тем временем ее младший братишка Дэнни тоже увлекся шахматами и вскоре стал лучшим игроком клуба. Однажды на общенациональном чемпионате, проходившем в городе Тусон, Дэнни дошел до последнего тура, а его команда серьезно нацелилась на место в первой десятке. И тут у мальчика случился нервный срыв.

«Перед последним туром бедняга так волновался, что его вырвало, – вспоминал Крайп. – Он был лидером команды, и я сказал ему: «Слушай, Дэнни, если ты действительно заболел, я позвоню твоей маме, и мы выведем тебя из состава команды. Но если ты просто слишком нервничаешь, подумай вот о чем. Ты заслужил право участвовать в турнире. Все остальные дети нервничают не меньше тебя. И я хочу, чтобы ты наслаждался этим моментом, потому что здесь собрались еще 700 участников, у которых, в отличие от тебя, сегодня нет ни малейшего шанса выиграть главный приз. Итак, что ты выбираешь?» И мальчик ответил: «Я хочу попробовать сыграть». А я дал ему последний шутливый совет: «Тогда, если тебя опять стошнит, постарайся, чтобы не попало на доску, а то фигуры будут прилипать».

Дэнни довольно быстро закончил свою игру – он победил. И все остальные наши ребята, игравшие следом за ним, тоже побеждали. Они видели, как Дэнни смог выиграть после того, как ему было плохо. Каждый раз, когда я рассказываю об этом случае, меня душат слезы радости. Этого мальчика считали одним из «самых тупых», а он в том году закончил шахматный турнир в первой десятке. А наша команда заняла пятое место. Мы тогда обошли даже начальную школу Хантерского колледжа. Эти ньюйоркцы всегда были в числе наилучших, но в том году их команда оказалась лишь на шестом или седьмом месте».

Со временем Дэнни получил диплом инженера-машиностроителя в Тихоокеанском университете. Сейчас он работает в крупной международной производственной компании. Джули окончила Университет Миссисипи; в настоящее время она домохозяйка, живет с мужем Калбемаром и дочерью Изабель.

«Я абсолютно уверена, что шахматы улучшили мой ум, – говорила мне Джули. – И они определенно развили мыслительные способности и других детей из нашего шахматного клуба. Мы все стали лучше учиться, и не только учиться. В шахматах все зависит от того, как ты работаешь. Если много и усердно, то непременно добьешься успеха. Ты часами сидишь над доской. Ты должен держать в голове все свои ходы. Сначала запоминается совсем немного. Но потом, с практикой, я научилась думать на 15 и даже на 20 ходов вперед. Ты часами сидишь, продумывая разные сценарии игры. По сути, ты просчитываешь различные последствия своих решений. И со временем этот навык переносится на всю твою жизнь. Если я сделаю так, то может произойти то-то. Если я поступлю эдак, скорее всего, случится то-то. В итоге благодаря этому учишься принимать наиболее оптимальные решения».

А в чем же заключается истинный смысл интеллекта?

«Конечно, на свете есть по-настоящему невежественные люди, – сказала мне Джули, когда я задал ей это вопрос, – люди, которые мыслят предвзято и считают, будто лишь потому, что некоторые дети родились в бедных семьях и их отцы и матери не имели хорошего образования, они сами автоматически должны оказаться глупыми. Но мы не глупые. Я не глупая. В нашей среде достаточно умных детей. Тут еще очень многое надо изучить и исследовать. Все зависит от выбора, который мы делаем. Вот почему я уверена, что шахматы сильно помогли мне, научили делать правильный выбор не только в игре, но и в жизни».

«Стань умнее. Развитие мозга на практике» — известная американского журналиста Дэна Хёрли. Он известен своими публикациями для таких популярных еженедельников, как New York Times, Discover и Psychology Today. Сюжет основан на исследованиях автора по изучению и применению на себе новейших методик прокачки человеческого мозга.

На протяжении всего повествования писатель не изобретает свою систему. Он сравнивает в практическом приложении по отношении к своему личному навыку уже известные. Выбирает наиболее эффективный тренинг. И пытается ответить на вопрос: как использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

В книге «Стань умнее. Развитие мозга на практике» описывается, как в течение нескольких месяцев Дэн Хёрли проводил на себе эксперименты по влиянию программ тренировки мозга. Он полностью изменил свою жизнь, включив в нее семь шагов, которые основательно усовершенствовали строение его мозга и повысили уровень интеллекта.

Публицист изучает и систематизирует различные научные эксперименты по исследованию мозговых процессов. Устанавливает основные отличия между неподвижные и развивающимся интеллектом. Обобщая исследуемые достижения ученых, психологов, он стремится сконструировать поведенческий образ и стиль жизни умного, рационального и творческого человека.

Встречаясь с известными учеными в этой области, наблюдая опыты и эксперименты в известных лабораториях, автор книги «Стань умнее. Развитие мозга на практике» пытается определить наиболее преимущественные тренировки мозга. Изучение иностранных языков, музыкальные занятия, творчество – традиционные занятия для развития умственных способностей. Наряду с ними приводятся примеры разных технологических новинок. Они не менее эффективны.

Отдельное место отводится отношению к пище. По мнению Дэна Хёрли она оказывает существенное влияние на мозговые изменения. Правильно организованное питание тесно взаимосвязано с выполнением высоко интеллектуальных и сложных задач. Излишний вес ослабляет рабочую память и ослабляет когнитивный контроль у человека.

В книге прослеживается четко сформированное мнение, что выбор нужных, полезных для мозга продуктов дает существенный эффект. Например, кофе положительно влияет на память. А грудное вскармливание малыша значительно лучше, чем искусственные смеси. Если молодежь правильно вырабатывает свое пищевое поведение, то она достигает невероятных успехов в исследовательской и научно экспериментальной деятельности.

«Стань умнее» — прекрасный вариант для любой думающей, ищущей читательской аудитории. Это не просто «бестселлер», который легко и не придавая особого внимания подробностям читается. Журналист оперирует сложными, научными понятиями. Заставляет задуматься над прочитанным, взвесить и сравнить со своим жизненным опытом.

Возможно, найдутся люди, которые усомнятся в приведенных результатах и методиках. Но для большинства это несомненная находка, содержащая авторские доказательства, жизненный опыт и искренний подход к изложенному материалу. Перечитывая снова и снова, каждый сможет найти извлечь неоценимую помощь для решения своих ситуаций.

Шедевр Дэна Хёрли будет полезен всем, нацеленным на коренные изменения в своем карьерном росте. Несмотря на то, что читать порой сложно, произведение понравится своими интересными аналогиями, нетривиальными примерами. Каждая глава – это мудрый совет к действию. Сюжетная линия выстроена настолько четко, что даже трудные термины и незнакомые методики запоминаются легко и надолго.

Дэн Хёрли

Научный журналист, публиковался в New York Times, Neurology Today и других изданиях. Автор трёх нон-фикшн книг.

Первое впечатление

«Стань умнее. Развитие мозга на практике». Естественно, такое название подкупает. И это даёт книге своеобразный кредит доверия и пробуждает интерес. Даже если бы первые пять глав из 101 были сплошным набором научных терминов и книгу невозможно было бы читать, я бы читал её дальше. Просто из-за названия.

Для кого эта книга и о чём она

Любой наш читатель - это человек, который хочет развиваться. И это похвально. Этим мне нравится аудитория нашего блога. И, наверное, каждому хотелось бы стать чуточку умнее. Скушать таблетку или загрузить диск в волшебную подушку из будущего и проснуться уже знающим буквально всё. Или хотя бы то, что есть на диске. Кто из нас не клал учебник под подушку перед какой-нибудь контрольной или экзаменом?

Нет, прочитав книгу вы не станете самым умным в мире. И вы не будете знать абсолютно всё в этой Вселенной. После прочтения книги ваш IQ не подскочит до уровня Эйнштейна. Но вы будете знать рецепт, который поможет вам жить полноценной жизнью и узнавать каждый день что-то новое.

Эту книгу нужно прочитать всем, кто хочет добиваться большего. Тем, кто хочет достичь каких-то высот. Тем, кому тяжело даются различные науки. Тем, кто испытывал серьёзные проблемы на уроках алгебры в школе. Эта книга может изменить всю вашу жизнь. Она действительно может разделиться на «до» и «после».

В книге «Стань умнее» рассказывается об исследованиях, которые провели и проводят учёные в области когнитивных способностей. Учёные действительно ищут способ, как сделать человека умнее, и им это удаётся. Не все верят в это, есть ярые противники. Но есть и ярые фанаты. Автор книги испытывает все способы, которые советуют учёные, на себе. Причём одновременно. И делится с нами своими успехами. То есть эта книга не является каким-нибудь тренингом или инструкцией к взлому мозга. Но вот задать правильное направление она действительно может.

Коктейль «Стань умнее»

Так как же всё-таки стать умным? В коктейле «Стань умнее» есть четыре составляющие.

Первая из них - спорт. Некоторым это может показаться странным. Как это спорт влияет на умственные способности? Этим людям стоило бы знать о латинском выражении «В здоровом теле - здоровый дух». Если вы занимаетесь спортом, то вы лучше усваиваете и запоминаете различный материал. Люди, которые со спортом не знакомы, этим похвастаться не могут.

Второй ингредиент - музыка. Ваш мозг начинает гораздо лучше работать, если вы начинаете учить что-нибудь новое. Один из лучших способов помочь мозгу эффективнее работать - это научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Автор книги, например, учился играть на лютне. И остался очень доволен результатом.

Третьей составляющей успеха является медитация. Всего несколько недель медитации могут заставить ваш мозг работать гораздо эффективнее. Учёные считают, что медитация - это хороший способ улучшить ваши когнитивные способности. Обо всём этом подробнее вы можете прочитать в , которую написала Юлия Баяндина.

Последним, но не самым плохим ингредиентом нашего коктейля являются компьютерные игры. Но нет, это не «Танчики» и не «Ферма». Это специальные компьютерные игры, разработанные на основе научных исследований. Но скучными из-за этого они не становятся. В одной из игр, например, вам нужно быстро определять, куда летит вожак стаи птиц. В другой - вспоминать, находился ли определённый элемент в том же месте, где он находится сейчас. Это игры, которые разрабатывает .

Вывод

Эту книгу обязательно нужно прочитать каждому. В каком бы стиле ни написал её автор, факты, которые в ней излагаются, очень интересны и познавательны. Следуя советам автора книги (а по факту - учёных), вы можете изменить свою жизнь. И изменить в лучшую сторону. После этой книги я даже задумался, а не потратить ли 100 долларов на платный аккаунт в Lumosity. Хотя я не тот человек, который платит деньги за игры.

Книга читается одновременно легко и сложно. Некоторые главы «съедаешь» за пару часов одного вечера. А некоторые растягиваешь на неделю. Тем не менее в концовке автор удивляет. Нет такого хеппи-энда, которого ждёшь на протяжении всей книги. Но вывод автор делает очень полезный.