План монументальной пропаганды и разработка механизма воздействия на сознание и настроения граждан советской россии. О ленинском плане монументальной пропаганды В чем заключался ленинский план монументальной пропаганды

Советского правительства по реализации этого плана. Началом Монументальная пропаганда был декрет СНК от 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики»). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников, создано праздничное оформление многих городов, открыт временный памятник К. Марксу в Пензе (скульптор Е. В. Ревдель). Осуществление Монументальная пропаганда осложнялось большими организационными и материально-техническим трудностями и саботажем буржуазной интеллигенции. Список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918. Первым из них сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября; ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Празднование первой годовщины Октябрьской революции было отмечено открытием многих новых памятников, мемориальных досок с агитационными надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политическое событие и в агитационно-воспитательных целях проводились в торжественной обстановке, с митингами. Несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (скульптор С. Т. Конёнков, ныне в Руссском музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве. Произведения Монументальная пропаганда создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие памятники и доски предполагалось впоследствии перевести в «вечные» материалы. В 1919-20, когда в связи с тяжёлым военным и хозяйственным положением страны практические работы по Монументальная пропаганда сократились, получили развитие такие формы Монументальная пропаганда , как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников (К. Марксу, А. И. Герцену, Я. М. Свердлову и др. в Москве; К. Либкнехту и Р. Люксембург, Парижской Коммуне 1871 в Петрограде), перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками [напр., Марсова поля в Петрограде с памятниками «Борцам революции» (1917-19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, архитектор И. А. Фомин)]. Большое место в Монументальная пропаганда этого периода заняли темы интернационального братства трудящихся (монументы в национальных республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, посвященные «Освобождённому труду»). С укреплением Советской власти Монументальная пропаганда распространяется на Киев (декрет СНК Украинской ССР от 7 мая 1919), Самарканд и другие города, с 1920 - на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 - на Армению и Грузию. С 1922, с улучшением хозяйственного положения Советской республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции, начинается новый подъём Монументальная пропаганда В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), К. А. Тимирязеву (гранит, скульптор С. Д. Меркуров) в Москве; Н. А. Некрасову (бронза, скульптор В. В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер, архитектор В. А. Витман; открыт в 1925; см. илл. ) - в Ленинграде; памятник «Борцам революции» в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт Монументальная пропаганда был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального искусства память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко; см. илл. ). Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Монументальная пропаганда была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт. Монументальная пропаганда являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения Монументальная пропаганда (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства. Монументальная пропаганда , предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, «симфонии гудков» и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана Монументальная пропаганда Участие в Монументальная пропаганда было большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В истории советской художественной культуры в целом Монументальная пропаганда стала тем важнейшим этапом, на котором впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169-172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105-106, 158; т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191-192; т. 51, с. 99-100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401-06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сборнике: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, «Декоративное искусство СССР», 1968, № 4; его же. Кому пролетариат ставит памятники, «Декоративное искусство СССР», 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За ленiнським планом. Монументальна пропаганда на Украïнi в першi poки радянськоï влади, Киïв, 1969.

Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются в Москве до сих пор.

1. Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник был выполнен скульптором С.А.Мезенцевым и установлен 7 ноября 1918 года на площади Революции. Сооружение памятника было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого выделили специальные ассигнования и объявили конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище «двое в одной ванной». По всей вероятности, не самое лучшее качество работы почувствовали и большевики из Моссовета, потому что скоро памятник Марксу и Энгельсу был с площади Революции убран.

2. Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов». Доска, исполненная скульптором С.Т. Коненковым, появилась на стене Сенатской башни Кремля 7 ноября 1918 года. Она посвящена памяти павших борцов октябрьской революции. На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова. Барельеф из сорока девяти кусков подкрашенного цемента представлял собой крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и пальмовой ветвью – в левой. У ног его – поломанные сабли и ружья, за плечами – восходящее солнце, лучи которого составлены из слов «Октябрьская 1917 Революция».

Рассказывают, что на открытии мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов» одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», – не растерявшись, сказал Коненков. «Такую святую не знаю», – удивилась старушка. «Ну что ж, запомни», – услышала она в ответ. Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска «Павшим за мир и братство народов» находилась на своем месте вплоть до 1948 года. Сейчас она хранится в фондах Музея современной истории России.

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Это творение скульпторов Д.П. Осипова (обелиск) и Н.А. Андреева (скульптура). Обелиск появился на Советской площади в 1918-1919 годах. Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции Советской России на больших деревянных досках, и позже – когда была сделана величественная скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Несмотря на тот факт, что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточно долго. Его разобрали в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.

С обелиском Конституции РСФСР связано много занимательного и интересного. Во-первых, с 1924 года и аж до 1993 год памятник фигурировал на официальном гербе Москвы. Правда, чести ради необходимо отметить тот факт, что после Великой Отечественной войны герб мало где использовался. Во-вторых, изображение обелиска Конституции РСФСР можно встретить на оградах Большого Каменного моста через Москву-реку. В-третьих, голова статуи разобранного памятника нынче хранится в Третьяковской галерее. Кстати, для статуи позировала Вера Алексеева – племянница Константина Сергеевича Станиславского.

Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Кроме того, ходили забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Но все гораздо прозаичнее: в те годы как раз планировали строить новый проспект – Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное, – лишнее... Эту версию подтверждает еще один любопытный момент: в 1962 году Н.С. Хрущев решил разобрать памятник Юрию Долгорукому и восстановить обелиск Конституции. Правда, вскоре «сняли» Хрущева.

4. Памятник революционным мыслителям. Этот необычный монумент архитектора Н.А. Всеволжскиого появился в 1918 году в Александровском саду. Это переделанный обелиск-монумент, посвященный трехсотлетию царствования дома Романовых, который был установлен в саду в 1914 году. Автор первоначального проекта – архитектор С.А. Власьев. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых. В 1918 году по плану монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название.

Фамилии царей были стесаны, двуглавый орел был демонтирован, а сам памятник обрел название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости обелиска: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. В центре в венке было вырублено: «РСФСР» и ниже – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1966 году, в связи с возведением Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа к гроту «Руины».

5. Монумент «Мысль». Этот памятник – творение скульптора С.Д. Меркурова. В 1918 году «Мысль» украсила Цветной бульвар. «Мысль», как и меркуровский памятник Достоевскому были изготовлены еще до революции. Но когда потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, обелисков и скульптур. «Мысль» взяли «за компанию» с Федором Михайловичем. Любопытно и то, как было выбрано место для скульптур: сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, а автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно. А мастерская скульптора была рядом – на Цветном бульваре. Это и решило дело.

Скульптура простояла до осени 1936 года, когда начались работы по реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. «Мысль» перевезли на улицу Воровского (Поварскую) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Ф.И. Панферов, один из руководителей Союза, спросил: «Что это за статуя?» Узнав, что это «Мысль», он изрек: «При чем же тут мысль и какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль» стала надгробьем его могилы на Новодевичьем.

6. Памятник А.Н. Радищеву. Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Радищева работы скульптора Л.В. Шервуда. Погрудный портрет русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, «прорицателя вольности» был выполнен Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: «Радищев».

В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский памятник писателю Александру Николаевичу Радищеву простоял на своем месте больше десяти лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией Триумфальной площади он был разобран, а бюст передан на хранение в музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов – в музей архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева), где и мирно пребывает до наших дней. Обязательно приходите на него посмотреть!

7. Памятник М. Робеспьеру. Еще один монумент ленинской монументальной пропаганды, появившийся в Александровском саду, – памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской. Памятник был открыт 3 ноября 1918 года у грота «Руины». Газета «Правда» писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, – сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. – Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».

Но простоял памятник совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же «Правде» от 9 ноября 1918 года: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…» Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.

Продолжение

Официальное советское искусство , охватывает период 1917-1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалосьнеофициальное искусство СССР.

Для этого периода (в связи с очевидными историческими изменениями) характерна смена главной магистральной линии официального искусства по сравнению с предыдущей стадией развития русского искусства. Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их. (В.И. Ленин )

Основные «задачи» советского искусства: «служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало» .

Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

Искусство периода Революции и Гражданской войны

Историю советского искусства в научной литературе СССР принято было начинать с периода 1917-1920 годов.

Политика правительства в отношении искусства

Уже в первые месяцы после прихода к власти советское правительство принимает ряд постановлений, важных для развития культуры:

    В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.

    «О регистрации, приеме на учёт и хранении памятников искусства и старины» (5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.

    «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова - в Москве, Эрмитаж, Русский музей и проч. - в Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны, Серпухова, Мохайска, Новгорода, Пскова и проч. Царские дворцы и некоторые помещичьи усадьбы (Останкино, Кусково, Мураново, Абрамцево и т. д.) были превращены в музеи. В 1919 году в России насчитывалось 87 музеев, в 1921-210. Для изучения и систематизации художественных ценностей был учрежден Государственный музейный фонд , где сосредотачивались музейные ценности. После учёта, систематизации и изучения наступала стадия комплектования музеев - ценности примерно равномерно распределялись по различным музеям страны. Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.

Ленинский план монументальной пропаганды

В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов.

Монументальная пропаганда (также ленинский план «монументальной пропаганды») - выдвинутая в 1918 году В. И. Лениным программа развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. Большинство работ были выполнены из недолговечных материалов и до настоящего времени не сохранились.

разработка плана

Нарком просвещения РСФСР
А. В. Луначарский

По воспоминаниям А. В. Луначарского, выдвинутая весной 1918 года В. И. Лениным идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца». Одной из заинтересовавших Ленина идей Кампанеллы было украшение городских стен фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений» :198 . Луначарский так передавал слова Ленина:

Я назвал бы то, о чём я думаю, монументальной пропагандой.<…> Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла.<…> В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма , также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию.<…> О вечности или хотя бы длительности я пока не думаю. Пусть всё это будет временно. Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы :198 .

Луначарский включил ленинские замыслы в свой доклад, который он сделал 11 апреля 1918 года на заседании ВЦИК . На следующий день, 12 апреля 1918 года, Ленин, Луначарский и Сталин подписали декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках Республики», который предписывал Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ и заведующего Отделом изобразительных искусств Наркомпроса в срок до 1 мая 1918 года:

К обозначенному сроку - 1 мая 1918 года - исполнение декрета было фактически сорвано, чему способствовали отсутствие продуманного механизма его реализации, крайняя ограниченность во времени (менее месяца) и неопределённость вопросов финансирования мероприятий Из запланированного осуществили лишь декорирование Москвы к Дню Интернационала (праздник первое мая) - новому празднику советской России. Оформление Красной площади выполнили художники-авангардисты во главе с А. А. Весниным : башни кремля окутали красными полотнищами, а на поперечной оси площади у Сенатской башни соорудили временную трибуну :67 . На время праздника имперские памятники закрыли чехлами, красными полотнищами и декорациями, на которых разместили эмблемы советской власти и революционные надписи :43 :30 .

Портрет Н. Д. Виноградова кисти С. Малютина (1919).

Д. П. Штеренберг, фото 1940-х годов.

В. Е. Татлин, фото 1914-1915 годов.

Одной из причин затягивания исполнение декрета была и ведомственная неразбериха. Так, Отдел изобразительных искусств (ИЗО) Наркомпроса, руководитель которого согласно декрету должен был войти в Особую комиссию, был создан лишь 22 мая 1918 года. Другие члены комиссии - народный комиссар просвещения Луначарский и народный комиссар имуществ архитектор П. П. Малиновский - не могли договориться о совместных действиях. Летом ситуация осложнилась из-за личной неприязни между Луначарским и Малиновским, вызванной ликвидацией Народного комиссариата имуществ республики и передачей его функций в ведение Наркомпроса; Малиновский возглавил Моссовет, с которым, согласно декрету, Особая комиссия должна была согласовывать свои действия по установке памятников :30-31 . Затягивание реализации декрета вызвало резкую критику со стороны Ленина: «Удивлён и возмущен бездеятельностью Вашей и Малиновского в деле подготовки хороших цитат и надписей на общественных зданиях Питера и Москвы» - писал он Луначарскому; вопрос о ходе исполнении декрета Ленин неоднократно поднимал на заседаниях СНК. Луначарский в ответ жаловался, что с Моссоветом невозможно договориться, и просил возложить ответственность за исполнение декрета на одно из ведомств - либо Наркомпрос, либо Моссовет :32 .

Координацию работы по установке памятников в рамках реализации поставленных декретом задач была поручена Н. Д. Виноградову, заместителю П. П. Малиновского в наркомате имуществ, а после расформирования наркомата и перехода Малиновского в Моссовет - руководителю отдела ИЗО Моссовета. Архитектора Виноградова пригласил на работу Малиновский, сам по образованию архитектор, много строивший в дореволюционное время. Однако, по словам Виноградова, мандат на осуществление руководства установкой памятников ему вручил лично В. И. Ленин. От Наркомпроса работу координировали начальник отдела ИЗО Д. П. Штеренберг (в Москве) и В. Е. Татлин (в Петрограде). Особые полномочия Виноградова, который нередко делал доклады напрямую Ленину, усугубляли межведомственный конфликт; по мнению Татлина, Виноградов на встречах с Лениным освещал ход работы по установке памятников тенденциозно :30-31 .

17 июля 1918 года заседание СНК под председательством Ленина обсудило вопрос «О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства» и одобрило докладную записку Луначарского о постановке памятников, в которой, в частности говорилось: «Вся трудность осуществления этой идеи заключается в том, чтобы скорость воплощения её не могла пойти за счёт художественной стороны, ибо государство, каковым оно сейчас является, не может и не должно явиться инициатором дурного вкуса» .

30 июля 1918 года на заседании СНК был рассмотрен составленный под руководством Луначарского «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах Рос. Соц. Фед. Сов. Республики»; 2 августа окончательный список за подписью Ленина опубликовали в «Известиях ВЦИК» :364 . Список был разбит на 6 частей и содержал 66 фамилий:

I. Революционеры и общественные деятели:
1. Спартак . 2. Тиберий Гракх . 3. Брут . 4. Бабеф . 5. Маркс . 6. Энгельс . 7. Бебель . 8. Лассаль . 9. Жорес . 10. Лафарг . 11. Вальян . 12. Марат . 13. Робеспьер . 14. Дантон . 15. Гарибальди . 16. Степан Разин. 17. Пестель. 18. Рылеев. 19. Герцен . 20. Бакунин . 21. Лавров . 22. Халтурин . 23. Плеханов . 24. Каляев . 25. Володарский. 26. Фурье . 27. Сен-Симон . 28. Роб. Оуэн . 29. Желябов . 30. Софья Перовская . 31. Кибальчич .
II. Писатели и поэты:
1. Лев Николаевич Толстой . 2. Достоевский . 3. Лермонтов. 4. Пушкин. 5. Гоголь. 6. Радищев. 7. Белинский. 8. Огарев. 9. Чернышевский . 10. Михайловский . 11. Добролюбов. 12. Писарев. 13. Глеб Успенский. 14. Салтыков-Щедрин. 15. Некрасов . 16. Шевченко. 17. Тютчев. 18. Никитин. 19. Новиков. 20. Кольцов.
III. Философы и ученые:
1. Сковорода . 2. Ломоносов. 3. Менделеев.
IV. Художники:
1. Рублев. 2. Кипренский. 3. Алекс. Иванов. 4. Врубель. 5. Шубин. 6. Козловский. 7. Казаков.
V. Композиторы:
1. Мусоргский. 2. Скрябин. 3. Шопен.
VI. Артисты:
1. Комиссаржевская. 2. Мочалов :54-55 .

На том же заседании СНК впервые был рассмотрен вопрос о финансировании создания памятников: за бумажный макет было решено платить скульпторам 700 руб., за скульптурный макет - 1000 руб. :54 . При участии председателя московского профсоюза скульпторов и члена художественной коллегии ИЗО Наркомпроса С. Т. Конёнкова был определён список из 50 скульпторов, которым выплатили равный гонорар и заказали изготовление памятников :70 .

разрушение дореволюционных памятников

Разрушение памятника Александру III в Москве

Снос памятника Скобелеву

Разрушение дореволюционных памятников началось в стране ещё до издания декрета «О памятниках республики». Так, после Февральской революции в марте 1917 года был сброшен с пьедестала памятник Столыпину . Перед сносом революционеры организовали над памятником защитника самодержавия «народный суд», а для сноса было использовано сооружение, напоминающее виселицу . В то же время в Екатеринославе сбросили памятник Екатерине II .

Ленинский план монументальной пропаганды начал реализовываться в Москве уже 1 мая 1918 года - в ходе субботника по расчистке города от завалов и разрушений одним из первых был снесён памятный крест в Кремле на месте убийства великого князя Сергея Александровича, выполненный в 1908 году по проекту В. М. Васнецова; в сносе памятника лично участвовал В. И. Ленин :70 :39-40 . Весной того же года со сноса скульптуры императора начали разборку кремлёвского памятника Александру II ; окончательно памятник, представляющий собой крупное архитектурное сооружение, скреплявшее склон Боровицкого холма , снесли в 1928 году :70 :38 .

Летом того же года по частям разобрали фигуру императора памятника Александру III у Храма Христа Спасителя . Процесс разборки грандиозного памятника потребовал составления специального проекта, к которому привлекли архитектора Д. П. Осипова. Работы растянулись на несколько месяцев и были намеренно театрализованы: бронзовая статуя императора расчленялась по частям, начиная с мантии, рук со скипетром и державой и головы в короне; последней демонтировали ногу в сапоге. Весь процесс снимался на фото и киноплёнку и демонстрировался по стране. Оставшийся постамент долгое время рассматривали как будущее основание памятника «Освобождённому труду». 1 мая 1920 года на закладке нового памятника выступил В. И. Ленин; позднее на постаменте появилась надпись «Здесь будет воздвигнут памятник „Освобождённый труд“, который заложил Ленин 1 мая 1920 г.» На создание памятника был проведён конкурс, модели монументов выставлялись весной 1920 года во дворе Музея изящных искусств , лишённого имени Александра III :70-71 :87 :360 .

В число «царских слуг» попал герой Русско-турецкой войны генерал М. Д. Скобелев, памятник которому установили в 1912 году на Тверской площади , тогда же получившей название Скобелевской . Как писали газеты, снос памятника начался летом 1918 года, якобы по инициативе рабочих завода Гужона (позднее «Серп и Молот »), без всякого принуждения со стороны новой власти; о ходе сноса памятника Скобелеву регулярно докладывали В. И. Ленину :119-120 .

установка новых памятников и других объектов пропаганды

В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) - всего 70 имен. Кроме памятников отдельным лицам, план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды» .

Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда: «… Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план „монументальной пропаганды“ был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября» .

В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политики военного коммунизма, для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс, бетон, дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные, и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он всё же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С упрочением хозяйственного положения Советской России в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохраняющихся длительное время. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом .

В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: Сергей Конёнков , Вера Мухина , Карл Зале , Александр Матвеев , Эрнест Шталберг , Сергей Меркуров , Иван Шадр , Лев Руднев , Теодор Залькалнс и другие.

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов, как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды», может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина:

Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников… . :9-10

Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр. :7 .

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции , через полгода дополненный статуей свободы . По мнению некоторых исследователей, монумент Советской Конституции - одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды» . Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади.

За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград - свыше 15.

В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ).

объекты монументальной пропаганды, установленные в рамках реализации плана

в Москве

Ленин выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу (ск. С. А. Мезенцев). 7 ноября 1918 года. Москва

  • Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу, скульптор С. А. Мезенцев :361 (7 ноября 1918, площадь Революции), не сохранился. Здесь и далее информация по памятникам, мемориальным доскам и знакам приведена по списку, составленному А. Стригалёвым , с необходимыми дополнениями и уточнениями;
  • Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся (7 ноября 1918, Александровский сад ; переделан обелиск С. А. Власьева , установленный в 1914 году в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых), не сохранился (возвращён первоначальный вид с неточностями в передаче оригинальных изображений);
  • Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов», скульптор С. Т. Конёнков (7 ноября 1918 :361 , Сенатская башня Кремля);
  • Монумент советской конституции (1918, архитектор Д. П. Осипов; 1919, скульптор Н. А. Андреев), не сохранился :76 ;
  • «Мысль», скульптор С. Д. Меркуров (1918, Цветной бульвар), перенесён на Новодевичье кладбище на могилу скульптора;
  • Садовая-Триумфальная улица), не сохранился;
  • Памятник К. Марксу (1918-1919, Ульяновская улица), не сохранился;
  • Памятник А. Н. Радищеву , скульптор Л. В. Шервуд :72 (6 октября 1918 :362 , Триумфальная площадь), в фондах музея архитектуры им. Щусева ;
  • Памятник Робеспьеру , скульптор Б. Ю. Сандомирская (1918, Александровский сад);
  • Памятник А. В. Кольцову , скульптор С. А. Сырейщиков (1918, Театральная площадь), не сохранился;
  • Памятник И. С. Никитину , скульптор А. Н. Блажиевич (3 ноября 1918, Театральная площадь, у Китайгородской стены :362 ), не сохранился;
  • Памятник Т. Г. Шевченко , скульптор С. М. Волнухин (1918, Рождественский бульвар), не сохранился;
  • Памятник И. П. Каляеву , скульптор Б. В. Лавров (1918, перед Александровским садом), не сохранился;
  • Памятник С. Н. Халтурину , скульптор С. С. Алёшин (1918, Миусская площадь), не сохранился;
  • Памятник С. Л. Перовской , скульптор И. Ф. Рахманов (1918, Миусская площадь), не сохранился;
  • Памятник Ф. М. Достоевскому , скульптор С. Д. Меркуров (1918, Цветной бульвар), перенесён к зданию больницы им. Достоевского;
  • Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину , скульптор А. Н. Златовратский (1918, Верхняя Таганская площадь), не сохранился;
  • Памятник Ж. Жоресу , скульптор С. Н. Страж (1918, Новинский бульвар), не сохранился;
  • Памятник Г. Гейне (1918, Страстной бульвар), не сохранился;
  • Памятник Э. Верхарну (1918, Страстной бульвар), не сохранился;
  • Памятник М. А. Бакунину , скульптор Б. Д. Королёв (конец 1919 :361 ), Тургеневская площадь), не сохранился;
  • Памятник «Степан Тимофеевич Разин с ватагою», скульптор С. Т. Конёнков (1919, Красная площадь, на Лобном месте) :73 ;
  • Памятник Ж. -Ж. Дантону , скульптор Н. А. Андреев (1919, площадь Революции), не сохранился;
  • Памятник Ж. -П. Марату , скульптор А. Я. Имханицкий (1919, Симонова слобода), не сохранился;
  • Памятник «Восстания 1905 г.» (1920, Краснопресненская площадь) ;
  • Рельеф «Рабочий», скульптор М. Г. Манизер (1921, улица Петровка , на стене Петровского пассажа);
  • Памятник А. И. Герцену , скульпторы Н. А. Андреев и В. А. Андреев, архитектор В. Д. Кокорин (1922, Моховая улица , 11, перед зданием университета) :75 ;
  • Памятник Н. П. Огарёву , скульпторы Н. А. Андреев и В. А. Андреев, архитектор (1922, Моховая улица, 11, перед зданием университета) :75 ;
  • Памятная доска погибшим при взрыве МК партии 15 сентября 1919 года, архитектор В. М. Маят (1922, Леонтьевский переулок , на стене дома № 18) ;
  • Памятник К. А. Тимирязеву , скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов (1923, Никитские ворота);
  • Бюсты К. Маркса на Девичьем поле и в Староконюшенном переулке (у дома № 16) , не сохранились;
  • Медальон с профильным изображением Герцена работы Н. Андреева (на столбе ворот Литературного института им. А. М. Горького - Тверской бульвар, д. 25);

Помимо памятников в рамках реализации плана монументальной пропаганды 1918-1920-х годах на стенах многих общественных зданий были размещены надписи агитационного характера, нередко сопровождавшиеся сюжетно-символическими рельефами и рисунками . Некоторые из надписей:

  • «Религия - опиум для народа » - на здании 2-го дома Советов (бывш. Городской думы), на месте вынутой стенной иконы. Фронтон того же здания получил девиз: «Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех сопротивляющихся »; прежний герб Москвы заменён рельефом-тондо с изображением рабочего и крестьянина (скульптор Г. Д. Алексеев) .;
  • Доска с надписью «Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения » (архитектор С. Е. Чернышёв ) - на правой части фасада здания Исторического музея ;
  • «Все наши надежды покоятся на тех людях, которые сами себя кормят » с изображением рабочего, тянущего огромное колесо - на здании типографии Коминтерна (бывш. Рябушинского «Утро России») в Большом Путинковском переулке ;
  • слова П. А. Кропоткина «Обществу, где труд будет свободным, нечего бояться тунеядцев », с барельефом Кропоткина - на здании Малого театра , со стороны Театрального проезда ;
  • «Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести » - развёрнутый свиток на правой колонне портика Большого театра ;
  • «Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом » и архаизированная фигура человека с палкой на здании Большого театра со стороны Петровки ; та же надпись с изображением толпы движущихся вооружённых людей - на здании Бутырской тюрьмы ; та же надпись на стене дома № 4 на Бакунинской улице , с изображением женщины, протягивающей руку сидящему узнику с разорванными цепями (скульптор В. Червяков );
  • «Слава угнетенным, лишенным солнца, дарующим свет и тепло », с изображением лежащего на спине горнорабочего, который долбит киркой горную породу (скульптор Г. Д. Алексеев )- на здании быв. типографии Кушнерёва на Пименовской улице ;
  • Стилизованное под античность изображение с изречением Цицерона на стяге «Когда Сократа спросили, откуда он родом, он сказал, что он гражданин всего мира, он считает себя жителем и гражданином вселенной » (архитектор Э. И. Норверт ) - на здании Манежа ;
  • Рельеф, изображающий опершегося на плечо женщины старика, указывающего рукой на виднеющийся вдали на скале греческий храм, слова Л. Н. Толстого «Искусство есть одно из средств, которые служат об’единению людей » (скульптор А. Н. Златовратский ) - на здании Московского почтамта на Мясницкой улице ;
  • «Дело науки - служить людям » - на «старом» здании Университета на Моховой улице ;
  • «Наука трудящимся » - на круглом фронтоне здания бывшей Университетской церкви на Моховой улице;
  • Изображение Самсона , разрушающего храм - на угловой башне ограды Главного управления архивов, угол Моховой улицы и Воздвиженки ;
  • Доска-рельеф с изображением разрушенной стены и надписью «Дух разрушения - созидающий дух » - на Китайгородской стене , у Варварских ворот; та же надпись на доске «Пробивающий туннель» (скульптор И. С. Ефимов )- на здании НКПС (быш. Запасной дворец);
  • «Ум не терпит неволи », с изображением мальчика, машущего куском ткани - на углу ограды бывш. Вдовьего дома на площади Восстания ;
  • «И вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом блага » - на правом флигеле бывш. Екатерининского института на Суворовской площади ;
  • «Наука и искусство бескорыстно работают для блага всего человечества », с изображением композиции художника, его модели, учёных и др. - на здании бывш. конторы государственных театров, угол Большой Дмитровки и Кузнецкого переулка ;
  • Доска с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь » (архитектор С. Е. Чернышёв ) - на здании Центроархива на Бакунинской улице ;
  • «Война родит героев » (архитектор С. Е. Чернышёв) ; рельеф «Похороны героя Парижской коммуны Домбровского» (скульптор Л. В. Блезе-Манизер) - на здании Реввоенсовета на Знаменке ;
  • «Кто не работает, тот не ест » (скульптор И. С. Ефимов) - на Гоголевском бульваре ;
  • Доска-рельеф со словами П. А. Кропоткина «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят » (скульптор А. М. Гюрджан) - на стене Рождественского монастыря .

в Петрограде - Ленинграде

Памятник Н. А. Добролюбову

  • Памятник Героям Революции, архитектор Л. В. Руднев (1917-1918, Марсово поле);
  • Красногвардеец (1918, 1-я линия), не сохранился;
  • Великий Металлист (1918, площадь Труда), не сохранился;
  • Призывающий к труду (1920, Каменный остров), не сохранился;
  • Памятник К. Марксу, скульптор А. Т. Матвеев :361 (7 ноября 1918 :361 , перед Смольным), не сохранился;
  • Памятник А. Н. Радищеву, скульптор Л. В. Шервуд (22 сентября 1918 :198 , Дворцовая площадь), не сохранился;
  • Памятник Ф. Лассалю , скульптор В. А. Синайский :361 (1918, проспект 25 Октября), не сохранился;
  • Памятник Н. А. Добролюбову, скульптор К. Зале :361 (1918, у Тучкова моста), не сохранился, разрушен наводнением 23 сентября 1924 года;
  • Памятник Г. Гейне (1918, Университетская линия), не сохранился;
  • Памятник Т. Г. Шевченко, скульптор И. Х. Тильберг :361 (1918, улица Красных Зорь), не сохранился;
  • Памятник С. Л. Перовской, скульптор О. Гризелли :361 (1918, площадь Восстания), не сохранился;
  • Шлиссельбургский проспект), не сохранился;
  • Памятник В. Володарскому (1918, бульвар Профсоюзов), не сохранился;
  • Памятник А. И. Герцену , скульптор Л. В. Шервуд :361 (1919, у Литейного моста), не сохранился;
  • Памятник О. Бланки (1919, площадь Балтийского вокзала), не сохранился;
  • Памятник Д. Гарибальди , скульптор К. Зале :361 (1919, Международный проспект);
  • Памятник В. Рентгену , скульптор Н. А. Альтман (1920, улица Рентгена , перед домом № 8). В 1928 году заменён памятником работы В. А. Синайского по эскизу Альтмана;
  • Памятник
1. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Пл. Революции. 1918.

В.И.Ленин произносит речь на открытии памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года.

Памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных и вскоре был снят. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на очень высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, рыхлые по форме, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. Да и в целом композиция - громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо читаемая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям

2. Павшим за мир и братство народов. Красная пл. 1918. (Мемориальная доска).

В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, В.А.Аванесов, Н.И.Подвойский, Г.И.Окулова и М.Ф.Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов 7 ноября 1918 года.

Самая известная из мемориальных досок тех лет - "Павшим в борьбе за мир и братство народов", исполненная скульптором С. Т. Коненковым, была открыта 7 ноября 1918 года на стене Сенатской башни Кремля и посвящена памяти павших борцов октябрьской революции.
На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова.
Барельеф, составленный из 49 кусков подкрашенного цемента, представлял собой изображение крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и зеленой пальмовой ветвью (символом бессмертия) - в левой. У ног его, перевитые траурной лентой, разбросаны поломанные сабли и ружья; за плечами - восходящее солнце, лучи которого составлены из слов "Октябрьская 1917 Революция".
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года. Cейчас она хранится в фондах Музея Современной истории России

В первые годы советской власти появились следующие надписи и рельефы:

на фасаде здания Городской думы старый герб Москвы (Георгий Победоносец, побивающий дракона) был заменен рельефом работы Г. Алексеева с изображением полуфигур рабочего и крестьянина; на торцовой стене его была установлена памятная доска с надписью: "Религия - опиум для народа", на фронтоне - медальон с текстом: "Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся";

на стене Исторического музея появилась доска с назидательной надписью: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (архитектор С. Чернышев);

на колонне Большого театра - доска в виде флага со словами Н. Г. Чернышевского: "Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести" (не сохранилась);

на здании Малого театра - барельеф с изображением Геракла, побеждающего разъяренного быка, и надпись: "В борьбе обретешь ты право свое" (не сохранились);

на доме № 25 по Тверскому бульвару - доска с профильным портретом А. И. Герцена и датами, отмечающими 50-летие со дня его смерти (1870-1920) (скульптор Н. А. Андреев).

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Советская пл. 1918.

Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.
Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма.
В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы, которая придала памятнику новый, глубоко символический образный смысл. В ней скульптор Н. А. Андреев стремился воплотить не только пафос победившей революции, но и наивную веру своего поколения в торжество идеи Свободы в самом широком ее понимании.
Обелиск Советской Конституции, названный вскоре Обелиском Свободы, был разобран в 1939 году в связи с реконструкцией Советской площади.

4. Революционным мыслителям. Александровский сад. 1918.

Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен, в центре рельефного орнамента в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.

5. Мысль. Цветной бульвар. 1918.

На фотографии на заднем плане памятник Ф. М. Достоевскому.

Гранитная статуя "Мысль" выполнена С. Д. Меркуровым в 1913 году. С 1956 года стоит на могиле автора на Новодевичьем кладбище.

6. К. Марксу. Садовая-Триумфальная ул. 1918— 1919.

7. К. Марксу. (Ульяновская ул.). 1918—1919.

8. А. Н. Радищеву. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.

Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры.

9. Робеспьеру. Александровский сад. 1918.

Бетонный памятник Робеспьеру (фигура в рост) работы Б. Ю. Сандомирской, установленный на площадке у грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года, был взорван контрреволюционерами в ту же ночь.

10. А. В. Кольцову. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
скульптор С. Сырейщиков

С. А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. В. Кольцову. 1918, ноябрь, 3. Москва

11. И. С. Никитину. Театральная (Свердлова) лл. 1918.
скульптор А. Блажиевич

12. Т. Г. Шевченко. Рождественский бульвар. 1918.

Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.

13. И. П. Каляеву. Перед Александровским садом. 1918.
cкульптор Б. Лавров

14. С. Н. Халтурину. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

15. С. Л. Перовской. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

16. Ф. М. Достоевскому. Цветной бульвар. 1918.

Гранитная статуя Ф. М.Достоевского была выполнена С. Д. Меркуровым в 1914 году по заказу миллионера Шарова. По легенде моделью для статуи Достоевского был Александр Вертинский.Мировая война помешала тогда реализовать проект памятника, задуманный скульптором. После опубликования 2 августа 1918 года списка лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве, где, в частности, значилось и имя Достоевского, Меркуров предложил Моссовету уже готовую гранитную фигуру. Специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила работу Меркурова, и 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, недалеко от Трубной площади, состоялось торжественное открытие памятника. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.
В 1936 году в связи с реконструкцией бульвара памятник был перенесен на новое место - во двор одного из флигелей бывшей Мариинской больницы, где родился писатель (улица Достоевского, 2). С 1928 года здесь размещается Музей - квартира Ф. М. Достоевского.

17. М. Е. Салтыкову-Щедрину. Серпуховская (Добрынинская) пл. 1918.

18. Ж. Жоресу. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.
скульптор С. И. Страж

19. Г. Гейне. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

20. Э. Верхарну. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

21. М. А. Бакунину. Тургеневская пл. 1919.

Модель памятника М. А. Бакунину

Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять

22. «Степан Разин с ватагой». Красная пл. 1919.

Фрагмент сульптурной группы "Степан Разин со своею дружиной", установленной в Москве на Красной площади 1 мая 1919 года

За выполнение скульптурного изображения Разина для установки в Москве на Красной площади взялся Сергей Тимофеевич Конёнков. Он создал необычную монументально-декоративную композицию «Степан Разин с ватагой».
Эта композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
Скульптурная группа «Степан Разин с ватагой» простояла на Красной площади всего 25 дней. Из-за недостаточных размеров она совершенно терялась на фоне кремлевских башен, Покровского собора, массивного здания ГУМа и потому была перенесена для демонстрации в один из музеев. Позже её перевезли в Ленинград и поместили на вечное хранение в экспозицию Русского музея.

23. Ж.-Ж. Дантону. Пл. Революции. 1919.

Н. А. Андреев создает колоссальную голову Ж. Ж. Дантона, которая 2 февраля 1919 года была установлена на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

24. Ж.-П. Марату. Симонова слобода. 1919.

25. А. И. Герцену. Перед Университетом. 1922.

26. Н. П. Огареву. Перед Университетом. 1922.

27. К. А. Тимирязеву. Никитские ворота. 1923.

Последние 3 памятника сохранилиь на своих первоначальных местах и по ним много общеизвестной информации.

Буду рад любым исправления и дополнениям!