Какие преобразования петра 1. Финансовые реформы Петра I – кратко

Обращаясь в письме к супруге Екатерине, кратко и метко определил круг и суть своих обязанностей: “Мы, слава Богу, здоровы, только зело тяжело жить, ибо я левшою (левой рукой) не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать шпагу и перо”.

Петровская шпага, действия которой опирались на мощь русской армии и флота, привела страну к блистательным победам на суше и на море. Русский андреевский флаг утвердил себя на полях и водах сражений. Он же стал символом внутренних преобразований, успехов в том “распорядке” , к которому Петр приучал Россию, не приучив, правда, к нему собственного сына Алексея.

Преобразования Петра Великого , проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы начались позднее, после .

Иллюстрация. Петровская ассамблея

Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром Пушкин скажет столетие спустя, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы Петра проводились не сразу, а годами, другие — урывками, в перерывах между военными действиями, в спешке. Но в целом они складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства, все направления деятельности аппарата управления делами внутренними и внешними.

Экономическое развитие. Основа основ жизни всякого государства — труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал, например, узаконения 1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу. Широко известен факт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII — XIX вв.

Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства.

Мастеров-ремесленников и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146 цехов с 6,8 тысячи членов.

Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы — Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии — Петровский (там, где сейчас Петрозаводск), Алексеевский, Повенецкий и Кончезерский; в Воронежском крае — Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например Н. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось — возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна поднялась со 150 тысяч пудов в 1700 г. до 800 тысяч пудов в год кончины Петра.

В Москве и других районах центра возникали суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, а также мануфактуры кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.

В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы. Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом, в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге — детище Петра Алексеевича — выросли Адмиралтейская верфь. Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работали 10 тысяч человек, с 1706 по 1725 г. с ее стапелей сощли 59 крупных и более 200 мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, на Олонце и реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к началу следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, шпалерная (обойная) фабрика.

Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур — преимущественно купцы, меньше дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость, России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. В 1724 г. ввели покровительственный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах, привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур.

Однако все большее значение получал труд принудительный — крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых “приписывали” к заводам, заставляли работать на них.

Изменения в сельском хозяйстве были менее заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным — прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли.

Изменения в сословиях. Появление в городах довольно 1 большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Эти “подлые люди, обретающиеся в наймах и в черновых работах” , или “нерегулярные граждане” , не имели права участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой “регулярных граждан” — купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа — “знатные купцы, которые имеют знатные большие торги” , доктора, аптекари, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты, а также близкие к ним из числа ремесленников (иконники, золотых и серебряных, дел мастера) — составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы победнее. Купцы — владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, по своему высокому положению составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям — коллегиям, а не- властям по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, военных постоев. Это были существенные привилегии, и они их очень ценили.

Число городов составляло тогда 336, посадских жителей в них в 1721 г. было около 170 тысяч человек (3,1% населения страны) — количество невеликое, но в экономической жизни страны они играли немалую роль.

Согласно реформам Петра Великого, посадским населением городов управляли с 1699 г. Ратуша в столице и земские избы, ее органы, на местах; с 1720-х гг. — Главный и городовые магистраты. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы, т. е. собрания членов всего посада или его составных частей — слобод, сотен, гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов — представителей городского самоуправления, а так же должностных лиц для казенных служб (сбор пошлин, продажа вина, соли и др.).

Шляхетство, как на польский манер стали именовать российское дворянство, было главным объектом забот и пожалований Петра. На грани XVII и XVIII вв. в России имелось более 15 тысяч дворян (около 3 тысяч семей). Основа их положения в обществе — владение землей и крестьянами. В их подчинении тогда трудились обитатели более 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство составляло более 500 фамилий, каждая из которых владела 100 дворами и более. Остальные принадлежали к среднему (менее 100 дворов) и мелкому (несколько десятков или несколько дворов) дворянству.

При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до “подлых” .

Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в к^зну), и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от 23 марта 1714 г.

На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное.


Фото. Табель о рангах.

Реформы государственного управления Петра I

Реформы государственного управления. Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их “конзилией министров” , которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.

Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за сэмим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец, с 1722 г. — генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата — не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только Царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи.

В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им — местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.

Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами — Камер-коллегия, расходами — Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств — Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, которую в 1722 г. разделили на две:

Берг- и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дела в них велись совещательным порядком, коллегиально, решения принимались большинством голосов.

К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод — центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены — церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.

Особой коллегией стал и Главный магистрат — центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ.

Перестройку местных учреждений Петр начал до того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах — воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708 — гг. Петр разделил страну на восемь губерний:

Московскую, Ингерманландскую (позднее — Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти — административной, полицейской, судебной, финансовой.

В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц — провинций. Провинции делились на дистрикты.

Данная тема носит актуальный характер в современных условиях т.к. действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительной власти, нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории страны.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Контрольная работа

По дисциплине “Истории отечественного государства и права”

На тему: “Государственные реформы Петра I .”

Введение ...............................................................................................................3-4

1. Реформы государственного управления .............................................5-18

§ 1. Областная реформа

§ 2. Судебная реформа

§ 3. Военная реформа

§ 4. Реформы в экономике

§ 5. Финансовая реформа

§ 6. Церковная реформа

§ 7. Реформы в области образования и науки

Заключение ......................................................................................................18-20

Источники и литература.......................................................................................21

Дополнительные интернет источники (статьи)..................................................21

Введение

Данная тема носит актуальный характер в современных условиях т.к. действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительной власти, нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории страны.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей реформаторской деятельности Петра I .

Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач исследования:

изучение общих особенностей становления абсолютизма в России;

выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;

краткого изложения основных положений военной реформы;

рассмотрение вопросов, касающихся изменений в судебной системе и судопроизводстве. Последнее предполагается осуществить, исходя из анализа основных положений специальных юридических документов этой эпохи - "Краткого изложения процессов, или судебных тяжб" и Указа "О форме суда".

Объект исследования – реформы Петра I.
Предмет исследования – областная, судебная, военная, экономическая, финансовая, церковная и образовательная реформы Петра I.

Во времена Петра Россия становится абсолютной монархией. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности. Однако это - не единственный признак. Необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. Этот период в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерны наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои характерные особенности:

если абсолютная монархия в Европе складывалась в условии развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворян с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

Говоря об объективных закономерностях, сопровождавших государственное реформирование данного периода, не следует забывать и о субъективном факторе - личности Петра I. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами - все это представляет картину его деятельности. Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, лично участвовал в составлении правовых кодексов и т.д.

Глава1. Реформы государственного управления.

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров 1 , состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года 2 . Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа.

Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 12 коллегиями — предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
  • Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
  • Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
  • Камер-коллегия — сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
  • Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
  • Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  • Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).

В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением.

В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

§1. Областная реформа

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712— 1719 гг.). 3

В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города. 4

§2. Судебная реформа.

Обозрение судьбы новаций, воплощенных в ходе проведения судебной реформы Петра I, имеет смысл начать с перемен в области судоустройства. Как уже говорилось, главнейшей новацией в этой области явилось создание в 1717— 1719 гг. системы функционально и структурно отделенных от органов управления судов общей юрисдикции.

В свою очередь, в результате контрреформаторских мероприятий 1722-1727 гг. система означенных судов подверглась ликвидации.

Несмотря на то, что в ходе следующей по времени судебной реформы

Екатерины II оказалось повторно (хотя и не окончательно) осуществлено отделение судебных органов от административных, воссоздания системы судов общей юрисдикции тогда не произошло.

Как со всей очевидностью явствует из ст. 105-116, 164-208, 306-377, 395-403 образовавшего нормативную основу реформы закона «Учреждение для управления губерний» от 7 ноября 1775 г., все основанные в тот момент органы правосудия — от сословных судов до губернских палат уголовного и гражданского суда — представляли собой специализированные суды, подсудность которых была ограничена либо по кругу лиц, либо по кругу дел. 5

Не привела к восстановлению системы судов общей юрисдикции и судебная контрреформа 1796 г. При всем том, что, как известно, согласно губернским штатам от 31 декабря 1796 г., значительная часть сословных органов правосудия была упразднена, в юрисдикционных полномочиях оставшихся судебных органов все же сохранились ограничения или по кругу лиц, или по кругу дел. Наконец, никаких судов общей юрисдикции не было создано в первой половине XIX в. 6

В итоге, система судов общей юрисдикции оказалась повторно выстроена в России только в результате проведения судебной реформы 1864 г. (систему эту образовали окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат).

Будучи ликвидирована в соответствии со ст. 1 декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. 7 , система судов общей юрисдикции была возрождена в нашей стране в третий раз в ходе судебной реформы 1922 г. (народные суды, губернские суды, Верховный суд РСФСР). С этой поры суды общей юрисдикции в России более не упразднялись.

§3. Военная реформа

Особое место среди преобразований Петра Великого занимают военные реформы. Их основная идея заключалась в ликвидации дворянских ополчений и создании постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и уставами. Задачи создания армии и флота занимали юного Петра еще задолго до того, как он стал полновластным государем.

Военные реформы были крайне важны еще и потому, что они оказывали огромное, часто решающее, влияние на все стороны жизни государства.

Ход же их во многом определялись постоянными войнами (за 36-летний период правления Петра I можно насчитать лишь несколько мирных лет).

В соответствии с рекрутской системой, введенной в 1705 году, солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск формировался из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус - исключительно из дворян.
130-ти тысячная российская армия состояла из трех родов войск: пехоты, артиллерии и кавалерии. Помимо этого, гарнизонные войска насчитывали около 70 тысяч человек, ополчение – 6 тысяч, и 105 тысяч – казачьи и другие нерегулярные части.

Открывались специальные заведения для обучения солдат и офицеров, в том числе Морская академия в Санкт-Петербурге.

Помимо создания регулярной армии на юге и на севере страны проводилось строительство военно-морского флота. Балтийский флот в 30-х годах 18 века стал самым мощным российским флотом.

Всего же во флоте насчитывалось 48 линейных кораблей, порядка 787 галер и мелких судов. На службе состояло 28 тысяч человек.

В 1716 году вышел Воинский устав Петра I, 8 состоявший из 68 глав и определявший порядок военной службы, правила взаимоотношений военнослужащих, военно-уголовную систему, систему воинских чинов, судебную систему и многие другие вопросы.

Создание мощных армии и флота способствовало увеличению расходов на их содержание: к 1725 году на военные нужды тратилось около 2/3 государственного бюджета.

§4. Реформы в экономике

Преобразования Петра I были подчинены одной цели - становлению мощного, боеспособного государства. В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма (разделение отраслей экономики на «нужные» и «ненужные») и протекционизма (государственные заказы и льготная деятельность предприятий, покровительственный таможенный тариф).

В промышленности главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Возникали железоделательные и металлообрабатывающие заводы, обеспечивавшие заказы армии и флота (Невьянский, Тобольский, Сестрорецкий заводы). Это позволило России обогнать Англию по выплавке чугуна. Продолжалось развитие государственных и частных мануфактур. Суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры снабжали армию обмундированием, а флот - парусиной. Создавались предприятия новых отраслей промышленности: бумажной, цементной и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Вместе с тем развитие промышленности упиралось в две проблемы: монополию дворян на землю и крестьянские рабочие руки. Поэтому правительству пришлось ввести две новые категории крестьян: приписных (крепостных крестьян, которые приписывались к мануфактурам в месяцы, свободные от сельскохозяйственных работ) и посессионных (приписываемых к мануфактурам на время или приданных ей навсегда).

Реформы охватили и сферу мелкотоварного производства, способствуя развитию ремесла и крестьянских промыслов. В 1711 г. были учреждены ремесленные школы, а в 1722 г. было введено цеховое устройство.

Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Указом 1721 г. 9 крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа и косы грабли.

Вводились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота - молочные коровы и овцы-мериносы.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров: соль, лен, пеньку, меха, сало, икру, хлеб, вино, воск, щетину и др., что значительно пополняло казну. С 1710 г. началась организация правительственных купеческих компаний, которые позволяли выдержать конкуренцию с иностранными купцами. Крупными центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки - Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва-Волга.

§5. Финансовая реформа.

Финансовые преобразования на первом этапе сводились главным образом к поиску новых источников средств в основном на военные нужды.

К уже существовавшим таможенным и кабацким поборам прибавились сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), а также косвенные налоги (банные, рыбные, конские, налог на дубовые гробы и т. д.). Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

В начале 18 века Пётр I провел денежную реформу. Важной мерой в ее осуществлении стало введение подушной подати - налога вместо подворного обложения. Проведенная в 1710 году перепись (ревизия), обнаружила резкое уменьшение населения вследствие бегства крестьян от обременительных налогов.

Помещики также были заинтересованы в занижении количества плательщиков. По этой причине в 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения.

Полученные данные позволили правительству установить размер подушной подати путем простого соотношения денег, необходимых для содержания армии и флота, и численности населения. Податью облагались только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, солдаты и казаки от подушной подати освобождались.
Результатом данной реформы явилось существенное увеличение казны, примерно в четыре раза, что в условиях постоянных войн было крайне важно для государства.

§6. Церковная реформа.

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ 10 во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.

В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.

В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность.

Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

§7. Реформы в области образования и науки

Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.

В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году.

В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.

Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа – «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.

Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий.

В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.

В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых.

Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.

Академия наук, открытая в Петербурге в 1725 году уже после смерти Петра Великого, но по его указу от 28 января 1724 года, стала своеобразным олицетворением всех достижений эпохи Петра в области науки и образования.

Заключение

И так подведем итоги. Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни.

Петром была проведена денежная реформа, в результате которой счет стал вестись на рубли и копейки. Серебряная копейка (новгородка) дореформенного образца продолжала чеканиться до 1718 года для окраины. Медная копейка вошла в обращение с 1704 года, тогда же стал чеканиться серебряный рубль. Сама реформа началась с 1700 года, когда были выпущены в обращение медные полполушки (1/8 копейки), полушка (1/4 копейки), денга(1/2 копейки), а с 1701 года серебряные десять денег (пять копеек), гривенник (десять копеек), полуполтинник (25 копеек) и полтины. Был запрещен счет на денги и алтыны (3 копейки). При Петре появился первый винтовой пресс. За период правления несколько раз понижались вес и проба монет, что привело к бурному развитию фальшивомонетчества. В 1723 году были введены в обращение медные пять копеек ("крестовой" пятак). Он имел несколько степеней защиты (гладкое поле, особая соосность сторон), но подделки стали чеканить не кустарным способом, а на иностранных монетных дворах. Крестовые пятаки впоследствии изымались для перечекани в копейку (при Елизавете). По зарубежному образцу стали чеканить золотые червонцы, впоследствии от них отказались в пользу золотой монеты достоинством в два рубля.

Петр I планировал ввести в 1725 году медный рубль-плату по шведскому образцу, но эти планы осуществила только Екатерина I.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Источники и литература

1) Соборное уложение 1640 года М.Н.Тихомиров, П.П.Епифанов.

Изд-во Моск. ун-та, 1961.

3) Д.О. Серов. Фискальная служба России: зигзаги исторического пути.

Вестник Новосибирского университета. Сер. Право. 2005. Т.1. Вып.1.

4) Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

5) Военный устав Петра I . 1716 года.

6) Законодательство Екатерины II. Т. 1. С. 396-398, 404-410, 435-445, 455—457. Вопросы истории права и правовой политики в эксплуататорском государстве: Сб. научн. трудов. М., 1989.С. 86-87; Он же. “Законная монархия” Екатерины II просвещенный абсолютизм в России. М.,1993. С. 152-153.

8) СУ РСФСР. 1917. №4. Ст. 50. (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917г.).

9) В.И.Лебедев. М., Гос.соц.- эк.изд-во, Реформы Петра I. Сборник документов. 1937. Указ о покупке к заводам деревень от 18 января 1721 г.

10) Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / А.С.Орлов, В.А,Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М., 1999. – С. 168

11) Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3711.

12) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ (1649-1725). Опыт историко-юридического исследования свящ. М. Горчакова. Санкт-Петербург, 1868 г. //Allpravo.Ru - 2005.

13) Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.

14) Серов Д. О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование.

Монография. М.: ИКД «Зерцало-М», 2009. — 488 с. ISBN 978-5-94373- 161-7

15) Чистяков А. С. История Петра Великого. / Репринтное воспроизведение издания 1903 г. — М.: Изд-во «Буклет» (РИА «Двойная радуга»), 1992. — 524 с. — ISBN 5-88150-001-6.

16) Богословский М. М. «Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719—1727 гг.». — М., 1902

17) Милюков П. Н. «Государственное хозяйство России в первой половине XVIII столетия и реформы Петра Великого». — М., 1984.

Дополнительные интернет источники , статьи.

1. http://peterthegreat.us/index.php?secid=3- сайт посвященный первому Российскому императору

2. http://www.tverlib.ru/peter/peter03.htm#02 -реформы Петра I .

3. http://russia.iratta.com/01.php - История России.

1 Ближняя канцелярия, орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России (1699—1719), основанный Петром I. Ближняя канцелярия являлась канцелярией Боярской думы. С 1701 возглавлялась Н. Зотовым. В 1708—10 в Ближняя канцелярия собирались начальники (до 8 чел.) важнейших приказов, которые составляли «консилию министров», являвшуюся прямым предшественником Сената. В канцелярию поступали ежемесячно финансовые отчёты приказов, а затем губерний, на основании которых составлялись годовые балансовые ведомости. Упразднена с учреждением коллегий; функции Ближняя канцелярия были переданы Ревизион-коллегии.
Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в., М., 1954, с. 304—05.

2 Указ о престолонаследии был подписан императором Петром I 5 (16) февраля 1722 года. Указ отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 году.

3 Фискальная служба России: зигзаги исторического пути. Вестник Новосибирского унив. Сер. Право. 2005.

4 История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

5 Судебная реформа 1864 г. — преобразование в России судоустройства и судопроизводства на основе судебных уставов. Еще до начала реформы следствие изъяли из ведения полиции и передали специальному институту судебных следователей. В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» Судебных уставов, 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователей могли быть уволены по собственному желанию или в соотстветствии с приговором суда), были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры (присяжных поверенных). Вводилось два вида судов — мировой и коронный. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал-гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления. Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция) и Судебных палат (вторая инстанция). В каждой губернии действовало от 1 до 3 Окружных судов. Судебные округа во главе с Судебными палатами объединяли по нескольку губерний. Окружные суды рассматривали все уголовные деда, исключая государственные (политические) и должностные преступления (старше титулярного советника). Судебные палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления (совершенные чиновниками до V класса). Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступлений, совершенных членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.

6 Ефремова И. Н. Судоустройство России... С. 153-185.

7 СУ РСФСР. 1917. №4. Ст. 50 (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г.)

8 Воинский устав 1761г - военный устав, утверждённый Петром I 30 марта 1716 года при Данциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.

10 Монастырский приказ - в соответствии с 13-ою Главою Соборного Уложения 1649, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском Государстве: от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин. Был закрыт царским указом 19 декабря 1677, восстановлен в 1701 Петром I, окончательно упразднён Именным указом в январе 1725 года, будучи преобразован в Камер-контору Святейшего Синода.

PAGE 22

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17844. Реформы Петра Великого. Модернизация и европеизация России 103.72 KB
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
3245. Внешняя политика России в конце XVII –в первой четверти XVIII вв. Великое посольство. Военные реформы Петра I 27.39 KB
XVIII столетие в целом стало для России значительным рывком вперед и во внешней политике. К началу правления Петра I огромная территория России была фактически лишена морских путей. Но первые попытки решить данную задачу окончились для России неудачей.
21747. Денежная система России накануне реформ Петра I 35.01 KB
От уплаты дани и выполнения различных повинностей была освобождена Русская православная церковь. эти сборы были консолидированы объединены большая часть их была отменена а вместо них установлена единая торговая рублевая пошлина. в Новоторговом уставе начавшем реализацию идей меркантилизма была установлена упорядоченная система внешних таможенных пошлин. В царствование Алексея Михайловича была даже предпринята попытка заменить главные прямые налоги новым косвенным налогом.
6118. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 18.25 KB
Ознакомить сущность внебюджетных фондов и особенности их применения в Казахстане Задачи: изучить сущность внебюджетных фондов особенности применения внебюджетных фондов в Казахстане роль и значение Национального фонда в РК
15781. Государственные расходы Беларуси 544.95 KB
Выступая базовым средством мобилизации и расходования ресурсов государства дает возможность политической власти регулировать экономику финансировать ее структурную перестройку стимулировать развитие приоритетных секторов экономики обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Для...
762. Налоговая система РФ. Государственные доходы 42.05 KB
Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки
7470. Государственные финансы и фискальная политика 45.86 KB
Три состояния государственного бюджета. Для обозначения тех отношений которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральными региональными местными – употребляется понятие бюджетного федерализма межбюджетных отношений. Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета например через закрепление за ними собственных налогов. Одна часть налогов региональные и местные целиком поступает в территориальные бюджеты другая – целиком в федеральный бюджет а НДС налоги на прибыль предприятий и акцизы распределяются...
17938. Государственные корпорации: создание, управление и использование имущества 250.68 KB
Это в свою очередь ставит перед отечественной практикой и наукой управления сложные задачи одной из которых является совершенствование механизмов управления новыми институтами какими являются корпорации с государственным участием. Предметом исследования является система экономических отношений складывающаяся внутри государственной корпорации и между государственной корпорацией и другими субъектами рынка в условиях современной российской экономики. В экономической литературе...
16197. . Введение. Государственные инспекции играют важную роль в современной экономике. 73.1 KB
Задача налоговой таможенной и других инспекций – контроль за правильностью уплаты бюджетных платежей различными экономическими агентами в частности за предоставлением льгот предусмотренных законодательством для определенных категорий экономических агентов. Задача при этом сходная: на основе информации поступающей от контролируемых агентов а также из других источников нужно организовать систему контроля так чтобы минимизировать ущерб для общества. Для предотвращения уклонения организуются проверки деклараций низкого дохода. Пусть...
16372. .А. ИЭ РАН Москва Государственные механизмы регулирования эмиссий парниковых газов в корпоративном секто. 33.49 KB
ИЭ РАН Москва Государственные механизмы регулирования эмиссий парниковых газов в корпоративном секторе экономики. Для борьбы с глобальными изменениями мировое сообщество поддержало идею организации международного рынка прав на загрязнение с целью более эффективного снижения эмиссий. Мировой кризис привел к снижению уровня производства а следовательно к сокращению эмиссий парниковых газов ПГ без соответствующих усилий со стороны государств взявших на себя обязательства в рамках Киотского протокола. Существующие прогнозы показывают...

Петр 1-ый - одна из самых одиозных фигур в российской истории. Взойдя на трон в юном возрасте, он самым жестким образом изменил весь дальнейший ход исторического значения Российского государства. Одни историки называют его «великим реформатором», другие - революционером.

Царь ставший впоследствии императором - это, вне всякого сомнения, человек талантливый и незаурядный. Он был типичным холериком, несдержанным и грубым, полностью подчинившим себе власть. Все преобразования Петра 1-го были насильственно и жестоко насаждены на всей территории Государства Российского, большая часть из них так и не была доведена до конца.

Реформы, или так называемые преобразования Петра 1-го, включают в себя внушительный список, это:

  • военная;
  • экономическая;
  • церковная;
  • политическая;
  • административная;
  • культурная;
  • социальная.

Для претворения их в жизнь Российская империя положила на алтарь одну треть своего населения. Но не будем столь категоричны, попробуем взглянуть глубже.

Преобразования Петра 1-го в военной реформе заключаются в том, что он сумел создать боеспособную, хорошо вооруженную армию, умеющую успешно бороться как с внешним, так и внутренним врагом. Он является также инициатором создания Российского флота, хотя историки констатируют факт, что большая часть кораблей благополучно сгнила на верфях, а пушки далеко не всегда попадали в цель.

Экономические преобразования Петра 1-го

Для ведения Северной войны требовались огромные средства и людские резервы, поэтому начали интенсивно строиться мануфактуры, сталеплавильные и медеплавильные заводы, доменные предприятия. Также началась безудержная и Преобразования Петра 1-го, которые значительно повлияли на экономику России, это, прежде всего, освоение Урала, поскольку это позволило находиться в меньшей зависимости от иностранного импорта. Такие серьезные экономические изменения, безусловно, дали стране толчок в промышленном производстве, но из-за использования подневольного и рабского труда эти предприятия были малопроизводительны. Экономические преобразования Петра 1-го сделали бедных людей нищими и превратили их фактически в рабов.

Государственно-административные реформы

В это процессе отмечается полное подчинение верховной власти, которое произошло после реорганизации управленческого аппарата.

Очень больно ударили преобразования Петра 1-го по Русской Православной Церкви. Благодаря его реформаторской деятельности она была вынуждена полностью перейти под контроль государства, что и привело к Он упразднил патриархат и заменил его Священным Синодом, который просуществовал до 1917 года

Культурные преобразования Петра 1-го проявили себя в градостроительстве и архитектуре и полностью заимствованы с западных образчиков. При строительстве Петербурга принимали участие только иностранные архитекторы, для которых стиль «а ля рюс» являлся диким и не заслуживающим внимания. Наряду с этим, надо отдать должное Петру за открытие им навигатской, инженерной и медицинской школ, в которых дворянские дети получали приличное образование. В 1719 году открыла свои двери Кунсткамера. До этого момента русские люди не знали музеев. Культурные преобразования Петра 1-го способствовали более мощному развитию книгопечатания. Правда, переводы западных изданий оставляли желать лучшего.

При этом правителе Россия перешла на новое летоисчисление от До этого момента наши предки вели его от Сотворения мира. Большое значение имело введение гражданской азбуки и создание библиотек. В целом этот период можно охарактеризовать временем невероятного прогресса.

Социальные (сословные) реформы Петра I – кратко

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне , после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества , а изданной в 1722 «Табелью о рангах ». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать .

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов . Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов .

Города : реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров , которые должны были составлять ратушу . Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты , которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией .

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

Военная реформа Петра I – кратко

Административные и государственные реформы Петра I – кратко

Финансовые реформы Петра I – кратко

Экономические реформы Петра I – кратко

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма . Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.

Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.

Церковная реформа Петра I – кратко

В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский .

Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича . По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом . Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

Многие знают, что изменения, проводимые Петром I, кардинально изменили государство. Преобразования затронули все сферы жизни российских подданных, оставив важнейший след в истории.

Реформы имели огромное значение для дальнейшего развития страны, заложили фундамент для многочисленных достижений во всех сферах жизни государства и его граждан.

Все нововведения, которые перевернули устройство России в начале 18 века, охватить в одной статье очень трудно, но кратко о том, какие преобразования ломали старый общественный уклад, постараемся описать.

Петр I своими реформами затронул практически все сферы жизни.

Преобразования происходили одновременно по важнейшим направлениям государственной деятельности:

  • армия;
  • сословия;
  • государственное управление;
  • церковь;
  • экономика и финансы;
  • наука, культура и образование.

Деятельность большинства областей изменилась основательно.

Больше всего государь мечтал о создании флота и развитии морских торговых отношений с Европой. Чтобы осуществить эту цель, он отправился в путешествие. Вернувшись после посещения нескольких европейских стран, царь увидел, насколько Россия отставала в своем развитии.

Причем отсталость от Европы проявлялась во всех сферах деятельности. Петр понимал, что без реформ Россия навсегда потеряет возможность сравниться по уровню развития с европейскими государствами. Необходимость преобразований давно назрела, причем сразу во всех областях жизни.

Так, Боярская дума не выполняла предназначенной ей функции по управлению страной. Обучение и вооружение стрелецкого войска не годилось. В случае необходимости вряд ли солдаты справились бы со своей задачей. Уровень промышленного производства, образованности и культуры был значительно ниже европейского.

Хотя некоторые сдвиги в сторону развития уже имелись. Города были отделены от деревень, ремесло и сельское хозяйство разделились, появлялись промышленные предприятия.

Путь развития России проходил по двум направлениям: что-то заимствовалось у Запада, что-то развивалось самостоятельно. На такой базе Петр I начал глобальные преобразования в России.

Цели реформ кратко отражены в таблице:


Военные реформы

Самое знаменитое преобразование Петра I – создание военного флота. При Петре I было построено около 800 галер и 50 парусников.

Реформа армии ввела регулярные полки нового строя. Эти изменения начались еще при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Но тогда полки собирались только на время боевых действий, а после окончания распускались.

Переустройство заключалось в том, что солдаты специально набирались для регулярной армии. Они изымались из семей и не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Казачество переставало быть вольным союзником. На него накладывалось обязательство регулярно поставлять определенное количество войск.

Социальные изменения

Благодаря реформам Петра изменилась жизнь всех слоев общества. Дворяне вынуждены были проходить службу наравне со всеми. Начинали они, как и все, с низших чинов. Остальные могли дослужиться до высших чинов наравне с дворянством. Была издана «Табель о рангах». В ней назначались 14 чинов службы.

Вводилось обязательное обучение для подготовки к службе. Оно включало в себя грамоту, арифметику (по тем временам цифирь), геометрию. Прохождение обучения было обязательным и для дворянства.

Кроме того, после завершения был экзамен. Если дворянин не проходил его, ему запрещалось получать офицерский чин и жениться.

Но изменения не могли произойти моментально. На деле дворяне все равно имели привилегии.

Они сразу назначались в гвардейские полки и не всегда начинали службу с низших чинов.

Несмотря на это, было много недовольств со стороны дворянства. Но это не меняло реформ Петра I.

В жизни крестьян тоже произошли изменения. Вместо подворного налогообложения появилось подушное.

Был издан важный указ о единонаследии. По этому указу дворяне имели право оставлять свое недвижимое имущество только одному человеку. Это мог быть старший ребенок, а мог быть другой человек по завещанию.

Реформы управления

Появился новый государственный орган – Правительствующий Сенат. Его членов назначал сам царь. За работой этого органа следил генерал-прокурор. Сначала Правительствующий Сенат имел только распорядительную функцию, немного позже появилась законодательная.

Боярская Дума окончательно потеряла значение и влияние на царя. Все дела государь обсуждал со своими приближенными, которых было немного.

Произошли изменения в управлении различных сфер. Приказы заменились коллегиями.

Последних было 12:

  • церковная;
  • морская;
  • военная;
  • иностранных дел;
  • торговая;
  • по доходам;
  • по расходам;
  • финансовая;
  • добывающей промышленности;
  • обрабатывающей промышленности;
  • юстиции;
  • городская.

Обратите внимание! Первоначально члены этих коллегий были равными и совещались между собой. Руководство коллегий министром появилось позднее.

Другое преобразование касается разделения России. Страна была разделена на губернии, которые, в свою очередь, включали провинции и уезды. В последних главой назначался воевода, а в губерниях главным был губернатор.

Одна из реформ Петра I стала ключевой в истории. Она повлекла за собой эпоху дворцовых переворотов. Царь изменил закон о престолонаследии. По новому закону государь сам мог назначать наследника.

Экономические изменения кратко перечислены в таблице:

Финансовые реформы проявились в том, что изменилась система налогообложения. Появлялось все больше так называемых косвенных налогов. Обложения назначались на такие вещи, как гербовая бумага, бани, бороды. Монеты чеканились облегченными.

Была придумана новая должность – прибыльщик. Эти люди подсказывали царю, на что еще можно сделать обложение. Эти меры привели к существенному увеличению казны.

Церковная реформа Петра I поставила церковь в зависимость от царя. После смерти последнего патриарха Адриана патриаршество перестало существовать. Появился Святейший Синод. Эта коллегия представляла духовенство. Его членов избирала не церковь, а государь. Под контролем государства были и монастыри.

Наука, культура и образование также не остались в стороне от преобразований Петра, государь изо всех сил старался придать России западный вид.

Среди дворянства и знати стали устраиваться светские приемы на западный манер. Высшему сословию было приказано состричь бороды. В моду вводилась европейская одежда, обустройство домов менялось в подражание Лондону и Парижу. Литература Запада переводилась на русский язык.

Значительные преобразования были предприняты в сфере обучения дворянских отпрысков. Петр I открыл несколько школ, в которых гуманитарная составляющая образования отошла на второй план. Большое внимание уделялось точным наукам. Изменения произошли и в письменности. Старое письмо заменили современным.

Важно! При Петре I стала издаваться первая общедоступная газета – «Московские ведомости».

Кратко перечислить основные направления реформ и их достижения поможет таблица:

Военные реформы Постоянные войска вместо стрелецкого войска и дворянского ополчения
Управление Боярскую думы заменил Сенат

появились губернии

Церковная вместо патриаршества – Священный Синод

церковь стала полностью зависеть от государства

Социальная уравнивание дворян и бояр

создания «Табели о рангах», в которой были разделены 14 чинов

Образование создание школ, университета, Академии наук
Экономическая включение всего населения в налогообложение

денежной единицей становится копейка

Культура культурное развитие по западному образцу
Другое С 1721 г Россия становится империей

Самые важных события преобразований с датами нашли отражение в следующем хронологическом списке:

  • 1708–1710 – учреждение восьми губерний;
  • 1711 – учреждение Сената;
  • 1712 – возникновение компаний в торговле и промышленности;
  • 1714 – указ о передаче недвижимого имущества;
  • 1718 – перепись населения;
  • 1718–1720 – появление коллегий;
  • 1718–1724 – реформа о подушном налогообложении крестьян;
  • 1719 – разделение страны на губернии и провинции;
  • 1721 – начало зависимости церкви от государства;
  • 1722 – «Табель о рангах»;
  • 1722 – цеховая организация;
  • 1724 – введение больших налогов на импортный товар.

Особенности реформ

Преобразования, проводимые Петром I, были одними из самых необычных в истории России.

Особенности реформ Петра I состояли в том, что они:

  • они охватывали все сферы жизни;
  • преобразования проходили очень быстро;
  • больше всего использовались методы принуждения;
  • все преобразования Петра были направлены на подражание Европе.

Главной особенностью реформ Петра I можно назвать его непосредственное участие во всех проводимых преобразованиях.

Что получилось после завершения преобразований:

  • централизованная власть;
  • сильные армия и флот;
  • стабильность в экономической сфере;
  • упразднение патриаршества;
  • потеря независимости церковью;
  • большой шаг вперед в развитии науки и культуры;
  • создание основы для российского образования.

Полезное видео

Подведем итоги

В результате реформ Петра I в России произошел значительный подъем во всех сферах жизни. Преобразования обеспечили не только огромный скачок в развитии, но и хорошую базу для дальнейшего прогресса. Страна начала развиваться ускоренными темпами.

Вконтакте