Ахемениды (550–330 до н.э.). Всемирная история: Империя Ахеменидов Глава провинции в эпоху ахеменидов 6 букв

Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

Начало

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І.

В царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы - г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела

Возникновение персидской державы

В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже - сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

Правление Кира II

В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.

После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

Война с Лидией

Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии - г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

Расширение границ

Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях

В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира - Персидского царства.

Правление Камбиза

Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов - Дарию Гистаспу.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.

Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица - сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

Функции наместников

Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы - г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на которым владели почти все народы Персии.

Культура Персидской державы

Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.

Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

Трудовые ресурсы Персии

Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

Финансовая политика Дария

Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.

Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

Транспортные магистрали Персидской державы

Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда - в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы.

Известны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004

Раздел

ВОСТОК

Глава IX.

Иран и Средняя Азия в древности

9.5. Мировая держава Ахеменидов

В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, т.н. персов, чья область называлась Парсой (греч. Персия). В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода Ахеменидов. Один из них, Кир I, воспользовавшись асси­рийским разгромом Элама, в 640-х гг. до н. э. занял важнейшую эламскую область Анчан (античная Персида, совр. Фарс) и пере­вел туда большую часть персов; одновременно он признал себя вассалом Ассирии. Позднее Ахемениды попали в зависимость от Мидии. В 553 г. до н. э. очередной династ-Ахеменид, Кир II, объ­единив вокруг себя все персидские племена, поднял их на мятеж против Астиага и после трехлетней рискованной войны захватил престол Мидийской державы - отныне державы Ахеменидов.

Ее государственный строй и имперская политическая кон­цепция не претерпели особенных изменений, лишь «имперским народом» вместо мидян стали персы (впрочем, значительная часть мидийской знати сохранила свое положение), а правящей династией - Ахемениды. Характерно, что даже три четверти века спустя, во время Греко-персидских войн, эллины обобщенно именовали население державы Ахеменидов мидянами, а сами эти войны - Мидийскими. Официальным названием всей державы стало «Царство Персии и стран», то есть в точном смысле слова это было мировое государство. Персы составляли высшую знать и были освобождены от налогов.

Кир II был безусловно харизматическим лидером, гениаль­ным государственным строителем и полководцем, бесстрашным, динамичным и безгранично честолюбивым человеком; при этом он славился великодушием, щедростью, простотой и доступнос­тью в общении с подданными, охотно дарил пощаду побежден­ным врагам. Персы еще много десятилетий спустя называли его «Отцом»: по отношению к ним он оставался в большей степени патриархальным предводителем, чем деспотом-автократом.

Захватив Мидийскую державу, Кир немедленно продолжил завоевания. В 549-548 гг. до н. э. были захвачены все бывшие владения Мидии, не доставшиеся Киру во время войны с Астиагом, в том числе Элам, в 547 г. - Лидия и вся Малая Азия вместе с прибрежными греческими городами, в следующие несколько лет - политические образования Восточного Ирана (осколки бы­лой общности авестийских ариев), в т.ч. Бактрия с ее владениями в Согде, а также ближайшее индоарийское царство - Гандхара и страна припамирских саков хаумаварга. Границы державы были доведены до Средней Сырдарьи и Верхнего Инда.

В 539 г. до н. э. Кир двинулся в поход против Вавилонии и овладел ею без особого труда, причем ему достались и все владе­ния покоренной державы вплоть до Средиземного моря. В 530 г. до н. э. он вернулся на восточные границы своего государства и пошел против приузбойских кочевников-массагетов, но в решаю­щей битве потерпел полное поражение и погиб.

Его преемник Камбиз в 525 г. до н. э. завоевал Египет и под­чинил соседних ливийцев и греков Киренаики. В 522 г. до н. э. началась смута: в Персии захватил власть человек, который объ­явил себя младшим братом Камбиза Бардией. Камбиз двинулся против него, но внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а узурпатор был повсеместно признан царем и стал проводить по­литику, направленную к выгоде элиты присоединенных народов и против персидской знати - единственной силы, способной фак­тически ограничивать власть царя. В том же году царь был убит заговорщиками - представителями семи знатнейших родов пер­сидской аристократии; престол получил один из них, Дарий, из младшей ветви рода Ахеменидов (Дарий I, 522-486 гг. до н. э.).

Привилегии персидской знати были восстановлены, а погиб­шего царя Дарий официально объявил самозванцем, мидийцем Гауматой из племени магов; настоящий же Бардия был якобы тайно убит по приказу Камбиза еще в начале правления последне­го. Скорее всего это ложное утверждение: в трагедии Эсхила «Персы» узурпатора сам же Дарий называет «Бардией, опозорив­шим трон». Такую оценку этого правителя греки могли получить только от сторонников Дария, но тогда выходит, что и они неофи­циально признавали убитого Бардией!

После двух государственных переворотов за год и свержения Бардии, популярного в присоединенных странах, многие из них (а также и сама Персия) отложились от Дария и выдвинули соб­ственных правителей. В течение года с небольшим Дарий смог по­давить все многочисленные восстания, составив манифест об этом достижении, который был высечен на огромной скале (т.н. Бехистунская надпись) и в копиях разослан по всей империи.

Затем он упрочил свое положение на престоле новыми завое­ваниями: в 519 г. до н. э. покорил присырдарьинских «прямоша- почных саков », через два года - долину среднего и нижнего Инда и Самос, ок. 516-515 гг. до н. э. - Фракию и Македонию с при­лежащими греческими городами, впервые перенеся персидское оружие в Европу. Ок. 514 г. до н. э. Дарий с огромной армией дви­нулся на северо-восток от Дуная, намереваясь покорить причер­номорские степи и, видимо, вернуться в Иран с востока, замкнув круг ахеменидских владений. Однако, дойдя до северного Приазовья, он был вынужден повернуть назад и едва смог выве­сти остатки своих войск за Дунай: воевать в бескрайних степях с неуловимой скифской конницей оказалось невозможным. Впрочем, какие-то незначительные территории севернее Дуная (на территории современной Румынии), частично населенные скифами, остались за персами, и Дарий официально хвалился по­корением «заморских саков». К 500 г. до н. э. были покорены еще и кочевники-дахи («саки засогдийские») на Нижней Сырдарье и Акауфака высокогорье в верховьях Инда. Однако начавшееся восстание ионийских городов, борьба с которым завершилась успехом, но втянула персов в неудачную войну с балканскими греками, оборвало дальнейшие завоевания персов.

Во внутриполитической области Дарий провел серию адми­нистративных реформ, достигших той самой цели, которой Бардия пытался добиться, ограничивая и преследуя персидскую аристократию, - поставить царскую власть неизмеримо выше нее. Он избрал иной путь: сохранил за персами их старые приви­легии, но существенно увеличил прочность и ресурсы самой цар­ской власти. Царь организовал 20 сатрапий, чьи границы не со­впадали с границами исторически сложившихся областей, и оставил за наместниками-сатрапами только гражданские функ­ции, передав военные полномочия особым командующим, подчи­нявшимся напрямую царю. Чиновный аппарат, существенно уве­личенный и разветвленный, включал службу тайной полиции и инспекторов с чрезвычайными полномочиями («глаза и уши царя»). Большое внимание уделялось связи: в огромной державе были проложены новые и улучшены старые дороги, налажена го­сударственная эстафетная почта.

Для каждой сатрапии были впервые установлены строго фик­сированные суммы податей, не изменявшиеся до конца существо­вания державы Ахеменидов. Хотя их общая сумма со всей импе­рии была громадна и равнялась 232 тоннам серебра в год, из-за огромной численности населения державы в пересчете на челове­ка она оказывалась очень необременительной. В итоге греки, к примеру, находили, что даже обычные жители Персидской дер­жавы чересчур изнеженны и непривычны к тяжелому труду. Для всей империи царем была введена новая основная монета - на­званный по его имени золотой дарик весом 8,4 г., чеканка которо­го являлась государственной монополией. Все это давало казне огромные доходы, намного превышавшие траты на армию, строи­тельство и двор. Излишки накапливались в царской казне в виде неисчислимых слитков драгоценных металлов. Прочный мир, установленный Ахеменидами на огромных пространствах Азии, способствовал развитию хозяйства и торговли.

Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочным. Его преемник Ксеркс (486-465 гг. до н. э.), крайне малоспособ­ный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе на­чатую было успешно кампанию в Балканской Греции (480-479 гг. до н. э.), что повлекло за собой утрату всех европейских владений персов, а затем и отказ их от власти над греческими полисами эгейского побережья Малой Азии по Каллиеву миру (449 г. до н. э.). При последующих царях постепенна нарастал внутренний упадок (смуты и борьба за престол, пассивность царской власти, своеволие и усобицы сатрапов, отложение некоторых провинций, прежде всего Египта, долины Инда и саков Средней Азии). И не­смотря на все это, границы империи почти не менялись, и на про­тяжении полутора веков никто не осмеливался вторгаться во вну­тренние области державы. Еще в середине V в. до н. э. персы, по свидетельству Геродота, чувствовали себя в полном смысле слова «имперским народом» («По своему собственному мнению персы во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете…Детей они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости»).

Для общественного строя державы Ахеменидов характерно сочетание огромного сектора царской земли, на которой сидели мелкие государственно-зависимые землепользователи и аренда­торы, крупных, освобожденных от налогов вотчин, розданных царем в полную частную собственность членам династии, вельмо­жам и т.д., и, наконец, землевладения автономных городских об­щин и храмовых корпораций. Особняком стояли централизован­ные крупные царские хозяйства в Иране, где работали большими партиями бригадники-курташ (в основном подневольники раб­ского типа, но частично и наемные работники). Частное рабовла­дение большой роли в производстве не играло. В крупных город­ских общинах бурно развивались частнособственнические и то­варно-денежные отношения с неизбежными издержками в виде ростовщичества, долговой кабалы и долгового рабства, причем самую активную роль здесь играли крупные землевладельцы - вотчинники и сановники, жившие в городах. Их частные владе­ния могли быть разбросаны по всей империи.

В IV в. до н. э. держава Ахеменидов добилась некоторых по­литических успехов: по Анталкидову миру 387 г. до н. э. персы вернули себе контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343-342 гг. энергичный Артаксеркс III снова за­хватил Египет, отпавший в 404 г. до н. э. Однако сила империи к этому времени уже несколько десятилетий держалась главным образом на греческих наемниках, а население было совершенно отчуждено от правящей верхушки. Войны с греко-македонской армией Александра Македонского (334-330 гг. до н. э.) Ахемениды не выдержали - не в последнюю очередь из-за лич­ных качеств трусливого и бездарного Дария III (336-330 гг.). Проиграв генеральные сражения при Иссе (333 г.) и Гавгамелах (331 г.), Дарий оставил Александру столицы империи и бежал в северо-восточный Иран, где был убит приближенными. В 330- 328 гг. до н. э. Александр подавил последние попытки сопротив­ления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их дер­жаву под своей властью.

Исследователи не зря иногда называют Александра «послед­ним Ахеменидом»: подобно Киру, он в основном сохранил госу­дарственный строй и политическую концепцию захваченной им державы. Лишь первое место в составе «имперского народа» за­няли теперь греко-македоняне, хотя и старая знать ахеменидской державы, к неудовольствию македонян и греков, нашла место на

«Мировая» держава Ахеменидов

В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, чья область обитания называлась «Парсой» (откуда античное «Персия»), т. е. «окраиной». Сам этот союз вошел в историю под названием «персы». В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода Ахеменидов – потомков некоего Ахемена (ок. 700 г. до н. э.). Внук Ахемена Кир I , воспользовавшись ассирийским разгромом Элама, в 640-х гг. до н. э. занял важнейшую эламскую область – Анчан (античная «Персида», современный Фарс), перевел туда большую часть персов и одновременно, чтобы обезопасить свои владения, признал себя вассалом Ассирии. Позднее Ахемениды попали в зависимость от Мидии.

В 553 г. до н. э. очередной династ-Ахеменид Кир II , объединив вокруг себя все персидские племена, поднял их на мятеж против мидийского царя Астиага и после трех лет рискованной войны в 550 г. до н. э. низверг его и захватил престол Мидийской державы – отныне державы Ахеменидов. Ее государственный строй и имперская политическая концепция не претерпели особенных изменений, лишь «имперским народом» вместо мидян стали персы, а правящей династией – Ахемениды. Впрочем, часть мидийской знати сохранила свое положение. Характерно, что еще три четверти века спустя, во время греко-персидских войн, эллины обобщенно называли население державы Ахеменидов мидянами, а сами эти войны – мидийскими.

Гробница Кира II в Пасаргадах

Мидийская столица Экбатаны осталась одной из царских резиденций державы наряду с персидскими Пасаргадами. Официальным названием всей державы стало «Царство Персии и стран», т. е.«мировое государство». Из числа персов отныне выходила высшая знать, и они были освобождены от налогов. Кир II был безусловным харизматическим лидером, гениальным государственным строителем и полководцем, бесстрашным, динамичным и безгранично честолюбивым человеком, хотя при этом он славился великодушием, щедростью, простотой в общении с подданными, охотно щадил побежденных врагов. Персы еще много десятилетий спустя называли его Отцом. Выходец из среды племенных вождей, по отношению к персидской знати Кир в большей степени был патриархальным предводителем, чем деспотом-автократом.

Захватив Мидийскую державу, Кир немедленно перешел к невиданным дотоле завоеваниям. В 549–548 гг. до н. э. были аннексированы все бывшие владения Мидии, не доставшиеся Киру во время войны с Астиагом, в том числе Элам. В 547 г. до н. э. царь Лидии Крез напал на державу Ахеменидов, но потерпел полное поражение, после чего не только Лидия, но и вся Малая Азия, вместе с прибрежными греческими городами, попала под власть персов. В следующие несколько лет Кир обратился на восток и подчинил политические образования Восточного Ирана – осколки былой общности «авестийских ариев», в том числе крупное царство Бактрию с его владениями в Согде, а вместе с ним ближайшее индоарийское царство Гандхару и припамирских кочевников саков-хаумаварга. Границы державы были доведены до Средней Сырдарьи и Верхнего Инда.

В 539 г. до н. э. Кир двинулся в поход против Вавилонии и овладел ею без особого труда. Городская верхушка Вавилона и часть знати готова была видеть в нем покровителя и освободителя от тирании собственного царя. С падением Вавилона Киру достались и все его владения вплоть до Средиземного моря. В 530 г. до н. э. он вернулся на восточные границы своего государства и обратился против приузбойских кочевников-массагетов, но в решающей битве потерпел полное поражение и погиб сам. По преданию, царица массагетов бросила отрубленную голову Кира в бурдюк, наполненный кровью, со словами: «Ты хотел крови, Кир, пей же ее досыта!»

Киру наследовал его старший сын Камбиз , завоевавший в 525 г. до н. э. Египет. Как и в Вавилоне, значительная часть египетской знати поддержала персов. Этому не помешали даже жестокие казни, учиненные Камбизом во взятой египетской столице Мемфисе. С покорением Египта его соседи – ливийцы и греки Киренаики – подчинились Камбизу. Он оставался в Египте до 522 г. до н. э., когда в Персии произошел политический переворот. Возглавил его человек, который объявил себя младшим братом Камбиза, Бардией. Камбиз двинулся против него, но внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а узурпатор был повсеместно признан царем.

Бардия начал проводить политику, направленную на уничтожение исключительного положения персидской знати как знати «имперского народа» и на обеспечение поддержки населения присоединенных территорий. Иными словами, он хотел сломить единственную силу, способную на тот момент фактически ограничивать власть царя, – персидскую знать и опереться на завоеванные владения, чья воля и возможности противостоять царю были ничтожно малы.

Дарий I на троне. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)

Персидская знать оказала Бардии сопротивление, и в том же 522 г. до н. э. царь был убит заговорщиками – представителями семи знатнейших родов персидской аристократии. По их соглашению престол получил один из них, представитель младшей ветви рода Ахеменидов Дарий (Дарий I, 522–486 гг. до н. э.). Привилегии персидской знати были восстановлены, а погибшего царя Дарий официально объявил самозванцем, мидийцем Гауматой из племени магов, обманно выдававшим себя за Бардию. Настоящий же Бардия был якобы тайно убит по приказу Камбиза еще в начале его правления. Скорее всего, это ложное утверждение: в трагедии Эсхила «Персы» свою жертву сам Дарий называет «Бардией, опозорившим трон». Такую оценку этого правителя греки могли услышать только от сторонников Дария, но тогда выходит, что и последние в неофициальной обстановке признавали убитого Бардией.

После двух государственных переворотов в течение одного года и свержения Бардии, популярного в присоединенных странах, многие из них (а также и сама Персида!) восстали против Дария и выдвинули собственных правителей. В течение года с небольшим Дарий и его полководцы, действуя с необычайной быстротой и напряжением сил, смогли подавить все многочисленные восстания. Об этом достижении Дарий составил особый манифест, содержащий официальную версию предпринятого им переворота. Манифест был высечен на огромной скале (так называемая Бехистунская надпись) и в копиях разослан по всей империи.

Восстановив державу Кира и Камбиза, Дарий попытался упрочить свое положение на престоле серией новых завоеваний, подчиненных грандиозному замыслу – захватить чуть ли не весь известный Ахеменидам мир. В 519 г. до н. э. он покорил присырдарьинских «прямошапочных саков», в 517 г. до н. э. – долину Среднего и Нижнего Инда и остров Самос, около 516–515 гг. до н. э. – Фракию и Македонию с прилежащими греческими городами.

Около 514 г. до н. э. Дарий с огромной армией двинулся на северо-восток от Дуная, намереваясь покорить причерноморские степи и, видимо, вернуться в Иран с востока, замкнув круг ахеменидских владений. Но, дойдя до Северного Приазовья, он был вынужден повернуть назад и едва смог вывести остатки своих войск за Дунай. Воевать в бескрайних степях, не имея баз снабжения, с неуловимой скифской конницей оказалось невозможным. Впрочем, какие-то незначительные территории севернее Нижнего Дуная (на территории современной Румынии), частично населенные скифами, остались за персами, и Дарий официально хвалился покорением «заморских саков».

К 500 г. до н. э. были покорены еще кочевники-дахи («саки засогдийские») на Сырдарье и высокогорья в верховьях Инда (Акауфака). Однако начавшееся в 500 г. до н. э. восстание ионийских городов втянуло персов в неудачную войну с балканскими греками и прекратило дальнейшие завоевания Дария. Борьба с греками привела к тому, что персы лишились большей части своих европейских владений. В 486 г. до н. э. Дарий умер, оставив своего сына Ксеркса разрешать конфликты с греками.

Держава Ахеменидов

Внутри страны Дарий провел серию административных реформ , которые привели к той самой цели, которой пытался добиться Бардия, – ограничивая персидскую аристократию, поставить царскую власть неизмеримо выше нее. Дарий избрал для этого собственный путь: он сохранил за персами их старые привилегии, но существенно увеличил прочность и ресурсы самой царской власти. Он организовал 20 сатрапий, границы которых не совпадали с границами исторически сложившихся областей, и оставил за наместниками-сатрапами только гражданские функции, отобрав у них военные полномочия и передав их особым командующим, подчинявшимся не сатрапу, а напрямую царю. Десятитысячная гвардия «бессмертных», названная так, потому что выбывшие гвардейцы тут же заменялись новыми, и много десятков тысяч воинов в других отрядах стали надежной опорой царского могущества. Чиновничий аппарат был существенно увеличен и разветвлен, причем в государственных канцеляриях дела велись по-арамейски, алфавитным письмом. Была создана особая служба тайной полиции, которая включала контролеров с чрезвычайными полномочиями («глаза и уши царя»).

Большое внимание в огромной державе уделялось связи: были проложены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная эстафетная почта, вдоль дорог сооружены укрепленные пункты, своего рода «блок-посты». Были упорядочены и приведены к единообразию законы, действовавшие в различных областях империи.

Особую важность имела налоговая реформа Дария: для каждой сатрапии впервые устанавливались строго фиксированные суммы податей, не изменявшиеся до конца существования державы Ахеменидов. Хотя общая сумма податей со всей империи доходила до громадных размеров, но из-за большой численности населения державы в пересчете на человека она обычно оказывалась не особенно обременительной.

Ахеменидские воины. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)

При Дарии все подати, которые ежегодно платила держава в царскую казну, составляли 232 т серебра (не считая более 8 т золота, которые вносила одна Индия, добывавшая его с территорий золотоносной пустыни Тар), что равнялось 41,4 млн вавилонских серебряных сиклей (весом 5,6 г). При этом в Месопотамии ежедневный паек раба (т. е. минимальная сумма трат на одного человека в день, позволяющая ему выживать на грани недоедания) был равен по стоимости примерно 1/30 вавилонского серебряного сикля или, что то же самое, 5 л ячменя, а на земляных и строительных работах платили по 2,5–4 сикля в месяц. Учитывая примерную численность населения державы, даже самый низкооплачиваемый работник (которому платили в день не больше, чем выдавали рабу), чтобы заработать на подать (если даже считать, что ее раскладка была равной и независимой от дохода, что невероятно), должен был потратить всего лишь около 1/12 – 1/10 своего общего рабочего времени, а землекоп или строитель – менее 1/30. Поэтому греки, например, находили, что даже заурядные жители Персидской державы чересчур изнеженны и непривычны к тяжелому труду.

Для всей империи царем была введена новая основная монета – золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка денег являлась государственной монополией. Государство, со своей стороны, обеспечивало чистоту дарика, и примесей в нем было не более 3%. Все это давало казне огромные доходы, намного превышавшие затраты на армию, строительство и двор. Излишки накапливались в царской казне в виде неисчислимых слитков драгоценных металлов.

Прочный имперский мир, установленный Ахеменидами на огромных пространствах Азии, способствовал развитию хозяйства и торговли. Священной столицей империи при Дарии стал Персеполь, административной – Сузы, в меньшей степени Экбатаны и Вавилон, где царь пребывал летом и осенью. Реформы Дария сделали царскую власть настолько могущественной, что он мог обращаться с персидскими аристократами как ему заблагорассудится. Не случайно персидская знать недолюбливала его, отрицательно относилась к его реформам и прозвала за них Дария «торгашом».

Однако в империи Дарий слыл справедливым царем (эта его репутация отражена даже в «Персах» грека Эсхила, младшего современника Дария, который сам сражался против персов), и этому не мешало то, что он порой свирепо расправлялся с ослушниками или лицами, обращавшимися к нему по своей инициативе с незаконными просьбами.

Согласно Геродоту, некий Эобаз, царский приближенный, у которого по закону все три сына должны были быть призваны в армию для похода на скифов, пользуясь своей близостью к царю, просил Дария оставить ему хоть одного сына, освободив того от призыва. Разъяренный в душе Дарий ответил, что оставит ему всех троих сыновей – и действительно оставил, но казненными.

Привычка персов считать ложь мировой стихией зла приводила к тому, что они не раз прибегали к таким изощренно-издевательским и жестоким, но формально не нарушающим данного ими слова способам «выполнения» обещаний, которые кто-либо пытался у них исторгнуть без должных оснований, по своей инициативе претендуя на то, чтобы в его пользу был нарушен закон. Дарий обещал оставить Эобазу его сыновей, не взяв их в поход, – и сдержал слово; а оставить их именно живыми он не обещал. (Позднее сходным образом поступил в аналогичной ситуации Ксеркс: когда во время войны с греками некий человек попытался хитростью выманить у него освобождение от призыва на войну одного из своих сыновей, Ксеркс казнил именно этого сына.)

Сам Дарий, пожалуй, по праву написал о себе в одной из надписей: «Не таково мое желание, чтобы слабый терпел несправедливость ради сильного, но и не таково мое желание, чтобы сильный терпел несправедливость ради слабого. Мое желание – справедливость».

Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочным, несмотря на ошибки преемников. Его сын Ксеркс (486–465 гг. до н. э.), крайне малоспособный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе успешно начатую кампанию в Балканской Греции (480–479 гг. до н. э.), что повлекло за собой утрату всех европейских владений персов, а затем и отказ их от власти над греческими полисами эгейского побережья Малой Азии по Каллиеву миру (449 г. до н. э.).

Царский прием (за спиной у Дария – царевич Ксеркс). Рельеф

При последующих царях постепенно нарастал внутренний упадок – смуты и борьба за престол, пассивность царской власти, своеволие и усобицы сатрапов, отложение некоторых провинций, прежде всего Египта, долины Инда и саков Средней Азии. Однако границы империи почти не менялись, и на протяжении полутора веков никто не осмеливался вторгаться во внутренние области державы. Еще в середине V в. до н. э. персы, по свидетельству Геродота, чувствовали себя в полном смысле слова «имперским народом». О нравах и обычаях персов Геродот сообщает:

«По своему собственному мнению персы во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете… [В то же время] они больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Персы предаются всем наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Главная доблесть персов – мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Детей они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. Ни сам царь, ни кто другой из персов не имеет права казнить человека за единичный проступок. Только если по зрелому размышлению он найдет, что слуга совершил больше важных преступлений, чем оказал услуг, тогда господин может излить на него свой гнев. <…>

Нет для них ничего более позорного, чем лгать и делать долги; последнее – особенно потому, что должнику, по их мнению, неизбежно придется лгать».

Для общественно-экономического строя державы Ахеменидов характерно сочетание огромного сектора царской земли, на которой сидели мелкие государственно-зависимые землепользователи и арендаторы, крупных, освобожденных от налогов вотчин, розданных царем в полную частную собственность членам династии, вельможам и т. д., и земли автономных городских общин и храмовых корпораций. Особняком стояли централизованные крупные царские хозяйства в Иране, где работали многочисленные бригадники-курташ (в основном подневольники рабского типа, но частично и наемные работники). Частное рабовладение большой роли в производстве не играло. В крупных городских общинах бурно развивались частнособственнические и товарно-денежные отношения со своими неизбежными издержками в виде ростовщичества, долговой кабалы и долгового рабства, причем самую активную роль здесь играли крупные землевладельцы – вотчинники и сановники, жившие в городах. Частные владения таких магнатов могли быть разбросаны по всей империи.

В IV в. до н. э. держава Ахеменидов добилась некоторых политических успехов: по Анталкидову миру (387 г. до н. э.) персы вернули контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343–342 гг. до н. э. энергичный Артаксеркс III (359–338 гг. до н. э.) снова захватил Египет, отделившийся в 404 г. до н. э. Однако сила империи к этому времени уже несколько десятилетий держалась главным образом на греческих наемниках, а население было совершенно отчуждено от правящей верхушки.

Войны с армией Александра Македонского (334–330 гг. до н. э.) Ахемениды не выдержали. Не последнюю роль в этом сыграли личные качества трусливого и бездарного ахеменидского царя Дария III (336–330 гг. до н. э.). Проиграв генеральные сражения при Иссе (333 г. до н. э.) и Гавгамелах (331 г. до н. э.), Дарий оставил Александру столицы империи и бежал в Северо-Восточный Иран, где был убит приближенными. В 330–328 гг. до н. э. Александр подавил последние попытки сопротивления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их державу под своей властью.

Исследователи не зря называют иногда Александра «последним Ахеменидом». Подобно Киру, он в основном сохранил государственный строй и политическую концепцию захваченной им державы. Только первое место в составе «имперского народа» заняли теперь греко-македоняне, хотя и старая знать Ахеменидской державы, к неудовольствию македонян и греков, нашла место на службе нового царя, открыто покровительствовавшего ей. Была даже сфабрикована легенда о том, что Дарий успел назначить Александра своим законным преемником.

В исторических воспоминаниях иранской элиты Александр остался великим и справедливым национальным правителем Ирана. Лишь впоследствии фанатичное зороастрийское жречество эпохи Сасанидов стало изображать его злейшим врагом Ирана и его веры, но так и не смогло искоренить традиционного образа «хорошего» Александра из иранской культуры. После смерти Александра Македонского державу поделили между собой его полководы. Они приняли царские титулы и взаимно признавали их (т. е. отказались от концепции мирового владычества), опирались на греко-македонскую армию и рассматривали местное население почти исключительно как свою кормовую базу. Государственная традиция «мировой державы с ирано-месопотамским центром», основанная некогда мидянами и продолженная Ахеменидами, а вслед за ними Александром, перестала существовать. Формальным концом державы можно считать 301 г. (гибель Антигона, последнего претендента на империю Александра в полном объеме).

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Кир II Великий и держава Ахеменидов Став в 558 г. до н.э. царем персов, Кир II в 553 г. выступил против Мидии и в 550 г. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Вскоре энергичный Кир присоединил к своему государству Элам и,

Из книги Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации автора Горелик Геннадий Ефимович

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

КОНЕЦ АХЕМЕНИДОВ В Египте Александр Македонский предоставил войску длительный отдых, а в 331 г. до н. э. наконец направился с армией во внутренние области персидской державы. К этому времени Дарий III собрал новое войско, численность которого, по мнению античных авторов,

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Персидская держава Ахеменидов В число племен мидийского племенного союза, ставшего Мидийским царством, входили, в частности, персы. Мидийцы и персы были настолько родственными народностями, что античные авторы нередко смешивали их. Достаточно сказать, что Геродот

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

2. Империя Ахеменидов В конце VII - начале VI веков до н. э. в результате разгрома Ассирии и Урарту Мидийская держава овладела обширными пространствами Передней Азии от реки Галиса в Малой Азии до пустынь Центрального Ирана. В состав созданного ею объединения наряду с

Из книги Древний Восток автора

Ассирия - «Мировая держава» Месопотамии «Мировыми державами» («империями», «надрегиональными государствами») Древнего Востока в исторической науке принято называть те государства, которые отвечали определенным универсальным характеристикам. Прежде всего, они в

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Мировая» держава Ахеменидов В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, чья область называлась «Парсой» т. е. «Окраиной» (откуда пошла античная «Персия»). Сам этот союз вошел в историю под

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Держава Ахеменидов при преемниках Дария Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочен. Хотя его преемник Ксеркс (486–465 гг. до н. э.), крайне малоспособный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе начатую было успешно кампанию в Балканской Греции

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Мировая держава Ахеменидов В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, т. н. персов, чья область называлась Парсой (греч. Персия). В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Держава Ахеменидов В это время греческому миру стала грозить новая опасность, надвигавшаяся из глубины Азии к морю, а именно персы, ставшие на протяжении нескольких веков наиболее опасными врагами греков и оказавшие большое влияние на ход греческой истории. Двигаясь из

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Пять жизней древней Сури автора Матвеев Константин Петрович

ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА АХЕМЕНИДОВ В ФИНИКИИ В 539 году до н. э. персидский царь из рода Ахеме-нидов Кир II (558–530 годы до н. э.) разбил вавилонские войска, захватив столицу вавилонского царства, двинул войска в Финикию и покорил ее. Затем сокрушил Рим, Египет и древнегреческие

Из книги История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. автора Овчинников А. В.

1. Держава Ахеменидов Иранские племена, принадлежащие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории между Каспийским морем и Персидским заливом на рубеже II–I тыс. до н.э. Ранее они обитали в степях севернее Черного моря. Постепенно, возможно волнами, древние

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

1900–1920: мировая война и мировая революция Начало ХХ века встречалось с большой помпой. Считалось, что новый век будет веком рациональности, еще большего расцвета науки и культуры, всего того, что связывалось общественным мнением с понятием «прогресса». Колониальные

Из книги Князь Роман Мстиславич та його доба. Нариси історії політичного життя Південної Русі XII – початку XIII століття автора Головко Олександр

Кир Великий - основатель империи Ахеменидов

Персидская империя, сменившая на сцене мировой истории могучее Мидийское царство, возникла в результате успешного восстания, поднятого персидским царем, в жилах которого текла мидийская кровь. Последний мидийский царь Астиаг, сын воинственного Киаксара, был принужден оборонять свое царство от собственного внука - персидского царя Куруша, известного в истории под именем Кира.

Относительно рождения и юности Кира сложилось множество легенд, что неудивительно для столь яркого политического деятеля Древнего мира. Так, о Кире рассказывали, что он был подкидышем подобно ассирийскому царю Саргону. Подобно греческому царю Эдипу был отнесен на гору и там сверхъестественным образом вскормлен дикими животными, что напоминает нам судьбы египетских фараонов или легендарных основателей Рима Ромула и Рема. Кир - личность настолько замечательная и влияние его на ход дальнейшей мировой истории столь велико, что история его рождения, юности и политической и религиозной деятельности достойна того, чтобы остановиться на ней подробнее.

Сатрапии Ахеменидского царства

Кир не был первым царем династии Ахеменидов - еще его дед Ахемен провозгласил себя царем персов-пасаргадов. Воинственный и энергичный Ахемен осуществил попытку объединения разрозненных персидских племен в единый военно-политический союз, но удар мидийского царя Фраорта помешал его планам. Мидийцы обложили персов данью, платить которую отказался сын Ахемена Теисп, воспользовавшийся тем, что мидийцы направили все свои силы на борьбу со скифским вторжением, которая длилась около трех десятков лет. Однако мидийцы, оправившись от изнурительной борьбы со скифами, усмирили персов, вышедших из-под контроля. Мидийский царь Киаксар нанес удар по персам, объединившимся под началом Кира (сына Ахемена и брата Теиспа), вследствие чего персы вновь признали себя данниками мидийского царя.

Политика наследника персидского престола Камбиса была гораздо более лояльной по отношению к мидийцам. Камбис вел мирную жизнь в Пасаргадах - тогда еще небольшой крепости в центре владений персов, и исправно платил дань Мидии. Мидийский царь Астиаг, также не испытывавший особого пристрастия к военным кампаниям, с целью укрепления дружественных отношений между Мидией и Персией, выдал свою дочь Мандану за подвластного ему персидского царя Камбиса. Династический брак должен был обеспечить единство политического союза двух государств в борьбе против могущественной Ассирии. Наверняка именно эту цель преследовал мидийский царь Астиаг - дед будущего повелителя всей Азии.

Геродот со свойственной грекам предвзятостью по отношению к персам и мидянам рассказывает фантастическую историю рождения и воспитания Кира, историю, лишенную логики, но полную язвительных насмешек над мидийскими магами, представленными в повествовании «отца истории» полнейшими глупцами. Поскольку персы были заклятыми врагами Эллады, мы не должны воспринимать тенденциозное изложение Геродота за истину в последней инстанции.

Геродот пишет, что у Астиага не было наследника престола, но была дочь Мандана, которую он не собирался никому отдавать замуж, поскольку видел пророческий сон о своей дочери, который счел плохим предзнаменованием. По словам Геродота, коему свойственно было представлять мидян и персов в самом негативном свете, Астиагу приснилось, будто Мандана испустила столько мочи, что она затопила всю Азию. В поисках вразумительного ответа на вопрос: что бы это могло значить, Астиаг призвал магов - лучших толкователей снов, которые интерпретировали сон Астиага как предостережение о том, что его дочь родит сына, который свергнет деда с престола и завоюет всю Азию. Далее Геродот начинает противоречить сам себе. По его изложению, Астиаг твердо решает не выдавать Мандану замуж и даже приставляет к ней евнухов, дабы они денно и нощно охраняли ее целомудрие. Но через некоторое время, уступая просьбам дочери, Астиаг все-таки решает выдать ее замуж, при этом, однако, выбирая в качестве жениха самую потенциально опасную для него, Астиага, кандидатуру. Мидийский царь выдает единственную дочь замуж за царя подвластной ему Персии, прекрасно понимая, что персидский царевич, родившийся от этого союза, попытается возвысить Персию над Мидийской державой. Если бы Астиаг действительно опасался рождения внука, он ни в коем случае не отдал бы дочь замуж за перса, но предпочел бы в качестве зятя какого-нибудь знатного мидянина, дабы со временем власть над Мидией не перешла в руки перса. Очевидно, Геродоту было выгодно представить иранцев, к коим принадлежали как мидийцы, так и персы, в самом невыгодном для них свете, иначе в его повествовании вряд ли имели бы место столь несуразные факты.

Тем не менее «геродотовского» Астиага продолжали мучить ночные кошмары. Через некоторое время после свадьбы дочери ему приснилось, что из чрева Манданы выросла виноградная лоза, которая покрыла всю Азию. Пришедшие по зову мидийского царя маги интерпретировали сон в том же русле: «дочь Астиага вскоре родит сына, который свергнет деда с престола и покорит всю Азию».

Далее, следуя геродотовской логике, мидийскому царю, который сам создал себе проблему, выдав дочь не за мидянина, а за перса, ничего не оставалось, как умертвить собственного внука. Возникает вопрос: о чем думал Астиаг, когда выдавал Мандану замуж, уже имея предупреждение о том, что его внук возвысится над ним и над всей Азией? Быть может, он надеялся, что у его дочери не будет потомства, или же мысль о детоубийстве волновала его уже давно? В любом случае, судя по изложению Геродота, мидийский царь Астиаг был человеком с явным психическим расстройством, крайне непоследовательным в своих действиях. Принимать ночные кошмары за руководство к действию, затем отменять собственное решение, а после очередного зловещего сна вновь возвращаться к репрессивным мерам, но уже не по отношению к дочери, а к родному внуку - так мог поступать лишь человек, находящийся явно не в своем уме. Вряд ли такой человек мог бы в течение тридцати лет управлять огромной Мидийской державой.

Персеполис. Дворец Дария, Ксеркса, реконструкция

В отличие от Геродота Ксенофонт в «Киропедии» изображает мидийского царя Астиага вполне благопристойным человеком. Астиаг радуется рождению внука и воспитывает его при своем дворе, окружив заботой и вниманием. Трудно себе представить, чтобы воспитанный в любви царевич пошел войной против своего родного деда. Благоговейное отношение к предкам является отличительной особенностью иранских народов. Внуков часто называли в честь деда по отцовской линии. Так Астиаг назвал сына Киаксаром в честь своего могущественного отца Киаксара, Кир назвал сына Камбисом в честь отца Камбиса, а правнук Камбиса Артаксеркс назвал сына Ксерксом в честь своего отца Ксеркса, знаменитого своими войнами против Эллады. Если бы Кир пошел войной против родного деда, он поступил бы не как перс, а как эллин и оказался бы неблагодарным чудовищем, коим он, разумеется, не был, в противном случае Геродот не преминул бы облить его грязью, как он сделал это с Камбисом - сыном великого Кира. Вообще история династии Ахеменидов в изложении Геродота имеет очень много греческих мотивов, наиболее ярким из которых является история рождения Кира, в которой легко угадываются черты знаменитого греческого мифа о царе Эдипе.

Из книги Тайная доктрина. Том III автора Блаватская Елена Петровна

ОТДЕЛ XV СВ. ПАВЕЛ-ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВАТЕЛЬ НЫНЕШНЕГО ХРИСТИАНСТВА Мы можем повторить вместе с автором «Фаллицизма»: Мы все стоим за построение – даже за христианское, хотя, разумеется, за философское построение. Мы не имеем никакого отношения к реальности в

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Основатель культа Вопрос: Все, что вас окружает, газеты представляют как некий культ, секту. Так ли это? Если нет, то, как можно это назвать? Это просто движение. Не культ, не секта, не религия, а движение за медитацию, попытка создать науку о внутреннем мире. Это учение о

Из книги Оккультные тайны НКВД И СС автора Первушин Антон Иванович

2.1.3. Рудольф фон Зеботтендорф - основатель Общества Туле. Название Общества Туле (Thule Gesellschaft) происходит от легендарной страны Туле. Вот что по поводу неё пишут Луи Повель и Жак Бержье в своей книге «Утро магов»«Легенда о Туле восходит к истокам германских преданий. Речь

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Ахкунд из Свата Основатель многих мистических обществ Перевод – О. Колесников Этот век произвел много замечательных людей, но Гафур – один из самых выдающихся.Если Восточная доктрина права, утверждая, что души, хорошие или плохие, которым не хватило времени, чтобы

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Рим - столица империи См., стр.580-590. По смерти Оттона II Италия, признав императорские права его трехлетнего сына Отгона III, без борьбы подчинилась Теофано. На Западе еще не было случая, чтобы императорская корона была в руках женщины, но Теофано, как греческая принцесса,

Из книги Учение древних ариев автора Глоба Павел Павлович

Зороастризм без Заратуштры - феномен Ахеменидов Кир - выдающийся основатель Мидо-Персидской монархии, покоритель трех могущественнейших народов древности: мидян, лидийцев и вавилонян, оставил столь значительный след в истории, что упоминания о нем остались не только в

Из книги Адепты. Эзотерическая традиция Востока автора Холл Мэнли Палмер

Кобо Дайси, основатель секты сингон Самым прославленным из буддийских святых Японии был бонза Кукай, более известный под посмертным титулом Кобо Дайси. В 806 году н. э. этот японский жрец, посвященный китайскими мастерами, основал сингонсю, или секту истинного слова.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги 50 великих книг о пути к истине автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

1. Основатель герметизма Люди – смертные боги, а боги – бессмертные люди… Счастлив тот, кто понимает эти слова, ибо, поняв их, он овладеет ключом ко всему. Не забывай, что закон таинства покрывает собой великую истину. Полное знание может быть открыто лишь тем, кто прошел

Из книги автора

3. Основатель религии без бога Будда сказал: Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел – ложные намерения… Серьезность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны

Из книги автора

6. Лао-Цзы – основатель даосизма Нет ничего более мягкого и гибкого, чем вода, но попробуйте оказать ей сопротивление. Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить. Природа никогда не спешит, но всегда успевает. Нравственный

Из книги автора

11. Основатель пути дзен Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду, т. е. совершаешь его с корыстной целью, то какие такие «заслуги»? А если ты совершаешь их бескорыстно, без желания получить награду, то о каких таких заслугах ты ведешь речь? Афоризмы и

Из книги автора

20. Аллан Кардек – основатель спиритизма Скажите, наконец, что демоны суть не что иное, как души злых, ещё не очистившихся, но которые могут со временем достигнуть совершенства, как и другие, – и это покажется более согласным со справедливостью и благостию Бога, чем

Из книги автора

50. Религия раэлитов и ее основатель Третий этап потребует технологии, что уже развивается в Японии, которая позволит нам загружать в компьютер человеческую память и индивидуальность. И тем самым, мы могли бы продолжать существовать в компьютере до бесконечности и

Из книги автора

Доктор М. Лайтман – основатель и руководитель Международной академии каббалы Михаэль Лайтман профессор онтологии и теории познания, доктор философии, магистр биокибернетики, всемирно известный ученый-исследователь в области классической каббалы, основатель и

ТЕМА 6. ДРЕВНИЙ ИРАН

Учебные вопросы:

1.Держава Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.).

2.Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.).

3.Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.).

4.Сасанидский Иран (226-651 гг.).

5.Религиозно-мировоззренческие представления.

6.Правовая система.

7.Значение цивилизации Древнего Ирана.

1. Держава Ахеменидов (550-330гг. до н.э.)

Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II-I тыс. до н.э. Центром образования цивилизации являлся юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Для орошения использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озер и подземных водоемов. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. Суровые природно-климатические условия региона определили возможности и пределы развития сложившейся здесь цивилизации. Во взаимодействии человека, ландшафта и климата формировались навыки, привычки, обычаи и традиции людей, а в конечном итоге и характер создаваемой ими цивилизации.

Обширную территорию Иранского плато населяли племена касситов, эламитов, и лулубеев. Древние иранцы вступили во взаимодействие с местным населением и, частично ассимилировав его, уже в VIII в. до н.э. стали здесь преобладающим этносом. Вскоре они разделились на две части мидийцев, населявших северо-западные районы Иранского плато, и персов, обитавших на юге в районе Аншана.

Когда древние иранцы пришли в эти районы, у них уже были развитые культурные и социально-экономические традиции и институты, они занимались как скотоводством (особенно, коневодством), так и земледелием, были хорошо знакомы с обработкой металлов. В военных походах пользовались колесницей. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов способствовали консолидации мидянских племен и образованию государc тва (Мидия). Правитель Мидии Киаксар (625-585 гг. до н.э.) разгромил Ассирию, подчинил Урарту и ряд других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, заключил союз с Лидийским царством. Сын Киаксара Астиаг (585-550 гг. до н.э.) продолжал укрепление могущества Мидии. Среди иранских племен, находившихся в зависимости от царей Мидии, были и персы.

Располагавшиеся на юге иранского плато персы долгое время существовали автономно от мидян. Консолидация персов в государство происходила медленнее в сравнении с мидянами. Основателем династии традиция считает Ахемена. В 675-650 гг. до н.э. персов возглавлял сын Ахемена Чишпиш, а затем Кир I. Однако подлинным создателем Персидского государства стал Кир II (558-530 гг. до н.э.) , организатор войска и один из крупнейших лидеров-вождей персов. В 558 г . до н.э. он объединил персидские племена, среди которых особенно выделялись пасаргады. Территория этого племени, по всей вероятности, и стала центром консолидации персов. Здесь произошло решающее сражение с мидийцами, на месте которого был построен город Пасаргады (Крепость Персии), ставший первой столицей Персидского государства.

Кир II в 553 г. до н.э. выступил против Мидии и в 550 г . до н.э. покорил ее, соединив власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Ему удалось покорить Парфию, Гирканию, Армению, Лидийское царство, подчинить себе территорию Плато и ряд оазисов Средней Азии. Кир достиг северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна реки Яксарт. В 538 г . до н.э. захватил Вавилон. Формально была сохранена самостоятельность Вавилонского царства, народу обещана неприкосновенность. Известным мировой центр стал одной из царских резиденций, а Кир принял титул «царь вселенной».

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы. Они же занимали и высшие командные должности. Кавалерия формировалась из знати, а пехота из земледельцев. Персидские воины были вооружены и экипированы луками, железными копьями, бронзовыми щитами, железными касками и панцирями.

Таким образом, Ахеменидам удалось создать первую в древнем мире самую крупную полиэтническую империю; ее границы простирались от Греции до Эфиопии и от Ливии до Индии. За 30 лет (менее чем за одно поколение) была создана могущественная крупномасштабная империя с населением в 10 млн. человек с единственным правителем и единым официальным языком, арамейским.

Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.) , став царем Персии, продолжил начинания отца. Его египетский завоевательный поход был направлен на сохранение прочности державы, а также на утверждение собственной славы, доблести и царственного положения в противовес образу своего великого отца. В 525 г . до н.э. персы разгромили египетскую армию и захватили Египет. Камбиз был провозглашен фараоном, но, возвращаясь в 523 г. до н.э. в Персию, умер при загадочных обстоятельствах.

В результате острой политической борьбы в 522 г . до н.э. к власти пришел Дарий I (522-484 гг. до н.э.) , который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов. Новый царь столкнулся с тяжелой ситуацией. Во всех концах империи вспыхивали восстания. Опираясь на армию, Дарий жестоко подавил восстания и восстановил эффективную власть центра.

Деятельность Дария не ограничилась военными успехами, основное внимание сосредоточил на реформах, которые обеспечили почти двухвековое владычество персов на Ближнем Востоке. Суть реформ сводилась к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Государственный аппарат, привилегированные войска комплектовались из числа персов. Во главе административного аппарата стоял совет из семи знатнейших вельмож. Промежуточным звеном между центральной администрацией и администрацией области являлся крупный сановник, носивший титул-«глаз царя», а его помощники – «глаза и уши царя».

Все государство при Дарии было разделено на 20 областей – сатрапии , каждая из которых должна была платить в качестве налога определенное количество серебра. Совокупный налог, ежегодно поступавший из всех сатрапий, превышал 400 тонн серебра. Сатрап - правитель области - являлся неограниченным повелителем ее гражданского населения. Основной задачей сатрапов было немедленное обеспечение выполнения приказов царя и исправное поступление в казну налогов. При сохранении почти неограниченной власти сатрапов над местным населением Дарий подчинил все военные гарнизоны, располагавшиеся в крупных городах сатрапий, особым военачальникам, совершенно неподконтрольным сатрапам. Таким образом, обеспечивался необходимый для центральной власти взаимный контроль.

Особое внимание было уделено реорганизации армии. Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, выступала личной охраной царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников.

Более упорядоченно стала вестись финансовая политика. Дарий I ввел единую для всей державы монетную единицу, составлявшую основу ахеменидской денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,42 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой персидского царя. Сатрапы могли чеканить серебряную монету, а автономные города выпускали медные деньги.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Существовало много важных караванных путей. В частности, большое значение имела дорога, которая, пересекая Загросские горы, соединяла Вавилонию с Экбатанами и затем продолжалась до Бактрии и границ Индии.
Для развития торговых контактов немалое значение имело и различие в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Ахеменидской державы. Из Индии импортировали золото, слоновую кость и благовония. Из Согдианы и Бактрии в страны Передней Азии поступали лазурит и сердолик, из Хорезма – бирюза. Из Египта вывозили зерно и полотно, из Вавилонии – шерстяную одежду, из финикийских городов – вино и предметы ремесленного производства (прежде всего стеклянные сосуды).

Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, который применялся для общения между государственными канцеляриями всего государства. Кроме арамейского языка в различных странах официальные документы писали и на местных языках.

Успехи Дария прекратились, когда он столкнулся со свободолюбивыми греками. Греко- персидские войны продолжались долгие десятилетия. Некоторые успехи в сухопутных сражениях омрачались поражениями на море (Саламинский бой в 480 г. до н.э.). Персы в V в. до н.э. были вынуждены отступить из Малой Азии. Это вызвало ряд антиперсидских восстаний в крупных сатрапиях – в Египте, Сирии, Лидии. Хотя восстания были подавлены, они свидетельствовали о постепенном ослаблении могущества персов. На рубеже V -IV вв. до н.э. персидскую державу сотрясали междоусобицы между претендентами на персидский трон, победу в которых одержал Артаксеркс I . К концу его царствования от империи отпали Кипр, Киликия, Лидия.

В 334 г. против персов выступил Александр Македонский во главе армии в 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы и 160 боевых кораблей. В схватке при Гавгамелах в 331 г . до н.э. Александр нанес сокрушительное поражение персам, империя Ахеменидов перестала существовать.

Ахменидский Иран представлял собой страну высокоразвитой цивилизации, культура которой оказывала благотворное влияние на соседние страны и, в свою очередь заимствовала их достижения. Персами была заимствована клинопись, которая впервые была создана в Двуречье. В период правления Ахеменидов ведущее значение как язык деловой переписки приобрел арамейский язык. По арамейски писали уже не клинописью, а особым алфавитным письмом, используя кожу, папирус или глиняные черепки.

Для искусства эпохи Ахеменидов были характерны: строжайшая канонизация, стремление к абсолютной симметрии, зеркальное построение одних и тех же сцен. Ахеменидское искусство было придворным монументальным искусством, которое должно было символизировать могущество державы и величие царской власти. Искусство эпохи Ахеменидов представлено памятниками Пасаргада, Персепола, Суз, рельефом Бехистунской скалы, скальными гробницами ахеменидских царей в Накш-и Рустаме. Сохранились храмы в виде высоких башен. Они связаны были с особыми ритуалами погребения. Тело умершего обнажалось и клалось в открытую сверху башню; вороны склевывали плоть, оставляя одни кости; затем особый служитель башни входил и посыпал кости известью, после чего остатки растворялись и становились землей. Считалось, что после этого умерший готов к воскресению.

Наряду с архитектурой ярким выражением ахеменидского искусства явилась монументальная скульптура в виде рельефов, которая украшала дворцы и существовала как самостоятельный памятник, о чем свидетельствуют рельефы и надписи на Бехистунской скале. Они высечены на высоте 105 м. на древнейшей территории Мидии в 30 км. к востоку от современного города Керманшаха. Над надписью возвышается рельеф с изображениями верховного бога Ахурамазды, Дария, двух его сановников и взятых в плен и закованных в цепи вождей восставших. Здания украшались не только рельефами, но и росписью, золотыми орнаментальными деталями, резьбой по дереву и инкрустацией из слоновой кости.

Уже в VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Это был лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней. 12 лунных месяцев составляли 354 дня. Таким образом, древнеперсидский календарь имел год на 11 дней короче солнечного года. Через три года разница между лунным и солнечным календарем достигала 30 – 33 дней, и, чтобы эту разницу устранить, через три года необходимо было добавлять к году дополнительный (високосный) тринадцатый месяц. Существовал также зороастрийский календарь, в котором год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, к которым добавляли еще 5 дней (всего 365 дней). Зороастрийский календарь возник в Восточном Иране в ахеменидский период, но употреблялся только в религиозных целях, а позднее (при Сасанидах) был признан в качестве официального государственного календаря.

В разноязычной и разнообразной по своим культурным и идеологическим традициям державе Ахемендов не могло быть единой государственной религиозной системы. Первые персидские цари признавали и поддерживали в Вавилонии, Египте и Палестине местные культы. Культ Ахурамазды, с поклонением огню и дуалистическим учением о борьбе доброго и злого начала, стал основой для появления религии зороастризма.