Геноцид армян 1915 сколько человек. Геноцид армян: Две стороны одной медали

Геноцид армян

Армянский вопрос — это совокупность таких основополагающих вопросов политической истории армянского народа как освобождение Армении от иностранных интервентов, восстановление суверенного армянского государства в Армянском нагорье, целенаправленная политика истребления и искоренения армян путем массовых погромов и депортаций в конце 19-го-начале 20-го вв. со стороны Османской империи, армянская освободительная борьба, международное признание Геноцида армян.

Что такое Геноцид армян?

Геноцидом армян называют массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны.
Эти избиения были осуществлены в разных регионах Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у власти.
Первая международная реакция на насилие была выражена в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

Сколько людей погибло во время Геноцида армян?

В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

Почему был осуществлен геноцид против армян?

С началом Первой мировой войны, младотурецкое правительство, надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло на вооружение политику пантюркизма - создания огромной Турецкой империи, вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика тюркизма предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.
Хотя решение о депортации всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для его осуществления.

Механизм осуществления Геноцида

Геноцид — это организованное массовое уничтожение группы людей, требующее центрального планирования и создания внутреннего механизма его осуществления. Именно это и превращает геноцид в государственное преступление, поскольку только государство обладает ресурсами, которые можно использовать в подобной схеме.
24 апреля 1915 года, с ареста и последующего истребления около тысячи представителей армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского населения. Ныне, 24 апреля отмечается армянами всего мира как день памяти жертв Геноцида.

Вторым этапом «окончательного решения» Армянского вопроса стал призыв в турецкую армию около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими турецкими сослуживцами.

Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

Последней стадией Геноцида является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армян на их же родине. Несмотря на процесс международного осуждения Геноцида армян, Турция продолжает бороться против его признания всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббирование и т.д..

В ближайшие дни в разных странах мира пройдут памятные мероприятия, посвященные столетию геноцида армян в Османской империи. В церквях совершат богослужения, во всех организованных армянских общинах пройдут вечера памяти с концертами, открытием хачкаров (традиционных армянских стел из камня с изображением креста), выставками архивных материалов.

Кроме того, в христианских храмах мира раздадутся 100 колокольных ударов.

Это был первый геноцид 20-го века. Мне стыдно и прискорбно, что Израиль до сих пор по политическим мотивам официально не признал его. Простите нас, армяне и светлая память погибшим. Амен.

Ежегодно 24 апреля в мире отмечается День памяти жертв геноцида армян в память о жертвах первого в XX веке истребления людей по национальному признаку, которое было осуществлено в Османской империи.

24 апреля 1915 года в столице Османской империи Стамбуле прошли аресты представителей армянской интеллигенции, с которых и началось массовое уничтожение армян.

В начале IV века нашей эры Армения стала первой страной в мире, в которой христианство утвердилось в качестве официальной религии. Однако многовековая борьба армянского народа с завоевателями завершилась утратой собственной государственности. На долгие века земли, где исторически проживали армяне, оказались не просто в руках завоевателей, а в руках завоевателей, исповедующих другую веру.

В Османской империи армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта — «зимми». Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.

Сложные межнациональные и меконфессиональные отношения в Османской империи значительно обострились к концу XIX века. Череда русско-турецких войн, в большинстве своём неудачных для Османской империи, привела к появлению на её территории огромного числа беженцев-мусульман с утраченных территорий — так называемых «мухаджиров».

Мухаджиры крайне враждебно относились к христианам-армянам. В свою очередь, армяне Османской империи к концу XIX века, устав от бесправного положения, всё громче требовали уравнивания в правах с остальными жителями империи.

На эти противоречия накладывался общий упадок Османской империи, проявлявшийся во всех сферах жизни.

Во всём виноваты армяне

Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла в 1894−1896 годах. Открытое сопротивление армян попыткам курдских вождей обложить их данью обернулось массовыми расправами не только над теми, кто участвовал в протестах, но и над теми, кто оставался в стороне. Принято считать, что убийства 1894−1896 годов не были напрямую санкционированы властями Османской империи. Тем не менее их жертвами, по разным оценкам, стали от 50 до 300 тысяч армян.

Резня в Эрзуруме, 1895 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Public Domain

Периодические локальные вспышки расправ над армянами происходили и после свержения в 1907 году султана Турции Абдул-Хамида II и прихода к власти младотурков.

Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителе турецкой расы для противостояния «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.

Ко всему этому добавлялся тот факт, что одним из противников Османской империи в войне была Россия, на территории которой проживало большое количество армян. Власти Османской империи стали рассматривать собственных граждан армянской национальности как потенциальных предателей, способных оказать помощь противнику. Такие настроения крепли по мере всё новых и новых неудач на восточном фронте.

После разгрома, учинённого русскими войсками турецкой армии в январе 1915 года под Сарыкамышем, один из лидеров младотурков Исмаил Энвер, он же Энвер-паша, заявил в Стамбуле, что поражение стало результатом армянской измены и что настало время депортировать армян из восточных областей, которым грозит русская оккупация.

Уже в феврале 1915 года против османских армян стали применяться чрезвычайные меры. 100 000 солдат армянской национальности были разоружены, введённое в 1908 году право гражданских армян на ношение оружия было отменено.

Технология уничтожения

Правительство младотурков планировало осуществить массовую депортацию армянского населения в пустыню, где люди были обречены на верную смерть.

Депортация армян по багдадской ж/д. Фото: Commons.wikimedia.org

24 апреля 1915 года реализация плана началась со Стамбула, где были арестованы около 800 представителей армянской интеллигенции, которые были убиты в течение нескольких дней.

30 мая 1915 года меджлис Османской империи утвердил «Закон о депортации», ставший основанием для массовой расправы над армянами.

Тактика депортации заключалась в первоначальном отделении от общего числа армян в том или ином населённом пункте взрослых мужчин, которые вывозились из города в пустынные места и уничтожались во избежание оказания сопротивления. Молодые девушки из числа армянок передавались в качестве наложниц мусульманам или просто подвергались массовому сексуальному насилию. Стариков, женщин и детей гнали колоннами под конвоем жандармов. Колонны армян, зачастую лишённых еды и питья, гнались в пустынные районы страны. Тех, кто падал без сил, убивали на месте.

Несмотря на то, что причиной депортации была объявлена нелояльность армян на восточном фронте, репрессии в их отношении стали проводится на территории всей страны. Практически сразу депортации превратились в массовые убийства армян в местах их проживания.

Огромную роль в расправах над армянами сыграли военизированные формирования «четтес» — преступников, специально освобождённых властями Османской империи для участиях в массовых расправах.

В одном только городе Хынысе, большинство населения которого составляли армяне, в мае 1915 года были убиты около 19 000 человек. Жертвами расправы в городе Битлисе в июле 1915 года стали 15 000 армян. Методы расправ практиковались самые жестокие — людей резали на части, приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьём.

Тех же, кто достиг живым лагерей вокруг пустыни Дер Зор, расправа настигла там. В течение нескольких месяцев 1915 года там были уничтожены около 150 000 армян.

Исчезнувшие навсегда

Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный департамент (16 июля 1915 года) описывает уничтожение армян как «кампанию расового искоренения». Фото: Commons.wikimedia.org / Henry Morgenthau Sr

Иностранные дипломаты получали свидетельства о масштабном уничтожении армян практически с самого начала геноцида. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран Антанты (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Однако втянутые в большую войну державы оказались не в состоянии прекратить массовое уничтожение людей.

Хотя пик геноцида пришёлся на 1915 год, фактически расправы над армянским населением Османской империи продолжались вплоть до окончания Первой мировой войны.

Общее число жертв геноцида армян по сей день окончательно не установлено. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян. Те, кто смог уцелеть в бойне, в массовом порядке покидали родные земли.

По разным оценкам, в Османской империи к 1915 году проживали от 2 до 4 миллионов армян. В современной Турции проживает от 40 до 70 тысяч армян.

Большинство армянских церквей и исторических памятников, связанных с армянских населением Османской империи, были уничтожены либо превращены в мечети, а также хозяйственные помещения. Лишь в конце XX века под давлением мировой общественности в Турции началось восстановление некоторых исторических памятников, в частности церкви Святого Креста на озере Ван.

Карта основных районов уничтожения армянского населения. Концентрационные лагеря

Прошло уже 100 лет с начала одного из самых страшных событий в мировой истории, преступлений против человечности — геноцида армянского народа , второго (после Холокоста) по степени изученности и количеству жертв.

Перед Первой мировой войной греки и армяне (преимущественно — христиане) составляли две трети населения Турции, непосредственно армяне — пятую часть населения, 2-4 млн армян от 13 млн человек, проживающих на территории Турции, включая все другие народы.

По официальным сводкам жертвами геноцида стали около 1,5 млн человек: 700 тысяч было убито, 600 тысяч погибли в ходе депортации. Еще 1,5 млн армян стали беженцами , многие бежали на территорию современной Армении, часть в Сирию, Ливан, Америку. Согласно разным данным сейчас в Турции проживает 4-7 млн армян (при общей численности населения в 76 млн человек), христианского населения — 0,6 % (к примеру, в 1914 году — две трети, правда и население Турции тогда было 13 млн человек).

Часть стран, включая Россию, признают геноцид, Турция же отрицает факт преступления, из-за чего имеет неприязненные отношения с Арменией по сей день.

Геноцид, осуществленный турецкой армией, был направлен не только на истребление армянского (в частности христианского) населения, но и против греков, ассирийцев. Еще до начала войны (в 1911-14 году) турецким властям от партии «Единение и прогресс» было разослано предписание о том, что против армян должны быть предприняты меры, то есть убийство народа являлось запланированным действом.

«Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы» (риа.ру)

«Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов.

Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. » (геноцид.ру)

Война — стала удобным случаем для осуществления жестоких планов, целью кровопролитий было полное истребление армянского народа, мешающего лидерам младотурок реализовать свои корыстные политические цели. Турков и другие народы, проживающие в Турции — настраивали против армян всеми способами, принижая и выставляя в грязном свете последних. Дата 24 апреля 1915 года именуются началом геноцида армян, однако травления и убийства начались еще задолго до нее. Тогда, в конце апреля, первому самому сильному, сокрушительному удару подверглась интеллигенция и элита Стамбула, которая была депортирована: арест 235 знатных армян, их ссылка, затем арест еще 600 армян и еще нескольких тысяч человек, многих из которых убили вблизи города.

С этих пор непрерывно производились «чистки» армян: депортации имели своей целью не переселение (ссылку) народа в пустыни Месопатамии и Сирии, а его полное истребление . люди нередко подвергались нападениям разбойников по пути шествия каравана пленных, убивались тысячами после прибытия в пункты назначения. Кроме того — «исполнители» применяли пытки, в ходе которых погибали либо все, либо большая часть депортированных армян. Караваны отправляли самым долгим путем, людей изматывали жажда, голод, антисанитария.

О депортации армян:

«Депортация производилась согласно трём принципам: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса» (Википедия)

То есть тех, кто все-таки выжил хотели нейтрализовать. Чем же так «насолил» армянский народ Турции, Германии (которая поддерживала первую)? Кроме политических мотивов и жажды завоевания новых земель у врагов армян имелись и идеологические соображения, согласно которым армяне-христиане (народ сильный, сплоченный) мешали насаждать панисламизм для благополучного решения своих планов. Христиан настраивали против мусульман, мусульманами манипулировали, исходя из политических целей, за лозунгами в нужде об объединении пряталось использование турков в уничтожении армян.

Документальный фильм НТВ «Геноцид. Начало»

Кроме информации о трагедии в фильме показан один удивительный момент: достаточно много ныне живых бабушек-свидетельниц событий 100-летней давности.

Свидетельства пострадавших:

«Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка. Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию» (из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии)

«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с ycaми. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку» (из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия)

«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли» (из воспоминаний выжившего)

Армяне стоически, героически и отчаянно отбивались от озверевших турков, вдохновленных лозунгами зачинщиков мятежей и кровопролитий на то, чтобы убить как можно больше тех, кого преподнесли в качестве врагов. Самыми масштабными сражениями, противостояниями были оборона города Ван (апрель-июнь 1915 года), горы Муса-Даг (53-дневная оборона летом-в начале осени 1915 года).

В кровавой расправе над армянами турки не щадили ни детей, ни беременных женщин, над людьми издевались неимоверно жестокими способами , девочек насиловали, брали в наложницы и мучили, толпы армян собирали на баржи, паромы под предлогом переселения и топили в море, собирали деревнями и сжигали заживо, детей закалывали и также бросали в море, над молодыми и старыми проводили медицинские эксперименты в специально созданных лагерях. Люди иссыхали заживо от голода, жажды. Все ужасы, выпавшие на долю армянского народа тогда, невозможно описать в сухих буквах и цифрах, эта трагедия, которую они в эмоциональных красках помнят уже в молодом поколении и по сей день.

Из донесений свидетелей: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 — летних девочек…» (геноцид.ру)

«В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам . Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».» (Википедия)

Детям и беременным женщинам насильно давали яд, несогласных топили, вводили смертельные дозы морфия, детей убивали в паровых банях, над людьми ставили множество извращенных и жесточайших опытов. Те, кто выживали в условиях голода, холода, жажды, антисанитарии — нередко погибали от брюшного тифа.

Один из турецких врачей — Хамди Суат, проводивший в целях получения вакцины от брюшного тифа эксперименты над армянскими солдатами (им вводили зараженную тифом кровь), в современной Турции почитается как национальный герой, основатель бактериологии, в Стамбуле ему посвящен дом-музей.

В целом в Турции запрещено относится к событиям того времени как к геноциду армянского народа, в учебниках истории рассказывается о вынужденной обороне турков и о убийствах армян как мере самозащиты, агрессорами выставлены те, кто для многих других стран — жертвы.

Турецкие власти всячески агитируют соотечественников в укреплении позиции того, что геноцида армян никогда не было, проводятся кампании, пиар-акции для поддержания статуса «невинной» страны, уничтожаются памятники армянской культуры, архитектуры, существующие на территории Турции.

Война меняет людей до неузнаваемости.. Что может делать человек под влиянием авторитетов, как легко убивает, и не просто убивает, а зверски — сложно представить, когда на жизнерадостных картинках мы видим солнце, море, пляжи Турции или вспоминаем собственный опыт путешествий. Да что там Турция.. в целом — война меняет людей, толпа, вдохновленная идеями победы, захвата власти — сметает все на своем пути, и если в обычной, мирной жизни совершить убийство для многих дикость, то в войну — многие становятся чудовищами и не замечают этого.

Под шумом и усилением жестокости реки крови — привычное зрелище, сколько примеров того, как люди во время каждых революций, стычек, военных конфликтах не контролировали себя и крушили, убивали все и всех вокруг.

Общие черты всех геноцидов, произведенных в мировой истории сходны в том, что людей (жертв) обесценивали до уровня насекомых или обездушенных предметов , при том провокаторы всеми способами вызывали у исполнителей и тех, кто был выгоден для осуществления истребления народа не просто отсутствие жалости к потенциальному объекту убийств, а еще и ненависть, животную ярость. Убеждали в том, что жертвы виноваты во многих бедах, что необходимо торжество возмездия, в совокупности с необузданной животной агрессией — это означало неконтролируемую волну бесчинств, дикости, свирепости.

Кроме истребления армян турки осуществляли и уничтожение культурного наследия народа:

«В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения» (геноцид.ру)

Среди турков находились неравнодушные люди, чиновники, которые могли приютить у себя армянских детей, или восставали против истребления армян — но в основном любая помощь жертвам геноцида осуждалась и была наказуема, поэтому тщательно скрывалась.

После поражения Турции в Первой мировой войне военный трибунал в 1919 году (несмотря на это - геноцид, согласно версиям некоторых историков и свидетельствам очевидцев - продлился до 1923 года) заочно приговорил представителей комитета трех к смерти, позже приговор был исполнен для всех троих, в том числе с помощью самосуда. Но если исполнители удостоились казни, то отдающие приказы так и остались на свободе.

24 апреля европейский День памяти жертв геноцида армян. Один из самых чудовищных по численности жертв и степени изученности геноцидов в мировой истории, как и Холокост — испытавший попытки отрицания со стороны в первую очередь страны-виновницы расправ. Число убитых армян только по официальным данным около 1,5 млн человек.

Как вы думаете, турки признали геноцид армян? Нет, никто не стремится разжечь межнациональную рознь. В этой статье мы попытаемся выяснить, что же произошло в далёком 1915 году.

Негативное отношение

Многие из тех, кто по работе или в обыденной жизни сталкивался с армянами, завидуют их сплоченности. Некоторые говорят, что армяне живут на маленькой территории, что никто не понимает их язык. Поэтому считается: именно поэтому народ хорошо организован.

Отрицание

Почему турки не любят армян? Почему они не признают народа? Выясним, что же стряслось в Турции в 1915 году. Вскоре после того, как страна вступила в Первую мировую войну, все сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие-армяне были арестованы, а затем расстреляны вместе с членами их семей (старинная восточная традиция).

Такая же судьба постигла и всех известных армян, проживавших в Стамбуле. После этого началось массовое уничтожение народности, рассеянно проживавшей на турецких землях. По стране пронеслись погромы, следствием которых стало убийство полумиллиона человек.

Известно, что в состав Османской империи входила и западная Армения, на территории которой проживало полтора миллиона армян. Все они были убиты. Резня проводилась под девизом: «Уничтожать людей надо, а сады и посевы трогать нельзя».

Сады турки сохранили для курдов, которые в дальнейшем поселились на этих землях. В итоге западная Армения завершила своё бытие и стала частью турецкого Курдистана. А восточная превратилась в современную Армению.

После того как Ататюрк - спаситель народов и конкретных людей, пришёл к власти, была учреждена комиссия, занимавшаяся расследованием геноцида армян. В ходе её работы были сделаны следующие выводы:

  • Жители были вырезаны, но территория осталась. Согласно нормам мирового права, эти земли нужно вернуть.
  • В Турции жило мало армян (максимум двести тысяч). Началась война, и этот народ, вероломство и грязные маневры у которого в крови, сам спровоцировал многочисленные стычки.
  • Терпеливый турецкий народ - это люди широкой души, мгновенно забывающие обиды. В Оттоманской империи в те времена единая многонациональная семья строила новое прекрасное общество. Именно поэтому никакой речи о геноциде и быть не может.

Известно, что в Турции запрещено упоминать о существовании западной Армении. По турецким законам, публичные высказывания о ней считаются уголовным преступлением. Такая точка зрения является официальной позицией страны со времён Ататюрка и по сегодняшний день.

Геноцид армян

Многие не могут дать ответ на вопрос, почему турки не любят армян. Геноцид был подготовлен и реализован в 1915 году в областях, курируемых верхушкой Османского царства. Уничтожение людей осуществлялось путём депортации и физического уничтожения, в том числе перемещением гражданских лиц в обстановке, приводящей к неизбежной гибели.

Почему День памяти в Армении считается важнейшей датой? Этот вопрос мы рассмотрим далее, а сейчас подробно опишем ужасные события тех лет. Геноцид армян совершался в несколько этапов: разоружение солдат, выборочная депортация людей из пограничных районов, массовое изгнание и истребление жителей, введение закона о переселении. Отдельные историки включают в него действия турецкой армии в Закавказье в 1918 году, душегубство 1890-х годов, резню в Смирне.

Организаторами считаются лидеры младотурок Джемаль, Энвер и Талаат, а также глава «Особой организации» Шакир Бехаэддин. В Османской империи наряду с геноцидом древнего народа имело место уничтожение понтийских греков и ассирийцев. Большая часть мировой армянской диаспоры сложилась из бежавших из Османского царства людей.

В своё время автором Лемкиным Рафаэлем был предложен термин «геноцид», который служил синонимом массового убийства армян на турецкой территории и евреев на землях, захваченных германскими нацистами. Уничтожение армян - второй в истории по исследованности акт геноцида после Холокоста. В коллективной Декларации от 24 мая 1915 года союзных стран (Россия, Великобритания и Франция) это массовое уничтожение впервые в летописи было признано злодеянием против человеколюбия.

Условия

А сейчас выясним, какие же исторические предпосылки предшествовали геноциду древнего народа. Армянский этнос созрел к VI веку до н. э. на землях Армении и восточной Турции, в районе, охватывающем озеро Ван и Ко II веку до н. э. армяне под властью царя Арташеса I объединились, сформировав государство Великая Армения. Самую большую территорию она имела в период царствования императора Тиграна II Великого, когда кордон его державы раздвинулся от Евфрата, Палестины и Средиземного моря на западе до Каспийского моря на востоке.

В начале IV в. н. э. (общепринятая дата - 301 год) эта страна (первая в мире) официально приняла православие как государственную религию. Армянский алфавит был создан в 405 году учёным Маштоцем Месропом, а в V веке на новом языке была написана Библия.

Установление православия стало решающим фактором, связавшим армянский этнос после потери государственного строя, а Апостольская церковь превратилась в важнейший институт национального быта.

В 428 году завершила своё существование, и до VII века её западными землями правили византийцы, а восточными - персы. С середины VII века внушительной частью этой страны распоряжались арабы. Армянское царство в 860-х годах под властью династии Багратидов восстановило свой суверенитет. Византийцы в 1045 году захватили Ани - столицу этой страны. Князь Рубен I в 1080 году основал а князь Левон II в 1198 году принял титул царя.

Египетские мамлюки в 1375 году захватили Киликию, и независимая держава прекратило своё существование. Церковный конфликт армян, не желавших отказываться от христианства во время множественных вторжений мусульман (персов, огузских тюрков и сельджуков, арабских Аббасидов) на территорию исторической Армении, массовые переселения и опустошительные войны привели к снижению количества населения на этих землях.

Армянский вопрос и Турция

И всё же: почему турки не любят армян? Проживая в Османской империи, они не являлись мусульманами и поэтому считались зимми - второсортными подданными. Армяне платили колоссальные налоги, им не разрешалось носить оружие. А тот, кто принял православие, не имел права в суде давать показания.

Конечно, трудно ответить на вопрос, почему турки не любят армян. Известно, что 70% гонимого ими народа, проживавшего в Османском царстве, состояло из бедных крестьян. Однако у мусульман образ удачливого и хитрого армянина с внушительным коммерческим талантом распространялся на всех без исключения представителей национальности. Враждебность обостряли борьба за ресурсы в агросекторе и неразрешённые социальные задачи в городах.

Эти действия затруднялись притоком мусульман с Кавказа - мухаджиров (после турецко-русской и 1877-78 годов) и из новоявленных балканских стран. Беженцы, изгнанные христианами со своих территорий, срывали зло на местных православных. Притязания армян на коллективную и личную безопасность и параллельное ухудшение их положения в Османском царстве привели к появлению «армянского вопроса» как части более общей восточной проблемы.

Турки и армяне - противоборствующие нации. В Эрзерумской области в 1882 году была учреждена одна из первых ассоциаций Армении - «Сельскохозяйственное общество», призванная защитить народ от грабежей, совершаемых курдами и другими кочевниками. Первая политическая партия «Арменакан» была создана в 1885 году. Её платформа предполагала приобретение местного самоопределения людей при помощи пропаганды и просвещения, а также военной специализации для борьбы с государственным террором.

В 1887 году появился социал-демократический блок «Гнчакян», который стремился с помощью революции освободить турецкую Армению и создать независимое социалистическое государство. В Тифлисе в 1890 году был проведён первый съезд самого радикального союза - «Дашнакцутюн», программа которого оговаривала автономию в границах Османской империи, равенство и свободу всех жителей, а в социальном сегменте ссылалась на основание крестьянских коммун как базовых элементов нового общества.

Истребление в 1894-1896 годах

Массовое убийство армян началось в 1894 и продолжалось до 1896 года. Произошла резня в Стамбуле, Сасуне и районе Вана, предлогом для которой стали возмущения осёдлых армян. По всем регионам империи в 1895 году были уничтожены сотни тысяч душ. Наименее изученным и наиболее кровавым является второй этап. Процент участия администрации в развёртывании убийств по сей день является предметом гневных дискуссий.

Подготовка истребления армян

Возможно, турки геноцид армян начали, так как им нужно было искать новую идентичность после революции "Иттихат", произошедшую в 1908 году. Имперское оттоманское единство было подорвано конституцией, которая уравняла в правах разного рода жителей Порты и лишила турок великодержавного статуса. Кроме этого, данная идеология пасовала перед агрессивными принципами исламской доктрины и пантюркизма. В свой черёд позиции исламского мировоззрения подрывали атеистические взгляды предводителей "Иттихат" и факт существования близлежащей шиитской страны Персии.

Поэт и социолог Гёкальп Зия сформулировал принципы, в соответствии с которыми Османское царство приняло участие в Первой мировой войне. Именно он был самым авторитетным идеологом младотурок. Его взгляды распространялись на страну Туран, которую населяли туркоговорящие мусульмане. Он считал, что территория Турана должна была вмещать весь ареал тюркского этноса. Данное учение фактически исключало нетюрок не только из правительства, но и из гражданского общества. Она была недопустимой для армян и иных национальных меньшинств Турции.

Для основных жителей империи наиболее удобным являлся пантюркизм, который в качестве базовых правил был принят почти всеми предводителями "Иттихат". Армяне отождествляли себя, первым делом, с религиозной позиции. Вероятно, они ошибались, считая, что тюркизм лучше, чем ислам.

В период Балканской войны 1912 года этот народ в большинстве своём склонялся к принципам османизма, а армянские солдаты (более 8 000 добровольцев) играли важную роль в турецкой армии. Большинство воинов, по рассказам английского посла, обнаруживали необыкновенную храбрость. Кроме того, армянские блоки «Дашнакцутюн» и «Гнчакян» стали придерживаться антиосманской точки зрения.

Турки геноцид армян не желают признавать. А как он начинался? В 1914 году, 2 августа, Турция заключила секретное соглашение с Германией. Одним из его условий было преобразование восточных границ. Этот нюанс был необходим для образования коридора, ведущего к исламским народам России, что намекало на уничтожение армянского пребывания в реформированных владениях. Данная политика была озвучена при всём народе оттоманским руководством после вступления в войну в 1914 году, 30 октября. Обращение содержало предписание о непринуждённом слиянии всех представителей турецкой расы.

Через пару часов после подписания секретного германско-турецкого военного договора "Иттихат" сообщила о всеобщей мобилизации, результатом которой стал призыв почти всех здоровых армянских мужчин в армию. Далее, после вступления в Первую мировую войну, Османская империя оказалась втянута в боевые действия на многих фронтах. Набег на земли Персии и России увеличил ареал насилия над армянами.

Первые депортации

Турки, армяне, 1915 год… Что же случилось в то далёкое время? В середине марта 1915 года французско-британские силы напали на Дарданеллы. В Стамбуле началась подготовка перемещения столицы в Эскишехир и эвакуации местных жителей. Руководство Османской империи боялось слияния армян с союзниками, поэтому решило депортировать всё ненавистное население между Эскишехиром и Стамбулом.

В конце марта «Специальная организация» начала готовить массовое убийство этого народа в Эрзеруме. Она отправила в провинции самых радикальных эмиссаров "Иттихат", которые должны были проводить антиармянскую агитацию. Среди них находился и Решид-бей. Именно он крайне бесчеловечными средствами, включая задержания и пытки, выискивал оружие в Диярбакыре, а затем превратился в одного из наиболее необузданных убийц.

Выселение армян началось 8 апреля с города Зейтун, жители которого веками пользовались частичной независимостью и находились в конфронтации с турецкими властями. Их изгнание даёт ответ на главный вопрос, связанный со сроками подготовки геноцида. Небольшая часть армян была депортирована в город Конью, расположенный недалеко от Ирака и Сирии - мест, куда немного позднее выселялись остальные люди.

Убийствам сопутствовала волна грабежей. Торговец Мехмет Али свидетельствовал, что Азми Джемаль (губернатор Трапезунда) и Асент Мустафа присвоили драгоценностей на сумму 400 000 золотых турецких фунтов (примерно 1 500 000 американских долларов). Консул США в Алеппо сообщал в Вашингтон, что в Османской империи функционировал чудовищный план расхищения.

Консул в Трапезунде докладывал, что каждый день видит, как орава ребятишек и турецких женщин идёт за полицией и захватывает всё, что может унести. Он также рассказывал, что дом комиссара "Иттихат" в Трапезунде завален драгоценностями и золотом, полученными в результате дележа награбленного.

К концу лета 1915 года большая часть армян, населявших империю, была убита. Османские власти пытались это скрыть, но добравшиеся до Европы беженцы доложили об истреблении своего народа. В 1915 году, 27 апреля, армянский католикос призвал Италию и США вмешаться, чтобы остановить убийства. Армянская резня была осуждена союзными державами, однако в условиях войны они ничем не могли помочь многострадальному народу.

В Англии после официальной проверки была издана документальная книга «Отношение к армянам в Османской империи», в США и Европе люди начали собирать средства для беженцев. Ликвидация армян в западной и центральной Анатолии продолжилась и после августа 1915 года.

Заговорщики

Мы практически выяснили, почему турки убивали армян. В Бостоне в 1919 году на IX съезде «Дашнакцутюн» было решено истребить предводителей младотурок, принимающих участие в убийствах. Операцию наименовали именем древнегреческой Немезиды. Большую часть заговорщиков составляли армяне, сумевшие спастись от геноцида. Они горячо желали отомстить за смерть своих семей.

Операция «Немезида» действовала достаточно эффективно. Самыми известными её жертвами стали один из членов турецкого триумвирата Талаат-паша и министр МВД Оттоманской империи. Талаат, вместе с остальными вожаками младотурок, бежал в Германию в 1918 году, однако был ликвидирован в Берлине Тейлиряном Согомоном в марте 1921 года.

Юридическая сторона

Османская империя и республика Армения своим противостоянием заинтересовали весь мир. Коллективная Декларация от 24 мая 1915 года союзных стран является тому подтверждением.

Осознание геноцида является важнейшей целью армянских лоббистких организаций, причём, кроме самого признания, оглашалось требование о выплате репараций Турцией и территориальные притязания. Чтобы достичь принятия, лоббисты привлекают к участию влиятельных лиц и парламентариев, основали институты, занимающиеся данной проблемой, оказывают давление на руководство разных стран, широко освещают этот вопрос в обществе. Почти все члены армянской диаспоры являются прямыми потомками жертв геноцида. Эта организация владеет достаточными материальными ресурсами, с помощью которых может противостоять давлению Турции.

Америка три раза принимала резолюции о массовом уничтожении армян. Этот геноцид признан Европарламентом, парламентской коалицией южноамериканских стран, Подкомиссией ООН по защите и предотвращению дискриминации меньшинств, парламентом Латинской Америки.

Признание уничтожения армянского народа не является обязательным пунктом для вступления Турции в ЕС, однако некоторые эксперты считают, что ей придётся выполнить это условие.

Важная дата

День памяти пострадавших от геноцида армян в Турции был назначен на 24 апреля Европарламентом в 2015 году. В Армении эта дата является нерабочим днём и имеет большое значение. Ежегодно в годовщину изгнания из Стамбула армянской интеллигенции миллионы людей по всему миру отдают дань памяти погибшим людям.

Турецкий геноцид армян 1915 года, организованный на территории Османской империи, стал одним из самых ужасных событий той эпохи. Представители этнического меньшинства подверглись депортациям, в ходе которых погибли сотни тысяч или даже миллионы человек (в зависимости от оценок).

Эта кампания по истреблению армян сегодня признается геноцидом большинством стран всего мирового сообщества. В самой Турции с такой формулировкой не согласны.

Предпосылки

У массовых убийств и депортаций в Османской империи были разные предпосылки и причины. Геноцид армян 1915 года был обусловлен неравноправным положением самих армян и этнического турецкого большинства страны. Население дискредитировалось не только по национальному, но и религиозному признаку. Армяне были христианами и имели свою независимую церковь. Турки же являлись суннитами.

У немусульманского населения был статус зимми. Люди, подпадавшие под это определение, не имели права носить оружие и выступать в суде в качестве свидетелей. Они должны были платить высокие налоги. Армяне по большей своей части жили бедно. В основном они занимались сельским хозяйством на родных землях. Однако среди турецкого большинства был распространен стереотип успешного и хитрого армянина-коммерсанта и т. д. Такие ярлыки только усугубляли ненависть обывателей к этому этническому меньшинству. Эти сложные взаимоотношения можно сравнить с распространенным антисемитизмом во многих странах того времени.

В кавказских провинциях Османской империи ситуация ухудшалась еще и по причине того, что эти земли после войн с Россией заполоняли беженцы-мусульмане, которые из-за своей бытовой неустроенности постоянно вступали в конфликт с местными армянами. Так или иначе, но турецкое общество находилось во взвинченном состоянии. Оно было готово принять предстоящий геноцид армян (1915). Причины этой трагедии заключались в глубоком расколе и неприязни между двумя народами. Нужна была только искра, которая бы разожгла огромный пожар.

Организация депортации армян

Разоружение армян сделало возможным проведение систематической кампании против армянского населения Османской империи, которая заключалась во всеобщей высылке армян в пустыню, где они были обречены на смерть от банд мародёров или от голода и жажды. Депортации были подвергнуты армяне почти изо всех основных центров империи, а не только из приграничных районов, затронутых военными действиями.

Вначале власти собирали здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены. Их гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех, кто не мог продолжать идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, пока от жажды или от голода не умирал последний человек.

Первая фаза депортации началась с высылки армян Зейтуна и Дёртъёла в начале апреля 1915 года. 24 апреля была арестована и депортирована армянская элита Стамбула, депортации подверглось также армянское население Александретты и Аданы. 9 мая правительство Османской империи приняло решение выслать армян восточной Анатолии из мест компактного проживания. Из-за опасений, что депортируемые армяне могут сотрудничать с русской армией, высылка должна была производиться на юг, однако в хаосе войны этот приказ не был выполнен. После ванского восстания началась четвёртая фаза депортаций, согласно которой должны были быть высланы все армяне, проживающие в приграничных районах и Киликии.

26 мая 1915 года Талаат представил «Закон о депортации», посвящённый борьбе с выступающими против правительства в мирное время. Закон был утверждён меджлисом 30 мая 1915 года. Хотя армяне там не упоминались, было ясно, что закон был написан о них. 21 июня 1915, во время заключительного акта депортации, Талаат приказал выслать «всех армян без исключения», живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства.

Депортация производилась согласно трём принципам: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10% от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса.

Армянское население Измира было спасено губернатором Рахми-беем, полагавшим, что высылка армян нанесёт смертельный удар по торговле в городе. 5 июля границы депортации были ещё раз расширены за счёт западных провинций (Анкара, Эскишехир и пр.), Киркука, Мосула, долины Евфрата и пр. 13 июля 1915 года Талаат заявил, что депортация была проведена для «окончательного решения армянского вопроса», что фактически означало устранение проблемы армян в Османской империи.

Первые депортации

В середине марта 1915 года британско-французские силы атаковали Дарданеллы. В Стамбуле начались подготовительные мероприятия для переноса столицы в Эскишехир и эвакуации местного населения. Боясь присоединения армян к союзникам, правительство Османской империи намеревалось провести депортацию всего армянского населения между Стамбулом и Эскишехиром. В это же время состоялось несколько заседаний центрального комитета Иттихат, на которых глава «Специальной организации» Бехаэддин Шакир представил доказательства деятельности армянских групп в восточной Анатолии. Шакиру, утверждавшему, что «внутренний враг» не менее опасен, чем «внешний враг», были даны расширенные полномочия.

В конце марта - начале апреля «Специальная организация» попыталась организовать резню армян в Эрзеруме и направила в провинции для антиармянской агитации наиболее радикальных эмиссаров Иттихат, в том числе Решид-бея (тур. Reşit Bey), который чрезвычайно жестокими методами, включая аресты и пытки, искал оружие в Диярбакыре, а затем стал одним из наиболее фанатичных убийц армян. Танером Акчамом высказывалась версия, что решение о всеобщей депортации армян было принято в марте, однако тот факт, что депортация из Стамбула так и не была проведена, может означать, что на тот момент судьба армян всё ещё зависела от дальнейшего хода войны.

Несмотря на утверждения младотурок, что депортации были ответом на нелояльность армян на Восточном фронте, первые депортации армян были произведены под руководством Джемаля не в соседних с восточным фронтом районах, а из центра Анатолии в Сирию. После поражения в египетской кампании он оценил армянское население Зейтуна и Дёртъёла как потенциально опасное и решил изменить этнический состав подконтрольной ему территории на случай возможного продвижения союзных держав, впервые предложив депортацию армян.

Депортация армян началась 8 апреля с города Зейтун, население которого веками пользовалось частичной независимостью и находилось в конфронтации с турецкими властями. В качестве основания приводилась информация о якобы существующей секретной договорённости между армянами Зейтуна и российским военным штабом, однако никаких враждебных действий армяне Зейтуна не предпринимал.

В город были введены три тысячи турецких солдат. Часть молодых мужчин Зейтуна, включая нескольких дезертиров, напавших на турецких солдат, бежала в армянский монастырь и организовала там оборону, уничтожив, согласно армянским источникам, 300 солдат (турецкие указывают майора и восемь солдат), прежде чем монастырь был захвачен. По сообщениям армянской стороны, нападение на солдат было местью за непристойное поведение этих солдат в армянских деревнях. Большинство армянского населения Зейтуна не поддерживало мятежников, лидеры армянской общины убеждали мятежников сдаться и позволили правительственным войскам расправиться с ними. Однако лишь небольшое количество османских чиновников готово было признать лояльность армян, большинство было убеждено, что армяне Зейтуна сотрудничают с врагом.

Министр внутренних дел Талаат выразил благодарность за помощь армянского населения в поимке дезертиров армянскому патриарху Константинополя, однако в более поздних сообщениях изображал эти события как часть общего с иностранными державами армянского восстания - точка зрения, поддерживаемая турецкой историографией. Несмотря на то, что основное армянское население не поддержало сопротивление османской армии, оно, тем не менее, было депортировано в Конью и пустыню Дер Зор, где позже армян либо убивали, либо оставляли погибать от голода и болезней. Вслед за Зейтуном та же судьба постигла жителей других городов Киликии. Необходимо отметить, что эти депортации произошли до событий в Ване, которые османские власти использовали в качестве обоснования антиармянской кампании. Действия османского правительства были явно несоразмерными, однако они ещё не охватывали всю территорию империи.

Депортация армян Зейтуна проясняет важный вопрос, связанный со сроками организации геноцида. Некоторая часть армян была выслана в город Конью, который находился далеко от Сирии и Ирака - мест, куда позже, в основном, депортировались армяне. Джемаль утверждал, что лично выбрал Конью, а не Месопотамию, чтобы не создавать препятствий для транспортировки боеприпасов. Однако после апреля и за пределами юрисдикции Джемаля часть депортированных армян направлялась в Конью, что может означать существование плана депортаций уже в апреле 1915 года.

Признание геноцида армян

Сегодня армяне вспоминают тех, кто погиб во время геноцида 24 апреля 1915 года, когда несколько сотен армянских интеллектуалов и профессионалов были арестованы и казнены, это было начало геноцида.

В 1985 году Соединенные Штаты назвали этот день «Национальным днем ​​памяти о человеческой бесчеловечности к человеку» в честь всех жертв геноцида, особенно полутора миллионов человек армянского происхождения, которые стали жертвами геноцида, совершенного в Турции.

Сегодня признание геноцида армян является горячим вопросом, поскольку Турция критикует ученых за то, что они наказывают смертность и обвиняют тюрок в смерти, что, по словам правительства, произошло из-за голода и жестокости войны. Фактически, говоря о геноциде армян в Турции, это наказуемо по закону. По состоянию на 2014 год 21 страна в целом публично или юридически признала эту этническую чистку в Армении геноцидом.

В 2014 году, накануне 99-й годовщины геноцида, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил соболезнования армянскому народу и сказал:

«Случаи первой мировой войны - наша общая боль».

Однако многие считают, что предложения бесполезны, пока Турция не признает потерю 1,5 миллиона человек как геноцид. В ответ на предложение Эрдогана президент Армении Серж Саркисян сказал:

«Отказ в совершении преступления является прямым продолжением этого самого преступления. Только признание и осуждение могут предотвратить повторение таких преступлений в будущем».

В конечном счете признание этого геноцида не только важно для устранения затронутых этнических групп, но и для развития Турции как демократического государства. Если прошлое отрицается, геноцид все еще происходит. В 2010 году в Резолюции Парламента Швеции говорилось, что «отрицание геноцида широко признается в качестве заключительного этапа геноцида, закрепляя безнаказанность виновных в геноциде и, очевидно, прокладывая путь для будущих геноцидов».

Страны, не признающие геноцид армян

Страны, признающие геноцид армян, являются теми, кто официально принимает систематические массовые убийства и насильственную депортацию армян, осуществленных Османской империей с 1915 по 1923 год.

Хотя исторические и академические институты по изучению Холокоста и геноцида принимают геноцид армян, многие страны отказываются это делать, чтобы сохранить свои политические отношения с Турецкой Республикой. Азербайджан и Турция являются единственными странами, которые отказываются признать геноцид армян и угрожают экономическими и дипломатическими последствиями тем, кто это делает.

Мемориальный комплекс Геноцида армян был построен в 1967 году на холме Цицернакаберд в Ереване. Музей-институт Геноцида армян, открытый в 1995 году, представляет факты об ужасе массовых убийств.

Турции было настоятельно предложено признать геноцид армян несколько раз, но печальный факт заключается в том, что правительство отрицает слово «геноцид» как точный термин для массовых убийств.