Концепция научных парадигм т куна. Парадигмальная концепция Т.Куна

Кун Томас (1922 – 1996г.г.), американский философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм - исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. Дал критику неопозитивистского понимания науки.

Одной из форм критического преодоления неопозитивизма в трактовке научного познания стала парадигмальная концепция Т.Куна, разработанная в 60-х годах ХХ века. В своей модели Т.Кун объединяет идеи прерывности и непрерывности в развитии знания, а также постулат о наличии внутренних законов развития и функционирования науки с фактом социальной и психологической обусловленности процесса развития познания.

Т.Кун вводит понятие «научной парадигмы» - это общепринятое дисциплинарным или всем научным сообществом определённого исторического периода фундаментальная научная теория в той или иной области знания, или даже науки в целом (геоцентрическая, гелиоцентрическая модели мира, механика Ньютона, дарвинизм и т.п.).

Парадигмальная теория задаёт некую «дисциплинарную матрицу», «образец видения предметной области научного интереса; задаёт также и методику решения научных проблем данной области.

В книге «Структура научных революций» (1962) Т.Кун развивает идею К.Проппера о развитии научного знания и возрастании его роли в современном изменяющемся мире. Однако, сама теория Т.Куна, сохраняя преемственность с общими идеями «критического рационализма», в то же время отличается оригинальностью, позволяющей классифицировать и её саму как типичную парадигму.

Т.Кун, по сути, пересматривает попперовскую концепцию «роста знаний», комулятивности в истолковании процесса развития научного знания.

До Т.Куна сама история науки представлялась как история отдельных дисциплин, как эволюция роста знаний в отдельных областях знания. Т.Кун рассматривает науку как систему научных дисциплин. Развитие научного знания состоит из этапов, которые характеризуются развитием не только собственно научной теории, но и специфической в данной социально-исторической ситуации организацией научной деятельности.

Развитие научного знания не является кумулятивным, состоящим только в последовательном накоплении всё новых и новых истин благодаря совершенствованию экспериментально-эмпирической методологии и созданию более содержательных теоретических обобщений. В истории науки, наряду с ростом научных открытий, постоянно происходит отказ от устаревших истин. Преемственность в развитии научного знания сохраняется, но она носит диалектический характер. Т.Кун оценивает горизонты прогресса в науке, акцентируя внимание не на «прирост» результатов познавательного процесса, а на развитие способов его получения и интерпретации. Сама «парадигмальная концепция» появилась под влиянием изменившихся социально-культурных обстоятельств, важнейшими среди которых были:



Острая потребность в развитии научного базиса фундаментальных наук в связи с развитием промышленности на основе интенсивной технологизации производственного процесса. Сами термины «научно-технический процесс», «научная революция», «превращение науки в непосредственную производительную силу» утверждаются как практические именно в это время;

Знания становятся универсальными, а ставший модным «спор физиков и лириков», свидетельствовал о светлой вере применимости знаний одной сферы в других областях.

Основная идея Т.Куна состоит в следующем: научное познание состоит из этапов, каждый из которых характеризуется а) развитием собственно научной теории и б) специфической организацией научной деятельности. Он выделяет четыре фазы:

1) «допарадигмальная», в которой сосуществуют различные точки зрения, гипотезы, претендующие на решение проблемы, которая сама достаточно строго не артикулирована, вследствие отсутствия фундаментальной базовой теории;

2) «возникновение парадигмы», которая опирается на признанную научным сообществом (большинством учёных), фундаментальную теорию и соответствующую стратегию исследования;

3) «нормальная наука», которая проявляется как период эволюционного функционирования парадигмы с постоянным совершенствованием собственных фундаментальных оснований парадигмы, способов получения знания, накопления новых фактов, успешного решения «головоломок»;

4) «кризис парадигмы», когда рост «головоломок» упирается в неспособности парадигмы к их адекватной интерпретации, не порождающей ещё более сложных проблем. Отказ от отдельных теорий в рамках парадигмы и замена их более эффетивными («латание дыр») далее становится невозможным. Кризис парадигмы свидетельствует о необходимости новой. Такая ситуация называется «научной революции». Научные революции, как эпохи качественного изменения содержания и методов науки в целом, касаются прежде всего парадигмальных теорий в каждой из областей знания, но в целом качественные изменения происходя и в науке в целом.

Смена парадигм создаёт впечатление некой «иррациональности», происходит «переключение гештальта», одна часть учёного сообщества перестаёт понимать другую, хотя идеал истины, как цель познания, сохраняется. Аномалии познавательного процесса обретают социальные характеристики конфликта. Т.Кун характеризует научные революции как «прерыв постепенности», как «эпистемологическую катастрофу», а само состояние называет «несоизмеримостью парадигм», проявленное в диссонансе эмпирического и теоретического содержания парадигмы, в разрыве коммуникационного пространства научного сообщества /

Важнейшим понятием концепции развития научного знания, которую предложил Т. Кун (1922 – 1996), является понятие парадигмы. Свои главные идеи Кун изложил в монографии «Структура научных революций».

Концепцию Куна целесообразно рассматривать в русле полемики с кумулятивистской моделью развития научного знания, которую предложили логические позитивисты. «Парадигма» – это совокупность научных достижений, в первую очередь, теорий, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора и т. п. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепринятое знание об исследуемой области явлений природы.

Однако парадигма – это не только знание, выраженное в законах и принципах. Ученые – создатели парадигмы – не только сформулировали некоторую теорию или закон, но они еще решили одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать подобные проблемы. Например, Ньютон не только сформулировал основоположения корпускулярной теории света, но в ряде экспериментов показал, что солнечный свет имеет сложный состав и как это можно обнаружить. Эксперименты Лавуазье продемонстрировали важность точного количественного учета веществ, участвующих в химических реакциях. Таким образом, понятие парадигмы включает представление об определенных методологических стандартах, т.е. о тех теоретических и эмпирических методах и средствах, с помощью которых возможно проведение соответствующих исследований.



Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основные положения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой изучения тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины.

О парадигме можно говорить не только в связи с методологическими и педагогическими вопросами, но также и в связи с мировоззренческими проблемами.

Задавая определенное видение мира, парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников парадигмы. Вместе с тем, парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем. В частности, она определяет, какие факты могут быть получены в эмпирическом исследовании, – не конкретные результаты, но тип фактов.

Следует также заметить, что у Куна в значительной мере исчезает грань между наукой и метафизикой, которая была так важна для логического позитивизма. В его методологии метафизика является предварительным условием научного исследования, она явно включена в научные теории и неявно присутствует во всех научных результатах, проникая даже в факты науки. Кун замечает, что прежде, чем начать конкретное исследование, ученые должны решить, что располагает обоснованными ответами на вопросы, подобные следующим: каковы фундаментальные единицы, из которых состоит Вселенная? Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств? Какие вопросы ученый имеет право ставить в отношении таких сущностей, и какие методы могут быть использованы для их решения? Совершенно очевидно, что ответы на вопросы подобного рода дает метафизика. Таким образом, принятие некоторой метафизической системы, согласно Куну, предшествует научной работе.

Реабилитация Куном метафизики тесно связана с его взглядом на проблему соотнесения эмпирического и теоретического уровней познания. Представители логического позитивизма главную роль отводили именно эмпирическому этапу познания. Эмпирические данные они считали первичными и истинными, теоретические же конструкции рассматривались ими исключительно как результаты индуктивных обобщений данных опыта. С такой трактовкой Кун не согласен. Так, анализируя понятие «научного данного», Кун проводит разграничение между внешними стимулами, воздействующими на организм человека, и чувственными впечатлениями, которые представляют собой его реакции на эти стимулы. В качестве «данных» или «фактов» выступают именно чувственные впечатления, а не внешние стимулы.

Воспитание, образование ученого, одним словом, та парадигма, в рамках которой он работает, определяет его чувственные впечатления, установление им эмпирических фактов. Поэтому, например, тренировка студентов на образцах и примерах важна именно потому, что в этом процессе будущий ученый учится формулировать определенные данные в ответ на воздействующие стимулы, выделять факты из потока явлений.

В концепции науки Куна метафизические предположения являются необходимой предпосылкой научного исследования; неопровержимые метафизические представления о мире явно выражены в исходных законах, принципах и правилах парадигмы; определенная метафизическая картина мира неявным образом навязывается сторонниками парадигмы посредством образцов и примеров. «Парадигма» Куна – это громадная метафизическая система, детерминирующая основные положения научных теорий, их онтологию, экспериментальные факты и даже наши реакции на внешние воздействия.

Понятие парадигмы может быть интерпретировано не только в терминах гносеологии и методологии, но также имеет определенный социологический смысл. Дело в том, что с понятием парадигма тесно связано понятие научного сообщества, более того, в некотором смысле эти понятия синонимы. Парадигма – это некоторый взгляд на мир, принимаемый научным сообществом. А научное сообщество – это группа людей, объединенных верой в одну парадигму. Стать членом научного сообщества можно, только приняв и усвоив его парадигму.

Ученый, не разделяющий веры в парадигму, остается за пределами научного сообщества. Поэтому, например, современные экстрасенсы, астрологи, исследователи летающих тарелок и полтергейстов не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они либо отвергают некоторые фундаментальные принципы современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой. Но по той же самой причине научное сообщество отторгает новаторов, покушающихся на основы парадигмы, поэтому так трудна и часто трагична жизнь первооткрывателей в науке.

Самым главным в концепции Куна является то, что история развития науки мыслится как смена логически несвязанных, несравнимых друг с другом парадигм. Непосредственными оппонентами такой концепции развития науки выступают логические позитивисты с их моделью последовательного, кумулятивного или непрерывного развития научного знания.

С точки зрения Куна смена парадигм происходит следующим образом. Науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы, Кун называет «нормальной», полагая, что именно такое состояние является для науки обычным и наиболее характерным. В отличие от Поппера, считавшего, что ученые много думают о том, как бы опровергнуть существующие и признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке фальсифицирующих экспериментов, Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке.

При рассмотрении процесса развития в общем виде философы сформулировали ключевые его закономерности. В рамках одной из них определяется стратегия прогресса. Она именуется В соответствии с ним развитие происходит спирально. На каждом витке имеет место повторение процессов, но на более высоких уровнях. Другим законом определяется тактика развития. Гегель назвал его переходом количества в качество. В соответствии с этим законом развитие состоит в постепенном увеличении числа изменений, не имеющих явно выраженных новых признаков. Но после достижения определенного значения происходит качественный скачок. Этот предел Гегель именовал мерой.

Процесс развития социального сознания, в частности в исследовательской и культурной сфере, происходит посредством накопления определенных количественных изменений. При достижении ими меры возникает качественный скачок - научная революция. Смена парадигм является при этом ключевой характеристикой процесса развития. Рассмотрим далее, как она происходит и какие события о ней могут свидетельствовать.

Парадигма - что это простыми словами?

Этот термин имеет греческие корни. Модель формулирования проблемы и ее решения, являющаяся приоритетной на протяжении определенного периода, - это и есть парадигма. Что это простыми словами? Paradeigma является определенной модой на метод постановки и решения исследовательских задач. Отклонение от нее с большой долей вероятности не найдет у ученых должного понимания. На практике существуют различные ее примеры. Смена парадигм легче всего иллюстрируется сравнением того или иного периода.

Специфика возникновения

Смена парадигмы - это процесс достаточно продолжительный. Он не происходит быстро и сопровождается постепенным внедрением новой идеи в сознание все большего числа ученых. Через некоторое время, распространившись, новая модель становится нормой восприятия. Многие вещи в жизни делаются по аналогии. Так, решение математических задач осуществляется с использованием известных решений. Факты, которые противоречат установившейся модели, обычно воспринимаются как ересь или вовсе игнорируются. Тем не менее как свидетельствует история науки, смена парадигм - явление естественное.

График

При достижении новыми фактами определенного количества происходит стремительное разрушение устоявшейся модели. На ее базе формируется новая система. В ней используются другие понятия и методы, посредством которых осуществляется адекватная интерпретация накопленной информации. Смена научных парадигм часто иллюстрируется с помощью графика. По горизонтальной оси откладывается время t, а по вертикальной - определенные абстрактные величины n и p. Последние характеризуют степень развития дисциплины и уровень прогресса техники за указанный период. Рост последнего обозначается пунктиром, а изменение первой - сплошной линией. Горизонтальные участки соответствуют установившимся моделям. На крутых отрезках происходит смена парадигмы. Это явление получило в современной литературе соответствующее наименование. На крутых участках как раз и происходит тот качественный скачок, о котором говорилось выше. Называется он

Развитие естествознания

К наиболее известным древним письменным источникам относят сведения раннего Китая, Греции и Египта. Их возраст составляет порядка трех тысяч лет. В основном в них присутствуют сведения из области медицины, математики, астрономии, осмысление основ бытия. в древности осуществлялась разрозненными учеными - мудрецами. В то время не существовало четкой модели восприятия, что обусловливалось практически полным отсутствием взаимодействия между философами. Вероятно, благодаря этому возникли ключевые идеи основных теорий, применяемых сегодня.

Например, не многие знают, почему деление окружности осуществляется именно на 360 градусов. Между тем такая модель возникла в Древнем Египте. Считалось, что год включает в себя 360 дней. За это время Солнце описывает окружность. Соответственно, один день равнялся перемещению Светила на 1/360 дуги. Впоследствии эта величина была заимствована арабами и получила наименование "градус". В работах древнегреческих философов можно рассмотреть определенное подобие парадигмы. Античным ученым было свойственно представление о целостности мироздания. При этом естествознание не разделялось ими на отдельные дисциплины и выступало как натурфилософия.

Древние мыслители

К наиболее известным античным ученым относят Фалеса из Милета, Птолемея, Архимеда, Демокрита и, разумеется, Аристотеля. Первый, по всей видимости, был первым, кто сообщил миру о явлении электризации. Демокриту приписывают теорию об атомном строении веществ. Архимедом были заложены основы гидростатики и механики. Птолемеем была разработана схема устройства мироздания, которой он обосновывал свои астрологические построения.

Между тем ключевой фигурой в процессе развития научной парадигмы считается Аристотель. Он являлся наставником Македонского. Великий полководец никогда не забывал о своем учителе. Аристотель получал не только разнообразные материальные ценности, но и документы, в которых содержалась мудрость захваченных Македонским цивилизаций. За счет такой поддержки ученый смог образовать крупную научную школу. Аристотель сформулировал основы создал первое систематическое собрание всех теорий своего времени. Именно его школа стала сообществом, сформировавшим античную парадигму в науке. Впоследствии воззрения ученого канонизировала римско-католическая церковь. Его идеи оставались приоритетными в течение весьма продолжительного времени. Смена парадигмы в научном познании в тот период жестко подавлялась. Особую роль играла при этом святейшая инквизиция. Подтверждением тому служат примеры Николая Коперника и Галилео Галилея.

Теория невесомых

Смена парадигмы - это, в первую очередь, разрушение существовавших ранее идей. С развитием общества многие воззрения Аристотеля перестали быть актуальными и достаточными. Со временем в основу объяснения многих природных явлений было положено представление о невесомых, тонких субстанциях, выступавших в качестве носителей определенных физических качеств. Объяснение оптических эффектов начало строиться на теории распространения колебаний в невесомых эфирах. Тепло стало отождествляться со всепроникающей жидкостью, которую именовали теплородом.

Магнитные и также нашли свое объяснение. В частности, их существование связывали с наличием двух жидкостей, имеющих разнополярные заряды, и одной магнитной. Впоследствии Франклин, президент Америки, оставил только одну из них. Ее наличие обозначали знаком "+", а недостаток, соответственно, "-". В современном мире эта модель нашла отражение в делении зарядов на отрицательные и положительные. Теория невесомых давно перестала существовать, но обозначения, принятые в ней, остались.

Особенности

Использование парадигмы подразумевает применение исторического подхода в процессе обсуждения определенной теории. В рамках общественного развития существование истины относится к субъективным явлениям. В качестве ключевой причины смены парадигм называют следующую. Изменение моделей обусловливается течением времени и, соответственно, развитием восприятия общества. Американский философ и ученый Томас Кун объяснил, как происходит замена теорий. Принятая в конкретное время модель очерчивает определенный круг вопросов и проблем, которые имеют и смысл, и решение. Все события и явления, которые не попадают в него, рассмотрения не заслуживают. Это говорит о том, что на каждом этапе развития общества существует нормальная теория, которая действует в рамках установившейся модели.

"Структура научных революций"

Так называется самая влиятельная, по мнению ученых двадцатого столетия, книга, раскрывающая суть изменений в сознании общества. Томас Кун, ее автор, взглянул на развитие как на разрушение старых и возникновение новых психологических взглядов на проблему. За счет них, по его мнению, и возникают новые теории и гипотезы. Концепция смены парадигм, выведенная автором, не дала ответов на множество вопросов. Однако она по-новому показала суть назревших проблем в их анализе. Труд Куна отличается смелостью и содержит новаторские идеи. Это и обусловило популярность книги и возникновение множества споров вокруг нее.

По определению философа, научная революция представляет собой эпистемологическое изменение существующей модели. Под ней автор подразумевает достижения, признанные всеми учеными и дающие на протяжении определенного периода схему формулирования проблем и решений сообществу. Смена парадигмы - это, по мнению философа, процесс обнаружения аномалий, которые нельзя объяснить с помощью универсально принятой модели. Действующая теория должна рассматриваться не просто как текущая схема, но и как целое мировоззрение, в котором она присутствует наряду с выводами, получаемыми при ее использовании.

Конфликт парадигм, имеющий место в процессе качественных скачков, представляют собой в первую очередь несогласованность разных ценностных систем, способов решения, измерения, наблюдения, практик, но не только картин мира. Предложенная автором модель отличается от теории неопозитивистов тем, что она акцентирует внимание на индивидуальности исследователей, но не на абстрагировании деятельности в исключительно философскую или логическую.

Практические объяснения

Примером того, как замена парадигмы вынуждает рассматривать одни и те же сведения по-разному, выступает оптическая иллюзия "заяц-утка". Рано или поздно в рамках дисциплины накопится достаточно информации о существенных аномалиях, вступающих в противоречие с существующей теорией. В такой момент наступает научный кризис. В ходе него осуществляются испытания новых идей, которые до определенного времени не принимались во внимание либо были отвергнуты. В итоге кризис в науке завершается сменой парадигмы. Новая модель приобретает своих сторонников. С этого момента начинается своеобразная интеллектуальная битва приверженцев старой и пришедшей на смену ей парадигм. Увеличение количества конкурирующих вариантов, стремление и готовность испытать что-то новое, обсуждение фундаментальных принципов свидетельствуют о переходе нормального процесса исследования к экстраординарному.

В качестве примера из физики 20-го столетия может выступать замена электромагнетического мировоззрения Максвелла релятивистским Эйнштейна. Этот переход сопровождался серией жарких дебатов с приведением эмпирических сведений. В результате споров более общей признали теорию Эйнштейна.

События

На практике есть несколько классических примеров смены парадигмы. Между тем ряд ученых заявляет, что наблюдение чистой замены одной модели другой можно рассматривать исключительно на довольно абстрактном срезе любого изменения. Если изучать процесс детально, то действительно достаточно сложно определить момент скачка. Под определение Куна попадают следующие события:

  1. Объединение Ньютоном классической физики в связанную механистическую теорию.
  2. Развитие дарвиновской теории эволюции. Она отбросила креационизм с позиции фундаментального объяснения разнообразия существующей на Земле жизни.
  3. Развитие квантовой физики. Дисциплина предопределила возникновение классической механики.
  4. Принятие теории о тектонических плитах как объяснения крупномасштабных изменений в геологии планеты.

Классическая теория

Она окончательно сформировалась к началу 20-го столетия. В ее основу лег Он базируется на представлении о том, что следствие однозначно и полностью вытекает из обстоятельств, его порождающих. Такая трактовка причинно-следственной связи провоцировала, в свою очередь, идею о полной предопределенности предстоящих событий. Суть теории выражалась в принципе научного детерминизма, выведенном Лапласом. В соответствии с ним все события можно предвычислить, если решить определенное число уравнений из классической физики. Все представлялось понятным и простым, и множество феноменов было объяснено благодаря этой модели.

Однако совершенствование техники, электронных устройств в первую очередь, породило новую научно-техническую революцию. Качественный скачок произошел относительно недавно. Литература, изданная в середине прошлого века, еще содержит признаки споров, обоснований правоты нового. При этом современное поколение воспринимает эти новации как само собой разумеющееся.

Заключение

В результате которой возникла современная теория мировоззрения, приходится на первые десятилетия 20 века. Она ознаменовалась в первую очередь формулированием квантовой теории, которая свела на нет существование классического детерминизма. Эта революция также привела к кардинальным изменениям в понимании сути химических связей. Новую парадигму отличает трактовка принципа причинности. В качестве ключевой характеристики существующей сегодня модели выступает признание неоднозначности следствий, вытекающих из конкретных обстоятельств. Причины порождают те или иные события с определенной долей вероятности.

Стоит сказать, что множество творцов современной революции в области науки и техники, являясь приверженцами классической естественнонаучной модели восприятия мира, скончались, так и не сумев смириться окончательно с отсутствием возможности объяснить с помощью использовавшихся ранее понятий открытия, сделанные ими.

КАЗАНЬ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2-3;

1.Определение научной парадигмы………………………………………….3-4;

2.Понятие научной парадигмы в концепции т.Куна………………………..4-5;

3. Развитие науки в общепризнанных рамках парадигмы………..……..…5-8;

4.Кризис в науке……………………..……………………………………......8-9;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……....9-10;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………....…………………………..11;

Введение

Обращение Поппера к проблемам изменения знания подготовило почву для поворота философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Поппера все еще носили умозрительный характер и их источником оставались логика и некоторые теории математического естествознания. Первой методологической концепцией, получившей широкую известность и опиравшейся на изучение истории науки, была концепция американского историка и философа науки Томаса Куна (1922–1996). Он готовил себя для работы в области теоретической физики, однако еще в аспирантуре с удивлением обнаружил, что те представления о науке и ее развитии, которые господствовали в конце 40-х годов в Западной Европе и США, очень сильно расходятся с реальным историческим материалом. Это открытие подстегнуло его к более глубокому изучению истории науки. Рассматривая, как фактически происходило установление новых фактов, выдвижение и признание новых научных теорий, Кун постепенно пришел к собственному оригинальному представлению о науке. Это представление он выразил в принесшей ему большую известность книге «Структура научных революций» (1962), которая вскоре была переведена на многие языки мира. В 1970 г. в США было осуществлено ее второе, дополненное издание.

Со временем появилось множество публикаций, в которых так или иначе используют, пропагандируют, критикуют концепцию Куна. Именно этот труд окончательно сверг стандартную концепцию науки и заставил представителей современной социологии знания и социологии науки радикально переосмыслить свои теоретико-познавательные знания.



У Томаса Куна в историографии и философии науки преобладал кумулятивистский (от лат cumulatio - увеличение, накопления, накопления) взгляд на науку, согласно которому развитие науки представлялось как постепенное, с эволюционным ростом того, что однажды было познано. Труд ученого сводился к поиску фактов, на основании которых шаг за шагом стояли теории.

Кун решительно выступил против такого образа науки и попытался доказать, что развитие науки происходит не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодический слом традиционных представлений, то есть через научные революции. Таким образом, история науки предстает как конкурентная борьба между различными научными сообществами за утверждение нового научного мировоззрения, который предусматривает не только смысловое поле целостного видения положения дел в науке, но и совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных ориентиров. Это мировоззрение Кун назвал парадигмой (от греч paradeigma - пример, образецок).

Определение научной парадигмы

Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Итак, парадигма (по-гречески paradeigma - образец, пример для подражания) предлагает для научного исследования набор образцов решения проблем, в чем и заключается ее важнейшая функция. Наконец, задавая определенное видение мира, парадигма очерчивает круг имеющих смысл и подлежащих решению проблем, и все, что не попадает в данный круг, с точки зрения сторонников парадигмы, рассмотрения не заслуживает. Поэтому она определяет, какие в принципе факты могут быть получены в результате эмпирического исследования - не конкретные результаты, но тип фактов.

Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:

1) парадигма – это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;

2) парадигма – это дисциплинарная матрица, характеризующая которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;

3) парадигма – это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. (Позднее, в связи с тем, что это понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым ещё более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.)

С понятием парадигмы очень тесно связано понятие научного сообщества. Более того, в некотором смысле эти понятия синонимичны. В самом деле, что такое парадигма? Она представляет собой некоторый взгляд на мир, принимаемый научным сообществом. А что такое научное сообщество? Оно представляет собой группу людей, объединенных верой в одну парадигму.

Понятие научной парадигмы в концепции Куна.

Содержание понятия парадигмы в концепции Куна так и осталось не до конца понятным, однако при первом приближении можно сказать, что парадигма есть совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом. Парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение некоторого времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система мира Клавдия Птолемея, механика и оптика И. Ньютона, кислородная теория А. Лавуазье, электродинамика Дж. Максвелла, теория относительности А. Эйнштейна, теория строения атома Н. Бора и т. д. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное на данный момент времени научное знание об исследуемой области явлений природы.

Однако, говоря о парадигме, Кун имеет в виду не одно лишь знание, выраженное в законах и принципах. Ученые, создавая ту или иную парадигму, не только формулируют некоторую теорию или закон, но и предлагают решение одной или нескольких важных научных проблем и тем самым дают образцы того, как следует решать проблемы. Оригинальные решения создателей парадигмы в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде в дальнейшем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Усваивая в процессе обучения эти классические образцы решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой изучения тех природных явлений, которые образуют предмет данной научной дисциплины.

Т. Кун представитель постпозитивизма (философия науки). В работе «научные революции» ввел понятие научная парадигма . Он употреблял его в смысле научное сообщество . В современной философии науки смысл этого термина следующий:

Научная парадигма – это система конвенционально установленных в научном сообществе методов постановки проблем и способов их решения. К числу парадигмальных феноменов в науке можно отнести так же систему принятых в научных сообществах условностей.

В концепции Т. Куна речь идет о том, как развивается наука: борьба научных сообществ имеет своим результатом установление приоритета одного их них, т.о. формируется господствующая научная парадигма и начинается период нормального развития науки. Однако возникают новые научные сообщества, начинается борьба между ними за доминирование и т.о. цикл развития науки повторяется и наука выходит на новый уровень.

Парадигма (др. греч.) прообраз. Есть культурная парадигма, есть правовая (например, в гражданско-правовой парадигме советского права не было понятия частной собственности)

Парадигма – система смыслов, правила смыслообразования которой задают границы ее изменений.

Т. Кун в работе «структура научных революций» рассмотрел в методологическом ключе динамику развития науки: развитие науки представляло как возникновение, борьба и смена научных парадигм.

Научная парадигма – это научное сообщество и характерные для него правила постановки проблем и поиска методов их решения.

Развитие науки связано с борьбой различных научных сообществ (парадигм) эта борьба заканчивается победой одной из них и наступает период нормального развития науки. Этот период равновесного развития науки сменяется новой борьбой парадигм.

Одним из основных принципов данного подхода является конвенционализм в понимании научной деятельности, а так же принцип, согласно которому стихийность развития научного знания совершенно непредсказуема (непредсказуемые результаты) и само развитие научного знания включает в себя в качестве существенного фактора субъективные мотивы не только самой научной деятельности. Но и борьбы научных корпораций.

Парадигма у Куна - основная единица измерения процесса развития науки. Это - в самом общем виде - концептуальная схема, ко­торая в течение определенного времени признается на­учным сообществом в качестве основы его практической деятельности.

Понятие «парадигма» выражает совокупность убежде­ний, ценностей и технических средств, принятых науч­ным сообществом и обеспечивающих существование на­учной традиции. Парадигма - это то, что объединяет чле­нов научного сообщества, и, наоборот - научное сообще­ство состоит из людей, признающих определенную пара­дигму.

Философия науки. Стивин тулмин. Пол Фиерабент

В философии науки (постпозитивизм) одной из наиболее фундаментальных идей является концепция харизматических факторов развития научного знания (борьба парадигм, борьба популяций научных понятий, эпистомологический анархизм И пр.). в концепциях таких представителей философии науки, как Томас Кун, Стивен Тумин, Имре Локатос, пол Фиерабент процесс развития научного знания представлен как определенный вид борьбы за доминирование научных концепций. В теориях названных авторов преобладают конвенционалистские представления о критериях истинности научного знания, причем существенную сторону этого конвенционализма составляют критика – не только теорий, выдвигаемых другими научными сообществами, но и внутренняя критика, в рамках одного научного сообщества (парадигма)

Стивен Тумин представил развитие научного знания как эволюцию понятийных популяций, уподобив развитие науки биологической эволюции: механизм развития науки он рассматривал как Дарвин (изменчивость, наследственность, естественный отбор). С его точки зрения побеждают те популяции научных понятий, которые обладают большей адаптивностью.

Создал эволюционную теорию развития научного знания. Он уподобил этот процесс эволюционному. В котором действуют механизмы, сочетающие в себе изменения, последовательность. Естественный отбор. Каждая научная школа имеет свой научный аппарат, который Тумин называет популяция понятий. Эти популяции могут погибнуть и выживают исключительно за счет факторов приспособленного поведения. Концепция Тумина как и все другие концепции философии и науки позитивистской традиции основана на рыночных по своему характеру представлениях: научные корпорации (популяции). Борьба между ними, победа и выживание.

Рассматриваем концепцию научного знания в следующей динамике:

Механизм эволюции научного знания – это взаимодействие внутринаучных (интеллектуальных) и вненаучных (социальных, культурных политических) факторов, процессов. Это взаимодействие осуществляется в дисциплинарном и профессиональном планах: рациональные инициативы (дисциплинарный план) проходят концептуальный отбор путем соотнесения их с существующими в обществе. Культуре матрицам понимания (профессиональны план). Не пошедшие концептуальный отбор дисциплины отмирают. А выживают те, которые находятся в адекватном соответствии с матрицами понимания. Для выливаний рациональных инициатив (дисциплин. Теорий) необходимы форумы конкуренции и экологические ниши, именно вписывание в интеллектуальную среду обеспечивает адаптивность и успех дисциплин.

Пол Фиерабент обосновал принцип методологического плюрализма (эпистомологический анархизм). С т.з. Фиерабента принятие некоторой теории в обществе оказывает влияние на его ментальность. Наука борется за доминирование в обществе, ученые при этом в значительной степени действуют исходя из своих личных интересов (приближенность к власти, льготы). Фиерабент обосновывает 2 основных (революционистских предложения, имеющих непосредственное отношение к судьбам науки в обществе):

1. в науке все теории, даже самые невероятные имеют право на существование равноправно с другими. (принцип пролиферации – разрастание теории)

2. науку надо уровнять в правах с мифологией, религией, идеологией.

Пол Фейерабенд. Теория эпистемологического анархизма.

В 70х г. Работа Фиерабента против метода очерк анархической теории познания произвела сильный эффект в научном мире. Основные идеи:

  1. Фийерабент рассматривает науку, как социальный институт, благодаря которому обеспечивается привилегированное положение ученых и это замедляет развитие научного знания, препятствует возникновению и трансляции новых идей, поэтому науку надо отделить от государства и признать ее равноправие с другими типами рациональности (религия, здравый смысл). Не менее полезны и должны рассматриваться как равные с наукой способы создания знания, его трансляция и использование. Ф. отрицает объективность истины в науке а т.ж. коммулятивность и преемственность научного знания. Он выдвигает принцип несоизмеримости научных теорий (поскольку отсутствует единый эмпирический базис для их сравнения – отсутствие такого базиса ф. связывает с тем, что любой опыт – эксперимент теоретически нагружен)
  2. Ф обосновал принцип методологического плюрализма: формулы: все дозволено, все средства хороши, любая методология плодотворна.

Научные теории хаотически множатся (процесс пролиферации научных теорий) они конкурируют и это выступает одним из мощнейших стимулов научного творчества.

  1. Ф обосновывает принцип релятивизма в развитии научного знания не только как когнитивный, но и социокультурный аспектнаучного знания. Он говорит о том, что интеллектуал.. боятся.. потому что догматизм является самым надежным способом вхождения во власть, достижения в успех.

Однако подлинная действительность науки развивается как релитивистский процесс, в котором взаимодействуют самые разные типы рациональности и нет никаких оснований для диктата науки.