Кровавые земли Т. Снайдер

Биография

Докторскую степень получил в 1997 году в Оксфорде . Работал в Национальном центре научных исследований (CNRS, Франция в 1994-1995 гг.), а также в Венском институте наук про человека (Institut für die Wissenschaften vom Menschen).

Избранные труды

Монографии

  • Bloodlands: Europe Between Hitler and Stalin, Basic Books/Random House, 2010. Переведена на 12 языков.
  • The Red Prince: The Secret Lives of a Habsburg Archduke, Basic Books/Random House, 2008.
  • Times of London notable book. American Association of Ukrainan Studies prize. Переведена на 9 языков.
  • Sketches from a Secret War: A Polish Artist’s Mission to Liberate Soviet Ukraine,

Yale University Press, 2005 . Pro Historia Polonorum Prize. Переведена на 2 языка.

  • The Reconstruction of Nations: Poland, Ukraine, Lithuania, Belarus,1569-1999,

Yale University Press, 2003 . Philadelphia Enquirer notable book. Five prizes. Переведена на 3 языка.

  • Nationalism, Marxism, and Modern Central Europe: A Biography of Kazimierz Kelles-Krauz, 1872-1905,
  • Harvard Ukrainian Research Institute and Harvard University Press, 1997. Halecki Prize. One translation.
  • The Economic Crisis of Perestroika, Council on Economic Priorities, 1991.

Издания в соавторстве

  • Stalinism and Europe: Terror, War, and Domination, 1937-1947, forthcoming 2011, coedited with Ray Brandon.
  • The Wall Around the West: State Borders and Immigration Controls in Europe and North America, Rowman and Littlefield, 2000, coedited with Peter Andreas.

Разделы в коллективных трудах

  • Lieven, Cambridge History of Russia;
  • Brandon, Shoah in Ukraine;
  • Salvatici, Confini;
  • Jasiewicz, Swiat nie pożegnany;
  • Pisuliński, Akcja Wisła;
  • Chiari, Geschichte und Mythos der polnischen Heimatarmee;
  • Müller, Memory and Power in Postwar Europe;
  • King, Nations Abroad;
  • Williamson, Economic Consequences of Soviet Disintegration;

Статьи в научных журналах

  • «The Causes of Ukrainian-Polish Ethnic Cleansing, 1943,» Past and Present, 179 (2003), 197-234 . 1a and 1b.
  • «To Resolve the Ukrainian Problem Once and for All’: The Ethnic Cleansing of Ukrainians in Poland, 1943-1947,» Journal of Cold War Studies, Volume 1, 2 (1999), 86-120 .
  • "Leben und Sterben der Juden in Wolhynien, " Osteuropa, 57, 4, (2007), 123-142 .
  • «Memory of Sovereignty and Sovereignty Over Memory: Twentieth-Century Poland, Ukraine, and Lithuania» in Jan-Werner Müller, ed., Memory and Power in Postwar Europe, Cambridge: Cambridge University Press, 2002, 39-58.
  • "Die Armia Krajowa aus ukrainischer Perspektive, " in Bernard Chiari and Jerzy Kochanowski, eds., Auf der Suche nach nationaler Identität: Geschichte und Mythos der polnischen Heimatarmee, Munich: Oldenbourg Verlag, 2003 .
  • "A Polish Socialist For Jewish Nationality: Kazimierz Kelles-Krauz (1872-1905), " Polin: Studies in Polish Jewry, 12 (1999), 257-271 .
  • "Kazimierz Kelles-Krauz (1872-1905): A pioneering scholar of modern nationalism, " Nations and Nationalism, 3, 2 (1997), 1-20.
  • "The Poles: Western Aspirations, Eastern Minorities, " in Charles King and Neil Melvin, eds., Nations Abroad: Diasporas and National Identity in the Former Soviet Union, Boulder: Westview, 1998, 179-208 .
  • "Soviet Monopoly, " in John Williamson, ed., Economic Consequences of Soviet Disintegration, Washington, D.C.: Institute for International Economics, 1993, 176-243 .
  • "Three Endings and a Beginning: Shimon Redlich’s Galicia, " on Shimon Redlich, Together and Apart In Brzezany: Poles, Jews, and Ukrainians, 1919-1945, Bloomington: Indiana University Press, 2002, in Yad Vashem Studies, 34, 2006 .
  • "Pourquoi le socialisme marxist a-t-il méconnu l’importance du phénomène national? A la lumiere des enseignements que l’on peut tirer du congres de Londres (1896) de la IIe Internationale, "Revue des Études Slaves, 71, 2 (1999), 243-262 .
  • «Akcja "Wisla" a homogenicznosc polskiego spoleczenstwa.» in Jan Pisulinski et al eds, Akcja Wisla, Warsaw: Instytut Pamieci Narodowej, 2003, 49-56.

Статьи в общих журналах

  • Holocaust: The Ignored Reality, " New York Review of Books, 16 July 2009
  • «In the Shadow of Emperors and General Secretaries: On the origins of the nations of East Central Europe» («W cieniu cesaerzy i sekretarzy»), Tygodnik Powszechny, 27 July 2008, 24-25.
  • "Ukraine: The Orange Revolution, " with Timothy Garton Ash, New York Review of Books, 28 April 2005, 28-32.
  • "War is Peace, " Prospect, Number 104, November 2004, 32-37.
  • "A Legend of Freedom: Solidarity, " («Legenda o wolnosci»), Tygodnik Powszechny, special edition on Solidarity, 4 September 2005 .
  • «The Ethnic Cleansing of Volhynia, 1943» ("Wolyn, rok 1943), " Tygodnik Powszechny (Cracow), 11 May 2003, 1, 7.
  • «Five Centuries and Eight Years: Operation Vistula and the homogeneity of Polish society» (Piec wieków i osiem lat: "«Akcja "Wisla" a homogenicznosc polskiego spoleczenstwa»), Tygodnik Powszechny, April 2002 .
  • "Poles and Czechs, Ten Years On, " Prospect, February 1999, 54-57.

Ссылки

  • Тімоті Снайдер: офіційна сторінка на сайті Єльського університету (анг.) - через посилання на цій сторінці можна вийти на повні тексти наукових статей в оригіналі
  • Timothy Snyder: A Fascist Hero in Democratic Kiev - Тімоті Снайдер «Фашистський герой у демократичному Києві». Публікація у блоґовому розділі сайту «New York Review of Books»
  • Тімоті Снайдер: «Історія є найслабшим місцем ЄС», інтерв’ю (укр.)
  • Тімоті Снайдер: «Янукович заперечує Голодомор як акцію, спрямовану проти українців. Але це було саме так» (укр.)
  • Timothy Snyder. The Red Prince. The Secret Lives of a Habsburg Archduke. New York: Basic Books, 2008 . 344 р. - Романтичний «Червоний князь» Тимоті Снайдера (укр.)
  • Про Відкриту лекцію Тімоті Снайдера в Києво-Могилянській академії (укр.)
  • Романтичний «Червоний князь» Тимоті Снайдера, рецензія (укр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Снайдер, Тимоти" в других словарях:

    - (англ. Snyder) фамилия нидерландского происхождения (также распространена в США). Известные носители: Снайдер, Гери (род. 1930) американский поэт, эссеист. Снайдер, Джон Уэсли (1895 1985) 54 й Секретарь Казначейства… … Википедия

    Тимоти Гайтнер … Википедия

    Министерство финансов США - (The U.S. Treasury) Глава министерства финансов США, Министерство финансов США Министерство финансов как один из исполнительных департаментов США, функции министерства финансов США, список министров финансов США Содержание Содержание Раздел 1. о… … Энциклопедия инвестора

    Режиссёрская версия специальное издание кинокартины. В режиссёрских версиях присутствуют моменты и сцены, задуманные по сценарию изначально, однако вырезанные прокатчиками для удобных временных рамок показа картины. Также режиссёры при… … Википедия

Тимоти Снайдер - профессор истории Йельского университета, действительный член академии «Института гуманитарных наук». В 1997 году он защитил докторскую диссертацию в Оксфордском университете, стал лауреатом престижной стипендии Маршалла. До начала своей преподавательской карьеры в Йельском университете (в 2001 году) Снайдер выиграл ряд грантов на проведение научных исследований в Париже, Вене, Варшаве, а также получил Академическую стипендию в Гарвардском университете. Около десяти лет Снайдер провел в Европе, говорит на пяти (и читает на десяти) европейских языках.

Снайдер является автором нескольких научных монографий: «Национализм, марксизм и современная Центральная Европа: Биография Казимежа Келлес-Крауза» (1998), «Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва и Беларусь, 1569-1999» (2003), «Зарисовки секретной войны: миссия польского артиста по освобождению Советской Украины» (2005), «Красный принц: тайные жизни габсбургского эрцгерцога» (2008) и «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» (2010), «Черная земля: Холокост как история и предупреждение» (2015).

Книги Т.Снайдера отмечены многочисленными премиями и переведены на многие языки мира. «Кровавые земли» получили 9 первых премий, в том числе Премию Эмерсона в области гуманитарных наук, литературную премию Американской Академии искусств и литературы, Лейпцигскую премию за понимание Европы, а также премию им. Ханны Арендт в области политической мысли. «Кровавые земли» Тимоти Снайдера были названы «книгой года» по результатам двенадцати литературных списков.

Книга была издана в переводе на тридцать языков, в том числе на украинский (К.: Грани-Т, 2011, перевод М.Климчука и П. Грицака), была признана книгой года по результатам двенадцати различных списков и стала бестселлером в шести странах.

В соавторстве Снайдер написал книги «Стена вокруг Запада: Государственные границы и иммиграционный контроль в Европе и Северной Америке» (2001), «Сталин и Европа: террор, война, доминирование» (2013), «Обдумывая двадцатое столетие» (2012, совместно с Тони Джадтом). Статьи Снайдера об украинской революции были опубликованы в сентябре 2014 на русском и украинском языках и составили книгу «Украинская история, российская политика, европейское будущее».

«Кровавые земли» – это место, где разговаривали (и продолжают разговаривать) на русском языке, и уже по одной лишь этой причине я очень рад русскоязычному изданию. На просторах от Балтийского и до Черного моря, от Берлина и до Москвы люди, разговаривавшие на русском языке, были в числе жертв, очевидцев и исполнителей тех преступлений, которым посвящена эта книга.

Для понимания исключительности периода с 1933 по 1945 год, начиная от первой программы массового уничтожения, которую я описываю (политического голодомора в Украине), и до последней (Холокост в Восточной Европе), архивные материалы на русском языке, а также исторические публикации на русском являются незаменимыми.

Тимоти Снайдер - Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным

Киев: Дуліби, 2015 г. – 584 с.

ISBN 978-966-8910-97-5

Тимоти Снайдер - Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным - Содержание

    Вступление к украинскому русскоязычному изданию

    Предисловие: Европа

    Вступление. Гитлер и Сталин

    Раздел 1. Голод в Советском Союзе

    Раздел 2. Классовый террор

    Раздел 3. Национальный террор

    Раздел 4. Европа Молотова-Риббентропа

    Раздел 5. Экономика апокалипсиса

    Раздел 6. Окончательное решение

    Раздел 7. Холокост и отмщение

    Раздел 8. Нацистские фабрики смерти

    Раздел 9. Сопротивление и испепеление

    Раздел 10. Этнические чистки

    Раздел 11. Сталинский антисемитизм

    Заключение: Человечность

    Библиография

    Отзывы на книгу Тимоти Снайдера «Кровавые земли»

    Последние публикации Т. Снайдера об Украине

    Тимоти Снайдер

Тимоти Снайдер - Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным - Европа

«Теперь будем жить!» – повторял голодный мальчик, бредя вдоль тихих дорог и через пустые поля, но еда, которую он видел, существовала лишь в его воображении. Всю пшеницу забрали во время бесчеловечных реквизиций, после которых началась в Европе эра массового уничтожения. Шел 1933 год, и Иосиф Сталин целенаправленно морил голодом Советскую Украину. Маленький мальчик умер, как умерли более трех миллионов других людей. «Я встречусь с ней под землей», – сказал молодой человек о своей жене. Он оказался прав: его расстреляли после неё; их похоронили в числе семисот тысяч жертв сталинского террора 1937–1938 годов. «Они спросили про обручальное кольцо, которое я...» – на этой фразе обрывается дневник польского офицера, расстрелянного советскими сотрудниками НКВД в 1940 году. Он был одним из двухсот тысяч польских граждан, расстрелянных советским и немецким правительством в начале Второй мировой войны, в то время как нацистская Германия и Советский Союз совместно оккупировали его страну. В конце 1941 года одиннадцатилетняя ленинградская девочка завершила свой простой дневник такими словами: «Осталась только Таня». Адольф Гитлер предал Сталина, Танин город был осажден немцами, а ее семья была среди четырех миллионов советских граждан, которых немцы заморили голодом. Следующим летом двенадцатилетняя еврейская девочка из Беларуси написала отцу последнее письмо: «Я прощаюсь с тобой перед смертью. Я так боюсь этой смерти, потому что они бросают маленьких детей в общие могилы живьем». Она была среди более пяти миллионов евреев, уничтоженных в газовых камерах или расстрелянных немцами.

В середине ХХ века посреди Европы нацисты и советский режим вместе уничтожили около 14 миллионов человек. Все эти жертвы погибли на «кровавых землях», которые простираются от Центральной Польши до Западной России и располагаются на территории Украины, Беларуси и стран Балтии. В годы консолидации национал-социализма и сталинизма (1933–1938), совместной германско-советской оккупации Польши (1939–1941), а затем германско-советской войны (1941–1945) на эти земли пришли доселе невиданные в истории массовые злодеяния. Их жертвами были преимущественно евреи, беларусы, украинцы, поляки, русские и прибалты – коренное население этих земель. Четырнадцать миллионов человек были убиты всего за двенадцать лет (1933–1945), пока Гитлер и Сталин находились у власти. Хотя родные края этих людей в середине этого периода превратились в поля сражений, они стали жертвами не войны, а смертоносной политики. Вторая мировая война была самым летальным конфликтом за всю историю войн, и около половины солдат, погибших на полях сражений по всему миру, полегли именно здесь, на «кровавых землях». Но ни один из погибших четырнадцати миллионов человек не был солдатом, исполнявшим свой долг. Большинство их составляли женщины, дети и старики; ни у кого из них не было оружия; у многих отобрали все, что они имели, даже одежду.

Аушвиц – самое известное место уничтожения на «кровавых землях». Сегодня Аушвиц – это символ Холокоста, а Холокост – символ наибольшего зла столетия. И все-таки у узников Аушвица, зарегистрированных в качестве рабочей силы, был шанс выжить: имя лагеря известно благодаря мемуарам и художественным повестям, написанным выжившими. Гораздо больше евреев (преимущественно польских) лишились жизни в газовых камерах других немецких фабрик смерти, практически все узники которых погибли и чьи названия всплывают в памяти гораздо реже: Треблинка, Хелмно, Собибор, Белжец. Еще больше евреев (польских, советских и прибалтийских) было расстреляно надо рвами и ямами. Большинство этих евреев умерли рядом с местом своего проживания в оккупированной Польше, Литве, Латвии, в Советских Украине и Беларуси. Немцы свозили евреев отовсюду, чтобы уничтожить их на «кровавых землях». Евреи прибывали в Аушвиц поездами из Венгрии, Чехословакии, Франции, Нидерландов, Греции, Бельгии, Югославии, Италии и Норвегии.

First published in the United States by Basic Books,

a member of the Perseus Books Group

издательством Basic Books, членом Perseus Books Group

Перевод с английского Лукии Зурнаджи

Издание осуществлено при содействии Посольства США в Украине

Перевод осуществлен по изданию:

Bloodlands: Europe Between Hitler and Stalin. New York:

Basic Books, 2010

В дизайне обложки использована фотография из журнала «Life»

Снайдер Т.

С 53 Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным / Тимоти Снайдер; [пер. с англ Л. Зурнаджи] – К.: Дуліби, 2015. – 584 с.

ISBN 978-966-8910-97-5

С 1933-го по 1945 год в Восточной Европе было уничтожено 14 миллионов человек. Книга профессора Йельского университета (США), блестящего историка и искусного рассказчика Тимоти Снайдера, «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» посвящена трагическим страницам в истории Восточной Европы. Украинский Голодомор, сталинские массовые экзекуции, Холокост, расстрелы немцами гражданского населения в ходе антипартизанских операций, преднамеренное морение голодом советских военнопленных, послевоенные этнические чистки… Две тоталитарные системы совершали одинаковые преступления в одно и то же время, в одних и тех же местах, содействуя друг другу и подстрекая друг друга.

Книга Тимоти Снайдера мгновенно стала мировым бестселлером, пережила 29 изданий на 26 языках мира. На русском языке публикуется впервые.

ISBN 978-966-8910-97-5

© Тимоти Снайдер, текст, 2010

© Дуліби, 2014

© Лукия Зурнаджи, перевод, 2015

Вступление к украинскому русскоязычному изданию

«Кровавые земли» – это место, где разговаривали (и продолжают разговаривать) на русском языке, и уже по одной лишь этой причине я очень рад русскоязычному изданию. На просторах от Балтийского и до Черного моря, от Берлина и до Москвы люди, разговаривавшие на русском языке, были в числе жертв, очевидцев и исполнителей тех преступлений, которым посвящена эта книга. Для понимания исключительности периода с 1933 по 1945 год, начиная от первой программы массового уничтожения, которую я описываю (политического голодомора в Украине), и до последней (Холокост в Восточной Европе), архивные материалы на русском языке, а также исторические публикации на русском являются незаменимыми. Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить российских ученых, которые своей работой с оригинальными источниками подготовили почву для некоторых из моих собственных интерпретаций.

Без русской литературы я бы никогда не пришел к теме массового уничтожения при Гитлере и Сталине и не надумал бы использовать территориальный метод исследования и объяснения, которыми здесь пользуюсь. Интеллектуальным компаньоном в течение пятнадцати лет, пока я вынашивал этот проект, был Василий Гроссман. Именно его личный опыт, представленный на страницах книг «Жизнь и судьба» и «Все течет», помог мне понять, что опыт нацистского и советского террора был прежде всего человеческой историей. То, что писатель и очевидец такого уровня таланта и мужества смог описать жизнь нескольких людей, которых коснулись как нацистская, так и советская системы, позволило мне задумать более масштабную историю жизни всех людей, которых коснулись оба режима. Судьба семьи, друзей и знакомых Гроссмана не была исключительной, но была им записана с исключительной тщательностью. Фактически, она была типичной: на «кровавых землях» обе системы затронули десятки миллионов человек, и около тринадцати миллионов были уничтожены намеренной политикой какой-то одной из них. В некоторых случаях, например, в случае с депортациями и убийствами, последовавшими за подписанием Пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году, невозможно рассказать историю жертв одной системы без упоминания о другой системе.

Даже заглавие книги русское. На Западе никто не заметил аллюзии, а вот несколько проницательных украинских читателей догадались (книга была издана на украинском и на всех других языках «кровавых земель», прежде чем появилась на русском). Многие русскоязычные читатели, без сомнения, уже уловили связь с творчеством Анны Ахматовой. Пережитое ею фигурирует в книге, а в нескольких моментах отрывки из ее «Реквиема» задают направление моим впечатлениям. Строки из стихотворения «Не бывать тебе в живых», написанного в 1921 году после ареста ее мужа Николая Гумилева, послужили источником для названия моей книги: «Любит, любит кровушку / Русская земля». Когда я начинаю думать о том, в какой момент русские слова и мысли приблизили меня к моим собственным интересам и заданиям, мое чувство долга только усиливается. К Ахматовой меня привел Исайя Берлин – один из моих преподавателей в Оксфордском университете, который всегда призывал меня серьезно относиться к русской интеллектуальной истории. Я многим обязан Исайе Берлину, который, конечно же, среди всего прочего, и сам был русским мыслителем. Таким образом, мой долг миру русской мысли огромен.

Основной метод книги состоит в том, чтобы начать с людей, со всех тех, кто проживал на европейских землях, которых коснулись и нацистская, и сталинская власть. Это значит, что данная книга – не национальная история. Она повествует о многих нациях, но также и о многих людях, которые, возможно, не считали себя представителями какой бы то ни было нации. Она затрагивает основные вопросы национальных историй, но не является ни совокупностью национальных историй, ни попыткой найти компромисс между ними, ни разрешить споры между ними. Она рассказывает о государственной власти, но не является историей ни одного из государств. Четыре государства (Польша, Литва, Латвия и Эстония) рушатся по мере того, как разворачивается история. Меняются границы Советского Союза и нацистской Германии. Политика «кровавых земель» меняется в зависимости от разных форм контакта между Советским Союзом и нацистской Германией: сначала – предвкушение, затем – союзничество и наконец – вражда.

Хотя история территории, населяющих ее народов и массового политического уничтожения – это не национальная история, она все же привносит новые перспективы и знания в национальные истории. Ни одна национальная история, какой бы обширной она ни была, не может дать всех ответов или даже задать всех вопросов. Многие главные темы современной истории России, такие как политическое массовое уничтожение, выходят за пределы политических границ государства и эмоциональных границ нации. Когда русские погибали в ходе кампаний по политическому массовому уничтожению, вместе с ними погибали и другие. Российская история является неполной без опыта пережитого украинцами, поляками, беларусами, евреями и людьми других национальностей, проживавшими вместе с русскими в самом опасном месте на земле.

Через несколько дней после того, как я завершил эту книгу, весной 2010 года, польский самолет, на борту которого находилось много представителей политической элиты Польши, разбился под Смоленском и все его пассажиры погибли. Они спешили почтить память тысяч польских граждан, расстрелянных советским НКВД в Катыни в 1940 году, – возможно, память о самом печально известном советском преступлении периода советско-германского альянса. Российские лидеры выразили сочувствие по поводу их трагической гибели. О Катынском преступлении, столь долго замалчивавшемся в российской общественной памяти, стали широко говорить. Пять лет спустя многое поменялось. Тон и содержание официального российского почтения памяти изменились радикальным образом. Президент Российской Федерации теперь официально реабилитировал Пакт Молотова-Риббентропа, который Советский Союз заключил с нацистской Германией и который, среди всего прочего, непосредственно привел к Катынской бойне. Реабилитация Пакта Молотова-Риббентропа означает реабилитацию всего совершенного Сталиным вплоть до момента подписания им соглашения с Гитлером. Это ставит под вопрос европейский консенсус по поводу того, что Вторая мировая война была катастрофой. Поскольку одним из предметов этой книги как раз и являются советско-германские взаимоотношения, это может помочь в деле современной оценки значения Пакта Молотова-Риббентропа.

Тимоти Снайдер родился 18 августа 1969 года в американском штате Огайо в семье ветеринара. После окончания школы он продолжил образование в престижных университетах страны. Получил степень бакалавра гуманитарных наук по специальностям История и Политология в Брауновском университете. Далее степень доктора философии и современной истории в 1997 г. в Оксфордском университете, где Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) проходил обучение с 1991 по 1994 г.г. (благодаря престижной Маршальской стипендии – позволяющей одаренным американским студентам проходить обучение в престижных вузах Великобритании). К моменту получения степени Доктора философии, в послужном списке Снайдера уже была работа в научных центрах Франции и Австрии. Также заслужил академическую стипендию в Гарварде.

С 2001 года Снайдер является профессором Йельского университета, а также за последние двадцать лет был почетным преподавателем или имел практику в целом ряде вузов Европы, в частности в Польше, Бельгии, Нидерландах, Лондоне. Тимонати Снайдер может свободно говорить и писать на Английском , Французском , Немецком , Польском и Украинском языках, а также читать на Чешском, Словацком, Белорусском и Русском языках, что помогло ему в работе с оригинальными источниками и кооперации с исследователями Европейской истории. Тимоти Снайдер является членом редакционных коллегий и комитетов журналов, институтов исследований Холокоста, а также самого крупного Центра Исследования Холокоста (USHMM). На сегодняшний день профессор Тимоти Снайдер написал пять полноценных монографий, две книги в соавторстве и десятки научных работ.

Положительная критика Bloodlands

После выхода книги Тимоти Снайдера в 2010 году, получили в целом одобрительную критику, как профессиональной прессы, так и исследователей тематики Второй Мировой Войны и Холокоста. Bloodlands быстро возглавила списки ряда авторитетных издательств и печатных СМИ. По итогу того года, монография « Кровавые земли» была признана бестселлером двенадцати авторитетных списков в шести странах, среди которых такими мастодонтами СМИ как The New York Times, The Economist, и Financial Times. «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» также стали лауреатом девяти престижных книжных премией в Новом и Старом свете, в частности премию за понимание Европы на ежегодной Лейпцигской ярмарке и также, в 2013 году, награду им. Ханны Арендт в области политической мысли – Тимоти Снайдер не раз обращается к трудам писательницы, в частности по теме тоталитарных режимов. Состоянием на 2017 год « Кровавые земли» переведены уже на 30 языков.

Отрицательная критика книги Кровавые земли

На странице автора Тимоти Снайдера и книги « Кровавые земли» в Wiki помещены выдержки из немногочисленной критики – также еще больше ее можно найти по англоязычным запросам. В этом нет ничего удивительного, как и в случае с любым известным трудом о Второй Мировой Войне. Чем больше внимание к монографии и больше положительных отзывов, тем в изменяющейся пропорции больше критики – самые культовые авторы тематики подвергались ей десятилетиями, а Тимоти Снайдер в « большой» литературе о Второй Мировой Войне пока новичок. Справедливости ради, сами доводы критиков кажутся неубедительными – при ближайшем рассмотрении они указывают на моменты, которые, по их словам, автор упустил, но это не так в книге. Там также не так поверхностно поданы причинно-следственные связи между Сталинским и нацистским режимами. Критикующие словно читали другую книгу или делали это недостаточно внимательно и заведомо предвзято.

В общей сложности после окончания основного текста книги Кровавые земли, Тимоти Снайдер приводит 17 архивов , источниками которых он пользовался для написания и также внушительный список из, внимание, 730 источников . Хотя указание архивов – это обычная практика для книг и документальных фильмов о Второй Мировой Войны, их указание не дает понимания о глубине исследований, ведь одни архивы USHMM сегодня занимаются сотни терабайт оцифрованных данных и целые этажи оригинальных материалов: книг, писем, фотографий, кинопленок, документов. Наиболее частая критика, которая высказывается по отношению к книге «Кровавые земли», касается не столько сравнения режимов Сталина и Гитлера, сколько использование Снайдером не оригинальных, а вторичных источников.

Сноски в тексте книги «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» довольно частые и ссылаются как на оригиналы документов, вроде докладных записок, приказов и распоряжений, на показания подсудимых или свидетелей в послевоенных судах о военных преступлениях, так и на многочисленные работы других исследователей. Именно на них по большей части опирается автор Тимоти Снайдер в своей работе, что делает Bloodlands не оригинальным исследованием, при всех объективных плюсах книги. При объективном рассмотрении, больше всего вопросов вызывают почти безапелляционные цифры, приводимые Снайдером, опять же, из сторонних источников – что не производит впечатление, что автор самостоятельно работал с оригинальными.

География Кровавых земель

Интересной особенностью книги «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» , которая выделяет ее на фоне большинства монографий о Второй Мировой Войне, является методологический упор, который Тимоти Снайдер сделал не столько на хронологии в годах, сколько на судьбе конкретных территорий в Восточной Европе. Автор рассматривает территории современных государств в ретроспективе ХХ века, как область Европы, которая понесла наибольшее количество жертв среди мирного населения – Снайдер оперирует цифрой 14 миллионов человек. На протяжении прочтения 500 страниц книги «Кровавые земли» эта абстрактная цифра приобретает прикладное и человеческое значение. Автор Тимоти Снайдер неоднократно подчеркивает, что нельзя умножать некоего общего человека, среднестатистического еврея или представителя других национальностей на внушительные цифры. 6 миллионов евреев, жертв Холокоста – это не среднестатистический еврей, умноженный на 6 миллионов – а такое количество уникальных судеб и личностей. 3 миллиона жертв Голодомора – не среднестатистический крестьянин Украины, а 3 миллиона отдельных судеб. Методологию и подсчет профессора Тимоти Снайдера можно условно поделить следующим образом:

3.3 миллиона жертв Голодомора на территории тогдашней Украинской ССР. Тимоти Снайдер берет только эту часть СССР, которая является частью Кровавых земель, но упоминает голод в других республиках, в частности 1 миллион умерших в Казахстане.

300 000 жертв Большого террора Сталинских репрессий 1937-1938 и этнических чисток на территории Кровавых земель из 680 000 на территории всего Советского союза.

200 000 граждан Польши , в том числе польской интеллигенции и военнопленных, уничтоженных немцами и советами после оккупации Польши между 1939 и 1941 г.г.

4.2 миллиона гражданских жертв , умерших от искусственно созданного немцами голода на территории оккупированных Советских Республик. Среди них 3.1 миллион советских военнопленных и 1 миллион жителей блокадного Ленинграда.

5.4 миллиона евреев , жертв Холокоста. Рассматриваются жертвы лагерей смерти на территории оккупированной Польши, а также более миллиона советских евреев, убитых карательными отрядами на Восток от линии Молотова-Риббентропа.

700 000 гражданских , убитых немцами в ходе актов возмездия в борьбе с партизанами в Беларуси и Украины, и во время восстаний в Варшаве в 1943-1944 годах.

Что касается непосредственно географии «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» , Тимоти Снайдер приводит две общие карты и, по мере развития текста, другие схемы территориальных перемен этих земель. В его методологи были включены территории следующих современных государств:

Польша

Украина

Литва

Латвия

Эстония

Беларусь

Молдова

Западная часть России

Некоторые интересные пассажи из книги

Оккупационные немецкие войска переименовали старинную Рыночную площадь в Кракове в Адольф-Гитлер-Плац

В феврале 1940 года НКВД вывезло в Казахстан 140 000 поляков с оккупированной красной армией территории Польши. 5000 из них умерло в пути в вагонах для скота

В июне 1940 г. 78 000 поляков, 84% из них составляли евреи из бывшей Восточной Польши, были высланы в Казахстан, в особенности за отказ получить советский паспорт.

Эвтаназию для душевнобольных немцы впервые опробовали на территории оккупированной Полши — в Ноября 1939 г. польских душевнобольных травили газом — умерло 7000 человек.

4410 польских офицеров, казненных советами в Катынском лесу, были лишь одной из акций в тоже самое время. Еще 6314 несчастных были умерщвлены возле Твери 3739 возле Харькова.

В германии в 1943 году был отпечатан туристический путеводитель по так называемому Генерал-Губернаторству в Польше. а немецкие путешественники даже посещали гетто в Варшаве.

Большую часть из почти 400 000 евреев, которых вмещало Варшавское гетто на пике своей наполненности, были свезены туда с пригородов и других оккупированных территорий — именно среди приезжих, а не коренных евреев Варшавы, была самая высокая смертность.

Осенью 1941 года тело Ленина было вывезено из Мавзолея в преддверии стремительного наступления Вермахта к столице.

28 августа 1941 года Стали подписал указ о депортации 438 700 советских немцев в Казахстан — акция было проведена в начале Сентября.

Полезная статья? Расскажи о ней!

By Timothy Snyder Tim Duggan Books. 128 pp.

Тимоти Снайдер писал книгу против Дональда Трампа, но вышло против всего американского общества, консерваторов и либералов.

В середине «лихих 90-х» мне довелось жить и работать в Москве. В 1996 году, в самый разгар «шоковой терапии», в России проходили перевыборы Ельцина на второй срок. Это были единственные выборы в истории РФ, которые проходили в два тура. Рейтинг президента был около 3%, однако в кругах «креативного класса» царил энтузиазм. Там на разные лады повторяли фразу ельцинского охранника Коржакова: «Власть не отдадим». Вооружившись черным пиаром и презрев профессиональную этику, российские журналисты мобилизовались на пропагандистскую войну.

Я был вхож в НТВ (тогда еще Гусинского), в ОРТ (тогда Березовского) и в другие сообщества, где создавалось российское общественное мнение. Я пытался объяснять коллегам, что они рубят сук, на котором сидят. Говорил, что их пропаганда ведет к выхолащиванию гражданских ценностей, к потере независимости и свободы прессы. Говорил, что власть неизбежно оценит их измену своей профессии и задавит свободу слова. В ответ они уверяли меня, что я ничего не понимаю, да и сам я порой чувствовал себя персонажем анекдота из жанра «приехал иностранец в Россию».

На самом деле, именно тогда закладывались основы нынешнего одиозного «киселевского телевидения».Тогда, под дружную и массированную пропаганду либеральных СМИ, шло выкорчевывание зачатков того самого среднего класса, который единственный мог стать основой истинной демократизации России. Поэтому, когда те же самые люди, которые в 1996 мобилизовались за Ельцина, в 2011 году вышли на Болотную, в России уже не было общества, способного обеспечить им массовую поддержку. Власть же оценила значение СМИ и просто забрала их себе.

Либералы в Америке, точно также мобилизовавшиеся за Хиллари Клинтон, пока еще не поняли, что живут, “под собою не чуя страны”. Зато консервативные идеологи уже осознали, что после избрания Дональда Трампа, «их» электорат отвернулся от них. Неоконсерватор Роберт Каган, еще недавно провозглашавший торжество глобализма, теперь разразился в «Вашингтон Пост» статьей «Как фашизм пришел в Америку».

Ему вторит бывший спичрайтер Буша и автор «оси зла» Дэйвид Фрум, широкими мазками описыващий в «Атлантик» картину конца либеральной Америки. Голосовать все сложней, самоцензура процветает, Конгресс покорен, политическая власть используется для собственного обогащения, правда становится все более и более туманной. Идет постепенное замещение свободы «не диктатом и насилием, а медленным, деморализующим процессом коррупции и обмана», – пишет он. А группа из более чем 200 исследователей Холокоста и еврейской истории опубликовала “открытое письмо”, в котором сетует на хрупкость демократии и осуждает «агитаторов, которые на загривке Трампа пропагандируют свои ядовитые взгляды»: «Мы призываем всех честных американцев безоговорочно осудить язык ненависти, дискриминации и угроз».

Тимоти Снайдер тоже исследователь Холокоста, хотя и спорный. Много нападок вызвал его тезис о том, что невозможно понять Холокост, выдергивая его из общего контекста истории насилия в Восточной Европе 1910-1940х гг. (исторический истеблишмент увидел в этом покушение на концепцию исключительности Холокоста). Его новая книга «О тирании. 20 уроков из 20-го века» не предлагает никакой альтернативы пессимизму и унынию, господствующему сейчас в американских интеллектуальных элитах. В ней Снайдер пробует приложить свою историческую интуицию к происходящему в Америке сегодня, и критик «Вашингтон Пост» называет эту тонкую, карманного формата книжку, «наиболее заметным произведением нового сопротивления».

«Нынешние американцы не мудрее европейцев, которые в двадцатом веке наблюдали, как демократия уступает место фашизму, нацизму и коммунизму, – пишет Снайдер. – Нашим преимуществом является то, что мы можем извлечь уроки из их опыта ».

Снайдера выгодно отличает отсутствие пресловутого чувства национального превосходства, а то и богоизбранности, присущее большинству американских политических писателей и публицистов.

Автор пытается извлечь уроки из «будничной политики». Задолго до вторжения Гитлера в Австрию, рядовые австрийцы готовы были принять участие в аншлюсе, и местные нацисты загодя составляли списки евреев, чтобы завладеть их имуществом. «Готовность к повиновению – есть политическая трагедия», пишет Снайдер. Однако, именно готовность к повиновению воспитывает в американцах семья, школа и «корпоративная культура». На что же может рассчитывать общество, чья основа – бюрократические корпорации, самое тоталитарное учреждение Западной цивилизации?

Снайдер надеется на большую ответственность профессиональных элит – врачей, юристов, бизнесменов. Ведь даже самые демократические институты не способны защитить себя сами. «Трудно подорвать правовое государство без адвокатов или провести показательные процессы без судей, – пишет он. – Авторитаризму нужны послушные госслужащие, и начальники концлагерей ищут бизнесменов, заинтересованных в дешевой рабочей силе». Это как раз про корпоративные политико-бюрократические элиты венчурного капитализма, которые без стеснения практикуют аутсорсинг и даунграйдинг, а людей рассматривают, как ресурс или топливо. Так и произносится официально – «человеческий ресурс».

«Тоталитаризм не появляется из ниоткуда и не становится всемогущим внезапно, – сказал Снайдер в своем радиоитервью. – Такого не бывает. Тоталитаризм начинается тогда, когда стирается грань между вашей публичной и личной жизнью.

Если мы не можем обмениваться информацией с нашими друзьями, семьей или любимыми без опасения, что она будет обнародована, то значит у нас нет личной жизни. И если у нас нет частной жизни, то в действительности мы не свободные люди». Речь шла об утечке и последующей публикации переписки Хиллари Клинтон и функционеров Демпартии, однако это же касается и раскрытой Эдвардом Снуоденом чудовищной системы тотальной слежки, санкционированной президентами Бушем и Обамой.

«Мы должны понимать историю, потому что фашизм начинался с отрешения от реальности,- напоминает Снайдер. – Фашизм утверждал, что факты не имеют отношения к делу. Все, что имеет значение – это впечатления, эмоции и мифы ».

Однако, культивацией чувств и эмоций вот уже полвека занимается самый эффективный в мире американский маркетиг, и вместе с ним всевозможные левые и правые, либеральные и консервативные, расовые, гендерные, национальные и конфессиональные политики. Американские студенты в элитных либеральных вузах, добивающиеся увольнения профессоров и всяческого ограничения свободы слова, мало чем отличаются от религиозных консерваторов, борющихся против «оскорбления чувств верующих».

– Спускаясь из мира фактов в мир эмоций, первым делом создается альтернативная реальность, которая не соответствует действительности, – говорил Снайдер на встрече с читателями. – Независимо от того, являетесь ли вы российскими СМИ или Брейтбарт (право-радикально интернет издание, поддерживавшее Трампа. – МД). Дальше нам заявляют, что все мы одним миром мазаны. Это такой особый сорт цинизма, который утверждает, что доверять нельзя никому, потому что все преследуют корыстные интересы, у каждого своя доля в игре. И затем, когда эта вера распространяется в обществе, мы вдруг находим себя в мире, который созрел для тоталитаризма.

Снайдер предостерегает от опасности использования патриотических лозунгов и бессмысленного повторения политических конструктов. «Когда мы повторяем слова и фразы, транслируемые СМИ, то допускаем сужение словарного запаса и мыслкй, что только на руку «сильному лидеру»».

«Придумай свой собственный способ говорить! », – советует он читателю. И уж совсем революционным для навязчиво влюбленной в электронные гаджеты Америки звучит призыв Снайдера: «Выбросите ваши экраны и окружите себя книгами…Персонажи Орвелла и Бредбери не имели такой возможности, но мы с вами пока на это способны».

В книжке есть советы, новые для американцев, но хорошо известные европейцам и россиянам. Они все уже прошли в ХХ веке, в очередной раз проходят это и сейчас. «Остерегайтесь символов лояльности – будь то наклейка или повязка, или даже кепка, какими бы они ни казались безвредными… Когда все следуют одинаковой логике и общество покрывается символами лояльности, тогда сопротивление становится невозможным». «Язык Гитлера отвергал легитимность оппозиции. Под словами «народ», «люди» подразумевались не все, а только лишь некоторые. Споры, столкновение мнений всегда изображались, как война. Любая попытка свободных людей понять мир по-своему считалась диффамацией и клеветой на лидера».

Подобно советским людям, верившим в общественный прогресс, американцы, особенно молодежь, тоже воспитаны в вере. Они верят, что свободный рынок толкает историю в правильном направлении. Победа Трампа шокировала многих, не только рационально мыслящих, но и тех, кто верит в эмоции и полагается на всемогущество рефлексии «оскорбленных чувств». Снайдер предполагает, что от привычного «всё будет хорошо», американское общество может качнуться в другую сторону, решив для себя, что теперь будет все «очень плохо».

«После «холодной войны» нас увлекала «политика неизбежности», представление о том, что история уже закончилась победой либеральной демократии. Мы потеряли бдительность и теперь переходим к «политике вечности», для которой наше прошлое представляется огромным туманным двором, заполненным малопонятными памятниками национальной жертвенности. Неизбежность была как кома, вечность – это как гипноз… Путь наименьшего сопротивления ведет от неизбежности к вечности». «Опасность, с которой мы сейчас столкнулись, это переход от наивной и аморальной демократической республики к запутанной и циничной фашистской олигархии», – заключает Снайдер.

История складывается из того, что каждый из нас делает на своем месте. У нынешних двадцатилетних есть шанс стать поколением, которое изменит историю. Однако, среди прочих советов, которые дает Снайдер, есть один зловеще краткий: «Позаботьтесь о том, чтобы у вас и вашей семьи были заграничные паспорта».

Впервые 24 марта 2017 в издании Ортодоксия.ру #Территория Жизни

Михаэль Дорфман © 2017
Michael Dorfman © 2017