Бывают странные литературные ассоциации. "Моя хата с краю, ничего не знаю"

Раньше поговорка «Моя хата с краю, ничего не знаю» носила крайне осуждающую окраску. Она говорила об асоциальной личности, высмеивая ее. Эту фразу относили к человеку, который занимал позицию «это не мое дело, меня это не касается». Словари трактуют значение пословицы: не мое дело, устраниться, мое дело маленькое, моя хата с краю, отстраниться, мое дело сторона. Подобная позиция не принималась обществом, потому была высмеяна в поговорке. Однако времена меняются, и личное пространство человека настолько расширилось, что позиция обособленности одной личности от проблем других личностей достигла таких масштабов, что делать вид, что в этом мире тебя ничего не касается, сейчас стало очень популярной позицией. Согласиться с подобным положением вещей я не могу.

Гражданская, социальная, общественная и прочие активности – это наш долг. Тут стоит привести интереснейший исторический факт: изначально на Руси, где и была рождена эта пословица, хату с краю, в прямом значении этого слова, занимал самый сильный и смелый житель села. Потому что это было то слабое место, с которого в населенный пункт мог проникнуть враг. Поэтому, когда выбирали, кому где селиться, крайнее жилище доставалось самой героической личности. Однако не этот факт породил поговорку, к сожалению.

В жизни лучше занимать крайнюю позицию потому, что она наиболее опасна, чем потому что оттуда хуже слышно, что происходит у других людей, а потому можно сделать вид, что ты просто не знал, что у кого-то беда и кто-то зовет на помощь. Потому что если твоя хата с краю, то когда тебе самому понадобится участие других в твоей жизни, то тебя тоже могут не услышать.

Поэтому можно утверждать, что обособленная позиция только на первый взгляд кажется сильной и безопасной. Крайняя изба по-прежнему самая удобная для нападения, а обособленная особь по-прежнему самая слабая. Выгодность ее положения действительна, лишь пока нападают не на неё и в отдалении от неё – есть шанс примкнуть к победителям и убедить их в своей полезности. Стыдное и трусливое, но иногда спасительное положение. Уверен, жить трусом очень неприятно.

Разве речь об избах и селениях сейчас? Конечно, нет. Это аналогия для нашей с вами жизни и того, какое мы себе в ней место выбираем. Маленький пример: когда мы проходим мимо валяющегося на дороге мусора, мы – тот самый житель хаты с краю. Ведь мы делаем вид, что его не заметили. Или что поднять его не наше дело. Или что… в любом случае мы ведем себя так, будто нас это не касается. Потому что даже если мы считаем, что поднимать его – не наша задача, будучи социально активными и общественно полезными личностями, мы должны приложить усилия к тому, чтобы тот, кто обязан его поднять, сделал это, а тот, кто не должен бросать – не бросил. То есть надо себя вести так, чтобы это изменилось, так или иначе, но на вашей улице было чисто. То же самое с бедным, нуждающимся, пожилым человеком. То же самое с чиновником-взяточником, руководителем-вором, соседом – отчаянным грешником и так далее.

Надо прикладывать усилия, вкладывать себя в этот мир, и тогда мир ответит вам изменениями. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас», – вот девиз сильных людей, способных вносить позитивные изменения в жизнь вокруг себя. Ну, к сожалению, не только позитивные, но тем более нужно понимать, что враги-разрушители не ведут пассивный образ жизни и не занимают трусливую позицию. Они идут и берут этот мир, пока мы делаем вид, что он нас не касается. Нас не касается наркоман из нашего двора, нас не касается педофил, живущий в соседнем подъезде, нас не касается учитель, который учит детей половой распущенности… Не касается, пока речь не о наших детях.

Но когда у нас будут дети или у наших детей дети, тогда будет уже поздно. Посмотрите на страны, где уже поздно! Там тоже жили люди, которых это не касалось. Им казалось, что педофилия, алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения никогда не войдут в их чистые, уютные и нравственно здоровые дома. Их хата была с краю… Теперь они пытаются протестовать, но поздно. Надеюсь, что если они изменятся и не сдадут позиций, их мир опять станет морально и нравственно чистым. Но они слишком долго были слабыми.

Страны, где преобладают «жители окраин», элементарно разрушить, завоевать, поработить. Потому что там нет героев, а если и есть, то никто их не поддерживает. Зачем нужны были герои, и почему наличие героя решало исход битвы? Потому что он один мог всех победить? Нет, потому что его смелость, решительность, отвага заражали других, давая им мощнейший стимул превзойти самих себя. Но людей, которые исповедуют принцип «ничего не вижу, ничего не слышу, я вообще занят», зарядить невозможно, они не хотят, они поворачиваются спиной и к драке, и к герою, только чтобы не надо было ничего в себе менять. До тех пор, пока не становится слишком поздно.

Тут уместно вспомнить одну притчу.

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!»

Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.

И всё это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые «ни к кому никакого отношения не имеют»!

Мораль проста: если вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит вас по голове

Хата с краю не только в итоге слабая позиция. Она стыдная и недостойная и она не пристала верующему человеку.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Моя хата с краю, я ничего не знаю." в других словарях:

    Разг. Это меня не касается, это не моё дело. /i> Усеченный вариант поговорки Моя хата с краю, я ничего не знаю. ДП, 621; ФМ 2002, 580; ФСРЯ, 504; БМС 1998, 600; Мокиенко 1990, 26 …

    Ничего не знаю, плевать хочу, один черт, один хрен, плевать, не волнует, все едино, без разницы, что так, что эдак, плевать хотел, по барабасу, неважно, до лампады, все одно, не все ли равно, по барабану, не мое дело, все равно, до фонаря, до… … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 36 без разницы (64) безразлично (119) все едино (58) … Словарь синонимов

    Моя изба (хата) съ краю, ничего не знаю. Ср. Изба моя съ краю, ничего не знаю вотъ девизъ каждаго Молчалина. Салтыковъ. Г да Молчалины. 1. Ср. Много говорятъ, много... Я что? конечно: моя изба съ краю, ничего не знаю. Писемскій. Тысяча душъ. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Изба моя с краю, ничего не знаю вот девиз каждого Молчалина. Салтыков. Г да Молчалины. 1. Ср. Много говорят, много... Я что? конечно: моя изба с краю, ничего не знаю. Писемский. Тысяча душ. 2, 8. Ср. Моя хата с краю ничего не знаю, отвечал… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Жен., южн., зап. хатка, хаточка; хатина, нка, хатишка; хатища; изба, домишко, халупа; хата бывает: турлучная или плетневая, камышовая, мазанка, битая, земляная и лимпачная, бревенчатая, из дикого камня. | Хата, вят. горница, комната. | твер. изба … Толковый словарь Даля

    Битая хата. Жарг. угол. Раскрытый милицией воровской притон или явочная квартира. ТСУЖ, 20; ББИ, 28. Блатная хата. Жарг. угол. Воровской притон или явочная квартира. ББИ, 29; Быков, 198. Большая хата. Жарг. шк. Школа. ВМН 2003, 144. Была у собаки … Большой словарь русских поговорок