Учебный план и программы обучения. Вопрос

СИСТЕМА МЕТОДОВ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Методом обучения называется совокупность приемов и спо­собов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниямии навыками и вме­сте с тем способствует его воспитанию и развитию.

Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании других предметов, они объединяют познава­тельные процессы с практическими умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизирован­ным видам деятельности.

На сегодня известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффектив­ным представляется такое обучение, которое основывается на ка­ком-либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в со­вершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.

Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложи­лись свои методы, отражающие специфику певческой деятельнос­ти: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстратив­ный в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности.

Концентрический метод

Основоположником этого метода, как и русской вокальной шко­лы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.

Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться прежде всего на метод обуче­ния, получивший название «концентрический». Этот метод мож­но назвать универсальным, так как он лежит в основе методичес­ких систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.

М. И. Глинка рекомендовал «...сперва усовершенствовать натураль­ные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». «...Упражнения раз­виваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса» 2 .

Из приведенной цитаты очевидно, что центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда человек взволнован, он гово­рит возвышенным голосом, а когда находится в подавленном со­стоянии, то голос его звучит на более низких тонах. Следователь­но, чтобы определить высоту примарных тонов голоса ученика, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания, т. е. определить речевой диапазон.

Центр речевого диапазона у детей, как и у большинства взрос­лых певиц, обычно расположен в пределах сим - ре 1 . По-видимому, от этих звуков и следует начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами. Поэтому упражнения М.И.Глинки и начинаются от до 1 , что приводит в недоумение тех специалистов, которые считают, что примарные тоны голоса у детей находятся в диапазоне фа 1 - ля 1 .

Следует напомнить, что в голосе человека есть несколько регист­ров. Звукообразование в спокойном речевом голосе обычно осуще­ствляется по типу грудного регистра в низкой тесситуре. Середина речевого диапазона лежит на стыке малой и первой октав. Если ре­бенок пользуется в речи фальцетной манерой, то и примарные тоны его голоса будут расположены значительно выше.

Данные наших экспериментальных исследований природы пев­ческого голоса детей свидетельствуют о том, что у каждого голосо­вого регистра есть своя зона примарного звучания. Эти зоны не со­впадают по высоте, что необходимо учитывать при выборе звукового диапазона тренировочных упражнений в зависимости от намерения учителя настроить голоса детей на тот или иной харак­тер звучания. М.И.Глинка начинал работу со взрослыми певцами с середины голоса, которая, как он считал, расположена в зоне спо­койной речи, т.е. речевой доминанты. А так как речевой голос функционирует обычно по типу грудного регистра, то, следовательно, основоположник русской вокальной школы рекомендовал начинать работу с певцами с середины грудного регистра.

Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:

Плавное пение и без придыхания;

При вокализации на гласную, например а, должна звучать чи­стая фонема;

При пении рот открывать умеренно;

Не делать никаких гримас и усилий;

Петь не громко и не тихо;

Петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;

Без portamento, т.е. некрасивых «подъездов», прямо попадать

Соблюдать последовательность заданий при построении во­кальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном зву­ке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположен­ных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяю­щиеся скачки с последующим поступенным заполнением, затем арпеджио и гаммы;

Нельзя допускать, чтобы ученики уставали, так как кроме пор­чи голоса это ничего не принесет; петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.

Вместе с тем, что касается самой сути метода - постепенного расширения звукового диапазона голоса концентрическими кру­гами вокруг его центра, - то в работе с детьми - «гудошниками» или взрослыми учениками с невыявленными вокальными способнос­тями он не совсем подходит. В таких случаях возможны и другие методические подходы, связанные с регистровой перестройкой го-лосообразования. Однако сказанное относится только к началь­ному этапу вокальной работы. Когда же налажена координация между слухом и голосом, сформированы элементарные навыки осознанного управления регистрами своего голоса и резонирова­нием звука, тогда можно использовать и концентрический метод. На последующих этапах работы данный метод необходим для сгла­живания регистровых переходов, выравнивания тембра на всем ди­апазоне голоса и формирования других вокальных навыков, то есть для усовершенствования голоса.

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.

В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев - ступеней учебной работы, - как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).

Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

1.3.2. Программы школьного литературного образования

Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный ) принцип.

На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе ученые-методисты разрабатывают программы, предназначенные для образовательных учреждений различного типа, отражающие авторскую концепцию литературного образования данного коллектива. Программы различаются:

По целям,

По адресату,

По принципам отбора произведений для изучения на уроках литературы и во внеурочное время,

По списку художественных произведений для изучения.

В современной школе наиболее часто используются программы литературного образования общеобразовательных учреждений, которые разработаны авторскими коллективами:

Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого,

Под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,

Под редакцией В.Я. Коровиной,

Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой,

Под редакцией А.Г. Кутузова,

Под редакцией В.Г. Маранцмана.

Для углубленного изучения литературы предназначена программа под редакцией М.Б. Ладыгина.

В основе общей структуры каждой из программ литературного образования единые принципы: в 5–8 классах, а также в 11 классе – принцип концентров ) в 10–11 классах – хронологический, или линейный принцип.

Новые понятия

Принцип концентров, или концентрический принцип – принцип построения программ литературного образования, в основе которого – изучение на хронологической основе произведений от фольклора и литературы прошлого до произведений современной литературы в каждом классе основной школы (5–8 классы).

Хронологический (линейный ) принцип – принцип построения программ литературного образования, в основе которого – последовательное изучение художественных произведений в хронологической последовательности в течение нескольких лет (с 9 по 11 классы).

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с программами литературного образования.

2. Проанализируйте содержание одной из программ по схеме:

– пояснительная записка (специфика целей данной программы, ее адресат, характерные особенности);

– основные разделы и подразделы программы;

– круг литературных произведений для изучения;

– наличие и обзор содержания дополнительных разделов;

– оценка программы.

3. Подготовьте презентацию проанализированной программы для представления ее на практическом занятии.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы характерные особенности каждой из ступеней литературного образования, отраженные программами?

2. Какова внутренняя логика, структура, целенаправленность программ?

3. Как соотносится в них изучение русской классической литературы с литературой современной, с фольклором, с зарубежной литературой, с теорией литературы и критикой?

4. Какой программе отдаете предпочтение и почему? (Программы указаны в списке литературы.)

Литература

1. Программа литературного образования. 5-11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2002 (и др. гг. изд.).

2. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб., 2000 (и др. гг. изд.).

3. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000 (и др. гг. изд.).

4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1 – 11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2001 (и др. гг. изд.).

5. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / Под ред. А.И. Княжицкого. – М.: Просвещение, 2000 (и др. гг. изд.).

Информационные ресурсы

http://www.school2100.ru/ – Программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бу-неевой.

http://www.prosv.ru/ – издательство «Просвещение».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны

Из книги автора

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы

Из книги автора

1.2. Цели и задачи литературного образования Цели и задачи современного школьного литературного образования определены в Государственном образовательном стандарте, который является нормативной основой для вариативных программ, творчески осмысленных и разработанных

Из книги автора

1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, программы литературного образования, базисный учебный план. Содержание школьного литературного образования на концептуальном уровне

Из книги автора

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

Из книги автора

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

Из книги автора

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

Из книги автора

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный

Из книги автора

3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования Специфика литературы как учебного предмета определяет характер и особенности ее содержания. Обратимся к описанию объектов изучения в школьном курсе литературы.Обозначенный в предыдущем параграфе объект

Из книги автора

3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА «…Лучшее и вернейшее, что можем извлечь из различных педагогических мнений о преподавании словесности в гимназиях, есть то, что надобно читать писателей. Чтение есть основа теоретическому

Из книги автора

3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

Из книги автора

3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования 3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Общение – личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную

Из книги автора

3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования Ключевые понятия: диалог, диалогичность, монологичность, диалогический опыт. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Диалог есть единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость». М.М.

Из книги автора

ГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования Ключевые слова: организационная форма обучения, внеклассная работа, классификация уроков, нетрадиционный урок, структура урока, самостоятельная деятельность. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Организационная форма обучения –

Из книги автора

4.1. Формы организации процесса литературного образования Основными формами организации процесса литературного образования школьников являются: урок; самостоятельная деятельность учащихся; внеклассная работа.Успешное осуществление процесса литературного

Из книги автора

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

Модульно-блочное обучение на уроках музыки (или КТП по-новому).

В течение многих лет на своих уроках музыки я применяю технологию модульно-блочного обучения. Наиболее актуально это сейчас, когда мы стали работать по Примерной программе от 2015г. Не секрет, что программа для уроков музыки, мягко сказать, недоработанная: самая главная проблема в том, что не распределены учебно иллюстрационные материалы и планируемые результаты обучения по годам.

Опыт преподавания привёл меня к необходимости структурировать материал в укрупнённые дидактические единицы (блоки) в соответствии с тематическими линиями и планируемыми результатами обучения, а весь курс уроков музыки я выстроила его по концентрическому принципу. Или, если сказать проще, в распределении учебного материала я использую 2 принципа:

    Модульно-блочное обучение

    Концентрический принцип распределения материала

Концентризм - принцип построения школьных курсов основ наук, характеризующийся тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на всех ступенях обучения.

Модульный блок – это целевой тематический узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Например, свой календарно -тематический план я строю, используя следующие тематические линии (см. Примерную программу):

    Музыка как вид искусства- 3ч.

    Форма - 3ч.

    Жанры - 3ч.

    Музыкальный образ – 7ч.

    Стили: – 15ч.

    Народное музыкальное творчество;

    Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX -ХХ вв.;

    Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XI Х- X Х вв.;

    Русская музыкальная культура XX в.;

    Зарубежная музыкальная культура XX в.;

    Современная музыкальная жизнь

    Значение музыки в жизни человека- 4ч.

ВСЕГО:35часов

Пример распределения содержания по классам:

Музыка как вид искусства 3ч.

    Как появились искусства. Искусство открывает мир. Классификация видов искусств. Жанры искусств

    Что роднит музыку с литературой Писатели и поэты о музыке

    Что роднит музыку с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразитель-ном искусстве.

    Классификация видов искусств. Жанры искусств. Категории искусства

    Импрессионизм в музыке и живописи.

    Искусства различны, тема едина

    Классификация видов искусств. Жанры искусств. Художественный замысел

    Сюжеты, темы, образы искусства.

    Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства

    Символика скульптуры, архитектуры, музыки

    Полифония в музыке и живописи

    Творческая мастерская композитора, художника.

Форма 2ч.

    Какой бывает музыкальная композиция. Двухчастность и трехчастность в музыке.

    Способы развития в музыке: повтор (вариативность, вариантность), контраст

    Двухчастность в музыке.Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»

    Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

    Многомерность образа в форме рондо.

    Вариации

    Сонатная форма

    Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Что дает учителю и ученикам концентрический принцип обучения?

    Все классы идут по одной теме, с различным уровнем сложности материала. Следовательно, учителю музыки, который работает во всех классах, легче готовиться к урокам. Ученики, зная что темы повторяются, с удовольствием демонстрируют свои предыдущие знания и чувствуют себя довольно успешными.

    В одной параллели классы, как правило, разного уровня подготовки - классы «А» сильнее классов «Д». Принцип концентрического построения материала позволяет упрощать или усложнять тему, возвращаться к ранее изученному или идти «на опережение»

    Наиболее успешные учащиеся могут самостоятельно, по индивидуальному плану, осваивать целый блок-модуль.

Что дает МБО:

    обеспечивает единство и целостность восприятия всего учебного раздела;

    обеспечивает полную и всеобщую активность на уроке и способствует оптимизации учебного процесса;

    дает большую самостоятельность ученика;

    дает возможность работать в разных режимах

Итак, первое занятие каждого тематического модуля я начинаю с предоставления общего блока. Например:

    «Музыка как вид искусства»

    Жанры музыки

3.Музыкальный образ и средства для его воплощения.

страха, душевных переживаний, божественный, героический, комический, радости, трагический, торжественный, грусти, лирический, патриотический

ИНТОНАЦИЯ

Повышение или понижение тона голоса, отражает чувства в каком-то элементе мелодии. Это выразительный переход от одного звука к другому.

Насмешливая, решительная, властная, жалостливая, требовательная, ироничная и т.д.

ДИНАМИКА

Сила звучания, громкость

р -- piano (пиано) -- тихо;

pp -- pianissimo (пианиссимо) -- очень тихо;

mp -- mezzo piano (меццо пиано) – не очень тихо

f -- forte (форте) -- громко;*

mf -- mezzo forte (меццо форте) – не очень громко

ff -- fortissimo (фортиссимо) -- очень громко.

ТЕМП

Скорость исполнения музыкального материала

Медленные темпы - скоро, весело, радостно

Очень я люблю использовать «Ленты времени». Например: «Жанры музыки с первобытных времен до наших дней», «Музыкальные стили», «История музыкальных инструментов». Более того дети сами стремятся создавать такие ленты времени и по другим темам.

Каждый пункт этих схем и таблиц будет изучаться более подробно и последовательно. Но именно начало каждой темы с общего большого блока дает целостную картину изучаемого материала. Дети учатся составлять рассказы по таблицам и схемам, и наоборот, составлять схемы и таблицы по тексту, могут заполнять пропущенные фрагменты в таблицах и т.д.

А более подробное использование схем, таблиц, опорных конспектов и задания по работе с ними в следующей моей публикации.

3. Дидактическая спираль

Линейные и концентрические построения учебных программ

Содержание учебных предметов и частично методика их преподавания конкретизируется в учебных программах, которые представляют собой документы, устанавливающие состав, последовательность предъявляемого к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. По каждой теме указываются объем знаний, способы деятельности. Программа определяет результаты обучения, межпредметные связи, опорные знания, необходимые для изучения раздела или темы.

Исторически сложились две основные системы построения учебных программ - линейная и концентрическая .

Первая из них более проста: она предполагает последовательное изучение материала , как правило, без возвращения к изученной теме. Такое построение логично и экономно, но не дает в должной мере обеспечить глубину проработки, особенно в младших классах. Линейные программы используются главным образом в небольших (по объему понятий) и коротких (по времени) курсах, вмещающихся в один учебный год.

В концентрических программах курс реализуется в виде двух или более концентров. Концентры , каждый из которых представляет собой относительно автономный полный курс, строятся для нескольких возрастных контингентов школьников, последовательно изучающих единую систему концентрических курсов, постепенно расширяя их кругозор в изучаемой предметной области . В каждом концентре учащийся возвращается к базовым понятиям и основным законoмерностям этой предметной области.

По мере взросления и развития учащиеся переходят от концентра к концентру, накапливая и фундаментальные знания, и практический опыт их использования.

Система концентров связана с затратой существенно большего учебного времени. Вместе с тем она открывает возможности более глубокого освоения и более прочного закрепления знаний.

Представление о дидактической спирали, примеры

Когда имеются две различные системы, часто рождаются компромиссные идеи, которые порождают новую систему, объединяя достоинства и минимизируя недостатки обеих исходных систем. Так, из синтеза линейной и концентрической систем возникла широко распространенная сейчас система, получившая название дидактической спирали . Дидактическая спираль отличается от обычной концентрической системы планирования учебного материала непрерывностью перехода между концентрами . Поэтому дидактическая спираль как система построения учебных программ и организации учебного процесса нашла свое место в больших многолетних курсах, составляющих основу непрерывного образования. Такова, например, математика. Начальная школа и центральные классы средней школы (основная школа), оперируя целыми и рациональными числами, составляют первую ветвь дидактической спирали, в старших классах (базовая школа), где вводятся вещественные и комплексные числа, понятие предела и элементы математического анализа, математика поднимается на следующую ветвь спирали, в выпускных и профильных математических классах (и далее в высшей школе) начинается следующая ветвь дидактической спирали - дифференциальное и интегральное исчисление.

Такова биология с ее различными предметными компонентами: после начального курса естествознания в основной школе изучаются отдельные биологические дисциплины - ботаника, зоология, анатомия - с тем, чтобы в профильном уровне образования прийти к единой науке - биологии - с богатым багажом понятий и знаний, накопленных на предыдущем витке дидактической спирали.

Такова и история, в которой начальная ветвь дидактической спирали построена из серии отдельных (впрочем, содержательно продуманных и выстроенных в методическую последовательность) рассказов из истории своей Родины и родного края, обсуждаемых в младших классах. Следующую ветвь спирали составляют ряд курсов, прослеживающих хронологические эпохи человеческой цивилизации - от Древнего мира, через Грецию и Рим, к Средневековью и новой истории. Наконец, в выпускных профильных классах школьники выходят на новую ветвь спирали, где они могут ориентироваться не только в новейшей истории, но и в общих социальных проблемах развития человеческого общества.

Легко видеть, что дидактическая спираль непосредственно увязывается со структурным делением любого протяженного непрерывного образовательного курса на три компоненты - пропедевтическую, базовую и профильную. Такая связь компонент - витков дидактической спирали - подтверждена образовательным стандартом.

Дидактическая спираль курса информатики

В школьном курсе информатики все три перечисленные витка дидактической спирали присутствуют или, во всяком случае, должны присутствовать 8 . В силу этого необходимо осознавать, что педагогические задачи, возникающие на каждой ветви спирали, отличаются друг от друга практически во всех категориях учебного процесса - целях, содержании, формах, средствах и методике.

Известно, что цели (система формируемых у учащегося знаний, умений, навыков, компетенций) на трех витках дидактической спирали информатического образования различны.

Отличаются эти ветви и содержанием обучения: системы команд, алгоритмы, непосредственно и программно управляемые исполнители - на пропедевтическом витке, структуры данных и управляющие структуры в алгоритмике и модульные системы в информационных технологиях - на базовом, языковые системы процедурного и объектно-ориентированного программирования - на профильном.

Игровые формы, увлекающие младших школьников, заставят скучать старшеклассников, которые испытывают потребность в схематизации и абстрагировании знаний.

Несравнимы и средства: у младших - программные исполнители и роботы, у старших - многоязыковые высокоуровневые платформы.

Как следствие, сильно разнятся методики: зачастую опытный учитель, работающий со старшеклассниками, смущен и стеснен, когда ему приходится работать с малышами.

Важно отметить, что переход от одного витка к другому не только обоснован (например, требованиями возрастной психологии), но и управляем. Так, при обсуждении непрерывного школьного курса информатики не возникает вопрос о включении в такой курс элементов программирования и, в частности, знакомства с языковыми системами программирования. Вместе с тем на первом витке спирали непрерывного школьного информатического образования - в пропедевтическом курсе информатики - программирования нет (хотя в ряде экспериментов не только не отрицается возможность изучения и освоения начал программирования младшими школьниками, но и включаются уроки программирования на языках). Отсутствие механизмов программирования в продуманном пропедевтическом курсе не случайно (см. “Пропедевтический курс информатики” ): понятие переменной величины, ее имени, типа и значений, лежащие в фундаменте программирования, так же, как управляющие структуры и структуры данных, требуют того уровня психической зрелости, которая может быть сформирована к базовому курсу - к восьмому или, в лучшем случае, седьмому классу. Первый виток спирали методично готовит школьников к введению столь ответственных понятий с помощью алгоритмов, их видов и свойств, с помощью исполнителей и их систем команд, с помощью умений поиска информации и обнаружения объекта в множестве по задаваемому признаку.

Основные понятия информатики базового уровня могут быть усвоены с помощью языковых средств учебно-ориентированных языков или структурно -процедурных языков высокого уровня (Рапира, КуМир, Паскаль), но для перехода на следующий уровень информатического образования - профильный - сегодня уже необходимо программное обеспечение, базирующееся на новых концепциях - объектно-ориентированном программировании .

Дидактическая спираль темы в курсе

Среди других школьных дисциплин информатика привлекательна тем, что дидактическая спираль в ней используется не только в организации непрерывного курса, но даже внутри ее отдельных (достаточно объемных) тем. Вот характерный пример - тема редактирования текстовой информации. Она начинается на пропедевтическом уровне. Например, в известной программно-методической системе Роботландия основным инструментом темы становится адаптированный учебный редактор Микрон. Это простой моноширинный редактор, ограниченность средств которого вызывает снисходительную улыбку специалиста по технологии обработки текстовой информации. Но не следует забывать, что к восхищающему детей Микрону они пришли после знакомства со строковым редактором (в частности, с полями ввода команд в исполнителях и тренажерах). И вот они выходят на широкий простор полного экрана! В действительности здесь так много новых форм работы, что дети не теряют интерес к возможностям Микрона в течение сравнительно долгого времени. И потребуется новый стимул, чтобы они сменили свое увлечение. На типовой задаче контекстной замены, часто встречающейся в повседневной жизни, возникает трудность (задуманная разработчиками Микрона): в этой программе есть операция контекстного поиска информационного объекта, но нет операции замены.

Методика темы текстового редактирования построена так, чтобы учитель приводил детей к такой задаче в тот момент, когда созревала потребность в более совершенном инструменте. На уроках появляется МикроМир - учебно-ориентированный текстовый редактор с возможностями многооконной обработки, с использованием блочных структур, с таблицами и возможностью обработки табличных данных, с макросами и…, конечно, с контекстной заменой. Большое количество фундаментальных понятий из области обработки текстов и общих приемов информационного редактирования осваиваются в МикроМире. Но позднее, когда возникает необходимость показать важность единого интерфейса в разных технологических системах, назревает переход к очередному витку темы, когда школьники знакомятся с профессиональным редактором Word.

Обратите внимание на расположение трех текстовых редакторов - Микрон, МикроМир и Word - в школьном курсе информатики: первый из них работает на пропедевтическом витке дидактической спирали непрерывного курса, второй - на следующем витке, в базовой школе, Word - начинается на переходе со второго витка на третий, в начале профильного курса информатики. Это позволяет обучать школьников информационным технологиям не как рецептуре кнопочных приемов, а как дисциплине, формирующей мировоззрение. В теме “Редактирование текстовой информации” закладывается база для изучения других технологических инструментов и закрепляется фундамент из освоенных ранее умений и навыков операционного стиля мышления. Исходя из такой дидактической оценки технологии обработки текста, учителю полезно продумать классификацию понятий, механизмов и операций новой темы. (Важно подчеркнуть, что обсуждаемая классификация полезна не столько для конкретных методических рекомендаций по передаче новой учебной информации учащимся, сколько для формирования у учителя отчетливого представления об инвариантах текстового редактирования, другими словами, о месте и способах представления изучаемой темы в общей методике информатического образования.)

К первой категории относят наиболее общие понятия и методические приемы, которые являются инвариантными, едиными для всех редакторов информации, независимо от вида ее представления. На рисунке инварианты информационного редактирования показаны как ядро изучаемой в начальной школе темы редактирования информации.

Инварианты редакторов информации в качестве базы для аналогий используются в непосредственно следующей за Микроном теме редактирования графической информации, а позднее - и в теме музыкальной информации.

Вторую категорию образуют понятия и операции, учитывающие особенности текстового представления информации и являющиеся общими для всех текстовых редакторов, независимо от их назначения и уровня сложности. Здесь они названы базовыми операциями редактирования текстов. К базовым операциям редактирования текстов необходимо будет обращаться не только при изучении Микрона, но и на последующих этапах непрерывного информатического образования при изучении других инструментов редактирования текстов (как учебных, так и профессиональных).

Наконец, к третьей категории относят специфические особенности текстового редактора Микрон. Именно в таких особенностях отражается ориентация программного продукта на конкретную предметную область - методику курса раннего обучения информатике.

Понимание классификации механизмов редактирования текста, их разделения на инварианты информационного редактирования, базовые операции рассматриваемого редактора как типового представителя средств обработки текста и, наконец, специфические особенности конкретного редактора позволяет учителю правильно ориентироваться в дидактической спирали темы, а также в использовании аналогий при изучении “параллельных” тем - редактирование графической и музыкальной информации, обработка числовой информации.

В дидактической спирали отдельной темы могут предусматриваться средства стимулирования для перехода на следующий виток дидактической спирали. Вот как, например, решался вопрос о таком переходе в первой отечественной двухкомпонентной программно-методической системе “Школьница” , состоявшей из Робика - языка управления роботами-исполнителями и Рапиры - учебно-ориентированного языка структурного программирования. Школьники начальной школы осваивали методы непосредственного и программного управления роботами-исполнителями в Робике до тех пор, пока в заданиях роботам не начали появляться вычисления арифметических выражений (задача, хорошо знакомая учащимся по школьным урокам математики). И в этой новой ситуации для вычислений предлагалась выросшая из Робика система команд, где сложение с присваиванием результата записывалось так:

СЛОЖИТЬ ЗНАЧЕНИЕ В ЯЧЕЙКЕ ПО ИМЕНИ А

СО ЗНАЧЕНИЕМ В ЯЧЕЙКЕ ПО ИМЕНИ Б И

ПОМЕСТИТЬ РЕЗУЛЬТАТ В ЯЧЕЙКУ ПО ИМЕНИ Д

Такая команда ошеломляла школьника (не представляющего пока возможности компактных записей в языках программирования) своей громоздкостью.

Важность такой команды хорошо видна, это начало освоения понятия переменной. И хотя, работая по принципу свертывания синтаксических конструкций, можно постепенно перейти к более коротким формам той же команды:

СЛОЖИТЬ А С Б ПОМЕСТИТЬ В Д

Все же настоящее удовлетворение школьников приходит тогда, когда учитель предлагает воспользоваться новым средством - языком Рапира, где вычислительная формула записывается почти так же, как на уроке математики:

А + Б –> Д

8 В действительности во внутрипредметном, информатическом стандарте предусмотрена еще одна, не столько научно-дидактическая, а скорее, организационная классификация компонент структуры управления образованием - федеральная , региональная и школьная . В рамках этой второй классификации многие принципиальные проблемы развития образования - материальные ресурсы, стратегия подготовки кадров, методы принятия решений - вынесены с научного уровня на уровень административный, что не может не приводить к болезненным коллизиям в системе образования. Например, вопрос о постановке курса раннего обучения информатике (пропедевтического курса) в конкретной школе отдан в сферу ответственности директора школы (а не в сферу научных, дидактических аргументаций раннего обучения информатике), что в условиях нормативно-подушевого финансирования школ заставляет директора школы (особенно сельской малокомплектной школы) принимать конъюнктурные, а не научно обоснованные решения.